Сознательный выбор шахидов битвы при кербеле.

Ислам в Азербайджане

Сцены из Кербелы (статья первая)

«Более верных сахабов, чем мои сахабы, и более верных родственников, чем мои родственники, я не видел. Да ниспошлет им Аллах прекрасное будущее!» Имам Хусейн (а).

Трагедия Кербелы является самым важным и самым значимым событием исламской истории. Несмотря на то, что все произошло в течение всего лишь нескольких часов, это событие и с точки зрения глубокого философского смысла, и с точки зрения насыщенности сюжета приравнивается к векам. Каждое мгновение Ашуры состоит из поучительных сцен. Каждый образ, каждый шахид, участвовавший в этой большой трагической сцене истории, является целым миром.

Также как шахиды Кербелы погибли мученической смертью, завершив свою бесценную жизнь под ударами вражеских мечей, также их души тоже подверглись мучениям под ударами в определенном смысле забывчивости истории.

Достаточно сказать, что если у большинства мусульман Азербайджана мы спросим имена участников восстания в Кербеле, только некоторые смогут назвать лишь имена нескольких представителей племени Хашими, вспомнят имена знакомых им по «марсия» (траурный стих) Его светлости Аббаса, Али Акбара, Али Аскера и Касима, в лучшем случае, произнесут имена Хабиба ибн Музахира и Хурра. Несмотря на то, что каждый из шахидов Ашуры проявил смелость и мужество, которым можно преподнести урок истории и их души имеют право на то, чтобы их имена знали наизусть.

В предлагаемой вам серии статей мы сообщим о некоторых личностях, которые в битве при Кербеле бок о бок сражались с имамом Хусейном (а) и достигли шахады. В этих статьях мы осветим интересные и поучительные случаи, связанные с шахидами Ашуры, неизвестные моменты произошедших в Кербеле событий.

1. Битва дяди и племянника

Один из шахидов ашуры – Харис ибн Имрауль-Гейс Кинди вначале состоял в войске Омара ибн Сада, но затем с тремя воинами перешел на сторону имама Хусейна (а). Вообще, часть шахидов прибыла в Кербелу в составе вражеского войска. Они поняли, что в одиночку не смогут прорвать окружение войска и перейти на службу к имаму и поэтому использовали уловку, чтобы примкнуть к противоположной стороне. Уже до Ашуры часть из них смогла перейти в лагерь Имама. В ночь Ашуры группа, состоящая из 32 человек, отделилась от вражеской стороны и подоспела к имаму.

В день Ашуры Харис столкнулся на поле битвы со своим дядей. «Сейчас ты убьешь родного дядю?», спросил дядя, на что Харис ответил: «Ты мой дядя, но Аллах мой повелитель» и отправил дядю в ад.

2. Предсмертные шутки шахидов

Абдуррахман ибн Абди-раббих Ансари был сахабом пророка Мухаммеда (с). После того, как Его светлость Али (а) был избран халифом, имам выступил перед сахабами в Куфе в местечке, называемом Рахба и попросил их, если они слышали от пророка хадис Гадир-Хум, пусть поклянутся в этом.

Несколько сахабов (по преданию их было около 30) поднялись на ноги и подтвердили, что слышали из уст пророка хадис «Али — повелитель тех, для кого я повелитель». Среди них был и Абдуррахман. По преданию, он научился читать Коран у его светлости Али (а). Во время восстания Муслима, Абдуррахман собирал сподвижников в Куфе. В Мекке он примкнул к имаму Хусейну (а) и прибыл вместе с ним в Кербелу.

В ночь Ашуры имам Хусейн (а) помылся в одной из палаток, совершил омовение. В это время двое из сахабов – Абдуррахман и Бурейр сторожили вход в палатку. В это время Бурейр стал шутить с Абдуррахманом. У Абдуррахима был тяжёлый характер, и он сказал, что сейчас шутки неуместны. Тогда Бурейр ответил ему: «Абдуррахман, те, кто меня знает, знают и то, что ни в молодости, ни сейчас (в пожилом возрасте) я не люблю неуместные шутки. Но сегодня радости моей нет предела. Потому что скоро мы станем шахидами и получим награды Аллаха. Поэтому я решил пошутить с тобой».

3. Мубахиля на поле битвы

Бурейр ибн Хузейр Хамдани, о котором было упомянуто выше, в свое время был сторонником имама Али (а). Всю свою жизнь он занимался богослужением и был известен как прекрасный знаток Корана. Его называли «Сеййидуль-гура» (предводитель чтецов Корана). Бурейр прибыл из Куфы в Мекку, где примкнул к Имаму и сопровождал его до Кербелы.

В день Ашуры Бурейр ступил на поле битвы и вызвал на бой противника. С вражеской стороны выступил воин Йезид ибн Магиль и сказал, что готов к бою. Обе стороны старались убедить друг друга в своей правоте, но пользы от этого не было.

Наконец, Бурейр предложил для выхода из ситуации использовать мубахиля. Мубахиля — это молитва. То есть, когда два человека, каждый из которых обвиняя другого во лжи или заблуждении собираются и каждый просит Всевышнего Аллаха о том, чтобы ниспослал наказание на него, если он пошел против истины, а если противник его пошел против истины — то на противника. И скоро Аллах ниспосылает беду на неправую сторону и выводит истину наружу. Всем известна мубахиля пророка Мухаммеда (с) с христианами Наджрана и ниспослание в связи с этим событием 61-го аята суры Имран.

Бурейр и Йезид ибн Магиль помолились, чтобы в их битве один на один победил тот, кто прав. Затем между ними начался бой. За короткое время Бурейр отправил своего противника в ад, и доказал, что он находился на истинном пути. Несколько воинов из войска Омара ибн Сада накинулись на Бурейра. Когда Бурейр повалил одного из них наземь и собирался убить, в его спину вонзилось копье. Этого ученого мужа, занимавшегося всю жизнь богослужением, убили предательским способом.

Два сражения, изменившие… ничего

В один день состоялись два ключевых сражения, решавшие, казалось, судьбы истории. Но в реальности они не изменили ничего, так как свои судьбы история избрала несколько ранее

В один день состоялись два ключевых сражения, решавшие, казалось, судьбы истории. Но в реальности они не изменили ничего, так как свои судьбы история избрала несколько ранее

Два сражения в один день, 10 октября. В одном, казалось, решалась судьба ислама — по какому пути ему развиваться далее. Во втором — тоже казалось — решалась судьба христианства: сохранится оно в Европе или уступит место исламу. Оба сражения с разницей более чем в полвека носили действительно ключевой для цивилизации характер. Но вот изменили ли они цивилизацию в реальности?

Битва за правильный ислам

Город Кербела в Ираке — центр, можно даже сказать, священный центр шиизма, одного из двух главных направлений мусульманства. Здесь всегда многолюдно, вокруг двух мечетей-мавзолеев клубятся толпы, буквально под их ногами ютятся то ли нищие, то ли дервиши, как их хочется назвать.

Ирак. Кербела. Фото: Ahmad Halabisaz/Globallookpress

На деле это ни те и ни другие. Вернее, немало среди этих людей тех, кто пришёл умирать на могилах имама Хусейна и его брата Аббаса. Над этими могилами напротив друг друга и возведены впечатляющие мусульманские храмы. И в них не позволяется входить иноверцам.

То, что здесь произошло 10 октября 680 года, помнят в исламе все. И почитают до сих пор: каждый год на 40-й день убийства имама Хусейна — Арбаим — в Кербелу приходят миллионы паломников. Не считая тех, кто стремится сюда в другие дни, и тех, кто живёт здесь в ожидании смерти, рассчитывая гарантированно попасть с могилы имама прямо в рай.

Читать еще:  Леля значение имени характер и судьба. Значение имени леля

А произошло, на первый взгляд, рядовое событие в долгой человеческой истории. Если отвлечься от религиозной составляющей, то произошла одна из битв в ходе гражданской войны между двумя ветвями почитателей Пророка Мухаммеда. Точнее, даже не битва, а избиение, когда сотня противостояла пяти тысячам. К тому же эти тысячи отрезали сотню от воды и просто ждали, когда противники умрут под жарой от жажды. Сводный брат Хусейна Аббас всё же прорвался к Евфрату и набрал воды в бурдюк, чтобы принести её хотя бы внучке Пророка Зейнаб, что находилась здесь же в отдельной палатке. Но не добежал: его убили в ста метрах от палатки.

Пророк Мухаммед. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress

В итоге погибли все.

Но без религиозной составляющей тут не обойтись. Ибо это была не рядовая битва. Это было сражение, ознаменовавшее окончательный разрыв между двумя течениями ислама — суннизмом и шиизмом.

Сражение произошло между отрядом родного внука Пророка и войском халифа Йазида I. Первый — имам, религиозный лидер, по-современному говоря, второй — официальный глава государства. Но и тут не всё так просто, как если бы привязать это к современным реалиям. Не религиозные повстанцы против законного правительства.

Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши был сыном Али ибн Абу Талиба и Фатимы. Чтобы было ясно, кто это такие, поясним: Али был двоюродным братом и ближайшим сподвижником Пророка, первым представителем мужского пола, принявшим ислам. Его отец был родным братом отца пророка Мухаммеда, который несколько лет воспитывался в доме дяди вместе с Али. Двоюродные братья не расставались, а один раз Али занял место Мухаммеда, когда того пытались убить враги. Впоследствии Али много раз сражался за дело Пророка, был не раз ранен, а после смерти Мухаммеда его меч Зульфикар перешёл к Али. Вместе с заявлением самого Пророка, что Али — его наследник и брат, а также тем фактом, что Пророк выдал за него замуж свою дочь Фатиму, это, казалось, ясно означало, кто должен быть наследником дела Мухаммеда.

Однако давно известно, что власть — самый тяжёлый наркотик. Нашлись люди, которые слова Пророка интерпретировали по-своему. Собрались его сподвижники-ансары, открыли дебаты, кому стать «халифа расули-л-лахи», то есть «заместителем посланника Аллаха». Али отодвинули в сторону, а халифом избрали Абу Бакра.

Дальше поочерёдно наследием Мухаммеда — а тем временем арабы в ошеломляющем темпе стали покорять и исламизировать широченные территории — правили четыре «праведных халифа». Правили сложно — и заговоры были, и восстания, и убийства. Но и Али всё же тоже получил власть — последним из четырёх.

Правда, наследство было тяжёлым: его предшественника Усмана убили недовольные заговорщики. Потому власть Али кое-кто предпочёл не признавать, что в результате обернулось гражданской войной. И после гибели Али — тоже от рук заговорщиков — власть над Халифатом прибрала династия Омейядов. Соответственно, отодвинув в сторону сыновей Али Хасана и Хусейна.

Плакат с изображением Имама Аль-Хусейна, держащего своего убитого сына. Фото: Robert King/Globallookpress

Вот, собственно, что легло между шиитами и суннитами. Первые признают законным наследником Пророка только Али, то есть четвёртого халифа, а сунниты, соответственно, и всех его предшественников. Отсюда и две традиции: по мнению шиитов, руководство уммой, мусульманской общиной, должно принадлежать только имамам из числа потомков Пророка через Али и сыновей его от брака с Фатимой; сунниты же стоят за выборность главы общины, то есть халифа, лишь бы тот следовал сунне — преданию о поступках и высказываниях Пророка.

Какой ислам правильный? Именно за ответ на этот вопрос и сражались мусульмане в битве при Кербеле. Хусейн потерпел поражение и был убит. Шииты проиграли. Но!

Как мы видим сегодня, дело Али и сына его Хусейна отнюдь не проиграно. Более того, в новом масштабе битва при Кербеле продолжается. И ведут её центр суннизма — Саудовская Аравия — и центр шиизма — Иран. И в Саудовской Аравии правят официальные ваххабиты, а именно ваххабиты ещё раз победили в другой «битве при Кербеле». Точнее, её тотальном разорении в 1802 году, когда кровь текла рекой, а награбленное вывозилось на четырёх тысячах верблюдов. И?

Фото: sebos / Shutterstock.com

И, получается, решающая, определяющая, казалось бы, дальнейшие пути исламской цивилизации битва не решила ничего. Та так и развивается по двум основным направлениям. А судьбу истории, оказывается, решили ансары Пророка на совещании после его смерти…

Битва за судьбу европейского христианства

Битва при Пуатье, она же битва при Туре 10 октября 732 года, в традиционной историографии преподносится как решающее сражение, остановившее арабскую мусульманскую экспансию в Европу и вообще защитившее там христианство.

На первый взгляд, так всё и было. Находящийся на пике могущества Омейядский халифат, распространивший свою власть и веру от Индии до Испании и от Кавказа до Йемена, предпринял дальнейшее наступление на территорию нынешней Франции. И не просто набег, а захват с оккупацией. Во всяком случае, Аквитания и вообще нынешняя южная Франция вполне покорились армии мусульман под командованием генерал-губернатора сравнительно недавно захваченной Андалусии (нынешняя Испания) Абд ар-Рахмана ибн Абдаллаха.

Битва при Пуатье. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress

Вторжение представлялось чуть ли не последней битвой добра и зла, этаким новым Армагеддоном, где опытной, прекрасно обученной и вооружённой, имеющей тяжёлую конницу (позднейшие европейские рыцарские конницы именно отсюда позаимствовали идею) арабской армии должны были противостоять аморфные, не сколоченные ополчения мелких европейских государств, едва только вышедших из стадии так называемых «варварских королевств». И на всю Европу нашёлся только один военачальник, имевший боеспособную армию, — Карл Мартелл, даже не король, а мажордом, управляющий франкским королевством.

Казалось, битва была проиграна ещё до её начала. А дальше? А дальше победоносной исламской армии остаётся только разлиться неудержимым потоком по Европе, успешно и планомерно, как это уже показали примеры захваченных арабами земель, заменяя прежнюю веру местного населения верой в Пророка. Ибо у франков было на ту пору сильнейшее королевство в Европе с сильнейшей армией, а также самые богатые на ту пору земли. Если Мартелл не станет плотиной на пути исламского потока, то уже и никто.

Ныне мы знаем из истории, что войско Карла такой плотиной стало. Карл не совершил ни одной ошибки, выставив строй своей тяжёлой пехоты против конного воинства Абд ар-Рахмана. А тот ошибки допустил, прежде всего пойдя на поводу Мартелла с его замыслами, не сконцентрировав войска и не обеспечив тыловое охранение. Победили франки. Христианская цивилизация устояла. Так ведь?

А вот не совсем. Предположим, Мартелл не устоял. Всё его войско легло или отправилось в плен и рабство. И что дальше?

А дальше арабы берут и разграбляют Тур с его богатейшим в тогдашнем западном мире христианским монастырём святого Мартина. Это, собственно, и была основная цель их похода.

Карл Мартелл. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress

Затем они упираются в хмурые германские леса, где их ждут хмурые саксы, которых впоследствии 30 лет не мог победить Карл Великий. Правда, саксы — язычники, но ведь мы пока говорим о том, были ли пределы у арабской экспансии в Европе. За саксами — ещё более хмурые норманны, у которых теплолюбивым арабам вообще делать нечего. Зато драчуны эти норманны — даже лютее саксов будут. Южнее саксов — авары. Эти — вообще степная конница, полные конкуренты арабам.

Более того, где-то далеко за аварами, в степных просторах между Кавказом и славянскими лесами существует государство Хазарский каганат. Тоже степная конница, с которой те же арабы того же Омейядского халифата несколько раз пытались повоевать. И даже побеждали. Но так и не смогли закрепиться по северную сторону Кавказа. Не дали хазары!

Читать еще:  Как увидеть эльфов и феи. Гномы, эльфы и феи - волшебный мир

И вот тут начинается главное.

Европейское христианство отнюдь не замыкалось в рамках варварских западных королевств. В те времена огромной государственной и религиозной силой обладало такое государство, как Восточная Римская империя, известная нам сегодня под именем Византия. И вот ведь что характерно: несмотря на некоторые, подчас довольно жестокие поражения от арабов, это государство стояло незыблемо. И буквально за 14 лет до битвы при Пуатье Омейядский халифат осаждал Константинополь, но безуспешно. Понёс унизительное поражение, после чего экспансию остановил.

Итак, мы видим по меньшей мере два примера того, что халифат находился уже на пределе своих военных и мобилизационных возможностей. Он уже остановился, не будучи в состоянии продвинуться далее. Так откуда у него взялись бы силы на экспансию по всей Европе?

Да ниоткуда. Потому что участники битвы при Пуатье ещё не знали, а мы сегодня знаем, что халифат к тому времени уже надломился. И через несколько лет он рухнет в гражданскую войну. Да такую, что разлетевшиеся в результате его осколки не срастутся никогда, став к нынешнему времени теми арабскими государствами, которые мы сегодня знаем.

Битва при Пуатье. Художник Чарльз Штойбен. Галерея Батай. Версаль. Франция. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress

И вновь выходит, что битва, призванная, казалось, решать судьбы цивилизации, на деле не решала ничего, кроме судеб её участников. Потому что, как оказалось, мудрая старуха История и в этот раз определила свою судьбу заранее.

Третий шиитский имам Хусейн ибн Али: биография. Битва при Кербеле. История

Ислам, несмотря на свою молодость относительно других религий, имеет историю, наполненную глубоким драматизмом. Очень часто сторонников пророка Мухаммада подвергали гонениям и убийствам. За стойкость, приверженность своим религиозным убеждениям и смирение перед волей Аллаха многие из них сейчас возведены в статус мучеников. Именно к таким людям относится имам Хусейн ибн Али, который почитается всеми правоверными без исключения. А день его смерти до сих пор считается траурным. Из нашей статьи вы не только узнаете, кто такой имам Хусейн, но и проникнитесь жизнеописанием этого святого человека, наполненного светом веры и смирением. Надеемся, что данная информация будет вам полезна.

Несколько слов о достойнейшем из достойных

Богословы считают, что рассказывать о том, кто такой Имам ибн Хусейн, можно бесконечно. О его достоинствах, по мнению правоверных, можно писать целые книги, и абсолютно невозможно дать точную и подробную характеристику этому человеку в одной небольшой статье.

Но чтобы вы в полной мере ощутили его святость и трагизм гибели, мы попробуем описать, каким человеком был Хусейн ибн Али, ставший родоначальником одного из течений ислама – шиизма.

Третий имам появился на свет восьмого января шестьсот двадцать шестого года в арабском племени курейшитов. Хашимитская ветвь была основана предком Хусейна ибн Али – Хашимом ибн Абд Манафом. Интересно, что именно к данной ветви принадлежал сам пророк Мухаммад, который приходился одновременно дедом и дядей будущему имаму.

В семье имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (именно так звучит полное имя этого святого человека) было двое детей. Старший сын Хасан также являлся прямым потомком пророка Мухамада, так как был рожден его дочерью Фатимой.

Продолжив самый достойный род, имам Хусейн с самого своего рождения пользовался уважением окружающих и достойно нес свое имя по жизни. О его доброте и милосердии еще при жизни слагали многочисленные легенды. Известно, что добросердечность и щедрость, с которой имам Хусейн ибн Али относился ко всем людям, приводила к тому, что ислам принимали даже иудеи.

Детство и юность

О детстве и юности третьего шиитского имама известно очень мало. После рождения он проживал в Мекке вместе со всей семьей и большую часть времени находился в тени отца и старшего брата. Оба были деятельными людьми, занимавшими важные посты в жизни исламского общества.

Многие рассказывали о том, что имам Хусейн всегда был очень вежлив, предупредителен и крайне уважительно относился к старшим. Он никогда не заговаривал первым в их присутствии и не стремился идти впереди, даже подаяния нищим он давал чуть меньше, чем старший брат. Это доказывало его уважительное отношение к Хасану.

Интересно, что еще с детства все родственники заметили особую святость Хусейна и приходили к нему за советом в особо трудных ситуациях. Юноша всегда старался помочь всем, кто нуждался в его мудрости и словах. Также он был известен своим отношением к нищим и больным. Практически все свои деньги имам раздавал беднякам. Он часто ходил к ним в гости и звал неимущих людей к себе. Известны случаи, когда с приходом нищего во двор дома имама Хусейна тот прерывал намаз и отдавал страннику все деньги и драгоценности, которые были у него на тот момент при себе. Естественно, подобное поведение не могло не вызывать уважения и восхищения у всех, кто слышал или своими глазами видел благочестивого внука пророка Мухаммада.

Внешний вид Хусейна

Современники считали, что именно Хусейн больше всего походил на своего отца и деда. Он имел светлую кожу, а волосы и бороду окрашивал хной и басмой. Обычно имам появлялся на людях в чалме, практически всегда она имела черный цвет. Чаще всего Хусейн надевал головные уборы из меха и простой тонкой материи.

Кроме внешности, имам был очень похож на пророка Мухаммада и характером. Он был столь же терпелив и благочестив, как и его родственник. Интересно, что всегда Хусейн носил два перстня с выгравированными изречениями об Аллахе.

Шиитское течение в исламе: предпосылки к возникновению

История имама Хусейна тесно связана с возникновением шиизма, ведь именно он и считается его основателем. Данную тему мы не смогли обойти стороной, поэтому подготовили краткую справку о предпосылках к появлению этого течения.

Пророк при жизни являлся бесспорным главой мусульманского общества, но после его смерти эта должность стала выборной. На большом собрании старейшин кандидатура претендента тщательно рассматривалась, и только после согласия всех собравшихся глава мог считаться избранным. Его называли халифом, и вместе с религиозной он получал всю полноту светской власти.

Интересно, что первым халифом стал не зять Пророка, а его ближайший соратник. В дальнейшем шииты жестко осуждали данный факт, считая, что власть была узурпирована. Несмотря на это, после трех халифов это почетное звание получил Али ибн Абу Талиб (отец будущего третьего имама).

Почему-то назначение нового халифа вызвало большие волнения в Сирии. Ее правитель из рода Омейядов воспротивился власти халифа Али и начал против него боевые действия. Продолжалось сопротивление недолго, так как Али ибн Абу Талиб буквально сразу после получения звания халифа был умерщвлен. Власть по праву перешла его старшему сыну Хасану. Юноша был не готов вести боевые действия и согласился признать халифом Муавию из рода Омейядов. Единственное условие гласило, что после смерти правителя Сирии власть вернется к наследникам пророка Мухаммада.

Сразу после этого знаменательного решения Хасан вместе со своим младшим братом переехал в Медину, где и был отравлен в 669 году. Шииты открыто обвиняли в его смерти Муавию, который мечтал, чтобы титул халифа остался в его семье.

Именно данный факт стал началом появления шиитов, или «последователей», как они себя называли. Эти люди были недовольны политикой, которую вел правитель Сирии, поэтому собирались вокруг настоящего наследника халифа – Хусейна ибн Али. Изначально течение было сугубо политическим, но по прошествии нескольких лет в нем наметились тенденции к приобретению религиозной окраски.

Читать еще:  Человека показывают поступки. Плохие и хорошие, злые и добрые поступки людей с позиции прагматизма (личной выгоды)

Противостояние в Халифате

До 680 года, по договоренности с Хасаном, халифом являлся Муавия, но перед своей смертью преемником он назначил своего сына Язида. Это вызвало большое возмущение среди народа, которое, в свою очередь, привело к тому, что на политическую арену выдвинулась фигура имама Хусейна.

Он предъявил свои права на власть, но халиф Язид не желал отдавать титул внуку пророка Мухаммада, что еще больше обострило обстановку в стране. Общество постепенно делилось на несколько группировок, которые соперничали между собой.

Особо выделились три течения:

Именно эти группировки сыграли ключевую роль в последующих событиях, развернувшихся в Халифате.

Восстание в Куфе: начало

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось скрытое противостояние шиитов и сторонников халифа, если бы не разразившееся восстание в городе Куфе. Жители города взбунтовались против Омейядов и послали Хусейну письмо с приглашением возглавить их движение и взять власть в свои руки. Имам согласился и вместе со всей своей семьей сразу же выдвинулся из Медины в Куфу. Так как продвижение вместе с женщинами и детьми было крайне медленным, то Хусейн отправил вперед своего доверенного посланника. Он оказался доволен положением дел в Куфе: жители города выступали против Язида, а более восемнадцати тысяч человек присягнули на верность спешащему в город внуку пророка Мухаммада.

Подавление восстания

Но и халиф, видя какой масштаб принимает восстание, послал в город своего наместника, славившегося суровым нравом и жестокостью. За несколько дней ему удалось сломить мятежников, многие из которых были казнены. Оставшиеся выдали властям посланника Хусейна, успевшего перед смертью отправить предупредительное письмо имаму.

Несмотря на то что ситуация в корне изменилась, Хусейн ибн Али продолжил свой поход и остановился около Кербелы – небольшого городка в ста километрах от Багдада. Именно здесь и развернулись одни из самых кровавых событий в истории халифата.

Битва при Кербеле

Подойдя к городу, Хусейн встретился с войсками халифа. В Куфе они были доукомплектованы местными жителями, которые еще недавно сами выступали против Омейядов и звали к себе имама. Он понимал, что в случае вступления в бой его судьба была предрешена – горстка сторонников не могла победить хорошо обученных воинов. Поэтому Хусейн вступил в переговоры, надеясь решить ситуацию мирным путем.

Он просил отпустить его и всех своих сторонников обратно в Медину, но командиры халифа считали, что этого нельзя допускать. Посовещавшись, они выдвинули имаму позорные условия перемирия, которые тот не смог принять. Единственным выходом сохранить свою честь было сражение.

Битва при Кербеле десятого октября шестьсот восьмидесятого года была короткой и кровавой. В ней погибло семьдесят два человека, среди них было двадцать три родственника имама. Его самого долго мучили, а потом отрубленную голову некоторое время возили по разным городам. В итоге она была торжественно привезена ко двору халифа Язида. Власть окончательно закрепилась за потомками Омейядов.

Последствия убийства имама для халифата

Несмотря на то что халиф сумел удержать власть в своих руках и избавился от любых посягательств со стороны потомков Пророка, для самого государства убийство Хусейна стало долгой дорогой к окончательному развалу.

Народ был возмущен мученической смертью имама, что привело к отделению шиитов от суннитов, поддерживающих халифа. Через четыре года после событий при Кербеле в Мекке, где у Хусейна ибн Али было больше всего сторонников, вспыхнуло восстание, целью которого была месть халифу. Возглавил это движение Абдуллах ибн аз-Зубайр, оказавшийся талантливым военачальником и организатором. Он восемь лет не давал войскам халифа войти в город, но, в конце концов, сопротивление народа удалось сломить.

Этот было самое долгое, но далеко не последнее восстание в истории халифата. Многие ученые считают, что вместе с имамом народ похоронил надежду на возрождение старых традиций. Теперь выборы халифов были окончательно отменены, и формой правления в государстве стала монархия. Но многих это не устраивало, поэтому периодически халифат сотрясали многочисленные восстания. Большинство из них возникали из-за желания отомстить Омейядам за пролитую кровь имама.

Место упокоения Хусейна

Могила имама Хусейна расположена в Кербеле. Для шиитов это святое место, куда спустя три года после смерти внука Пророка стали приезжать паломники. У гробницы с каждым годом появлялось все больше людей, что не всегда устраивало правящую династию.

Поэтому в восемьсот пятидесятом году по приказу одного из халифов гробницу снесли, а паломничество в эти места попало под жесточайший запрет. Но после того как халиф скончался, на могилу имама вновь стали приезжать люди. С этого времени каждый из правителей стремился хотя бы один раз в жизни посетить гробницу потомка Мухаммада.

Мавзолей и гробница: описание

Любой паломник, приехавший в Кербель, знает, где находится мавзолей имама. Для этого нужно добраться до мечети и войти во двор через главные ворота. Практически в центре каменного мощеного двора стоит мавзолей с золотыми куполами. Под его сводами находится гробница, выполненная из серебра.

Размер гробницы превосходит ожидания многих паломников: четыре метра в ширину и два в высоту. Вокруг этого необыкновенно красивого сооружения, украшенного узорами, расположены светильники. Их свет – единственный в мавзолее, все окна завешаны парчовыми занавесками.

Мечеть имама Хусейна

Со временем гробница, в которой покоится тело имама, стала превращаться в полноценную мечеть, куда могли приехать все паломники и прикоснуться к шиитской святыне.

В тысяча пятьсот восьмом году Исмаил-шах захватил Багдад и в качестве дани уважения к имаму приказал покрыть стены гробницы золотом. Следующие правители внесли свой вклад в то, чтобы превратить Кербель в цветущий и богатый город. Они постепенно пристраивали к мавзолею новые сооружения, украшали их искусной резьбой и драгоценными камнями. В середине девятнадцатого века Наирджин-шах расширил мечеть и украсил мозаикой стены. Сегодня ограда, выполненная по приказу шаха, является главным украшением мечети. Она похожа на воздушные кружева насыщенного голубого цвета, а на стены нанесены тексты из Корана.

Мечеть поражает своей роскошью и богатством всех паломников. Обычно они попадают во двор этого монументального религиозного сооружения через главные ворота, которые украшены голубой фаянсовой башней с красивыми часами работы известного мастера.

Все купола мечети покрыты золотом, поэтому паломники видят их издалека. На фоне яркого синего неба они нестерпимо сияют, что поражает даже людей, далеких от религии. Многие приезжают в это священное для шиитов место на экскурсию, чтобы увидеть великолепие гробницы и мечети третьего имама.

Месяц Мухаррам: годовщина гибели внука Мухаммада

Каждый год шииты устраивают особое действо в честь имама Хусейна – Ашуру. К этому дню, который является годовщиной смерти Хусейна, мусульмане готовятся особо тщательно. Ашура проходит в десятый день Мухаррамы – священного месяца правоверных.

Первые девять дней месяца объявлены траурными, во всех домах люди одеваются в черное. Они выходят на улицы и проводят шествия в память о третьем имаме. В таких мероприятиях участвуют абсолютно все люди: дети, взрослые, богатые и бедные. Многие люди обмазывают лицо грязью и бьют себя плетьми для того, чтобы показать свою причастность к мученической смерти потомка Мухаммада.

Десятый день является кульминацией траура, именно он и называется Ашурой. Обычно в это время проводятся театрализованные представления, в которых красочно рассказывается история жизни имама и его родственников. Вечером часто проходят факельные шествия с танцами. В них принимают участие мужчины, количество танцоров превышает сто человек. Все они ритмично двигаются и размахивают саблями, сверкающими в свете огня. Подобного шествия вы не увидите больше нигде в мире.

История жизни и смерти внука Пророка оказала большое влияние на весь исламский мир. До сих пор сунниты и шииты являются двумя противоборствующими сторонами мусульманского общества. А их противостояние стало причиной массовых столкновений, политических переворотов и даже войн на территории Ближнего Востока.

Источники:

http://www.islam.az/article/a-645.html
http://tsargrad.tv/articles/dva-srazhenija-izmenivshie-nichego_221147
http://www.syl.ru/article/316268/tretiy-shiitskiy-imam-huseyn-ibn-ali-biografiya-bitva-pri-kerbele-istoriya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector