Сознание как высшая ступень развития психики. Бытийный и рефлексивный слои сознания

Сознание как высшая ступень развития психики;

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

3.рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

Рефлексия – способность человека сосредоточить сознание на самом себе.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных мыслей, переживаний. Это процесс выделения себя из окружающего мира, осознание своего отношения к миру и себя в отношениях к другим.

Объектом самосознания является сама личность.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. отношение к себе;
  2. отношение к другим людям;
  3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Самосознание связано непосредственно с самопознанием и самооценкой.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других.

1. Вытеснение. Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны.

2. Проекция. При проекции — человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним.

3. Рационализация. Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе.

4. Отрицание. В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какой-либо негативной для него информации, он бессознательно отрицает существование ее. Т.е. человек отрицает то, что старается в первую очередь скрыть.

5. Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.)

6. Сублимация. Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

7. Регрессия. Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.

Сознание как высшая ступень развития психики

Высший уровень психики, свой­ственный человеку, образует созна­ние. Сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном обще­нии (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание – высшая, свойствен­ная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружа­ющего мира, формирования у чело­века внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружаю­щей действительности. Сознание – высший уровень психического отра­жения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Основные характеристики созна­ния состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»; сознание обеспечивает целеполагающую дея­тельность человека; в сознание вклю­чены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Читать еще:  Джордано бруно краткая биография и его открытия. За что сожгли на костре джордано бруно

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, состояния и свойства человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Их называют бессознательным началом.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии ко­торых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результа­тов.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд.

• в психических явлениях во сне;

• в автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;

• в реакциях на неосознанные раздражители.

Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

• в зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;

• выбор стратегии поведения;

• поиск новых способов решения;

• остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Самосознание личности. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятель­ность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи об­щения человека с людьми, группами, обществом в целом, про­исходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включа­ет 4 компонента (по В. С. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формирует­ся у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концеп­ции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной – самосозна­ния, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л: Л. Рубин­штейн) согласно которой самосознание — высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений – о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схе­ма собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и станов­ления понятийного мышления самосознание достигает рефлек­сивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне свя­занным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется пра­вым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосоз­нания — левым полушарием.

1) выделение себя из среды, созна­ние себя как субъекта, автономного от среды (физической сре­ды, социальной среды);

2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутренне­го опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживает­ся непрерывностью его переживаний во времени: помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем насто­ящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосоз­нания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема са­моотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте само­сознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постоль­ку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более много­гранным, Сознательное поведение является не столько проявле­нием того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Читать еще:  И последние станут первыми смысл. Последние будут первыми

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная иденти­фикация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный син­тез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыраже­ния.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1. от­ношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция);

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным.

1. эгоцентрический уровень от­ношений (отношение к себе как самоценности влияет на отно­шение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

2. группоцентрический уровень отношений («Если дру­гой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

3. просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, ува­жай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4. эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность— главное в отноше­нии к другому человеку»).

Существуют специфи­ческие расстройства самосознания:

деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало соб­ственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• •крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бы­тия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания — формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», — замечал К. Маркс.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Следовательно, сюда включены еще мышление и эмоции. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции — создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют затем как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

Рис. 4.1. Функции, свойства сознания

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу — при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка проходит сложный, опосредованный путь. Психику младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную. С самого начала существует устойчивая ее связь с психикой матери. В пренатальный и в постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (чувственной). Однако ребенок является сначала только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную благодаря сознанию информацию.

Другой момент — это сама деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и прочем организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает его из органической реактивности, бессознательности и втягивает в человеческую культуру, в сферу сознания людей. 3. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка»; она «вкладывает» свою любовь (отношение) в его психику, поскольку материнский образ является для детских чувств и восприятия действительным центром всех актов, благ и неприятностей.

Следующий этап развития можно назвать первичным актом сознания — это идентификация ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на ее место, подражать и уподобиться ей. Это представляет собой, по-видимому, первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.

Первичное отношение сознания (а не предметное) — это идентификация с культурным символом, поскольку мать выступает как культурный образец социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Такова отправная точка жизненного пути человека, развития сознания. И именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Читать еще:  Из чего состоит человек и что им управляет. Медитация Кто Я

Но реализация смысла культурного символа, образца влечет за собой активизацию рационализированного им слоя сознания, который может относительно самостоятельно развиваться благодаря рефлексии, анализу (мыслительная деятельность). В некотором смысле осознание противоположно рефлексии. Если оно постигает целостность ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит целое — например, ищет причину затруднений, анализируя ситуацию, исходя из цели деятельности. Таким образом, осознание — это условие рефлексии, но последняя, в свою очередь, необходима для более высокого, глубокого и верного понимания ситуации в целом.

Наше сознание в своем развитии связано со множеством идентификаций, но реализуются далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа, которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания невозможно до конца реализовать и поэтому сознание периодически возвращается к себе.

Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания — осознавание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.

Рис. 4.2. Развитие сознания

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  1. Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия), — это:
    • биодинамические свойства движений, опыт действий;
    • чувственные образы.
  2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания), включающее в себя:
    • значение;
    • смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения.

Смысл — субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ней. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций — со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности — с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков — с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.

Центром сознания является сознание собственного Я. Сознание:

  • рождается в бытии;
  • отражает бытие;
  • творит бытие. Функции сознания:
  • отражательная;
  • порождающая (креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная (основная, она характеризует сущность сознания). В качестве объекта рефлексии может выступать:
    1. отражение мира;
    2. мышление о нем;
    3. способы регуляции человеком своего поведения;
    4. сами процессы рефлексии;
    5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем. Выраженное в слове значение содержит:

  1. образ;
  2. операционное и предметное значение;
  3. осмысленное и предметное действие.

Слова не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые и выражаются посредством самого языка.

Рис. 4.3. Структура сознания

В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Те из них, что попали в эту зону, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также учитываются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Исследования психологов показали, что в зону ясного сознания попадают незамедлительно те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.

Эта непрерывная передача управления, дающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Первое привлекается к объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты, когда имеется недостаток информации. Недаром известный психиатр К. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться.

Типовые же, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятным как для самого человека, так и для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать.

Выделяют:

  1. подсознательное: те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;
  2. собственно бессознательное: такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, — такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:

http://studopedia.su/4_31321_soznanie-kak-visshaya-stupen-razvitiya-psihiki.html
http://studopedia.ru/17_127921_soznanie-kak-visshaya-stupen-razvitiya-psihiki.html
http://pro-psixology.ru/razvitie-soznaniya/58-soznanie-kak-vysshaya-stupen-razvitiya-psixiki.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: