Современные российские философы. Философия духа Н.А

Русская философия,основные этапы ее развития. Представители русской философской мысли

Русская философия создала целую систему идей и концепций, которые считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных, религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов) призвана дать ответы на многие вопросы российской современности.

Первый этап развития русской философии

Первым этапом развития русской философии считается XI–XVII вв. Этот период связан с появлением отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру. В это время на Западе церковь главенствует во всей философской и политической мысли.Русская культура рассматривается как место исполнения божественной правды -справедливости.

“Слово о законе и благодати” митрополита Илариона Киевского считается одним из первых философских сочинений, которое было написано примерно между 1037–1050 гг. После того, как Иларион прочитал свое сочинение в церкви, Ярослав Мудрый назначил его главой Русской Церкви. Позже митрополит был смещен с этого поста и направлен в Киево-Печерский монастырь.

В “Слове о законе и благодати” Иларион рассуждает о мировой истории, о том, какое место в истории занимает Русь и русский народ. Так же он предполагает, в каком направлении должна развиваться русская историческая мысль. Митрополит защищает идею равноправия всех христианских народов, преимущество «благодати» перед законом. Он восхваляет Владимира, который принял христианство и тем самым способствовал процветанию Руси.

“Слове о законе и благодати” представляет собой не только образец русской письменности, но и грамотно оформленную философскую мысль того периода.

Одним из важнейших памятников русской философской мысли считается письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Андрей Курбский известен тем, что проиграл битву в Ливонии и, боясь гнева царя, сбежал из России за границу, где изучал языки, риторику, историю и античное наследие древнегреческой философии. Курбский написал царю письмо, где критиковал его форму правления, в ответ Иван Грозный, славящийся своим ораторским мастерством, написал ему аргументированный ответ в защиту своей власти.

Второй этап русской философской мысли

Новый этап русской философской мысли охватил период XVII–XIX веков и начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.

Хотя до XVIII века в России не было множества оформленных философских работ, тем не менее неверно полагать, что не было самой философии. Различные “Сборники”, имевшие широкое “хождение” на Руси, содержали отрывки из философских систем Античности и Средних веков, что свидетельствовало о накоплении культурного философского богатства.

Западники и славянофилы

В XIX столетии проявилось все многообразие идей, школ и идеологий русской философии – западники и славянофилы, радикалы и либералы, идеалисты и материалисты и т.д.
Позиции, занимаемые известными участниками философских дискуссий того времени (главным образом – западников и славянофилов в первой половине столетия) определили всю специфику проблемы «срединного» положения России, на сегодняшний день до сих пор остаются актуальными споры о самобытности исторического и культурного пути России.

Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем:

Так, по мнению русского философа В.Соловьёва, «желать своему народу величия и истинного превосходства свойственно каждому человеку, и в этом отношении между славянофилами и западниками вообще не было различия». Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества «даром не даются» и России, ради своего же блага и процветания, придется заимствовать европейские методы.

Представители русской философской мысли

Одним из первых философов-западников был А. Радищев (1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856), который критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Он описал отличительные черты русской культуры от западной. Чадаева нельзя отнести с славянофилам или западникам, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы.

Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли.

Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека.

Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому.

Одним из оригинальных мыслителей того времени считается П. Юркевич (1826–1874), автор «философии сердца», в которой он отстаивал приоритет сердца над разумом. Он выступал против западного реализма, материалистических взглядов Чернышевского.

В1850 ых- гг. для молодежи было характерно рациональное мышление, эпоха позитивизма и социализма принесла новые воззрения, характеризующиеся сочетанием утилитаризма и аскетизма, науки и морализаторства, позитивизма и внутренней религиозности.

Важно отметить политизированность русской философии, ее связь с устройством социальной жизни, которое постоянно требовало радикальных перемен. Поэтому наиболее яркие труды были написаны в литературно-эссеистском или публицистическом жанре.

Одним из философов, который рассуждал о «грамотном» обращении с государственным устройством был К. Леонтьев (1831 –1891). Он отрицал оптимистически-гуманистическое понимание человека, идеология которого строилась на допущении разумности и наличия доброй воли. Вера в “земного человека” представлялась Леонтьеву “соблазном, который привел к загниванию культуры”. Философ считал, что индивидуализм и автономность человека отрицательно сказываются на почитании Бога.Леонтьев был противников “морализации”, которой не должно быть места при оценке истории, и инициатором развития программы “эстетики истории”. В противоположность декадентской эстетике упадка он выступает защитником государства, идеи его одухотворения.

Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

Писатель и русский философ И. Ильин (1883–1954) в своей работе “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” пытался по-новому интерпретировать систему философских идей немецкого мыслителя.
Ильин отстаивал идею существования самостоятельного философского опыта, который состоит в систематическом созерцании предмета. Предмет философии, по мнению Ильина,есть Бог. Философия находится выше религии, потому что «раскрывает Бога не в образах, а в понятиях». Ильин в своих работах много рассуждал о зле и проблеме ответственности человека, критиковал Толстого за его идеи “непротивления”, рассматривая эту идею как “потакание злу”. Однако в более поздних работах, узнав о всех аспектах понятия фашизма, Ильин призывает не к активному сопротивлению злу, а к “уходу от дел мирских”. Философ был патриотом и верил в возрождение России.

Читать еще:  Какого числа день ангела оксаны. Когда именины оксаны

У истоков “духовного возрождения” стоял философ В. Соловьев (1853–1900), который заложил теоретический базис для последующих философских систем России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его “философия единства” поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего.

Творческое наследие Соловьева поистине велико, основные его труды: “Кризис западной философии”, “Философские начала цельного знания”, “История и будущность теократии”, “Теоретическая философия”, “Чтения о Богочеловечестве”, “Критика отвлеченных начал”, “Три разговора”, “Оправдание добра” и др. оказали принципиальное влияние на всю последующую русскую философскую мысль.

Именно в аскетизме воплощается, по мнению Соловьева, противостояние духовного и материального начал в человеке. Аскетизм выражается в стремлении подчинить “природное” и “животное” – духу, усмирить и подчинить разуму и воле -“плотское”.

Ключевой способностью для нравственного отношения к другим, по мнению Соловьева, является способность сострадать или жалеть. Соловьев подчеркивает, что именно сострадание, а не простое сочувствие являются определяющими для категории нравственности или безнравственности. Так, сочувствие в радости не делает сочувствующего более нравственным. Способность же сострадать связана с глубоко нравственным чувством, когда сострадающий умаляет собственную радость, добровольно разделяет страдание.

В. С. Соловьев пытался найти «неразложимую основу общечеловеческой нравственности», исследуя нравственные чувства и полемизируя в своих работах с Ч. Дарвиным (эволюционная теория). Так, понятие стыд обозначается Соловьевым, как то начало в человеке, которое помогает ему через отрицание прийти к пониманию своей сущности. В отличие от Дарвина, который видел в жалости отражение общественных инстинктов, Соловьев считает жалость “составляющим корнем этического начала”. Благочестие как нравственное чувство составляет основу религиозных воззрений человека.

Добродетели для Соловьева – это некий образ поведения, приводящий к чувству удовлетворения от соответствия поступка нравственной норме.

Первое основание нравственности – стыд, рождает добродетель стыдливости, побуждающей избегать поведения, вызывающего стыд. Жалость через альтруизм рождает добродетель преодоления эгоизма и, в высшей степени, чувство солидарности со всеми живыми существами. Почитание высшего над собой, божественного, рождает добродетель благочестия. Поступки в соответствии с понятием о добродетелях свидетельствуют о нравственной жизни. Если принять тезис о том, что нравственные основания присущи человеку, то добродетельная жизнь – это жизнь человека в соответствии понятием о том,каким он должен быть.

В.С.Соловьев приводит следующие добродетели, вытекающие из трех оснований нравственности:

  • умеренность или воздержанность;
  • храбрость или мужество;
  • мудрость, справедливость.

Соответствие оснований нравственности следующее: умеренность и воздержанность основываются на чувстве стыда, обусловлены эти добродетели оказываются стремлению ограничить пагубное влияние плотского на духовный мир человека.

Храбрость и мужество также обусловлены стыдом, но уже в том смысле, что человек стыдится впасть в низменный, природный страх и поэтому силой воли изживает его.

Истинная мудрость основывается на альтруизме, потому как обладание мудростью без ориентирования на добро является ” злым, недостойным целей”.

Справедливость можно трактовать как соответствие истине, некую правдивость, и как равное отношение к своим потребностям, к потребностям ближних. Кроме того, справедливость может быть понята как легальность, соответствие законам.

Так Соловьев указывает на то, что вопрос добродетели в нравственной философии не должен пониматься слишком поверхностно. Практически всякая добродетель может быть оспорена, в зависимости от того, какое значение вкладывается в ее понятие.

Влияние марксизма на русскую философию

Отсутствие четких ответов на многие насущные вопросы конца XIX-начала XX веков было вполне закономерно, поскольку с точки зрения набиравшего тогда популярность марксизма – иррационализм и религия оказались не способны решить материальную проблему, руководствуясь нематериальными, абстрактными понятиями.

В конце XIX века именно в марксизме многим виделась некая окончательная истина. Так, из начальной народнической утопии социализм трансформировался в идеологию. Вместе с этим, русский народ в тот исторический период, применял на практике чуждые для своего мироощущения марксистские идеи.

Безусловно, такие работы Ленина как «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию, однако в них не рассматривалась гносеологическая и онтологическая проблематика.

Своеобразной альтернативой русскому марксизму стало философско-политическое движение – евразийство. Оно зародилось в русской эмигрантской среде (в Болгарии, в 1921 году).

Представители евразийства (Трубецкой, Савицкий, Флоровский) выступали за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами.
В этом плане евразийство представляло собой альтернативу западничеству (шире – тенденциям либерализма). Однако идеи евразийцев были практически забыты уже ко второй половине XX века.

Возрождение же этих идей связано с именем Л. Н. Гумилёва (1912-1992). Именно Гумилев, основываясь на концепции евразийства, разрабатывает свою концепцию этногенеза в книгах «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России». Однако концепция Гумилева во многом не совпадала с идеями классического евразийства – он не касался их политических взглядов и, несмотря на то, что критиковал Запад, критика его не касалась ни идей либерализма, ни рыночной экономики. Тем не менее, благодаря именно Гумилеву идеи евразийцев стали получать популярность к концу XX века.

Несомненным превосходством русской философской мысли XX века является пластичное соединение академической традиции и жизненно-практического философствования.

Русская Философия

Русская философия представляет собой феномен мировой философской мысли.

Это проявляется в том, что философская мысль в России формировалась как под влиянием достижений мировой философии, так и под влиянием социально-культурных, исторических процессов, происходящих на Руси. Русскую философию отличают глубина мысли, всесторонность, специфичность исследуемых проблем, порой непонятных западным философам.

Русская философия складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: развитии культуры языческой Руси, ее христианизации, освободительной борьбы против монголо-татаров, шведов, турок, становлении единого Российского государства. Исключительно ценными источниками русской средневековой общественно-политической мысли явились такие произведения, как «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Повесть временных лет» (XI-XII вв.) и др.

Для русской философии характерно:

– во-первых, сильная подверженность религиозному влиянию (православию и язычеству);

– во-вторых, специфическая форма выражения философских мыслей (художественное произведение, литературная критика, «эзопов язык», что объясняется политической несвободой и жёсткой цензурой);

– в-третьих, целостность, т.е. стремление всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом интеллектуальных проблем;

– в-четвертых, большая роль проблем морали, нравственности, понятность, доступность простому народу.

Основные этапы русской философии и яркие представители той эпохи:

– период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник);

– период борьбы против монголо-татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного государства (Сергий Радонежский, Максимилиан Грек, Андрей Курбский);

философия XIX века:

– декабристская (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер и др.);

– славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы);

– монархическая (Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев);

– революционно-демократическая (Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин);

философия XX века:

– естественнонаучная (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.),

– советская (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А. Богданов, А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили, В. Асмус, Ю. Лотман, П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин и др.),

– русского зарубежья (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и др.)

2. Ученым, философом мирового уровня был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), разработавший естественно-научные проблемы и внесший неоценимый вклад в гуманитарные науки. В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы, порождающих все многообразие в этом мире. Эта идея лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе.

Читать еще:  Икона святой патрик православие о чем просят. Святой Патрик в православной церкви - кто это такой и как ему молиться? Святой Патрик - краткая биография

Ломоносов особое внимание уделял научному опыту, хотя опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности. Чтобы из опыта получить истину, необходимы анализ и синтез мышления. Ученый в ходе исследования выдвигает гипотезы, но лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истине.

Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В своих работах он также большое внимание уделял этике, морали, нравственности.

Известный писатель, философ, государственный деятель Александр Николаевич Радищев (1749-1802) за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был выслан в Сибирь. Там он написал философский трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». В своих работах он рассматривал проблемы человека, нравственности, общественного устройства. Его философия открывает общность материи и духа, физического и психического. У него Бог – духовный абсолют, всемогущий творец мира.

Вещество мыслится живым, организмы образуют лестницу существ, располагающихся по степени совершенства. Люди от всех живых существ отличаются своим разумом, пониманием добра и зла, безграничной возможностью совершенствования (как и развращения), речью и общительностью. Человек, по мнению Радищева, формируется природой, воспитанием, вещами. Основополагающими он утверждал ценности гуманизма, свободы личности, свободомыслия, разума, прогресса, народного блага. Коренные преобразования России он связывал с народом, когда он, устав от подавления своей природы властями, восстанет и завоюет свободу.

Философ, публицист Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – автор «Философических писем», «Апологии сумасшедшего», «Рыбаки» и др. За публикацию «Философического письма» в журнале «Телескоп» (1836) решением императора Николая I Чаадаев был объявлен умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста активно участвовал в общественной жизни. В учении о человеке подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я». Чаадаев стал одним из основоположников русской историсофии (философии истории). Движущей силой общественного прогресса, по его мнению, является нравственность, основанная на христианских идеалах и ценностях. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государства и народа, он считал географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостничества, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

3. Своеобразными явлением русской философии было наличие таких направлений, как славянофилы и западники. Яркими представителями славянофилов были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) и др. Славянофилы в самобытности исторического прошлого России видели залог её всечеловеческого признания. Философов этого направления объединяли российский патриотизм и православие. Философская концепция их основывалась на учении о соборности. Высшая истина дается не одной способности логического мышления, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности. В качестве особых, положительных образцов, созданных русской историей, они отмечали крестьянскую общину и рабочие артели. Дух целостности и единства общины определялся принципом единогласия. Они выступали против крепостного права, за классовый мир и эволюционный процесс. По их мнению, русский народ принципиально отличается от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1864), Д.И. Писарев (1840-1868), А.И. Герцен (1812-1870). Это талантливые литературные критики, философы, публицисты, общественные деятели. Для них, как и для славянофилов, характерно стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущее, критика безумного заимствования и подражательства Западу, осуждение самодержавного произвола и крепостничества. Но в отличие от славянофилов, западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политической. Целью социально-политических преобразований в России являлось установление либерально-демократических порядков, отмена крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати. Для достижения этих целей западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на коренной ломке традиций российского общества. По их мнению, отдельного от остальной цивилизации исторического пути для России нет, Россия просто отстала от мировой цивилизации, значит, благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

4. Представителями религиозной философии были В.С. Соловьев (1853-1900), Н.Ф. Федоров (1828-1903), Н.А. Бердяев (1874-1948), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Н. Булгаков (1871-1944) и др. Ведущими идеями этого направления были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Суть идеи всеединства состоит в утверждении, что каждая вещь есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является существующая реальность, идеал всего – Царство Божие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По мнению Соловьева, природа состоит из трех начал: природного (энергия растений, животных), человеческого (энергия разума), божественного (гармония духа). Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью.

Философская работа В. Соловьева «Оправдание добра» утверждает нерасторжимую связь поколений как главную опору нравственности. Связь поколений – это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству Божию и воскрешению всех. Эта идея для Соловьева делает реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики.

Проблему свободы личности подробно развивал Н. Бердяев в своей работе «Философия свободы». Он утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Свобода не может быть ограничена бытием, она имеет самодовлеющий характер. Свобода – сущность человека, связанная с его духом, это его внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находится творчество, личность, дух, Бог.

Во все времена идеалом русской философии была правда. Русский народ всегда искал высшую правду жизни.

Самобытным русским философом был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Критикуя царизм, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества, связывая решение этого вопроса с этикой религиозного самосовершенствования человека. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни: зачем мы живем и каково отношение человека к миру.

Особое место в истории русской философии занимает великий писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора – вот идеал этого художника слова и тонкого психолога.

Для Достоевского истина – это добро, мыслимое человеческим умом. Ему принадлежит фраза – «Красота спасет мир». Он видел будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии, духовности. Особую роль в философии Достоевского занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом.

5. Конец XIX – начало XX века называют «золотым веком» духовной жизни России. Произошел расцвет русской литературы, искусства, философии. Среди философов этой эпохи особо ярко выделяется В.И. Вернадский (1863-1945) – крупный русский и советский ученый, обосновавший теорию ноосферы. Он утверждал, что по мере научно-технического прогресса преобразующая деятельность человека усиливается. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно и неуклонно переходит в ноосферу.

К.Э. Циолковский (1857-1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости и неуничтожимости материи. В основе материи он видел мельчайшие частицы – атомы, которые, принимая различные конфигурации, создают разнообразие материальных тел. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Космос, по его мнению, живой. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры. Он верил в возможности науки и техники, что человек сможет покорить космос и будущем общаться с межпланетными цивилизациями.

Читать еще:  К снятся дети сонник миллера. Сонник толкование снов миллера ребенок

А.Л. Чижевский (1897-1964) создал философию космической биологии. Согласно его теории, развитие жизни на Земле происходит не только под влиянием внутренних причин, но и под влиянием космоса, Солнца. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции.

Начиная с 20-х годов XX века философия стала советской, имеющей ярко выраженный материалистический характер. Большое влияние на советскую философию оказало творчество В.И. Ленина (1870-1924), который марксистское учение приспособил к условиям России. Среди проблем, рассматриваемых философами этого периода, такие, как проблемы гносеологии, сознания, культуры, философских методов. В советской философии оставили свой яркий след Н.И. Бухарин (исследуя проблемы сознания и психики), А. Богданов (теорию систем), А.Ф. Лосев (проблемы истории и человека), А.М. Деборин (проблемы материализма), Л. Гумилев (вопросы этногенеза), М. Мамардашвили (проблемы морали, нравственности), В. Асмус, Ю. Лотман и П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин и др.

События 90-х гг. XX века в корне изменили социально-политическую ситуацию в России. Началось строительство демократического правового государства. В этих условиях открылись новые возможности свободного творчества, развития философии, для которой характерно множество направлений: во-первых, углубленное изучение познавательных возможностей человека, проблемы духовного и материального; во-вторых, исключительное внимание к методологии научного познания, в-третьих, продолжение исследования традиционных, но для нашего времени особенно актуальных тем, таких как глобальные проблемы человечества, поиски новых стратегических ориентиров развития человечества.

Современные русские мыслители. Кто они?

Каких современных русских философов вы склонны назвать?

Валерий Савчук: Процитирую Вячеслава Курицына, который задался своим рейтингом современных поэтов: «Первым, кто пришёл мне в голову, был Аркадий Трофимович Драгомощенко», у меня же — Валерий Александрович Подорога. Кто второй, третий, шестой — вопрос открыт? Претендентов много, но все они, замечу, либо в Москве, либо, в существенно меньшей части, в Петербурге. Не думаю, что мой лист фамилий существенно отличается от вашего. Разве, что в вашем нет петербургского философа Александра Николаевича Исакова с его антропологической концепцией истины и, к сожалению, рано ушедшего танатолога Андрея Витальевича Демичева.

Можно ли говорить о существовании современной русской философии?

Натан Солодухо: Думаю, что современная русская философия существует: она несёт традиции российской философии в целом и в то же время отражает современные тенденции развития знания, прежде всего, научного.

Не берусь характеризовать русскую философскую традицию всесторонне, тем не менее, можно назвать её некоторые примечательные черты. Это, прежде всего, выражение пейзажа русской души, в котором отражается пейзаж российской земли (см. Н. А. Бердяева): её безмерность и неисчерпаемость, отсюда — непомерность дум, заглядывание за горизонт с характерной космизацией проблем общечеловеческой тональности (это есть, скажем, у Н. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского). Отсюда неизбывная непрактичность, непрагматичность философствования во спасение души, но не тела. И как следствие этого — нравственное облачение этой философии с проявлением любви как к высокой женственности, так и высокой мудрости — софийности. И как парадокс — обращение за поддержкой к научному знанию, а в результате получаем сплав религиозности и научности (как у П. А. Флоренского, В. И. Вернадского). Нескончаемый поиск гармонии несоединимого (например, в принципе всеединства В. С. Соловьёва и С. Л. Франка). Ещё одна черта: российская двуглавость — обращённость и на Запад, и на Восток, евразийность. Но это, конечно, не всё.

К современным тенденциям русской философии следует отнести, с одной стороны, новый поиск метафизических, запредельных оснований реального («неоклассика»), с другой — попытку применять философию в качестве общенаучного и междисциплинарного интегратора знания (с использованием синергетизма, ситуационизма, экологизма и т. п.), осмысление гносеологии и аксиологии науки и техники. Но и это также полностью не характеризует современную российскую философию.

Называть ярких представителей современной русской философии очень трудно. Она собирательна. Определённую грань этой философии («лирической метафизики») в недавнем прошлом выражал А. Н. Чанышев, у которого философская рациональность обходится без опоры на научное знание. В то же время объяснение и презентация общенаучного статуса философии присутствует в работах В. С. Готта, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула и др. (я имею в виду отечественную концепцию «интегративно-общенаучного знания»), но и это конец прошлого века, который базируется на традициях позитивистской и марксистской философии.

Какая именно философия процветает сейчас в России?

Константин Крылов: Во-первых, переводная, читайте — дающая возможность интеллектуалу позаниматься самым сладким, то есть западными проблемами. Это самое вкусное: проблемы людей, у которых нет проблем (на наши деньги нет). На минутку чувствуешь себя человеком. То есть французом. Читайте: «нет, я не русский». Опять же — все серьёзные мыслительные человеки в России занимаются именно этим. То есть переводами и комментариями к переводам. В самом лучшем случае — писанием книг, единственным достоинством которых является то, что они похожи на переводы.

Во-вторых, жива ещё философия «русская», то есть «православие, самодержавие, духовность», настаиваемые то на Ильине, то на Булгакове. Насморочная кондовость этого, с позволения сказать, дискурса, не мешает ему быть востребованным в определённом качестве — а именно: для выквохтывания того, что русский православный народ не ищет себе сокровищ на земле, а хочет быть изнасилованным и мёртвым во имя чего-нибудь. Читайте: «прощеньице».

В-третьих, постмодернизм по-российски. Это не философия, а разновидность так называемого «современного искусства» — то есть интересная чушь. Кстати, это непросто — сделать чушь интересной, так что не нужно относиться к этому совсем уж неуважительно. «Вы сами так смогите».

И, наконец, есть классический Дугин, «имперство» и ему подобное философствование реванша, «когда-нибудь мы поднимемся и ударим третьим Римом по вражьей морде» — главным условием которого является демонстративная утопичность. Мечтания поиметого об оборотке должны быть грозными, но безобидными.

Существуют стратегические союзы между «духовностью» и «имперством», с одной стороны, и постмодернизмом и переводняком, с другой. В первом случае получается «гиренок», во втором — какие-нибудь «евроонтологии». Случается, впрочем, и свальный грех, смешение всего со всем.

Ну так что? Как возможно приличному человеку заниматься чем-то из вышеперечисленного?

Вот и я недоумеваю.

Кого из современных русских философов вы бы могли назвать?

Гейдар Джемаль: С. С. Хоружего, покойного С. С. Аверинцева, А. М. Пятигорского, А. Г. Дугина. Ю. В. Мамлеев — больше писатель, чем философ. Е. В. Головин — исследователь эзотерики, эрудит, интеллектуал, носитель определённых традиционалистских концептов. Но больше всего мне непонятен А. А. Зиновьев, его феномен как советского философа, который после «Зияющих высот» превращается в защитника коммунизма. Он ведь так и не стал идеологически большевиком. В целом, как в философии, так и за её пределами совок не кончился и по сей день. Мы живем при том же самом политическом классе, с которым я боролся в 1970-1980-е годы. В 1991 году произошло то, что Троцкий предсказывал в 1937 году. Развитие сталинской партократии, бюрократии и люмпен-номенклатуры, в конце концов, привело к сливу идеологического центра всего красного проекта и к приходу дикого капитализма в его сырьевой варварской компрадорской форме. Троцкий считал, что это произойдёт в 1941 году, но вмешалась война. То, что у нас сейчас происходит, это, выражаясь по Марксу, сначала – трагедия, а затем – фарс, фарсовая форма неосталинизма.

Источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/russkaja-filosofija-i-mirovaja-kultura/
http://studopedia.ru/3_87682_russkaya-filosofiya.html
http://www.apn.ru/index.php?newsid=17012

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: