Современные Православные Церкви (справка). Поместная Церковь для «чайников

Поместный Собор: вопросы и ответы

В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви существенно возрос интерес к теме церковных Соборов и традиции их проведения в Русской Церкви. Наиболее часто задаваемые в этой связи вопросы прокомментировал научный консультант Пресс-службы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви секретарь Ученого совета Московской духовной академии доцент протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Богослов.ru».

— Поместный Собор входит в систему органов высшей церковной власти и управления наряду с Архиерейским Собором, а также Священным Синодом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.

Собор состоит из архипастырей, представителей клира, монашествующих и мирян, и полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

— Кто имеет право созывать Поместный Собор?

— Собор не имеет периодичности в своем созыве. Он созывается в зависимости от назревшей необходимости по соответствующему решению, которое должен принимать Архиерейский Собор, или, в исключительном случае, Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод. Исключительным случаем, который предоставляет право Местоблюстителю и Священному Синоду принять решение о созыве Поместного Собора, является кончина Святейшего Патриарха.

— Скажите, пожалуйста, кто, как и почему принял решение о созыве Поместного Собора в 2009 году?

— Решение о созыве Поместного Собора и проведение такового в период с 27 по 29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола 10 декабря 2008 года (журнал № 96). В синодальном заседании также приняли участие члены Священного Синода как из числа постоянных, так и временных, вызванных на текущую сессию.

Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года.

Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал № 96).

— Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора?

— Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора.

Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 104) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола.

— Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор?

С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.

Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом.

— Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора?

— Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором).

В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал № 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора.

Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал № 96)).

Кроме того, по квоте от Духовных семинарий избираются на ректорском совещании пять делегатов, а от женских ставропигиальных монастырей на съезде их настоятельниц избираются четыре делегата.

Согласно пункту 11 «Положения о составе Поместного Собора» от каждой епархии Русской Православной Церкви избираются три делегата (один клирик, один монашествующий и один мирянин), а от Патриарших приходов в Канаде, в США и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 105) перечень Патриарших приходов, представляющих по два делегата на Собор, был расширен за счет Патриарших приходов в Туркменистане и в Италии.

— Как в епархиях или Патриарших приходах происходят выборы делегатов на Собор?

— Устав 2000 года и «Положение о составе Поместного Собора» от 10 декабря 2008 года не регламентируют процедуру избрания делегатов на Собор.

«Положение» указывает, что делегаты на Собор избираются епархиальным собранием (общеприходским собранием в отношении Патриарших приходов в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах) по установленной самим собранием процедуре из лиц православного исповедания, отвечающих качествам, указанным в пункте 32 главы XI Устава для членов приходов Русской Православной Церкви, и проживающих на территории той епархии (прихода), от которой они избираются.

Читать еще:  Сон как я убил человека. Магия чисел

— Может ли принимать участие в заседаниях Собора кто-либо помимо его участников?

— Устав в пункте 16 раздела II предусматривает возможность участия в открытых заседаниях Собора, помимо членов последнего, приглашенных богословов, специалистов, наблюдателей и гостей (логика Устава не позволяет подобного участия в закрытых заседаниях). Степень участия приглашенных лиц в соборных заседаниях отличается от той, которая касается членов Собора. Устав гласит, что в любом случае приглашенные лица не имеют права участвовать в голосовании.

— Не могли бы Вы напомнить, какие требования предъявляются к кандидатам на Патриарший престол?

— Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, предъявляемым ему пункте 17 раздела IV Устава, а именно: обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться как доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, так и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Возраст кандидата на Патриарший престол не должен быть менее сорока лет.

— Когда и в связи с чем созывались Поместные Соборы Русской Православной Церкви в ХХ веке?

— В ХХ столетии состоялось несколько Поместных Соборов Русской Православной Церкви, для большинства из которых главными деяниями было избрание Предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина). В специальном разделе портала «Богослов.ru», который посвящен вопросам Соборов и Патриаршества, размещены практически все документы, связанные с этих собором — постановления, деяния, биографии соборян, обзоры сессий.

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

— Какие вопросы помимо избрания Патриарха будут обсуждаться на предстоящем Поместном Соборе?

— Конкретные вопросы повестки дня Поместного Собора окончательно формируются Архиерейским Собором, который вносит их на утверждение Поместного Собора. Последний при утверждении повестки дня вправе внести в нее изменения, дополнив новыми вопросами для рассмотрения.

— Как известно, по завершении Поместного Собора состоится интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. Не могли бы Вы пояснить смысл этого термина в его церковном значении?

— Термин «интронизация» буквально означает «возведение на престол», аналог которого в церковно-славянском языке — «настолование». Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. В древности кафедрой архиерея было седалище (трон) епископа, которое располагалось на горнем месте; впоследствии кафедра была перенесена в центр храма.

До сих пор сохранились древние храмы V-VI вв., в которых кафедра представляет собой значительно поднятое место — до нескольких метров, к которому ведет несколько лестниц. Во внебогослужебное время кафедра Патриарха на Руси располагалась справа от Царских Врат, в то время как царское место находилось слева, у правого переднего столба храма.

— Как по традиции происходит интронизация избранного Патриарха в Русской Православной Церкви?

— Интронизация совершается во время Божественной литургии с облачением новоизбранного Патриарха в Патриаршие одежды и вручением ему Патриаршего посоха. Одежды Предстоятеля Церкви имеют ряд отличий от одеяний других архиереев. Это, прежде всего, особый головной убор — белый куколь, на лобной стороне и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине Патриаршего куколя находится крест. Иной цвет имеет Патриаршая мантия — зеленый, в то время как у митрополитов она голубого цвета, а у остальных архиереев — фиолетового.

Во время богослужения Патриарх носит две панагии и крест, что также является особым отличием. Следует также назвать и Патриаршии инсигнии (знаки власти), которые отличают богослужение Патриарха от обычного архиерейского. Это предносной крест, орлец, который в средневековой Руси был признаком именно Патриаршего богослужения, а также Патриарший жезл и иерусалимы — особые сосуды, с которыми Патриаршии дьякона совершают каждение.

Более подробно об этих и других особенностях облачения и богослужения Патриарха, а также об истории интронизации в Византии и на Руси можно познакомиться на портале «Богослов.ru» в разделе, посвященном Соборам и Патриаршеству.

Что такое «Поместная Церковь»?

добавил, кроме всего прочего, такое предложение:

Таким образом, следует признать, что в случае УПЦ экклезиологический принцип «поместности» реализуется даже более строго и адекватно, чем в случае РПЦ.

В православной экклезиологии не существует строгого и общепризнанного определения для понятия «поместная церковь» (греч. topike ekklesia). С одной стороны, в современной практике, особенно в русскоязычной церковной среде, «поместными» нередко называют Церкви автокефальные. С другой стороны, в церковной истории это выражение имело отнюдь не столь узкое значение. В своей статье «Поместная церковь с точки зрения Евхаристии» известнейший православный богослов митр. Иоанн (Зизиулас) пишет о следующем фундаментальном значении понятия «поместная церковь»:

«Основополагающий экклезиологический принцип, на котором покоится понятие поместной церкви в православной традиции, предполагает отождествление Церкви с евхаристической общиной. В основании православной экклезиологии лежит мысль: где совершается Евхаристия, там и Церковь в своей полноте как Тело Христово. Понятие поместной церкви вытекает из того, что Евхаристия совершается в данном месте и соединяет в своей кафоличности всех членов Церкви, живущих в нем.

Церковь поместна, когда реальность спасения Христова укоренена в местной конкретной ситуации со всеми ее природными, социальными, культурными и прочими характерными особенностями, которые составляют жизнь и мысль народа, населяющего это место»[1].

Греческое выражение topike ekklesia обычно переводится на русский язык как «поместная церковь», хотя topike буквально означает всего лишь «местная» — т.е. «относящаяся к определенному месту» (или «местности», «области» — topos). В английском языке, например, это выражение переводится более точно: local church. Прилагательное topike указывает прежде всего на территориальный принцип устройства Православной Церкви.

Читать еще:  К чему снится пустая клетка. Сонник клетка, к чему снится клетка, во сне клетка

В ранней Церкви ординарным совершителем евхаристии был епископ. Все христиане одного города и близлежащих селений в День Господень собирались на одну возглавляемую епископом Евхаристическую Трапезу. В такой общине были призваны объединиться люди различных национальностей, культур, социального положения. Собственно, отдельная епископия и являлась (по-)местной Церковью. Территориальный принцип экклезиологии в первую очередь означает, что в одной местности должна существовать одна поместная Церковь, объединяющая всех находящихся здесь православных христиан.

Со II-го века начинается постепенный процесс структуризации христианской Церкви, который протекал под воздействием административного устройства Римской империи. Империя делилась на префектуры, префектуры — на диоцезы, диоцезы — на провинции (лат. provincia, греч. eparchia[2]). Естественно, среди епископов провинции первое место стал занимать тот, который возглавлял Церковь провинциальной столицы — «митрополиса»; соответственно, сам этот епископ стал называться (с IV века) «митрополитом»[3]. Таким образом возникли митрополичьи округа — следующая ступень церковной «поместности». Если епископия является просто «поместной церковью», то митрополичий округ может быть назван «поместной церковью провинции».

Дальнейшая структуризация «вверх» — объединение митрополичьих округов, протекала в разных частях Империи неодинаково, но, тем не менее, так или иначе отражала ее административное деление. Благодаря этому появились более высокие ступени церковной «поместности».

Добавление в русском языке лишней приставки «по-» порождает недоразумения, так что слову «поместная» часто пытаются придавать более специфический смысл (автокефальная), чем оно имеет в действительности (местная). Стремление же некоторых русскоязычных авторов проводить строгое и искусственное по сути разграничение между понятиями «местная Церковь» и «поместная Церковь» является совершенно неоправданным, так как такого различия нет ни в греческом, ни в других языках.

Принцип «поместности» и принцип «автокефалии» близки в некоторых отношениях, но отнюдь не совпадают. По сути, второй является особой разновидностью первого.

«Автокефалия» в наши дни означает в первую очередь независимость Церкви в своем управлении. Автокефальная Церковь сама избирает и поставляет для себя новых епископов и предстоятеля, так что утверждения этих действий со стороны других Церквей не требуется.

Принцип же «поместности» является «разноуровневым» раскрытием территориального принципа экклезиологии.

«Базисным» уровнем поместности с точки зрения евхаристической экклезиологии (нормативной для Православия) является, как мы уже сказали, возглавляемая епископом евхаристическая община, объединяющая православных христиан одной местности. Здесь принцип поместности Церкви можно сформулировать так: «одна территория — один епископ». Лишь только на этом основании и возникают следующие, более высокие уровни поместности — от митрополичьих округов до Патриархатов, где тот же принцип уже приобретает вид: «одна территория — один первый епископ». Поэтому отождествлять понятие «поместная церковь» всегда и исключительно только с наивысшим уровнем современной церковной организации — Автокефальной Церковью или Патриархатом — является грубой ошибкой[4].

Поместной (topike) Церковью может быть названа как отдельная епископия, так и любое объединение нескольких епископий одной определенной местности, области (topos), обладающее какой-либо формой самоуправления. В учебнике прот. В. Цыпина «Церковное право» в главе «Образование поместных Церквей» мы, например, читаем (выделено нами):

«Самой ранней в истории формой объединения нескольких епископий в одну поместную Церковь были Церкви отдельных провинций Римской империи, таких, как Вифиния, Ликия, Египет, Понт. Епископы главных городов этих провинций именуются в 34-м Апостольском правиле «первыми епископами»»[5].

Что касается современного положения, то хотя в русскоязычной среде «Поместными Церквами» часто называются автокефальные, это вовсе не означает категорического запрета употреблять данное выражение в более древнем, более широком — и, заметим, более точном и традиционном — смысле.

Русская Православная Церковь именуется в первом пункте своего Устава «Поместной Автокефальной Церковью»[6]. Отсюда следует, что «Поместная» и «Автокефальная» не являются строгими синонимами — иначе такое выражение оказалось бы грубой тавтологией.

Уже неоднократно указывалось, что сам Блаженнейший Владимир считает Украинскую Православную Церковь поместной. Так, 28 сентября 2006 г. он сказал:

«Мы не против Поместной Церкви, о которой так много сегодня говорят. Более того, в Украине она уже давно есть. От князя Владимира до нынешних дней»[7].

Не подлежит сомнению, что здесь Блаженнейший Владимир понимает под «Поместной Церковью в Украине» Киевскую Митрополию — причем с момента ее основания, несмотря на то, что от князя Владимира в течение последующих веков она входила в состав Константинопольского Патриархата.

Приведем также определение из интернет-энциклопедии «Википедия», согласно которому:

«В православной экклезиологии понятие [Поместная церковь] используется применительно к частной (партикулярной) Церкви на территории отдельной провинции или государства, в противоположность Церкви вселенской (кафолической). В православии обычно подразумевает автокефальную либо автономную Церковь в пределах независимого государства»[8].

С тем, что понятие «Поместная церковь» не тождественно исключительно только «Автокефальной церкви», но может обозначать и другие формы объединения епархий, согласен и известнейший богослов РПЦ еп. Иларион (Алфеев). Он пишет (выделено нами):

«В современном православном словоупотреблении понятие «Поместная Церковь» закреплено за более крупными (чем епархия. — д.А.Г.) церковными образованиями — группами епархий, объединенными в Патриархаты, митрополии или архиепископии»[9].

Коснемся также и другой, близкой темы — поместных соборов. Утверждение отдельных верующих (и, к сожалению, даже клириков), будто собор УПЦ принципиально не может быть назван Поместным, интересно рассмотреть в свете основополагающего канонического сборника Православной Церкви — «Книги правил». Она содержит, как известно, среди прочих каноны «Вселенских Соборов» и «Святых Поместных соборов» (hai hagiai topikai synodoi). К числу Святых Поместных относятся, в частности: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Лаодикийский, Сардикийский, Карфагенский. Ни один из них не являлся общим собором какого-либо патриархата. С другой стороны, к числу таковых в том же каноническом сборнике относятся соборы Антиохийский и три Константинопольских. Поэтому совершенно очевидно, что с точки зрения «Книги правил» поместным (греч. topike synodos — «местный собор») является просто собор епископов какой-либо определенной церковной области (т.е. поместной церкви) — в противоположность собору Вселенскому, представляющему по возможности всю полноту Вселенского Православия.

Что касается именования Собора УПЦ (высшего органа управления Украинской Церкви) Поместным, следует отметить, что это является также отнюдь не стремлением представить Украинскую Церковь уже автокефальной, а на самом деле проведением параллели со следующими положениями Устава РПЦ. Согласно Уставу, Архиерейский Собор РПЦ и Поместный Собор РПЦ отличаются прежде всего тем, что первый «состоит из епархиальных архиереев», а также некоторых архиереев викарных[10], а второй — «из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян»[11]. Отличие, таким образом, заключается прежде всего в составе этих соборов (и уже как следствие этого — в их полномочиях). Если РПЦ имеет три высших органа церковной власти: (1) Поместный собор, (2) Архиерейский собор и (3) Синод, то УПЦ, согласно своему Уставу, имеет аналогичные по составу высшие органы: (1) Собор УПЦ, (2) Собор епископов (Архиерейский собор) и (3) Синод. И если именование Собора УПЦ «Поместным» формально в Уставе УПЦ и не закреплено, следует все же признать, что оно отнюдь не входит в противоречие ни с древнецерковной практикой (а даже напротив — целиком соответствует ей), ни с практикой современной.

Читать еще:  Современные русские философы 21 века. Философия XXI века

Отметим также, что на официальном сайте РПЦ в официальной биографической справке о Блаженнейшем Владимире Киевские Соборы 1-3 ноября 1991 г. и 26 июня 1992 г. прямо и безо всяких оговорок именуются Поместными Соборами Украинской Православной Церкви[12], каковыми они и были.

Хотя в современной Русской Церкви принято формальное различие между «Поместным собором РПЦ» и «Архиерейским собором РПЦ», необходимо все же отметить, что с точки зрения православной экклезиологии «поместными» (topikai) в действительности являются и тот, и другой, поскольку они суть соборы епископов церковной области, обладающей формой самоуправления (в данном конкретном случае — автокефалия). С той же точки зрения Собор епископов УПЦ и сама Украинская Церковь могут называться поместными не с меньшим правом.

Более того, РПЦ в действительности имеет свои епархии не на территории какой-либо одной страны, но во многих различных государствах. Она не обладает строгими каноническими границами, так что соборы ее епископата не являются соборами одной строго определенной местности (topos’a). Епархии РПЦ существуют не только в странах бывшего СССР, но также в Западной Европе, Америке, Азии — зачастую «параллельно» с епархиями других Автокефальных Православных Церквей. Можно даже задать вопрос: относительно какой же именно определенной местности (topos) Русская Православная Церковь является поместной (topike)?

Пределы же УПЦ в точности совпадают с государственной границей Украинского государства. УПЦ является самоуправляемой и имеет своего первого епископа (Киевского Митрополита). Эти два фактора (одна территория и один первый епископ) находятся в полном соответствии с понятием «поместная церковь». Таким образом, следует признать, что в случае УПЦ экклезиологический принцип «поместности» реализуется даже более строго и адекватно, чем в случае РПЦ.

Таким образом, тему якобы принципиальной невозможности называть Поместными как Украинскую Православную Церковь, так и ее Соборы можно считать закрытой. Отрицание того, что УПЦ уже сейчас является Поместной и безусловно может проводить Поместные Соборы, является — ни много, ни мало — отрицанием самого факта существования Украинской Церкви.

[2] Поэтому когда речь идет о древней Церкви, округ одного епископа следует называть епископией, но отнюдь не епархией.

[3] Слово «город» в греческом языке женского рода; главный (столичный) город какой-либо области именовался «городом-матерью» — metropolis (на русский язык переводят обычно «митрополия»); ср.: «Киев — мать городов русских» (т.е. столица Руси). Кстати сказать, в современной Элладской Церкви обычные епископы имеют титул «митрополитов», тогда как сама эта Церковь возглавляется Архиепископом. Таким же образом и в Константинопольском Патриархате титул «архиепископ» выше, чем «митрополит» (в отличие от Московского Патриархата), а архиепархии (архиепископии) являются более крупными церковными подразделениями, чем митрополии.

[4] Ярким примером того, что принципы «поместности» и «автокефалии» не совпадают, являются страны, где сосуществуют епархии различных Автокефальных Церквей (например, государства Западной Европы и Америки). Здесь в одном и том же городе могут быть общины, даже возглавляемые епископами, относящиеся к различным Автокефальным Церквам (например, Константинопольского Патриархата, Русской Православной Церкви, Сербской Православной Церкви). Чаще всего разделение между православными христианами в таких случаях происходит, естественно, по национальному признаку. Такие «диаспоральные» епархии не объединяются в один церковно-административный округ, соответствующий данной стране (как это было бы в древности и как того буквально требуют каноны), но находятся в совершенно различных «юрисдикциях», и их епископы принимают участие каждый в соборном управлении своей Автокефальной Церкви, находящейся иногда за тысячи километров. И хотя принцип «автокефалии» соответствующих Церквей целиком сохраняется, принцип поместности в таких случаях оказывается полностью нарушенным. Если бы понятия «Поместная Церковь» и «Автокефальная Церковь» совпадали, тогда можно было бы задать вопрос: как именно соотносятся понятие «Поместная Церковь» (Local Church) и, скажем, территория США (где существуют епархии различных православных «юрисдикций»)?

Поместная церковь

Поме́стная це́рковь — термин христианской экклезиологии. В последнее время употребляется также и в других значениях.

Содержание

В православии

В экклезиологии

В православной экклезиологии понятие используется применительно к частной (партикулярной) Церкви на территории отдельной провинции или государства, в противоположность Церкви вселенской (кафолической). В православии обычно подразумевает автокефальную либо автономную Церковь в пределах независимого государства.

Административное деление Вселенской Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Колосс. 3, 11). В своём территориальном размежевании поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами [1]

Архиепископ Василий (Кривошеин): «Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но её полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною с Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в её поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от неё. Троическая аналогия может помочь нам несколько проникнуть в этот экклезиологический парадокс. И мы можем пользоваться такими аналогиями, поскольку жизнь Церкви является отражением Троической Божественной Жизни, но мы должны это делать с осторожностью, помня то важное различие, что Божественная Жизнь троична, в то время как поместных Церквей не три, но много. Мы можем сказать таким образом, что как Божественные Лица — Отец, Сын и Дух Святой — не являются частями Пресвятой Троицы, но в каждом из Них все Божество полностью выявлено, так что каждое Божественное Лицо является истинным Богом, мы не можем однако сказать, что каждое лицо есть Пресвятая Троица или тождественна Ей. Подобным образом полнота Кафолической Церкви выявлена в каждой поместной Церкви, которые не являются „частями“ Вселенской, но не могут однако, быть просто отождествлены с ней.» [2]

Иное использование

В 1990-е понятие стало употребляться в связи с церковной ситуацией на Украине как фактический синоним автокефальной Церкви [3] [4] [5] [6] [7]

В протестантизме

У большинства евангельских христиан (протестантизм) под поместной церковью понимается церковная община, т.е. группа прихожан, постоянно посещающая дом молитвы (церковное здание). У консервативных представителей, членство в поместной церкви является вполне конкретным, подразумевающим что верующий принял водное крещение в данной церкви (или сходной по вероучению) и регулярно участвует в хлебопреломлении и служениях церкви (богослужения, молитвенные собрания, общения, семинары, конференции, евангелизационные миссии и т.п.), а также в членских собраниях, на которых совместно решаются внутрицерковные вопросы.

Поместная церковь у консервативных евангельских христиан управляется коллегиально — общим собранием членов, братским советом (избирается из членов церкви мужского пола), советом служителей и т. п. В некоторых консервативных церквях и в подавляющем большинстве свободно-либеральных (например харизматических) выделяется роль пастора как полновластного управителя всеми делами церкви, который, хотя и имеет помощников, обладает правом конечной резолюции.

Источники:

http://pravoslavie.ru/37237.html
http://ustav.livejournal.com/167079.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/256287

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector