Социальный хронотоп. Категории время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании и знании
Содержание
- 1 Социальный хронотоп. Категории время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании и знании
- 1.1 Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
- 1.2 Социальный хронотоп. Категории время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании и знании
- 1.3 Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа (М.М. Бахтин).
Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
Понятия времени и пространства являются одними из самых сложных философских категорий. На протяжении истории философии взгляды на пространство и время менялись несколько раз. Если во времена И. Ньютона господствовала субстанциональная концепция пространства и времени, то с начала ХХ столетия, а именно после создания А. Эйнштейном сначала специальной, а потом и общей теорий относительности, в науке, а также и в философии, утверждается реляционная концепция. В рамках этой концепции время рассматривается в единстве с пространством и движением, как одна из координат пространственно-временного континуума. В Философском энциклопедическом словаре (М., 2003) дается следующее определение времени: времяесть форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Различают два вида времени – это объективное время и субъективное. Объективное время – это время, измеряемое отрезками пути небесных тел. Его необходимо отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний человека и является, главным образом, возможностью что-то делать, воспринимать. Именно понятие субъективного времени тесно связано с такими философскими категориями как жизнь, смысл и т.д.
По мнению великого немецкого философа, представителя экзистенциализма М. Хайдеггера, написавшего труд «Бытие и время», времени нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни «вовне». Оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого «раньше», для этого бытия (и бытия человека в том числе). Большую роль играет время как способ существования человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия человека. По И. Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще.
Существует еще один специфический подход к решению проблемы времени, в рамках которого выделяется понятие «исторического времени». Эпоха так называемого «исторического времени» охватывает приблизительно 6 тысяч лет, предисторического времени – несколько сот тысячелетий, геологического времени – несколько миллиардов лет, космическое время – бесконечно. Если допустить, что человек на Земле существует около 550 тысяч лет, и положить эти 550 тысяч равными одному двадцатичетырехчасовому дню, то тогда 6 тысяч лет исторического времени, то есть вся «мировая история», составят всего-навсего 16 последних минут жизни в течение этого дня.
В том же Философском энциклопедическом словаре пространство определяется как то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. И. Кант в своей работе «Критика чистого разума» анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, то есть как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Он доказал эмпирическую реальность пространства, то есть его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность. Современная теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (М. Plank. Vom Relativen zum Absoluten, 1925).
В классической науке, сформировавшейся под влиянием идей Р. Декарта и И. Ньютона, вневременность, внеисторичность принимались как условия истинности. Однако такое положение уже не устраивало ученых неклассического периода. Требовалось переосмысление понятий времени и пространства не только в естествознании, но и в рамках формирующегося социально-гуманитарного познания возникали новые подходы к решению проблемы пространства и времени, которые учитывали специфику предмета социально-гуманитарных наук.
Свой подход к решению данной проблемы предложил великий российский ученый М. М. Бахтин. Он утверждал, что в гуманитарном знании познание мира должно строиться не в отвлечении от человека, как это делается в теоретизированном мире естественнонаучного рационализма, но на основе доверия целостному субъекту – человеку познающему. Тогда познание превращается в поступок ответственно мыслящего сознания и предстает как заинтересованное понимание. Отсюда и особая структура познавательного акта в социально-гуманитарном познании, которая предполагает временную, пространственную и смысловую вненаходимость. То есть традиционное бинарное отношение субъект – объект познания становится как минимум тернарным: субъект относится к объекту через систему ценностных или коммуникативных отношений, и сам предстает в двуединости я и другой, автор и герой.
М. М. Бахтин выделяет в качестве основы гуманитарного знания анализ текста. Текст для него – это первичная реальность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Он концентрирует все особенности гуманитарного знания и познавательной деятельности – его коммуникативную, смыслополагающую и ценностную природу. Важнейшая форма анализа текста – выявление ценностно-мировоззренческих предпосылок гуманитарного знания, особенно тех, которые скрыты в содержании текста.
Необходимо учитывать как атрибут текста и его диалогичность, коммуникативную природу. Как результат познавательной деятельности текст одновременно синтезирует разные уровни и формы отображения действительности:
1) содержательное описание некоторых явлений и отношение субъекта-автора к ним;
2) отображение философско-эстетических и других ценностей автора и через них – менталитета эпохи;
3) присутствие в диалоге текста двух сознаний, объективную возможность интерпретации его другим сознанием, другой культурой.
Выявление скрытого содержания текстов не имеет характера логического следования, опирается на догадки, гипотезы, требует прямых или косвенных доказательств правомерности выявленных предпосылок.
Еще одна особенность текста: исследователь, принадлежащий к другой культуре, может выявить скрытые смыслы, объективно существовавшие, но недоступные людям, выросшим в данной культуре.
Таким образом, текст обладает объективными свойствами, обеспечивающими ему реальное существование и передачу в культуре, причем не только в своей прямой функции – носителя информации, но и как явления культуры, ее гуманистических параметров, существующих в неявной форме и выступающих предпосылками разнообразных реконструкций и интерпретаций. Интерпретация текста представителями другой культуры значительно осложнена. Могут возникнуть межкультурные лакуны, пробелы, несовпадения. Философско-методологический анализ проблем и особенностей гуманистических текстов позволяет выявить приемы и способы решения принципиальной задачи гуманитарного знания – теоретическая реконструкция субъекта, стоящего за знанием, социально-историческая интерпретация культуры, породившей такого субъекта.
Новый подход М. М. Бахтина к понятиям пространства и времени в гуманитарном познании соединяет действующее познающие сознание и все, мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр – «архитектоническое целое». При этом появляется эмоционально-волевое конкретное многообразие мира, в котором пространственный и временной моменты определяют мое действительно единственное место и действительный неповторимый исторический день и час свершения. Эти идеи близки философской герменевтике, в рамках которой время также осмысливается разными способами, с одной стороны, как роль временной дистанции между автором и интерпретатором, с другой, как параметр исторического разума и т.д.
Это «архитектоническое целое» находит свое выражение в понятии хронотопа, которое разрабатывает М. М. Бахтин. Хронотоп есть конкретное единство пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Это единство пространственных и временных параметров, направленное на определение смысла. Впервые термин хронотоп был использован в психологии российским ученым А. А. Ухтомским. Широкое распространение в литературоведении, а затем в других социально-гуманитарных науках получил благодаря трудам М. М. Бахтина.
Хронотоп (от греч. chronos – время и topos – место) – изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Он воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки, может быть намеренно замедлено автором или свернуто до ремарки. Может протекать параллельно в разных сюжетных линиях произведения (например, толстовский прием изображения в романе «Война и мир» одновременного действия в различных точках пространства). Создаваемое писателем художественное пространство – некая модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым, реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие хронотопа в произведениях зачастую могут иметь символический смысл.
Кроме того, по мысли М.М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется, прежде всего, хронотопом (например, историческое или фантастическое время и пространство в балладе, эпическое время в произведениях эпических жанров, субъективно отраженные время и пространство в лирических и т.д.). По Бахтину, аксиологическая направленность пространственно-временного единства является главной, так как основная функция художественного произведения состоит в выражении личностной позиции, смысла. Поэтому вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа. Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение. Причем, собственными хронотопами (и раскрываемыми ими смыслами) обладают и автор, и само произведение, и воспринимающий его читатель (слушатель, зритель). Таким образом, проявляется диалогичность бытия.
М. М. Бахтин наполнил это понятие культурно-историческим, ценностным смыслом. Для него пространство и время – это необходимые формы всякого, в том числе и гуманитарного познания. Это формы самой реальной действительности. В «художественном хронотопе» время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Поэтому становится возможным превращение хронотопа в универсальную, фундаментальную категорию, которая может стать одним из принципиально новых оснований гносеологии, до сих пор в полной мере, не освоившей и даже избегающей конкретных пространственно-временных характеристик знания и познавательной деятельности.
Понятие хронотопа очень хорошо согласуется с современной точкой зрения на пространство и время, описанной выше. С другой стороны, этот термин соотносится, например, с учением великого российского ученого В. И. Вернадского о ноосфере, которая характеризуется единым пространством – временем, связанным с духовным измерением жизни. Здесь, как и в бахтинском понятии хронотопа, имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре которой находится человек. Современная культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, национальных, ментальных и других отношений характеризуется множеством различных хронотопов. И среди них самым показательным является, пожалуй, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего времени, в котором практически нет настоящего.
Социальный хронотоп. Категории время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании и знании
Время и Пространство основные формы существования материи. Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.
Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.
Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществования объектов.
Сущность времени – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от сознания, восприятие и измерение.
Философы-идеалисты отрицают зависимость время и пространства от материи и рассудка. Их рассматривали то как формы индивидуального сознания (Беркли,Юм), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс. Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем необратимости причинно-следственных связей), то как категории абсолютного духа (Гегель).
Материализм подчеркивает объективный характер время и пространства в том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, в той же последовательности существования сменяющих друг друга явлений.
Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.
Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон.
Диамат признает не просто внешнюю связь время и пространства с движущейся материей, а считает, что движения является сущностью время и пространство и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотъемлемы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике. Она отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел, и о времени как едином для всей бесконечной вселенной. Главный вывод Эйнштейна как раз состоит в установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого.
Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.
Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.
Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел, зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого им поля тяготения. В создании современной теории время и пространства большую роль сыграли идеи Лобачевского, Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и пространстве как внеопытных формах чувственного восприятия.
Исследования Бутлерова обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи расположением атомов. Изменчивость представлений о времени и пространстве используют идеалисты для отрицания объективной реальности.
Единство мира заключается в его материальности, в том, что все явления и предметы в мире представляют собой движение материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира находит свое выражение в субстанциальности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности в ее вечности во времени и бесконечности в пространстве. Единство мира проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов как д, пространство, время , способность к саморазвитию и др.
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος , «время» и τόπος , «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат» [1] . Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина ) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный “центр”» [2] . Ухтомский ссылается на Эйнштейна , упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского . Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события» [3] .
М.М. Бахтин также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений [4] ».
Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа (М.М. Бахтин).
У понятие пространства два значения: способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем и форма созерцания, восприятия, представления вещей. Представления о пространстве и времени менялись и не являются окончательными. Первоначально – это реальность, не зависящая от природы и человека, вместилище, везде одинаковые и остающиеся неизменными. Абсолютные пространство – пустота, в которой располагаются предметы природы. Время – абсолютная, не зависящая ни от каких явлений длительность, везде одинаковая и протекающая равномерно. С античности пространство – место, в котором физические события и вещи имеются, происходят, случаются. У Ньютона пространство – независимое от тел и существующее независимо от них и прежде них, оно непрерывно, трехмерно, равномерно и бесконечно во всех направлениях. Лейбниц: пространство не существует само по себе, отдельно от тел, оно только отношение и порядок сосуществования действительных и возможных явлений и вещей. Современные представления пространства определяются теорией относительности Эйнштейна, где пространство четырехмерно, поскольку включает в себя время как мнимую пространственную координату. Его характеристики зависят от массы, определяющей кривизну пространства.
Время – форма протекания всех механических, органических, психических и социальных процессов, условие возможности движения, изменения, развития. Это форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, мира самого. С античности описывается в категориях вечности и длительности. В Новое время вечность – атрибут Б-га, его длительность – атрибут субстанции и совпадает с ее существованием. Декарт: время – это число движения: чтобы иметь меру для определения длительности вещи, мы пользуемся длительностью равномерных движений, т. е. движений небесных тел. В современной науке время характеризуется в категориях длительности, вечности, мгновения. Длительность – постоянный переход от одного мгновения к другому, она имеет начало и конец. Парадокс времени – его длительность состоит из мгновений, не имеющих длительности. Вечность – постоянное пребывание в настоящем. Время одномерно, однонаправлено, необратимо. Синергетика объясняет необратимость времени – любое событие протекает под влиянием внутренних и внешних, т. е. случайных факторов. Модусы времени: настоящее, прошедшее, будущее. Их соотношение выражается в понятиях «одновременно», «раньше», «позже».
Есть объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, и субъективное, основанное на осознании времени и его переживании (наличие или отсутствие времени). Субъективное время – возможность жизнедеятельности человека (практической или духовной) и предполагает осознание и переживание жизни как процесса и ресурса, который он использует по своему усмотрению. Модусы (виды) времени: завтра, когда-нибудь, теперь, еще рано, уже поздно и т. д. Субъективное время имеет разную длительность (ожидание длится дольше, возраст), В переживаниях время не имеет модуса прошлого и будущего: они переживаются настоящее. Субъективно обусловлен и выбор модуса времени: в молодости человек ориентирован на будущее, в старости живет прошлым, есть живущие настоящим и т.д. Выбор модуса времени может быть и социально обусловлен (в СССР все во имя светлого будущего человечества).
Каждый имеет свой ресурс времени, но отношение к нему разное: у одних плотный график, другие «убивают время», откладывают «на потом». Ресурс времени зависит от возраста: мужчины и женщины наиболее активны в разном возрасте. Время человеческой жизни протекает циклически, подчиняясь биологическим ритмам. Социальное время уплотняется, происходит его ускорение, оно не совпадает с биологическим. Время отражается на телесной организации. Экзистенциализм выделяет качественное различие физического, исторического и экзистенциального времени. Физическое время бесконечно, количественно и равнодушно к протекающим в нем процессам. Историческое время – ситуация, куда «заброшен» человек помимо воли и которую воспринимает как судьбу. Экзистенциальное время конечно и качественно, это время бытия человека, оно неповторимо и переживается.
Бергсон: время или длительность – сущность жизни, атрибуты которой неделимость и непрерывность, творческое развитие и становление нового. Жизнь непостижима как непостижимо и время. Реальное время противоположно условному, которое конструируется обыденным сознанием и наукой в практических целях. Дильтей: время или временность первое определение жизни. Жизнь и время имеют общие признаки: одновременность, последовательность, временные интервалы, длительность, изменения. Различает абстрактное время естественных наук (количественное, но не качественное) и историческое время гуманитарных наук. Августин: будущего и настоящего времени нет, есть только настоящее как переживание человека, а вечность времени принадлежит Б-гу. Время стремится исчезнуть, а вечность неизменна. Прошедшее — это память, т. е. настоящее прошедшего; будущее – ожидание, т. е. настоящее будущего. Хайдеггер отдает приоритет будущему, временность бытия может быть понята только через будущее, и бытие есть время, т. е. он трактует время реалистически; но время конечно.
Открытие исторического времени принадлежит христианству, которое рассматривает историю от сотворения мира до воссоединения человека с Б-гом. В современной философии размежевание понятий индивидуально-личностного времени и социального и культурно-исторического времени. У последнего особенности: а) возможность соотнесения всех событий с основополагающим, определяющем ось времени; б) возможность пройти временные интервалы в направлениях предшествования и последования относительно нулевой даты, в) создание системы единиц, служащих обозначению повторяющихся промежутков времени (день, месяц, год и т. д.).
Между историческим и субъективным временем есть различия: историческое занимает промежуточное положение между субъективным и объективным временем. Субъективное исторически обусловлено, но историческое время стремится установить временные интервалы, сопоставимые с физическим временем. Историческое время зависит от шкал времени (эпохи, столетия, годы, часы, минуты). Понятие опыта истории – установление связи между прошлым, будущим и настоящим. Человечество разделено по географии и культурам, что делает невозможной всемирную историю, только частные.
Социальное время циклично, что обусловлено циклами хозяйственной деятельности, смены власти, праздниками и ритуалами, сменой времен года и т. д. Ритм социального времени различен в различные периоды истории: традиционные цивилизации циклически воспроизводили жизнедеятельность тысячелетиями. Индивидуальна и последовательность временных изменений, т.к. единого времени для всех цивилизаций и народов нет. Но в целом ритм социального времени неравномерен, и можно говорить об ускорении. Социальное время отмечено периодами, т. е. относительно законченными промежутками исторического времени, в связи с социально значимыми событиями и особенностями (войны).
Историческое время характеризуется длительностью и непрерывностью. Длительность опирается на убеждение, что все имеет начало и конец. Длительность и непрерывность обусловливают «временность» времени, так как три временных момента смещаются к настоящему. Единая хронология истории разделена на даты, указываемые по календарному времени. Но длительность и интенсивна, как скорость или ускорение изменений в истории или в жизни человека. Величины интенсивности – ритм, кумулятивность, повторение, рецидив. Масштаб исторического рассмотрения зависит от задачи исследователя: при макроисторическом периоды наибольшие, а при микроисторическом – наименьшие. Но соизмеримость масштабов в историческом исследовании отсутствует.
Проблемы социального пространства – Сорокин. Несравнимость понятий «геометрическое пространство» и «социальное пространство». Социальное пространство и пространство физической реальности, определяется структурой материального объекта, т.е. социальная структура общества и социальные взаимосвязи определяют характеристики социального пространства. Носители социальности – человек и общество. Жизненное пространство человека зависит от телесной организацией, ценностно нагружено и институциализировано. Социальное пространство имеет и географическую составляющую: территорией государства. Внутри государства – регионы.
Пространственную составляющую имеют контакты: пространственные контакты могут отличаться дистанцией между субъектами (личное пространство). Активное поведение участников определяет дистанцию. Многое связано с местом, которое человек занимает в социальном пространстве. Номинальные и ранговые параметры характеризуют структуру общества. Номинальные: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политические ориентации, язык. Ранговые: образование, интеллигентность, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст. Социальное пространство многомерно, т.е. в одних общностях индивид может занимать более высокий социальный статус, чем в других. Каждый в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собой, изменение одного меняет другие. Это может быть отнесено и к социальной группе. Различие двух групп параметров выражается в гетерогенности и неравенстве. Гетерогенность описывается системой номинальных параметров, они не позволяют оценить положение индивида в социальном пространстве по ранговому принципу. Номинальные параметры – элементы общечеловеческой культуры в определенные исторические периоды (положение женщин). Гетерогенность определяет горизонтальную дифференциацию. Неравенство определяется ранговыми показателями, в обществе есть нормативная основа, закрепляющая поведение индивидов в соответствии с рангом. Ранг по одному показателю может быть ниже или выше по другому ранговому показателю, т.е. каждый занимает в обществе несколько статусов. Социальное пространство закрепляют право и мораль, обычай и традиция, авторитет власти, моральный авторитет, СМИ, учебные заведения.
Положение индивида в социальном пространстве часто меняется – социальная мобильность. Общество социально стратифицировано – иерархически организованно социальное неравенство в определенный исторический отрезок времени. Сорокин: стратификация может быть политическая, экономическая и профессиональная. Социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная. Социальные отношения представлены в пространственных структурах: движении вперед, неудача – движение назад, движение социальной, карьерной лестнице. Положение человека исторически (темпорально) предопределено, и возможности его изменения детерминированы социальным пространством. Социальное пространство структурируется властью, правовом, культурой, традициями, информацией, идеологией и т. д.
Хронотоп – эстетическая категория, отражающая амбивалентную (противоречивую, неоднозначную) связь временных и пространственных параметров. Бахтин ввел это понятие в литературоведение, затем в социальное познание. Хронотоп раскрывает типологические или личностные формы объединения пространственных и временных координат, обусловливающих вхождение индивида в сферу культуры и определяющих рамки интенциональной направленности сознания индивида. Вступление в область смыслов культуры осуществляется только через хронотопы. Художественный хронотоп позволяет втягивать пространство через сюжетное развитие, в результате чего время уплотняется, и в каждом произведении образуется своя система частных хронотопов, развязывающих сюжетные. Но в произведении есть и общий доминантный типологический хронотоп, обусловленный принадлежностью произведения к художественной традиции. Также существует внеположный художественному тексту авторский и читательский хронотопы.
Понятие хронотопа раскрывает и реальное единство пространства и времени. Культура и ее смыслы не могут быть упорядочены в единую систему, т.к. идея не может быть равной себе в разных хронотопах.
Объективное основание понятия хронотопа – единство пространственно-временных характеристик жизнедеятельности человека и общества. В жизнедеятельности индивида есть ограничения: связанные со строением тела (ограничивают способность передвигаться и воспринимать); конечность человеческой жизни (временность человеческого бытия, проблема смертности и бессмертия). Бахтин ищет решение проблемы бессмертия в творчестве, т.к. в творчестве личность продолжает жить, т. е. бессмертна. Время – дефицитный ресурс. Необходимость очередности выполняемых программ, одновременное выполнение нескольких программ ускоряют бег времени, а отрешенность от активной жизни замедляет темп. Ограниченность вместимости пространства-времени (два человека не могут занимать одно и то же пространство) ограничивают физические возможности. Повседневность не может быть описана вне пространственно-временных характеристик, раскрывает значимость соприсутствия как предустановленного обстоятельства социальной жизни. Повседневность связанная с рутинизацией жизнедеятельности, обусловливает цикличность времени. Социальный хронотоп обусловливает возникновение феномена «сжатия времени» в связи с развитием средств транспорта.
Понятие хронотопа имеет значение для понимания истории и современности. Бахтин акцентирует внимание на роли контекста: текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Диалог – сжатие времени, единство двух хронотопов (места и времени). Нет границ диалогическому контексту (уходит в безграничное прошлое и безграничное будущее). Даже прошлые смыслы никогда не могут быть навсегда завершенными – всегда будут меняться (обновляясь) в процессе будущего диалога. Существуют массы забытых смыслов, но в определенные моменты развития диалога они снова вспомнятся и оживут в обновленном виде (в новом контексте). Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла свой контекст понимания. Нескончаемое обновление смыслов возникает в бесконечном и не завершимом диалоге, в котором ни один смысл не умирает.
Бахтин говорит о разных хронотопах спрашивающего и отвечающего и разных смысловых мирах. Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур. Но все это раскрывается только на уровне большого времени.
Источники:
http://lektsii.org/11-10233.html
http://www.sites.google.com/site/sloznyebiletypofilosofiinauki/47-socialno-gumanitarnoe-znanie-o-prostranstve-vremeni-ponatie-hronotopa
http://studopedia.ru/19_410383_vremya-prostranstvo-hronotop-v-sotsialnom-i-gumanitarnom-znanii-osobennosti-hudozhestvennogo-hronotopa-mm-bahtin.html