Социалисты-утописты. Экономическое учения социалистов-утопистов

Экономические взгляды социалистов-утопистов

Идея «золотого века», а именно идея равенства в труде и потреблении, известна общественной мысли с незапамятных времен. В Древней Греции считали, что эпоха «золотого века» была в прошлом, на заре человеческой жизни, древнееврейские мыслители царство всеобщей гармонии и справедливости видели в будущем. Эти идеи трансформировались вместе с общественным развитием, но в той или иной форме всегда присутствовали в социальной мысли вплоть до XIX в.

В отличие от мелкобуржуазных критиков капитализма, призывавших возвратиться в прошлое, социалисты критиковали капитализм с позиций будущего. Они впервые указали на переходящий характер капиталистических отношений, рассматривая общество как постоянно развивающуюся систему, где одна стадия сменяется другой, более совершенной, чем предыдущая. Социалисты-утописты, объективно отражая интересы трудящихся, считали, что их задачей является общественное преобразование с целью улучшения положения всех членов общества. Отвергая политическую борьбу, они постоянно обращались к господствующему классу, пропагандируя свои взгляды.

К социалистам-утопистам XIX в., рисовавшим фантастические картины будущего, но не видевшим реальных путей их достижения, относятся прежде всего такие мыслители, как Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

От предшествующего утопизма учение Сен-Симона (Клода Анри де Рувруа) (1760–1825) существенно отличается эволюци-онно-историческим подходом. По его теории общество последовательно проходит определенные эпохи, приближаясь к «промышленной системе» – обществу будущего, покончившего с эксплуатацией человека человеком, которое он представлял как общество равенства и изобилия, способное обеспечить удовлетворение физических и духовных потребностей народа. Будущее, по его мнению, принадлежит промышленному классу, в состав которого входят предприниматели, земледельцы, банкиры, служащие, рабочие, а также ученые и художники. Второй класс, к которому относились король, дворяне, чиновники и духовенство, он называл феодалами, считал его деятельность бесполезной и даже вредной для общества. На смену стихийным рыночным отношениям должна прийти плановая система хозяйства, основанная на обязательности труда и справедливой системе распределения: от каждого по способности, каждой способности по ее делам.

Достаточно яркой фигурой утопического социализма, представлявшей свое учение как строго научную теорию, стал Шарль Фурье (1772–1837). Его работы отличаются синтезом глубоких мыслей и идей, которые до конца были осознаны лишь в XX в., и безумной фантазией, временами напоминавшей сущий вздор. Ш. Фурье написал ряд работ: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1822), «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829) и др., в которых изложил свое видение нового общества. Критикуя капиталистическую ступень развития общества, он считал, что экономическая деятельность людей в условиях свободной конкуренции приводит к анархии производства. В принципе «естественной свободы», провозглашенном А. Смитом, он усматривал условия, при которых человек со своими корыстными личными интересами противостоит всем остальным членам общества. Реализовать идею справедливости и равенства Ш. Фурье собирался путем преобразования частной собственности в коллективную, в процессе формирования так называемых «фаланг» – коллективов производителей численностью до 2 тыс. человек. Общинный способ ведения хозяйства в фалангах, при котором все члены данного объединения независимо от имущественного положения обязаны будут трудиться, позволит, по мнению Фурье, уничтожить зависть, вражду и эгоизм, а также противоположность между умственным и физическим трудом. Созданный общественный доход будет делиться на части: 4/12 составит доход собственника капитала, 5 /12 распределится по труду и 3 /12 пойдет на вознаграждение талантов, которые проявят себя в ходе «соревнования», пришедшего на смену капиталистической конкуренции. Признавая только эволюционный путь развития, посредством формирования в недрах старого общества предпосылок для перехода к новой ступени общественного прогресса, Ш. Фурье отрицал революцию, считая ее средством обогащения аферистов и интриганов.

Английский утопический социализм имеет ряд особенностей по сравнению с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба были более развиты. Известный утопист-экспериментатор, осуществлявший свои теоретические идеи на практике, Роберт Оуэн (1771–1858), был близок к рабочему классу в отличие от французских социалистов-утопистов. В 1830-е гг. «оуэнизм» стал символом рабочего движения, хотя сам Р. Оуэн, выдвигая проекты переустройства общества, был противником классовой борьбы. Р. Оуэн написал большое число научных трудов, отражающих экономические проблемы: «Образование человеческого характера» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836) и др.

Критикуя «несправедливое» капиталистическое общество, Р. Оуэн пытался организовать рынок справедливого обмена, где бы обмен осуществлялся в соответствии с затратами труда на производство товара. Посредником в обмене товаров на таком рынке являются не деньги, которые он считал созданными для достижения максимума зла и минимума добра, а специальные квитанции – «трудовые деньги». Пытаясь практически реализовать свою идею, Р. Оуэн создал «Национальный базар справедливого обмена», который, однако, не справился со своей задачей и был вскоре упразднен.

Основой «справедливого» строя он считал общественную собственность, которая способна сформировать нового человека, стремящегося развивать свои лучшие качества. Воплотить в жизнь свой план переустройства общества он задумал в 1800 г., когда стал совладельцем прядильного предприятия в Шотландии, находившегося в отдаленном поселении. Решив экономические проблемы предприятия, он понял, что создать идеальную общину можно лишь изменив сознание людей, путем кропотливой воспитательной работы. Будучи гуманным руководителем, Р. Оуэн приложил массу усилий для того, чтобы искоренить воровство, пьянство, драки, недобросовестное отношение к своим обязанностям, национально-религиозную неприязнь. У работников появилось чувство общности, желание без принуждения поддерживать чистоту и порядок, быть трудолюбивыми, дисциплинированными и организованными, вести высоко моральный образ жизни. Достигнув высокой производительности труда и прибыльности предприятия, Р. Оуэн сократил рабочий день с 16 до 10,5 ч, решил ряд социальных вопросов, создав систему социального обеспечения и страхования, построив детские сады, школы, культурный центр для детей и взрослых. Эксперимент формирования промышленной общины с высоким уровняем благосостояния ее членов явно удался, предприятие успешно развивалось даже в период экономического кризиса 1815–1816 гг. Однако в 1829 г. Р. Оуэн вынужден был покинуть предприятие из-за размолвки с совладельцем. Все, что было наработано годами, пришло в упадок, показав тем самым нестабильность созданной им системы и ее зависимость от конкретной личности. И хотя удачно повторить опыт, поставленный Р. Оуэном, не удалось больше ни ему, ни кому-либо еще, он продолжал распространять идеи создания коммунистической модели общества, пытаясь опередить время и в то же время понимая, что современные нравы людей не позволяют ее реализовать.

Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов

Независимо от создания и развития классической школы политиче­ской экономии существовала и развивалась социалистическая социально-экономическая доктрина. И только в середине XIX века Карл Маркс по­пытался синтезировать оба эти направления в единое целое.

Социалистическая доктрина – неотъемлемый элемент мечтаний че­ловечества о счастливой и справедливой жизни. Одна из первых рацио­нально обоснованных социалистических идей была высказана в филосо­фии Платона (V – IV вв. до н.э.). С тех пор их возникало и исчезало вели­кое множество. Своего расцвета утопический социализм достиг в первой половине XIX века в трудах Клода Анри Сен-Симона, Шарля Фурье и Ро­берта Оуэна.

Читать еще:  Совместимость в браке льва и рыбы. Звездные пары и гороскопы

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие утописты выступили с резкой критикой и разоблачением капита­лизма, впервые указали на исторически переходящий характер капитализ­ма: развитие человечества есть исторический процесс, в ходе которого каждая предшествующая стадия развития обязательно сменяется другой, более высоко развитой. На смену капиталистическому способу производ­ства должен прийти такой общественный порядок, который принесет сча­стье всем членам общества.

В своих проектах будущей справедливой социальной системы со­циалисты-утописты не ограничивались требованием реорганизации по­требления и распределения, они выступали с идеей преобразования самого производства. Новый строй они именовали по-разному: так, Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, а Оуэн – коммуниз­мом. В этом новом обществе нет эксплуатации, отсутствует противопо­ложность между умственным и физическим трудом, частная собствен­ность исчезнет или не будет играть особой роли.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обще­ству социальной справедливости, поскольку, по сути, были лишены соци­альной базы: в конце XVIII – начале XIX веков рабочий класс был еще слаб и раздроблен, выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной эксплуатации. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение этих идей путем создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого об­мена». Они отвергали политическую борьбу и революцию.

Социалистические учения конца XVIII – первой половины XIX ве­ков специалисты подразделяют на две ветви. Одна из них выросла из анг­лийской классической школы, а именно из учения Д. Рикардо. К этому направлению принадлежали Уильям Томпсон (1785–1833), Томас Годскин (1787–1869), Джон Грей (1798–1850), Джон Френсис Брей (1809–1895). Исходным пунктом социалистов рикардианцев была трудовая теория стоимости: поскольку богатство (т.е. стоимость) создается только трудом, то капитал не имеет ни каких прав на его присвоение. Идея производи­тельности капитала, утверждавшаяся «классиками», здесь отвергается.

Другая ветвь социалистических учений связана с именами Сен-Симона и Фурье.

Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760–1825 гг.) в своей концепции опирался на последовательный историзм: человеческая история – это процесс смены одного общественного строя другим, более прогрессив­ным. По сравнению с первобытным обществом благодетельным было раб­ство; прогрессом был переход от рабства к феодализму; прогрессивен был и переход к промышленному строю, однако у власти пока оказались не промышленники, а непроизводительная, паразитическая буржуазия. На смену этому периоду придет новый строй – индустриализм, в основе ко­торого будет лежать крупная индустрия.

Главным пороком капитализма, по версии Сен-Симона, является раздробленность и анархия производства – неизбежное следствие эконо­мической свободы, которая базируется на индивидуализме частных собст­венников. В обществе индустриалов крупная промышленность будет управляться из единого центра, функционировать по единому плану, раз­рабатываемому учеными. Планирование должно охватить не только про­изводство, но и распределение продукции в масштабе страны.

В своей концепции Сен-Симон не требовал замены частной собственности общественной. В его системе сохраняется частная капиталисти­ческая собственность, существует централизованно выделяемая из обще­ственного продукта доля на вознаграждение за капитал, однако капитали­сты должны выполнять обязательные условия – лично трудиться, прини­мать участие в производстве и подчиняться общему плану.

Ученик Сен-Симона Сент-Аман Базар (1791–1832 гг.) пошел дальше своего учителя. Он считал невозможным централизованное планирова­ние при сохранении частной собственности. Распределение произведен­ных благ должно происходить только по труду. Базар говорит об органи­зации труда в мировом масштабе, о всемирной ассоциации трудящихся.

Шарль Фурье (1772–1837 гг.) совершенно четко представлял связь исторических эпох со ступенями развития производства.

Существующий строй, по мнению Фурье, не может обеспечить бла­гополучие всего населения, так как частная собственность порождает анархию, конкуренцию, что ведет к неслыханному расточительству сил и средств. Важнейшим объектом критики для Ш. Фурье является торговля – она через конкуренцию ведет к монополии, а господство монополий есть «торговый феодализм». В сфере торговли рабочие подвергаются экс­плуатации – здесь их обманывают как покупателей. Бедность основной массы покупателей, сосредоточение товаров в руках кучки богачей-предпринимателей и хозяйственная анархия в конечном счете приводят к экономическим кризисам.

Будущее общество Ш. Фурье представляет как ряд фаланг – само­управляющихся небольших общин численностью до 2 тысяч человек. Ре­шающую роль в них играет земледелие. Внутри фаланги ликвидируется частная собственность на средства производства, все работы выполняются по плану, отсутствует пожизненная специализация человека на опреде­ленном виде труда. На смену конкуренции придет соревнование.

Средства, необходимые для организации фаланг, должны дать сами капиталисты: войдя в число членов фаланги, они одновременно станут ее акционерами и будут получать 4 части всего произведенного продукта. Между «трудом» и «знаниями» этот продукт будет делиться в отношении 5:3. Ш. Фурье подчеркивает, что произведенная продукция прежде всего предназначается для удовлетворения потребностей членов самой фаланги, и лишь затем ее излишки поступают в обмен между фалангами.

Будущее общество в своем развитии пройдет три стадии, которые Ш. Фурье называет «гарантизмом», или полуассоциацией, «социантизмом», или простой ассоциацией, и «гармонизмом», или сложной ассоциацией.

В рамках социалистической доктрины совершенно особое место за­нимает выдающийся английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771–1858 гг.). Его концепция в чистом виде не вписывается ни в первую, ни во вторую ветви социалистической доктрины. А его действия по реализации теоретических выводов на практике вызывают уважение к личности этого человека.

В отличие от Фурье и Сен-Симона, Оуэн – принципиальный про­тивник частной собственности, он полагал, что она вредна для всех, в том числе и для богатых. Оуэн считает, что принцип личной заинтересованно­сти себя изжил, а потому в основу нового общества следует положить об­щий труд, общую собственность, равенство в правах и обязанностях.

В качестве мерила ценности Роберт Оуэн предложил ввести трудо­вую единицу, чтобы отказаться от употребления денег при обмене това­ров. Подобное решение может снять самые трудные проблемы общества. Рабочий будет получать справедливое вознаграждение за свой труд, а по­скольку оно будет соответствовать истинной стоимости товаров, то станут невозможными перепроизводство и кризисы.

Социальная система Оуэна рисует ту фазу коммунизма, где ликви­дирована частная собственность и всякие классовые различия, где суще­ствует обязательность труда для всех и распределение материальных благ по потребностям. Ячейкой коммунистического общества является не­большая кооперативная община. Между общинами существует значи­тельное разделение труда, а взаимный обмен продуктами осуществляется на основе трудовой теории стоимости. Для целей этого обмена какой-то союз общин будет выпускать особые трудовые бумажные деньги под обеспечение товарами на складах. В представлении Оуэна новое общество в течение какого-то времени должно сосуществовать со «старым общест­вом» и его государством, платить государству налоги и продавать этому обществу товары на обычные деньги.

Р. Оуэн не мог объяснить, каким образом, от кого получат общины исходные средства производства, в том числе и землю. В одном случае он полагался на государство и «разумных капиталистов», которые передадут безвозмездно общинам эти средства. В другом случае речь шла о том, что капиталисты вложат в общины свой капитал под ссудный процент.

Читать еще:  Видеть во сне подругу в голубом платье. Голубое платье толкование сонника

Свои экономические идеи Оуэн пытался осуществить на практике. Так, на своих фабриках он создал для рабочих элементарные человеческие условия труда и жизни, пытаясь доказать английскому обществу и прави­тельству, что угнетение наемных рабочих вовсе не является необходимым условием эффективного производства и высокой рентабельности. Резуль­татом предпринятых Оуэном шагов стало разительное повышение произ­водительности труда и социального оздоровления работников.

В 1825 г. Оуэн вместе с сыновьями уезжает в Америку, где покупает участок земли и основывает общину «Новая гармония», устав которой строится на принципах уравнительного коммунизма. Однако, поглотив почти все состояние Оуэна, община прогорела.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Общая характеристика утопического социализма конца XVIII –начала XIX вв.

2. Экономические идеи Сен-Симона.

3. Фаланги Ш. Фурье.

4. Экономическая программа Р. Оуэна.

Основная: 11, 14, 15.

1. Существование утопического социализма обусловлено:

а) развитием науки;

б) условиями социально-экономического развития общества;

в) несправедливым распределением богатства;

г) существованием частной собственности.

2. Что связывает учение Д. Рикардо с экономическими концепциями социализма?

3. Насколько утопичны идеи раннего социализма, и могут ли они реализоваться в современном мире?

4. В чем состоит главный порок капиталистического общества по версии Сен-Симона?

5. С.А. Базар полагал, что централизованное планирование невоз­можно без отмены частной собственности. Так ли это, по вашему мне­нию?

6. Почему, по версии Ш. Фурье, будущее общество в своем развитии должно пройти три стадии?

7. Почему практический эксперимент Р. Оуэна потерпел поражение?

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 1705 . Нарушение авторских прав

Экономические учения социалистов-утопистов

Наряду с созданием и развитием классической политической экономии, представители которой считали капиталистическую систему хозяйствования как такую, что отвечает природе человека и потому единственно рациональной, существовали и развивались социалистические социально-экономические идеи, которые всегда были неотъемлемым элементом человеческих мечтаний о счастливой и справедливой жизни. Благоприятные условия для их развития сложились в конце ХVІІІ – в начале ХІХ в., когда в полной мере начали проявляться отрицательные черты капитализма. Не зная, каким образом можно усовершенствовать существующие экономические отношения, многие выдающиеся люди того времени стали сторонниками утопических общественно-политических и экономических систем, основанных на принципах коллективизма, справедливости, равенства, братства и якобы свободных от пороков буржуазного строя.

Высочайшей степени развития утопический социализм достиг благодаря работам французских мыслителей Сен-Симона, Фурье и британца Оуэна. Все они пророчили гибель капитализма, делали акцент на необходимости изменения общественной системы во имя создания новой общественной формации, которую Сен-Симон называл индустриализмом, Фурье – гармонией, а Оуэн – коммунизмом.

Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) оставил богатое литературное наследие. В работе «Новое христианство» (1825) он провозглашает идею создания для будущего общества новой религии, которая бы позаимствовала у христианства его исходный гуманизм. Сен-Симон обосновывает учение о закономерности общественного развития, считая, что в своем историческом развитии человечество проходит три этапа (формации): рабовладельческий, феодальный и индустриальный. Переход от одного этапа к другому обусловленный ростом знаний, науки, морали, религии и совершенствованием хозяйства, образует исторический прогресс. Каждый исторический этап, каким бы прогрессивным по отношению к предшествующему он ни был, должен своевременно уступить место более совершенному строю.

Каждая формация, в свою очередь, проходит через две стадии: органическую, или равновесную, и критическую, которая возникает, если предшествующее равновесие нарушено. Во время органической стадии при власти находится класс, который имеет наибольшую экономическую силу в данный период времени. Во время критической стадии на власть претендует другой класс, хозяйственное значение которого постепенно увеличивается. В результате политической борьбы между ними возникает новая общественная формация.

«Наше общество, – пишет Сен-Симон, – представляет собой мир, перевернутый вверх ногами». Он доказывает, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для большинства. А задача его – быстрое и полное улучшение морального и физического положения беднейшего класса.

Таким обществом, по мнению Сен-Симона, будет новое индустриальное общество. Именно крупному индустриальному производству и промышленному классу (союзу предпринимателей, рабочих и ученых) будет принадлежать будущее. Крупная промышленность будет управляться из единого центра по единому плану, разработанному учеными. Конкуренцию заменит ассоциация – объединение промышленников, торговцев, банкиров, рабочих, фермеров, ученых. Благодаря ассоциации частная собственность трансформируется в коллективную. Все будут обязаны работать, а труд каждого будет оцениваться по принципу: от каждого по способности, каждому – по его вкладу в общественное производство. Когда же ассоциация наберет планетарного масштаба, распределение будет осуществляться по потребностям.

Для создания такого общества нужно изменить не только материальные условия жизни, но и духовно перевоспитать людей. Поэтому государство наряду с функцией организатора ассоциаций должно выполнять также функцию духовного перевоспитания членов общества. Именно восстановленная общественная мораль и сознательная деятельность обеспечат порядок, благосостояние и прогресс общества.

Шарль Фурье (1772-1837) считал, что капитализм – одна из многочисленных и отнюдь не последних фаз общественного развития. Он противоречит «естественному порядку», является несправедливым и антинародным. Только одна треть населениязанята производительным трудом, не получая, Однако выгоды от своего труда, а две трети ведут паразитический образ жизни. Труд при капитализме является смягченной каторгой, а на бедных людей капиталисты смотрят как на животных, созданных для нищеты. Деление общества на богатых и бедных неминуемо ведет к экономическим кризисам. Причиной такого состояния, по мнению Фурье, является частная собственность. Однако к революции он относился отрицательно, поскольку она грабит богатых, но только для того, чтобы обогатить интриганов. Выход Фурье видит в переходе к общественной собственности и создании новой формы организации общества – ассоциации, которую он называл Социальной Гармонией.

Производственные ассоциации, из которых, по Фурье, будет состоять будущее общество, называются фалангами. Собственность становится достоянием общественности не в масштабах государства, а фаланги. Каждая фаланга состоит приблизительно из 1500 лиц, которые совместно живут, работают и отдыхают. Внутри фаланги люди объединены в серии, которые состоят из разных людей по возрасту, характеру, знаниям, имуществу.

Чтобы сделать жизнь счастливой, необходимо, считал Фурье, чтобы труд стал радостным, приятным и производительным. Для этого он предлагал: заменить систему заработной платы участием в прибылях; изменять вид работы работников несколько раз в день; организовать соревнование между сериями.

Изготовленный в фаланге продукт распределяется в зависимости от таких факторов: труда, капитала и таланта в соотношении 5:4:3. Такое распределение он считал справедливым и способным обеспечить гармоническое сотрудничество классов.

Роль государства, по мнению Фурье незначительна. Оно может оказывать содействие организации фаланг, а с окончательным их формированием руководящая роль государства отомрет. Поэтому Фурье считают предшественником анархизма.

Читать еще:  Сирия православная. Сирия

Роберт Оуэн (1771-1858) был одновременно теоретиком и практиком. Капитализм, считает он, является неразумной системой, хаотичным, разрозненным, противоречивым порядком, который порождает бедность, распри и войны. Наихудшими явлениями капитализма он считал частную собственность, религию и брак на основе собственности, который охраняется религией. Частная собственность порождает кризисы, безработицу и бедность. Религия закрепляет неравенство как моральный закон. Брак, освященный религией – одна из форм постоянного рабства, он покушается на свободу личности, противоречит человеческой природе. Прибыль является результатом несправедливого обмена, надбавкой к цене.

Орудием прибыли являются деньги, которые искажают обмен и распределение.

Все эти недостатки обусловливают неизбежность трансформации капитализма в социалистическое общество. Для этого, считает Оуэн, следует изменить среду, в которой существуют люди. Общественная среда состоит из институциональных и экономических форм. Создать новое общество, считает Оуэн, можно с помощью законодательства, воспитания людей и перестройки экономической среды: уничтожения частной собственности и прибыли, обеспечения эквивалентного обмена товарами по их стоимости, замены денег «бонами труда», которые удостоверяют, какое количество труда рабочий израсходовал на изготовление товара, и на какие он может приобрести нужный ему товар на общественном складе.

Совершенствование общественной среды Р. Оуэн связывал с деятельностью государства, предпринимателей, объединений. Последним он придавал наибольшее значение. Именно через ассоциацию, которая объединяет и воспитывает людей на основе кооперации труда, равноправного участия в производстве и распределении, лежит путь к социализму.

Стремясь реализовать свои идеи на практике, Оуэн в 1800 г. становится совладельцем предприятия в Шотландии, которое состояло из четырех фабрик, завода по производству прядильных станков, сельскохозяйственной фермы и поселка Нью-Ленарк. Он решил проверить на практике, можно ли, изменив среду, освободить человека от зла и «превратить его в интеллигентное, рациональное и доброе существо». Население поселка состояло преимущественно из нищих, пьяниц, преступников и детей бедноты. Эти люди будто воплощали в себе все пороки, рожденные нечеловеческими условиями работы.

Через два года предприятие стало прибыльным, рабочие постепенно приучались к чистоте, порядку и организованности. Чем больше доходов получал Оуэн, тем больше тратил средств на улучшение быта людей: повышал заработную плату, улучшал жилищные условия, создавал школы, детские садики, библиотеку, службу санитарного надзора и т.п. Рабочий день был сокращен с 16 до 10,5 часов. Изменились люди и отношения между ними. Рабочие овладели грамотой, высоким уровнем культуры. Почти исчезло пьянство, преступления, религиозная вражда.

Успех был несомненным. Однако когда после конфликта с совладельцами Оуэн вынужден был покинуть Нью-Ленарк, все возвратилось к прежнему состоянию. Выяснилось, что Р. Оуэн значительно опередил свое время, люди еще не были готовы к восприятию и реализации его идей.

Взгляды Сен-Симона, Фурье и Оуэна относительно будущего общественного устройства стали одним из идейных источников марксизма.

В 20-х годах ХІХ в. в Англии возникло учение социалистов-рикардианцев. У. Томпсон (1785-1833), Т. Годскин (1787-1869), Дж. Грей (1798-1850), Дж. Ф. Брей (1809-1895), которые в основном были выходцами из рабочей среды, для обоснования социалистической идеи, как не парадоксально, использовали учение Д. Рикардо, в частности, трудовую теорию стоимости.

Поскольку стоимость создается трудом, – размышляли они, – то капитал не имеет никакого права на ее присвоение. Идея производительности капитала категорически отбрасывается. Прибыль и рента – нетрудовые доходы. Они являются частью стоимости, которая создается рабочими, которая им и должна принадлежать как творцам. Присвоение части труда рабочих капиталистами и землевладельцами нельзя считать справедливым и вечным, поскольку это является нарушением естественного права. Чтобы восстановить это право надо реформировать сферу обращения, ввести «рабочие деньги», которые бы дали возможность рабочему получать полный продукт своего труда. Социалистическое общество рикардианцы представляли как общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений.

Близкими к утопическому социализму были взгляды немецкого экономиста Карла Йогана Робертуса. Он стал одним из основоположников утопической идеи «государственного социализма». Реформистская теория Робертуса изложена в роботах «К познанию нашего государственно-экономического состояния» (1842) и «Социальные письма к Кирхману» (1850-1851).

Робертус, как и социалисты-рикардианцы, опираясь на трудовую теорию стоимости, прибыль и земельную ренту рассматривает как нетрудовые доходы. Их он объединил в единую категорию «ренты вообще». Наличие нетрудовых доходов ученый связывает с частной собственностью и свободой хозяйственной деятельности. Для освобождения человека от эксплуатации надо ликвидировать экономические свободы граждан и передать все средства производства, которые находятся в частных руках, в собственность государства (прусской монархии). Именно сознательная национализация средств производства, принадлежащих гражданам, в рамках существующей государственной структуры, по Робертусу, единственно возможный путь к социализму. Национализация средств производства дает возможность государству из единого центра и по единому плану распределять в масштабах всей страны все производственные ресурсы, вести их учет и т.п. В результате стихийность капиталистической экономики будет заменена планомерностью государственной экономики.

Однако для того чтобы осуществлять экономическое планирование надо знать цены на ресурсы и товары, которые будут в плановом периоде. Классики политической экономии исходили из того, что стоимость как воплощение труда проявляется на рынке в процессе купли-продажи и количественно реализуется в цене. Если же нет свободного обмена, то в обществе нет механизма определения качества и количества общественно полезного труда. Робертус решил эту теоретическую проблему, введя новую экономическую категорию – конституированную стоимость.

О конституированной стоимости, как известно, писал П. Прудон. Однако целостное учение об этой категории создал именно Робертус. Он считал, что сильная государственная власть может избавиться от рыночного установления цены. Она своей волей будет конституировать (т. е. устанавливать) стоимость и соответственно цену еще до продажи на основе калькуляции затрат, которые состоят из затрат труда, сырья, материалов и амортизации. В затраты не включаются цена земли и ссудный процент, поскольку они не имеют трудового происхождения. Ценообразующим фактором является только непосредственный или овеществленный труд.

Благодаря такой методологии ценообразования можно определить не только цену еще не проданного товара, но и еще не произведенного товара. А зная цену еще не изготовленного товара, можно подсчитать цену того товара, который будет изготовлен с помощью первого. Так можно определить стоимостные пропорции на год, на несколько лет вперед. Робертус разработал не только методологию, но и методику социалистического ценообразования. Таким образом, конституированная стоимость делает возможным централизованное планирование.

Робертус также показывает, кто обеспечит переход к государственному социализму. По его мнению, обществу нужна сильная личность, Цезарь, который железной рукой провел бы реформы по передаче всех производственных ресурсов во владение госаппарата. Т. е., он предлагает необходимость сильного вождя в строительстве государственного социализма.

Взгляды Робертуса оказали заметное влияние на развитие разных концепций социализма, а некоторые рекомендации применялись на практике с определенными совершенствованиями во всех странах, где полностью или существенно были запрещены свободные рыночные отношения.

Источники:

http://studopedia.ru/10_68859_ekonomicheskie-vzglyadi-sotsialistov-utopistov.html
http://studopedia.info/1-27980.html
http://helpiks.org/2-50298.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: