Сопоставьте исторические типы компоненты и уровни мировоззрения. Мировоззрение, его типы и уровни

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы

Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю». Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, – проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. – требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное – находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоение достижений философской культуры. Философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Изучение философии – это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем непросто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались “вечные проблемы” на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы – от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека. При этом философия не должна искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо никто не является обладателем истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?

Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма различны. Следует отметить, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но и чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., – от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения – миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений – в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Читать еще:  Понять кем был в прошлой жизни. Нумерология

Следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в “Мифах Древней Греции”, “Илиаде”, “Одиссее”, национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии – зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию – это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы:

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы

1.4. Основной вопрос философии

Уже давно было подмечено, что философская мысль тесно связана с тем или иным соотнесением духа и природы, мысли и действительности. И в самом деле, внимание философов постоянно приковано к многообразным отношениям человека как существа, наделённого сознанием, к объективному, реальному миру, связано с уяснением принципов практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоёния мира.

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющеё, сложились два противоположных направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма (философское направление, которое исходит из того, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующеё материи и создающеё её). В ряде моментов он перекликается с религией ([1.2).

Философы же, бравшие за основу природу, материю ([3.3), объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания ([7.1), примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке, жизненной практике, здравому смыслу. Существование этих противоположных направлений – факт истории философской мысли.

Однако изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почём у и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и нередко бывало так, что в течение долгого времени этот вопрос чётко не ставился, не обсуждался философами. Полярность “материальное – духовное” то выступала отчётливо, то отступала в тень. Её “стержневая” роль для философии была осознана не сразу, для этого потребовались долгие века. В частности, она отчётливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (XVII–XVIII века), её активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук – с другой.

Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными вопросами. Он носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли. Важно понять, что полярность “материальное – духовное”, “объективное – субъективное” составляет некий “нерв” любого конкретного философского вопроса или размышления, независимо от того, отдают ли себе в этом отчёт те, кто философствуют. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в вопрос, а с переводом в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Вот почёму эти понятия, значимые лишь в паре, в их полярной соотнесённости, охватывают всё поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу. В самом деле, наиболее общими предпосылками человеческого существования служат наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны, и людей – с другой. Всё же остальное оказывается производным, осмысливается как результат практического и духовного освоёния людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Из многообразия отношений “мир – человек” можно выделить три основных: познавательные ([4.1), практические и ценностные отношения ([9.1). В своё время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для фило

софии в самом высоком “всёмирно-гражданском” её смысле – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?[1]

Читать еще:  Как наводится порча. Как защитить себя и свою семью от сглаза и порчи

Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь, – это вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живём? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались всё новые области научных знаний и практики. Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления – первых зрелых форм теоретической мысли.

При этом на долю философии выпали особые познавательные задачи. В разные периоды истории они принимали различный вид, но всё же сохранялись и некоторые устойчивые их черты. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия же берёт на себя постижение самых общих принципов, начал всего сущего.

И. Кант усматривал основную задачу философского познания в синтезе разнообразных человеческих знаний, в создании их всёохватывающей системы. Отсюда важнейшим делом философии он считал две вещи – овладение обширным запасом рациональных (понятийных) знаний и “соединение их в идее целого”. Лишь философия способна, по его убеждению, придать “всём другим наукам систематическое единство”.

Философской мысли присуще рассмотрение мира не только в малом “радиусе”, ближнём “горизонте”, но и во всё более широком охвате с выходом в неведомые, недосягаемые для человеческого опыта области пространства и времени. Свойственная людям любознательность перерастает здесь в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. Такая склонность присуща в той или иной степени каждому человеку.

Наращивая знания вширь и вглубь, человеческий интеллект постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте ([5.1). По сути, речь идёт о способности интеллекта к сверхопытному знанию. В самом деле, никаким опытом нельзя постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества) объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Опыт не даёт такого знания, а философская мысль, формируя общеё миропонимание, обязана как-то справиться с этой сложнейшей задачей, по крайней мере постоянно прилагать к этому свои усилия.

В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм (от греч. а – отрицание и gnosis – знание; недоступный познанию). Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно – такова уж природа философии. Это понимал Кант. Высоко ценя науку и силу философского разума, он всё же пришёл к выводу о существовании границы познания. Рациональный смысл в этом часто критикуемом выводе не всегда осознаётся. Но сегодня он приобретает особую актуальность. Позиция Канта, по сути, была мудрым предостережением: человек, многое зная, умея, ты всё же многого не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда , будь же осторожен! Предостережение Канта об опасности настроений всёзнайства становится особенно понятным в современных условиях.

Смысл философствования не исчерпывается лишь познавательными задачами. Великие мыслители пронесли это убеждение античности через всё последующие века. Ярким его выразителем опять-таки явился Кант. Без знаний, пояснял он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он без колебаний вынес на первый план практический разум – то, чём у в конечном счёте служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер мировоззрения: “. мудрость. вообще-то больше состоит в образе действий, чём в знании. “[2]. Подлинный философ, на его взгляд, – это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом.

Философия в самом высоком её значении воплощает в себе идею совершенной мудрости. В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие знания, их применение философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня всё стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл. Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) и вместе с тем достоинство, высокий нравственный долг. Извечные надежды на счастье философ поставил в тесную связь с моральным правом на это, с тем, насколько человек сделал себя достойным счастья, заслужил его своим поведением. Понятие высших целей человеческого разума сфокусировано у Канта на человеке, нравственных идеалах, проникнуто гуманизмом.

Понимание сути философии убеждаёт в том, что начатый ещё в античности ([2.2) поиск мудрости, неразрывной связи человеческого разума и нравственности не угас. Но размышления о задачах философии на этом не завершились. Более того, время показало, что они вообще не могут быть полностью исчерпаны.

1.5. Методы философии

Диалектика— вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учётом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика— противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поиска абсолютной истины.

Догматизм— восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Релятивизм— интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика– построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика— выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Герменевтика— метод прочтения и истолкования смысла текстов.

Таким образом, философия – теоретически осмысленное мировоззрение, которое подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере (методе) решения различных проблем. Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Как определить что мужчина колдун. Как гарантированно узнать, кто навел на вас порчу, сглаз или наслал проклятие

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. Понятие мировоззрения: уровни и типы.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем; совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого познания. В структуре мировоззрения выделяют 4 компонента:

1). Познавательный – базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных;

2). Ценностно – нормативный, включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы;

3). Эмоционально – волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально – волевое освоение;

4). Практический компонент Типы мировоззрений (со стороны представленности интеллектуального и эмоционального опыта):

I. Мироощущение: эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.

II. Мировосприятие: опыт формирования познавательных образов мира.

III. Миропонимание: познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

IV. Миросозерцание (жизненно-практический / теоретический уровень).

1) житейское (обыденное) – в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;

2) религиозное – связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;

3) философское – обобщается опыт духовного и практического освоения мира.

Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека.

Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

– Теоретический – более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

3. Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм.

Основным течением в философии Древнего Китая считалось конфуцианство. Кун–Фу-цзы (по-русски Конфуций)

Создал в возрасте 50 лет свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой являетя Небо, к-е следит за порядком вещей и справедливостью в мире ( Поднебесной ). Большое внимание в конфуцианстве было уделено теме воспитания. Считалось, что образцом врспитания является « благородный муж ». ему должна быть присуща, прежде всего, добродетель, т.е.способность помогать другим людям, не приносить им зла. Конфуций был убежден, что « все течет » и « время бежит, не останавливаясь ». однако в обществе все должно оставаться неизменным. Очень важно сохранять иерархию в нем: отец должен быть отцом, а сын оставаться сыном. Знания,

к-е получают люди, должны быть применены для сохранения порядка в Поднебесной. Но усваивать надо лишь те знания к-е полезны для общества и укрепляют его основы.

Другим влиятельным течением – даосизм ( Лао-цзы ) представляющий собой наивную деалектику. Основным в даосизме явл. Понятие «дао» обозначающее первоначало и завершение всего сущего. В поле внимания даосизма были проблемы бытия и небытия, движения мира и его познания, т.е. общая картина мироздания. Дао рассматривается как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. В даосизме считалось, что дао обладает противоречивыми свойствами. Оно неименно и вместе с тем пребывает в постоянном изменении.

В таком течении, как легизм, большое внимание было уделно проблемам жизни общества и управлению им. В этом философском течении использовались конфуцианские понятия « порядок », « добродетель », « человечность »

Считалось очень важным взаимоотношения между людьми, между правителем и обществом.

4. Древнеиндийская философия: буддизм, джайнизм, брахманизм.

Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Главной целью индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

Древнейший памятник индийской литературы – Веды. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята).

Джайнизм – главной целью жизни человека является преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.

Буддизм возник в VI-V вв до н.э. основной тезиз буддизма – что жизньчеловека есть страдание.

В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ.

В буддизме сформулированы 4 благородные истины:

1) жизнь человека есть страдание ( рождение, болезнь, старость и т.д. );

2) существует причина возникновения страданий – жажда жизни и стремление к наслаждениям;

3) прекращения страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее;

4) путь к избавлению страданийвосьмиричен – правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни. Буддизм истолковал свои важнейшие положения. Так, правильная жизнь – прежде всего честный труд, непричинение зла живому, отказ от опьяняющих напитков.

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической к религии. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от эпохи вед.

брахманы должны святособлюдать 4 основных принципа: быть подлинно брахманского происхождения (никакого смешения с представителями других варн, позднее – каст!); вести себя подобающим образом; учиться и блистать ученостью; помогать людям, т. е. совершать для них обряды жертвоприношений.

Все это ставило брахманов в исключительное положение:

их имущество не смел, тронуть никто, даже царь, их жизнь считалась неизмеримо дороже любой другой, а при их тяжбах с представителями иных варн решение в пользу брахмана выносилось автоматически: брахману просто нельзя было не доверять или противоречить.

Источники:

http://lektsii.org/11-78301.html
http://studopedia.ru/9_63498_mirovozzrenie-ego-istoricheskie-tipi-urovni-i-formi.html
http://studfile.net/preview/1725857/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: