Сообщение про киево печерскую лавру. Строительство оборонительных сооружений

Киево-Печерская лавра: оборонительные башни и стены

Общий вид территории Киево-Печерской лавры. Конец ХІХ века

Оборонительные башни и стены Киево-Печерской лавры находятся на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по адресу улица Лаврская, 9.

Оборонительные стены и башни Верхней Лавры — памятник фортификационной архитектуры конца XVII – начала XVIII веков. Во второй половине XVI века монастырь укреплялся как крепость. При гетмане Иване Самойловиче вокруг него были насыпаны земляные валы. Гетман Иван Мазепа окружил монастырь крепостными стенами с пятью сторожевыми башнями, которые и ныне являют собой в плане неправильный десятиугольник вокруг Верхней лавры. Протяженность стен более километра, высота, в зависимости от рельефа местности, — до семи метров. У основания толщина стен доходит до трех метров, выше они сужаются до одного метра. С внутренней стороны на примере аркад первого яруса хорошо заметно, что крепость двухъярусная, но сейчас бойницы верхнего яруса заложены.

  • Как называются сторожевые башни Киево-Печерской лавры?
  • Какой музей будет открыт в Онуфриевской башне?
  • Где находится необычная звездица, подаренная Иваном Мазепой Успенскому собору?

Анонс полного текста:

Письменные источники говорят о том, что к концу XII века Киево-Печерский монастырь был окружен каменной стеной. В середине ХХ века и повторно в наше время это подтвердили археологи. Замеры показали, что от Троицкой надвратной церкви на север и юг уходили пятиметровой толщины стены высотой в два метра из кирпича-плинфы на растворе. Но во времена нашествия Батыя стены вокруг монастыря были разрушены, и позже его обнесли деревянной оградой. Во второй половине XVII века, учитывая опасность турецких войн и Северной войны со шведами, монастырь начали укреплять как крепость. Вначале насыпали земляные валы, а позже — при гетмане Мазепе — построили крепостные стены со сторожевыми башнями. Они получили следующие названия: башня Кущника, Часовая (Дзигарская), Онуфриевская, Малярная и Юго-Западная (ее разобрали в начале XIX века).

Башня Кущника. 1914 год

Башня Ивана Кущника находится недалеко от главного входа на территорию заповедника — Троицкой надвратной церкви. Башня хорошо видна снаружи, поскольку выступает на современную Лаврскую улицу напротив Цитадельной улицы, семью своими гранями. Только восьмая грань попадает в крепостные стены. На втором ярусе этой башни предполагалась при строительстве часовня во имя св. Ивана Кущника — небесного покровителя гетмана Мазепы. Хотя храм создан не был, название башни закрепилось. Снаружи сооружение выглядит двухъярусным, внутри же оно трехъярусное. Оцинкованная кровля выкрашена в зеленый цвет. Башню венчает декоративная позолоченная маковка с крестом. Внутрь с подворья монастыря ведут тяжелые металлические двери. Когда-то в башне были проделаны амбразуры для пушек и ружей. В случае военных действий из бойниц всех башен Лавры можно было вести фланкирующий (то есть вдоль стен) огонь.

Часовая башня. 1970-е годы

Часовая башня также построена на средства гетмана Ивана Мазепы. Часы с боем (дзигар) здесь действительно были еще в начале ХІХ века. В башне нет окон, что отвечает ее оборонительному назначению. На второй ярус можно было попасть с крепостных стен и боевых галерей. Свое военное значение башня со временем утратила и использовалась для хозяйственных целей. В 1920–1930-е годы из-за подвижек грунта постройка дала трещины. Тогда стены укрепили металлическими обручами, а в дальнейшем башню капитально отремонтировали. После недавней реставрации здесь открыли пилотную выставку, которая, вероятно, станет частью музея гетмана Ивана Мазепы. Одним из экспонатов выставки в Часовой башне стал уникальный предмет церковной утвари, подарок Мазепы Успенскому собору — звездица из позолоченного серебра с именем и фамилией дарителя. В отличие от традиционной звездицы, эта имеет не две, а три дужки, что напоминают о гербе гетмана, на котором изображена шестиугольная звезда. Сейчас посетителям заповедника разрешается проходить в отреставрированную Часовую башню. Раньше это не дозволялось, причем не только из-за состояния башни, но и потому, что она находится в Митрополичьем саду.

Онуфриевская башня. 1870-е годы

Онуфриевская юго-восточная башня — самая большая в системе крепостных стен Верхней лавры. Ее еще называют Палатной, или Мазепинской. Башня была построена на деньги Ивана Мазепы в 1689 году. Есть сведения, что гетман хотел быть в ней упокоенным как в родовой усыпальнице. Название связано с тем, что в башне находился престол в память Онуфрия Великого. Первый этаж сложен из кирпича на растворе, без окон. Над единственным входом, что характерно для крепостной башни, в большой нише над массивными металлическими дверями, вероятно, когда-то размещалась надвратная икона. Стены второго яруса украшены только карнизами и также не имеют окон. На верхнем ярусе граненая башня скромно украшена высокими узкими окнами с карнизами. Онуфриевскую башню когда-то венчал церковный купол, но в ХІХ веке он был снят. В плане сооружение представляет собой крест, что напоминает старинные украинские деревянные крещатые церкви. По ветвям креста башня покрыта двускатными крышами, украшена барочными фронтонами, сверху увенчана флюгером. В настоящее время проведены ремонтные работы по укреплению фундамента и сводов. После внутренней отделки в башне должен разместиться музей гетмана Ивана Мазепы, рассказывающий о личности гетмана и его эпохе. Здесь будут представлены предметы быта, оружие, церковная утварь, портретная галерея, иконы из собраний заповедника и частных коллекций.

Малярная башня. 1900-е годы

Северная Малярная башня находится недалеко от Всехсвятской церкви над Экономическими воротами. На втором ярусе башни размещалась художественная (малярная) мастерская, отсюда и возникло название. По сравнению с остальными эта башня довольно приземистая. Бойницы первого яруса находятся достаточно низко, а второго — почти под крышей. На башне есть фигурный шпиль и флюгер.

Башни Киево-Печерской лавры за свою историю так и не принимали участия в военных действиях, однако были грозными укреплениями в тылу, сдерживавшими планы врага. В войнах башням пришлось поучаствовать косвенно. Одна из них была повреждена во время артобстрелов в 1918 году, а в дни обороны Киева в годы Второй мировой войны неподалеку от крепостных стен над Днепром стояли советские противозенитные орудия. В настоящее время монастырские стены и башни Лавры — значительный памятник фортификации и истории более чем 300-летней давности продолжают исследовать и реставрировать.

Архитектура Киево-Печерской лавры

Киево-Печерская лавра – это самый крупный монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из древнейших мужских монастырей в Киевской Руси.

Лавра расположилась у берегов Днепра, ее сверкающие золотые купола виднеются с другого края столицы. Под монастырем скрыты глубокие пещеры, в которых в древние времена родилась идея о формировании православной святыни. Равной этой святыни нет в целом мире.

Читать еще:  Что такое рпц в истории. Б

Рисунок 1. Киево-Печерский монастырь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История и архитектура Киево-Печерского монастыря

Архитектура Киева во второй половине XI столетия характеризовалась группами каменных сооружений, формы которых отличались от зданий прошлых времен. Эти постройки связаны со строительством монастырей и в большинстве случаев являются соборами «вотчих», иными словами, основанными князьями, и в будущем служившие для удовлетворения интересов князя и его династии.

Храмовая монастырская архитектура значительно отличалась от городской. Монастырю не требовались огромное количество зданий, поскольку количество присутствующих на службе было гораздо меньше. Во второй половине XI столетия Печерский собор приобретает огромное значение в экономической и политической жизни Руси. Архитектура монастыря, которая создавалась не князем, а православной общиной, отражала новое поколение, что теперь занимает собор.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Строительство Успенского монастыря начиналось в 1073 году, а закончилось в 1078 году. Внутренняя отделка, которая включала мозаику и фресковую роспись, завершилась уже к 1090 году. Если верить сведениям «Киево-Печерскою патерика», то руководили строительством греки, которые пришли в Киев по веления Богородицы. «Мастери церковник 4 мужи», которые прибыли из Константинополя, возглавили местную артель по строительству.

Рисунок 2. Киево-Печерская лавра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Успенский монастырь считается шестистолпным крестовокупольным храмом, который имеет нартекс, но не имеет галерей. Архитектурный стиль собора более простой и строгий, нежели имеют сооружения предыдущего времени. Конструкция монастыря четко выявляется в его художественном оформлении и архитектуре.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Шесть крещатых столбов несут систему коробовых сводов, а собор увенчан одним. Над Успенским храмом возвышается главный купол – полусферический купол, что расположен на цилиндрическом барабане. С одной стороны под ним расположен меньший купол лестничной башни, а с другой стороны – купол небольшой крещальни.

Рисунок 3. Вход в монастырь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурно-пространственный крест четко выражается в объемах сооружения. В западной части расположен нартекс, над ним находятся хоры. Восточная часть завершается апсидами, которые внутри имеют полукруглое оформление, а снаружи – трехгранное. Плоские пилястры на фасаде отвечают членениям плана. Фасады завершаются полукруглыми закомарами.

Кладка стен имеет смешанную фактуру, которая имеет типичные архитектурные элементы, что присущи художественному оформлению второй половины XI столетия. Каменные ряды несколько уже, нежели в Софии Киевской. В кладке присутствует гораздо меньше камня, также отсутствует декоративное разделение на квадры, что характерно для архитектурного оформления Софийского монастыря.

Рисунок 4. Украшения монастыря внутри. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основное декоративное оформление фасадов Киево-Печерского монастыря – это двухуступчатые ниши и окна, а также полосы кирпичного меандрового орнамента.

В проектировании плана Успенского собора Печерского монастыря определяется пропорциональная зависимость: 30 мер в длину и 20 мер в ширину. Соотношение сторон 3:2 получается в результате разбивки сооружения на местности с применением системы пропорциональной зависимости.

Интерьер монастыря украшен многочисленными мозаиками, барельефами, фресками. Также внутри можно встретить мраморную алтарную преграду и наборные полы. В ходе проведения раскопок было выявлено, что в XI—XII столетии монастырь имел собственные мастерские, в которых изготавливалась смальта для мозаик.

В монастыре работали и жили художники, среди которых также был известный русский художник-мозаичист Алипий.

Рисунок 5. Алтарь Киево-Печерского монастыря. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во время Второй мировой войны в августе 1941 года Успенский собор был разрушен. До нашего времени сохранились лишь его законсервированные руины Иоанно-Богословский придел. Однако собор был реставрирован в 2000-летие Рождества Христова и в день Независимости Украины, что отмечался 24 августа 2000 года.

В конце XI столетия к собору пристраиваются притворы и другие сооружения. Ивановская крещальня представляет наибольший интерес. Это миниатюрная церквушка с размера 5 на 6 метров в плане четырехстолпного крестовокупольного типа. Восточный фасад данного сооружения завершают три апсиды, которые украшены полуколоннами из лекального кирпича.

Крещальня примыкает к северному фасаду Успенского собора. Немного позже при достройке и реконструкции собора она входит в его объем. Предположительно, что после раскопок, такими же были крещальни Спасского собора в Чернигове и собора Михайловского Златоверхого монастыря.

В начале XII столетия Печерский монастырь представлен в виде масштабного архитектурного ансамбля с множеством каменных построек. В 1108 году была сооружена каменная Трапезная палата на средства князя Глеба Всеволодовича. В этом же году были построены каменные ворота с Троицкой надвратной церковью над ними на средства черниговского князя Николая Святоши.

До наших дней хорошо сохранилась каменная надвратная церковь. Если говорить об ее архитектуре, то это четырехстолпный крестовокупольный храм-башня, который возведен в два яруса. На нижнем ярусе расположены ворота в монастырь. Церковные апсиды не выступают наружу, она врезаны в толщу восточной стены. Церковь имеет одну главу, членения ее фасадов завершены закомарами. Киево-Печерская лавра входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Киево-Печерской лавры

Самым большим музейным комплексом Украины является Национальный Киево-Печерский культурный заповедник. Еще с древних времен сохранилось разделение пещер на Дальние и Ближние. В них расположены мощи угодников. В ближних пещерах находятся мощи преподобного Николы Святоши.

В лавру входят 4 ворот, главный вход осуществляется через Святые врата. В них во все времена входили только пешком. Над вратами расположена церковь Святой Живоначальной Троицы. Она является самой древней из всех тех, что сохранились в лавре. Именно эта церковь есть символом небесного заступничества обители. После разорения монастыря монголо-татарами она чудом уцелела в 1240 году.

Рисунок 6. Каменная колокольня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главной вертикалью лавры является каменная колокольня, что состоит из четырех ярусов. Она объединяет архитектурный ансамбль монастыря в единую художественную и пространственную композицию. Колокольня сооружена по проекту российского архитектора Готфрида Иоганна Ше-деля. Финансировал строительство Иван Мазепа.

Успенский собор по праву мог считаться самым древним, однако в 1941 году он был взорван немецкими оккупантами. До сегодняшнего времени сохранился только угол собора. Долгое время тут располагались только руины, однако, в 1991 году после образования независимой республики Украины тут начались реставрационные и восстановительные работы, и уже в 2000 году был отстроен и освящен.

Во время взрыва Успенского собора значительно пострадала и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая была выполнена в стиле рококо. После этого ее купола никогда не реставрировались и не были восстановлены.

Тут же расположена церковь Николая Святителя, которая украшена уникальным фасадом в стиле «мазепинского барокко». С церковью всех Святых также связано имя Ивана Мазепы. Она располагается над Экономическими воротами.

Рисунок 7. Киево-Печерская лавра в ночное время. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

До наших дней уцелело несколько чугунных плит, одна из которых располагается на могиле Ивана Искры и Кочубея, что были убиты Мазепой в 1708 году. Здесь же располагается восстановленная могила политического деятеля Петра Столыпина.

Читать еще:  Поздравить родителей с новорожденной. Прикольные смс поздравления с новорожденной дочкой для мамы и папы

Что касается построек гражданского назначения, то наиболее известной считается типография Киево-Печерской лавры. В этом сооружении печатались книги для всего православного мира. Она была основана в 1615 году, а теперь в этом здании расположен музей книгопечатания Украины.

Архитектурные и культовые достопримечательности лавры

К культовым достопримечательностям Киево-Печерской лавры можно отнести:

  1. Успенский собор, который возводился в период с 1073 по 1078 год. Реставрация была проведена в 2000 году.
  2. Церковь, что возведена во имя Святой Живоначальной Троицы. Строительство было начато в XII столетии.
  3. Церковь во имя Николая Святителя.
  4. Церковь, что возведена во имя Зачатия Праведной Анны. Также она называется Аннозачатиевская. Церковь была построена в 1679 году.
  5. Церковь Всех Святых, что расположена над Экономическими воротами. Строительство храма осуществлялось в период с 1696 по 1698 года.
  6. Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы.
  7. Церковь, что названа в честь Всех Преподобных Печерских отцов. Возведение церкви было в 1839 году.
  8. Церковь Преподобных Феодосия и Антония. Период возведения церкви с 1983 года по 1895 год.
  9. Храм во имя Иконы Божьей матери «Живоносный источник».

К архитектурным достопримечательностям Киево-Печерской лавры можно отнести:

  1. Каменные оборонительные стены, которые возводились в период с 1073 по 1078 год. Реставрация была проведена в 2000 году.
  2. Ворота (Святы или Западные врата; Экономические или Северные врата; Южные и Пещерные, а также Пещерные врата, что были построены в 1795 году).
  3. Великая лаврская колокольня. Период ее возведения: 1731-1745 года.
  4. Колокольня Дальних пещер. Она строилась в период с 1754 по 1761 год.
  5. Колокольня Ближних пещер строилась в период с 1759 по 1763 год.
  6. Ковнировский корпус. Период его возведения: 1746-1772 годы.
  7. Сад при монастыре.
  8. Дом, который принадлежал блюстителю Ближних пещер. Также его можно встретить под названием «резиденция наместника Киево-Печерской лавры». Дом строился в 1787 году.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Киево-Печерская лавра

Более девяти веков возвышается на высоких днепровских кручах Киево-Печерская лавра. Еще во времена Киевской Руси были возведены здесь первые монументальные сооружения, ставшие впоследствии образцами для других городов Русской земли. Секреты красоты этого архитектурного комплекса кроются не только в мастерстве того или иного творца, но и в градостроительной культуре многих поколений зодчих, умевших возводить здания и на почти идеальной площади, и на крутых склонах. Сложный рельеф породил удивляющие смелостью и совершенством композиционные решения, давшие возможность выстроить прекрасный памятник, разместившийся на территории в 22 гектара.

Комплекс состоит из трех различных по величине групп. На относительно ровном месте расположена Верхняя лавра; в ложбине на откосе горы «прилепились» сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышенности, размещена группа построек Дальних пещер. И хотя неприятельские полчища не однажды жгли и грабили храмы лавры, разоряли монастырь и сравнивали с землей стены, всякий раз Киево-Печерская лавра, словно легендарная птица Феникс, возрождала свои древние сооружения.

Киево-Печерская лавра является первым в Древней Руси монастырем, самым крупным центром православной религии. Свое наименование – Печерский – он получил от пещер, где жили первые его обитатели. Лаврами же называли наиболее богатые и влиятельные монастыри, которые пользовались большими привилегиями и, в известных пределах, автономией.

По летописным данным, Печерский мужской монастырь был основан в 1051 г. вблизи загородного княжеского дворца в селе Берестово, в четырех верстах от центра древнего Киева, и сразу стал пользоваться исключительным вниманием и поддержкой со стороны князей и бояр. Основателями монастыря летописи называют монахов Антония, родом из Любеча, и Феодосия, причем Антоний первым поселился в пещере, которую якобы «ископали варязи».

Первые наземные постройки монастыря появились в районе наиболее древних Дальних пещер. Однако здесь, на небольшом пятачке, нельзя было развернуть строительство крупных монументальных сооружений, и для этой цели было найдено значительных размеров плато. Здесь, в центре ровной площади (ныне это центральное и наиболее популярное место комплекса), и решили строить Успенский собор как главное здание монастыря. Он возводился в честь Богородицы, а потому и получил название Великая церковь Успения Божьей Матери. Летопись сообщает о том, что закладка собора состоялась в 1073 г., а завершение строительства, включая выполнение фресок и мозаик, датируется 1089 годом.

Сооружение Успенской церкви окружено множеством легенд и преданий. Наиболее распространенная повествует о том, как сюда приехали греческие мастера, получившие от самой Богоматери мощи святых мучеников, а также икону Успения Божьей Матери, ставшую главной святыней собора.

Любопытно, что в качестве «меры широты, долготы и высоты» будущего собора служил для греческих мастеров пояс, который в то время был подарен монастырю неким варягом Шимоном. Таким образом, рассказ о строительстве Успенского собора подтверждает тот факт, что при строительстве каменных сооружений древнерусские зодчие придерживались определенной системы, где соразмерность всего сооружения и его отдельных частей устанавливалась при помощи расчетов, основанных на системе мер, которыми пользовались в те времена на Руси.

В качестве основного элемента выбирался диаметр купола и его производные – сторона подкупольного квадрата, диагональ подкупольного квадрата, диагональ квадрата и т. д. Откладывая в определенном порядке эти размеры, зодчие получали в натуре ширину нефов, определяли места постановки и сечение столбов, а также высоту сводов. В плане Успенского собора ширина относится к длине, как 2:3. Не исключена возможность, что в данном случае своеобразным строительным модулем служил и вышеупомянутый пояс варяга Шимона.

Конструктивной особенностью собора являлось то, что здесь был применен специальный прием кладки стен с каменным заполнением, позволивший использовать в максимально возможном количестве валунный камень.

Храм имел монументальные формы, что лишь подчеркивало его суровый аскетический вид. Кладка выполнялась из плоского кирпича (плинфы), причем плинфа, за исключением столбов, использовалась для кладки лицевой части стен. Раствор, на котором делалась кладка, состоял из двух частей гашеной извести, двух частей крупного речного песка и одной части толченого кирпича, использование которого повышало прочность стен.

За свою многовековую историю Успенский собор много раз ремонтировали и перестраивали. Большие разрушения он претерпел при землетрясении 1230 г., после чего, по словам летописи, «церковь расступилась на четыре части». После стихийного бедствия храм отстроили, однако он вновь пострадал в 1240 г., теперь от татаро-монгольского нашествия. И только в конце XIII – начале XIV века началось восстановление собора. Но и на этом драматическая судьба Киево-Печерской святыни не завершилась. В 1718 г. опустошительный пожар уничтожил все деревянные постройки лавры и повредил каменные. И то, что именно с храма Успения начались восстановительные работы, свидетельствует о его главенствующем положении в монастыре.

Правда, после реконструкции архитектурный облик Успенского собора уже почти ничем не напоминал о его древнерусском происхождении. Только граненые апсиды с тонкими полуколоннами, которые просматривались сквозь кружева орнамента на восточном фасаде, могли напомнить о том, что под пышным барочным одеянием существует почти полностью сохраненное древнерусское ядро здания.

Читать еще:  Если приснился топор. Приснился во сне топор, сонник

Сразу после окончания строительных работ в 1729 г. ученики лаврской иконописной мастерской под руководством талантливого украинского художника Стефана Лубенченко выполнили в соборе настенные росписи. Они состояли из отдельных сцен и целых повествовательных циклов на евангельские и библейские темы. На стенах храма также были изображены во всем величии церковные и светские владыки – митрополиты, князья, украинские гетманы.

Поражала не только блестяще выполненная стенопись, но и церковная утварь – ткани риз и плащаница, изящная чеканка золотых и серебряных дарохранительниц и потиров, затейливое переплетение узоров в массивных окладах старопечатных книг.

Однако в XIX в. вся живопись в соборе была уничтожена. Своей неканоничностью она вызвала неприязнь со стороны руководителей православной церкви, потому вопрос о ее замене был решен Святейшим Синодом и утвержден императором Александром III. В 1893–1896 годах, несмотря на протесты общественности Киева, Успенский собор был расписан заново, в сухой академической манере, группой художников под руководством В. Верещагина, однофамильца известного баталиста.

Очередная трагедия постигла собор уже в XX веке. Фашистские войска, оккупировавшие Киев, в сентябре 1941 г. взорвали архитектурный памятник, после чего он стоял в руинах вплоть до 2000 года. Тогда, в ознаменование Рождества Христова отреставрированный собор вновь возродился, вернув себе славу величайшей святыни Древней Руси.

Главный вход в монастырь находится в уступе монастырской стены, а над ним возвышается небольшая, стройных пропорций Троицкая надвратная церковь, построенная в начале XII в. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, принявшего монашество в 1106 году.

Вначале она входила в систему оборонительных деревянных сооружений, а на исходе XII в. к ней уже примыкали каменные стены.

В плане сооружение представляет собой практически квадрат размером 11,5?11,0 м, объем здания по горизонтали делится на два яруса: в нижнем расположен главный вход в монастырь, а во втором ярусе находится высокий одноглавый храм. Внутри своды и барабан купола опираются на четыре опорных столба. Каждый фасад храма членится пилястрами по вертикали на три части.

В отличие от Успенского собора Троицкой церкви повезло. Она не была разрушена ни во время татаро-монгольского нашествия, ни при стихийных бедствиях. Облик ее был видоизменен лишь однажды, в 1731 г., что приблизило это сооружение к стилю барокко. Тогда фронтоны церкви приобрели волнистую форму, со стороны северного фасада мастера пристроили каменный придел, где был образован вход в храм. Работу по украшению фасада выполнил народный мастер Стефанович, новый грушевидный купол позолотил мастер Ющенко, а пол храма выстлали фигурными чугунными плитами, заказанными на уральских заводах Демидова в 1732 году. Одновременно с выполнением живописи в 1734 г. в церкви был установлен резной вызолоченный иконостас с искусной резьбой по дереву.

Большие доходы позволяли монастырю вести на своей территории грандиозное по тем временам строительство. Но оно никогда не было хаотичным, что свидетельствует о высокой градостроительной культуре зодчих, которые еще в XII в. предопределили дальнейшее развитие всего ансамбля. Менялись времена и стили, взамен обветшавших или сгоревших строений возводились новые, но непременно на прежнем месте. Так было и с низкими протяженными кельями соборных старцев, и с трапезной, и с типографией, и с колокольней, и с другими постройками, ограждавшими Соборную площадь.

Рядом с Успенским собором расположена Великая Лаврская колокольня, до сих пор являющаяся самым высоким монументальным сооружением Киева. При подъезде к городу ее видно почти со всех сторон, а потому уже давно она стала своеобразной визитной карточкой украинской столицы. Колокольня строилась по проекту популярного в то время в России архитектора Иоганна Готфрида Шеделя в начале 1730-х годов. Высота четырехъярусной башни, увенчанной шлемовидным куполом, составила 96,5 метра. Колокольня удачно поставлена и соразмерна всей застройке Соборной площади. О своем сооружении Шедель не без гордости писал: «Сия звоница в Киево-Печерской лавре трудом моим сделанная и каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная звоница стоять будет».

Несмотря на такие уверения, колокольня подвергалась ремонтам неоднократно. В 1903 г. во время одной из таких переделок мастера установили новые куранты, изготовленные в Москве мастером Энодиновым. Часовой механизм курантов весом 4,5 тонны соединен с системой семи колоколов, которые каждые пятнадцать минут отбивают гамму, а восьмой – часовой бой.

В комплекс Верхней лавры входят также замечательные архитектурные памятники XVII–XVIII вв. – Церковь Всех Святых над Экономическими воротами, Ковнировский корпус, церкви Вознесения на Ближних и Рождества Богородицы на Дальних пещерах, здание пекарни и книжной лавки, Никольская больничная церковь и трапезная палата. Величественность, мощь стен и башен органично сочетаются с малыми архитектурными формами – арками, воротами, двориками и проходами, окруженными пышными зелеными насаждениями, включая могучие липы, плакучие ивы, тополя и каштаны. Все это создает естественный фон, оттеняющий масштабность всех сооружений лавры.

Неотъемлемой частью ансамбля являются его самые древние сооружения – Ближние и Дальние пещеры. По преданию, на откосе глубокой балки, ведущей к Днепру, одним из основателей монастыря – Антонием – в XI в. были выкопаны пещеры, названные Ближними, в отличие от Дальних, расположенных немного дальше от Успенского собора. В разные годы пещеры расширялись, в них устраивались, кроме келий, подземные церкви, ниши для захоронений. Общая длина пещерных ходов Ближних пещер 228 м, а Дальних – около 300 метров. Пещеры выкопаны в толще мощного слоя желтого лёсса, достигающего 6–8 м толщины. Сухой лёсс податлив, и в то же время достаточно прочен, поэтому лабиринты ходов хорошо сохранились до наших дней.

У Киево-Печерской лавры слава не только архитектурная, но и историческая. Здесь жили и работали многие известные писатели, ученые, зодчие, живописцы. Около 1113 г. легендарным летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник летописания – «Повесть временных лет» – основной источник наших знаний по истории Киевской Руси. А Успенский собор с древних времен служил усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и высшего духовенства.

Сегодня Киево-Печерская лавра является историческим заповедником, в музеях которого экспонируются произведения древнерусского и украинского прикладных искусств – ткани, изделия из золота и серебра, собрания старопечатных книг и гравюр.

Архитектурный ансамбль монастыря красив всегда – и на заре, когда с первыми лучами солнца сверкают золотые его купола; и вечером, когда кажется, что не солнце опускается за горизонт, а сказочные строения медленно погружаются в тихие днепровские воды. А ночью красиво подсвеченный ансамбль будто теряет свою материальность и, как хрустальная сказка, повисает над днепровскими кручами древнего Киева.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://oktv.ua/turizm/dostoprimechatelnosti-kieva/oboronitelnye-bashni-i-steny-kievo-pecherskoj-lavry
http://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/velikie_arhitekturnye_sooruzheniya/arhitektura_kievo-pecherskoy_lavry/
http://history.wikireading.ru/194896

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: