Сообщение на тему образование и философия. Образование, наука и философия в средневековье

Теология. Философия. Система образования в средние века

Поскольку в Средневековье всякое развитие мысли происходило в рамках христианского мировоззрения, под его влияние попала и такая традиционно свободная сфера интеллектуальной деятельности, как философия. Это принципиально отличает средневековую философию от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Уже в период поздней античности появляется тенденция к сближению философии с религией. Источником истины становится религиозная мистика, а не система рационального доказательства (неопифагорейство, учение Филона Александрийского, неоплатонизм). Зарождающееся христианство боролось за свое “место под солнцем” с античной языческой философией. Поэтому философские элементы христианского мышления развивались в конфронтации с античной мудростью (Тертуллиан, гностики, апологеты и “отцы церкви”).

Процесс отвержения и принятия античной философии в истории средневековой мысли проходит различные стадии и формы. Следующей фазой развития религиозной философии стали труды Августина Блаженного (IV – V века), в которых были заложены основы христианских догматов. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления Западной Европы, провозгласив познание Бога и божественной любви единственной целью и единственной ценностью человеческого духа, утверждая превосходство души над телом, воли и чувств над разумом. Августин сделал Бога центром философского мышления и средоточием формирующегося теоцентрического мировоззрения. Августинская традиция долго считалась единственным типом ортодоксальной философии (ее отголоски можно встретить в теоретической мысли реформации, Янсенизме и Картезианстве XVII века, в современной протестантской и католической теологии).

Единство религии и философии, общий язык латынь и теологическая унифицированность католицизма привели к тому, что философия преподавалась лишь в монастырских школах для будущих священников. Окончательно перестав быть свободной уже в период раннего Средневековья, философия сосредоточила свои усилия не на исследовании общих закономерностей действительности, а на поиске рациональных доказательств того, что провозглашала вера.

Монополия церкви на все формы духовной жизни коснулась не только интеллектуального знания, но и системы образования. Первые известные школы раннего Средневековья создавались при монастырях для обучения духовенства, монастырские школы заимствовали предметы, изучаемые в эпоху античности, так называемые “семь свободных искусств”, которые трактовались теперь в соответствии с новым религиозным мышлением. Риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди; диалектика – как умение вести беседы, спорить и доказывать справедливость того или иного положения религиозных текстов с помощью формальной логики; арифметика – как знание правил счета, а также умение толковать символическое значение чисел; геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и составлении чертежей; астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и исчислять даты религиозных праздников.

Картина мироздания также рассматривалась в свете положений Священного Писания. Античные представления о вечности существования мира отрицались. Вселенная, как и человек, считалась творением Бога, господствовала геоцентрическая теория ее строения (вселенная представлялась как система концентрических сфер, в центре которых располагалась неподвижно Земля, вокруг которой вращались Солнце, Луна и планеты; затем следовали неподвижные звезды, а в самой верхней сфере находились Бог и ангелы).

Опытно-экспериментальное знание и рационально-логический метод постижения реальности были вытеснены авторитетом Священного Писания и крупных церковных деятелей (Августин Блаженный, Исидор Севильский и др.), хотя даже отцам церкви при разработке догматов христианской религии приходилось иногда обращаться к античному наследию – астрономии, анатомии, геометрии Евклида, логике Аристотеля и т.д.

Принятие христианства способствовало распространению грамотности и письменности. Тексты Священного Писания требовалось уметь читать при проведении богослужения, а также распространять по всему христианскому миру. С этой целью при монастырях помимо школ существовали скриптории (специальные ремесленные мастерские, в которых монахи переписывали священные тексты). Некоторое оживление в просвещении наметилось в VIII – IX веках в период так называемого “Каролингского возрождения”. Это было вызвано объективной необходимостью: огромной империи Карла Великого требовался образованный административный аппарат (судьи, писцы, секретари). Были приглашены видные ученые из разных стран (Павел Диакон из Италии, Теодульф из Испании, англосакс Алкуин, которому была поручена организация школьного обучения). Карл Великий был поклонником античной культуры. Его заслугой было собирание античных рукописей, к которым делались комментарии, давались объяснения, пересказы. При дворе был создан литературный кружок, так называемая “дворцовая академия”. Члены кружка читали творения античных авторов и в подражание им сами писали поэтические и прозаические произведения.

Читать еще:  С кем сражался давид. Правление царя Давида (1005–965 гг

Система религиозного образования также претерпела существенные изменения. В период правления англосаксонского короля Альфреда в IХ веке были открыты школы при епископских кафедрах, делались переводы книг с латинского на англосаксонский, начала регулярно вестись летопись всех важнейших государственных событий.

В эпоху зрелого Средневековья (XII – ХIV века) влияние церковного мировоззрения на процесс образования ослабевает. Формирование городской культуры с ее светским характером и откровенно земными устремлениями стало основой появления первых европейских университетов. Однако роль церкви в организации учебных учреждений остается доминирующей, школы по-прежнему создаются либо при монастырях, либо при епископских кафедрах. Из епископских школ иногда возникали университеты, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права. В 1200 году был основан Парижский университет, а в XIII – XIV веках – Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Гейдельбергский, Кельнский и Эрфуртский в Германии. В конце XV века в Европе насчитывалось 65 университетов, большинство которых было учреждено с санкции римской курии. Преподавание велось в форме лекций на латинском языке. Основным объектом изучения были труды авторитетных церковных и античных авторов. На темы богословского и философского характера устраивались публичные диспуты, в которых участвовали профессора и студенты.

Средневековая университетская наука получила название схоластики (от лат. schola – школа). Наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Ее цель состояла не в открытии нового, а в систематизации уже имеющегося. Схоластика опиралась на положения Священного Писания и Священного Предания, а также на древних философов, главным образом, Аристотеля. У Аристотеля схоластика взяла не только некоторые идеи, но и позаимствовала саму форму изложения – в виде системы сложных суждений и умозаключений. Слабой стороной этого метода в схоластике было пренебрежительное отношение к опыту и догматизм выводов. Основателем ранней схоластики был Ансельм Кентерберийский.

Положительное значение схоластики состояло в развитии формальной логики как метода мышления и в обязательном включении произведений Аристотеля в программу университетского обучения. Помимо этого, схоласты познакомили Западную Европу с трудами не только греческих, но и арабских ученых. Стремясь разобраться во многих вопросах философии и богословия, они обращались не только к вере, но и к разуму человека, предлагая постигать суть явлений с позиций изучения, рассуждения, понимания.

Одной из центральных проблем схоластики стал спор номиналистов и реалистов о природе общих понятий – “универсалий”. Этот спор был своеобразным продолжением дискуссии, возникшей в античный период между идеалистами (последователями Платона) и материалистами (последователями Демокрита и Лукреция). Следствием этого спора было появление в рамках схоластики нового направления – концептуализма, ярким представителем которого стал магистр парижской школы Пьер Абеляр. Его главный тезис (“Я понимаю для того, чтобы верить”) подрывал догматы церкви, ставившие веру выше познания. Так как главным источником понимания действительности для Абеляра стал воспринимаемый и обобщаемый нашим разумом окружающий мир, церковь признала его учение еретическим.

Крупными представителями ортодоксального направления в схоластике были Альберт Великий (XII век), автор сочинений богословского и естественнонаучного характера, и Фома Аквинский (XIII век), который выдвинул идею гармонии веры и разума, но сохранил приоритет в вопросах познания за богословием. Рассматривая вопросы, связанные с принципами социального устройства общества, он исходил из тезиса о том, что все созданное Богом совершенно, утверждал приоритет духовной власти над светским государством, принцип сословной организации общества, а в вопросах, связанных с экономической жизнью своего времени, – естественный характер частной собственности. Наряду с рациональными принципами постижения мира и Бога, предложенными схоластикой, в период Средневековья складываются иррациональные направления, в частности мистика. Мистики считали, что религиозные доктрины познаются путем интуиции, озарения, молитв и бдений (яркими представителями мистики были Бернард Клервосский, Иоганн Таулер, Фома Кемпийский и др.).

Редкими в эпоху Средневековья были попытки обосновать необходимость опытного метода в изучении природы. Враждебные церковной идеологии точные и естественные науки воспринимались как опасное вольнодумство. Тем не менее в самой церковной организации появлялись сторонники опытного знания. Так, монах францисканского ордена Роджер Бекон (XIII век) опытным путем установил способы получения многих химических веществ и в своих сочинениях выдвинул ряд замечательных догадок о возможности создания различных аппаратов и механизмов, расширяющих возможности человека и облегчающих его труд. Как и вольнодумные идеи П. Абеляра, сочинения Р. Бэкона католическая церковь предала анафеме, а сам он провел в заключении 14 лет.

Читать еще:  Житие игнатия богоносца. Имя Игнат в православном календаре (Святцах)

Возрастание критического духа философской мысли в рамках схоластики привело к отмиранию крупных теологических систем на рубеже XIV – ХV веков. Основной причиной потрясения было углубление классовой дифференциации общества, расцвет городской цивилизации, возрастание в жизни средневекового социума роли мещанского сословия. Культурная жизнь, постепенно становясь более светской, затрагивала и духовную область. Церковная организация и теократическая идеология переживают кризис, который сопровождается не только жестокой борьбой за власть со светскими правителями, но и усилением альтернативных ортодоксальной христианской доктрине мощных еретических течений в Западной и Центральной Европе.

Еретические течения.

Еретические учения были важной частью духовной культуры Средневековья. Их возникновение относится к периоду официального признания христианства в качестве государственной религии, а их многообразие было явственным выражением ценностных приоритетов разных социальных групп – как феодальных верхов, так и широких народных масс. То, что всякое недовольство существующим миропорядком в эпоху средних веков принимало характер богословской ереси, косвенно подчеркивало особую роль церкви во всех сферах жизни того времени и в целом религиозный характер мышления и сознания эпохи. Ереси отражали специфику религиозного сознания представителей третьего сословия, в том числе и нарождающейся буржуазии.

Бюргерские ереси выражали протест мелких городских собственников против феодальных порядков и прежде всего против церковных установлений; требовали ликвидации привилегий для духовенства, предлагая в качестве идеала раннехристианскую “апостольскую” церковь.

Крестьянско-плебейское еретическое движение носило более радикальный характер и содержало требования установления фактического равенства между людьми в социуме (лолларды, табориты). Несмотря на значительные догматические различия, бюргерские и крестъянско-плебейские ереси объединяло одно – резко отрицательное отношение к духовенству. Еретики называли церковь “вавилонской блудницей”, а папу римского – “наместником Сатаны”. Единственным источником веры они признавали Священное Писание (канонические евангельские тексты) и совершенно отвергали Священное Предание (писания отцов церкви, постановления соборов, папские буллы). Помимо идей “апостольской бедности”, большое распространение получили мистические настроения, основанные на особой трактовке библейских пророчеств – в первую очередь Апокалипсиса. На рубеже Х и XI веков западноевропейское общество ожидало конца света, Страшного суда и второго пришествия Христа. Ересиархи Иоахим Флорский и Дольчино предрекали неизбежный переворот и установление “тысячелетнего Царствия божия” на земле. Эти идеи нашли отражение в течениях “хилиазма” и “милленаризма”. Другое направление в мистике утверждало, что “божественная истина” заключена в самом человеке, и отрицало тем самым необходимость церкви. Особое распространение еретические движения получили в наиболее экономически развитых странах средневековой Европы – Италии и Франции, вылившись в течения “катарства” и “ вальденства”. На рубеже XIV и XV веков в своих наиболее радикальных формах они стали идеологией революционных восстаний, а также создали теоретическую основу ранних реформаторских движений, получивших развитие в эпоху Возрождения.

Развитие образования, науки и философии в эпоху расцвета Средневековья

Для развития культуры в эпоху средневековья огромное значение имеет преобразование образовательной системы. Именно в период расцвета этой эпохи многие образовательные учреждения приобрели ту форму, которая положила начало современной системе образования.

Основные направления развития образования

Возникновение университетов сыграло наиболее значимую роль для развития Запада и в частности для развития отдельных наук и философско-богословских мыслей, которые были актуальны для средневековья. Также эпоха расцвета способствовала совершенствованию средневековых наук и философии, которая поднимала тему соотношения веры, разума и жизненного опыта.

Образование – “семь свободных искусств”. Для столь фундаментального развития образования в целом и возникновения такого важного института общества, как университет, ключевое значение имели античные традиции.

Средневековым философом приходилось адаптировать множество значимых работ античных и восточных авторов, так как зачастую они не соответствовали христианским доктринам и могли стать угрозой для могущественного и повсеместного влияния церкви на народ.

Важную роль в этом сыграл Фома Аквинский, чей философско-богословский синтез дал ответ на многие вопросы. Развитие культуры положило начало образованию различных образовательных структур, выделяли разные типы школ: приходские, кафедральные и монастырские.

Читать еще:  Почему «ахлу сунна» защищают Язида ибн Муавию? Куфр язида и его участие в убийстве хусейна (а), согласно источникам «ахлу сунна.

В монастырских школах преподавали грамматику, диалектику, риторику, а для учебных заведений более высокого уровня были введены такие предметы, как математика, геометрия, религиозная астрономия и музыка. Совокупность этих предметов называли «семью свободными искусствами».

В основном, школы удовлетворяли все требования церкви к обучению, но со временем были организованы школы светского типа, которые могли быть профильными. Поэтому парареллельно с церковно ориентированы школами образовывались городские учебные заведения и рыцарская система образования, которую называли «семью рыцарскими добродетелями».

Наука и философия – экспериментальное значение

Крупнейшие средневековые ученые и мыслители создавали разнообразные учения, которые способствовали развитию философии и науки. Выдающийся ученый Пьер Абеляр считал, что основой должно быть свободное мышление и открытый всему разум, а Бернар Кллервонский настаивал на том, что лишь Божья милость поможет людям открыть тайны мироздания.

Талантливый ученый деятель Фома Аквинский создал бесценную энциклопедию знаний о Боге и окружающем мире, которая была изложена в виде логических цыпочек. Одним из самых необычных мыслителей эпохи расцвета средневековья считают Роджера Бэкона, который совмещал в своей разнообразной деятельности теоретический и практический подходы к экспериментальным наукам.

В своих знаменитых произведениях «Основы естествознания», «Компендиум философии», «Большое сочинение» он подчеркивал значение экспериментального естествознания для укрепления веры человека. Он усердно изучал структуру научного знания, и включал в свои труды размышления о важности внутреннего, духовного опыта, совмещенного с его практичным осмыслением и жизненным опытом.

Был знаменитым трактат Фомы Аквинского «Сумма теологии», который разделен на главы, включающие в себя один вопрос и обширные рассуждения на заданную тему. В нем были подняты самые актуальные вопросы для средневековой науки и философии.

Образование, наука и философия в средневековье

Обобщение знаний по теме: “Образование, наука и философия в средневековье”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образование, наука и философия. Выполнил: ученик 6 класса, Павлов Дмитрий Проверил: учитель истории, Клюквина Е.Ф. 2012 г .

Возникновение университетов сыграло наиболее значимую роль для развития Запада и в частности для развития отдельных наук и философско-богословских мыслей, которые были актуальны для средневековья. Также эпоха расцвета способствовала совершенствованию средневековых наук и философии, которая поднимала тему соотношения веры, разума и жизненного опыта. Образование:

Образование – “семь свободных искусств” . Для столь фундаментального развития образования в целом и возникновения такого важного института общества, как университет, ключевое значение имели античные традиции. Важную роль в этом сыграл Фома Аквинский, чей философско-богословский синтез дал ответ на многие вопросы. Развитие культуры положило начало образованию различных образовательных структур, выделяли разные типы школ: приходские, кафедральные и монастырские.

В монастырских школах преподавали грамматику, диалектику, риторику, а для учебных заведений более высокого уровня были введены такие предметы, как математика, геометрия, религиозная астрономия и музыка. Совокупность этих предметов называли «семью свободными искусствами». В основном, школы удовлетворяли все требования церкви к обучению, но со временем были организованы школы светского типа, которые могли быть профильными. Поэтому параллельно с церковно ориентированными школами образовывались городские учебные заведения и рыцарская система образования, которую называли «семью рыцарскими добродетелями».

Наука и философия: Крупнейшие средневековые ученые и мыслители создавали разнообразные учения, которые способствовали развитию философии и науки. Выдающийся ученый Пьер Абеляр считал, что основой должно быть свободное мышление и открытый всему разум, а Бернар Кллервонский настаивал на том, что лишь Божья милость поможет людям открыть тайны мироздания. Талантливый ученый деятель Фома Аквинский создал бесценную энциклопедию знаний о Боге и окружающем мире, которая была изложена в виде логических цыпочек. Одним из самых необычных мыслителей эпохи расцвета средневековья считают Роджера Бэкона, который совмещал в своей разнообразной деятельности теоретический и практический подходы к экспериментальным наукам. В своих знаменитых произведениях «Основы естествознания», «Компендиум философии», «Большое сочинение» он подчеркивал значение экспериментального естествознания для укрепления веры человека. Он усердно изучал структуру научного знания, и включал в свои труды размышления о важности внутреннего, духовного опыта, совмещенного с его практичным осмыслением и жизненным опытом. Был знаменитым трактат Фомы Аквинского «Сумма теологии», который разделен на главы, включающие в себя один вопрос и обширные рассуждения на заданную тему. В нем были подняты самые актуальные вопросы для средневековой науки и философии. Фома Аквинский

Источники:

http://studopedia.ru/10_229611_teologiya-filosofiya-sistema-obrazovaniya-v-srednie-veka.html
http://www.nado5.ru/e-book/obrazovanie-nauka-i-filosofiya-v-ehpokhu-rascveta-srednevekovya
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/14/obrazovanie-nauka-i-filosofiya-v-srednevekove

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: