Соловьев владимир сергеевич. Воспоминания о Ф

Современники о Владимире Соловьеве

Писатели и философы об одном из самых известных российских мыслителей

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) — поэт, публицист, религиозный мыслитель и литературный критик, стоявший у истоков российского «духовного возрождения» XX века. Среди тех, на кого повлияли его труды — Александр Блок, Андрей Белый, Павел Флоренский, Николай Бердяев и многие другие литераторы и философы Серебряного века.

Кто-то считал Владимира Соловьева гением, который способен познать высшие истины, кто-то был уверен, что этот человек несколько безумен. Однако все сходились на том, что он бесспорно талантлив. Мы собрали воспоминания современников об одном из самых заметных российских философов Серебряного века.

Александр Блок

Oднo вocпoминaниe для мeня нeизглaдимo. Лeт двeнaдцaть нaзaд, в бecцвeтный пeтepбypгcкий дeнь, я пpoвoжaл гpoб yмepшeй. Пepeдo мнoй шeл бoлыuoгo pocтa xyдoй чeлoвeк в cтapeнькoй шyбe, c нeпoкpытoй гoлoвoй. Пepeпapxивaл peдкий cнeг, нo вce былo oднoцвeтнo и бeлecoвaтo, кaк бывaeт тoлькo в Пeтepбypгe, a cнeг мoжнo былo видeть тoлькo нa фoнe идyщeй впepeди фигypы; нa бypoм вopoтникe шyбы лeжaли длинныe cepocтaльныe пpяди вoлoc. Фигypa кaзaлacь cилyэтoм, дo тoгo oнa былa жyткo нe пoxoжa нa oкpyжaющee. Pядoм co мнoй гeнepaл cкaзaл coceдкe: «Знaeтe, ктo этa дyбинa? Bлaдимиp Coлoвьeв». Дeйcтвитeльнo, шecтвиe этoгo чeлoвeкa кaзaлocь диким cpeди кyчки oбыкнoвeнныx людeй, тpycившиx зa кoлecницeй. Чepeз нecкoлькo минyт я пoднял глaзa: чeлoвeкa yжe нe былo; oн иcчeз кaк-тo нeзaмeтнo — и шecтвиe пpeвpaтилocь в oбыкнoвeннyю пoxopoннyю пpoцeccию.

Hи дo, ни пocлe этoгo дня я нe видaл Bл. Coлoвьeвa; нo чepeз вce, чтo я o нeм читaл и cлышaл впocлeдcтвии, и нaд вceм, чтo иcпытaл в cвязи c ним, пpoxoдилo этo cтpaннoe видeниe. Bo взглядe Coлoвьeвa, кoтopый oн cлyчaйнo ocтaнoвил нa мнe в тoт дeнь, былa бeздoннaя cинeвa: пoлнaя oтpeшeннocть и гoтoвнocть coвepшить пocлeдний шaг; тo был yжe чиcтый дyx: тoчнo нe живoй чeлoвeк, a изoбpaжeниe: oчepк, cимвoл, чepтeж. Oдинoкий cтpaнник шecтвoвaл пo yлицe гopoдa пpизpaкoв в чac пeтepбypгcкoгo дня, пoxoжий нa вce ocтaльныe пeтepбypгcкиe чacы и дни. Oн мeдлeннo cтyпaл зa нeизвecтным гpoбoм в нeизвecтнyю дaль, нe вeдaя пpocтpaнcтв и вpeмeн.

Дмитрий Мережковский

Столь же неприлично другу почтенного М. М. Стасюлевича, приват-доценту философии в Петербургском университете расхаживать по пескам пустыни у подножия Хеопсовой пирамиды, в черном сюртуке и цилиндре, ожидая условленной встречи с каким-то «розовым видением», для чего Вл. Соловьев предпринял целое путешествие в Египет — брал заграничный паспорт, укладывал чемоданы, покупал билеты и ехал по железной дороге, на пароходе, тысячи верст, как для настоящего дела. Кто помнит глаза его, с их тяжелым, до слепоты близоруким, как бы во внутрь обращенным, взором, тот согласится, что это взор человека, у которого были галлюцинации или «видения», ибо справедливо замечает Достоевский, что у нас, может быть, и нет вовсе точного мерила, чтобы отличить галлюцинацию от видения. Болезнь? Но кто знает, не есть ли именно болезненная повышенная чувствительность, недоступная людям здоровым, живущим более грубой животной жизнью, — необходимое нормальное условие для мистического опыта, для «прикосновения к мирам иным»?

Как бы то ни было, вся эта соловьевская «чертовщина», соловьевское «подполье» и, может быть, соловьевский «бунт» почти никаких следов на его философских произведениях не оставили. Тут все стройно, ясно, гладко, даже слишком гладко, выглажено, вылощено. Ни сучка, ни задоринки. Прозрачные кристаллы, геометрические грани мысли. Отточенная диалектика. Торжественная симфония, в которой разрешаются все диссонансы. Исполинское зодчество, напоминающее храм св. Софии. Но, говорят, первый свод Софии рухнул от землетрясения.

Андрей Белый

Помню, наступила весна 1900 года. Соловьев как-то особенно был измучен несоответствием между всей своей литературно-философской деятельностью и своим сокровенным желанием ходить перед людьми с большой египетской свечой. Он говорил брату, что миссия его заключается не в том, чтобы писать философские книги; что все им написанное — только пролог к его дальнейшей деятельности. Незадолго перед тем он прочел свою лекцию о конце всемирной истории. Тут мы встретились как-то по-новому: мы встретились в первый раз, но это была и последняя встреча. Соловьев скончался.

Помню, я получил записку от покойной О. М. Соловьевой. Она извещала, что Владимир Сергеевич читает им свой «Третий разговор», и просила меня прийти. Прихожу. Соловьев сидит грустный, усталый, с той печатью мертвенности и жуткого величия, которая почила на нем в последние месяцы: точно он увидел то, чего никто не видел, и не может найти слов, чтобы передать свое знание. В те дни у меня в душе накопилось много тревоги. При виде Соловьева мне хотелось ему сказать что-то такое, что говорить не полагается за чайным столом. Но желание осталось желанием, и я заговорил с ним о Ницше, об отношении сверхчеловека к идее богочеловечества. Он сказал немного о Ницше, но была в его словах глубокая серьезность. Он говорил, что идеи Ницше — это единственное, с чем надо теперь считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре. Как я ни расходился с ним во взглядах на Ницше, меня глубоко примирило серьезное отношение его к Ницше в тот момент. Я понял, что, называя Ницше «сверхфилологом», Владимир Сергеевич был только тактиком, игнорирующим опасность, грозящую его чаяниям.

Василий Розанов

Он начал писать в семидесятых годах. И с людьми 80–90-х годов он уже значительно расходился. Это второе, послереформационное, поколение, было значительно созерцательнее его. У Соловьева было явное желание завязать с ним связь, но она не завязывалась, несмотря на готовность и с другой стороны. В этом втором поколении было заметно менее желания действовать, а Соловьев не умел жить и не действовать. Как-то он мне сказал о себе, что он — «не психолог». Он сказал это другими словами, но заметно было, что он жалел у себя о недостатке этой черты. Действительно, в нем была некоторая слепота и опрометчивость конницы сравнительно с медленной и осматривающейся пехотой или артиллерией. Во всем он был застрельщиком. Многое начал, но почти во всем или не успел, или не кончил, или даже вернулся назад. Но если были неудачны его «концы», то были высокодаровиты и нужны для отечества и славны для его имени выезды, «начатки», первые шаги.

Читать еще:  Сильнейшая молитва от завистников. Молитвы от врагов и злых людей

Евгений Трубецкой

Трудно представить себе выражение более прозрачное, искреннее, более соответствующее духовному облику. Всякое душевное движение отражалось в его лице с совершенно исключительною яркостью. Когда он негодовал, он становился прекрасен и грозен: в нем чувствовалась сила, наводившая страх. Когда он смеялся, его громкий заразительный смех «с неожиданными, презабавными икающими высокими нотами» покрывал все голоса. В этом детском смехе взрослого человека было что-то с первого взгляда неестественное, что привлекало общее внимание; казалось, что он с преувеличенной силой реагирует на те комические положения и случаи, которые в других вызывают только улыбку. Но фейерверк острот, обыкновенно сопутствовавший этому веселому настроению, показывал, что он обладает удвоенною против других чувствительностью к смешному. В этом смехе находил себе выход накопившийся избыток душевной энергии: подчас в нем сказывалась потребность отряхнуть от себя тяжелые думы. И точно, веселое настроение иногда вдруг как-то разом сменялось у него безысходной грустью: людям, близко его знавшим, случалось видеть у него совершенно неожиданные, казалось бы, ничем не вызванные слезы. Помню, как однажды обильными слезами внезапно кончился ужин, которым Соловьев угощал небольшое общество друзей: мы поняли, что его нужно оставить одного и поспешили разойтись. Слезы эти исходили из задушевного, мало кому понятного источника; их можно было наблюдать сравнительно редко. Но часто, очень часто приходилось видеть Соловьева скучающим, угрюмо молчащим. Когда он скучал, он был совершенно неспособен скрыть свою скуку. Он мог молчать иногда часами. И это молчание человека, как бы совершенно отсутствующего, производило иногда гнетущее впечатление на окружающих. Одним это безучастное отношение к общему разговору казалось признаком презрения; другим — просто-напросто было жутко чувствовать себя в обществе человека из другого мира.

Соловьев Владимир, философ: биография, сочинения

Владимир Соловьев являлся одним из крупнейших русских религиозных мыслителей конца XIX века. Он стал автором нескольких понятий и теорий (о богочеловечестве, панмонголизме и т. д.), до сих пор подробно изучаемых отечественными философами.

Ранние годы

Будущий философ Соловьев Владимир Сергеевич родился 28 января 1853 г. в Москве, в семье знаменитого историка Сергея Соловьева (автора многотомной «Истории России с древнейших времен»). Мальчик учился в 5-й гимназии, а позже поступил на физико-математический факультет МГУ. С юности Соловьев читал произведения немецких идеалистов и славянофилов. Кроме того, на него оказали большое влияние радикальные материалисты. Именно увлечение ими привели юношу на физико-математический факультет, правда, уже после второго курса он перевелся на историко-филологический. Под впечатлением от материалистической литературы молодой Владимир Соловьев даже выкинул из окна своей комнаты иконы, чем крайне разозлил отца. В целом же круг его чтения тогда состоял из Хомякова, Шеллинга и Гегеля.

Сергей Михайлович привил сыну трудолюбие и продуктивность. Сам он каждый год систематически издавал по тому своей «Истории» и в этом смысле стал для сына нагляднейшим примером. Уже во взрослом возрасте Владимир писал каждый день без исключения (иногда на обрывках бумаги, когда под рукой больше ничего не было).

Университетская карьера

Уже в возрасте 21 года Соловьев стал магистром и доцентом. Работа, которую он защищал, была озаглавлена как «Кризис западной философии». Молодой человек решил получить степень не в родной Москве, а в Санкт-Петербурге. Какую точку зрения в первом своем научном труде защищал Соловьев Владимир? Философ раскритиковал популярный тогда в Европе позитивизм. После получения степени магистра он отправился в первое крупное зарубежное путешествие. Начинающий писатель посетил Старый Свет и страны Востока, в том числе Египет. Вояж был сугубо профессиональным – Соловьев заинтересовался спиритизмом и Каббалой. Кроме того, именно в Александрии и Каире он начал работу над своей теорией о Софии.

Вернувшись на родину, Соловьев стал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Он познакомился и сблизился с Федором Достоевским. Автор “Братьев Карамазовых” в качестве прообраза Алеши выбрал именно Владимира Соловьева. В это время вспыхнула очередная русско-турецкая война. Как на нее отреагировал Соловьев Владимир? Философ чуть было не отправился на фронт в качестве добровольца, правда, в последний момент передумал. Сказалась его глубокая религиозность и неприятие войны. В 1880 году он защитил диссертацию и стал доктором. Однако из-за конфликта с ректором университета – Михаилом Владиславлевым – Соловьев не получил должность профессора.

Прекращение преподавательской деятельности

Переломным для мыслителя стал 1881 год. Тогда всю страну потрясло убийство революционерами царя Александра II. Что в этих условиях сделал Соловьев Владимир? Философ прочел публичную лекцию, в которой заявил, что необходимо помиловать террористов. Этот поступок наглядно продемонстрировал взгляды и убеждения Соловьева. Он считал, что государство не имеет права казнить людей, даже в ответ на убийство. Идея о христианском всепрощении заставила писателя пойти на этот искренний, но наивный шаг.

Лекция привела к скандалу. О ней стало известно на самом верху. Министр внутренних дел Лорис-Меликов написал новому царю Александру III докладную записку, в которой убеждал самодержца не наказывать философа ввиду глубокой религиозности последнего. Кроме того, автор лекции являлся сыном уважаемого историка, когда-то бывшего ректором Московского университета. Александр в своем ответе назвал Соловьева «психопатом», а его ближайший советник Константин Победоносцев счел провинившегося перед троном «безумным».

После этого философ покинул Санкт-Петербургский университет, хотя формально его никто не увольнял. Во-первых, дело было в шумихе, а во-вторых, писатель хотел больше сосредоточиться на книгах и статьях. Именно после 1881 года начинается период творческого расцвета, который пережил Соловьев Владимир. Философ писал без остановки, так как для него это был единственный способ заработка.

Рыцарь-монах

По воспоминаниям современников, жил Соловьев в чудовищных условиях. Постоянного дома у него не было. Писатель останавливался в гостиницах или у многочисленных друзей. Бытовая непостоянность плохо отражалась на здоровье. Кроме того, философ регулярно держал строгий пост. И все это сопровождалось интенсивными занятиями. Наконец, Соловьев не раз травился скипидаром. К этой жидкости он относился как к целебной и мистической. Скипидаром были пропитаны все его апартаменты.

Неоднозначный образ жизни и репутация писателя вдохновили поэта Александра Блока назвать его в мемуарах рыцарем-монахом. Своеобразность Соловьева проявлялась буквально во всем. Писатель Андрей Белый оставил о нем воспоминания, в которых например, говорится, что у философа был удивительный смех. Одни знакомые считали его гомерическим и радостным, другие – демоническим.

Соловьев Владимир Сергеевич часто уезжал за границу. В 1900 году он в последний раз вернулся в Москву, чтобы сдать в издательство собственный перевод трудов Платона. Тогда же писатель почувствовал себя плохо. Его перевезли к Сергею Трубецкому – религиозному философу, публицисту, общественному деятелю и ученику Соловьева. Его семье принадлежала подмосковная усадьба Узкое. Туда к Владимиру Сергеевичу приехали врачи, которые поставили неутешительный диагноз – “цирроз почек” и “атеросклероз”. Организм писателя был истощен от перегрузок за рабочим столом. Семьи он не имел и жил один, поэтому проследить за его привычками и повлиять на Соловьева никто не мог. Усадьба Узкое так и стала местом его смерти. Философ скончался 13 августа 1900 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с отцом.

Читать еще:  К чему снится дом по соннику. К чему снится дом — по соннику Нострадамуса

Богочеловечество

Ключевой частью наследия Владимира Соловьева является его идея богочеловечества. Эта теория впервые была изложена философом в его «Чтениях» в 1878 году. Основной ее посыл заключается в выводе о единстве человека и Бога. Соловьев относился с критикой к традиционной массовой вере русской нации. Он считал привычные обряды «бесчеловечными».

Многие другие российские философы, так же как и Соловьев, пытались осмыслить тогдашнее состояние Русской Православной Церкви. В своем учении писатель воспользовался термином Софии, или Премудрости, которая должна была стать душой обновленной веры. Помимо этого, у нее есть и тело – Церковь. Это сообщество верующих должно было стать сердцевиной будущего идеального общества.

Соловьев в своих «Чтениях о богочеловечестве» утверждал, что Церковь переживает серьезный кризис. Она раздроблена и не имеет власти над умами людей, а на ее место претендуют новые популярные, но сомнительные теории – позитивизм и социализм. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) был убежден, что причиной этой духовной катастрофы стала Великая французская революция, которая расшатала привычные основы европейского общества. В 12 чтениях теоретик пытался доказать: только обновленная церковь и религия могут занять образовавшийся идеологический вакуум, где в конце XIX века было множество радикальных политических теорий. Соловьев не дожил до первой революции в России в 1905 году, но он верно чувствовал ее приближение.

Понятие Софии

Согласно идее философа, принцип всеединства Бога и человека можно реализовать в Софии. Это пример идеального общества, основанного на христианской любви к ближнему. Рассуждая о Софии как о конечной цели развития человечества, автор «Чтений» также затронул вопрос мироздания. Он подробно описал собственную теорию космогонического процесса.

Книга философа Владимира Соловьева (10 чтение) приводит хронологию возникновения мира. Вначале была Астральная эпоха. Писатель ассоциировал ее с исламом. Далее следовала Солярная эпоха. Во время нее возникло Солнце, тепло, свет, магнетизм и другие физические явления. На страницах своих трудов теоретик связал этот период с многочисленными солярными религиозными культами античности – верой в Аполлона, Осириса, Геркулеса и Адониса. С появлением на Земле органической жизни началась последняя, Теллурическая эпоха.

Этому периоду уделял особенное внимание Владимир Соловьев. Историк, философ и теоретик подчеркнул три наиболее важных цивилизации в истории человечества. Эти народы (греки, индусы и иудеи) первыми смогли предложить идею об идеальном обществе без кровопролития и других пороков. Именно среди иудейского народа проповедовал Иисус Христос. Соловьев относился к нему не как к отдельному человеку, а как к личности, сумевшей воплотить в себе всю человеческую природу. Тем не менее философ считал, что в людях заложено гораздо больше материального, чем божественного. Воплощением этого принципа стал Адам.

Рассуждая о Софии, Владимир Соловьев придерживался идеи о том, что у природы есть собственная единая душа. Он считал, что человечество должно уподобиться этому порядку, когда у всех людей есть нечто общее. Эти взгляды философа нашли еще одно религиозное отражение. Он был униатом (то есть выступал за единство церквей). Существует даже точка зрения, что он принял католицизм, хотя она и оспаривается биографами из-за отрывочности и неточности источников. Так или иначе, но Соловьев был активным сторонником объединения Западной и Восточной церкви.

«Красота в природе»

Одним из основополагающих трудов Владимира Соловьева стала его статья «Красота в природе», опубликованная в 1889 году. Философ подробно рассмотрел это явление, дав ему множество оценок. Например, он считал красоту способом преображения материи. В то же время Соловьев призывал ценить прекрасное само по себе, а не как средство достижения другой цели. Также он называл красоту воплощением какой-либо идеи.

Соловьев Владимир Сергеевич, краткая биография которого являет собой пример жизни автора, затронувшего в своем творчестве почти все сферы человеческой деятельности, в этой статье также охарактеризовал свое отношение к искусству. Философ считал, что у него всегда была только одна цель – улучшить действительность и повлиять на природу и человеческую душу. Дискуссия о предназначении искусства была популярной в конце XIX века. Например, на эту же тему высказался Лев Толстой, с которым писатель косвенно полемизировал. Соловьев Владимир Сергеевич, стихи которого известны меньше его философских работ, был еще и поэтом, поэтому рассуждал об искусстве совсем не со стороны. «Красота в природе» заметно повлияла на взгляды интеллигенции Серебряного века. Важность этой статьи для своего творчества отмечали писатели Александр Блок и Андрей Белый.

«Смысл любви»

Что еще оставил после себя Владимир Соловьев? Богочеловечество (его главная концепция) была развита в цикле статей «Смысл любви», изданном в 1892-1893 гг. Это были не разрозненные публикации, а части одного целого произведения. В первой статье Соловьев опровергал идею о том, что любовь является только способом размножения и продолжения человеческого рода. Далее писатель сравнивал ее виды. Он подробно сопоставил материнскую, дружескую, половую, мистическую любовь, любовь к Отечеству и т. д. При этом он коснулся природы эгоизма. Для Соловьева любовь является единственной силой, способной заставить человека переступить через это индивидуалистское чувство.

Показательны оценки других русских философов. Например, Николай Бердяев считал данный цикл «самым замечательным, что было написано о любви». А Алексей Лосев, который стал одним из главных биографов писателя, подчеркивал, что Соловьев считал любовь способом достичь вечного всеединства (а значит, и богочеловечества).

«Оправдание добра»

Книга «Оправдание добра», написанная в 1897 году, является ключевым этическим произведением Владимира Соловьева. Автор планировал продолжить эту работу еще двумя частями и, таким образом, издать трилогию, но так и не успел осуществить свою задумку. В этой книге писатель привел аргументы того, что добро является всеобъемлющим и безусловным. В первую очередь потому, что оно приходится основой человеческой природы. Соловьев доказывал истинность этой идеи тем, что всем людям с рождения знакомо чувство стыда, которое не воспитывается и не прививается со стороны. Он называл и другие подобные характерные для человека качества – благоговение и жалость.

Добро является неотъемлемой частью людского рода, потому что оно еще и дано от Бога. Соловьев, объясняя этот тезис, в основном пользовался библейскими источниками. Он пришел к выводу, что вся история человечества – это процесс перехода из царства природы к царству духа (то есть от первобытного зла к добру). Показательным примером этого является эволюция способов наказания преступников. Соловьев отметил, что со временем исчез принцип кровной мести. Также в этой книге он в очередной раз выступил против использования смертной казни.

«Три разговора»

За годы своего творчества философ написал десятки книг, лекционных курсов, статей и т. д. Но, как и у каждого автора, у него был последний труд, который в итоге стал подведением итогов многолетнего пути. На чем остановился Владимир Сергеевич Соловьев? «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» – так была названа книга, написанная им весной 1900 года, незадолго до смерти. Она была издана уже после ухода автора из жизни. Поэтому многие биографы и исследователи стали рассматривать ее как творческое завещание писателя.

Читать еще:  Сонник глаза свои. Что значат глаза во сне

Философия Владимира Сергеевича Соловьева, затрагивающая этическую проблему кровопролития, основана на двух тезисах. Война – это зло, но даже она может быть справедливой. В качестве примера мыслитель привел пример предупредительных походов Владимира Мономаха в половецкую степь. С помощью этой войны князь смог спасти славянские поселения от разрушительных набегов степняков, чем оправдал свой поступок.

Во втором разговоре на тему прогресса Соловьев отметил эволюцию международных отношений, которые стали строиться на мирных принципах. В то время самые могущественные державы действительно стремились найти баланс между собой в стремительно меняющемся мире. Однако сам философ уже не увидел кровопролитных мировых войн, вспыхнувших на руинах этой системы. Писатель во втором разговоре подчеркивал, что основные события в истории человечества происходили на Дальнем Востоке. Как раз тогда европейские страны делили между собой Китай, а Япония встала на путь резкого прогресса по западному образцу.

В третьем разговоре о конце мировой истории Соловьев с присущей ему религиозностью утверждал, что, несмотря на все положительные тенденции, в мире сохраняется зло, то есть Антихрист. В этой же части философ впервые использовал термин «панмонголизм», который позже стали применять его многочисленные последователи. Это явление заключается в консолидации азиатских народов против европейской колонизации. Соловьев верил, что Китай и Япония объединят свои силы, создадут единую империю и изгонят чужаков из соседних регионов, в том числе из Бирмы.

Соловьев владимир сергеевич. Воспоминания о Ф

Влади́мир Серге́евич Соловьёв — русский религиозный мыслитель, мистик поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала ХХ века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А.Белого, А.Блока и др.

Владимир Сергеевич Соловьёв родился в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Род Владимира Соловьёва ещё в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.
Со стороны матери, Поликсены Владимировны, Владимир Соловьёв принадлежал к украинско-польской дворянской семье Романовых. Двоюродным прадедом Соловьёва с материнской стороны был известный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).
Среднее образование Соловьёв получил в московской 5-й гимназии (ныне московская школа № 91), в которую поступил в 1864 году, а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 году и окончил в 1873 году.
Владимир Соловьёв был «бездомный» человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и жил большей частью в имениях своих друзей или за границей. К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 года, он 15 июля уже тяжело больным поехал праздновать свои именины в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда Московскому губернскому предводителю дворянства князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Николаевич Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. В. С. Соловьев после двухнедельной болезни скончался в Узком в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.
Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.
Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
В 1880-е годы Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них — Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж
Владимир Соловьёв — один из самых заметных русских поэтов 1880—1890-х годов, автор проникнутой его взглядами философской лирики («Всё, кружась, исчезает во мгле // Неподвижно лишь солнце Любви», «Милый друг, иль ты не видишь, // Что всё видимое нами // Только отблеск, только тени // От незримого очами?», «Панмонголизм! хоть имя дико, // но мне ласкает слух оно…»), поэмы «Три свидания». Считается одним из предтеч русского символизма 1900-х годов, во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов. Интересно, что когда в 1894—1895 Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль. Чувство юмора и сатиры вообще развито в поэзии Соловьёва, проникая даже в «Три свидания»; он автор многочисленных эпиграмм и шуточных пьес. С молодости он занимался сочинением абсурдных стихотворений вместе со своим другом художником Ф. Л. Соллогубом.

Источники:

http://eksmo.ru/interview/sovremenniki-o-vladimire-soloveve-ID4417510/
http://fb.ru/article/245476/solovev-vladimir-filosof-biografiya-sochineniya
http://www.litmir.me/a/?id=13349

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: