Собор василия блаженного — зашифрованный образ погибшей мечети. Иностранные архитекторы в россии

К 450-летию Храма Василия Блаженного. Версия о татарском происхождении его архитектурного стиля

«Русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства России, перенеся архитектуру главной мечети Казани в Москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех местных святынь и реликвий. », — писал историк Михаил Худяков.

Василия Блаженного храм (офиц. назв. – собор Покрова Богородицы, что на Рву). Построен при митрополите Макарии в память покорения Казани в 1555–62 гг. на Красной площади; в 1588 г. устроена церковь Василия Блаженного, по имени которой неофициально называется и весь собор (официальное название напоминает о празднике Покрова Богоматери, т.к. именно в этот день, отмечавшийся 1 октября 1552 г., были взорваны стены Казани). По стилю представляет совершенно уникальный по своей структуре, непривычный для русского зодчества оригинальный памятник архитектуры. Летописную запись о нем «поставлен был храм. многими переводами» И. Е. Забелин поясняет так: «Слово «перевод» в древнем художестве означало снимок, копию с какого-либо образца (оригинала)». Некоторые историки считают, что этот собор построен по образцу разрушенной при штурме Казани ее главной мечети. М. Худяков прямо называет его «венцом татарского влияния в русской архитектуре».

По мнению М. Худякова, храм Василия Блаженного больше всего напоминает разрушенную после взятия Казани мечеть Кул-Шерифа с ее 8 минаретами, предание о которых было записано Ш. Марджани. Из других аналогий между храмом Василия Блаженного и казанской архитектурой историк указывает на отсутствие главного фасада, характерное для татарского зодчества, восточный характер куполов храма, любовь к полихромии, цветовую символику шатров. Строителем храма являлся архитектор Посник Яковлев, которому было поручено сооружение каменной крепости в покоренной Казани и который мог на месте ознакомиться с памятниками казанской архитектуры. Однако «в дело сооружения храма, кроме зодчих, входил кто-то еще, и притом настолько, что руководящая идея принадлежала ему» (И. Грабарь).

М. Худяков приходит к выводу о наличии глубокого внутреннего смысла в факте постройки собора с характером мусульманского зодчества в память о завоевании Казанского ханства. «Русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства России, перенеся архитектуру главной мечети Казани в Москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех местных святынь и реликвий. Правительство митрополита Макария создавало тем самым наглядную эмблему подчинения мусульманской страны христианской державе, как бы заставляло мусульманское искусство служить христианской религии, и тем осуществляло двойную, художественно-политическую идею слияния татарского Востока с Россией».

Известна следующая попытка расшифровать имя Василия Блаженного, достоверных известий о котором не существует: «блаженный» в данном случае значит «юродивый»; греческое «Василий» – прямой перевод с русского «царь». Юродивым царем и был Иван IV (который де-факто и сам признавал это – напр., в 1571 г., когда он явился перед послами крымского хана Девлет-Гирея в заплатанной рогоже и назвался «Ивашкой»), в честь которого неофициально был назван собор.

Следует заметить, что место, на котором был возведен собор Василия Блаженного, было выбрано явно не случайно: он находится прямо на пути, по которому в XIV–XV вв. представители ханов Золотой Орды проезжали из Замоскворечья (с Ордынской дороги через мост в районе Балчуга) в Ханский двор в Кремле через Фроловские (Спасские) ворота. Впоследствии, во второй пол. XV в., с этого же места ханские послы поворачивали в свое Татарское подворье в Китай-городе. Предположительно примерно в 200 м от будущего собора Василия Блаженного в первой пол. XVI в. располагался Казанский посольский двор.

Лит.: Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 3–5. – М., 1909–1916; Забелин И. Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. – М., 1900; Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. – М., 1982; Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. – М., 1991.

Собор Василия Блаженного — зашифрованный образ погибшей мечети

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 — заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили».

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу»‘, — ответил архитектор. «Ты лжешь!» — вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли,
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Зашифрованный образ погибшей мечети

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.

Читать еще:  Кто из знаков зодиака больше употребляет алкоголь. Любимый алкогольный напиток каждого знака зодиака

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших «за други своя» под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду «в царствии небесном», которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о «новом Иерусалиме» (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града — Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура Храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом «перевели» ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон — амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [. ]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей»,- писал И. Я. Стеллецкий.

Десятая церковь — храм святого Василия — была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название — собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Сокровища Храма

Мощи Василия Блаженного — не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».

Икона «Знамение со святыми на полях» на восточной стороне церкви Троицы — самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, «изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных — составленных водою красок». У этой иконы есть предполагаемый автор — иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами — 2,84 х 2,84 м. Третья икона — «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» — имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон «Знамение» и «Покров» на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку — заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов — потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Читать еще:  Выбирать во сне обручальное кольцо. К чему снится обручальное кольцо? Сонник Эзопа — обручальное кольцо

Чудесные спасения

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах — храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, — говорит историк И. Е. Забелин, — по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

altunurda

Шпион Золотой Орды в этих краях

10 процентов дани-разве это много?

Этот пост родился спонтанно в комментариях к заметке «За сколько христопродавки Femen оголяют прыщики?». Мой мусульманский друг россиянин muslim_site задался вопросом: ««в соборе Василия Блаженного на Красной площади, который построен из мусульманского культового сооружения». Олег, пожалуйста, вкратце расскажи тут эту историю. О таком вообще, даже намёком, не подозревал». Озадачено ответил: «В материале о Москве.. типа «златоглавой» была только маленькая цитата «Татарский символ Арбат и подобие казанской мечети Кул-Шерифа — храм Василия Блаженного яркое тому подтверждение.
«»Свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Даже персонально значительный процент бояр и других служилых людей московского царя составляли представители татарской знати. Русская государственность в одном из своих истоков произошла из татарской, и вряд ли правы те историки, которые закрывают глаза на это обстоятельство или стараются преуменьшить его значение»» Князь Трубецкой Н.С» — http://oleg-leusenko.livejournal.com/693087.html

..Кстати, именно возле собора Василя Блаженного стоит памятник Минину и Пожарскому, которые являются прямыми потомками тюркской знати)) ».

Неожиданно на выручку в наш диалог вклинилась моя подруга olex_d . Да еще и как! Кроме собственного шикарного комментария, Ольга поделилась интересной дополнительной ссылкой. Итак, развенчиваем очередной миф московского улуса:

Позичив звідси radiodieta at Это церковь? Это мечеть! Ислам на Красной Площади.

То, чего вы не знали о Соборе Василия Блаженного.

На Красной площади в центре Москвы стоит Собор Василия Блаженного, считающийся гордостью русского зодчества. Он отличается не только красотой и богатством архитектуры, этот памятник символизирует русское зодчество в мировой архитектуре.

Второго октября 1552 года после двухмесячной изнурительной осады и жестокого штурма, сбив Арские ворота, русское войско ворвалось в горящую Казань. На всех городских улицах и площадях шли бои. Путь к ханскому дворцу русским преграждало самое сильное сопротивление у стен мечети Кул-Шариф. Ученики медресе во главе с Сеидом Кул-Шарифа выдержали несколько нападений русских. Но вскоре защитники мусульманского центра Поволжья были повержены, и Казань

Почему мы начали разговор с мечети Кул-Шариф в Казани? Дело в том, что царь Иван IV, завоевав Казань, был очарован многими строениями города, в том числе и мечетью Кул-Шариф. Исторические источники утверждают, что Иван IV приказал зодчим Поснику и Барме построить в центре Москвы церковь наподобие казанской мечети Кул-Шариф. Эта церковь должна была символизировать победу Ивана IV над Казанью (над мусульманами), которая открыла путь к Каспийскому морю и превращение Московского княжества в Русскую Империю. Существует два символа победы русских над самым большим препятствием на пути распространения русских на юг — мусульманами (татарами-булгарами). Один из этих символов — возвышающаяся в центре Москвы церковь Покрова (Василия Блаженного) 1556-1559, второй — разрушенная в Казани мечеть Кул-Шариф, жемчужина Исламского зодчества Поволжья XVI века.

В русских исторических источниках мечеть Кул-Шариф именуется «Кулшарифовой». Многие ученые, проводившие исследования в отношении мечети (Михаил Худяков, С.С. Айдаров), утверждают, что мечеть не исчезла бесследно после вторжения русских. Она была перестроена в каменный Благовещенский собор.

Хотя нет точного изображения мечети Кул-Шариф, но по рисунку Дженкинсона и изображению летописца, приложенной к летописи Казани XVI века, можно сделать предположение, что мечеть имела много минаретов. Число минаретов определяется от 6 до 8. Мечеть состояла из центрального шатра, окруженного 8 меньшими шатрами. По другой версии, мечеть Кул-Шариф похожа на мечеть-медресе Михрима-Султан, построенную в 1578 году в Эдирнекапи в Стамбуле. Эти факты подтверждают влияние Ближнего Востока, в том числе Османской архитектуры на исламское зодчество Поволжья в средние века.

А сейчас перейдем к основному вопросу. На каких научных фактах основана версия о том, что собор Василия Блаженного, возвышающийся на Красной площади в центре Москвы, построена по образу мечети Кул- Шариф в Казани? Насколько верны поиски особенностей исламского зодчества в соборе Василия Блаженного?

Исламская культура появилась на территории России не вчера и не является для этих мест чуждым понятием. /Еще со времен московского кыштыма/ происходил процесс вначале тюркизации, а затем исламизации русской культуры. Во времена существования Татарского Ханства в Поволжье и Сибири Ислам стал неотъемлемой реальностью в Русском государстве. И оно ещё более обогащалось. А что касается собора Василия Блаженного, то многие иностранные исследователи, сопоставляя этот памятник с многочисленными церквями, выделяют в нем отсутствие традиций русского православия, что в строительстве этого храма использовались стили «всех времён и народов». Даже французский император Наполеон Бонапарт,
завоеватель Египта, знакомый с многими мечетями Востока, войдя в Москву в 1812 году, назвал церковь Покрова мечетью.

Действительно, образ собора Василия Блаженного показывает, что он не является памятником русского православия. Исследователи искали корни его архитектуры в Азии, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, культуре Византии, в Индии, священном Иерусалиме. Одна из гипотез выдвинута М. Худяковым. Она заключается в том, что собор Василия Блаженного построен под влиянием архитектурных традиций татар-булгар XVI века. Худяков свои предположения обосновывает, ссылаясь на летописи XVI века.

По мнению татарского автора Нияза Халида, церковь Покрова не является церковью, а скорее храмом. Величина здания, территория, которую он занимает, также опровергает предположение о том, что он является церковью.

Читать еще:  Кукла в которую втыкают иголки. Кукла вуду и ее действие в ритуалах

Архитектуре каждого народа присущ собственный язык художественного образа. Не зная этого языка, нельзя определить значение какого бы то ни было памятника зодчества или установить к какой культуре он относится. В корне архитектуры собора Василия Блаженного лежат такие характерными черты татарского строительного искусства, как башенки, подобные минаретам татарских мечетей (мечеть Кул-Шариф, Елабугская мечеть, мечеть Аль-Джами аль-Каби в городе Булгар). Царь Иван IV, отдавая приказ о строительстве в Москве церкви, пожелал, чтобы она состояла из восьми столпов.

Есть и другое предположение о происхождении собора Василия Блаженного, по которому царь Иван IV пожелал построить такой памятник, который бы олицетворял Московскую Империю. Иван IV не скрывал своих захватнических интересов на юге, в Поволжье, планов о создании империи. Другими словами, он мечтал о создании имперской архитектуры. Лучшим воплощением этого стал собор Василия Блаженного, построенный наподобие мечети, над куполами которой вместо полумесяца были установлены кресты.

Существует ещё одна гипотеза, по которой царь Иван IV посчитал необходимым построить величественный памятник, чтобы завоевать статус «третьего Рима» для Москвы. С другой стороны, превращение константинопольской Ая-Софии, символа «второго Рима», в джами после захвата турками, подтолкнуло Ивана IV построить памятник-храм, который бы стал символом «третьего Рима». Вдобавок, этот собор должен был быть построен на основе мечети Кул- Шариф, похожей на джами Ая-Софию. Для того, чтобы установить связь между архитектурой собора Василия Блаженного и исламским зодчеством, сравним их с архитектурными памятниками исламского зодчества.

Мысленно изменим вид собора, представив себе отсутствие центрального шатра. Результат будет напоминать образец Османского зодчества XVI века. По предположению многих исследователей, мечеть Кул-Шариф в Казани имела именно такую форму. В архитектуру церкви Покрова в Москве попросту внесен центральный шатер, который и придает ей вид православного русского храма.

Ещё одной особенностью, отличающей собор Василия Блаженного от прочих русских церквей — это четыре столпа, или, говоря иначе, минарета. Единственным отличием их от минаретов, например, мечети XV века в Каире или от мечети в городе Булгар XVI века являются его украшение и декор.

Татарский автор Нияз Халит в своём труде «Архитектура ханской Казани» выдвигает еще более интересное предположение о соборе Василия Блаженного. Автор обращает внимание на то, что вид куполов храма напоминает головной убор. По его мнению, эту форму нельзя встретить в других русских памятниках XVI века. Она напоминает головной убор религиозных и государственных деятелей исламского мира. С другой стороны, подобные элементы присущи памятникам средневековья в Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Турции, Египта. Внутреннее убранство центрального шатра храма Василия Блаженного также напоминает образцы исламского зодчества. Кроме того спиралевидное украшение куполов храма имеет особенности исламской архитектуры (Брунов Н.И «Храм Василия Блаженного в Москве» 1988, 131- 139). Таким образом, из сказанного можно сделать следующий вывод. Является ли мечеть Кул-Шариф в Казани прототипом храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве?

Тех, кто причисляют храм Василия Блаженного к русской архитектуре, можно назвать простачками. В архитектуре храма невозможно не заметить «арабизмов», «тюркизмов», «фарсизмов». Все они являются отражением арабских, тюркских, персидских особенностей зодчества Булгар Поволжья, а говоря конкретно, мечети Кул-Шариф в Казани. Русские зодчие XVI века не имели возможности в течении 1-2 лет посетить страны Востока для изучения их архитектуры. С другой стороны мастера, построившие храм Василия Блаженного также не имели консультантов, обладающих энциклопедическими знаниями. Храм Василия Блаженного построен татарскими мастерами, попавшими в плен, под руководством человека (Посник Яковлев), хорошо знакомого с зодчеством Казани. Независимо от того, кем и под влиянием каких факторов построен, этот памятник был новшеством.

Позичив звідси olex_d at Мало того, что зиккурат-мавзолей, так еще оказывается и мечеть на Красной площади в Москве!!

. Действительно, разве ЭТО похоже на христианский храм.

А вот церковь Василия ВНУТРИ:

О! А вот план еще лучший, со сторонами света:

Алтарь в православном храме по канонам должен быть обращен всегда на восток. А здесь ЧТО обращено на восток. И вообще, где здесь притвор, внутренняя часть, алтарь. Мы видим какие-то ходы непонятные во все мыслимые и немыслимые стороны. Причем эти планы почему-то отличаются друг от друга разительно: вот сверху мы видим какие-то будто разные постройки, расположенные вместе (ну, если это собственно и есть та самая мечеть Кул Шариф с 8-ю минаретами из Казани, то все тогда вполне понятно), а внизу мы видим все это как бы уже под одной крышей, но центральная часть совершенно другая, и еще некоторые существенные детали изменены вероятно в процессе перестройки и адаптации этого очень странного сооружения под некое подобие православного храма. Но все равно это перестроенное строение может быть скорее каким-то домом или дворцом со множеством комнат различного назначения, но уж никак не православным храмом.

Вывод: если это и храм, то точно не православный, а для православных ЭТО и вообще НЕ ХРАМ.
________________________________________ _____________________________________

А вот и современный вид: соседство Благовещенского собора и новоотстроенной мечети Кул Шариф в Казанском Кремле:

(Там внутри очень красиво, кстати, и женщины внутри этой казанской мечети ничем не отличаются от женщин в храмах РПЦ — все те же пресловутые «платочки», да вероятно что отсюда они и пошли, т.к. нигде больше христианки в Европе платки в храмах не одевают.)

На том месте, где была первоначальная мечеть Кул Шариф, сейчас и стоит этот Благовещенский собор.

Не правда ли, очень интересное соседство.

Кстати, когда постят фотки храмов России (а их часто постят православные), то никогда не проскальзывало вот это соседство, т.е. публикуют фотку Благовещенского собора, но без мечети, которая тут же рядом. Тоже интересно.

* * *
А вот еще интересное фото — это та самая новопостроенная (или скорее воссозданная — оригинал ведь был уничтожен или сожжен во время захвата Казани Иваном Грозным) мечеть Кул Шариф в Казани:

В принципе это фото можно было бы тут и не постить вообще, но есть одна очень интересная деталь: посмотрите справа план храма, он вам ничего не напоминает. — т.е. то, что мы видим и в плане храма Василия Блаженного выше, а именно «два пересеченных под углом 45 градусов квадрата — известный в мусульманском мире знак, обозначающий благословение Аллаха» .

Итак, по беглому взгляду даже такого абсолютного неспециалиста в архитектуре мечетей как я —
1) где алтарь (алтари — ??) в храме Василия Блаженного? — точно что не на востоке;
2) полное несоответствие православному канону как плана собора, так и внутреннего убранства;
3) план собора Василия Блаженного явно напоминает в себе два пересекающихся квадрата, обозначающие в исламе «благословение Аллаха».

Значит, это никакой и не православный храм, а скорей всего мусульманская мечеть — та самая, которую разрушил Иван Грозный в Казани и она ему так понравилась, что он приказал выстроить зачем-то, так сказ. «по прихоти царской», ее точную копию в Москве на Красной площади. Кто строил эту мечеть, т.е. уже якобы православный храм, вероятно не имел вообще ни малейшего понятия о строгих православных канонах для постройки храмов, или же, царь, дескать, повелел и строй что говорят, а не послушаешь — голова тебе с плеч. Вот вам и московское «православие». Азиопа — одно слово и только.
________________________________________ __________________
П.С. Это был вообще-то мой коментарий к записи Олега Леусенко, но так оно как-то все интересно получилось, что решила оформить его отдельным постом.

Источники:

http://www.ansar.ru/history/k-450-letiyu-hrama-vasiliya-blazhennogo-versiya-o-tatarskom-proishozhdenii-ego-arhitekturnogo-stilya
http://ria.ru/20060629/50662033.html
http://altunurda.livejournal.com/470458.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector