Слово в день благовещения пресвятой богородицы. Авраам

Шпиллер В., прот. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем святое Благовещение и Церковь облачается в праздничные, Богородичные, голубые и синие ризы. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий — Сын Девы бывает».

Со всех сторон, братья и сестры, нас окружает бесконечность пространства. Это та самая бесконечность космоса, о котором сейчас так много говорят. Она вся, до последней её глубины, пронизывается светом. И в ней лучи этого света как бы огустевают. Бесконечность эта принимает лучи света в себя, и он огустевает. Бесцветная бесконечность облекается светом небесной лазури, чудесной небесной синевы, о которой рассказывают нам люди, любующиеся ею уже не только с земли, как мы с вами. Этот синий, небесный, лазуревый цвет не означает ли изливающийся в мир свет, просвещающий его? Для нас, христиан, голубая глубина неба как бы символизирует благодатное просвещение мира светом Божиим. Т.е. голубой свет небес как бы знаменует для нас Божье снисхождение в мир и приятие нами, миром, даров Божиих. Другими словами, этот цвет голубой, символизирует встречу Бога с миром. Он как бы говорит нам о непрестанно струящемся в мир потоке Божественной любви, и т.к. любовь Божия пришла к нам через Пречистую Деву Марию, то именно поэтому голубой и синий цвета мы и называем Богородичными цветами.

Всё, решительно всё, что совершается в этом мире, всё, (понимаем мы это, или не понимаем — все равно), всё имеет последней целью соединение с Богом силою Божественной любви. Весь смысл человеческой жизни в облагодатствовании ее Божией силой, любовью Божией. И как все святые Отцы Церкви, так и наш русский, великий угодник Божий — Серафим Саровский — говорил, что последней целью и смыслом человеческой жизни является стяжание благодати Св. Духа. То стяжание благодати, в результате которого человек становится «Богом по благодати», по слову св. Афанасия Великого. Так же как Бог стал человеком, так и человек должен стать Богом по благодати. Именно для этого и было Боговоплощение, именно для этого и снизошёл Сын Божий на землю, приняв человеческое естество, человеческую природу.

Но возможно ли такое облагодатствование человека? Возможно ли такое одухотворение человека? Тысячи и тысячи лет существовал мир и продолжает существовать, и в нём мы видим (и тогда это было, в Ветхом Завете) столько скверны, столько зла, столько нечистоты, столько греха, его власти над человеком, власти дьявольской. Уж какое там обожение человека! Конечно, были люди очень хорошие в Ветхом Завете. Были пророки, ожидавшие пришествия Мессии — Христа, ожидавшие Жену, семя которой убьёт главу владычествующего в мире дьявола — змия. Были эти люди, но Жены этой не было и не было так долго. Однако же пришло время, и в небесной синеве сверкает райская белизна небожителя, несущего на землю благую весть!

В маленьком, неизвестном совсем городишке Назарете, в Галилейской земле Пречистой Деве, обрученной старцу Иосифу, является ангел с благой вестью, что от Неё родится Богочеловек, родится Сын Божий, что Она даст от своего тела тело самому вочеловечившемуся Богу. И так оказывается, что человек может быть так одухотворён, так обожен. Пречистая Дева становится сосудом, живым сосудом Духа Святого!

В судьбах людей и мира впервые в этот час осуществляется полнота облагодатствования человека в лице Пречистой, Пренепорочной Девы Марии. Совершается это в час Благовещения, которое мы сегодня и празднуем, как «еже от века таинства явление». И оно-то и явилось главизной, началом нашего спасения. Именно Благовещение является началом нашего спасения, потому что в этот час Пречистая Дева становится Богоматерью, становится Матерью Сына Божьего, вся земная жизнь Которого и смерть Которого, кровь, пролитая за нас, нас спасает.

Но ведь Божья Матерь, Пречистая Дева Мария, могла и не захотеть стать Божией Матерью. Облагодатствованная Духом Святым не могла не знать, что ожидает Богоматеринство, какие страдания ожидают Её прежде всего в предстоящем распятии, в этом соумирании с Сыном на Кресте. А кроме того, превышает всяческое человеческое разумение мысль о безмужнем рождении, о бессеменном зачатии. «Как могу стать я какой бы то ни было матерью. » И вот, если бы в сердце, в уме Пречистой Девы Марии прошла бы хотя бы тень сомнения, искушения от этого вопроса, она могла не принять эту благую весть и не было бы нашего спасения. Но она его приняла, она приняла эту весть, приняла свободною своею волей! Свободною волей она себя смирила. Эта свободная воля явилась результатом подвига её смирения, подвига, начавшегося в детстве, продолжавшегося и в молодости, и всю жизнь. В этом поразительном смирении — единственном в мире! — она себя очистила и приготовила к тому, что стала Богоизбранной Богоотроковицей. В самых простых словах самого простого ответа, который вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении о Благовещении, выражается это смирение Пречистой Девы Марии: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему!» Это именно смирение открыло Богоотроковице сердце для принятия Духа. Это именно Её смирением удостоился Богоприятия в Благовещении мир. Не было бы его, не было бы Боговоплощения. Не было бы его, не было бы и спасения нашего. Главизна нашего спасения поэтому — благая весть, Благовещение, которое она приняла в этом смирении, таким образом ответив Архангелу Гавриилу. И Церковь говорит, что сегодня о ней радуется вся тварь Господня, весь ангельский собор и весь человеческий род. Именно потому и радуется, что в этот час священный начинается его спасение, спасение всего человеческого рода.

Этого мало. В празднике Благовещения сама Божия Матерь как бы обращается к нам ко всем с той любовью и с той простотой, которые ей свойственны, говоря как бы каждому из нас, каждому человеку. Её душа была такой же душой, какую имеет и каждый из нас — все мы. Всякая душа человеческая может открыться навстречу Духу Святому и может Его принять и может быть облагодатствован человек. Да, не в той мере, в какой была облагодатствована Пречистая Дева. Пречистая Дева — это наша высота, это наша слава, слава всего мира, всего человечества! Это — Единственная! Она была и во веки веков остается одной и единственной! Но каждая душа, силою того самого смирения, каким подвизалась Богоотроковица, может принять в себя дары Святого Духа, совершенно душу изменяющие, совершенно её преображающие и одухотворяющие.

Именно в глубине смирения раскрывается любовь к Богу, так же как и к человеку. Только смиренный человек может по-настоящему любить и Бога, и человека, только смиренный человек! Только смирение открывает душу навстречу благодатным дарам, которые могут облагодатствовать человека. И поэтому стяжание благодати даров Святого Духа только и возможно силою смирения, о чём всегда говорят все святые Отцы и наш святой отец, о котором я только что говорил — Преподобный Серафим Саровский в особенности.

Из глубины своей падшести и своей нечистоты мы всё-таки можем с такой признательностью и любовью взирать — и взираем! — на нашу славу, на нашу высоту — Пречистую Деву Марию. И будем всегда прославлять Её, взирая на неё, и благодарить, и молить о том, чтобы Она помогла каждому из нас достичь хоть какой-нибудь меры этого спасительного смирения, хоть в какой-то мере похожего на смирение Её самой, ставшей Божией Матерью. И будем всегда, молясь, говорить вместе с Ангелами, вместе с Архангелами: «Радуйся, Благодатная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Освященная, Невесто Неневестная!» Аминь.

Читать еще:  Собака принесла лапку зайца что значит. Талисман заячья лапка

204. Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

(Говорено в Чудове монастыре, напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.)

1846 год

Рече же Mapиaмь: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему. ( Лук. I. 38 ).

Просты, по видимому, сии слова Пресвятыя Девы Марии: но как много в них заключается! как многое ими открывается! какая в них видна глубина смирения! какая высота веры! какая солнечная чистота внутренняго чувства! как необъятна их сила! как необозримо их действие!

Дело, которое должно совершиться по благовествующему глаголу Архангела, и по соответствующему глаголу Мариами, – дело спасительнаго для нас воплощения Сына Божия, – не теперь начинается. По малой мере человеческой, несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, чтобы могло совершиться.

Я сказал: по малой мере человеческой; потому что по великой мере Божией дело сие идет от самой вечности. Апостол свидетельствует, что «Бог и Отец Господа нашего Иисyca Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе, избра нас в Нем прежде сложения мирa» (Еф. I3–4).

Но не нам восходить до сей пренебесной высоты созерцания. Довольно для нас взойдти к началу тайны Христовы, открывшемуся в земном раю.

Когда лукавому искусителю удалось прельстить первых человеков, и разрушить их райское блаженство; когда смерть, прежде возвещенная предохранительно, а потом уполномоченная правосудием, наступала на человека, по следам греха: тогда милосердый в самом правосудии Бог, приостановив ее, благоволил в умирающем уже и погибающем человечестве посеять новое семя жизни и спасения. Чудным образом в слове осуждения, частию скрыл Он, частию открыл, тайну помилования, когда осуждаемому искусителю рек: «вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим, и между Семенем тоя; Той твою сотрет главу» ( Быт. III. 15 ).

То есть: ты, дух злобы, мечтаешь, что, прельстив жену, как слабейшую часть человечества, и чрез нее увлекши в преступление и Адама, будешь иметь весь род человеческий твоим всегдашним рабом. Нет! От побежденных тобою человеков возстанет против тебя вражда, противоборство, брань; она продолжится в их потомстве; наконец Тот, Который до времени сокрывается под таинственным наименованием «Семени жены», – «Той твою сотрет главу» , победит тебя решительно, уничтожит твою власть, которая есть область греха и держава смерти, и следственно возвратит человечеству похищенную у него святость и жизнь, безопасную от смерти.

К уразумению таинственнаго наименования «семени жены» пролагает путь самая необычайность сего наименования. «Семя», без сомнения, означает потомство, или определенное лице в потомстве. Но что значит «семя жены»? В обычае всего рода человеческаго, и особенно в древних родословиях видим, что «семя», или потомство, всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери, или праматери. На что же указывается необычайным наименованием «семени жены?» – Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы, – на рождение, о котором природа спрашивает: «како будет сие, идеже мужа не знаю» ? и о котором благодать ответствует: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя» ( Лк.1:34–35 ), – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы.

Что Адам уразумел тайну изречения Господня о Семени жены, сие можно примечать из того, что в след за сим он дал жене своей новое имя, которое было бы совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к сей самой тайне. «И нарече Адам имя жене своей: жизнь, яко та мати всех живущих» ( Быт. III. 20 ). Жизнь, мати живущих, – имена сии были бы приличны праматери в состоянии непорочности, поелику тогда она точно раждала бы всех живущих, и никого не раждала бы умирающаго: но тогда не дано ей сих имен, а наречена она просто женою. К чему же после грехопадения, когда она будет раждать умирающих, будучи притом сама причиною, что смерть будет общим наследием ея потомства, – к чему «нарече Адам имя жене своей: жизнь» ? Разве в поругание? – Нет, конечно не в поругание, а вероятнее, в утешение себе и ей, смотря на нее сквозь Божие определение о «Семени жены», сокрушающем главу змия. Отцем, думал он, буду и я; но не буду отцем истинной Жизни; Ея матерью предоставлено быть жене без мужа: итак да наречется ей имя: «Жизнь, яко та мати всех живущих» , не сама по себе, но потому, что некогда от Евы будет Дева, и от Девы родится Тот, Который есть «Истина и Живот» ( Ин.14:6 ), и Который имеет силу всех умирающих перерождать в присноживущих.

Из сказаннаго, надеюсь, усмотрите, братия, что благовещение спасительнаго для нас воплощения Сына Божия начато не Архангелом в Назарете, но самим Богом в раю: ибо там провозглашено Божие определение о победоносном «Семени жены» , то есть, о рождении Христа Спасителя от Девы.

Но если Божие определение о воплощении Сына Божия было уже постановлено и даже провозглашено еще в первые дни мира; то почему оно не исполнялось в продолжение столь многих веков? Не дерзнем приписать себе способности дать на сие полный ответ. «Кто бо разуме ум Господень» ( Рим. XI. 34 )? Однако можем сказать не обинуясь, что не в Боге причина медленности. «До скорости течет слово Его» ( Пс. CXLVII. 4 ). «Той рече, и Быша : Той повеле, и создашася» ( Пс. XXXII. 9 ). У Вечнаго всегда все готово. Для Всемогущаго всегда все возможно. Тварь медлит по необходимости, потому что движется в определенных кругах времени, которых не может ускорить. В твари свободной не достает готовности для принятия действия Божия, когда в ея воле не достает соответствия воле Божией. Особенно трудно устроять сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно возставлять и пересозидать. Таким образом слово Божие о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первыя минуты греховнаго омрачения, и неоднократно просиявало в последующих откровениях: но мрак греховный продолжал тяготеть, и веки и тысящелетия должны были пройдти, прежде нежели действительно «Слово плоть бысть» ( Иоан. I. 14 ) и «Бог явися во плоти» ( 1Тим. III. 16 ). В сие долгое время, благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира, как молниеносный облак носилось над землею, между тем как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом, и уготовляло благословенную в женах, которая бы могла своею чистотою божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и таким образом чрез себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово.

Не думаете ли, что весьма просто принять благословение Божие, хотя бы то было весьма высокое? – Не совсем так. Посмотрите на опыт Сарры. Господь глаголет о ней Аврааму: «благословлю же ю, и дам тебе от нея чадо» ( Быт. XVII. 16 ). Видите, что заочно и заблаговременно предваряет ее, чтобы она приготовилась к действительному принятию благословения. Но что же? И после сего предварения, когда обещанное благословение решительно дано в ея присутствии, она, кажется, не нашлась довольно умеющею принять оное. «Разсмеяся же Сарра в себе» ( Быт. XVIII. 12 ). Как бы ни был невинен сей смех: он, кажется, не довольно у места пред словом Божиим, и пред лицем Божиим. И когда Господь обличил ее в сем: она впала в новое замешательство, и как будто думала утаиться от Всеведущаго. «Отречеся же Сарра, глаголющи: не разсмеяхся: убояся бо» ( Быт. XVIII. 15 ).

Не станем однако уничижать Сарру, которая, в меру своего достоинства, прияла свою меру благословения, и соделалась предварительным образом «благословенныя в женах», как родившая единороднаго, как родившая в умерщвлении плоти, хотя впрочем не без мужа, как родившая образ Христов, Исаака, показавшаго Аврааму в своем жертвоприношении день жертвы крестныя.

Но принесем справедливую дань благоговейнаго и радостнаго удивления благословенной в женах, Пресвятой Деве Марии, которая к высочайшему из благословений Божиих, внезапно над нею явившемуся, обрелась в совершенстве уготованною, и тем споспешествовала совершенно столь долго предуготовляемаго, призываемаго и ожидаемаго спасительнаго для нас воплощения Сына Божия.

Читать еще:  К чему снится черный волк девушке. К чему снятся волки женщине? Сонник про волков

Если праведная Сарра предвестие о рождении от нея Исаака, необыкновенном, однако не сверхъестественном, приняла с замешательством; если, при подобном предвестии о рождении предтечи Господня, праведный Захария не верил, и требовал знамения: то колико выше самых праведников является Пресвятая Дева Мария, когда благовещение о рождении от Нея Христа Спасителя сверхъестественном, непостижимом, божественном, приемлет без замешательства, без недоверия! Прежде благовещения, при начале небеснаго явления, Она «смутилась» на несколько мгновений, и остановилась в размышлении, может быть, потому, что не тотчас узнала небеснаго вестника, потому, что дала место духовному правилу, и нам предписанному, чтобы «искушать духи, аще от Бога суть» ( 1Ин. IV. 1 ); потому, что затруднена была необычайным приветствием. Впрочем смущение пред сильною похвалою не есть недостаток достоинства. Но, что весьма дивно, когда Она услышала несравненно более сильное слово благовещения: «Дух Святый найдет на тя; – зачнеши во чреве, и родиши Сына; – раждаемое свято, наречется Сын Божий; – царствию Его не будет конца» ( Лк. 1:31–35 ): тогда уже нет смущения. Велия тайна не возбуждает Ее к испытанию, и неиспытанность тайны не останавливает в принятии таинственнаго благовещения. Безпримерно высокое назначение не вземлет ея из глубины смирения: призванная быть Материю Господа видит себя, как и прежде, только рабою Господнею. С другой стороны, Ея глубоко смиренное о себе мнение не препятствует Ей веровать безпримерно высокому назначению. Не видно даже никакой борьбы между сими перекрестными направлениями, никакого колебания мыслей и чувствований. Как чистая и тихая вода тихо и чисто приемлет свет солнца, и отвечает ему отсветом: так душа Пресвятыя Девы тихо и чисто приемлет слово Божественнаго откровения, и ответствует ему словом послушания: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» .

Довольно для внимательных. Не требуйте многаго, испытующие и любопытствующие. «Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен» ( Песн. IV. 12 ), сказал Дух Святый о Своей невесте, первенствующей над девственными и чистыми душами, богоблагодатной Деве Марии. Довольно, если взором ума, как бы сквозь ограду, приникли мы в Ея таинственный вертоград, узрели некоторые цветы Ея добродетелей, ощутили благоухание благодати Ея. Надобно позаботиться о том, чтобы наши помышления не были подобны некоторым неблагородным насекомым, которыя безполезно кружатся около цветов, или оскорбляют их красоту своим прикосновением; но чтобы уподобились пчелам, которыя приближаются к цветам с смиренною песнию, и не оскорбляющим прикосновением извлекают из них сладкую и здравую пищу.

Благоговейно приникая в тайну воплощения Бога Слова, да поет всякая душа христианская с Церковию Христовою: «чистую славно почтим, людиe, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально». Научимся от Нея подобающим образом встречать Божия посещения, принимать божественныя тайны.

Если встречает тебя приветствие и похвала, особенно возвышенная и духовная: остерегись неразборчиво принимать и наслаждаться; ибо не всегда легко узнаешь, точно ли приносит оную вестник истины. Позволительно при сем смутиться: но поспеши удержать смущение, и в молчании призвать в помощь Бога, чтобы тебе не быть прельщену похвалою ложною, или чтобы и неложную похвалу не превратило в отраву самолюбие и превозношение.

Когда слышишь благовестие божественных догматов и благодатных таинств: берегись не только неверия Фомина, но и маловерия Захариина, и замешательства Саррина. Вспомни слово Архангела, «яко не изнеможет у Бога всяк глагол» ( Лк.1:37 ); и недопусти, чтоб изнемогла твоя вера.

Если знамение Провидения, посылаемое иногда в одежде нечаяннаго случая, возвещает тебе жребий приятный, возвышенный, славный, не трудно тебе будет сказать: «буди мне по глаголу твоему» . Но не забудь потом, чтобы не взирать на себя мечтательно, как на господина многих вещей и многих людей, а чтобы взирать на себя всегда смиренно, как на раба единаго всеобщаго Владыки: «се раб Господень».

Поелику же может тебя постигнуть предвестие и не приятное, но угрожающее скорбию, лишением, уничижением: уготовляй себя предусмотрительно, чтобы уметь и сие принять. Не пререки ропотно, и не возопий нетерпеливо. Какая в том добродетель, чтобы охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно, по благоговению к воле Божией, – вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды! Обучай не уста свои, но свое сердце, чтобы оно могло свободно выговаривать слова готовящагося ко кресту Спасителя: «Отче, – не моя воля, но Твоя да будет» ( Лук. XXII. 42 ).

Зрите и разумейте, что радостное благовещение открывает начало спасения; а горький крест приближает к совершению онаго и к вечной славе воскресения, которой и да сподобит всех нас Господь наш Иисус Христос, благодатию Бога Отца и Святаго Духа. Аминь.

Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Не тщетна вера наша

Д несь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует . Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о чем за семьсот лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал святой пророк Исаия: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: «с нами Бог» .

Почему этот святой пророк говорил, что Господу нарекут имя Эммануил, тогда как Архангел Гавриил, приветствовавший ныне Пресвятую Деву Марию, сказал, что наречет Она имя Ему Иисус? Что же это значит? Это объясняется значением имени Эммануил: « с нами Бог ».

Все христианские народы, все, уверовавшие в Господа Иисуса Христа, именуют Его Спасителем, Богом Истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и оправдалось имя Эммануил, « с нами Бог », о котором говорил пророк. Эммануил — это Богочеловек, это Бог, Который с нами, Бог во плоти. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то, о чем читаем у святого апостола Павла: Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим. 3:16). Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым и немощным, пытаться в нее проникнуть?

Но мы знаем, что догматы о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа и о бессеменном воплощении Его от Пресвятой Девы Марии составляют основу всей нашей веры христианской. Ибо если бы мы не верили в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, то тщетна была бы наша надежда на спасение. Сам Господь Иисус Христос говорил о Себе, что Он Сын Божий, Хлеб небесный, сшедший с Небес. Это мы принимаем всем сердцем своим и не пытаемся постигнуть бездонной глубины тайны явления Бога во плоти.

Но все-таки, насколько доступно нам, попытаемся понять, почему необходимо было воплощение Сына Божия, почему надо было Ему принять плоть человеческую? Не потому ли, что спас Он нас от смерти вечной и от власти диавола Крестом Своим, Своими страшными голгофскими страданиями и крестной смертью?

По неизреченному Божиему совету необходимо было, чтобы Господь наш Иисус Христос « смертию смерть попрал », чтобы Он воплотился и принял человеческое Тело, и умер подлинной человеческой смертью. Господь Иисус Христос принес эту страшную жертву для того, чтобы приблизить нас к Богу, для того, чтобы сделать нас из смертных людей вечно живущими богочеловеками. Он стал Богочеловеком и открыл нам путь к богочеловечеству, к тому, чтобы в нашем обновленном теле мы приобщились к вечному и бесконечному приближению к святости Божией. А если это так, то, конечно, Он не мог этого сделать, оставаясь только Богом. Он должен был стать Богочеловеком, должен был воплотиться от Пресвятой Девы Марии.

Это событие — воплощение Сына Божия — безмерно велико, так что должно было быть предвозвещено чудесным образом — явлением Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, и его благовестие было величайшим из всех благовестий, которые когда-либо слышал род человеческий. В Назарете, в скромном жилище Пресвятой Девы Марии прозвучали удивительные слова: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах (Лк. 1:28), то есть, благословенна более, чем кто-либо из жен человеческих.

Читать еще:  Поведение женщины телец в любви и отношениях. Женщина-Телец: характеристика, основные черты, подходящий партнер

Пресвятая Дева Мария молчала. Пришла ли Она в трепет и ужас, естественные для обыкновенного человека при виде Архангела? Нет, не ужас овладел Ею, а смущение — из-за необычайности приветствия. Дева не ужасалась необычайности явления, потому что Она Сама была Святейшей из святых, и Ее святая душа была подобна Ангелу своей духовной чистотой. Она высказала только совершенно понятное недоумение, спросив: Как это может быть, когда Я мужа не знаю? И получила дивный ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя (Лк. 1:34-35).

Была ли когда-нибудь среди всех рожденных Дева, подобная Пресвятой Марии по чистоте и святости? О нет! Таковой никогда не было и не будет. Несказанно и поразительно, овеяно Божественной славой великое таинство воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Как же нам не преклоняться всем сердцем перед Пресвятой Девой, Которая стала орудием великой и непостижимой тайны Божией? Как же не называть Ее нам « Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим »? Разве Мать Самого Царя Небесного не должна быть поставлена нами выше всех Сил Небесных, выше всех Его слуг? А Архангелы, Серафимы и Херувимы — это слуги Божии.

Конечно, мы должны чтить Ее всем сердцем и считать своей Небесной Матерью, стараясь подражать Ее добродетелям и исполнять те слова Ее, которые мы поем на каждой утрени и которые говорила Она Елисавете, матери Предтечи Господня: Призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48).

Мы все, православные христиане, ублажаем Пресвятую Деву Марию согласно с учением Священного Писания, но с болью должны сказать, что враги Церкви Христовой — протестанты, сектанты и другие еретики — не участвуют в этой хвале православного мира. Они совершенно отвергают почитание Пресвятой Богородицы, говоря, что Божия Матерь была только благочестивой женщиной, как и многие другие, и даже осуждают нас за то, что мы возносим к Ней молитвы и, обращаясь к Ней, говорим: « Пресвятая Богородица, спаси нас ». Они говорят: «Как это можно — искать спасения у благочестивой женщины? Один у нас Спаситель — Господь Иисус Христос, один Он нас спасает, и других спасителей нет».

Что же им ответить на это? Мы обращаемся к Матери Божией как к Заступнице нашей. Мы знаем, что непосредственно Она не спасла мир, как Ее Божественный Сын спас нас Крестом Своим. Но Она может содействовать нашему спасению Своими молитвами перед Сыном Своим, и мы просим молитв Ее, которые так сильны пред Ним.

Святой апостол Павел говорил о себе: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9:22). Он призывал апостола Тимофея: « Вникай в себя и в учение, ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя » (см. 1Тим. 4:16).

Как мы видим из Священного Писания, и святые апостолы спасают нас. Каким образом? Таким же, как и Пресвятая Богородица, — своими молитвами, своим учением и своей близостью и к нам, и к Господу Иисусу Христу. Если апостолы могут нас спасать, то почему же Матерь Божия не может? Она Заступница наша, Благодатная Мать всего рода христианского. Потому мы и взываем к Ней: « Пресвятая Богородица, спаси нас ».

Мы называем Ее Владычицей, Царицей Небесной. А сектанты этим возмущаются: «Один у нас Царь — Бог». А разве не в праве мы называть Ее Царицей, если Она Мать Царя? Разве даже в роде человеческом всякая мать Царя не носит титула Царицы? В этом же самом смысле мы и называем Ее Царицей Небесной, ибо Она Мать Царя нашего, Господа Иисуса Христа. Мы называем Ее Владычицей, потому что Она имеет великую власть защищать нас от диавола. А несчастные сектанты отвергают эту божественную, святую помощь Пресвятой Девы Марии.

Да запретит им Господь! А нам всем да запретит Он всякое общение с сектантами, чтобы не совратили они нас на путь погибели. А Пресвятая Богородица, величайший праздник Которой мы празднуем сегодня, да спасет нас всех от диавола и всех слуг его. Аминь.

7 апреля 1945 года.

«Сущую Богородицу Тя величаем»

Б лаговещение Пресвятой Богородицы одно из величайших событий в истории мира, которое празднуем мы ныне не только с радостью и любовью, но и с трепетным страхом, ибо это «главизна», т. е. начало нашего спасения.

Не буду пересказывать единственного в истории мира, великого разговора Архангела Гавриила и Пресвятой Девы Марии, остановлюсь только на словах: Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35).

Никто и никогда, от сотворения мира до конца его, не рождался и не родится так, как Богочеловек Иисус Христос. Никто никогда не рождался без мужа. Никто не родился и не родится наитием Святого Духа. Ни в кого и никогда не вселялся Дух Божий с такой всецелой полнотой, как вселился Он в Пресвятую Деву Марию. Никого не осеняла сила Всевышнего и никакую материнскую утробу не освящала с такой полнотой и силой, как утробу Пресвятой Девы.

Запомните, что я говорю о всецелом соединении Духа Божьего с человеческим существом Марии.

Дух и душа человеческие имеют свое начало в Духе Божием, ибо в первой главе Святой Библии сказано, что сотворил Бог первого человека Адама из праха земного и вдохнул в лицо его дыхание жизни. С Духом Божиим может иметь общение происшедший от Него дух человеческий, как и в природе все сродное имеет общение между собою. О возможности тесного общения с Богом мы знаем из слов Самого Господа нашего Иисуса Христа: Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). И апостол Павел как бы даже с удивлением спрашивает коринфских христиан: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16).

Из житий святых известно, в каком близком общении с Богом проводили они свою святую жизнь, ибо были обителями Духа Божия. Но и это глубокое общение с Богом нельзя сравнить с тем превосходящим Ангелов и Архангелов благодатным состоянием, в котором находилась Пресвятая Дева Мария после наития на Нее Святого Духа. Этого не понимал, или, наверное, не хотел понимать несчастный еретик Несторий, утверждавший, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Иисуса Христа, с которым только впоследствии соединился Бог, и потому Деву Марию он называл Христородицей, а не Богородицей.

Если бы Несторий был прав хоть в малейшей степени, то Господь наш Иисус Христос был бы не Сыном Божиим и не Богочеловеком, а только одним из многих великих святых, которые должны быть названы истинными храмами и обителями Отца и Сына и Святого Духа за безграничную любовь к Богу и совершенное исполнение всех заповедей Христовых. Как видите, Несторий по справедливости заслужил анафему от Третьего Вселенского Собора.

На этом я мог бы закончить свое похвальное слово великому празднику Благовещения, но не хочу оставить без внимания проникающих в каждое чистое сердце слов Архангела Гавриила: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!

Скажите, все вы, единодушные со мною, может ли быть для вас радость выше и чище, чем сознание и даже ощущение того, что с вами Господь, что Он возлюбил вас за исполнение заповедей Его, что Он придет к вам со Своим Безначальным Отцом и обитель у вас сотворит?!

Этого высшего счастья и радости, молитвами Пресвятой и Пречистой Девы Марии, да сподобит всех вас Господь и Бог наш Иисус Христос! Аминь.

Источники:

http://www.odinblago.ru/shpiller_propovedi_slova/49
http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/204
http://www.hram-vsr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1533&catid=36&Itemid=82

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: