Скульптура и религия. Позы Будды
Содержание
Позы изображений Будды. Жесты рук. Изображения Будды для каждого дня недели.
Страница 1 из 2
Позы изображений Будды.
Варианты: может быть стоя.
Правая рука в положении варада мудра.
Если Будда стоит, то сжимает край монашеского одеяния.
Ни какой определённой истории не связано с этим изображением. Это изображение показывает альтруистические качества Будды.
Будда в королевском наряде.
Положение: Будда украшен драгоценностями и королевскими атрибутами, включая корону.
Варианты:
– Будда может стоять, а его руки могут изображаться в двойном абхайя мудра подобно тому, как в положении Остановка Океана (или сдерживание вод)” или он может поднять только правую руку в абхайя мудра, оставляя левую руку висящей вниз.
– Будда может быть усажен в любое из вышеупомянутых положений. Отличительная особенность этого изображения – в том, что Будда одет в королевский наряд.
Комментарий: Будда был вызван его покровителем Королём Бимбисара для помощи, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседней области. Просвещенный, стоя в бамбуковом лесе и наблюдая вторжение в королевство Бимбисара, проявил себя в полных королевских регалиях и продемонстрировал благодетельные силы так, что Король Джамбурати стал его учеником и оставил в покое территории Короля Бимбисара.
Этот художественный образ в изображении Будды стал распространён к концу шестнадцатого столетия, так как декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи к этому времени достигло своего расцвета. Такое увлечение красочными нарядами должно было нанести ущерб как художественной так и религиозной ценности образа. Возможное объяснение этому то, что телосложение, фигура и руки стали строгими и шаблонными, а ремесленники чувствовали, необходимость усовершенствовать и украсить жёсткую форму. При внимательном рассмотрении можно заметить изысканную сложность, прекрасный замысел и искусное исполнение, но драгоценные камни с ног до головы кажутся излишними.
Использование королевских регалий, чтобы усилить впечатление божественности персонажей и объектов могут быть обнаружены в многих других религиозных традициях (напр. Римский Католицизм, Греческое и Русское Православие).
В начале королевские атрибуты были ограничены короной, но в конце концов покрыли всё тело. Когда Будда представлен в этом виде, наряд может быть изображен в двумя различными способами: украшения могут располагаться на монашеском одеянии или он может быть полностью одет как принц.
Несколько знаменитых изображений Будды в Тайланде выполнены в королевском наряде, с короной, драгоценностями и другими атррибутами (по тайски, Пхра Пхутха Сонг Кхруанг).
Настоящей причиной распространённости этого изображения может быть энтузиазм самих мастеров, имитировавших драгоценные камни и шелковые шарфы которыми часто украшали свои произведения. Самый известный пример, это так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.
Скульптура и религия. Позы Будды.
Часто, проезжая от города к городу, а также посещая различные буддистские храмы вы любовались скульптурными изваяниями
Будды. все они разных размеров:от совсем небольших (меньше человеческого роста), но чаще более крупных, а временами просто гигантских. Золотые,изумрудные, белые, выполненные из различных видов камня, бетона,керамики, вырезанные изэ дерева. Это великолепие и разнообразие поражает и радует глаз. Но сегодня, я расскажу о том что сама не так давно
узнала и хочу с вами поделиться.
А конкретно, о канонах образа Будды в скульптуре и его различных тонкостях, о которых часто и не задумываешься,
когда любуешься образом. Но бывает и возникаю всяческие вопросы по поводу положения рук, ног, различных видов уборов
на голове.
Канонический образ Будды сложился в индийском искусстве к 4-му веку н.э.(эпоха Гуптов)и был принят везде, где получил
распространение буддизм. Изображения Будды строятся на представлении об идеальных пропорциях человеческого тела,
которыми обладал Сиддхартха Гаутама.
Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды
– УШНИША –
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует
– УРНА –
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.
В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:
СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда
Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.
Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ –
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза – САМАДХИ –
соответствует позе лотоса – символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.
Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ – санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.
АБХАЯ-МУДРА – жест бесстрашия –
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.
ВАРАДА-МУДРА – жест благодеяния –
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.
ДХАРМАЧАКРА-МУДРА – жест колеса дхармы –
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма – Будду, дхарму и сангху.
ДХЬЯНА-МУДРА – жест медиации –
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.
БХУМИСПАРША – МУДРА – жест касания земли –
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли – Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.
Ну вот, теперь и мы кое-что узнали из некоторых поз и жестов, как выяснилось в индуизме их намного больше.
Но мы тут рассматривали изображения Будд в Таиланде.
Зато в следующий раз войдя в храм, внимательно присмотревшись к рукам и пальчикам учителя,
вспомнив этот текст выпустим в пространство красивый звук – – – – – – – – – – – – – – – ВАРАДА-МУДРА!
Запись на стене
Скульптура и религия. Позы Будды.
Часто, проезжая от города к городу, а также посещая различные буддистские храмы вы любовались скульптурными изваяниями
Будды. все они разных размеров:от совсем небольших (меньше человеческого роста), но чаще более крупных, а временами просто гигантских. Золотые,изумрудные, белые, выполненные из различных видов камня, бетона,керамики, вырезанные изэ дерева. Это великолепие и разнообразие поражает и радует глаз. Но сегодня, я расскажу о том что сама не так давно
узнала и хочу с вами поделиться.
А конкретно, о канонах образа Будды в скульптуре и его различных тонкостях, о которых часто и не задумываешься,
когда любуешься образом. Но бывает и возникаю всяческие вопросы по поводу положения рук, ног, различных видов уборов
на голове.
Канонический образ Будды сложился в индийском искусстве к 4-му веку н.э.(эпоха Гуптов)и был принят везде, где получил
распространение буддизм. Изображения Будды строятся на представлении об идеальных пропорциях человеческого тела,
которыми обладал Сиддхартха Гаутама.
Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды
– УШНИША –
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует
– УРНА –
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.
В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:
СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда
Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.
Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ –
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза – САМАДХИ –
соответствует позе лотоса – символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.
Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ – санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.
АБХАЯ-МУДРА – жест бесстрашия –
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.
ВАРАДА-МУДРА – жест благодеяния –
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.
ДХАРМАЧАКРА-МУДРА – жест колеса дхармы –
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма – Будду, дхарму и сангху.
ДХЬЯНА-МУДРА – жест медиации –
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.
БХУМИСПАРША – МУДРА – жест касания земли –
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли – Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.
( из интернета )
Источники:
http://valteya.forum2x2.ru/t10815-topic
http://moi-tai.livejournal.com/84141.html
http://vk.com/wall-36280641_1348