Сколько лет строился собор святого петра. Памятник папе Пию VII

Собор Святого Петра

Все статьи из этого путешествия:

Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.

Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.

Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д’Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле, который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.

Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Памятник апостолу Андрею и список всех католических понтификов, похороненных в соборе.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.

Лестница на нижний ярус собора. Там расположены известные гроты Ватикана — огромный некрополь, где похоронены многие из понтификов.

Голубь — символ Святого духа. Опять же — работа Бернини.

Купол собора считается шедевром мировой архитектуры. Это творение Микеланджело возвышается над полом собора без малого на 120 метров.

Диаметр купола ровно на метр меньше купола Пантеона. С этим фактом связана интересная легенда. Микеланджело, восхищавшийся античной архитектурой, специально не стал умалять величие Пантеона и спроектировал свой купол чуть меньшим, несмотря на то, что Папский заказ подразумевал, что купол собора Святого Петра станет крупнейшим в мире.

Наверху расположена смотровая площадка.

Часть пути можно совершить на лифте, далее нужно довольно долго подниматься по лестнице, расположенной внутри купола.

Читать еще:  Когда возник протестантизм. Чем отличаются протестанты от православных

Немного видов сверху.

Ватиканские сады. На переднем плане — резиденция Римской Курии, главного административного органа Ватикана.

Ватиканские музеи. Про них будет отдельный пост.

Северные районы Рима. На переднем плане — Апостольский дворец, резиденция папы Римского.

Самое интересное направление — вид на старую часть Рима.

Можно разглядеть основные достопримечательности, про которые я уже рассказывал — Пантеон, монумент Витториано и дворец Сенаторов. Ну и конечно неисчислимые купола различных церквей и соборов.

Ну и самое последнее — открыточный вид на площадь Святого Петра. Обратите внимание на очередь — всё это желающие посетить собор. В центре площади — египетский обелиск, привезённый когда-то в Рим императором Калигулой и украшавший в былые времена цирк Нерона. Сегодня он является гномоном огромных солнечных часов.

На заднем плане, на берегу Тибра, — замок Святого Ангела. Хорошо видна крепостная стена, внутри которой прячется пассетто — тайный ход, соединяющий Ватикан с замком.

The show will go on!

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке , вКонтакте , в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS .

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube .

Все статьи из этого путешествия (25–29 апреля 2012):

2. Рим. Вместо вступления

4. Рим классический

5. Собор Святого Петра

6. Музеи Ватикана

11. Неаполь. Замок Сант-Эльмо

12. Неаполь. Археологический музей

Другие статьи про «Рим»

Бонус-трек: Грех не заехать или Все дороги ведут в Рим

Нежданное путешествие через Италию на край земли

Мальтийский Орден: Магистральная вилла и Магистральный дворец

Бессистемные блуждания по Риму. Часть 2

Бессистемные блуждания по Риму. Часть 1

Рим. Вместо вступления

Оставлено 11 комментариев, будьте следующим!

Собор Святого Петра

В эпоху античного Рима это место между Тибром и двумя холмами – Яникул и Ватикан, было занято цирком Нерона. Здесь принял мученическую смерть и был захоронен Апостол Петр. При папе Анаклете на этом месте была построена небольшая базилика-усыпальница.

В 324 году император Константин заменил скромную усыпальницу на базилику в стиле, характерном для раннехристианских церквей Рима. Завершенная в 349 году Констанцием, сыном Константина, эта базилика со временем значительно обогатилась за счет щедрых даров пап и богатых жертвователей. Именно здесь, в этой базилике Константина, Карл Великий в 800 году принял корону из рук папы Льва III, а вслед за ним здесь же были коронованы императоры Лотарь, Людовик II и Фридрих III.

Строительство нынешнего здания собора

Тысячу лет спустя после ее основания базилика Св.Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V, по совету Леона Баттисты Альберти, началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернардо Росселино. В самый разгар строительства, когда началось возведение новой кафедры, все работы были прекращены в связи со смертью папы Николая V. И только в 1506 году при папе Юлии II строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте (получившим титул мастера-разрушителя), который решил построить здание заново в современном классическом стиле: то есть здание должно было иметь в плане греческий крест, по образцу Пантеона. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, зодчие Фра Джокондо, Рафаэль, Джулиано да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом.

Вслед за Микеланджело здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали принципам, завещанным Микеланджело. Затем, при папе Павле V, было решено вновь перепланировать здание базилики, вернувшись к идее латинского креста. С этой целью архитектор Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада, ставшего предметом конкурса проектов, в котором одержал победу Мадерна. Работы были начаты им в 1607 году и завершены в 1612 году. Для строительства потребовались “целые горы травертина из карьеров Тиволи”.

Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя.

И, наконец, над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами – творение Микеланджело. По обеим сторонам его расположены два меньших купола, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.

Интерьер собора Святого Петра

После смерти Карло Мадерна, последовавшей в 1629 году, работу в соборе возглавил гениальный архитектор Лоренцо Бернини. Он придал собору ярко выраженную барочную окраску. Достаточно упомянуть декорировку центрального и боковых нефов, создание знаменитого бронзового балдахина (начатого в 1624 году и открытого в день Св.Петра в 1633 году), а также декорировку пилястров основания купола четырьмя огромными статуями и, наконец, возведение в глубине абсиды Кафедры Св.Петра, которая является одним из самых великолепных архитектурных достижений Бернини. Она включает в себя старинную деревянную кафедру, с которой, по легенде, проповедовал сам апостол Петр. Папа Александр VII, который финансировал работы по строительству этой кафедры, поручил также Бернини окончательное оформление площади Св.Петра. При папе Клименте Х архитектор выполнил по своему проекту киворий, имеющий форму небольшого круглого храма, который находится в Капелле Святого Причастия.

Читать еще:  Сонник к чему снится ждать ожидание во сне. Ожидание: к чему снится сон

По всему периметру Собора Св.Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна, особенно Капелла Пьеты, названная по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело – Пьета, которую молодой мастер изваял в 1499-1500 годы по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

Далее следуют Капелла Св.Себастьяна с надгробным памятником Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Св.Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, носивших имя Лев – II, III, IV и XII; Капелла Клементина, построенная по заказу папы Климента XIII архитектором Джакомо делла Порта, которая хранит останки Св.Григория Великого, а также останки самого архитектора; роскошная Капелла Хоров с золоченой отделкой, и наконец, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.

Собор Св.Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников: от прекрасной Пьеты Микеланджело до бронзовой статуи XIII века Св.Петра Благословляющего, почитаемой верующими; надгробный памятник папе Урбану VIII работы Бернини, а также надгробный памятник папе Павлу III работы Гульельмо делла Порта; гробницу, выполненную из бронзы Антонио Поллайоло для папы Иннокентия VIII, которая раньше находилась в старой базилике Св.Петра и памятник Стюартам работы Антонио Кановы.

К собору примыкает Музей истории Собора Св.Петра или Музей истории искусств, созданный Джованни Баттиста Джовенале. В нем находится Сокровищница Св.Петра – огромное наследие Церкви, которое удалось сохранить несмотря на повторявшиеся из века в век грабежи сарацинов, на жестокое разграбление Рима в 1527 году, а также конфискации, проходившие в наполеоновскую эпоху.

Площадь Святого Петра перед собором

Площадь Святого Петра приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Поразительны размеры площади (огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 м.) и ее планировка, осуществленная по гениальному проекту Лоренцо Бернини, придавшему площади с помощью монументальных боковых колоннад особое символическое значение.

Эти колоннады, расположенные полукругом вдоль коротких сторон площади, состоят из четырех параллельных рядов колонн тосканского и дорического ордера, образующих три внутренних прохода. Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй Святых. Здесь также представлен герб папы Александра VII, явившегося инициатором создания площади, в центре которой возвышается обелиск в окружении двух фонтанов.

Получивший в средние века название “игла” обелиск был привезен в Рим из Гелиополя императором Калигулой; Нерон установил его в своем цирке, место которого сейчас занимает Собор Св.Петра. В различные периоды реставраций и перепланировок площади “игла” стояла рядом с собором, и только в 1586 году она была установлена в центре площади архитектором Доменико Фонтана, использовавшим для этого сложную систему подъемных механизмов.

Другой архитектор, Карло Фонтана, который также принимал участие в реконструкции площади, был автором проекта левого фонтана (1677 год), парного к правому фонтану, созданному полвека раньше архитектором Карло Мадерна.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (St. Peter’s Basilica)

Собор Святого Петра — центр римской католической религии, является вторым по величине христианским храмом в мире. Это одна из самых почитаемых святынь и самый популярный объект поклонения паломников со всей Европы. Находится на Площади Святого Петра в Ватикане.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

В течение полутора столетий множество архитекторов принимали участи в строительстве собора Святого Петра, нередко в корне меняя замыслы своих предшественников. Несмотря на это, храм производит удивительно целостное впечатление, всей своей архитектурой и внутренним убранством излучая невероятное достоинство. Ансамбль собора и площади Св. Петра образуют великолепную сцену для выхода папы римского и репрезентации христианства.

Свести значение собора Святого Петра исключительно к его архитектурным достоинствам – значит позабыть о его статусе христианской святыни и той роли, которую он сыграл в судьбоносном повороте, ознаменовавшем новый этап развития западного искусства, архитектуры и культуры в целом. Этот храм – не просто историко-архитектурный памятник. В стенах главной святыни Римской католической церкви в полной мере проявили себя мировое искусство, история и духовное развитие.

Собор посвящен апостолу Петру, первому епископу Рима, преемниками которого считаются все папы римские. Вплоть до начала 1990-х гг., когда в Республике Кот-д’Ивуар была построена еще более крупная церковь, собор Святого Петра был самой большой христианской сакральной постройкой.

Время работы:
ежедн. 9.00 – 18.00;
вход бесплатный.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине – пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями – всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

Читать еще:  Троица как праздновать приметы. Заговоры, приметы и обряды на троицу

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем – да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет – за это время успело смениться 20 пап – от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Внутреннее убранство собора

Внутри собор Святого Петра потрясает своими масштабами: длина 186 м, высота в центральном нефе – 45 м, а с куполом – и все 119 м. В центре главного нефа напольные плиты содержат размеры самых значительных кафедральных соборов мира, позволяющие сопоставить их с размерами собора. На красной порфировой плите Главного портала, там, где находился прежний алтарь, папа Лев III в Рождество 800 г. возложил корону римского императора на голову Карла Великого. У четвертого столба справа – бронзовая статуя сидящего св. Петра (XIII в.), чья правая ступня отполирована поцелуями верующих.

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы. Здесь имеется 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери. Рядом имеются «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.

Купол собора

Двойной купол собора диаметром 42, 2 м над папским алтарем опирается на мощные столбы, а между ними в нишах стоят статуи св. Елены, св. Вероники, св. Лонгина и св. Андрея. На кольце купола латинская надпись: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи Царства Небесного». Над галереей внутри тамбура между двумя слоями купола лестницы ведут к фонарю, откуда открывается грандиозный вид на площадь Святого Петра, на Ватикан и Рим (вход в левом боковом нефе или справа в притворе).

Папский алтарь

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах – огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio – месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини – кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару – символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело – скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года ) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII – величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Ватиканские гроты

Ватиканские гроты (Sacre Grotte Vaticane), туда спускаются от колонн на пересечении продольного и поперечного нефов; они представляют собой крипту, построенную при возведении новой базилики. Тогда уровень пола был поднят на 3,5 м. Под Главным алтарем – рака со святыми мощами, здесь похоронены папы Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I. Эти гроты к немецкому кладбищу Ватикана, что слева от собора.

Одежда:

Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.

Источники:

http://kezling.ru/travels/italian-holiday/vatican-1/
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=931
http://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: