Сколько длится служба погребения плащаницы. Объяснение служб страстной седмицы и пасхи

Чин выноса плащаницы в Великую пятницу

В Великую пятницу в церкви совершается особое богослужение — Чин погребения плащаницы. Пасха (в этом году — 19 апреля 2020 года) – это светлый праздник, которому предшествуют весьма скорбные, трагические события, связанные со смертью Спасителя на кресте.

Произошло это в пятницу, которую также называют Страстной, подчеркивая страдания Христа, и великой, имея в виду важность этого дня. О том, как проходит Чин выноса Плащаницы в Великую пятницу, подробно рассказывается далее.

Почему пятница называется Страстной

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали Чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.

И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов. Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество. Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли.

Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).

А тем временем Иуда уже находился со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули: чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии.

Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.

Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти. Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде.

Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам. Но те уже крепко спали. Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой… (Евангелие от Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).

Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.

Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой.

А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф (совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии). Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и совершил обряд погребения (положил в каменную гробницу).

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа, ведь они помнили его обещание о том, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.

Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, ведь миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания. И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня.

Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его Светлой Пасхой – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

Читать еще:  Как жить со стрельцом мужчиной. Как вести себя с стрельцом мужчиной

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебряники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно. К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама неделя), например: Страстной четверг (он же чистый), Страстная пятница, Страстная суббота и т.п.

А еще дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве. Таким образом, страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужение Страстную в пятницу

Богослужение в Великую пятницу на Страстной седмице имеет несколько отличий от традиционных церковных служб.

Прежде всего, в этот день не совершается Литургия, поскольку именно в этот день распяли Христа, который сам стал жертвой во спасение всех грешников. К тому же основная служба уделяет внимание только страданиям и смерти Господа, который пролежал в гробнице два полных дня, а воскрес на третий (на Пасху).

Главная икона службы – плащаница. Она представляет собой ткань, на которой вышито изображение тела умершего Христа.

Как правило, плащаница представляет собой довольно плотную материю темного (черного) или темно-красного цвета (священники также облачаются в одежду траурных оттенков). Вокруг изображения вышиваются буквы с фразой о том, как Иосиф снял тело Господа с креста и похоронил его в гробнице.

Вся служба является благоговейным бдением перед гробом Христа, который и олицетворяет плащаница. По сути, это выражение скорби по умершему – своеобразная панихида в память о Спасителе, павшем жертвой несправедливого земного суда.

Ход службы следующий:

  1. Бдение начинается в обеденные часы; сначала поются погребальные тропари, затем псалом 118. В этом чтении заключен свой священный смысл: почтение Господа, сопричастность с его страданиями, а также прославление Святой Троицы.
  2. Затем происходит освящение храма, после чего провозглашается новость о женщинах, которые пришли к гробу.
  3. После этого, примерно в 15 часов по местному времени, осуществляется чин выноса плащаницы. Ведь именно в это время великой пятницы Христос умер, произнеся последние слова: «Отче, в руки твои предаю мой дух».
  4. Священнослужители берут плащаницу, подходя к ней с каждой стороны по три человека, после чего икона в торжественном крестном ходе обносится вокруг храма. За священниками следуют верующие. Они поют песнопение «Святый Боже».
  5. Плащаница вносится в храм, устанавливается посередине храма на небольшом возвышении, украшенном цветами. Таким образом, икона напоминает гроб, в котором лежит умерший Спаситель. Так она пробудет вплоть до вечера следующего дня.
  6. Теперь каждый верующий может подойти и поклониться иконе, а также поцеловать пронзенные места – руки и ноги. Так совершается чин погребения плащаницы в пятницу перед Пасхой (текст богослужения единый, читается на старославянском языке).
  7. На следующий день, в субботу вечером плащаницу уносят на алтарь, где она пробудет до самой Пасхи, т.е. до следующего дня.

Чин выноса и погребения Плащаницы в церкви: видео

Чин выноса и погребения плащаницы в Великую пятницу – это поистине особое богослужение, которое совершается только раз в году, и не похоже ни на какие другие службы. Увидеть это своими глазами стоит каждому верующему человеку.

Совершение чина выноса и погребения плащаницы в Великую пятницу имеет не только символическое, но и духовное значение.

Именно так священнослужители и верующие вспоминают о страданиях, страстях Христа, которые ему довелось пережить в последние дни своей жизни на земле. Плащаница в этом смысле выступает материальным образом, с помощью которого можно хорошо прочувствовать атмосферу того трагического дня.

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Читать еще:  Сонник глаза свои. Что значат глаза во сне

Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .

Вход Господень в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Страстная седмица

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.

Пятидесятница. День Святой Троицы

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

Что нужно знать о Страстной седмице, чтобы ничего не пропустить

  • Нажмите для просмотра изображения в полном размере. Версия для печати формата А1 – скачать (архив в формате .zip)

Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Читать еще:  Заговоры и приметы на 8 января. Народные обычаи и приметы дня

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря) скачать

(Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») скачать

Чертог Твой. Бортнянский Скачать

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…» В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

Страстные дни

Великий четверг

В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом.

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью. Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» – ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Источники:

http://zavedeno.com/prazdniki/paskha/strastnaya-pyatnitsa/chin-pogrebeniya-plashhanitsyi.html
http://pravoslavie.ru/105155.html
http://www.pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kalendar-4/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: