Сходства философии древней индии и древнего китая. Сходства и отличия китайской и индийской философии

Философия Древней Индии и Древнего Китая

Предпосылки расцвета философии в Древней Греции и особенности античной философии.

Основные этапы развития античной философии:

Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Философия шла на смену религиозно-мифологической картине мира и стремилась к рациональному осмыслению окружающей действительности и человека в ней.

Индийская философия – часть мировой философии, выражающая своеобразие национальной жизни, стиля мышления народов Индии.

Главные особенности индийской философии – это:

– автохтонность (возникновение на собственной культурной почве);

– самобытность (отсутствие влияния иноземных идей);

– традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений);

– религиозность (большинство философских учений представляли собой развитие религиозных вероучений);

– отношение к философии как к образу жизни;

– высокий общественный статус философии (философы были в основном брахманами, т.е. жрецами высшего сословия);

– принятие фактически всеми школами учения о карме и сансаре (бессмертии душ и их перерождении по законам воздаяния);

– этико-философская направленность учений.

Основные школы древнеиндийской философии различают по их отношению к Ведам – первым священным книгам Индии, в которых содержатся представления о едином и многосоставном мировом порядке (Легенда о Буруши), целостной духовной субстанции – первоосновы Вселенной (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о карме. К первой группе относятся ортодоксальные школы, признающие традиции Вед: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Синтезом основных идей ортодоксальных школ является индуизм, играющий важное значение в духовной жизни Индии с н. IX века до наших дней. Во вторую группу входят неортодоксальные школы, не признающие себя последователями Вед: джайнизм, локаята, аджавика, буддизм, буддизм.

Джайнизм утверждает, что жизнь Вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых состоит из периода улучшения и периода упадка. Джайнизм требует выполнения строгих аскетических правил для того, чтобы, разрушив карму, остановить процесс перерождений. В основе этики джайнизма лежит принцип ненасилия.

Материалистическая школа локаята признает бесполезность всех религиозных ритуалов и моральных предписаний. Человек должен взять от жизни как можно больше и добиться в ней счастья: «Если необходимо для счастья – бери масло в долг и ешь».

Учение аджавики напоминает взгляды Парменида – мир вечен и неподвижен, всякое изменение и движение – иллюзии. В мире существует безличный принцип, который определяет все до мельчайших деталей, в т.ч. и жизнь каждого человека.

Главным же достижением индийской религиозно-философской мысли, безусловно, является буддизм. Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Будды – Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. Отец Сиддхартхи Шуддходана был раджей полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка.

Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Его охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежности детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против самих основ мироздания, мятеж надысторического значения.

«И вот, – рассказывал Будда, – покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время, когда к Сиддхартхе пришло «просветление», ему шел тридцатый год. Учение Будды составило канонический свод буддизма – Трипитаку. Это слово обозначает на языке пали «три сосуда» (точнее три корзины).

В буддизме существуют несколько направлений: махаяна – «широкая колесница» (проповедует деятельный гуманизм) и хинаяна – «узкая колесница» (проповедует аскетический образ жизни).

Читать еще:  Сонник танцевать танго с женщиной. К чему снится танцевать? Какой танец вы видели во сне

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Мир непостоянен: в нем нет ничего устойчивого. Все преходяще и все есть становление.

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу. Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. В соответствии с учением о драхмах «поток сознательной жизни» индивидуума, в конечном счете, является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.

Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддистских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения», «заблудшего» сознания.

Первая из четырех «благородных истин» формулируется так: «В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение – страдание; расстройство здоровья – страдание; смерть – страдание; скорбь, горе, несчастье и отчаяние – страдание; союз с нелюбимым – страдание; разлука с любимым – страдание; неполучение страстно желаемого – страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) – страдание». «Вторая благородная истина» гласит, что источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества».

«Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них». В своем основном и главном значении палийское слово «ниббана» или санскритское «нирвана» означает «затухание», «угасание», «успокоение». Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения – страдания» кончаются. Если все в мире течет, то состояние нирваны как покоя есть приобщение к непроявленному бытию.

«Четвертая благородная истина» – практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно «срединным путем» или «благородным восьмеричным путем» спасения.

Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и медитации.

Буддизм – это первая по времени возникновения мировая религия, главной особенностью которой, пожалуй, является отсутствие самого Бога-творца.

Философия Древнего Китая характеризуется следующими специфическими чертами: автохтонность (возникновение на собственной культурной почве); самобытность (отсутствие влияния иноземных идей); традиционность (существование тысячелетиями без серьезных изменений); высокий общественный статус философии; внимание к государственной и социально-политической жизни; большая роль государственных и семейно-родовых ценностей (божественных характер происхождения власти императора).

Древнекитайские мудрецы осмысливали все явления жизни в круговой динамике чередования активности и пассивности, свертывания и развертывания, взаимодействия мужского и женского начал, света и тени – «инь» и «ян» в ритме, который образует основу динамической гармонии мира. Эта «естественная ритмика получила название Дао («путь») – верховный закон и конструктивный принцип мироздания. Считалось, что Небо – мир вечных добродетелей, содержащий в себе все прошлое, настоящее и будущее Поднебесной (мира, где живет человек).

VII – III вв. до н.э. – время расцвета и соперничества философских школ конфуцианства, даосизма, моистов, легистов и последователей натурфилософской концепции «инь-ян». Наиболее важными были даосизм и конфуцианство, которые породили два типа философствования: совершенномудрие Лао-цзы, основателя даосизма, с его методом недеяния и молчания, принципами природной простоты и аскетизма, и конфуцианский идеал благородного человека, в своей жизни ориентирующегося на гуманность и «ли» (правила, нормы общежития). Но объединяет их осуждение распада кровнородственных отношений, стремление к гармонии в Поднебесной.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал оригинальную этико-политическую систему идей самовоспитания и всеобщих правил нравственности. Он оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Более того, его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России.

Конфуций хотел убедить человека, что его спасение заключается в его собственном самосовершенствовании, в организации и управлении социальной жизнью. Он считал себя лишь транслятором родовых традиций. Все внимание он сосредоточил на взаимоотношениях людей. Чтобы сделать нравственность «домом» своего индивидуального бытия, надо «войти» в прошлое своего народа. В процессе учебы и приобщения к прошлому человек познает истину. Самовоспитание начинается с момента «сдерживания» каждым себя и почтительности к другому. Конфуций говорил: «Не делай другим, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Читать еще:  К чему снится дефекация. Видеть, как это случилось с другими

Идеальный правитель по Конфуцию должен быть справедливым, стремиться к добру, тогда и народ пойдет за ним, как «. склоняется трава вслед ветру». По словам Конфуция, на месте государя должен стоять человек, которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой, чтобы «. были рады те, что близко, и приходили те, что далеко».

Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: «Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным. Если же народ будет находиться в состоянии покоя, то государству не будут грозить никакие опасности». Но самое главное, по мнению Конфуция, это то, что народ должен верить своим «управляющим, иначе государству не устоять».

Позднее конфуцианство впитало в себя космологические идеи даосизма, идем буддизма, а с XIV в. оно становится в Китае государственной религией.

Рекомендуемая литература:

1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

3. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.1.

4. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983.

5. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М., 1997.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону,1994. Т. I.

7. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

8. Горелов А.А. Философия. М., «Юрайт-Издат», 2003.

9. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.

10. История китайской философии. М., 1989.

11. История философии в кратком изложении. М., 1991.

12. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация «Логос», 1998.

13. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1997.

14. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист. Филос. Очерки и портреты. М., 1991.

16. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

17. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

18. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

19. Таранов В. Философия изнутри. 70 мудрецов, философов, мыслителей. М., 1996, Т.1.

20. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Философия Древней Индии и Древнего Китая? краткий ответ пожалуйста))

2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э. , когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э. , когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.

3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:

– в проблеме мира и его познания;
– в проблеме взаимодействия человека и природы;
– в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
– прекрасного и безобразного;
– добра и зла
– справедливости и несправедливости;
– дружбы, товарищества;
– любви и ненависти;
– счастья, наслаждения и страдания и др.

4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии – это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений) .

Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм – это философия «йоги» , буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.

В философии Древнего Китая и Древней Индии используются традиционно философские категории:

– движение;
– противоположность;
– единство;
– материя;
– сознание;
– пространство;
– время;
– мир.

В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:

– как некая «помеха» душе;
– как некое субстанционное начало.

В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней Индии подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.

Читать еще:  К чему снится кромешная тьма за окном. К чему снится темнота на улице

Важнейшая проблема социальной философии – это проблема народа и правителя.

Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2010

Философия Древней Индии и Древнего Китая: сходства и отличия

Сходство: 1) борьба двух тенденций – консервативной и прогрессивной; 2) мотив уг­розы с севера – кочевые народы; 3) попытки сформулировать естественный закон; 4) равно­значность объектов: боги, природа, народ; 5) числовая символика; 6) цикличное движение времени; 7) поэзия и музыка – средства обретения духовной мудрости; 8) осуждение всех форм религиозного фанатизма; 9) возраст философии – более 2,5 тысяч лет.

Различия: 1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества; 2) от­сутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии; 3) обращенность китай­ской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия на­правлена на раскрытие духовного мира человека; 4) иероглифический характер китайской письменности – «пластичность» идей; 5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии; 6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам [2, с.103].

Особенности индийской философии: 1) интерес как к человеку, так и к целостности мира; 2) “Атман есть Брахман” (Атман – это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман – безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Атман и Брахман совпадают. Весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию земного. Достижение вечного Я – мокша; 3) представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Абсолютное бытие можно постигнуть интуицией (погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим, в результате человек совпадает с Богом, с абсолют­ным бытием); 4) мистичность; 5) сосредоточенность – одно из необходимых достоинств человека; 6) практика медитаций (сосредоточенных размышлений) ведет к состоя­нию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей. Йогами разработан спе­циальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

Индусы всегда относились к своим философам с почтением (одним из первых прези­дентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан).

Веданта – философская основа индуизма, влиятельная система древнеиндийской философии. Черты: 1) Вера в авторитет Вед; 2) Элитарность брахманов; 3) Идея переселения душ. Направления: Адвайта – веданта. Основатель – Шанкара (8-9 вв.); Вишишта – адвайта. Основатель – Раманунджа (11-12 вв.). Оба направления утверждают тождество Я и Бога; Двайта – веданта. Основатель – Мадхва (12-13 вв). Признают различия: Бога и души, Бога и материи, души и материи, части души, части материи [2, с.104].

Особенности китайской философии. К основным философским течениям древнего Китая относятся: 1) конфуцианство (VΙ-V в. до н.э.), этико – политическое учение. Принципы: 1. взаимность, 2. человеколюбие (культ предков, почитания родителей), 3. сдержанность и осторожность в поступках, 4. идея «мягкой» власти: осуждение экстремизма; 2) даосизм (основатель Лао-цзы). Источник – трак­таты «Даодэцзин». Принципы «Дао» (путь, универсальный мировой закон; первоначало мира) и «Дэ» (благодать свыше). Основные идеи: а) все взаимосвязано, б) материя едина, в) четыре начала: вода, земля, воздух, огонь, г) круговорот материи через противоре­чие, д) законы природы объективны; 3) легизм (ΙV-ΙΙΙ в. до н.э.).

Главный интерес – отношения между обществом и человеком, правителем и его под­чиненными. Первое место в размышлениях занимает этика. Пристальное внимание уде­лено единству мира. Введены представления тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). Тянь – безличная, сознательная, высшая сила. Дао – закон изменения вещей, вызываемого этой силой. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его уни­версальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от лич­ных стремлений, почувствовать дао. Соблюдать дао – это означает, по Конфуцию, быть совершенным мужем, для которого харак­терны пять добродетелей: жэнь – человечность, чжи – мудрость, интеллект; и – следо­вание этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье и на службе; ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей.

Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Он оказал большое влияние на китайскую историю.

Литература

1. Канке В.А. Основные этапы философии. 2001. http://lib.rin.ru/doc/i/16305p.html

2. Романов И.Н. Философия. Исследования – тексты – схемы – таблицы – упражнения – тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. – М.: Педагогическое общество Рос­сии, 2003. – 352 с.

3. Стрюковский В.И. Курс философии в схемах / В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. – 192 с.

Источники:

http://studopedia.ru/1_110760_filosofiya-drevney-indii-i-drevnego-kitaya.html
http://otvet.mail.ru/question/91509201
http://scienceforum.ru/2010/39/669

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: