Сергий Радонежский — печальник земли Русской. Великий печальник земли русской преподобный сергий радонежский

Сергий Радонежский — печальник земли Русской. Великий печальник земли русской преподобный сергий радонежский

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский. Миниатюра из лицевого «Жития». Конец XVI в.

Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешкам от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.

Однажды отец послал его в поле привести лошадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошел к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошел своих братьев и сверстников. Описанный эпизод из детства преподобного Сергия запечатлен на картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

Без лености братиям, как купленый раб, служил: и дрова на всех рубил, и, жито намолотив, на жерновах молол, и хлебы пек, и варево варил, и прочую пищу, братии необходимую, устраивал; обувь и порты кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах носил в гору и каждому приносил в келию.

Из «Жития преподобного Сергия», составленного Епифанием

Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена монголо-татарского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы. Ныне этот монастырь известен всему миру как Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель до сего дня является сердцем церковной жизни и величайшей сокровищницей православной культуры России. «Чтобы понять Россию, — писал священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, „чудного старца”, святого Сергия».

Игумен Троице-Сергиева монастыря Дионисий вручает воину патриотическую грамоту. Картина М.И. Скотти. XIX в.

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «печальник»? «Печаловаться» в переводе с церковнославянского языка значит ‘ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого’. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.

Искреннюю любовь и уважение питал к святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Осада Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Картина С.Д. Милорадовича. 1894 г.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Трудами и подвигами братства монастырей, основанных учениками и воспитанниками «школы» Преподобного, создавалась богатейшая письменная культура Средневековой Руси, распространялось христианское просвещение во вновь освоенных землях.

Б.М. Клосс. «Житие Сергия Радонежского»

Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Святой Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания, и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Фелонь (риза) преподобного Сергия

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Не случайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Единодушие и братолюбие сынов и дочерей Руси стали залогом освобождения от монголо-татарского ига.

В Смутное время в начале XVII в., по словам историка К.К. Случевского, «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам» [1] . Организуя освободительное движение, лаврский игумен Дионисий «писцов борзых и доброумных у себя имея, работая с ними по ночам, писал грамоты поучительные и во все города их посылал». Около 16 месяцев (1608–1610) две с половиной тысячи защитников Лавры сопротивлялись двадцатитысячному войску Лжедмитрия II и польского воеводы Яна Сапеги. К концу осады, по свидетельствам летописателей, оставалось только двести человек, способных носить оружие, но Лавра выстояла!

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

Келарь (помощник игумена) Троице-Сергиевой Лавры, известный писатель своего времени Авраамий Палицын (ум. 1626) был одним из руководителей освободительного движения. Он лично ездил к князю Пожарскому, убеждая его двинуться на освобождение Москвы. Казна и продовольственные запасы Лавры были полностью предоставлены на нужды народного ополчения. Именно отсюда, от стен Лавры, как когда-то князь Дмитрий Донской, уходили ополченцы на Москву, каждый получая благословение игумена. Роль Лавры в деле освобождения Руси от поляков была оценена современниками и потомками: именно Авраамию Палицыну было доверено торжественно объявить народу на Красной площади об избрании нового царя — Михаила Романова. Император Александр I в Манифесте, объявлявшем начало Отечественной войны 1812 года, назвал имя келаря Авраамия Палицына в одном ряду с Мининым и Пожарским как пример самоотверженного служения Родине.

Примером своей святой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений, за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа.

Читать еще:  Темный дворецкий сколько. Темный дворецкий (сериал)

«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»

«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительных центров России: «Бесчисленные поколения русских святых, бывших преподобного Сергия именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать, русскую идею в ее целом…» [2] .

Рака с мощами преподобного Сергия. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

В Лавре многие годы трудился преподобный Максим Грек, «Максим чудный философ», как называли его древние авторы, — один из образованнейших людей эпохи, долгие годы перед этим живший в культурной столице Европы — Флоренции — и лично общавшийся с известнейшими философами и художниками Возрождения. Его книги, как и множество других, в Лавре переписывали и рассылали «в монастыри многие, паче же в соборные храмы». По словам древнего автора, «у Живоначальной Троицы в Чудотворцеве Сергиеве обители книгами исполнено» — библиотека Лавры к XVIII веку насчитывала более тысячи рукописей. Это было одно из крупнейших рукописных собраний в России! В основу духовного чтения братии преподобным Сергием были избраны творения преподобного Иоанна Лествичника и Аввы Дорофея [3] .

И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться ее главной святыне — мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.

ВОПРОСЫ

Почему преподобного Сергия Радонежского называют «Печальником Земли Русской»?

Почему В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа»?

Расскажите о роли Троице-Сергивой Лавры в Смутное время.

ЛИТЕРАТУРА

Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. (22<Хрестоматия>).

Житие преподобного Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева.– М.: «Художественная литература», 1981.

Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста / Сост. Н.В. Давыдова.– М.: «МИРОС», 1993.

Священник Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: Ист.-биогр. альманах. Т.16: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева.– М.: «Молодая гвардия», 1990, с. 396–410. (90<Библиотека>).

Преподобный Сергий Радонежский: Альбом / Автор-сост. и фотохудожник В. Корнюшин.– М.: «Родина», 1992.

Сноски

Случевский К.К. Государственное значение святого Сергия и Троице-Сергиевой Лавры.– М., 1892, с. 35. [Вернуться в текст]

Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей. Т. 16.– М., 1990, с. 408. (90<Библиотека>). [Вернуться в текст]

Азбука духовной жизни.– М., 2001, с. 4. [Вернуться в текст]

Православная Гимназия

Вы здесь

  1. Главная
  2. » Наш храм
  3. » Сергий Радонежский — печальник Русской земли

Сергий Радонежский — печальник Русской земли

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского. Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешкам от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.

Однажды отец послал его в поле привести лощадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошел к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошел своих братьев и сверстников. Описанный эпизод из детства преподобного Сергия запечатлен на картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена татаро-монгольского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы. Ныне этот монастырь известен всему миру как Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель до сего дня является сердцем церковной жизни и величайшей сокровищницей православной культуры России.

«Чтобы понять Россию, — писал священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца», святого Сергия».

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «Печальник»?

«Печаловаться» — в переводе с церковнославянского языка значит ‘ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого’. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.

Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Святой Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Неслучайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Единодушие и братолюбие сынов и дочерей Руси стали залогом освобождения от татаро-монгольского ига.

В Смутное время начала XVII в., по словам историка К.К. Случевского, «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам»1. Организовывая освободительное движение, лаврский игумен Дионисий «писцов борзых и доброумных у себя имея, работая с ними по ночам, писал грамоты поучительные и во все города их посылал». Около 16 месяцев (1608 – 1610 гг.) две с половиной тысячи защитников Лавры сопротивлялись двадцатитысячному войску Лжедмитрия II и польского воеводы Яна Сапеги. К концу осады, по свидетельствам летописателей, оставалось только двести человек, способных носить оружие, но Лавра выстояла!

Читать еще:  Когда принял крещение председательствующий первого собора. История церкви

Келарь (помощник игумена) Троице-Сергиевой Лавры, известный писатель своего времени, Авраамий Палицын (ум. 1626), был одним из руководителей освободительного движения. Он лично ездил к князю Пожарскому, убеждая его двинуться на освобождение Москвы. Казна и продовольственные запасы Лавры была полностью предоставлены на нужды народного ополчения. Именно отсюда, от стен Лавры, как когда-то князь Дмитрий Донской, уходили ополченцы на Москву, каждый получая благословение игумена. Роль Лавры в деле освобождения Руси от поляков была оценена современниками и потомками: именно Авраамию Палицыну было доверено торжественно объявить народу на Красной площади об избрании нового царя — Михаила Романова. В одном ряду с Мининым и Пожарским в качестве примера самоотверженного служения Родине император Александр I в Манифесте, объявлявшем начало Отечественной войны 1812 года, назвал имя келаря Авраамия Палицына.

«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительных центров России: «Бесчисленные поколения русских святых, бывших преподобного Сергия именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать, русскую идею в ее целом. ». (Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей. Т. 16.— М., 1990, с. 408.)

В Лавре многие годы трудился преподобный Максим Грек, «Максим чудный философ», как называли его древние авторы,— один из образованнейших людей эпохи, долгие годы перед этим живший в культурной столице Европы — Флоренции и лично общавшийся с известнейшими философами и художниками Возрождения. Его книги, как и множество других, в Лавре переписывали и рассылали «в монастыри многие, паче же в соборные храмы». По словам древнего автора, «у Живоначальной Троицы в Чудотворцеве Сергиеве обители книгами исполнено» — библиотека Лавры к XVIII веку насчитывала более тысячи рукописей. Это было одно из крупнейших рукописных собраний в России! В основу духовного чтения братии преподобным Сергием были избраны творения преподобного Иоанна Лествичника и Аввы Дорофея. (Азбука духовной жизни.— М., 2001.)

И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться ее главной святыне — мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.

Самый почитаемый святой Земли Русской Сергий Радонежский

СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ

СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

© Виолетта Баша, еженедельник «Моя семья»

В 1380 году увидел князь Дмитрий несметное войско хана Мамая. И дрогнула его душа, хоть и помнил слова Преподобного Сергия: “Ты победишь и в свое отечество с великой честью вернешься”. Тут гонец от старца прискакал и молвил: “Смело вступай в бой, обязательно поможет тебе Бог”. Немало русских воинов полегло, но пришла победа, ставшая прологом будущего величия России.

Сергий Радонежский родился в 1314 году, когда родина изнемогала под игом Орды. Жил скромно в трудах и молитве, но сделал столько, что нет на Руси более почитаемого святого. Его роль в объединении земель русских бесценна. Сергий Радонежский был канонизирован в 1452 году как печальник, молитвенник и защитник Святой Руси. И по сей день у его мощей совершаются чудеса, а однажды паломники видели, как явился сам Сергий и благословил их.

Простые истины

Каким был этот человек, более шести веков почитаемый на Руси, как никто другой? В летописях говорится, что имел нрав смиренный, был милостивым, добрым, целомудренным, любил нищих и странников. О его отношении к людям сказано: “Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел”. Любить ближнего, помогать слабому – простые истины? Много ли в наше время доброты и сострадания?

Трижды прокричавший в утробе матери

Преподобный Сергий родился в 1314 году в семье богатого и почитаемого боярина Кирилла, обладавшего большим имением неподалеку от Ростова Великого, и его жены Марии. Еще до его рождения свершилось чудо. Однажды Мария вошла в церковь. Когда приступили к чтению Евангелия, младенец прокричал в утробе матери. Перед тем, как прозвучала херувимская песнь, младенец прокричал второй раз. Когда иерей возгласил: “Внемлем святая святых!” – младенец в третий раз закричал.
На сороковой день после рождения родители принесли ребенка в церковь. Иерей окрестил его Варфоломеем. Родители рассказали, как их сын в церкви три раза прокричал. Иерей ответил: “Радуйтесь, будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы”.

И свершилось чудо

Братья Варфоломея Стефан и Петр быстро выучили грамоту, а Варфоломею она не давалась. Он молился: “Господи! Вразуми меня”. Как-то отец послал мальчика искать скот в поле, тот неожиданно увидел молящегося под дубом старца. Старец спросил: “Что хочешь, чадо?”. Варфоломей сказал: “Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться”. Старец ответил: “О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание”. Вернувшись, Варфоломей увидел, что знает грамоту.
Состоятельный боярин Кирилл из-за даней Орде к концу жизни обнищал. Когда княжение Ростовское отошло к Москве, Кирилл переселился в Радонеж под покровительство московского князя. Стефан и Петр женились, а Варфоломей захотел стать иноком. После смерти жены Стефан ушел в монастырь Покрова пресвятой Богородицы в Хотькове. Придя к нему, Варфоломей уговорил брата пойти искать пустынное место. Похоронив родителей в Покровском монастыре, братья удалились в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него нашли место для обители. Помолившись, они начали рубить лес и носить бревна. Соорудили келью. На холме, омываемом речкой Кончурой, построили церковь и освятили ее во имя святой Троицы. Не выдержав лишений, Стефан ушел в Москву, в монастырь Святого Богоявления, а Варфоломей вскоре был пострижен с именем Сергий.

Косолапый попрошайка

В глухой чаще один медведь завел привычку приходить к Преподобному. Сергий, сочувствуя оголодавшему, клал кусок хлеба на пень. Иногда хлеба не хватало, и косолапый, не найдя его, долго слонялся около хижины. Если у монаха была лишь маленькая корочка, он делил ее на двоих. Бывало Сергий отдавал последний кусок истощавшему зверю. Несмотря на лишения, Сергий благодарил Бога, и Господь послал ему помощников: святого стали навещать монахи. Известно, что первых отшельников было не более двенадцати. Каждый построил келью и стал жить, подражая блаженному. Сам святой четыре кельи построил, дрова из леса носил и, наколов, разносил по кельям, хлеб пек, обувь и одежду шил, воду в ведрах в гору носил и каждому у кельи ставил. Жизнь здесь была суровой: посты, жажда, бдение. Одежду носили бедную. Главным условием были чистота душевная, молчание, смирение и всеобъемлющая любовь. История сохранила несколько имен: старец Василий Сухой с верховьев Дубны, монах Иаков Якута, дьякон Анисим. Когда кельи были ограждены тыном, у ворот поставили привратника, а вокруг церкви развели огород.

Читать еще:  Любовный гороскоп на июль для льва.

Игумен обители милосердия

Сергий менее всего хотел становиться руководителем, но монахи умоляли, чтобы он стал игуменом и Сергий возглавил обитель. Игумен Сергий трудился больше всех. После вечерни обходил кельи, зная, что у кого на душе. Если слышал, что кто-то молится или работает, за тех радовался. Если слышал смех – стучал в окно и отходил. Праздные беседы прекращались. Утром приходил на церковное пение раньше всех, на службе никогда к стене не прислонялся. Монастырь увеличивался, люди издалека шли к Сергию.
Лет через пятнадцать, во времена князя Ивана Великого, начали появляться вблизи монастыря села. Монахи никогда у мирян ничего не просили, но люди приносили кто что мог. Сергий раздавал все беднякам. Те, кто нуждались, получали приют, одежду, еду. Завещая поддерживать традицию, Сергий говорил: “Если эту заповедь будете хранить, и после ухода моего из жизни этой обитель моя весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять”. Эта традиция и по сей день соблюдается.

Случай с крестьянином

Как-то пришел в монастырь один крестьянин. Стал спрашивать, где ему увидеть старца. Монахи ответили, что Преподобный копает в огороде. Крестьянин на огороде увидел человека в бедной одежде и рассказал ему, что шел издалека, чтобы встретиться со старцем, а, видать, так и уйдет без благословения. Старец отвечал, что отсюда никто не уходит без утешения. Крестьянин продолжал просить у монахов встречи со старцем. Те указали ему на “нищего” со словами: “Вот тот, кого ты хочешь видеть”. Крестьянин решил, что над ним смеются. Монахи хотели прогнать крестьянина за то, что он не поклонился старцу, но Сергий не разрешил, поклонился ему до земли, по-христиански поцеловал и благословил, не называя себя. Позднее, когда к Сергию приехал князь и заговорил со старцем, крестьянин узнал “нищего”.

Собиратель земель русских

Много бед принесла народу вражда князей. Второе столетие страна страдала от набегов татар. Вместо того чтобы объединиться, удельные князья шли войной друг на друга. В Библии сказано: “Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими”. Враг Москвы, рязанский князь Олег собирался выступить против московского князя Дмитрия, когда узнал, что уважаемый им старец Сергий благословил московское воинство. А когда угодник пришел в Рязань, прошагав сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких слов старца и заключил с Димитрием мир.

Куликово поле

В 1380 году ордынский князь Мамай собрал огромное войско для набега на Русь. Народ охватила паника. Великий князь Дмитрий, веривший в пророческую силу старца, спросил его, идти ли ему против Мамая. Святой благословил его: “Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься”. Дмитрий обещал: “Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери”. Вдохновленный, Дмитрий выступил против Мамая. Из-за горизонта на Куликово поле надвигались несметные полчища. Князь остановился в сомнении, предчувствуя гибель своих воинов. Многих охватил страх. Никогда прежде Русь не одолевала столь сильного врага. В тот момент, когда дрогнуло сердце Дмитрия, на поле брани появился гонец с посланием от святого: “Без сомнения смело вступай в бой, нисколько не устрашаясь. Обязательно поможет тебе Бог”. Дмитрий почувствовал решимость и молвил: “Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени”. Многие пали в том бою, но пришла победа. Дмитрий пришел к Сергию с благодарностью и внес большой вклад в монастырь. Все время сражения простоял старец в молитве, а потом поименно поминал убитых.

Свет неугасимый

25 сентября 1392 года светлая душа Сергия вознеслась к Богу, чтобы золотой строкой остаться в истории России. В одном из пророчеств Преподобный предсказал, что обитель будет сожжена, но восстановлена из пепла. Так и случилось. Во время нашествия татарского хана Едигея на Москву в 1408-м году Троицкая обитель была сожжена, однако игумен Никон, возглавивший ее после смерти святого, восстановил монастырь. В трех верстах от Ростова Ярославской области на берегу Ишны, на месте имения боярина Кирилла и Марии расположен Троицко-Варницкий монастырь. Четвертая часть всех русских монастырей связана с именем Сергия Радонежского, основана им или его учениками.

Километрах в 70-ти от Москвы есть светлое в своей не сиюминутной тишине место – Сергиев Посад. Троице-Сергиевский мужской монастырь имеет статус Лавры и является резиденцией Патриарха Всея Руси. В Троицком соборе Лавры находятся Святые Мощи основателя монастыря Сергия Радонежского. И по сей день творятся здесь чудеса. Как-то больную падучей девочку приложили – сразу болезнь с нее спала. Ходить не могла, а тут сама спустилась по ступенькам. У одной женщины сильно болели ноги. Врачи сказали, что болезнь неизлечима, а у мощей она исцелилась и пошла. Подобных исцелений множество. Рассказывают, что монахи меняют тапочки Преподобному – изнашиваются они, потому что святой ходит по Лавре. Поговаривают, что Преподобный Сергий иногда сам благословляет пришедших. Известно о чудотворной силе иконы Святой Живоначальной Троицы Андрея Рублева в Троицком соборе, которая способна исполнить все просьбы, однако, помысли должны быть чисты. Одна девушка рассказывала, что молилась перед этой иконой о суженом, и вскоре вышла замуж на семинариста.

Километрах в тридцати отсюда бьют три чудотворных ключа. По легенде ударил Сергий посохом о землю и забили родники. Больные в них исцеляются. Не ищите указатель – его нет. Да и не нужен он. Не зарастает к ним тропа народная.

Муз. фон — Отец Роман, «Русь называют Святой»

Источники:

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p26.html
http://orthgymn.ru/church/prep_sergij
http://www.chitalnya.ru/work/7614/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector