Сергий Радонежский: история и традиции дня величайшего русского подвижника.

Роль основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского как духовного посредника в диалоге культур древней Руси и Византии

Особое место в культурном наследии прошлого принадлежит православным монастырям, в частности Троицкому монастырю, который впоследствии получил название Троице-Сергиевой лавры. В течение многих веков русский народ неизменно искал моральную опору и поддержку у своих праведников, проводивших жизнь в уединенных обителях, где складывалась основа его самосознания и духовной культуры. Средневековая монастырская культура Руси XIV-XV вв. представляет собой многогранное и многоплановое явление. Ее изучение в современной социокультурной ситуации, отмеченной глубоким кризисом ценностных оснований, вторжением чуждых духовно-культурных компонентов, представляется весьма актуальным, требует широких философских и культурологических обобщений.

Здесь, в центре Московской Руси, соединились византийская и русская традиции и вызвали к жизни много нового, неповторимого. Тихая в прошлом обитель стала Великой лаврой. С ней связывались нити духовного, историко-культурного и хозяйственного развития страны.

В первых десятилетиях XIV в., когда русские княжества постепенно оправляются от разорения, разнообразные взаимоотношения их с византийским миром, в том числе и культурные, восстанавливаются. Нужно было время, чтобы русские земли, утратившие в XIII в. интенсивность роста, снова набрали силу, а русское искусство, с его прерванными традициями вследствие гибели огромного числа памятников, стало бы снова развиваться параллельно византийскому.

Троице-Сергиев монастырь в конце XIV – начале XV в. становится центром духовно-культурного возрождения Руси, центром русско-византийского культурного общения и появляется на Руси в период византийского и афонского духовного возрождения. Будучи средоточением русско-византийского взаимодействия, исихаст-ских традиций, он вырабатывает уникальные культурные формы, воплощенные в национальной духовности.

Развитие русско-византийских отношений в XIV в. теснейшим образом связано с личностью и деятельностью основателя Троицкого монастыря – Сергия Радонежского (в миру Варфоломей Кириллович, 1314-1392).

Исследователи этого периода в древнерусской культуре, будь то историки восточно-христианской церкви, философы, источниковеды, сходятся в своих содержательных оценках роли Сергия как духовного посредника в диалоге культур Древней Руси и Византии.

Епифаний также рассматривает исихастическое состояние «исступления ума», в котором находился Сергий при явлении Богородицы. Состояние «исступления ума», в котором пребывал Сергий при явлении Богородицы, рассматривалось в византийской традиции как венец религиозного воодушевления. Так, Григорий Синаит писал в «Главах о заповедях»: «Изумление есть чистое и всецелое простертие ума к сущей во Свете беспредельной силе. Исступление же есть не только душевных сил к небу восхищение, но и выступление за пределы самого чувства» [10] .

В византийской исихастической литературе обнаруживаются и параллели такому психосоматическому признаку экстатического состояния, как отмеченное Епифани- ем «цветение образа» Сергия. Признак этот считался в традиции весьма важным. Григорий Синаит, по словам его биографа, увидев радостное лицо своего наставника, «спросил его о причине такого явления». На это последовал ответ, что у человека, испытывающего общение с Богом, «сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно», и дальше: «сердцу веселящесу, лице цветет» [11] .

Читать еще:  Знаки Зодиака: страхи и комплексы.

Епифаний характеризует и социально- этические средства, снискавшие Сергию Божественную благодать: наряду с молитвой это практика добрых дел. Значение, отводимое Епифанием добродеянию в снискании Божественной благодати, в свою очередь, лежит в русле византийских представлений: «И приближался Ему (воск Богу) доброты ради дел своих и протязая блюдение своего сердца благости Его» [12] .

Очень важным вопросом в раскрытии византийского влияния на древнерусскую культуру XIV-XV вв. является проблема введения общежительного монастырского устава. В монастырях Греции и ряда славянских стран в XIII-XIV вв. функционировал один и тот же устав – Общежительный устав. На церковно-славянский язык этот документ был переведен архиепископом Сербским Никодимом в начале XIV в.

На Руси его ввел в своем монастыре именно Сергий Радонежский, по совету патриарха Филофея, после устроения им общежития. Устав Иерусалимский был утвержден для русских монастырей митрополитом Киприаном.

В «Житии Сергия Радонежского» сюжет о введении общежительного устава излагается следующим образом: «. однажды пришли греки из Константинополя, патриархом посланные к святому. Они поклонились ему, говоря: «Вселенский патриарх Константинопольский, владыка Филофей благословляет тебя». Также от патриарха подарки они передали ему: крест, и параманд, и схиму; затем и послание отдали ему. С этого времени устанавливается в обители святого общежительство. Так как все это чудесный отец хорошо устроил, число учеников умножалось» [13] .


Преподобный Сергий Радонежский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Реальную возможность осуществления этого идеала в равной степени ощутили и светские власти, и представители образованного монашества, и носители бесписьменной культурной традиции. Только благодаря совместным усилиям Церкви, русской воинской аристократии и народа была спасена древнерусская культура и для страны открывались новые перспективы развития национальной государственности.

Сергий Радонежский: история и традиции дня величайшего русского подвижника

Сегодня отмечается праздник обретения его мощей

18.07.2018 в 11:22, просмотров: 4411

Сегодня православные верующие вспоминают преподобного Сергия Радонежского — христианского святого, основавшего Троице-Сергиевую лавру. Христиане считают его величайшим подвижником земли Русской, а также духовным собирателем русского народа и покровителем учащихся.

О жизни преподобного Сергия (в миру Варфоломея Кирилловича) известно, в первую очередь, из жития, составленного его учеником Епифанием Премудрым. В нем содержится не слишком много информации о детстве святого, однако сообщается, что грамота ему давалась значительно хуже, чем двум его братьям. Как следует из жития, все изменилось после того, как Варфоломей встретил таинственного старца, который помолился за него, дал ребенку кусок просфоры (хлеба, употребляемого в православных богослужениях) и пообещал, что вскоре тот будет знать грамоту лучше своих братьев. Вскоре так и произошло, говорится в житии.

Читать еще:  Астрология уран в 9 доме. Планеты в девятом доме

Предполагается, что Сергий Радонежский основал Троице-Сергиевую лавру в 1342 году. До этого он принял постриг и у него стали появляться ученики. Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей, и до сорока монастырей было основано его учениками и духовными чадами.

Православные особо отмечают талант Сергия Радонежского к улаживанию споров. Предполагается, что именно это умение позволило ему примирить враждующих между собой князей, способствуя объединению Руси в преддверии Куликовской битвы.

Согласно житию, при жизни Сергий Радонежский совершил множество чудес, а некоторые чудеса произошли и после его смерти. В 2014 году патриарх Кирилл в интервью призвал искать смысл описанных чудес не в «самом факте нарушения законов природы», а видеть в них нечто иное. «главное чудо преподобного Сергия — он сам», — подчеркнул тогда патриарх.

28 июля является одним из дней памяти святого, поскольку 5 июля 1422 года, по свидетельству агиографа Пахомия Логофета, были обретены нетленными его мощи, а 18 июля по григорианскому календарю соответствует 5 июля по юлианскому.

Сергий Радонежский почитается не только в православии, но также в старообрядчестве, католичестве и церквах англиканского сообщества. Имя преподобного Сергия было включено в богослужебный календарь римско-католической церкви с 1969 года. Дни памяти святого у православных, старообрядцев и восточных католиков приходятся на 8 октября (день его кончины) и на 18 июля, день обретения мощей. Западные католики и протестанты, принадлежащие к англиканскому сообществу, вспоминают Сергия Радонежского 25 сентября.

На 18 июля также приходится день памяти Афанасия Афонского — византийского монаха, основавшего первый и главный монастырь на Святой горе Афон, Великую Лавру. У славян этот день был также известен как Месяцев праздник и во время него было принято смотреть на небо — если месяц то прятался за облаками, то показывался из-за них, это сулило хороший урожай, если же был виден хорошо — сухую и теплую осень.

Преподобный Сергий Радонежский: подвижник земли русской

На картине Михаила Нестерова на фоне среднерусского пейзажа мальчик, сложив руки в молитве, с надеждой взирает на старца в тёмном одеянии. Это отрок Варфоломей, отправившийся за лошадьми в поле, встретил ангела. Художник изобразил переломный момент в жизни отрока, который вскоре из Варфоломея станет Сергием. Преподобным Сергием Радонежским.

Образ великого русского подвижника был близок Нестерову духовной чистотой и высокой нравственностью. Именно в нём искал покоя своим переживаниям художник после большой личной трагедии. И «Видение отроку Варфоломею» стало самым знаковым из всех полотен этой серии художника.

Сергий Радонежский жил в то время, когда накопился опыт русского подвижничества, и уже не требовалось слепо подражать, например, византийскому, можно и нужно было развивать своё. И преподобный стал, наверное, первым, кто пошёл по этому пути. Прежде всего, он не согласился с постулатом, что царствия небесного достойны только иноки. «Спасутся все добрые», — говорил святой. Кроме того, Церковь впервые устами Сергия призвала бороться с захватчиками.

Читать еще:  Апостол на успение божией матери. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы

О жизни преподобного мы знаем из рассказа Епифания Премудрого, написанного им в начале пятнадцатого века. Родился Варфоломей в семье обедневшего боярина, вынужденного из Ростова перебраться в Радонеж. Когда мальчику исполнилось семь, его отдали в школу, но учёба ему давалась с большим трудом.

Однажды, отправившись в поле по наказу отца, Варфоломей встретил молящегося старца и рассказал ему то, что его волновало, — признался, что хочет быть грамотным, но не получается. Старик помолился и дал отроку кусочек просфоры. С тех пор мальчик успешно постигал науки, но был при этом тихим и молчаливым, много молился.

И постепенно у него вызрело решение уйти от мира. Родители не были против, тем более что и сами приняли постриг. Монахом стал и старший брат Варфоломея Стефан, а следом и он сам. Вскоре братья покинули стены монастыря, чтобы уединиться в лесу. Там они построили небольшую церковь во имя Троицы, а сами жили рядом в шалаше в непрестанной молитве.

Вскоре о подвижниках прознали люди, и вокруг братьев начали собираться такие же желающие святой жизни иноки. Постепенно в лесу вырос монастырь, игуменом которого стал Сергий. Но он не был руководителем в обычном представлении: как рассказывает «Житие», своим братьям он был «точно купленный раб» — помогал строить кельи, трудился наравне с другими, носил дряхлую одежду, питаясь хлебом да водой. Преподобный отличался кротким нравом и именно этим умягчал даже самые грубые сердца, призывая к покаянию и примирению.

Сергий Радонежский возродил введённый ещё Феодосием Печерским, но забытый после его смерти, общежительный устав. Он запретил монахам иметь личное имущество и таким образом разделяться на богатых и бедных. Всё имущество становилось монастырским, то есть общим.

Знаем мы и о том, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву и даже дал двух монахов — Пересвета и Ослябю. Однако современные исследователи, склонны сомневаться в этом факте.

Дело в том, что подробный рассказ об этом событии дошёл до нас только в одном источнике — «Сказании о Мамаевом побоище». Ни в летописях, ни в других документах этого периода упоминаний о благословении нет. Да и само «Сказание» было написано лет на сто позже битвы. Передаёт ли оно настоящие факты или в нём уже присутствует художественный вымысел? Исследователи сомневаются…

Преподобный дожил до глубокой старости и, предчувствуя скорую смерть, поставил в монастыре игуменом своего ученика. Умер Сергий в 1392 году и очень скоро был канонизирован: ещё были живы те, кто знал его лично. Ни до, ни после такого больше не было.

Источники:

http://stsl.ru/news/all/rol-osnovatelya-troitse-sergieva-monastyrya-sergiya-radonezhskogo-kak-dukhovnogo-posrednika-v-dialog
http://www.mk.ru/social/2018/07/18/sergiy-radonezhskiy-istoriya-i-tradicii-dnya-velichayshego-russkogo-podvizhnika.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a2bfeabc5feaff1c5c05d63/5d62100c06cc4600ae1a4af0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: