Себе на благо ибо на. Размышления над Евангелием от Матфея

Себе на благо ибо на. Размышления над Евангелием от Матфея

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Этот отрывок является одним из самых важных во всех четырех евангелиях. Он небольшой, но содержит множество ценных истин. Дарует же нам Бог очи видеть и сердце ощущать всю их значимость!

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что хорошо иметь ум, как у ребенка, который всему хочет научиться . Наш Господь говорит Своему Отцу: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Не следует даже пытаться объяснить, почему одни принимают Евангелие и верят в него, а другие нет. Всевластие Божие — это огромная тайна, его нельзя постичь. Но все же об одном мы должны помнить всегда: Евангелие сокрыто от людей, «которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою», и открыто тем, которые обладают смирением, простодушием и желанием учиться. Вспомним слова девы Марии: «Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:53).

Берегитесь же гордости в любых ее проявлениях: гордости за свой ум, гордости за богатство, благополучие, за свои заслуги. Гордость быстрее всего отстраняет человека от небес и мешает ему смотреть на Христа. Пока вы думаете, что чего-то стоите, вы не получите спасения. Молитесь же об этом и воспитывайте в себе смирение; стремитесь правильно оценивать себя и видеть свое место перед Богом. Начало дороги на небеса — это осознание того, что сейчас вы стоите на дороге в ад и только Святой Дух может наставить вас на путь истинный. Если вы можете сказать, как Савл: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6), — значит, вы сделали первый шаг к спасающему христианству. Чаще всего наш Господь повторял именно эти слова: «…Унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Во-вторых, в этих стихах мы видим величие и могущество нашего Господа Иисуса Христа. Глубина смысла Его слов неизмерима: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Когда мы читаем их, то соглашаемся с псалмопевцем: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138:6).

В словах Христа мы видим отблеск совершенно го союза первой и второй ипостаси Троицы, мы видим безмерное превосходство нашего Господа Иисуса Христа над теми, кто называется людьми. Но все же мы должны признать, что глубина смысла этого стиха для нас непостижима. Мы можем только восхищаться словами Господа, как маленькие дети, и ощущать, что нам не сказана даже половина всего.

Но несмотря на это, давайте извлечем из этих слов одну полезную истину: всем, что так или иначе касается нашей души, управляет наш Господь Иисус Христос, «все предано Ему». У Него есть ключи — к Нему мы должны идти, чтобы попасть на небеса. Он — дверь, поэтому через Него мы должны входить. Он — пастырь, и мы должны слушаться Его голоса и следовать за Ним, если не хотим погибнуть в пустыне. Он — врач, и мы должны прийти к Нему, если хотим исцелиться от язвы греха. Он — хлеб жизни, и мы должны питаться Им, если хотим насытить свою душу. Он — свет, и мы должны ходить в Нем, если не хотим блуждать во тьме. Он — источник, и мы должны омыться Его кровью, если хотим быть чистыми и готовыми встретить великий день воздаяния. Велики эти истины! Если у вас есть Христос, у вас есть все (1 Кор. 3:22).

И наконец обратим внимание на широту и полноту Евангелия Христа.

Три последние стиха этой главы очень важны. Они дают великую надежду тем грешникам, которые с трепетом спрашивают: «Откроет ли Христос любовь Своего Отца таким людям, как я?» Эти стихи заслуживают самого пристального рассмотрения. Вот уже восемнадцать веков они дарят благословения миру и несут добро многим душам.

Прежде всего, следует обратить внимание, кого зовет Иисус. Он обращается не к тем, кто ощущает себя праведным и достойным, а к тем, кто осознает, что они — «труждающиеся и обремененные». В этом мы видим широту Евангелия, потому что в эту категорию попадают очень многие люди в этом уставшем мире. Все ощущающие бремя на своем сердце, бремя греха и печали, бремя страха и сожаления, хотят избавиться от него. Христос зовет к Себе таких людей, кем бы они ни были и каково бы ни было их прошлое.

Посмотрите, сколько милости в словах Христа: «Я успокою вас… и найдете покой душам вашим». Сколько ободрения и утешения в этих словах! Беспокойство — одна из отличительных черт нашего мира. Неприятности, неудачи и разочарования поджидают нас на каждом шагу. Но надежда есть: уставших ожидает ковчег-убежище, как когда-то он ожидал голубя, посланного Ноем. Во Христе есть покой — покой для совести, покой для сердца, покой, основанный на прощении грехов, покой, проистекающий из примирения с Богом.

Посмотрите, с каким простым требованием Иисус обращается к труждающимся и обремененным: «Придите ко Мне…, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Он не ставит невыполнимых условий, ничего не говорит о делах, которые надо совершить, чтобы заслужить Его прощение. Он лишь просит нас прийти к Нему такими, как мы есть, со всеми нашими грехами, и подчиниться, подобно маленьким детям, Его учению. Он словно говорит: «Не ищите облегчения у людей. Не надейтесь на помощь из другого места. Прямо сегодня придите ко Мне такими, как вы есть».

Читать еще:  Гадания ленорман расклады. Гадание Ленорман на картах: теория и практика раскладов

Обратите также внимание на то, что в описании Самого Христа есть утешение и надежда. Он говорит: «…Ибо Я кроток и смирен сердцем». Истинность этих слов была многократно подтверждена в жизни верующих. Мария и Марфа в Вифании после смерти Лазаря, Петр после падения, ученики после воскресения, Фома в своем неверии — все они вкусили кротость и смирение Христа.

Наконец, мы можем найти ободрение в словах, описывающих служение Христу. Иисус сказал: «…Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Конечно, следуя за Христом, мы несем крест, проходим через испытания, вступаем в сражения, но утешение Евангелия весомее скорбей. По сравнению со служением этому миру, с бременем иудейских обрядов, с игом человеческих суеверий, служение Христу в высшей степени легкое. Для нас Его иго такое же бремя, как оперение для птиц. Его заповеди не тяжки, Его пути приятны, они — пути мира (1 Ин. 5:3; Прит. 3:17).

А теперь мы должны задать себе важный и серьезный вопрос: «А мы откликнулись на зов Христа? Не надо ли нам прощение грехов, не надо ли нам исцеление ран совести?» Услышьте голос Христа, Он обращается не только к иудеям, но и к вам: «Придите ко Мне». Вот ключ к блаженству, вот секрет счастливого сердца. Все зависит от отклика на зов Христа.

Не будем же успокаиваться до тех пор, пока не почувствуем, что верой пришли ко Христу и нашли покой. Давайте приходить к Нему за новой благодатью каждый день! Если мы уже пришли к Нему, давайте приближаться к Нему все больше. Если мы еще не пришли к Нему, давайте начнем свой путь сегодня. Его слова никогда не нарушаться: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Райл Д. Размышления над Евангелием от Матфея

СКАЧАТЬ

Минск, “Завет Христа”, 2001

Размышления над Евангелиями англиканского епископа Джона Чарльза Райла (1814-1900) помогут каждому ближе познакомиться с Христом и христианством. Благодаря своему мастерству просто и доступно объяснять библейский текст, Дж. Райл был очень популярен в свое время; не утратил он своей популярности и на сегодняшний день. Одним из современников Дж. Райла был Чарльз Сперджен, который очень ценил его книги.

Написанные эмоционально, доходчиво, кратко, эти комментарии можно использовать как при индивидуальном изучении Библии, так и для чтения вслух в семейном кругу. В них содержится и здравое библейское учение, и практические советы мудрого пастыря, которые призваны помочь всем, кто стремится к духовному росту.

Комментируя Евангелия, Дж. Райл выделяет несколько главных мыслей в каждом отрывке, а затем поясняет их. Для удобства работы с этой книгой эти главные мысли вынесены на поля. Кроме того, книга оформлена таким образом, чтобы на полях можно было делать свои заметки и отмечать особенно важные мысли.

1. 1-17 Родословие Христа 13

18-25 Воплощение и имя Христа 16

2. 1-12 Волхвы с востока 20

13-23 Бегство в Египет и размышления о Назарете 24

3. 1-12 Служение Иоанна Крестителя 28

13-17 Крещение Иисуса Христа 31

4. 1-11 Искушение 34

12-25 Начало служения Иисуса Христа; призыв первых учеников 37

5. 1-12 Заповеди блаженства 41

13-20 Характер истинного христианина; связь учения Иисуса Христа с Ветхим Заветом 45

21-37 Подтверждение духовности закона на трех примерах 49

38-48 Христианский закон любви 52

6. 1-8 Против показного даяния и молитвы 55

9-15 Молитва “Отче наш” и обязанность прощать друг друга 58

16-24 Правильный пост; богатство на небесах; чистое око 63

25-34 Против излишнего беспокойства об этом мире 66

7. 1-11 Против критицизма; побуждение к молитве 69

12-20 Правило долга перед другими; тесные и широкие врата; предупреждение против лжепророков 72

21-29 Бесполезность исповедания без исполнения; благоразумный и безрассудный строитель 76

8. 1-15 Чудесное исцеление проказы, паралича и горячки 79

16-27 Мудрость Христа в обращении с последователями; успокоение бури и волн 82

28-34 Изгнание беса в стране Гергесинской 85

9. 1-13 Исцеление парализованного; призвание мытаря Матфея 88

14-26 Новое вино и новые мехи; возвращение к жизни дочери правителя 91

27-37 Исцеление двух слепых; жалость Христа к толпе; долг учеников 94

10. 1-15 Призвание первых христианских проповедников 97

16-23 Наставления для первых христианских проповедников 101

24- 33 Предупреждения первым христианским проповедникам 103

34-42 Слова ободрения первым христианским проповедникам 107

11. 1-15 Свидетельство Христа об Иоанне Крестителе 110

16-24 Безрассудство неверующих; опасность пренебрегать светом 114

25-30 Величие Христа; полнота евангельского призыва 117

12. 1-13 Истинное учение о субботе; очищенное от фарисейских заблуждений 122

14-21 Порочность фарисеев; описание характера Христа 125

22-37 Хула врагов Христа; грех против знания; праздные слова 128

38-50 Сила неверия; опасность незаконченного преобразования; любовь Христа к ученикам 134

13. 1-23 Притча о сеятеле 139

24-43 Притча о пшенице и плевелах 145

44-50 Притчи о сокровище, жемчужине и неводе 149

51-58 Отношение ко Христу на Его родине; опасность неверия 152

14. 1-12 Смерть Иоанна Крестителя 156

13-21 Чудо с хлебами и рыбками 160

22-36 Христос ходит по воде 164

15. 1-9 Лицемерие книжников и фарисеев; опасность традиций 168

10-20 Лжеучителя; сердце – источник греха 172

21-28 Женщина Хананеянка 176

29-39 Чудо исцеления 179

16. 1-12 Враждебность книжников и фарисеев; предупреждение

Христа против них 183

13-20 Исповедание Петра 188

21-23 Выговор Петру 193

24-28 Необходимость самоотречения; ценность души 196

17. 1-13 Преображение 199

14-21 Исцеление молодого человека, одержимого бесом 204

Читать еще:  К чему сниться белый кролик. Белый кролик

22-27 Рыба и деньги для сбора 208

18. 1-14 Необходимость обращения и смирения; реальность ада 212

15-20 Правила разрешения конфликтов между братьями;

церковная дисциплина 216

21-35 Притча о злом рабе 221

19. 1-15 Отношение Христа к разводу; любовь Христа к малым детям 224

16-22 Богатый юноша 228

23-30 Опасность богатства; призыв оставить все ради Христа 232

20. 1-16 Притча о работниках в винограднике 236

17-23 Заявление Христа о приближении Его смерти; смесь невежества и истинной веры в учениках 241

24-28 Мерило величия среди христиан 245

29-34 Исцеление двух слепых 249

21. 1-11 Открытый въезд Христа в Иерусалим 252

12-22 Изгнание покупающих и продающих из храма;

бесплодная смоковница 256

23-32 Ответ Христа фарисеям, требующим подтверждения

Его власти; два сына 260

33-46 Притча о злых виноградарях 263

22. 1-14 Притча о брачном пире 267

15-22 Вопрос фарисеев о подати 271

23-33 Вопрос саддукеев о воскресении 275

34-46 Вопрос законника о наибольшей заповеди; Христос задает вопрос

Своим врагам 279

23. 1-12 Предупреждение Христа против учения книжников и фарисеев 283

13-33 Восемь обвинений против книжников и фарисеев 287

34-39 Последние слова Христа народу 293

24. 1-14 Пророчество на горе Елеонской: о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и конце этого мира 297

15-28 Продолжение пророчества: о скорбях, которые постигнут Иерусалим при первой и второй осадах 301

29-35 Описание второго пришествия Христа 306

36-51 Описание времени перед самым приходом Христа;

наказ бодрствовать 310

25. 1-13 Притча о десяти девах 314

14-30 Притча о талантах 319

31-46 Последний суд 323

26. 1-13 Женщина, помазавшая благовониями голову Иисуса 328

14-25 Лжеапостол и его грех 332

26-35 Вечеря Господня и ее первые участники 337

36-46 Гефсиманские страдания 343

47-56 Предательский поцелуй лжеапостола; добровольное

подчинение Христа 349

57-68 Христос перед синедрионом 353

69-75 Отречение Петра 356

27. 1-10 Конец Иуды Искариота 360

11-26 Христос осужден перед Пилатом 366

27-44 Страдания Христа от рук солдат и распятие 369

45-56 Смерть Христа и сопровождавшие ее знамения 374

57-66 Погребение Христа и бесплодные попытки Его врагов предотвратить воскресение 379

28. 1-11 Воскресение Христа 383

12-20 Последние наставления Христа ученикам 387

Предлагая вашему вниманию свои “Размышления над Евангелиями”, во избежание недоразумений я счел необходимым объяснить, что это за работа и как она построена.

“Размышления над Евангелием от Матфея”, которые сейчас перед вами, – это не научно-критический комментарий к евангелию. Я не ставил перед собой цели объяснить каждый стих в нем, разобраться со всеми сложностями, решить все возникающие при чтении и переводе проблемы.

При написании этой книги я действовал по следующему плану: я разделил библейский текст на отрывки, примерно по двенадцать стихов в каждом. Затем я сформулировал несколько коротких мыслей по каждому отрывку. Обычно я начинал с того, что определял главную тему рассматриваемого отрывка. После этого я выделял два, три или четыре пункта и сосредотачивал свое внимание на них, пытаясь четко и ясно объяснить их читателю. Иногда в выделенных пунктах я рассматривал доктринальные вопросы, а иногда – вопросы, связанные с практической христианской жизнью. При этом я всегда руководствовался одним правилом: я выбирал главные мысли в отрывке.

Я старался излагать свои мысли как можно проще и понятнее, тщательно подбирая слова. Я пытался представить себя на месте человека, который читает вслух другим и должен изо всех сил удерживать внимание своих слушателей. Каждый раз я говорил себе: “Я пишу для разных людей, я должен писать кратко”. Конечно же, стремясь к этой цели, я многое оставил недосказанным, затрагивая только те вопросы, которые жизненно важны для спасения. Я оставил в стороне многие второстепенные темы, чтобы успеть сказать о самом важном. Мне кажется, что лучше запомнить меньше, но запомнить хорошо, чем пытаться объять необъятное и в конечном итоге не достигнуть ничего.

Свои “Размышления” я дополнил несколькими ссылками, где попытался объяснить наиболее трудные вопросы, потому что, мне кажется, что они будут полезны для тех читателей, которые глубже хотят разобраться в Священном Писании, но не имеют доступа к комментариям.

Безусловно, я понимаю, что не все будут согласны с моим мнением по тому или иному вопросу. В этом случае я могу только заметить, что я писал о том, во что верю, о том, что кажется мне истиной, о том, что, с моей точки зрения, имел в виду автор богодухновенной книги и Дух Святой. И я уверен, что, если истину проповедовать открыто, ничего не боясь и не утаивая своего мнения, она скорее достигнет сердца людей. Я твердо убежден, что в этих “Размышлениях” я не сказал ничего такого, что бы противоречило “Тридцати девяти статьям” моей Церкви, и что моя точка зрения в целом согласуется со всеми главными протестантскими вероисповеданиями. Мои богословские убеждения хорошо выразил один древний богослов: “Я знаю только одну истинную веру – христианство; я знаю только одно истинное христианство – учения о Христе, о Его божественной природе (Кол. 1:15), о Его божественном служении (1 Тим. 2:5), о Его божественной праведности (Иер. 23:6) и о Его божествен ном Духе, которого получают все, кто Его (Рим. 8:9). Я знаю, что истинными служителями Христа могут быть только те, которые считают возвеличивание Христа Иисуса делом всей своей жизни, проповедуя спасающую полноту Его благодати и славы, призывая людей уверовать в Него и возлюбить. Я знаю, что истинный христианин – это только тот, кто объединен со Христом верой и постоянно пребывает в Нем верой и любовью, прославляя имя Иисуса Христа в прелести святости Евангелия. Такие служители и христиане многие годы были моими братьями и соработниками и, надеюсь, будут всегда и везде, куда бы рука Господня ни повела меня”.

Конечно, книга, раскрытая сейчас перед вами, во многом несовершенна (я это знаю лучше, чем кто бы то ни было). Но в то же время хочу сказать, что ни одна мысль в ней не была высказана без глубокого размышления и скрупулезного исследования точек зрения других людей. Я обращался за помощью к таким комментаторам, как Иоанн Златоуст, Августин, Феофилакт, Ефим, Кальвин, Брентий, Буцер, Мускулюс, Голтер, Беза, Буллингер, Пелликан, Ферус, Каловий, Коций, Бакстер, Пул, Гаммонд, Лайтфут, Холл, Дувил, Пискатор, Пареус, Лей, Несс, Мейер, Трэпп, Генри, Уитби, Гилл, Добридж Буркитт, Квеснел, Бенгель, Скотт, А. Кларк, Адамс, Ватсон, Альфорд, Барнес, Стиер и другим. Без преувеличения могу сказать, что я провел многие часы, дни, недели, изучая то, что написали эти авторы. Если мое мнение расходится с их мнением, то не потому, что я не знаком с ним.

Читать еще:  Интимный гороскоп тельца мужчины. Эротический гороскоп тельца

На сегодняшний день существует так много различных комментариев, что я просто обязан сказать, кому я адресовал свои “Размышления”.

Во-первых, я надеюсь, что эта книга будет использоваться для поклонения в кругу семьи. Книг, пригодных для этой цели, всегда мало.

Во-вторых, я хотел бы, чтобы эта книга помогла в служении тем, кто навещает больных и неимущих , а сегодня людей, которые посещают больницы, приюты с искренним желанием принести добро, очень много. Поэтому я думаю, что и им эта книга будет полезна.

И наконец хотелось бы верить, что моя работа послужит хорошим подспорьем тем, кто самостоятельно изучает евангелия. Я знаю, что не все могут себе позволить иметь объемные комментарии, изъясняющие Слово Божие. Может оказаться, что мой труд поможет им лучше запомнить главную идею отрывка и разобраться с его содержанием.

Отдавая на ваш суд этот том, я молюсь, чтобы он помог вам возрастать в чистой вере и познании Христа, чтобы Бог использовал его для прославления имени Своего, обращая и наставляя бессмертные души.

Новый Завет


От Матфея святое благовествование


Глава 23.

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища * свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо’дите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо’литесь: за то’ примете тем бо’льшее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Предыдущая книга

Источники:

http://soteria.ru/s3472/35/
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comment_Bible/Rail/_Index.php
http://days.pravoslavie.ru/bible/B_mf23.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: