Самые древние монастыри. Богослужение в Богородице-Рождественском монастыре

Содержание

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальный мужской монастырь

История

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице — Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

Первое время Богородице — Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице — Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице — Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

В 1263 г. в соборе Богородице — Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро — Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Многие настоятели Богородице — Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице — Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице — Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице — Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.

Читать еще:  Просветленные в буддизме. Четыре стадии просветления в буддизме тхеравады

Богородице — Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице — Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Библиотека Богородице — Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице — Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице — Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество — Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице — Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице — Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене — мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице — Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

Читать еще:  Декабрь какой знак зодиака? Знак зодиака стрелец - стрелец ребенок.

С 25 июля 2014 г. — постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

ТОП-10 самых древних монастырей на территории России. Это великие и старейшие монастыри, которые не были разрушены

Монастыри в России имеют огромное значение, их строили еще с древнейших времен, люди верят в Бога, ходят туда молиться и просить помощи у Всевышнего. Многие монастыри в свое время разрушали, а некоторые не достроили. Мы же будем рассматривать самые древние монастыри, стоящие по-прежнему.

1 место. Валаамский монастырь – 9-ый век

Об этом монастыре неизвестно точных данных, никто не знает, когда его в точности основали, но это был конец 9-го века или начало 10-го. В общем, мужской монастырь относится к русским православным церквям. Сегодня он активен и находится под охраной государственных органов. Располагается на острове Валаамского архипелага, это в Карелии.

2 место. Юрьев монастырь – основан в 1030-ом году

Этот мужской монастырь находится на окраине Великого Новгорода и был восстановлен в 1995-ом году, чтобы действовать снова. Юрьев монастырь является наследием культурного значения. Первые упоминания о нем ознаменованы с 1119-ым годом.

3 место. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь – основан в 1096 году

Это самый древнейший на территории России монастырь, который находится в Муроме, рядом с левым берегом Оки. Этот монастырь является мужским, основал его Глеб Владимирович. Его работа на некоторое время была прекращена и возобновлена снова в 1996-ом году, сейчас он работает, в нем служат люди.

4 место. Богородице-Рождественский монастырь – основан в 1191 году

Этот монастырь располагается во Владимире, и положил начало Лаврентьевской летописи. Еще в 1191-ом году великий князь Всеволод Юрьевич выбрал это место и начал строительство монастыря. Мужской монастырь сегодня находится под охраной государства РФ.

5 место. Ризоположенский монастырь – основан в 1207-ом году

Очень древний монастырь Руси, который располагается на территории Суздаля, рядом с рекой Каменкой. Именно в нем использовали первые технологии строительства из камня. Женский монастырь был основан епископом из Суздальской области, Иоанном. Это очень известное место, которое прославила монахиня Евфросиния.

6 место. Благовещенский монастырь – основан в 1221 году

Очень древний монастырь располагается в Нижнем Новгороде и был основан в начале 13-го века. Его основал великий князь Владимиро-Суздальской области Юрий Всеволодович, вместе с Симоном. В 1229-ом монастырь разгромили, но через сотню лет снова отстроили. Сегодня это объект культурного наследия.

7 место. Оптина пустынь – основан в конце 14-го века

Как гласит история Руси, этот монастырь был основан разбойником Оптой, который после раскаялся и решил заняться святым делом. Располагается это место рядом с Козельском, относящимся к Калужской области. На сегодняшний день это культурное наследие действует и находится под охраной государства.

8 место. Кирилло-Белозерский монастырь – основан в 1397 году

Этот древний монастырь появился благодаря последователям Сергия Радонежского. В 1397-ом году основатель Кирилл Белозерский начал рыть пещеру на берегу и в ней начались строительные работы. В свое время это был очень строгий монастырь, в нем следили за всем. Располагается церковь на берегах Сиверского озера, рядом с Вологодской областью.

9 место. Соловецкий монастырь – основан в 1420-ые годы

Мужской православный монастырь находится в поселке под названием Соловецк, относятся они к Архангельской области. Располагается построение на отдельном Соловецком острове. Трудился над строительством святитель Филипп, он на те времена был очень влиятельным человеком. На сегодняшний день это одна из величайших построек, которая включена во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

10 место. Псково-Печерский монастырь – основан в 1473-ем году

Мужской монастырь не только один из древнейших, он также и крупнейший. У этого святого места многовековая история и многие связывают монастырь с созданием Божьим. С момента своего основания здание функционирует, и никогда не посещали его беды. Даже история не коснулась Псково-Печерского монастыря.

Богородице-Рождественский монастырь

Это один из моих нелюбимых монастырей. Во-первых, здесь почти нечего фотографировать – снаружи он виден только с двух сторон, а на территории его пройти никуда нельзя – везде заборы. И во-вторых, он имеет довольно скучную историю, и рассказать о нем особо нечего. Но надо осветить все монастыри столицы, а осталось всего несколько.

Рождественский монастырь в Москве основала в 1380-х годах княгиня Мария Кейстутьевна, жена князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго – героя Куликовской битвы. Сама она приняла постриг в этом монастыре перед смертью в 1389 году. По крайней мере – эта версия широко распространена среди историков.

Читать еще:  Третье правило: не клянись. Почему мы не должны клясться

А вот с местом основания обители до сих пор не все понятно. Считается, что вначале монастырь располагался на территории Кремля и назывался ″что на Рву″. Если придерживаться этого предположения, то в Кремле монастырь существовал до 1484 года, а во время кардинальной перестройки Кремля, затеянной Иваном III, обитель была перенесена к Трубной площади, где она находится и в наше время.

Но это предположение считается маловероятным. Скорее всего, монастырь с самого начала находился на своем нынешнем месте – на левом берегу реки Неглинной. Эта местность была собственностью серпуховского князя Владимира Андреевича, рядом находился его загородный дом, в котором жила княгиня Мария Алексеевна.

По преданию, дошедшему до нас, в Рождественском соборе покоились останки невесток Дмитрия Донского: Марии и Елены – это говорит о том, что обитель существовала задолго до 1484 года.

Кроме княгини Марии в Рождественском монастыре приняла постриг и жена князя Владимира – Елена Ольгердовна, которая помогала в обустройстве обители. Обе основательницы обители после своей смерти были похоронены на территории монастыря.

Первыми монахинями этого монастыря стали вдовы воинов, павших в Куликовской битве, в стенах монастыря получили приют все, кого эта битва оставила без кормильцев. Существует легенда, что в память о победе в Куликовском сражении монастырские кресты были поставлены поверх полумесяцев.

Рождественский монастырь стал третьей женской обителью в Москве, в которой был введен строгий общежительный устав, и которая была целиком независима от игуменов мужских монастырей.

Монастырь находился в месте, где пролегала древняя дорога от Кремля на Кучково поле. Часть дороги до монастыря превратилась в улицу Рождественку. Эта московская улица была известна колокольным звоном, ее еще часто называли церковной улицей из-за расположенных на ней нескольких храмов, а также по слободе звонарей и сторожей соборов Кремля.

Рождественский монастырь находился на северных подступах к Москве, и был одним из монастырей-сторожей, выполнявших функцию защиты от неприятеля. Когда спустя 100 лет была возведена стена Белого города, в ней была сделана арка ″труба″ через которую протекала Неглинка, тогда еще не спрятанная под землю. Именно от этого произошло название Трубной площади и новое неофициальное название Рождественского монастыря – ″что на Трубе″.

После этого Рождественка заканчивалась у ворот монастыря, и считалась богомольной улицей. Кроме того. Это была самая короткая радиальная улица города.

В 1525 году Великий князь Василий III провел процедуру, невиданную доселе в Русской истории. Дело в том, что более чем за 20 лет супружества у княжеской пары так и не родился наследник, и престол мог перейти к его братьям, удельным князьям. Братья же грозились устроить междоусобные войны за московский престол, а этого Василий допускать не хотел.

О разводе не могло быть и речи в то время, и почти все высокопоставленные священнослужители выступили против повторного брака князя. Жена его Соломония Сабурова отказалась уйти в монастырь, после чего ей решили предъявить обвинения в волхвовании и совершили насильственный постриг в Рождественском монастыре под именем Софии. Какое-то время она пробыла в Рождественском монастыре, а затем бывшую княгиню сослали в суздальский Покровский монастырь, где она и скончалась спустя 17 лет.

После Октябрьской революции 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. В 1922 году отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. Самые почитаемые иконы были перенесены сперва в находившуюся по соседству церковь Николы в Звонарях, а затем в церковь Знамения в Переяславской слободе.

Инокинь выселили, хотя, часть их осталась доживать свой век в кельях, как в коммунальных квартирах, которые, собственно и были устроенных в монастырских помещениях. В разное время на территории монастыря размещались различные учреждения, здесь находился даже исправительный трудовой дом.

В 1960 году согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась медленная реставрация. Некоторые утраты были невосполнимы – монастырское кладбище было полностью уничтожено вместе с могилой основательницы обители.

Коммуналки расселили, но после реставрации здания монастыря вновь были переданы учреждениям, которые находились здесь и раньше. Лишь в 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.

В 1993 году Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви, и здесь возобновилась монастырская жизнь.

Рядом с обителью находятся знаменитые «Сандуны». Поэтому вокруг нее постоянно можно увидеть предприимчивых людей, торгующих вениками и прочими банными принадлежностями.

Fais se que dois adviegne que peut.

Источники:

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoroditse-rozhdestvenskiy-muzhskoy-monastyr-goroda-vladimira-/
http://zen.yandex.ru/media/id/5cee8aead6621900afd3bf4d/5db6a6115eb26800ad1adf36
http://raven-yellow.livejournal.com/35553.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector