Самоосуждение грех. Как победить в себе грех осуждения? Как бороться с грехом осуждения православному

Как бороться с грехом осуждения: возникновение, причины

Грех осуждения проникает в нашу душу незаметно. Часто мы и грехом-то не считаем подумать или сказать что-то неприятное о других. Святые отцы и учителя Церкви предупреждают нас: осуждать ближнего небезопасно для нашей души.

Как возникает грех осуждения?

В православии осуждение – грех потому, что в этом действии отсутствует любовь. У преподобного Дорофея есть сравнение: как гнойную рану на теле мы стремимся исцелить, так и недостойно поступающего человека нужно спасти. Но не критикуя и порицая его, а через доброе слово.

Почему осуждение – грех? Господь запрещал нам судить других. Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий. Эти слова свидетельствуют, что судить, кто прав, а кто виноват, может только сам Господь.

Критика и презрение ближнего отдаляют нас друг от друга. Представьте, что пострадавшего в аварии человека врачи начинают не возвращать к жизни, а осуждать его и говорить, что он сам виноват. Примерно так же поступают люди, осуждающие близких, родных, друзей или просто прохожих.

Человек, вставший на путь истинной веры, остро чувствует свое несовершенство. Можно выбрать долгую и трудную духовную работу над собой, а можно возвыситься, указывая на недостатки других. Осуждение – один из признаков гордости.

И тут возникает ситуация, когда “В чужом глазу соринку замечаем”. Маленькая радость от унижения другого превращается в грех. В итоге к своим слабостям человек относится снисходительно. Чтобы избавиться от осуждения, нужно увидеть собственные грехи.

Осуждение – это ещё и показатель невежества. Мы не можем знать всех обстоятельств, при которых человек вынужден был согрешить. Невежество часто идёт под руку с лицемерием: себе мы давно простили, а другому – нет.

Осуждение человека – это грех, приносящий много зла. Сплетни, клевета, злословие причиняют боль, уничтожают доброе имя, разрушают уклад жизни.

Бывает, люди, считающие себя вправе порицать, начинают подшучивать над оступившимся и насмехаться. Им кажется, что это весело и необидно. На самом деле, это тот же грех осуждения, поданный в другой форме.

Человек, занимающийся поиском греховности в других людях, не найдет времени для изучения собственной души. Желание посплетничать о другом дает рост гордыне.

Как бороться с грехом осуждения православному?

Грех, подобно болезни, овладевает человеком. Избежать его можно, внимая чувствам, возникающим в душе, вовремя выявлять порицание другого. Проявляя внимание к себе и другому, мы становимся устойчивыми к легкомысленному суждению.

Способ, как избавиться от греха осуждения, есть у Анатолия Оптинского. Он говорил: пожалей – и не осудишь. Генри Бичер, проповедник, боровшийся против рабства, говорил, что сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.

Иногда, рассмотрев причины низкого поступка, можно обнаружить, насколько человек несчастен. Причинами могут быть и плохое воспитание, и духовная ограниченность, и невежество. Подумайте, какое наказание понесет он за свой грех. А может, он и сам горько сожалеет о совершенном. Если он раскаялся – нам ли его судить? Нет, не нам только Господь может судить.

Совет. Чтобы не осуждать людей, научитесь их оправдывать и жалеть!

Судящий лишается Божьей милости, бывает так, что сам совершает грех, в котором уличал другого. Терпение и молчание – вот золотые качества православного человека.

Прощать согрешившего, молиться о его душе – вот, что нужно каждому, чтобы избежать греха. Если человек осознает, насколько греховен сам, у него пропадает желание обвинять других.

Можно ли сказать что-либо о человеке плохое и не впасть в грех осуждения? Василий Великий определил следующие три правила: можно указать на грех из искреннего желания помочь, можно сказать о недостатке другого тому, кто может это исправить. И можно предупредить, если плохое в человеке может причинить вред другим. Это может быть в случае при приеме на работу, заключении брака.

Нужно помнить, что Бог не оставляет без внимания людей, всегда находится рядом с нами, слышит и видит нас, любит и ждёт нас, чтобы мы начали жить по его нормам, которые он заповедовал нам. От страшного Суда не укрыться нигде. А вот случайно оступиться может каждый из нас. И в этот момент каждому хочется милости прощения. Будьте милосердными и человеколюбивыми!

Как победить в себе грех осуждения?

Грех осуждения является, пожалуй, одним из самых распространенных духовных пороков человечества. Без преувеличения можно сказать, что ему подвержены почти все без исключения, в большей или меньшей степени. Часто, правда, это может не выражаться видимо, не произноситься вслух. Большой проблемой является и то, что многими он не воспринимается как болезнь или порок, а напротив, представляется общепринятой нормой. Между тем, осуждение ближних является одной из самых разрушительных и пагубных страстей из существующих. В чем его опасность и каковы пути преодоления?

В чем заключается опасность греха?

Почему же осуждение других настолько губительно для души человеческой? Ведь ни один праздный разговор, если подумать, не обходится без него. Мы так привыкли рассматривать в микроскоп чужие недостатки и выносить свой приговор, что считаем это даже признаком своей глубокой нравственности и религиозности. Однако, напротив, это говорит о крайне низком уровне нашего духовного развития. Почему?

Читать еще:  Сон от крана поломалась барашка 90. К чему снится кран водопроводный

Осуждая ближних, мы ставим себя на уровень судей над ними, тем самым отнимая это право у Верховного Судии. Не терпя чужих пороков или недостатков, мы ставим такую видимую несправедливость как бы в упрек Творцу, Который, как нам кажется, почему-то медлит и не наказывает грешников. Вот почему грех осуждения является необычайной дерзостью и даже косвенной хулой на Бога.

Но если честно представить себе, что ожидало бы нас самих, случись Суд Божий прямо сейчас, то картина, согласитесь, была бы не из приятных. Особенно если те же мерки, которые мы применяем к другим, были бы приложены и к нам. В Евангелии есть такие слова: Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить . (Мф. 7:1 — 2)

Каковы главные причины порока?

Для успешной и плодотворной борьбы со страстями, несомненно, важным будет узнать их причину. Точно так же, как и телесную болезнь можно окончательно победить, лишь обезвредив ее очаг, а не уменьшив симптомы. Что же является главной причиной греха осуждения? То же самое, что сделало некогда высшего из всех Денницу ниже всех, — гордыня.

У гордого и самоуверенного человека отсутствует самокритичность. Он способен замечать только чужие недостатки, видеть сучок в глазу ближнего и не замечать «бревна» в своем. И действительно, если бы каждый смог посмотреть на себя со стороны нелицеприятно, стало бы очевидно, что мы являемся гораздо большими должниками перед Богом, чем те, кого мы осудили.

Очень наглядный тому евангельский пример, как мы обычно поступаем с ближними, — притча о немилосердном должнике. Царь простил своему рабу десять тысяч талантов, после чего этот раб сразу же потребовал от своего товарища-должника гораздо меньшую сумму в сто динариев без каких-либо отсрочек. Узнавший об этом царь, конечно же, разгневался и повелел заточить своего должника в темницу, то есть поступил с ним так же, как и тот поступил со своим ближним (Мф. 18:23 — 35). Созвучна ей и Евангельская история о прощении жены-прелюбодеицы (Ин. 7:53 — 8:12).

Вот почему осуждение других всегда основано на неправильной самооценке, на невидении своих грехов, что является весьма ошибочным, неверным и требует большой работы над собой. К тому же мы забываем, что в любой момент согрешающий может покаяться, в то время как мы сами за свое осуждение непременно будем наказаны.

Если осуждаешь ближнего, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь , — говорил преподобный Серафим Саровский. Психология греха осуждения также показывает, что зачастую мы ставим в вину другим то, чем грешим сами, не замечая этого за собой. Или же, по непреложным духовным законам, вскоре впадаем в подобное, только жесточайшее согрешение, в котором осудили кого-то.

Осуждение и рассуждение: чем они отличаются друг от друга?

Впрочем, все это вовсе не означает, что мы должны быть абсолютно бесчувственны к любому злу, к пагубным страстям человеческим. Опытные духовники говорят о том, что отличать грех от добра мы обязаны, что всегда должно иметь место духовное рассуждение. Чем же рассуждение отличается от осуждения, как их распознать?

Критерий здесь довольно простой: если вы не чувствуете к человеку, поступившему худо, плохих чувств, отвращения к нему лично, а напротив, жалеете о нем, то это рассуждение. В противном случае это будет уже грех осуждения. Почему святые отцы и учили, что нужно ненавидеть грех, но любить грешника . Иногда, с пользой для спасения души ближнего, его можно и осторожно обличить. Но делать это позволительно, по словам апостола, только в духе кротости (Гал. 6:1) и любви, иначе мы только навредим и себе, и согрешившему.

Сопутствующие страсти

Чаще всего осуждению сопутствуют и другие, связанные с ним греховные навыки, которые также отрицательно сказываются на духовном развитии человека. Среди них можно назвать следующие:

  • зависть;
  • злопамятность;
  • злорадство;
  • самопревозношение;
  • насмешка;
  • подозрительность;
  • любопытство;
  • самодовольство;
  • злословие;
  • мстительность.

От большинства из них можно избавиться, если победить в себе грех осуждения. Как же это сделать?

Борьба с греховным навыком

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) называл самым легким путем ко спасению — не осуждать никого. Но то, что названо здесь легким, на деле оказывается весьма труднодостижимым: настолько глубоко данная привычка въелась в каждого из нас. Мы же приведем только некоторые советы духовных людей, которые помогут это осуществить.

Самое первое — необходимо признаться себе, что грехом осуждения мы все заражены. Второе — должна быть абсолютная решимость и желание от него избавиться. Поскольку сами по себе мы немощны, а борьба со страстями требует огромных сил, то нужно непрестанно просить помощи в этом (как и во всем остальном) у Спасителя. И тогда, видя наше доброе произволение и максимальные усилия, Он поможет.

Просить о помощи можно собственными словами. А можно каждое утро после утренних молитв говорить: Помоги мне, Господи, в сей день никого не осудить . Рекомендуется также читать третью часть известной молитвы Ефрема Сирина: Господи Царю, дарую ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего .

Действительно, самый же лучший «рецепт», как победить грех осуждения, — всегда помнить и размышлять о собственных грехах. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других , — говорит Серафим Саровский. Святые отцы также образно сравнивали осуждающего с тем, кто идет оплакивать мертвеца в чужом доме, когда у самого дома лежит свой покойник.

Читать еще:  Обряды на Рождество — ритуалы из магической традиции предков. Ритуалы, обряды и заговоры на рождество! Рождественская елка для птиц

Они советовали всем к себе относиться строго, а к другим снисходительно, всех считать ангелами. Это может показаться странным и лицемерным, но если задуматься, то поведение многих людей зависит от того, как мы их воспринимает, как к ним относимся. Конечно, это требует большой работы над собой. Но начинать надо с малого.

Например, если нам не удается воздержаться от мысленного осуждения других, то можно хотя бы попытаться пока удержать свой язык от злословия. Потому что этим мы только умножаем зло, вводим также в искушение и наших собеседников. Кроме того, если в разговоре мы сами слышим, что о ком-то говорят плохо, то лучше от такой беседы отойти. В противном случае мы тоже становимся соучастником греха наравне со злословящим.

В случае, если нам все же не удалось избежать обличительных слов или мыслей в адрес кого-то, то нужно постараться загладить это в дальнейшем хорошими словами о нем. Но наиболее действенным средством в борьбе с грехом осуждения будет искренняя молитва об опечалившем нас. Духоносные отцы советовали даже молиться о согрешившем, как о самом себе, например, такими словами:

Господи, благослови все, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй.

Еще одним эффективным и проверенным средством в борьбе со страстями является врачевание их противоположными добродетелями.

Противоположные добродетели

Что же из положительных человеческих качеств можно противопоставить осуждению других? К ним можно отнести, например, следующие:

  • человеколюбие;
  • нелицеприятие (одинаковое отношение ко всем);
  • снисходительность;
  • милосердие;
  • жертвенность;
  • любовь к ближним;
  • сострадание.

Совершенствуясь в них, возможно достичь большого духовного развития, принести истинное покаяние. Теперь оно будет подтверждено не только словами, но и поступками.

Не судите, да не судимы будете

Очень много примеров о том, как важно воздерживаться от греха осуждения, содержится в древних патериках, в житиях святых. Мы приведем только некоторые из них.

В одном монастыре жил инок, который слыл весьма ленивым и нерадивым. Однако когда он умирал, появился необычайный свет, душу его забирали ангелы в рай. Братия недоумевала. Тогда им было открыто, что единственная добродетель этого монаха — то, что он никого никогда не осуждал.

В другой обители старец как-то строго осудил своего послушника. После этого ночью ему было видение. Перед ним предстал ангел, который держал в руке душу того послушника. Он спросил старца: если сейчас решается участь послушника, куда старец повелит идти его душе — в ад или в рай? И тогда старец осознал, насколько опасно осуждение других, и покаялся.

Один известный подвижник, авва Исаия, однажды увидев, как монах согрешает блудом, прошел мимо, сказав: Если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтобы обличать его?

Другой поучительный пример о том, как важна работа над собой, а не над другими, содержится в житии Моисея Мурина. Как-то братия позвала его на собрание, где должен был пройти суд над согрешившим иноком. Тогда преподобный нашел старую корзину с дырами, наполнил ее песком, с чем и пошел на собрание. Братия спросила его: Что это означает?». На что святой ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!

О том, возможно ли полностью избавиться от популярной страсти, и как это сделать, расскажет профессор А. И. Осипов в следующем видеосюжете:

Грех осуждения и как с ним бороться

Вера и духовная жизнь. Матушки.ру

Вера и духовная жизнь ⇒ Грех осуждения и как с ним бороться

Модератор: Topolek

  • Перейти на страницу:

Сообщение Морячка » 30 мар 2016, 02:02

Матушки, сегодня прочитала такую историю. Очень интересная.Главное — жизненная.

«ПРО ЧУЖУЮ ШКУРУ ИЛИ КАК Я ОСУЖДАЛА МАТУШКУ

В последние годы каждый Великий Пост я вспоминаю одну и ту же историю, случившуюся лет восемь-девять назад.

Мне в этой истории около двадцати, я учусь заочно и второй год живу трудницей в небольшом женском монастыре. В разгаре Великий Пост. Монастырский пост глазами неофита. Время почти абсолютного, безоблачно-безмятежного счастья. Многочасовая утренняя служба, на которой не больше десятка молящихся. По иконостасу справа крадется луч весеннего солнца, а на клиросе у окна еще зябко, и сестры заботливо кутают молодежь в пуховые платки. Можно сидеть, «окуклившись» в пуху платка, и слушать Иоанна Мосха. Можно самой читать кафизмы, пронзительно-красивые и согревающие сердце, когда язык новичку уже понятен, а смысл еще не «затерся» от частого повторения.

Потом просфоры, поздняя трапеза и мытье посуды, которое тоже доставляет радость сознанием труда во славу Божию. И служба вечером, когда клирос кажется уютным коконом света в темном храме, освященном лишь островками горящих свечей. И «верится, и плачется, и так легко, легко…». Потом в деревенском доме теплая печь, книги, подготовка к Причастию, чай «с ничем».

И вот в один миг этот «рай на земле» разрушает священник из райцентра.

– Отче, у меня пономарь задурил! У вас тут никого из сестер нельзя на недельку выпросить? Может, и матушке моей помогли бы по дому, а? – молодой отец Иоанн, настоятель городского храма, ворвался в конце службы к монастырскому священнику энергичным вихрем в дутой куртке с запахом бензина.

Читать еще:  Есть изюм во сне к чему. Сонник для влюбленных

– В такое время, из сестер… Сам понимаешь, не слишком полезно. Вот у нас студентка, Елена, она особа неопределившаяся, пускай и посмотрит на семейную жизнь. Петь, правда, не умеет, но службу выучила, вроде бы, и читает…

И вот уже я еду «в мир», в районный городишко, где от великопостной весны с молодым солнцем и прозрачной капелью остается лишь городская распутица с грязными остовами недотаявшего снега, куртками пьяниц, чернеющими на остановках, и шансоном, шансоном…

На территории храма церковный дом: дрова, бельевые веревки, детские велосипеды. Зато шансона не слышно и жить меня селят отдельно, в здании воскресной школы. Я обхожу свою новую «келью», огромную, светлую, раскладываю вещи, бросаю в чашку кипятильник и, поджав ноги, устраиваюсь на диване, чтобы до вечерней службы почитать «Невидимую брань».

Но вода не успела вскипеть, как раздался настойчивый стук в несколько рук.

– Тёть Лен! Вы тёть Лен? Здрасьте! А вы к нам надолго? А вы монашка? Нет? А почему?

«Дети. Мелкие. Катастрофа…» – мои представления о детях младше средней школы крайне смутные с оттенком паники. Крошка Мю из повестей Туве Янссон и «Трудный ребенок» – этими ассоциациями они и ограничиваются. Нет, еще маленький лорд Фаунтлерой как антитеза, которую обязаны взращивать верующие родители, но возрастили ли ее здесь – еще ведь не известно.

А дети в количестве трех девчонок, дошкольниц или младших школьниц, уже прошмыгнули внутрь и рассказывают и расспрашивают о чем-то наперебой, перебирая на ходу мои вещи. Я хожу по пятам и чувствую себя так, словно в руках моих бомба, и неизвестно, от чего она взорвется.

– Теть Лен, а вас же мама звала! Пойдемте есть!

Увы, дошколята оказались совершенно неприступными для вежливо-витиеватых отговорок и очень скоро они уже спешили домой и вели под руки меня, а я чувствовала себя военнопленным и утешалась только тем, что служба скоро. В доме навстречу нам выскочили двойняшки лет двух с половиной и выполз карапуз, еще не способный ходить. «Шестеро!» – тоскливо сосчитала я и принялась здороваться с матушкой, крупной женщиной, на вид не старше тридцати лет.

Осторожно прохожу за хозяйкой на кухню, стараясь сохранять спокойный вид. А внутри весьма неспокойно, там уже идет борьба с грехом осуждения, но осуждение явно побеждает. Я осуждаю матушкино хозяйствование: «Памперсы на полу – это надо дожить! А ванная комната? Антисанитария! На кухню не войти…». Осуждаю педагогическую методику: «Что за дикие дети? И уже в сережках все, как вульгарно…» Осуждаю кулинарные способности: «Гречневый суп? Да уж!» Осуждаю «матриархальное» семейное устройство, когда при мне глава семьи спрашивает, что приготовить на ужин: «Нашла матушка занятие, достойное священника, нечего сказать»…

За полчаса до службы отец Иоанн просит меня погладить детские вещи, и я принимаюсь за дело с мысленным ропотом: «Вот тебе и пост, вот тебе и молитва – одно рассеяние и обмирщение». Через полчаса в комнату входит матушка и видит картину: на полу гора чистого мятого белья, без преувеличения, до пояса, а у меня под рукой стопочка из пяти, максимум – шести отглаженных распашонок, и я вдохновенно и неторопливо утюжу седьмую «по всем правилам». Поблагодарила, проводила на службу, уфф…

На следующее утро я уже на полном серьезе осуждала матушку за то, что она, жена священника, не ходит на службы «даже в Пост», не молится, не поет на клиросе, не приводит детей. Так проходит неделя: клирос, дом священника, где я вяло помогаю, осуждая и шарахаясь от детей, и откуда сбегаю при первой возможности в «келью», где можно «спокойно попоститься» и дочитать-таки «Невидимую брань». Наконец меня отвозят в монастырь, где я счастливо окунаюсь в «нормальную церковную жизнь», но еще долго мысленно возмущаюсь бытом и нравами приходского духовенства и рисую в уме картинки «как должно быть»…

Что ж, прошло всего несколько лет, и Господь дал мне возможность воплотить мои умозрения в жизнь: я вышла замуж, муж стал священником. У меня был всего один ребенок, когда на полу начали валяться памперсы, а «не войти на кухню» было уже во время беременности. И тогда же готовить на этой кухне стал муж – мне из-за токсикоза недосуг было размышлять о занятиях, достойных и недостойных священника… Сейчас детей трое, и я начинаю привыкать. Иногда на несколько часов в день удается навести образцовый порядок и, бывает, он держится до вечера. Иногда я сдаюсь, и воцаряется хаос. Если бы моих детей было шестеро, хаоса, думаю, было бы гораздо больше…

А попытка в будний день пойти на службу с детьми – это, как оказалось, садизм в отношении прихожан: в пустом храме каждый детский вскрик подобен звуку сирены. Пойти же в храм без детей – значит оставить их под присмотром мужа, лишив последнего редкого и драгоценного выходного… И еще много, много подобных «оказывается».

Теперь я вижу, что осуждение – грех в первую очередь против самого себя. Мы созданы богообразно, и через любовь к другому, через доброжелательное узнавание другого должны бы сподобляться богоподобного всеведения. Но вместо этого мы довольствуемся собственным всезнайством, все на свете пытаемся свести к своему жалкому, маленькому опыту, к умозрениям «а как должно быть», не желая и знать – а как бывает и почему…

Но применить на практике этот вывод все равно трудно: теперь я, человек семейный, начинаю осуждать монашествующих. Доколе…

Источники:

http://proruschurch.ru/kak-borotsya-s-grehom-osuzhdeniya/
http://megapoisk.com/greh-osuzhdenija-prichiny-vozniknovenija-i-borba-s-nim
http://matushki.ru/viewtopic.php?t=12636

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector