С кем сражался давид. Библейский царь Давид: история, биография, жена, сыновья

Содержание

История царя Давида

авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:

Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего… (Первая книга Царств, глава 13)

Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.

Семья царя Давида

Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.

Жены царя Давида.

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида.

У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.

Родословие царя Давида

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Давид и Саул

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.

Карта бегства Давида от Саула

Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

престол твой устоит во веки

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Давид и Вирсавия.

Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.

… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…

Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.

Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.

Старость и смерть царя Давида.

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Царь Давид в истории и археологии

Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.

Стела Тель-Дан

Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.

Стела Меша

Читать еще:  Козерог знак зодиака гороскопы. Сексуальный гороскоп Козерога

Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.

Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.

Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.

Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.

Псалмопевец Давид

Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

Библейский царь Давид: история, биография, жена, сыновья

В 965 году до н. э. в возрасте 70 лет завершил свой жизненный путь израильский царь Давид. Погребён он был в Иерусалиме на Сионской горе, именно там, где через много веков состоялась Тайная Вечеря, предшествовавшая страданиям и крестным мукам Иисуса Христа. Образ этого библейского персонажа стал олицетворением былого величия еврейского народа и упования на его грядущее возрождение.

Молодой помазанник Божий

По свидетельству Ветхого Завета, у благочестивого вифлеемлянина Иессея и его жены моавитянки Руфи, живших в XI веке до н. э., подрастало восемь сыновей, младшим из которых и был будущий библейский царь Давид. Принято считать, что на свет он появился в 1035 г. до н. э.

Священное Писание повествует, что ещё в юные годы мальчик отличался не только красотой и силой, но удивительным красноречием, а также умением играть на киноре ─ древнем струнном инструменте.

Житие, или, проще говоря, биография царя Давида, начинается с того, что перед читателями он предстаёт юным пастухом, проводящим дни и ночи вместе с отарами овец на склонах холмов, окружавших его родной город Вифлеем. Юноша отличался храбростью, защищая своих подопечных от медведей и львов.

В те годы народом Израиля правил царь Саул, ставший первым помазанником Божьим, но затем отвергнутый Им за непокорство и гордыню. Поэтому Господь послал пророка Самуила тайно помазать на царствование Своего нового избранника, которым и стал юный пастух ─ младший сын вифлеемлянина Иессея. С того момента, когда пророк исполнил эту великую миссию, на будущем царе Давиде почил Дух Божий, и он стал исполнителем Его святой воли.

Царское благоволение, сменившееся ненавистью

Волею Всевышнего Давид обрёл благодать в глазах остававшегося ещё несколько лет у власти царя Саула. Этому послужили два эпизода, описанных в Ветхом Завете. Одним из них является чудесная игра юноши на киноре, которой он сумел успокоить душевные муки царя, а другим ─ его победа над великаном Голиафом. В Писании говорится, что, придя накануне решительной битвы с филистимлянами в лагерь израильтян, он принял вызов на поединок у этого грозного богатыря и, сразив его выпущенным из пращи камнем, обеспечил победу своему народу. Этот подвиг позволил Давиду войти в ближайшее окружение царя и завоевать дружбу его сына Ионафана.

Но случилось так, что слава молодого воина, достигшая всех уголков страны, вызвала в Сауле жгучую зависть и стала причиной того, что прежнее благоволение сменилось ненавистью. Неоднократно царь пытался убить Давида, но сделать это открыто он не мог, опасаясь всеобщего возмущения, и поэтому прибегал к различным уловкам и козням. Когда же стало очевидным, что кровавая развязка неизбежна, опальный герой был вынужден бежать и долгое время скитаться в пустыне, ища там спасение от своих преследователей. За годы странствий он близко узнал жизнь простого народа и научился состраданию к людям.

На службе у бывших врагов

Однако его прежняя слава не была забыта, и постепенно вокруг будущего царя Давида стали собираться все, кто стал жертвой притеснений и обид. Из них со временем сформировался многочисленный отряд, во главе которого опальный помазанник Божий покинул страну и временно поступил на службу к своим прежним врагам ─ филистимлянам и их царю Анхусу.

Обретя в его лице покровителя, Давид и его сторонники поселились в пограничном городе Секелаге, откуда совершали набеги на поселения соседствовавших с ними племён амолектиян. Часть награбленного шла по договору Анхусу, а остальная добыча делилась между изгнанниками. Давид был лоялен по отношению к царю, но когда тот призвал его для участия в военном походе на Израильское царство, сумел хитростью уклониться от необходимости воевать с собственным народом.

Воцарение Давида в Иудее

Последовавшая затем война стала губительной для израильтян. В битве при Гелвуе филистимляне нанесли им сокрушительное поражение, стоившее жизни царю Саулу. Будучи тяжело раненым и предвидя неизбежное пленение, он совершил самоубийство, пронзив себя собственным мечом. В тот же день погиб и его сын Ионафан, не раз спасавший Давида от преследований отца.

Несмотря на то что Давид лично не принимал участие в битве, он тем не менее воспользовался победой филистимлян, и прибыв со своим отрядом в город Хеврон, находившийся в южной части Израильского царства, был официально помазан на царствование. Однако в течение последующих семи лет власть царя Давида распространялась не на всю страну, а лишь на её часть, именовавшуюся Иудеей. Такое название она получила вследствие того, что жили там представители колена Иуды ─ одного из двенадцати сыновей еврейского праотца Якова. На остальной же территории правил один из оставшихся в живых сыновей Саула.

Во главе всего Израиля

Происшедшее разделение единого некогда государства привело к междоусобной борьбе, в результате которой победу одержали иудеи. Сразу после окончания военных действий в Хеврон прибыли израильские старейшины и призвали Давида царствовать над всей страной. Так Господь возвёл над еврейским народом Своего помазанника, отмеченного по Его поведению ещё пророком Самуилом. В те дни Давиду едва исполнилось 30 лет.

Строительство Иерусалима

Став царём Израиля, Давид явил миру образец мудрости и непреклонной решимости в борьбе с врагами. Им было одержано множество побед, и вскоре никто из соседних правителей не решался на него напасть. В течение первых семи лет правления пока царская резиденция помещалась в Хевроне, шло строительство новой столицы государства ─ Иерусалима, название которого с древнееврейского языка переводится как «Город мира».

В центре его установили скинию, в которую была перенесена величайшая святыня еврейского народа ─ Ковчег Завета ─ переносной ларь, в котором хранились каменные Скрижали с заповедями, полученными Моисеем на горе Синай, а также сосуд с Манной Небесной и посох Аарона. Это ещё более повысило статус новой столицы.

Великий псалмопевец

Через Своего пророка Господь возвестил царю Давиду, что отныне его дом будет царствовать вовеки, и из него в будущем явится миру Мессия. Заметим, что последователи иудаизма до сего дня ожидают исполнение пророчества, тогда как христиане считают, что оно исполнилось в лице Иисуса Христа.

Господь наделил Своего избранника множеством талантов. В частности, Он одарил его искусством сложения псалмов ─ религиозных стихов, объединённых затем в сборник, известный, как «Псалтырь царя Давида», и включённый в число священных книг Ветхого Завета. Его выходщие за рамки иудаизма тексты широко используются во время различных христианских богослужений. Особенно востребованными являются 40-й, 50-й и 90-й псалмы царя Давида. Но кроме этого чтение полного текста входит в порядок исполнения многих христианских обрядов. Например, принято читать «Псалтырь» над телами усопших.

Читать еще:  Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Категории время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании и знании

Несбывшиеся мечты

Сорок лет правления царя Давида (именно столько времени он находился у власти) стали периодом необычайного благоденствия всего еврейского народа. Являясь мудрым правителем, он всячески обустраивал государство и крепил у его жителей веру во Всевышнего. За это Господь споспешествовал ему во всех начинаниях, за исключением лишь одного.

Дело в том, что перенеся в Иерусалим Ковчег завета и поместив его в походной скинии, Давид замыслил сооружение грандиозного Храма. Однако при всём благоволении к Своему избраннику, Господь не позволил ему это сделать, а благословил на столь великое деяние сына царя Давида ─ Соломона, о рождении которого будет рассказано ниже. Устами пророка он возвестил, что, участвуя в войнах, он был вынужден пролить много крови, а возводить Дом Божий надлежит лишь чистыми руками.

Таким образом, честь построения Храма Давид был вынужден уступить своему сыну, но в последующие годы сделал в этом направлении всё, что было возможно. Он собрал необходимые денежные средства, разработал чертежи построек, входящих в храмовый комплекс, а также подготовил эскизы атрибутов будущих богослужений. Всё это он передал Соломону, значительно облегчив тому выполнение предстоящей задачи.

Вражьи искушения

Несмотря на то что вся история царя Давида являет собой повесть об истинном служителе Божьем, ставшим воплощением неисчислимых благодетелей, был и в его жизни эпизод, испортивший общую картину и даже отчасти подмочивший репутацию. Враг рода человеческого, как известно, нередко выбирает объектом своих происков наиболее праведных людей. Не упустил он возможность помешать и царю Давиду.

Однажды вечером сатана привёл его на балкон, с которого открывался вид на двор соседа ─ военачальника Урии Хеттеянина, как раз в тот момент, когда в бассейне плескалась его обнажённая жена Версавия. По обычаю Востока, у царя было множество жён и наложниц, но такой красавицы ему видеть ещё не приходилось.

Приковав к ней взоры Давида, враг рода человеческого разжёг нестерпимый огонь в его плоти (сатана ─ мастер на эти дела). Зная, что мужа Версавии дома нет, поскольку тот был отправлен в длительный поход, царь приказал слугам доставить к нему молодую женщину, которая, к слову сказать, не выразила ни малейшего возмущения по поводу столь явного вероломства, или, как сейчас модно говорить, сексуального домогательства.

Впадение в ещё более тяжкий грех

Потакая и далее ненасытному сластолюбцу, она вскоре от него забеременела и произвела на свет сына. В отличие от сотен других женщин, разделявших с царём его ложе, Версавия до такой степени пленила сердце Давида, что тот решил сделать её своей официальной женой, но для этого требовалось как-то избавиться от мужа.

Лукавый и тут не упустил случая вмешаться. По его наущению, царь послал командующему войском, в котором сражался Урия, письмо с приказом направить того в самое опасное место, где бы ему грозила неминуемая смерть. Тот в точности исполнил повеление царя. Овдовев, Версавия вскоре стала законной женой царя Давида. Такой поступок вызвал гнев Господа Бога, и через пророка Нафана Он обличил Своего помазанника в преступлении, совершённом перед Небом и людьми.

Глубокое покаяние

Осознав всю глубину своей вины, царь принёс Господу глубочайшее покаяние, которое легло в основу знаменитого 50-го псалма, до сего дня произносимого при чтении «Утреннего молитвенного правила» всеми воцерковленными православными людьми. После этого волнующего текста принято возносить молитвы царю Давиду о его ходатайстве перед Престолом Божьим о прощении тех или иных наших грехов, отягощающих совесть.

Вняв столь страстным покаянным речам, Господь через того же пророка Нафана сообщил Давиду о том, что он прощён, но должен понести наказание, которым станет смерть сына, рождённого ему Версавией ещё до вступления в брак. Вскоре ребёнок действительно умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон ─ строитель Первого Иерусалимского Храма. Именно поэтому в молитвах царю Давиду звучат прошения не только об отпущении грехов, но и о ходатайстве пред Господом о ниспослании достойных наследников.

Конец жизненного пути

Главной заботой в последние годы правления царя Давида стали проблемы, связанные с вопросом престолонаследия. У него было много сыновей. Не дожидаясь кончины отца, некоторые из них начали вести жестокую борьбу за власть. Особенно дерзким и неукротимым оказался старший сын Авессалом. Библия рассказывает, что под внешней красотой и изяществом, в нём скрывалась коварная и жестокая душа. Собрав из своих сторонников многочисленный отряд, он выступил с войной против собственного отца, и только воля Божья помешала осуществлению его коварных замыслов.

Не успела развеяться печаль Давида, вызванная вероломством старшего сына, как следующий за ним по возрасту Савей поднял новый мятеж, а когда и он был усмирён, свой меч на отца поднял его третий сын ─ Адония. Эта борьба с собственными сыновьями отравила последние годы жизни царя и подорвала его душевные силы. Чувствуя приближение смерти, он по настоянию Версавии и пророка Нафана объявил наследником престола своего сына Соломона, помазав его на царствование. Ушёл из жизни царь Давид в 965 году до н. э., и сегодня его могила на горе Сион входит в число величайших святынь еврейского народа.

Семейная драма царя Давида

Часть 3. «И повис между небом и землею»

О бунте непокорного сына и его последствиях, о смирении отца – царя Давида, о том, что нам делать, когда наши дети оказываются «между небом и землею», – протоиерей Олег Стеняев, продолжает свою беседу, комментируя библейскую историю об Авессаломе (2 Цар. 14–18).

Сказано в слове Господнем:

«Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12).

Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги царя Давида, забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.

Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, предреволюционная ситуация?

«И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17).

Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего Николая Александровича.

О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима.

«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15: 18).

То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.

Царская власть не достигается по воле человека – это власть, которая даруется от Господа

Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?

Когда на просторах нашей земли уничтожалось само имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с Небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерейские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.

Читать еще:  Церковные имена по дате рождения для девочек. Выбираем имя ребенку

Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит – уходит пешком, потому что знает: если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое «правление» с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Право же, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола – путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, – сам становится лишь слепым орудием диавольских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (см.: Мф. 4: 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.

Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравомыслящие люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. И в ходе этой войны Авессалом погибает.

«И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2 Цар. 18: 9).

Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею», и увидел это некий воин – а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе.

«И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома”» (2 Цар. 18: 11–12).

Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им?

Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18: 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, но отрок – его дитя.

Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы… А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей – за

помните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное, думал: «Зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!» Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что – несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть.

Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.

Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею», так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.

И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится:

«И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18: 32).

А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду:

«Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18: 32–33).

Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помазуем их святым миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля – это Святая Русь, и живет, идя путем греха!

Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготавливает памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных – они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба – это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: «Наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится» (Притч. 22: 6).

Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: «Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?» И далее он сказал: «Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь». И я думаю, что каждый из посещающих храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине украшают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах, по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи!

Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: «Сын мой, сын мой Авессалом. »

Источники:

http://bibliya-online.ru/istoriya-carya-davida/
http://monateka.com/article/258886/
http://pravoslavie.ru/97949.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: