Русский культурно духовный центр в париже. Русский духовно-культурный православный центр в париже

Православная миссия в Париже

Во Франции местные жители проявляют все больший интерес к русской культуре, традициям и православию. В этой связи в октябре 2016 года в Париже открыли Русский духовно-культурный центр, а при нем – кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской Православной Церкви.

Корреспондент Царьграда взял эксклюзивное интервью у пресс-атташе Корсунской епархии, иерея Георгия Шешко. Он рассказал о значимости Русского центра в сердце Парижа и о том, почему французы все больше интересуются православной духовностью и нашими традициями.

Русский духовно-культурный центр: Люди рады, что в сердце Парижа открылся православный храм

Дарья Платонова: Несколько месяцев назад в Париже открылся Русский духовно-культурный центр. В чем значимость открытия этого центра, и какие мероприятия, помимо богослужебных, проходят здесь?

о. Георгий Шешко: Ценность этого центра, на самом деле, познается с течением времени.

Конечно, мы изначально знали, что центр будет очень важен для местных православных христиан, для русской диаспоры, для обычных парижан. Но со временем мы видим то, что даже немного недооценили важность центра. Потому что многие люди приходят ежедневно, и каждый день в храме присутствует священник. Он отвечает на самые различные вопросы, связанные и не связанные с верой.

И в этом смысле, конечно, православная миссия превосходит все наши ожидания. Очень многие люди пишут добрые отзывы, радуются тому, что здесь, в сердце Парижа, был открыт православный храм. Помимо богослужений здесь проходят совершенно разные события, мероприятия – выставки, концерты, встречи, конференции, презентации книг.

Как видите, спектр деятельности достаточно широк и выходит за рамки исключительно богослужебной деятельности.

Дарья Платонова: Насколько было важным для русских православных христиан Франции воссоединение Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом?

о. Георгий Шешко: Безусловно, это важная веха, важный момент церковной истории. В Париже есть несколько общин Русской Православной Церкви за рубежом, с которыми мы, конечно же, дружим, с которыми мы общаемся. У нас есть теперь и евхаристическое общение, и мы постоянно встречаемся на самых разных площадках. Конечно же, служим и общаемся с приходами.

Поэтому для нас это воссоединение сыграло очень важную и позитивную роль.

Дарья Платонова: Сохраняется ли в современной Франции духовное наследие русского зарубежья – первой волны русской эмиграции?

о. Георгий Шешко: Да, сохраняется. Мы, конечно, пытаемся сохранить и ту традицию, которая здесь появилась после трагических событий октября 1917 года.

Естественно, мы привлекаем представителей русской диаспоры к богослужебной деятельности, тех людей, которые прибыли сюда сто лет назад. И, конечно же, они тоже откликаются на наши призывы, активно участвуют не только в богослужениях, но и в культурной, и в общественно-просветительской деятельности. И мы этому рады, и всячески приветствуем.

Французы очень интересуются русской культурой и православием

Дарья Платонова: Если посмотреть на современную Францию, то можно заметить тенденцию – многие французы ищут выход из духовного кризиса именно в православии. На службе присутствовало очень много представителей франкоязычного населения, и служба тоже велась наполовину на французском, наполовину на русском языке.

Существует ли такая сильная тенденция – обращения французов в православие?

о. Георгий Шешко: Говорить о какой-то сильной тенденции пока еще не приходится. Наш храм еще достаточно молодой. Он всего несколько месяцев как открыл свои двери, но уже сейчас к нам поступают просьбы о крещении, о венчании, о смешанных браках – даже обычный интерес к православию французы выказывают очень активно.

Нужно еще раз сказать о том, что присутствие храма как доминанты этого центра очень важно. И мы видим, как французы интересуются православной духовностью, как они интересуются русской культурой, как они интересуются вообще православием как таковым.

Поэтому можно сказать, что пока, наверное, тенденций мы не наблюдаем, но очень ярко выраженный интерес по отношению к православию среди людей, конечно, присутствует. Половина людей, которых вы сегодня видели – это французы. Многие из них – не православные. Однако же они приходят сюда и молятся вместе с православными, потому что у них есть этот живой интерес по отношению к православию.

Дарья Платонова: А что посоветуете современному христианину? Русским, которые живут во Франции, и являются свидетелями кризиса, духовного и политического?

о. Георгий Шешко: Что может посоветовать священник? Конечно, в первую очередь, молитву. Молитва – она врачует. Молитва создает эту связь с Богом. Когда мы с Богом, когда мы молимся Господу Богу, когда мы возлагаем на Него наши упования и наши проблемы, то нам становится намного легче. Мы находим утешение в молитве, мы находим духовную радость и духовное обогащение. Поэтому в дни Великого Поста кроме как о молитве, наверное, ни о чем другом не приходится думать…

Читать еще:  Святой стахий в православии. Значение стахий, апостол в православной энциклопедии древо

Русский духовно-культурный центр в Париже

Открытие Духовно Культурного Центра в Париже

Культурный центр в Париже

Один из прекраснейших культурных центров мира, Париж также стал духовной Меккой Европы. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм – такие разные и, порой, противоречивые религии гармонично соседствуют на улицах самого романтичного мегаполиса.

Православный центр в Париже!

С недавних пор, среди множества храмов, разместился в столице Франции и православный духовно-культурный центр.

Начало истории

Решение построить Русский центр в Париже возникло у патриарха Алексия II. В один из своих визитов в мировую столицу романтики, Его Святейшество отметил, что количество православных парижан значительно увеличилось за последние годы. Прежний храм уже не мог вмещать столько прихожан, а значит, Первосвятитель должен был позаботиться о своей пастве.

Православный центр в Париже!

Безусловно, вопрос возведения нового святилища на территории чужого, пусть и дружественного государства, необходимо было решать на государственном уровне. Сразу после визита, Алексий II обратился с ходатайством к президентам обоих стран.

Так, заручившись одобрением глав России и Франции, Святейший патриарх инициировал процесс постройки современного православного храма в Париже.

Структура комплекса

Центр православной культуры нельзя однозначно назвать пагодой для молитв. В планах духовенства было создание полноценного комплекса, где православные христиане могли позаботиться не только о бессмертной душе, но и своем культурном просвещении.

Так, на территории миссии расположились несколько корпусов: православный храм Святой Троицы, двуязычная российско-французская школа, выставочный центр и служебные пристройки для персонала.

Русский центр в Париже (фото)

Интересно, что здание русского духовно-культурного центра в Париже получило юридический статус неотъемлемой части Российского посольства, а значит, обладает теми же правами и привилегиями, что и официальное представительство.

Дипломатический иммунитет помог, в свое время, избежать православному комплексу ареста земельных активов. Конфликт возник в 2015 году, когда бывшие акционеры нефтяной компании «ЮКОС» решили воспользоваться судебной экзекватурой и запретить застройку на левом берегу Сены.

Поиск и приобретение земли

От задумки до первого заложенного камня прошло несколько лет. Первой проблемой, с которой столкнулись организаторы проекта, оказалось отсутствие подходящего участка земли на территории Парижа. Для епархии было важным, чтобы центр занял максимально выгодное расположение для православной диаспоры.

Русский центр в Париже (фото)

И вот, в 2009 году городской совет выставляет на продажу идеальный участок. Здание метеорологической станции, расположенное на центральной набережной Бранли, готовилось под снос. Безусловно, желающих заполучить лакомый кусочек на берегах Сены оказалось немало. Выгодное расположение в сердце французской столицы, соседствующие неподалеку Эйфелева башня, музей Примитивного искусства и дворец Альма делали такое приобретение выгодным капиталовложением для многих государств.

Чтобы избежать обвинений в предвзятости решения, французские власти объявили конкурс на приобретение земли в центральном округе Парижа. В финале аукциона главными потенциальными покупателями оказались Россия, Саудовская Аравия и Канада.

Духовный центр в Париже

Безусловно, на результаты торгов повлияли не только суммы, которыми оперировали представители трех государств. Не последнюю роль в принятии решения сыграли дружественные взаимоотношения между президентами России и Франции, а также желание укрепить духовные и исторические связи двух наций.

Так, в феврале 2010, по итогам проведенного тендера, получил одобрение проект «Открытие Русского духовно-культурного центра в Париже». У будущего комплекса для православных парижан теперь появился точный адрес: набережная Бранли, дом 1.

Секреты и тайны будущего комплекса

Когда дело приобретает государственную важность, не обходится без закулисных интриг. На этот раз «тайны мадридского двора» коснулись такого, казалось богоугодного, дела.

Надо признать, не все были уверенны в том, что Русский православный духовно-культурный центр сможет принять. Некоторые члены городской коммуны открыто выступали против возведения комплекса, мотивируя свой протест тем, что новое архитектурное сооружение не впишется в исторический облик столицы.

Духовный центр в Париже

Ходят слухи, что, для урегулирования этого вопроса, российским спецслужбам пришлось развернуть операцию «Собор». Как спецагенты убеждали французские власти в правильности принятого решения мы вряд ли узнаем. Очевидно лишь, что, в результате секретной операции, чиновникам удалось прийти к взаимному соглашению.

Еще одним поводом для слухов стала сумма, которую инвестировала Россия в покупку парижской земли. Так как финансовые результаты тендерного соглашения остались тайной для общественности, местные СМИ имели возможность вдоволь пофантазировать на эту тему. По разным оценкам, влиятельные издания Франции публиковали суммы от 60 до 170 млн. евро.

Конкурс на лучший архитектурный проект

Когда первые трудности миновали, наступил период, так сказать, приятных хлопот: формирование оценочного жюри и организация конкурса на проектирование строительства.

Проект Жана-Мишеля Вильмотта!

В тендере принимали участие более 400 архитекторов. Каждый из участников понимал, имя победителя навсегда войдет в историю российско-французских отношений.

Как высказались позднее члены жюри, первый тур конкурса стал ошеломляющим. К рассмотрению было принято 109 проектов, соответствующих всем требованиям комиссии. Предстояла большая работа.

Каждый проект по возведению православного храма был по-своему интересен. Российские архитекторы видели будущее Святой церкви в классическом для православия стиле. В то время как Русский духовно-культурный центр Париж ожидал увидеть более современным, соответствующим основной архитектурной идее города. Новаторские взгляды франков приобретали, порой, замысловатые формы, например, храм «завернутый в бумагу» или в виде горящей свечи.

Читать еще:  Сонник новая стрижка и цвет волос. Прическа по соннику

Духовный центр проект!

После длительных перипетий, споров и сомнений, оценочное жюри выбрало несколько, на их взгляд, самых интересных предложений. Тройку лидеров составили французский архитектор, Фредерик Борель, конструктор городских интерьеров, француз Жан-Мишель Вильмотт и архитектор-урбанист из Испании, Мануэль Нуньес-Яновский.

В результате, главным планом для строительства православного центра стал замысел Жан-Мишеля Вильмотта. Но об этом позже.

Трудности проекта

На самом деле, архитекторов в истории создания духовного комплекса было два. В марте 2011, по результатам конкурса, пальму лидерства получил Мануэль Нуньес-Яновский. Его замысел основывался на идеях постмодерна – соединения несоединимого. Предполагалось воздвижение храма, с классической, православной основой, покрытой стеклянным покровом и куполами. Вся прозрачная часть сооружения, в ночное время суток, должна была освещаться золотистым светом.

Дерзкий проект испанского архитектора вызвал целый шквал эмоций. Кто-то называл его «сочетанием православных традиций и современности». Другие шутили, что Нуньес-Яновский пытается воплотить в жизнь Сказку о царе Салтане, А.С. Пушкина.

Помните, как там у автора?

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами»

Нашлись у проекта и ярые противники. Бертран Деланоэ, тогдашний градоначальник Парижа, стал утверждать, что проект Нуньес-Яновского не впишется в архитектурное окружение всего района и неминуемо испортит пейзаж на набережной Бранли.

Русский духовно-культурный центр

Сопротивление городских властей было настолько сильным, что вопрос коснулся не только исторических традиций, но и безопасности города. Вызывающему плану испанского архитектора приписывали даже политические мотивы. Идея построить православный центр в Париже стала камнем преткновения и для Западноевропейского экзархата русских народов.

Не дожидаясь, когда проблема перерастет в международный скандал, правительство России разорвало контракт с Мануэлем Нуньес-Яновским. Так, пальма лидерства перешла ко второму финалисту конкурса — Жан-Мишелю Вильмотту.

От мечты к очевидной реальности

Весной 2013 Жан-Мишель взялся за разработку нового плана для строительства Русского православного культурного центра. На этот раз архитектор внимательно изучил ошибки, допущенные своим предшественником, и принял во внимание рекомендации и пожелания городских властей. Однако главным консультантом в проектировании нового комплекса стал для архитектора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В результате такого единогласного сотрудничества, градостроитель смог разработать план, удовлетворяющий как российский Патриархат, так и парижское ведомство.

В декабре глава городского департамента одобрил чертежи и подписал разрешение на застройку.

В апреле 2015 года, буквально в километре от Эйфелевой башни, прошла церемония закладки священного камня для храма Пресвятой Троицы. На торжественное мероприятие собрался весь православный бомонд, во главе с епископом Корсунской епархии, Нестором. Идея построить российский духовно-культурный православный центр в Париже перестала быть просто мечтой.

Особенности православного центра

Возведение комплекса продолжалось почти два года. Не все проходило гладко и на этот раз. Дважды представители «ЮКОСа» пытались остановить строительство, предъявляя свои права на участок земли, выделенный под возведение православного храма. И дважды Парижский суд отклонял исковые ходатайства акционеров, руководствуясь дипломатической неприкосновенностью Российской недвижимости.

К концу лета 2016 строительные и облицовочные работы подошли к концу, и центр православной культуры в Париже засиял на набережной Бранли во всем великолепии.
Ансамбль, как и предполагалось, состоит из нескольких корпусов. На набережную Сены смотрят центр христианской культуры и два выставочных зала.

Проект Духовного Центра в Париже!

Возле проспекта Раппа расположилась церковь Святой Троицы, а также административные корпуса и служебные помещения. Со стороны дворца Альма разместились образовательные помещения для начальной школы, способные вмещать до 150 студентов.

Ландшафтный дизайнер, Луи Бенеш, позаботился о зеленой части православного центра. Опытный реконструктор сада Тюильри, зодчий разработал план насаждений, который не только соответствует типичной для Парижа схеме озеленения, но и повторяет естественную флору русских равнин.

Главное событие Парижа осенью 2016

Официальное открытие Русского православного центра в Париже пришлось на октябрь 2016. Как и ожидалось, гостей, желающих присоединиться к торжественному событию, оказалось немало. На праздник съехались представители духовенства, послы и уполномоченные делегаты, политики и министры, общественные деятели, потомки русской эмиграции и православные прихожане, представители международной прессы.

Открытие Духовного Центра в Париже!

Кажется, это один из немногих случаев, когда новое сооружение стало не просто центром мирового и общественного внимания, а поводом собрать под своей крышей людей самых разных вероисповеданий, политических убеждений и исторических взглядов.

Несмотря на многочисленные препятствия, церковь Святой Троицы и Русский православный духовный центр в Париже гармонично вписался в общее архитектурное настроение столицы. Появление нового сооружения на левом берегу Сены стало еще одним преимуществом в городе религиозных ценностей.

Открытие Духовного Центра в Париже!

Православные французы получили новый приход и возможность поддерживать культурные традиции христианства, а городские власти – еще один исторически значимый объект.

Расположенный в самом эпицентре туристического маршрута, православный комплекс стал новой жемчужиной культурной столицы Европы.

В Париже торжественно открыт Российский духовно-культурный православный центр

В самом сердце Парижа большое историческое событие – торжественная церемония открытия Российского духовно-культурного православного центра. Грандиозный проект, в котором соединились и русская душа, и французский шик – Центр как символ духовных связей двух народов. Приветственное послание направил участникам церемонии в Париже президент России.

Читать еще:  Можно ли читать библию сидя. Как читать Евангелие? — на самые частые вопросы, задаваемые в сети, отвечает епископ Иона (Черепанов)

Владимир Путин уверен: Центр займет достойное место в ряду культурных достопримечательностей Парижа, а его деятельность послужит сохранению традиций дружбы и взаимного уважения, которые связывают россиян и французов.

Желающих увидеть историческое событие своими глазами было больше, чем могли предположить организаторы. Общественные деятели, писатели, депутаты, эмигранты, политики – и русские, и французы. Рядом с министром культуры Мединским – мэр Парижа Анн Эдальго. Аплодисменты, восторженные отзывы и бурные обсуждения. Невероятный проект стал реальностью. В центре Парижа православный собор. В граните и мраморе — на века.

Камень из Бургундии — из такого же построен Нотр-Дам-де-Пари, до Эйфелевой башни 600 метров. Еще несколько лет назад проект центра казался амбициозным, несбыточной мечтой. Но все состоялось, центр открылся, и сегодня сюда впервые пустили журналистов и гостей. Здесь невероятно легко, просторно, много воздуха. Центр – это не одно здание, а целый комплекс строений, и в сердце православный храм — пятиглавый, пятикупольный собор в Париже, который виден отовсюду.

От гордости буквально светился, главный архитектор Жан-Мишель Вильмотт сегодня принимал поздравления. Его проект и французская, и российская сторона приняли с воодушевлением. Собор и здания вокруг построили за полтора года. Сложное архитектурное решение, в котором православные каноны сочетаются с уникальной парижской архитектурой и современными технологиями. К примеру, купола сделаны из стекловолокна с неограниченным сроком службы, при этом покрыты сусальным золотом.

«Посмотрите, как четыре строения вписываются в квартал. Ничего не было сделано случайно. Собор расположен на одной оси с дворцом Альма, который мы заново для себя открываем. Все фасады же выходят на авеню. Это продолжение города», – поясняет Жан-Мишель Вильмотт.

По масштабам центр сравнить с чем-то сложно. До этого самым значимым и грандиозным российским сооружением еще царских времен считался Мост Александра III.

«Этот проект действительно уникальный. Я уверен, что это будет одно из любимых мест посещения не только наших соотечественников, не только православных, приезжающих в Париж, но я думаю, что это будет одно из любимых мест взаимного общения, посещения гостей Парижа, французов, наших друзей», – сказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Этого момента мы ждали долгие годы. Была очень напряженная работа, чтобы построить этот замечательный центр. И вот двери его открываются. Это праздник на нашей улице, праздник на парижской улице. Этот центр, безусловно, станет украшением Парижа», – рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов.

Еще недавно русская община в Париже собиралась в подвале велосипедной фабрики. Величественный храм на берегу Сены — символ духовных связей двух наций. Здесь будут встречаться, обсуждать и открывать для себя Россию французы. Центр — еще и место культурного паломничества.

«Культура и духовность или религия как часть культуры — самое важное, что существует. Оно важнее политики, экономики и всего. Я думаю, что событие, которое сейчас происходит, с одной стороны показывает, как это важно, а с другой стороны показывает, как важно не ломать эти связи. И как плохо, если их иногда даже пытаются использовать в политических целях», – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эрмитаж и Пушкинский музей привезли в Париж в эти дни грандиозную выставку. Без преувеличения. В выставочном комплексе недалеко от Российского центра культуры – Пикассо, Матисс, Ван Гог. Спустя век коллекция Щукина, поделенная революционерами на два музея, воссоединилась. Его внук, француз по рождению, накануне открытия с волнением обходит залы.

“Четыре месяца, чтобы это увидеть, что вы никогда не увидите, даже несмотря на факт, что картины будут возвращаться к вам, что они будут висеть в Эрмитаже и в Пушкинском, но это совершенно не это ощущение, совершенно другое”, – уверяет внук С.И. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.

“Это одна коллекция, которая существует в двух чудесных музеях, правда. Но соединение ее – это тоже очень важная часть того долга, который мы отдаем Щукину. И особенно здорово, что это происходит здесь, в Париже, на родине тех художников, которые, собственно, и являются сердцем этой коллекции”, – отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Русские сезоны. Так и напрашивается сравнение, глядя на список российских событий в Париже. Сразу после открытия Культурного центра в первый же его рабочий день здесь Конгресс русской прессы под эгидой ТАСС. В зале собрались делегаты из 60 стран.

«Давно такого не было, когда совершенно неправильно, совершенно извращенно подается информация о нашей стране, о наших действиях, о наших идеях. Замалчивается хорошее, на первый план выходит все негативное. Давно такого не было, и наша задача как раз перебороть это. И русскоязычная пресса здесь будет в первых рядах», – подчеркнул президент Всемирной ассоциации русской прессы Виталий Игнатенко.

Здесь будут проводить выставки, концерты, здесь будут в том числе и французские дети изучать русский язык, здесь будут молиться. А сам архитектурный образ строений французские политики уже называют символом открытости. Таким Российский центр в Париже и задумывался.

Источники:

http://pravoslavie.ru/102023.html
http://paris-life.info/worth-seeing/sights/987-russian-centre-paris/
http://www.1tv.ru/n/312308

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: