Русские святые — идеал в духовно-нравственном воспитании молодежи. Царская Семья – идеал христианской семьи

Воспитание детей в христианской семье

«Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл» Священник Алексей Мороз. Уроки добротолюбия. -Издательство Сатис, 2006. http://3rm.info/publications/3049-detyam-o-devstve-brake-i-seme-na-primere-svyatoj.html.

Появление детей – это качественное изменение, совершенно новый этап в жизни семьи. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: « Ребенок служит чем-то вроде мостика, так что тут уже трое составляют одну плоть ,потому что дитя соединяет одну сторону с другою» Семеник Д. Душевный лекарь: О семейной жизни.-М.:Издательство Сестричества во имя Игнатия Ставропольского, 2011. С.135..

Жития святых дают целостное представление о христианском воспитании детей в своих семьях. Главное, на чем основывается воспитание — это религиозность.

Родители закладывали в детях любовь к Богу и Церкви, к ее таинствам. Молиться Богу, посещать богослужения, жить церковной жизнью, читать религиозные книги в кругу семьи считалось основным занятием:

«В семье Архангельских воспитанием детей занималась Хиония Ивановна. Она была женщиной глубоко религиозной и благочестивой и научила детей молиться и при всех трудностях обращаться к единому Богу. Во все большие и малые церковные праздники дети вместе с нею шли в церковь. Она приучила их поститься в соответствии с церковным уставом. В посты откладывалось чтение светских книг и читался лишь Закон Божий. Прочитанное дети рассказывали отцу или матери». Священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские

Задача воспитания – вложить в сердца зачатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. В ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого нужен пример родителей, их молитвы за ребенка. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце» Преподобный Амвросий Оптинский Советы супругам и родителям http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1308

С раннего детства также необходимо воспитывать в ребенке трудолюбие, хозяйственность, бережливость. Из жития Святых Старотерпцев Николая и Александры Романовых видно,что «Именно через Царя, через отца дети приучились заниматься физическим трудом. Известно, что Царь был физически очень развитым человеком, с детства приученным к труду; любил греблю. Поэтому в Царской Семье матросы обучали детей гребле и плаванью, они занимались наведением порядка и чистоты в доме и на территории. И это не было каким-то излишеством, это была родительская мудрость» Монахиня Нина (Крыгина) Царская семья — идеал христианской семьи // Православная газета. – 2008. http://www.pravoslavie.ru/36791.html.

Помимо этого детям прививалась искренность, простота в отношениях, рассудительность; любовь к детям выражалась не в избалованности, а в строгости.

Так как семьи были верующими, то родители воспитывали смирение и верность Богу, учили благодарить не только за хорошее, но и за причиняемое зло.

Как говорила Царица Александра: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело – знать, а другое дело – это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей. Все начинается с нас самих. Мы главный образец для подражания для наших детей.

Русские святые — идеал в духовно-нравственном воспитании молодежи. Царская Семья – идеал христианской семьи

Адрес:
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова

Читать еще:  С кем дружить водолею. Водолей и Водолей: совместимость мужчин и женщин в дружбе

Русские святые — идеал в духовно-нравственном воспитании молодежи

начальник циклав СПб Кадетском

Идеал человечества — Сын Божий Иисус Христос, воплотивший в себе не только Божественную, но и совершенную человеческую природу. Он явился в мир, чтобы привести людей к Богу, вернуть им утраченный после грехопадения образ. «Став тем, чем мы есмы, чтоб нам сделаться тем, что Он есть: Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом» i .

Русская земля богата подвижниками, строго исполнявшими заповеди Христа, стяжавшие высшее нравственное достоинство подвигами во имя веры, молитвенной жизнью, аскезой и отказом от мирских утех. За стремление уподобиться Богу и раскрыть в себе образ Божий их именуют преподобными. Среди них русских народ сердечно возлюбил Алипия Киево-Печерский — первого русского иконописца (†1114), Варлаама Хутынского (†1192), Сергия Радонежского (†1392), Димитрия Прилуцкого (†1392), Кирилла Белозерского (†1427), Александра Свирского (†1533), Нила Столбенского (†1554), Сергия (†1353) и Германа (†1353), Валаамских, Зосиму (†1478)и Савватия (†1435) Соловецких, Серафима Саровского (†1833), Амвросия Оптинского (†1891) и других угодников. Преподобные даже после кончины, пребывая в ином мире, продолжают вести верующих ко спасению, подавая пример истинной любви к Богу и людям. Именно настоящая любовь та, что «не делает ближнему зла» (Рим 13.10) и помогает раскрыть в человеке образ Божий.

Столетиями русский народ благоговейно взирал на святые лики на иконах, видя в заступнике образец благочестия и пример, которому надлежит следовать. В годы советской власти христианские заповеди были трансформированы в общечеловеческие нормы морали. В подрастающем поколении воспитывали качества добропорядочного гражданина, идеалами для которого провозглашались борцы за свободу, герои войны и труда. С распадом СССР идеалы советского времени были осмеяны, тогда как исконные православные, десятилетиями искореняемые из народного сознания, еще не привились и часто воспринимались, как нечто наивное и устаревшее. В сложившейся ситуации закономерным стало обращение молодежи в сторону западной массовой культуры — яркой, кричащей и скандальной, дающий максимум возможностей выделить человека из толпы или общей массы, но никак не привести его к Богу. В желании подростков «быть не такими как все» важно правильно выбрать направление: в сторону переменчивой и капризной моды (в широком понимании) или по пути духовного возрастания, заповеданного нашими великими предками. Кто, как не русские святые — созидатели отечественной духовной культуры, прославляемые народом из века в век, могут дать примеры для подражания и образцы для совершенствования? Этот вопрос стал основополагающим при написании учебного пособия «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии», изданного по инициативе сообщества «ДелоРус». Оно предназначено не только для кадет и курсантов, но адресовано ко всем желающим постигнуть свое культурное наследие, и направлено на воспитание лучших качеств человеческого характера – благочестия, правдолюбия, отваги, миротворчества, смирения, мудрости, силы духа и стойкости.

Жития и подвиги святых дают лучшие примеры служения Богу, Родине и народу.

Профессор В.П. Ключевский утверждал, что св. Сергий Радонежский «это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания» ii , а в его житии видел «практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах» iii .

Идеалами семьи и брака для современной молодежи могут стать жития кн. Петра Муромского и кнг. Февронии (†1228), вел. кн. Димитрия Донского (†1389) и кнг. Евдокии (†1407), имевших в браке 12 детей, а лучшими примерами верности Богу, любви к своему народу, заботы об Отечестве, воинской доблести, мудрости и отваги — подвиги русских князей. Среди них — воины св. блг. Александр Невский (†1263), призвавший своих ратников на бой словами из Священного Писания «Не в силе Бог, а в правде», и блг. Димитий Донской, испросивший благословения св. Сергия Чудотворца перед Куликовским сражением, а также смиренные страстотерпцы Борис и Глеб, принявшие смерть от рук брата и единоверца, и, подобно Спасителю, добровольно принесшие себя в жертву (†1015).

Издревле на Руси слова «свет» («свят») и «святость» считались однокоренными. Светом истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин1.9) назван в Евангелии Иисус Христос. Святые угодники стали именно такими просветленными и просвещенными самим Господом людьми. В них воплотилось лучшее из того, что может достичь человек. Тогда к чему же нам стремиться, и где, как ни у них, искать достойный пример для самосовершенствования и воспитания детей?

i Наставления святого Марка Подвижника //Добротолюбие. Т.1.СПб., 1877. С.420.

Духовно-нравственное воспитание: актуальность примера Царской Семьи

2008 год объявлен Президентом РФ годом семьи. В июле этого года исполнилось 90 лет со Дня кончины Царской Семьи. Так совпали эти два события.

Мы живем в то время, когда многое в нашем государстве меняется, и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Наше общество болеет. Об этом свидетельствует современный кризис семьи как социального института. Большинство семей теперь – одно- или малодетные, до 25% детей рождаются вне брака (так называемый «гражданский брак» – это простое сожительство, с точки зрения Церкви – блуд). Не уменьшается феномен социального сиротства, когда дети становятся сиротами при живых родителях, пополняя детские дома.

Читать еще:  Лунный календарь. Узнайте как влияют на энергетику человека лунные ритмы

Очень хочется понять, почему это происходит, что нужно изменить, сделать, чтобы семьи вновь, как в дореволюционное время, были стабильными, крепкими, счастливыми.

В такой ситуации современному учителю вместе с учениками и их родителями можно и нужно искать ценности и идеалы в духовно-нравственном наследии нашего народа. С моей точки зрения, таковым образцом, идеалом семейной жизни для нас является Царская Семья. Это тот редкий случай, когда вся семья полностью причислена к лику святых. Такой идеал необходим и для взрослых, чтобы легче переносить трудности, и для детей, чтобы развиваться на его примере, по возможности избегая ошибок.

Традиционные представления о том, какой должна быть семья, хорошо известны. Их ещё в XVI веке систематизировал священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр в своём «Домострое», написанном в качестве наставления юноше Иоанну Грозному. Глава патриархальной семьи – Бог. У него в послушании муж, получающий благодать, строгий, но справедливый хозяин дома. Жена – его покорная и заботливая помощница. Дети воспитываются в христианской вере, учатся грамоте на Священном Писании и Житиях святых, сызмала приучаются к труду, помогая родителям, которых почитают. Царская семья соответствует этому образцу полностью.

Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности – никто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь», – писала мужу в 1909 году Александра Фёдоровна. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! – записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. – Редким счастьем Господь благословил нас».

«Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать,- отмечает наша современница, кандидат психологических наук, монахиня Нина (Крыгина). – Не так, как происходит сейчас: чуть случаться в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны…» Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра Федоровна, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

Ни для кого не новость, что сегодня порядка половины браков распадаются. Очевидно, в наше время во многом потеряна культура семейных отношений. Побеждают личные страсти, собственное «я». Возможно, это происходит потому, что юноши и девушки, вступая в брак, часто большую значимость предают чувственным наслаждениям. «Законной целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей», – наставлял преподобный Максим Исповедник.

Господь благословил Царственный брак рождением четырёх дочерей – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии – и сына Алексея, он стал любимцем всей семьи. Неизлечимая наследственная болезнь – гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Несмотря на смертельную опасность, наследнику позволяли развиваться как обыкновенному здоровому ребёнку, ограничивая его подвижность только в периоды обострения болезни. Например, во время Первой мировой войны Николай Александрович неоднократно брал Алексея в ставку в Могилёв.

Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», – считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, – говорил Государь, – такими должны быть и мои дети». Свою заботу и внимание Царевич и Великие Княжны распространяли на всех, кого знали.

Сейчас многие родители сетуют, что у них просто нет времени на воспитание детей и общение с ними, потому что они много заняты на работе. Кто больше Царя занят на работе? Хотя тогда это называлось службой… «Служить Богу, служить Отечеству…» Государь – Помазанник Божий, не перед начальником отвечает, а перед Богом, не за один «объект»- за всю Россию! При этом Николай II был удивительным отцом. Находил время для совместного вечернего чтения, дружеской неторопливой беседы, мудрого совета. Через отца дети приобщились к физкультуре, холодным утренним ваннам и обтиранию. Главное- отец всегда, хотя бы незримо, был рядом, на него всегда можно было опереться. «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание», – утверждал Иоанн Златоуст.

Читать еще:  К чему снится есть рыбу.

Бережливость теперь не в моде. Современные чада часто не умеют ценить ни чужое, ни своё. Дети царской семьи воспитывались в простоте и строгости. «Долг родителей в отношении детей, – писала Государыня, – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которое ниспошлет им Бог». Александра Федоровна обучала дочерей основам домашнего хозяйства, находя в них настоящих помощниц. Царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье.

Царевич и Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек, одевались просто, платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей у Царевича Алексея были щи, каша и чёрный хлеб.

Государь был бессребреником, не любил мотовства и роскоши. После убийства Царской Семьи в Екатеринбурге были найдены шаровары Императора. На них оказались заплаты и пометки: « Изготовлены 4 августа 1900 года», « Возобновлены 8 октября 1916года». При этом 4 миллиона рублей царских денег, которые со времён правления Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений.

Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно чувствовала горести других матерей и оказывала посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдавшим восьмую часть годового дохода семьи. Александра Фёдоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне.

Позже, находясь в заключении в Царском Селе, Августейшая Семья неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде, рубили и пилили деревья. Неутомимость Царя так поразила солдат, охранявших их, что один из них сказал: «Ведь если ему дать кусок земли, и он сам будет на нем работать, то скоро он опять себе всю Россию заработает!»

«У мужчин есть своя доля, она важна и серьёзна, но истинным творцом дома является мать, – помечала Государыня в своем дневнике. – То, как она живёт, придаёт дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через её любовь».

Когда началась Первая мировая война, Императрица Александра Фёдоровна пошла трудиться как мать всей страны в Царскосельский госпиталь. Окончила медсестринские курсы и ассистировала на операциях в отделении гнойной хирургии. Старшие дочери – Великие Княжны Ольга и Татьяна – служили там же сестрами милосердия, весь свой день посвящали раненым. Сокрушались только о том, что им не поручают самую тяжёлую работу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Тяжелобольные часто просили Венценосных особ просто побыть рядом, их боль и уныние проходили, когда будущие страстотерпцы искренне молились о них.

«Тяжёлая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, – это снова из дневника Александры Фёдоровны. – В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности». Увы, не все наши воспитанники имеют семьи, которые по-настоящему были бы им опорой. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей.

Подчас современные родители придерживаются двух крайностей в воспитании: они либо запугивают детей трудностями взрослой жизни, получая в результате трусость, неврозы, позицию «будь, что будет, всё равно плохо»; либо берут на себя все заботы, в таком случае даже повзрослевшие дети остаются абсолютно беспомощными. В православной семье дела и помыслы всех членов семьи, от мала до велика, направлены к Богу, все ощущают Его помощь и плечо ближнего. «Всё в Воле Божией, – говорил Государь в трудные минуты жизни, – уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее».

Школа постоянно сталкивается с вопросом об ответственности за духовно-нравственное воспитание детей. К сожалению, тенденция перекладывать эту ответственность на образовательные и воспитательные учреждения очень сильна, и изучение материалов о Царской Семье если не меняет ситуацию сейчас, то даёт возможность разъяснить подрастающему поколению значимость семьи в воспитании человека. Это тем более важно в наше время, когда массовая культура искажает в сознании молодёжи само представление об институте семьи.

«Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем» (Святитель Иоанн Златоуст).

Источники:

http://m.vuzlit.ru/74536/vospitanie_detey_hristianskoy_seme
http://www.delorus.com/predprinim/index.php?ELEMENT_ID=2240
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/569191/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: