Русская философия 19 20. Общая характеристика русской философии

Особенности русской философии 19 века

XIX и XX столетия – это эпоха появления в России самостоятельной философской идеологии, возникновения новейших направлений в русской философии, которые демонстрировали максимальное многообразие тезисов по проблеме человека. В течение веков изменялись господствующие мировоззренческие направления и духовные установки. Но тема человека продолжала оставаться неизменной, она была фундаментом для самых разнообразных теоретических исследований [4, с. 33].

XIX век открыл в истории русской философии новый этап, характеризующийся ее усложнением, возникновением ряда философских течений, связанных с материализмом и идеализмом. Выросла роль профессиональной философской деятельности, прежде всего за счет формирования философской грамотности в стенах духовных академий и университетов. Очевиден также общий прирост философского познания, в частности в таких его областях, как этика, антропология, онтология, гносеология и философия истории. Идет расширение философских коммуникаций с Западом, приобретаются новейшие наработки европейского интеллекта (Шеллинг, Кант, Конт, Гегель, Шопенгауэр, Спенсер, Маркс, Ницше) [19, с. 57].

Важнейшие философские идеи в XIX в. часто посещали не систематизаторов-теоретиков, а посетителей философских кружков (западники, славянофилы и любомудры), литературных критиков и публицистов (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.К. Михайловский, А.А. Григорьев), религиозных писателей (К.Н. Леонтьев), выдающихся художников пера (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), революционных теоретиков (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров) и т.п. Именно носители «вольной философии», мыслители такого типа были инициаторами сверхновых философских течений, обогащали и развивали терминологию, хоть они могли и не создавать оконченных философских теорий. Это не указывает, разумеется, на ущербности их разума. Наоборот, как раз мысли такого рода намного быстрее «перехватывались» интеллигенцией и свободно распространялись в столицах и провинции через «толстые журналы» [15, с. 26].

Всех этих философов характеризует то, что они примыкали к разным «идейным течениям», которые были лишь отчасти философскими, так как включали значительный пласт нефилософской – исторической, богословской, социально-политической, эстетической, экономической и прочей – проблематики. Идеи таких философов, как К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, П.Я. Чаадаев и другие, употреблялись и в XIX, и в XX в. различными идейными группами, и опять же не только в философском, но и в геополитическом, богословском и культурологическом контекстах [7, с. 37].

Русская интеллигенция теснее была связана со «свободной», а не с университетской (профессиональной) философией. Это происходило потому, что правительство и ученые-философы понимали по-разному цели распространения философских познаний. В России исключительно поддержка с боку государства обеспечивала в области философии работу системы профессиональной подготовки. В этом смысле, по определению А.С. Пушкина, правительство исполняло в России роль «единственного европейца». Панорама теорий человека, которые были созданы в этих столетиях, значительна. В неё укладываются представители разных философских течений [26, с. 91].

Так, философия России возникает перед нами как летопись борьбы двух антагонистичных направлений: устремления сформировать жизнь на европейский манер и желания уберечь от иностранного влияния традиционные формы русской национальной жизни, в результате которого появились два философско-идеологических течения: западничество и славянофильство.

Славянофильство и западничество – две противоположные и в тоже время взаимосвязанные стези в формировании русской философской мысли, показывающие большой творческий потенциал и самобытность русской философии ХХІ столетия [13, с. 23].

Философия России имеет ряд существенных особенностей. Русские мыслители, в отличие от деятелей классической философии Германии, видели в философии средство разрешения конкретных проблем бытия человека. В основе русской философии были построены оригинальные историософские теории (Н.А. Бердяев). В отличие от европейской традиции в них история показана не как результат работы абсолютного Разума, а как историческое действо личности и народа. Социальная направленность в разрешении проблемы человека появилась у философов социалистической и материалистической школы. Русские философы выставили как нравственный абсолют идеал Богочеловека. Для философии России характерен панморализм: в нравственности русские философы находят путь спасения для всего человечества, сотворение нового образа человеческой жизни, духовного возрождения социума и человека. Философскую мысль России отличает описание общечеловеческих ценностей и норм, нашедших самовыражение в христианской доктрине. Центральное место среди этих ценностей занимает идеал всеединства (соборности) [10, с. 86].

Важной чертой философии России есть ее родовая связь с эллинизмом, начала которого нужно искать в восточном (греческом) христианстве. Второй существенной чертой, эффектно выступающей в философии России, есть ее глубочайший интерес к человеку: Что такое человек? Что такое я сам? Для философии России и всего мышления русских людей характерно, что его лучшие представители видели человеческую духовную жизнь не как сферу субъективного (не как сферу абстрактного субъекта) – русские философы видели в духовности особый мир, специфическую реальность, сопряженную в своей глубине с божественным и космическим бытием; для русских характерны акцентирование предназначенности и способности человека быть подобным Богу, человеческая включенность в Космос [31, с. 25].

В формировании русской философской мысли необычно важную роль сыграли проблемы нравственности. Исключительным примером может послужить нравственная философия Вл. Соловьева, где узловым компонентом смысла как онтологическая сущность есть Добро, ” осуществляемое через все”. Русский философ всегда ищет правду, старается не только постигнуть жизнь и мир, а познать нравственные принципы бытия и мироздания, чтобы улучшить мир. Тот же вопрос включен и в тему русской поэзии, русской литературы (Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие) [33, с. 33].

Читать еще:  Что такое философия по мнению декарта. Краткая биография декарта

Одной из значительных проблем русской философской мысли есть отношение русского философского мира к западноевропейской культуре.

К нюансам русской философии также возможно причислить гносеологический реализм. Человек зрит мир проходящим в себя и себя ушедшим в мир. Человек миру не противопоставляется, но ему принадлежит и в принципиальной познаваемости мира не сомневается. Кроме логического, рационального, интеллектуального видов знания, гигантская роль отводится прямому постижению окружающей реальности, чувственному опыту, интуиции. “Русские философы верят интуиции интеллекта, эстетическому и нравственному пробам. но прежде всего они верят религиозному мистическому опыту”, – написал Н.О. Лосский [20, с. 13].

Рассмотрение духа человеческого в исторической и социальной философии шло здесь как религиозная этика человечества коллективного. Русское мировоззрение, в противоположность западному, заключает в себе эффектно выраженную “Мы – философию” (философию “Мы”). Это объясняется тем, что спастись возможно только вместе (принцип простой религиозной вероятности). Кроме того, “Мы” – это органическая целостность, единство, в коем его части им пронизаны и с ним связаны, но при этом своеобразие и свобода “Я” не отвергается [28, с. 18].

В философских идеях ряда русских мыслителей (например, А.С. Хомяков и других) развивается понятие соборности. Сама идея соборности возымела в отечественной философии немалый смысл. Соборность значила сочетание свободы и единства многих лиц на ниве их совместной любви к Богу и буквально всем абсолютным ценностям бытия. Легко понять, что принцип соборности означает многое не только для церковной доктрины, но и для решения множества вопросов в духе слияния универсализма и индивидуализма, для рассмотрения тем общественной и духовной жизни [11, с. 53].

Но можно отнести к граням (к недостаткам) философии России XIX – начала XX в. ее систематическую недоработанность, несистематичность, кое-какую недооценку рационалистических тенденций.

Специфика философии России – в ее теснейшей связи с русской культурой, и более всего – с литературой. Ориентиры на гуманитарное познание, на искусство и литературу, на проблематику человека предстают в русской философии начала 20 века безусловной доминантной. Отсюда берет начало ее оригинальный персоноцентризм, антропоцентризм, предстающий чаще всего в виде «христоцентризма», т.е. в виде философии религиозного человека [30, с. 14].

И наконец, невозможно не отметить религиозность философии России. Ведь сама теология и религия были первой формой философии, они переполнены философскими мыслями. Кроме того, русские философы особенно доверяли религиозному мистическому опыту, определяющему связь человека с Богом. Как подчеркивал Н.О. Лосский, религиозный опыт дает самые важные факты для центральной задачи философии – выработки теории о мире как едином целом. Группа русских мыслителей – П.А. Флоренский, С.Г. Булгаков, Вл. Соловьев и многие другие – всю свою жизнь посвятили выработке всеобъемлющего православного мировоззрения [18, с. 18].

Итак, русская философия возникает не в 6 в. и даже не в 18 в., а в полную силу лишь в 19 столетии, во второй его части. «Но это было подлинно великий почин, ибо он был связан с именами В.Л. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Философское самосознание русского народа в их творчестве «на весь мир» заявило о себе – уже не как имитация Запада (немцам, французам, византийцам), а как безупречно самостоятельный глас, вносящий свою собственную тональность и свою тему в многоликий симбиоз культур, в сложнейшую духовную полифонию цивилизации людей» [6, с. 10].

В конце необходимо отметить, что невозможно говорить о совершенной противоположности и несопоставимости философии западноевропейской и русской. Отношение между ними можно сравнить с коммуникациями между своеобразными, но внутренне близкими людьми. Русская и западноевропейская культуры происходят от смешения христианства с духом античности и “ лишь являются разными ветвями общего ствола” [8, с. 41]. Такое духовное сродство всегда отмечали наши величайшие мыслители-философы.

Читать еще:  К чему снятся растущие огурцы. Видеть во сне огурцы

Выводы по Главе 1:

Философия (от греч. «любовь к мудрости») очень точно определена в древнерусском слове «мудролюбие». И, не глядя на то, что философская мысль России представлена самыми разными школами, ориентациями и направлениями, при решении философских задач в ней преобладали яркая выраженная установка на мораль, неизменная обращенность к историческим судьбам России и человека в ней.

В русской философии ХIХ-ХХ столетий различают три этапа. Первый – когда философское творчество было главным образом направлено на то, чтобы постигнуть свои собственные задания, свою самостоятельную стезю (период с начала ХIХ века до его середины). Это работы П.Я. Чаадаева, славянофилов и западников.

С середины до конца ХIХ века длится второй этап. Здесь объявляется целый спектр философских течений: материализм Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина и других; Вл. Соловьев – религиозная философия; младшие славянофилы К.Н. Леонтьев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский; позитивистская школа К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и других; неокантианство И.И. Лапшина и А.И. Введенского; персонализм Л.М. Лопатина, А.А. Козлова. Особой строкой нужно отметить космическую философию Н.Ф. Федорова, произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Третий этап русской философии – начало ХХ столетия. От Вл. Соловьева исходят религиозно-философской идеи, включающее такие лица, как С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, а также философские идеи поэтов-символистов Вяч. Иванова, В. Мережковского, А. Белого. Особняком идут противоречивые и сложные фигуры Л. Шестова и В.В. Розанова. Из новейших религиозных русских философов можно отметить Г.В. Флоровского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина. В ХХ веке идеи Н.Ф. Федорова развивают естествоиспытатели А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский и гуманитарии – художники, поэты, писатели – Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, В. Чекрыгин, А. Платонов.

Содержательные идентичности русской философии таковы:

– русская философия основывает свою теорию познания на базисе живого (жизненного) опыта личности и непосредственной данности сознанию бытия;

− фундаментальной чертой русского мировоззрения есть “соборность”, или приверженность духовному коллективизму;

– истина в русской философии понимается не как бесстрастное теоретическое постижение мира, но как “правда-истина ”, которая обязана быть основой справедливой, подлинной жизни как личности, так всего человечества.

Общая характеристика русской философии 19-20 век;

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

— А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции.Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы(заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

западники(критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества.Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники,идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Читать еще:  Сонник видеть пшеницу во сне. К чему снится Пшеница во сне, сонник видеть Пшеницу что означает? Толкование по сонникам

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

— возникновение русского космизма(мистического, теологического).

Общая характеристика и основные направления русской философии 19-20вв

К западникам относились Чаадаев, Герцен, Грановский, Чернышевский, Боткин и др.

Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.

Особое место в русской философии 19 века вообще, в западничестве в частности занимает Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России 19 столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».

Философское восприятие мира Чаадаевым носит объективно-идеалистический, религиозный характер.

Основное место в философском творчестве Чаадаева занимает проблема философии истории и человека. Он интересуется не внешним проявлением исторического процесса, а его высшим смыслом. Чаадаев подчеркивает, что история осуществляется божественной волей, которая и определяет направленность развития рода человеческого и истории.Ход истории направлен к царству Божию как выражению совершенного строя на Земле.

По мнению Чаадаева – основой философии истории является провиденциализм – вера в силу божественного промысла в развитии исторического процесса. Но провиденциализм не достигает у него абсолютности и крайности – и подчеркивает, утверждает роль и значимость человека в историческом процессе, свободы и ответственности в деятельности людей.

Полит.взгляды Чаадаева-критика крепостничества, отсутствие соц.неравенства, соц.розни людей и народов, принципы гуманности и справедливости.

Объединение с Западом видел Не механическое заимствование западноевропейского опыта, А объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана виднейшим представителем славянофильства А.Хомяковым.

В дальнейшем идеи Чаадаева развивались такими яркими представителями западничества, как Станкевич, Герцен, Боткин, Чернышевский, Грановский и др.

Второе направление в русской философии первой половины 19 века – славянофильство.

Славянофилы противопоставляли Восток Западу, оставаясь в своих философских, религиозных историко – философских воззрениях на русской почве. НО отрицание Запада проявлялось не в огульном отрицании его достижений, не в замшелом национализме. НАПРТИВ – они признавали и высоко ценили достоинства западноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом. Они творчески восприняли философию Шеллинга, Гегеля, стремились использовать их идеи. ОТРИЦАЛИ негативные стороны западной цивилизации: соц.антогонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п.

Истинное противостояние славянофилов Западу заключалось в различном подходе к понимаю основ, «начал» русской и западноевропейской жизни.

Исходили из убеждения – что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульную и пассивную духовную продукцию Запада. Это мнение сохраняет свою актуальность и поныне.

Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.

Их взгляды объединяет общая позиция : признание основополагающего значения православия, рассмотрения веры, как источника истинных знаний.

В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви.

Наиболее полно эта основа была раскрыта Хомяковым.(церковь у него живой духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей)

Основным принципом Церкви является органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу. – этот принцип Хомяков выразил в понятии «соборность», ставшим одной из основных категорий русской философии.

«Соборность» трактуется им как «единство во множестве». Причем эта соборность сохраняет автономность ее членов, они не сливаются друг с другом.

Мысли Хомякова о соборности получили признание и дальнейшее развитие в русской философской мысли.

Западники – «Я». Славянофилы – «Мы». Мы- не объединение нескольких Я, не механический синтез Я и Ты, а их первичное неразложимое единство. Каждое Я содержится в Мы и наоборот, в каждом Я внутренне содержится Мы. При этом Я сохраняет своеобразие, свою свободу именно благодаря органической связи с целым.

Хомяков отрицательно относится к теории соц. Среды франц.мыслителей 18 века, утверждавших, что среда оказывает решающее влияние на человека. Он рассматривал среду, как совокупность случайностей, которые препятствуют полному проявлению его качеств.

Итак, западничество и славянофильство – две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показывающие самобытность и большой творческий потенциал русской философии 19 века.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://lektsii.org/16-44245.html
http://studopedia.su/12_137844_obshchaya-harakteristika-russkoy-filosofii—vek.html
http://studopedia.ru/9_120694_obshchaya-harakteristika-i-osnovnie-napravleniya-russkoy-filosofii–vv.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: