Россия, армения и иран имеют больше прав на арцах, чем азербайджан.

Политическая география Южного Кавказа

Иран и Карабахский конфликт / Иран и Южный Кавказ

Исходя из выступлений представителей экспертного сообщества Ирана, а также представителей дипломатических кругов Ирана, можно попытаться сформулировать интересы и ожидания Ирана на Южном Кавказе в целом – и в Карабахе в частности. В Азербайджане распространено мнение относительно того, что Иран молчаливо поддерживает Армению. В Армении часть общества тоже предпочитает смотреть на это в том же ключе. В то же время, представители Ирана в одних ситуациях заявляли, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана, а в других – что право на самоопределение.

В интернете есть несколько статей, где обрисовывается позиция Ирана по карабахскому конфликту, например вот эта редакционная статья на сайте Iran.ru. Есть и другие статьи, где, в целом, высказываются те же подходы, что и в этой – только менее развернуто. Надеюсь, читатели не сочтут за высокомерие, но мне кажется, что за обильными объяснениями в этих статьях теряется кое-что содержательное; вторая распространенная проблема – упор на специфику Ирана при рассмотрении Карабахского конфликта. Если же посмотреть на это с точки зрения интересов, а также специфики самого карабахского конфликта, то можно увидеть несколько закономерностей, на фоне которых позиция Ирана становится не столь специфичной.

Рассматривая позицию Ирана в отношении Карабахского конфликта, мы можем фактически прийти к позиции Ирана в отношении Армении и Азербайджана, поскольку эти страны очень плотно привязаны к этому конфликту в восприятии внешних игроков. Поскольку принципиально интерес Ирана в отношении Грузии не отличается, а лишь добавляет некоторые краски, стоит уделить и этому некоторое внимание. В целом я не фокусируюсь на Иране, но по его отношению к Южному Кавказу есть некоторое понимание. Далее я попробую тезисно сформулировать, в чем же состоят интересы Ирана, в чем они пересекаются или совпадают с интересами локальных и глобальных игроков и какую стратегию Иран пытается выработать на данный момент.

Мирное урегулирование в Карабахе

[1] Первое, чего хочет Иран в вопросе урегулирования Карабахского конфликта – мирное урегулирование. Здесь никаких разногласий с позицией международного сообщества у Ирана нет. Причина, по которой Иран хотел бы мирного урегулирования – это риски, которые конфликтная ситуация таит для интересов Ирана. Иран не в состоянии играть на противоречиях в этом конфликте, поэтому при их разрастании, Иран скорее проиграет, чем выиграет. По этой причине, Иран считает возобновление боевых действий, также, как и само сохранение конфликта в подвешенном состоянии угрозой для себя.

[2] Основной угрозой Иран видит прямое вмешательство Турции и внерегиональных сил в конфликт, когда на своих границах Иран получит прямое присутствие той или иной сверхдержавы – в первую очередь в виде миротворческого контингента, размещенного на границах Ирана. Этого, разумеется, иранские элиты не хотят, поскольку опасаются того, что на их границах возникнет армия вторжения. Впрочем, эти их опасения сильно раздуты, под видом миротворцев напасть практически нереально. Тем более, что по миротворцам позиция других игроков, пусть и отличается, но не принципиально. В частности, договориться о том, чьими должны быть миротворцы будет очень сложно, никто не захочет позволить кому-то иметь эксклюзивный доступ к физическому контролю региона, да еще и в условиях, когда сами региональные игроки этого не хотят.

[3] Формат переговоров, который существует на данный момент – Минская группа ОБСЕ, не вполне устраивает Иран. в Тегеране предпочли бы поучаствовать в переговорах в качестве медиатора, но этот опыт у Ирана уже есть и нельзя сказать, что он успешен. Впрочем, схожей позиции придерживаются и некоторые другие страны, оставшиеся вне состава Минской группы или же не вошедшие в список сопредседателей. Естественно, Иран хочет участвовать в переговорах потому, что считает, что таким образом будут наилучшим образом защищены его собственные интересы. Кроме того, в то время как Иран является в высокой степени конфликтной региональной державой, которая ведет экспансионистскую политику и присутствует в Ираке, Сирии, Ливане, Палестине и др., он не хотел бы иметь неконтролируемые процессы по своему собственному периметру, а их и так много – Иран окружен конфликтующими странами и регионами очень плотно. Наконец, будучи конфликтной страной в конфликтном окружении, иранские элиты предпочли бы видеть свою страну миротворцем, несущим лавровый венок, что помогло бы и международному имиджу страны.

[4] Еще одна причина, почему Иран опасается войны, это то, что война могла бы легко дестабилизировать сам Иран – там внутри проживает большое количество тюрок, которые под влиянием Азербайджана и Турции ощущают общность судьбы с Азербайджаном и могут потребовать расширения собственных прав или участия Ирана на стороне Азербайджана, либо вообще выдвинуть сепаратистские лозунги. В то же время, Иран может оказаться перед необходимостью сделать выбор, чего он совершенно не хочет делать.

[5] Экономика является последней по списку, но на данный момент, вероятно, самой актуальной причиной, почему интерес Ирана в отношении Южного Кавказа растет. Будучи окруженным конфликтными зонами, Иран ищет выходов на мировые рынки, которые для него открываются после окончания международных санкций. Однако Южный Кавказ тоже не очень стабилен, к тому же, здесь отсутствует густая сеть дорог, а та, что есть, перекрыта вследствие блокад, санкций и так далее, причем в основном они связаны как раз с Карабахским конфликтом. Иранцы сейчас хотят активнее торговать, заниматься туризмом, привлекать туристов, инвестиции, сотрудничать в экономической сфере и все это осложняется при наличии конфликтов по периметру.

[6] Наконец, если мирное урегулирование не получилось и началась война, но без вмешательства глобальных сил, для Ирана не так важно, кто будет владеть де-факто территориями НКР. Если это будет Азербайджан, будут говорить с ним, пока же говорят с карабахскими властями и Ереваном. Международное право здесь играет не столько идеологическую роль (Иран не занимается восстановлением международного права по всему миру), сколько практическую, поскольку в случае урегулирования, многие коммуникации из Ирана на север и на запад могут открыться, в частности, через Нахичеван. Главное – окончательное решение, которое будет в конце концов признано легальным. Однако здесь есть еще один подвох. Вероятно, полной победы Азербайджана и занятие им Еревана, как того хотел бы Алиев, в Тегеране не хотели бы, в том числе там не хотели бы вторжения турецких войск в Армению, поскольку это поставит Иран перед совершенно новой реальностью на севере и эта реальность будет точно неблагоприятной.

Иран в контексте

Учитывая все перечисленное, многие из читателей смогут заметить, что позиция Ирана не несет в себе какого бы то ни было эксклюзива и достаточно похожа на позицию многих международных и региональных игроков. Даже Грузия в своих подходах к карабахскому конфликту довольно близка к Ирану за исключением, вероятно, того, что Грузия скорее хотела бы победы Баку как «сотоварища по несчастью», сторону, потерявшую территории в постсоветских конфликтах. Таким образом, победа Баку косвенно могла бы стать победой и Тбилиси в будущем, учитывая, что и Ереван входит в пророссийский блок ОДКБ.

Подходы России и крупнейших игроков Запада также в этом смысле мало отличаются от Ирана – эти страны хотят участвовать в урегулировании, хотят получать экономическую выгоду, им почти все равно кто победит, но важно, чтобы установилось спокойствие, которое не будет оспариваться военным путем, и наконец опасаются чрезмерного усиления своих потенциальных противников в регионе Южного Кавказа.

Читать еще:  Приснилась авария на машине к чему. Авария по соннику

Подходы Ирана к Грузии в этом смысле мало чем отличаются. Иран все так же опасается усиления в Грузии глобальных игроков и хочет поддерживать экономически взаимовыгодные отношения с Грузией, что в последние годы достаточно заметно. Однако, поскольку Грузия не граничит с Ираном напрямую, вопрос присутствия внерегиональных сил в этой стране его не так сильно беспокоит, а достаточно надежно замороженное состояние грузино-абхазского и грузино-югоосетинского, а также грузино-российского конфликтов позволяет не уделять этому столько внимания. В то же время, Грузия представляет собой локальный транспортный хаб, что Ирану интересно, поскольку сами по себе страны Южного Кавказа как рынки настолько малы, что это для Ирана неактуально.

Наконец, сформулировав частности, мы можем сформулировать и общий интерес Ирана в региональной политике. Основной интерес – это «нормализация», стремление стать нормальной страной, что в условиях изоляции понятно. После исламской революции, Иран воспринимался как нарушитель спокойствия многими его соседями, кроме того, его шиитская идентичность приходит в противостояние с суннитской у его соседей, в особенности в условиях, когда они оказываются по разные стороны баррикад в Бахрейне, Йемене, Сирии и Ливане. Исламская республика, которая первые 10 лет своего существования была вовлечена в войну с Ираком, а потом почти всегда находилась под санкциями, лишь сейчас стремится наладить контакты с внешним миром. Интересно, что абсолютно нерациональный, граничащий с безумием конфликт с Израилем, также можно объяснить таким образом – по крайней мере, я слышал такое объяснение – что это попытка Ирана стать «своим» в мусульманском мире Ближнего Востока через поддержку Палестины в борьбе с Израилем, который на сегодня остался единственным игроком с выраженно другой, отличной от мусульманской, идентичностью, на Ближнем Востоке.

Иран и страны Южного Кавказа – статус-кво в отношениях

Иран смотрит на Южный Кавказ как на свой исторический домен, теорию, которую иранская государственность колонизировала в прошлом и оказала на эту территорию большое культурное влияние. Разумеется, наибольшим это влияние является в Азербайджане, а наименьшим – в Грузии, но даже в Грузии оно огромно. Несмотря на то, что Иран как империя больше не присутствует к северу от Аракса уже примерно двести лет, некоторые «воспоминания» об этом все же сохраняются. Кроме того, в Иране проживают тюрки-азербайджанцы, а также представители других народов Кавказа, включая грузин-мусульман и армян.

Армения рассматривается Ираном как комплементарный сосед, практически единственная страна, откуда Иран не ожидает проблем и/или угроз в политической и экономической сфере. Армения не прибегала к критике Ирана в моменты обострения его отношений с международными игроками, и даже до известной степени поддерживала с ним отношения во время международных санкций против Тегерана. Напротив, власти этой страны стремились развивать и углублять отношения с Ираном в рамках собственной комплементарной стратегии внешней политики, что выражалось в строительстве моста на армяно-иранской границе в 1990-ых, строительстве газопровода Иран-Армения, начавшемся строительстве ГЭС на границе двух стран и открытии свободной экономической зоны в конце 2017 года. Наконец, было множество амбициозных проектов, так и нереализованных – как железная дорога и нефтеперерабатывающий завод. Конечная цель для Армении – благодаря отношениям с Ираном добиться смягчения изоляции со стороны турецко-азербайджанского блока, включиться в коридор «Север-юг» как транзитное звено и балансировать попытки Азербайджана склонить Иран на свою сторону в Карабахском конфликте. Однако несмотря на перечисленное, Иран очень настороженно относится к внешним контактам Армении, в особенности с Израилем.

Азербайджан для Ирана более сложный сосед и партнер. В Баку пытаются подорвать связи Ирана и Армении и даже публично высказываются по этому поводу. Кроме того, религиозная политика Баку по подавлению шиитских активистов среди азербайджанцев и ассимиляция талышей раздражает Тегеран. Наконец, большое азербайджанское меньшинство в Иране (будучи меньшинством во всей стране, оно является большинством сразу в 3-5 провинциях, приграничных к Азербайджану), имеет определенные сецессионистские настроения, активно подогреваемые иностранными государствами. Есть ряд менее значимых разногласий, таких как визовый режим, Каспийское море, отношения Азербайджана с Израилем и т.д. Однако в последние годы отношения Ирана и Азербайджана улучшаются. Есть соглашение о строительстве инфраструктурных проектов, в частности, железной дороги Иран-Азербайджан, Баку выделил крупный льготный кредит Ирану и в Тегеране уже согласились на реализацию этого проекта. Другой вопрос взаимного интереса состоит в возможном участии Ирана в трансанатолийском газопроводе на запад. На данный момент стороны воздерживаются от взаимной критики и регулярно обмениваются государственными визитами. Также, в последние годы активно расширяется паломнический туризм в шиитские святые места, в частности, в Кербалу, из Азербайджана, что обеспечивается и охраняется Ираном.

Отношения Ирана с Грузией более отдаленные, но, возможно, для Ирана не менее интересны, чем отношения с Арменией и Азербайджаном. Ввиду активного развития отношений Грузии с западными структурами, Грузия может рассматриваться как возможное «окно на Запад». Даже в период выраженной прозападной политики Грузии и острого противостояния Ирана с Западом, Грузия стремилась избегать каких бы то ни было антииранских шагов, опасаясь возможного возмездия со стороны Ирана если, к примеру, с территории Грузии будет атакован Иран. В последние десять лет Иран становился все более важным торговым партнером для Грузии, а в 2011 году Саакашвили отменил визовый режим для граждан Ирана. Однако в 2013 году Грузия столкнулась с серьезной критикой со стороны американцев, обвинявших ее в том, что она позволила Ирану избежать санкций и отношения были практически заморожены по инициативе Грузии, что подорвало доверие иранских бизнесменов. Впрочем, иранцы понимали, что это не собственное решение Грузии и сохранили интерес к этой стране.

Отношения быстро восстанавливаются, о чем свидетельствует статистика туризма. Число визитов иранских граждан в Грузию выросло с 10 тыс. в 2009 году до 90 тыс. в 2012 году, впоследствии сократилось до 25 тыс. в 2015 году и с тех пор выросло уже более чем в 10 раз. В 2017 году границу Грузии пересекли 323 тысячи граждан Ирана, вероятно, большинство с целью туризма. В то же время, число граждан Ирана, посетивших Армению, вероятно, составило порядка 230 тыс. чел., то есть в 2017 году Грузия уже обогнала Армению как направление для туризма и бизнеса для граждан Ирана. Азербайджан в 2017 году посетило, судя по всему, от 350 до 390 тыс. визитеров из Ирана.

Некоторые источники и дополнительное чтение

Ничто не может ограничить право народа Арцаха на самоопределение – МИД Армении

В Азербайджане делают вид, что не понимают армянскую позицию, на самом деле, они прикрывают свои максималистские стремления.

ЕРЕВАН, 13 дек – Sputnik. Право на самоопределение народа Арцаха не может ограничиваться принципом территориальной целостности Азербайджана, сказала на брифинге в пятницу пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян.

“Позиция Армении в вопросе Нагорного Карабаха была четко представлена, в последний раз во время выступления Мнацаканяна в Братиславе. Он отметил, что основной решения конфликта является признание права народа Арцаха на самоопределение без ограничений и принуждений”, – сказала Нагдалян.

Отсутствие ограничений подразумевает, что народ Карабаха может определить свой статус вне полномочий и территориальной целостности Азербайджана. Все предложения, которые не обеспечивают реализацию этого принципа, по словам Нагдалян, неприемлемы.

Что касается безопасности, то Азербайджан, проводя на протяжении 30 лет армянонфобскую политику, показал, что не может обеспечить ее в отношении народа Арцаха.

“Недавно президент Азербайджана обвинял армян в армянских же погромах в Сумгаите. В этих условиях излишне рассматривать вероятность, что Азербайджан обеспечит безопасность армянского народа”, — сказала Нагдалян.

Она отметила, что безопасность Арцаха гарантирует Армения, и этот факт не может быть предметом торга.

По ее словам, в Баку хорошо понимают, о чем говорит Ереван, однако делают вид, что не понимают ради оправдания своих максималистских позиций.

Ранее в своем интервью Мамедъяров, комментируя позицию Армении относительно важности статуса и безопасности, заявил что с определением “статус” все ясно, но не все понятно с пунктом “безопасность”. Азербайджанский министр заявил, что армянское население Карабаха – “это граждане Азербайджана и их безопасность будет обеспечена в полном объеме”.

Читать еще:  Что означает уйти в нирвану. Что такое нирвана и как ее достичь? Что такое нирвана

По теме

Главные темы

Представители гражданского общества, которые поддержали Никола Пашиняна в ходе “бархатной революции”, должны были получить “вознаграждение”, но в последнее время не все так гладко.

Политическая активность бывшего руководителя армянских спецслужб в последнее время всем заметна. С чем она связана?

Балльная система штрафов, внедряемая в Армении, стала предметом жарких дебатов, споров, вызывает иной раз недоумение и, как водится в таких случаях, обрастает анекдотами в армянском сегменте интернета. Самые остроумные и креативные шутки — в материале Sputnik Армения.

Орбита Sputnik

Новости
  • 01:40 Телеведущая Диана Гулян “вызывает Сатану” не чарами армянских глаз, а языком
  • 23:16 А если бы такое случилось с гражданином Израиля? Асмик Папян об инциденте с Манташян
  • 22:44 Из Армении в Китай без виз: МИД назвало дату вступления соглашения в силу
  • 22:36 Скоро останутся одни “баллергики”: балльную систему беспощадно троллят армянские юзеры
  • 22:04 В городе Мецамор прозвучали выстрелы

Все новости

Что вы думаете?

ЛОНГРИДЫ SPUTNIK АРМЕНИЯ

Мультимедиа

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

ГРАНИЦА МЕЖДУ АРЦАХОМ И ИРАНОМ ОСТАЕТСЯ ЗАКРЫТОЙ, ЧТО ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО

констатировал в интервью авторитетной иранской газете “Шарг” и официальному сайту Информационного агентства Исламской Республики Иран, а также ряду иранских СМИ министр иностранных дел Республики Арцах Масис МАИЛЯН

– Арцах – один из наших соседей, с которым мы имеем общую границу протяженностью примерно 135 км. Многие иранцы, возможно, и не знают о существовании такого соседа, так как его не видно на политической карте. Хотелось бы знать, какова в целом ваша политика в отношении Ирана?

– У нас положительное отношение к Ирану. Мы отдаем должное политике ИРИ в отношении азербайджано-карабахского конфликта, которая носит сбалансированный и в основном нейтральный характер. Примечательно, что в первой половине 1992 года Иран был посредником в вопросе урегулирования этого конфликта, что говорит о заинтересованности Ирана в обеспечении мира в регионе. Об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня официальный Тегеран выражает готовность вновь осуществлять посредническую миссию в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

Следует отметить, что Иран – единственная страна в регионе, имеющая общие границы со всеми тремя конфликтующими сторонами: Республикой Армения, Республикой Арцах и Азербайджаном.

Арцах имеет общие границы с тремя государствами: на западе – с Республикой Армения, на востоке – с Азербайджаном и на юге – с Исламской Республикой Иран. Границы с Республикой Армения открыты, к тому же только через Армению обеспечивается связь с внешним миром. Границу с Азербайджаном, скорее, можно назвать линией фронта. Несмотря на дружественные отношения между нашими народами, граница между Арцахом и Ираном остается закрытой, что противоестественно.

Мы заинтересованы в том, чтобы иметь действующие границы и дружественные отношения со всеми соседними государствами, в том числе с Ираном. Убежден, что Иран также заинтересован в сохранении общей границы с Арцахом. Думаю, это выгодно также и другим заинтересованным акторам в регионе.

– Вы являетесь министром иностранных дел страны, которая официально не получила международного признания. В этом есть некое противоречие. Каков ваш опыт в качестве министра иностранных дел такой страны? На какой плоскости находятся ваши отношения с другими странами и как они формируются?

– Я не вижу никаких противоречий. Наша республика была провозглашена в 1991 году, и, естественно, мы должны строить внешнеполитические отношения в том числе и для достижения международного признания. Мы осуществляем присущие признанным государствам функции, среди которых в первую очередь создание внешних благоприятных условий для безопасного развития.

Следует также отметить, что Республика Арцах полностью соответствует установленным в 1993 году Конвенцией Монтевидео “О правах и обязанностях государств” критериям международной правосубъектности государств, одним из которых является способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Факт временной непризнанности Республики Арцах со стороны государств – членов ООН не может поставить под сомнение реальность того, что Арцах является важным военно-политическим фактором в регионе.

Есть немало государств, получивших международное признание спустя десятилетия после образования. Стоит также упомянуть пример Швейцарии, которая получила международное признание через несколько сотен лет.

Процесс международного признания Арцаха начался. В настоящее время оно осуществляется на уровне отдельных административных единиц: штатов, округов и городов зарубежных государств. К примеру, в эти дни в Арцахе находится делегация депутатов из штата Калифорния, одного из признавших нашу республику американских штатов.

– Если с Баку будет подписан договор о долгосрочном мире, вероятно, судя по переговорам, вы потеряете большую часть населенных пунктов, то есть территорий, находящихся за пределами Арцаха. Возможно ли, что по итогам подобного мирного договора мы уже не будем соседями с Арцахом?

– Наши нынешние государственные границы не находятся вне пределов исторического Арцаха. Следует также отметить, что некоторые территории Республики Арцах, к примеру, Шаумянский район, часть Мартакертского и Мартунинского районов, которые составляют приблизительно 15 процентов территории республики, до сих пор оккупированы Азербайджаном.

Находящиеся под юрисдикцией Арцаха территории закреплены в принятой на всенародном референдуме Конституции Республики Арцах, которая выражает волю нашего народа. То есть одни и те же законы, одно и то же правовое поле действует и в столице Степанакерте, и, например, на левом берегу реки Аракс.

– Соответствует ли такой подход переговорам, проводимым под эгидой Минской группы ОБСЕ?

Читать еще:  Динара. Значение имени для обладательницы

– Отмечу, что все три стороны конфликта считают ключевыми для урегулирования конфликта вопросы территорий, статуса Арцаха, беженцев, безопасности, д *автоудаление плохих слов* кады Арцаха и Республики Армения, которые в свое время были выдвинуты сторонами в качестве предмета переговоров.

Что касается переговоров и перспектив достижения долгосрочного урегулирования, могу сказать, что переговорный процесс уже имеет свою историю. Переговоры по урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начались еще в 1992 году и прошли через различные этапы.

Необходимо отметить, что Арцах признан ОБСЕ в качестве стороны конфликта: в документах ОБСЕ четко указано, что в конфликт вовлечены три стороны: два государства – участника ОБСЕ и третья сторона – Нагорный Карабах. Это имеет важное значение.

До 1997 года имели место полноценные переговоры в трехстороннем формате, которые проходили по классической схеме. Именно в этот период в процессе урегулирования были зафиксированы единичные, но ощутимые результаты – в 1994 и 1995 годах были подписаны трехсторонние соглашения о прекращении огня и его укреплении, под которыми стоит и подпись арцахской стороны. Однако с 1997 года мирный процесс, можно сказать, протекает в искаженном формате, без прямого участия Арцаха, что отрицательно сказывается на эффективности процесса урегулирования.

Сегодня в классическом смысле нет переговорного процесса, который был до 1997 года. Начиная с 1997 года посредники используют метод челночной дипломатии: работают со сторонами по согласованию ряда принципов, на основе которых можно будет продолжить переговоры.

Однако этот процесс сталкивается с трудностями, а в апреле 2016 года война, развязанная Азербайджаном, стала серьезным ударом по мирному процессу и намного отдалила перспективы окончательного урегулирования конфликта.

Главной задачей на сегодня является обеспечение мира и стабильности в регионе. И усилия сопредседателей прежде всего направлены на это.

– Считаете ли вы, что во время апрельской войны Россия действительно изменила свою политику в пользу Баку?

– Не думаю, что в позиции России произошли какие-то изменения. Россия, Соединенные Штаты Америки и Франция являются странами – сопредседателями Минской группы ОБСЕ и имеют согласованные подходы по обеспечению мира в регионе.

Что касается апрельской войны, то следует отметить, что с согласия двух других стран-сопредседателей Россия в эти дни сыграла более активную роль в прекращении боевых действий. Это обусловлено тем обстоятельством, что из стран-сопредседателей только у России есть соответствующий инструментарий влияния на стороны конфликта во время военных действий. Следовательно, не случайно, что 5 апреля при посредничестве России стороны пришли к устной договоренности о прекращении военных действий и восстановлении режима прекращения огня, установленного соглашением от 12 мая 1994 года.

В целом в разные периоды мы были свидетелями того, как одна из стран-сопредседателей – США, Россия или Франция – принимает более активное участие в процессе урегулирования. Однако делается это с согласия других стран-посредников.

– Насколько мне известно, Минская группа ОБСЕ запретила какой-либо стране продавать оружие Армении или Азербайджану. Однако за последние три-четыре года Россия продала Азербайджану вооружения примерно на 6 млрд долларов. Возможно ли такое, чтобы Россия проводила одну политику в рамках Минской группы и совершенно другую за ее пределами?

– Как правило, западные страны не поставляют оружие сторонам азербайджано-карабахского конфликта. Однако в рамках военно-технического сотрудничества Россия поставляет оружие как Азербайджану, так и Республике Армения. Россия является также стратегическим союзником Армении и продает ей оружие по внутренним ценам, более низким, чем Азербайджану.

Тем не менее, учитывая союзнические отношения между Россией и Арменией, такое сотрудничество с Азербайджаном, с моральной точки зрения, негативно воспринимается и в Арцахе, и в Республике Армения.

Россия объясняет это тем, что если оружие продадут не они, то это сделают другие, и отмечает, что, имея подобные торговые отношения с Азербайджаном, Москва также пытается сохранить военный баланс в регионе.

С таким подходом можно согласиться лишь в том случае, если бы Россия была единственным поставщиком вооружений Азербайджану. Известно, что Азербайджан приобрел у Израиля оружие и боеприпасы примерно на ту же сумму. Среди других поставщиков можно отметить Турцию, Пакистан, Украину, Беларусь. В военно-промышленной сфере Азербайджан сотрудничает также с Южной Африкой. В последнее время появились публикации о том, что Азербайджан приобрел также оружие чешского производства.

– Если азербайджанские войска предпримут наземную атаку, с какой стороны они наступят и где размещены ваши оборонительные рубежи?

– Ответ на этот вопрос известен руководству вооруженных формирований Азербайджана, а также разведывательным структурам Арцаха. Для обеспечения военной безопасности нашей страны мы продолжаем проводить активные работы вдоль всей линии обороны.

Мы были свидетелями того, что во время четырехдневной апрельской войны 2016 года Азербайджан предпринял наступление по нескольким направлениям. Армия обороны Арцаха доказала, что способна остановить атаки Азербайджана и обеспечить надежную защиту страны. Разумеется, во время апрельских боевых действий рядом с Армией обороны встали также добровольцы как из Арцаха, так и Республики Армения, которые сочли своим долгом участвовать в защите Родины, не дожидаясь объявления мобилизации.

Вопросы, связанные с безопасностью Арцаха, находятся в центре внимания и под непосредственным контролем президента страны Бако Саакяна. Могу подчеркнуть, что после апреля мы стали сильнее и продолжаем создавать различные механизмы сдерживания для предотвращения развязывания новой агрессии со стороны Азербайджана.

– Имеются материалы об участии турецких войск в апрельской войне? Вы подтверждаете этот факт?

– Факт в том, что Турция является союзником Азербайджана, и они тесно сотрудничают в военной и военно-технической сферах, очень часто проводят совместные военные учения, в том числе на территории Нахиджевана. Не секрет, что в азербайджанской армии уже давно служат многочисленные военные советники из Турции, а азербайджанский офицерский состав проходит переподготовку в основном в Турции. Таким образом, не исключается, что Турция сыграла определенную роль также и в ходе апрельской войны.

– Если бы ранее проживавшие здесь азербайджанцы, независимо от общественного мнения, захотели вернуться и жить с вами под одной крышей без каких-либо предварительных условий, вы бы приняли их?

– Мы придерживаемся того, что пострадавшие есть у всех трех сторон конфликта. К ним относятся также беженцы и внутренне перемещенные лица. И это проблема не только Азербайджана.

Согласно переписи населения 1989 года, к концу существования Советского Союза в Азербайджане проживали 390 тысяч армян, а согласно некоторым источникам – около полумиллиона армян. В Арцахе проживало около 40 тысяч азербайджанцев. То есть армян в Азербайджане проживало в 10 раз больше, чем азербайджанцев в Арцахе. И все эти люди пострадали из-за политики Азербайджана, особенно вследствие развязанной Азербайджаном войны против Арцаха.

Наш подход заключается в том, что должны уважаться права всех беженцев и перемещенных лиц. Во время проводимых при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ переговоров, в которых в свое время я принимал участие в составе официальной делегации Арцаха, посредники подчеркивали необходимость создания условий для гарантированного, безопасного, добровольного и сбалансированного возвращения, а также обеспечения достойной жизни перемещенных лиц и беженцев, независимо от их национальной принадлежности.

Право армян и азербайджанцев на возвращение, хотя и с некоторыми исключениями, не оспаривается. Проблема заключается в отсутствии политико-правовых условий для реализации этого права. В то же время возвращение является лишь одним из способов решения этой проблемы. Альтернативными методами возмещения нанесенного ущерба, которые предусмотрены международным правом и применялись в международной практике, являются обмен населением, компенсация, гарантии неповторения произошедшего и др.

Вопрос беженцев – один из ключевых вопросов в процессе урегулирования, причем все эти вопросы тесно взаимосвязаны. Для комплексного решения данной проблемы прежде всего необходимо признать независимый статус Арцаха.

Мы заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта, что позволит обеспечить стабильность и процветание для всех народов региона.

Источники:

http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/31921
http://ru.armeniasputnik.am/karabah/20191213/21409525/Nichto-ne-mozhet-ogranichit-pravo-naroda-Artsakha-na-samoopredelenie–MID-Armenii.html
http://arm-world.ru/news/armnews/23879-granica-mezhdu-arcahom-i-iranom-ostaetsya-zakrytoy-chto-protivoestestvenno.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: