Российский православный центр в париже. Российский центр в Париже: связь времен и народов

Содержание

Русский духовно-культурный центр в Париже

Открытие Духовно Культурного Центра в Париже

Культурный центр в Париже

Один из прекраснейших культурных центров мира, Париж также стал духовной Меккой Европы. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм – такие разные и, порой, противоречивые религии гармонично соседствуют на улицах самого романтичного мегаполиса.

Православный центр в Париже!

С недавних пор, среди множества храмов, разместился в столице Франции и православный духовно-культурный центр.

Начало истории

Решение построить Русский центр в Париже возникло у патриарха Алексия II. В один из своих визитов в мировую столицу романтики, Его Святейшество отметил, что количество православных парижан значительно увеличилось за последние годы. Прежний храм уже не мог вмещать столько прихожан, а значит, Первосвятитель должен был позаботиться о своей пастве.

Православный центр в Париже!

Безусловно, вопрос возведения нового святилища на территории чужого, пусть и дружественного государства, необходимо было решать на государственном уровне. Сразу после визита, Алексий II обратился с ходатайством к президентам обоих стран.

Так, заручившись одобрением глав России и Франции, Святейший патриарх инициировал процесс постройки современного православного храма в Париже.

Структура комплекса

Центр православной культуры нельзя однозначно назвать пагодой для молитв. В планах духовенства было создание полноценного комплекса, где православные христиане могли позаботиться не только о бессмертной душе, но и своем культурном просвещении.

Так, на территории миссии расположились несколько корпусов: православный храм Святой Троицы, двуязычная российско-французская школа, выставочный центр и служебные пристройки для персонала.

Русский центр в Париже (фото)

Интересно, что здание русского духовно-культурного центра в Париже получило юридический статус неотъемлемой части Российского посольства, а значит, обладает теми же правами и привилегиями, что и официальное представительство.

Дипломатический иммунитет помог, в свое время, избежать православному комплексу ареста земельных активов. Конфликт возник в 2015 году, когда бывшие акционеры нефтяной компании «ЮКОС» решили воспользоваться судебной экзекватурой и запретить застройку на левом берегу Сены.

Поиск и приобретение земли

От задумки до первого заложенного камня прошло несколько лет. Первой проблемой, с которой столкнулись организаторы проекта, оказалось отсутствие подходящего участка земли на территории Парижа. Для епархии было важным, чтобы центр занял максимально выгодное расположение для православной диаспоры.

Русский центр в Париже (фото)

И вот, в 2009 году городской совет выставляет на продажу идеальный участок. Здание метеорологической станции, расположенное на центральной набережной Бранли, готовилось под снос. Безусловно, желающих заполучить лакомый кусочек на берегах Сены оказалось немало. Выгодное расположение в сердце французской столицы, соседствующие неподалеку Эйфелева башня, музей Примитивного искусства и дворец Альма делали такое приобретение выгодным капиталовложением для многих государств.

Чтобы избежать обвинений в предвзятости решения, французские власти объявили конкурс на приобретение земли в центральном округе Парижа. В финале аукциона главными потенциальными покупателями оказались Россия, Саудовская Аравия и Канада.

Духовный центр в Париже

Безусловно, на результаты торгов повлияли не только суммы, которыми оперировали представители трех государств. Не последнюю роль в принятии решения сыграли дружественные взаимоотношения между президентами России и Франции, а также желание укрепить духовные и исторические связи двух наций.

Так, в феврале 2010, по итогам проведенного тендера, получил одобрение проект «Открытие Русского духовно-культурного центра в Париже». У будущего комплекса для православных парижан теперь появился точный адрес: набережная Бранли, дом 1.

Секреты и тайны будущего комплекса

Когда дело приобретает государственную важность, не обходится без закулисных интриг. На этот раз «тайны мадридского двора» коснулись такого, казалось богоугодного, дела.

Надо признать, не все были уверенны в том, что Русский православный духовно-культурный центр сможет принять. Некоторые члены городской коммуны открыто выступали против возведения комплекса, мотивируя свой протест тем, что новое архитектурное сооружение не впишется в исторический облик столицы.

Духовный центр в Париже

Ходят слухи, что, для урегулирования этого вопроса, российским спецслужбам пришлось развернуть операцию «Собор». Как спецагенты убеждали французские власти в правильности принятого решения мы вряд ли узнаем. Очевидно лишь, что, в результате секретной операции, чиновникам удалось прийти к взаимному соглашению.

Еще одним поводом для слухов стала сумма, которую инвестировала Россия в покупку парижской земли. Так как финансовые результаты тендерного соглашения остались тайной для общественности, местные СМИ имели возможность вдоволь пофантазировать на эту тему. По разным оценкам, влиятельные издания Франции публиковали суммы от 60 до 170 млн. евро.

Конкурс на лучший архитектурный проект

Когда первые трудности миновали, наступил период, так сказать, приятных хлопот: формирование оценочного жюри и организация конкурса на проектирование строительства.

Проект Жана-Мишеля Вильмотта!

В тендере принимали участие более 400 архитекторов. Каждый из участников понимал, имя победителя навсегда войдет в историю российско-французских отношений.

Как высказались позднее члены жюри, первый тур конкурса стал ошеломляющим. К рассмотрению было принято 109 проектов, соответствующих всем требованиям комиссии. Предстояла большая работа.

Каждый проект по возведению православного храма был по-своему интересен. Российские архитекторы видели будущее Святой церкви в классическом для православия стиле. В то время как Русский духовно-культурный центр Париж ожидал увидеть более современным, соответствующим основной архитектурной идее города. Новаторские взгляды франков приобретали, порой, замысловатые формы, например, храм «завернутый в бумагу» или в виде горящей свечи.

Читать еще:  Кому можно молиться за некрещеных. Особенности молитвы за некрещенных живых людей

Духовный центр проект!

После длительных перипетий, споров и сомнений, оценочное жюри выбрало несколько, на их взгляд, самых интересных предложений. Тройку лидеров составили французский архитектор, Фредерик Борель, конструктор городских интерьеров, француз Жан-Мишель Вильмотт и архитектор-урбанист из Испании, Мануэль Нуньес-Яновский.

В результате, главным планом для строительства православного центра стал замысел Жан-Мишеля Вильмотта. Но об этом позже.

Трудности проекта

На самом деле, архитекторов в истории создания духовного комплекса было два. В марте 2011, по результатам конкурса, пальму лидерства получил Мануэль Нуньес-Яновский. Его замысел основывался на идеях постмодерна – соединения несоединимого. Предполагалось воздвижение храма, с классической, православной основой, покрытой стеклянным покровом и куполами. Вся прозрачная часть сооружения, в ночное время суток, должна была освещаться золотистым светом.

Дерзкий проект испанского архитектора вызвал целый шквал эмоций. Кто-то называл его «сочетанием православных традиций и современности». Другие шутили, что Нуньес-Яновский пытается воплотить в жизнь Сказку о царе Салтане, А.С. Пушкина.

Помните, как там у автора?

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами»

Нашлись у проекта и ярые противники. Бертран Деланоэ, тогдашний градоначальник Парижа, стал утверждать, что проект Нуньес-Яновского не впишется в архитектурное окружение всего района и неминуемо испортит пейзаж на набережной Бранли.

Русский духовно-культурный центр

Сопротивление городских властей было настолько сильным, что вопрос коснулся не только исторических традиций, но и безопасности города. Вызывающему плану испанского архитектора приписывали даже политические мотивы. Идея построить православный центр в Париже стала камнем преткновения и для Западноевропейского экзархата русских народов.

Не дожидаясь, когда проблема перерастет в международный скандал, правительство России разорвало контракт с Мануэлем Нуньес-Яновским. Так, пальма лидерства перешла ко второму финалисту конкурса — Жан-Мишелю Вильмотту.

От мечты к очевидной реальности

Весной 2013 Жан-Мишель взялся за разработку нового плана для строительства Русского православного культурного центра. На этот раз архитектор внимательно изучил ошибки, допущенные своим предшественником, и принял во внимание рекомендации и пожелания городских властей. Однако главным консультантом в проектировании нового комплекса стал для архитектора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В результате такого единогласного сотрудничества, градостроитель смог разработать план, удовлетворяющий как российский Патриархат, так и парижское ведомство.

В декабре глава городского департамента одобрил чертежи и подписал разрешение на застройку.

В апреле 2015 года, буквально в километре от Эйфелевой башни, прошла церемония закладки священного камня для храма Пресвятой Троицы. На торжественное мероприятие собрался весь православный бомонд, во главе с епископом Корсунской епархии, Нестором. Идея построить российский духовно-культурный православный центр в Париже перестала быть просто мечтой.

Особенности православного центра

Возведение комплекса продолжалось почти два года. Не все проходило гладко и на этот раз. Дважды представители «ЮКОСа» пытались остановить строительство, предъявляя свои права на участок земли, выделенный под возведение православного храма. И дважды Парижский суд отклонял исковые ходатайства акционеров, руководствуясь дипломатической неприкосновенностью Российской недвижимости.

К концу лета 2016 строительные и облицовочные работы подошли к концу, и центр православной культуры в Париже засиял на набережной Бранли во всем великолепии.
Ансамбль, как и предполагалось, состоит из нескольких корпусов. На набережную Сены смотрят центр христианской культуры и два выставочных зала.

Проект Духовного Центра в Париже!

Возле проспекта Раппа расположилась церковь Святой Троицы, а также административные корпуса и служебные помещения. Со стороны дворца Альма разместились образовательные помещения для начальной школы, способные вмещать до 150 студентов.

Ландшафтный дизайнер, Луи Бенеш, позаботился о зеленой части православного центра. Опытный реконструктор сада Тюильри, зодчий разработал план насаждений, который не только соответствует типичной для Парижа схеме озеленения, но и повторяет естественную флору русских равнин.

Главное событие Парижа осенью 2016

Официальное открытие Русского православного центра в Париже пришлось на октябрь 2016. Как и ожидалось, гостей, желающих присоединиться к торжественному событию, оказалось немало. На праздник съехались представители духовенства, послы и уполномоченные делегаты, политики и министры, общественные деятели, потомки русской эмиграции и православные прихожане, представители международной прессы.

Открытие Духовного Центра в Париже!

Кажется, это один из немногих случаев, когда новое сооружение стало не просто центром мирового и общественного внимания, а поводом собрать под своей крышей людей самых разных вероисповеданий, политических убеждений и исторических взглядов.

Несмотря на многочисленные препятствия, церковь Святой Троицы и Русский православный духовный центр в Париже гармонично вписался в общее архитектурное настроение столицы. Появление нового сооружения на левом берегу Сены стало еще одним преимуществом в городе религиозных ценностей.

Открытие Духовного Центра в Париже!

Православные французы получили новый приход и возможность поддерживать культурные традиции христианства, а городские власти – еще один исторически значимый объект.

Расположенный в самом эпицентре туристического маршрута, православный комплекс стал новой жемчужиной культурной столицы Европы.

Как в Париже открывали Российский духовно-культурный православный центр

Вместо Путина на церемонию приехал Мединский

Фото: РИА Новости

  • В Париже открылся величественный — и по размеру, и по стоимости — Российский духовно-культурный православный центр (РДКПЦП). Долгожданное событие, на котором должен был присутствовать президент Владимир Путин (и даже, может быть, президент Олланд), в итоге прошло под присмотром министра культуры РФ Владимира Мединского.

    Новость о том, что Путин не приедет в Париж на открытие главного заграничного символа «величия русского мира», свалилась 11 октября на головы организаторов торжественной церемонии тяжким грузом неизвестности.

    Это видно по противоречивым заявлениям, последовавшим сразу после: сначала спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что центр «начнет свою работу без официального открытия» (а точную дату открытия «не уточнил»); на следующий день, 13-го числа, помощник президента РФ Юрий Ушаков сказал, что церемония состоится, как и планировалось, 19-го октября, но кто будет возглавлять российскую делегацию «пока не решено» и, наконец, чуть позже в тот же день кандидат был подобран — им оказался министр культуры Мединский, знаменитый теперь уже ученый, историк, ниспровергатель мифов, автор бессмертных мемов «рашка-говняшка» и «мрази конченые».

    Читать еще:  Гертруда происхождение имени. Гертруда: перевод и значение имени

    Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

    Впрочем, на церемонии открытия духовного центра господин Мединский держался молодцом.

    Это было не так уж и трудно: требовалось всего лишь зачитать разборчивым голосом короткое послание от Владимира Путина.

    «Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей. Свидетельством обоюдного стремления народов наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству», — заявил Путин устами своего министра культуры.

    Теми же устами президент РФ также выразил надежду, что духовный центр в Париже поможет развитию российско-французских связей.

    Так получилось, что этот центр стал символом меняющихся отношений между Россией и Францией, в частности, и между Россией и Западом в целом.

    Читайте также

    Париж остался без мессы. 19 октября открытие духовно-культурного центра России пройдет «в рабочем режиме»

    Сначала постройка РДКПЦП явилась знаком невиданной коммерческой дружбы между российскими и французскими элитами, которая расцвела пышным цветом после «миротворческой миссии» Саркози в Грузии. Таким же символом был и контракт на поставку «Мистралей». Говорят, эти две сделки косвенно связаны.

    Теперь, в день открытия центра, французский президент принимает в Елисейском дворце делегацию из Алеппо, а вечером едет в Берлин на очередные переговоры «нормандской четверки».

    «Центр открывает свои двери для всех, кто интересуется историей нашей страны, ее научными и культурными достижениями…», — еще одна цитата из поздравительной телеграммы Путина.

    Но так уж получилось, что начиная с февраля 2014 мир говорит, в основном, о наших «ратных подвигах».

    И сейчас трудно представить, что звон колоколов свежеоткрытой церкви Святой Троицы заглушит сообщения о новых смертях на Донбассе.

    Вчера французский министр иностранных дел Эйро приветствовал приостановку бомбежек Алеппо, но связал это не с проявлением «доброй воли» Кремля, а с оказанным на российскую власть давлением. Давление пока нужно сохранять, сказал министр.

    Ну, а в РДКПЦП сегодня царила натянутая атмосфера праздника. Известный журналист делал селфи с иконой; представитель космического ведомства целовал ручки батюшке; дорого одетые женщины силиконовыми губами бескомпромиссно шептали что-то, крестясь внутри белоснежной церкви, которую еще предстоит расписать; а в выставочном зале среди фотографий, символизирующих франко-российское сотрудничество, мелькали кадры со встреч «нормандской четверки».

    «В этом храме будет совершаться ежедневная молитва о России, о Франции и о дружбе между нашими народами», — заявил от имени патриарха Кирилла его викарий, епископ Богородский Антоний.

    И добавил: «Мы расцениваем этот храм и этот культурный центр как дар российского народа русской православной церкви».

    «Дар», по разным оценкам, обошелся российскому народу в 160–175 млн евро.

    Во сколько обойдется дальнейшее содержание этой жемчужины, знают, наверное, только небожители.

    «Особенно благодарим президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, без личного участия которого этот проект, наверное, никогда бы не состоялся», — сказал викарий святейшего патриарха.

    Остается только добавить: как и все остальное.

    Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

    справка

    Что такое Российский духовно-культурный православный центр в Париже (РДКПЦП)

    РДКПЦП построили в чрезвычайно респектабельном районе Парижа, на месте бывшего здания французской метеослужбы, в 800 метрах от Эйфелевой башни и через дорогу от моста Альма, который Наполеон III велел построить в честь победы над Россией в Альминском сражении (Крымская война).

    Кроме того, здание выросло под боком у дворца Альма, где живут многие ближайшие сотрудники президента Франции. Этот факт вызвал в свое время демарши французской разведки, которые ни к чему не привели: на дворе стояли золотые времена деловых отношений российских властей с президентом Николя Саркози.

    Под крышей РДКПЦП официально размещаются: Храм Святой Троицы (на 500 душ), духовная семинария, начальная российско-французская школа на 150 мест, культурный центр и здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства.

    Общая площадь построек, возведенных из традиционного для Парижа бургундского камня — 4665 м2. Разработкой проекта занимался архитектор Жан-Мишель Вильмотт со своим бюро Wilmotte & Associés, строительством — компания Bouygues Construction, владельца которой Мартена Буига (ум. в 2015 г.), французские СМИ называли «лучшим другом» Николя Саркози.

    Проект постройки «опорного» духовного пункта в Западной Европе российские власти вынашивали, как минимум, с 2005 года, а в феврале 2010 им удалось выиграть тендер на покупку земли, перебив цену Саудовской Аравии и Канады. После череды нервотрепок (старый проект зарубили по требованию мэрии Парижа, пришлось обращаться к другому архитектурному бюро и заново проходить все круги бюрократического ада) строительство началось в апреле 2015 года. Изначально предполагалось, что закладка первого камня пройдет в июне 2014-го. Но так совпало, что в том июне Владимиру Путину пришлось приезжать на французскую землю не для закладки камня, а на первые переговоры в «нормандском формате».

    Зимой 2016 года стало известно, что землю под РДКПЦ арестовали в суде бывшие акционеры ЮКОСа, но это не помешало завершению работ.

    Стоимость работ по строительству РДКПЦП вице-премьер Приходько этой весной оценил в 90 млн. евро. Общая стоимость проекта, по разным неофициальным данным, оценивается в 160–175 млн.

    Общество

    Религия

    Россия прорубила «окно из Парижа»

    В российском духовном центре в Париже будут ежедневно молиться за дружбу

    В Париже 19 октября открылся Российский духовно-культурный православный центр. Комплекс создавался более шести лет: предыдущий вариант был забракован мэрией как портящий внешний вид Парижа и затмевающий Эйфелеву башню. Впрочем, внешний вид «нового Кремля» на Сене парижане также успели раскритиковать, а в местных СМИ сравнили православный центр с ненужным подарком на свадьбу.

    В километре от Эйфелевой башни на берегу Сены со среды, 19 октября, открылось «окно из Парижа»: русский духовно-культурный центр и Свято-Троицкий собор. Отныне почувствовать себя на русской земле можно в самом сердце французской столицы: комплекс находится на пересечении набережной Бранли и авеню Рапп.

    Центр является частью посольства РФ во Франции, попасть туда, впрочем, могут не только россияне, но и граждане других государств по паспорту. Для соотечественников в ближайшем будущем также должны заработать выставочные пространства и аудитория на 200 человек, зоны отдыха с библиотекой и кафе, начальная школа на 150 учеников и, конечно же, 36-метровый православный храм. Символично, что путь к храму лежит через Франко-Российскую авеню, названную так еще в 1911 году.

    Читать еще:  7 декабря праздник православный. Молитва великомученику Меркурию Кесарийскому

    Подробнее:

    Власти Франции дали согласие на строительство российского православного комплекса в центре Парижа

    Открывать культурный центр должен был президент РФ Владимир Путин, но он свой визит в последний момент отменил, так что за него отдувалась делегация во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским и российским послом во Франции Александром Орловым. Мединский на церемонии открытия зачитал приветствие президента: «Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей, обоюдного стремления народов наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству». В свою очередь

    представитель патриарха Кирилла пообещал, что «в этом храме будет совершаться ежедневная молитва о России, о Франции и о дружбе между нашими народами».

    Франко-российские связи в контексте строительства центра в 7-м округе Парижа выглядят довольно запутанными. Впервые о строительстве заговорили шесть с половиной лет назад. Тогда Россия, обогнав Саудовскую Аравию и Канаду по щедрости бюджета, выкупила 4245 кв. м элитной парижской земли по самому высокому тарифу. Был объявлен конкурс на проект центра, который выиграл архитектор Нуньес-Яновской и московское бюро «Арчгрупп».

    • Предыдущий проект

    По проекту здание выглядело как «церковь-волна» из стекла и бетона, и, по словам экс-президента Франции Жака Ширака, оно должно было стать «мостом, связывающим народы в духовном плане». Но несмотря на то, что договоренность о реализации проекта была подписана президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, «волна» никаким мостом не стала. Бывший мэр Парижа Бертран Деланоэ запротестовал от лица всех парижан, так что, дабы «не портить внешний вид Парижа и не затмевать Эйфелеву башню», проект было решено пересмотреть.

    Спустя три года уже новые президенты обеих стран договорились и о новом архитекторе, и о новой дружбе, символизировать которую должен храм. Французский зодчий Жан-Мишель Вильмотт, неоднократно работавший в России, реализовал проект значительно скромнее и меньше по площади (здания занимают лишь половину земельного участка). Весной 2015 года началось строительство: проект оценивается в €170 млн. Помешать процессу тогда попытались бывшие акционеры ЮКОСа, заявившие свои права на лакомый кусок земли. Однако участок, обладающий дипломатическим иммунитетом, по окончательному решению французского суда оказался целиком и полностью в распоряжении российского правительства.

    Набережные Сены признаны частью всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому фасад Свято-Троицкого собора с его пятью золотыми куполами автоматически становится культурным символом города.

    Архитектор Вильмотт взял за основу Успенский собор в Москве, однако был вынужден заменить блестящее золото луковичных куполов матовым,

    а фасады отделать бургундским камнем, применяемым для строительства знаковых зданий столицы Франции.

    Новый мэр Парижа Анн Идальго согласилась на такое количество золота в своем городе в первую очередь из-за того, что Московский патриархат ранее вынужден был ютиться в маленькой церквушке. Храм Трех Святителей в малопримечательном 15-м округе на улице Петель был переделан из гаража и никак не вмещал православных парижан, которых с каждым годом становилось все больше и которые были вынуждены стоять на улице во время церковных праздников. В свою очередь собор Александра Невского на улице Дарю в 8-м округе Парижа существует уже более двух веков и без проблем может вместить Константинопольский патриархат. Однако храм, воспетый поэтами эмиграции, витриной современной России все же никак не назовешь.

    Простые французы, знающие по-русски, как правило, три слова — «Путин», «водка», «олигарх», при этом мало знакомые с православной культурой, характеризуют новый центр все теми же словами: «храм Путина, деньги олигархов». Впрочем, наши соотечественники, посещающие собор Александра Невского или еще около 20 существующих церквей и соборов на территории Парижского региона, также относятся к новому центру с негодованием, называя его в беседах с «Газетой.Ru» храмом роскоши.

    Эксперт в области религии Жан-Франсуа Колосимо и вовсе сравнил духовный центр с чем-то громоздким и неуместным:

    «Еще недавно этот проект я назвал бы подарком на свадьбу, но этот подарок со временем стал совсем ненужным, маргинальным, даже лишним и мешающим».

    Видный историк в области православия Антуан Аржаковский считает проект культурного центра на набережной Бранли «странным и неоднозначным». Несмотря на то что церковь и государство в России разделены, новый храм «смешивает религию и политику в двух шагах от Елисейского дворца и министерства иностранных дел», заявляет Аржаковский.

    Также некоторые французские СМИ, отдавшие первые полосы 11 октября фотографиям Владимира Путина и статьям об отмене визита российского президента, сегодня отмечают, что «культурный центр вместо символа русско-французской дружбы стал скорее символом ссоры».

    Подробнее:

    Из-за наводнения во Франции ввели бесплатную парковку

    По соседству на набережной Бранли находится Музей примитивного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Для полного разнообразия культур не хватало только Восточной Европы. Теперь же набережная одного из самых престижных районов Парижа открывает полную перспективу культур, где Россия — впереди планеты всей.

    Французы ассоциируют золотые купола нового православного храма в первую очередь с мощным влиянием российского президента на мировую общественность. Местные СМИ пишут, что «Владимир Путин установил в сердце Парижа православный храм, сообщив тем самым о том, какое место занимает его страна в мире». Другие же СМИ откровенно называют Свято-Троицкий собор «новым Кремлем на Сене», «храмом Путина» или «храмом пропаганды». Французские эксперты также утверждают, что «вседозволенность российского правительства не имеет границ», а возведение храма «не имеет ничего общего с религией, а исключительно с дипломатией».

    Одним лишь утешаются «обиженные Путиным» французы: на месте православного храма могла бы уже давно возвышаться очередная мечеть, ведь именно Саудовская Аравия больше всех претендовала на участок, к которому ведет Франко-Российская авеню.

    Источники:

    http://paris-life.info/worth-seeing/sights/987-russian-centre-paris/
    http://novayagazeta.ru/articles/2016/10/19/70234-kak-v-parizhe-otkryvali-rossiyskiy-duhovno-kulturnyy-pravoslavnyy-tsentr
    http://www.gazeta.ru/social/2016/10/19/10258895.shtml

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector