Роль философии в жизни человека краткое содержание. Философия, ее роль в жизни общества и человека
Содержание
1.Роль философии в жизни человека и общества.
Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
2.Фил. Как вид мировоззрения.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое
общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. Мировоззрение необходимая составляющая
человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих
других, а их сложное взаимодействие. Разнородные “блоки” знаний, убеждений,
мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении,
образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В
мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая
сферы в их взаимосвязи.
3.Фил. Как наука
Философия – общая теория мира и человека в нем. Термин “философия” древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает “любовь к мудрости” (“филео”- люблю, “софия” – мудрость). Современная философия – это прежде всего наука и, более того, – ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.
Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии – дать человеку надежные ориентиры мудрости.
4.Философия как филосовствование в концепции м. Хайдегера.
Мир, по Хайдеггеру, небессмысленен — уже потому, что в нем есть мысль. Само бытие мысли свидетельствует об осмысленности бытия.
Безусловно, основная тема философии Хайдеггера – тема бытия.
Хайдеггер во многом в своих рассуждениях основывается на древнегреческой философии, и именно оттуда он получает свое определение бытия как времени .Хайдеггер пытается прояснить тему бытия, приводя в актуальность изначальное и потом забытое, по его мнению, постижение греческих философов временного характера сути бытия, так как она определялась как фюсис, а потом как усия[62]. По мнению Хайдеггера вопрос о «бытии и времени»оставался и остается с тех пор скрытым, затемненным, и не только время, но и бытие истолковывалось с тех пор как сущее. Хайдеггер определяет время как «имя для области проектов истины бытия», как «свечение самого бытия»[63].
Несомненно, что тема экзистенции, не будучи главной темой в творчестве немецкого философа, все же вдохновляется, по сути, той же самой идеей конкретного существования, не нуждающегося в определении извне, со стороны мысли, что и ведущая тема его первого периода творчества – тема здесь-бытия. Как отмечает исследователь Плотников И.С.:«Хайдеггер ставит вопрос не о смысле особого рода сущего, именуемого человеческой экзистенцией, а о смысле бытия этого сущего»[64].
Следует отметить необычность философского языка Хайдеггера, указать на его экспериментирующий характер. Как уже было отмечено многими исследователями, Хайдеггер экспериментирует со словами, придумывает слова, придает обыкновенным, обыденным словам новое значение[65].
Роль философии в обществе.
Предмет философии.
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
Объектом философии является весь окружающий мир. Предметом философии считают наиболее важное, универсальное, существенное в системе отношений человека и мира.
Первые античные мыслители считали своим предметом устройство мира. Мыслители классического периода делают предметом изучения человека, живущего в обществе. В Средние века философия изучает внутренний мир человека, его отношения с Божеством. Философия Нового времени изучает процесс познания.
Современная европейская философия изучает широкий круг мировоззренческих проблем:
ü Что такое человек?
ü В чем состоит смысл жизни?
ü Что такое добро и зло?
ü Как устроен мир?
ü Что такое счастье?
ü Куда движется история?
На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали и нравственности, эстетика – учение о красоте, о смысле и предназначении искусства. В целом философию можно определить как особый тип мировоззрения, в котором изучаются основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.
Особенности философских проблем:
1) эти проблемы всегда актуальны и окончательно неразрешимы;
2) эти проблемы многозначны в постановке и в решении;
3) эти проблемы имеют духовный характер и связаны с определением смысла;
4) эти проблемы сочетают теоретическую и практическую составляющие;
5) эти проблемы являются наиболее значимыми для человека.
Таким образом, предметом философии являются наиболее значимые мировоззренческие проблемы.
Роль философии в обществе.
Роль философии в жизни общества определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, а также вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции.
ü Мировоззренческая функция – это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.
Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия в нем.
ü Методологическая функция
заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Методологическую функцию философия выполняет в 2 видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.
ü Мыслительно-теоретическая функция
выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
ü Гносеологическая
Состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того, научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.
ü Роль критической функции
подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
ü Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный)
заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть “ситом”, через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
ü Социальная функция
объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
ü Воспитательно-гуманитарная функция
состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
ü Прогностическая функция
заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
ü Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое
ü Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.
ü Функция культурной трансляции – в философии аккумулируется (накапливается) духовный опыт и передается новым поколениям.
Таким образом, философия – это рациональное мировоззрение. Философия устремлена к постижению всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом постижении значимо не столько построение систематизированного знания о мире, сколько постижение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, чтобы стать человеком и сохранить человеческое в себе на долгие годы.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Вопросы к экзамену по философии.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Античная философия.
Основные идеи средневековой философии.
Философия Нового времени.
Немецкая классическая философия.
Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма.
Русская философия: этапы развития и основные концепции.
Философское учение о бытии и материи.
Движение, пространство, время как основные формы существования материи.
Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.
Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
Взаимодействие биологичсского и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
Философские учения о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рациональною в познании.
Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа в медицинском познании.
Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
21. Основные категории диалектики” единично-общее, необходимость – случайность, возможность – действительность, сущность – явление. Их общая роль в научном познании.
Общество как система общественных отношений. Общественное бытие и общественное сознание.
Материальное производство, его структура и роль в жизни общества.
Политические отношения. Государство и его функции.
Духовная жпзпь, ее роль в развитии человека и общества.
Единство формационного и цивилизационного анализа общественного прогресса.
Взаимодействие общества и природы. Анализ концепций географического детерминизма, геополитики, экологического пессимизма.
Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье.
Медицина и общество. Социальные функции современной медицины.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» – любовь, «софия» – мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.
185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источники:
http://studfile.net/preview/3801058/
http://poisk-ru.ru/s6902t1.html
http://studopedia.ru/14_69958_filosofiya-ee-rol-v-zhizni-cheloveka-i-obshchestva.html