Рогожский духовный центр. Духовный центр «Рогожская Слобода» – Иду-шагаю

Рогожская слобода: центр русского старообрядчества

Как живет центр российского старообрядчества в XXI веке, кто восстанавливает древнейшие храмы и может ли попасть на территорию Рогожской слободы любой желающий – в репортаже телеканала «МИР 24».

Слова «староверие» и «старообрядчество» для современного человека звучат таинственно и архаично. Кто-то в лучшем случае помнит о расколе Русской церкви в 1650-х годах, реформе патриарха Никона и унификации богослужебных книг из курса школьной истории. Но стоит подойти к дому 35 на улице Рогожский поселок, как впечатление того, что все эти события – дела давно минувших дней – начисто пропадает.

Уже более 300 лет в Таганском районе Москвы, на левом берегу Яузы обособленно живет религиозная община русских старообрядцев. С 1771 года и до наших дней Рогожская слобода сохранила патриархальный жизненный уклад, который во все времена отличал и отличает ее от остальной Москвы. Это двухэтажные жилые дома на каменных фундаментах, запертые ворота, которые открываются не для всех, древнейшие церкви и монастыри, которые тщательно реставрируют сами старообрядцы, а также необычный облик обитателей, редко покидающих пределы своего поселка.

Кто такие старообрядцы?

Cтарообрядческий раскол возник в Русской православной церкви в XVII веке. В 1650-60-х годах царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали церковную реформу, которая провозглашала унификацию богослужебного чина в Русской церкви с Церковью константинопольской (греческой).

Реформы встретили сильную оппозицию от сторонников старых обрядов, которые называли решение царя «нововерой» или «никонианским православием», а себя именовали «истинноверами» и «древлеправославными». Они продолжали совершать крестное знамение двумя перстами, не принимали греческого писания слова «Иисус» (пишут его как «Исус»), молитвы на коленях и без скрещенных на груди рук, сохраняли монодеическое пение во время служб, совершали крестный ход по Солнцу, считали крещением только строго троекратное погружение в воду и поощряли ношение древнерусской молитвенной одежды: косовороток, сарафанов и рубах.

Наиболее известным сторонником старой веры был церковный и общественный деятель XVII века протопоп Аввакум Петров – за полемику с царем он был сослан в город Пустозерск на Печоре, заточен в тюрьму и казнен, как и многие другие идеологи течения. Но и совершение этих обрядов со временем вызвало разногласия внутри староверов – постепенно образовались три «крыла»: поповцы (к ним относится современная Русская Православная Старообрядческая Церковь), беспоповцы (течение, в котором нет священнослужителей) и единоверцы (сохраняют двоеперстие и службы по старопечатным книгам, но признают юрисдикцию Московского Патриархата).

С этого момента приверженцы старообрядчества в Российской империи назывались «раскольниками» и преследовались церковными и советскими властями. До переписи 1897 года в стране насчитывалось более 1 млн 682 тысяч старообрядцев, многие из которых расселились на русском севере, в Поволжье и Забайкалье. Законодательные ограничения в отношении староверов были сняты только к 1905 году Высочайшим Указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В 1971 году Русская Православная Церковь на Поместном соборе сняла все ограничения середины XVII века, и в наши дни РПЦ и РПСЦ существуют без конфликтов.

«Деревня» староверов

Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй. Территория поселка – участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества. Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг.

На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины, рогожское ателье народного костюма и даже кинотеатр в Духовном училище.

Храм-колокольня во имя Успения Богородицы (Успенский)

Храм был сооружен в 1908 – 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева, имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого – ее высота 80 метров.

В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон.

Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов

В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. По распоряжению императрицы Екатерины II от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты в целях предотвращения эпидемии, а взамен старообрядцам выделили особу территорию у Рогожского богадельного дома. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов).

Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница имени С. Морозова, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек.

Октябрьская революция положила конец так называемому «золотому веку» московского старообрядчества. Множество могил и памятников уничтожили в 1930 годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро. Бытует мнение, что в 1940 годы именно на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.

Деревянная часовня во имя святителя Николая – одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества.

Читать еще:  Большой сонник онлайн толкование. Толкование снов по соннику Фрейда

В середине XIX века храм вновь перестроили и переосвятили в единоверческую церковь – тогда же он приобрел современный вид в «русском стиле»: пять крупных синих глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека.

Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)

Сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний неотапливаемый храм. До строительства Храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле. И поэтому по решению императрицы Екатерины II было решено «впуски для алтаря отломать», храм «понизить», а вместо пяти глав сделать «одну главу и крест».

В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей – с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга. Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII – XVII веков.

Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова как зимний отапливаемый храм. В нем обустроили два самостоятельных предела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).

В 1922 году он подвергся новому – на этот раз большевистскому – разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял «Союзаттракцион», который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.

Соборная площадь Рогожской слободы

Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Платове

Самое удивительное, что сегодня можно обнаружить, гуляя по Рогожской слободе, – это то, что старообрядчество живо и развивается по своим собственным законам. Здесь можно увидеть редкие иконы (Оглавный Спаситель XIV века), древние храмы, старинный некрополь и больницы, построенные на деньги купцов Мамонтовых, Рябушинских, Морозовых. Но главное – почувствовать атмосферу поселения, которое будто застыло во времени.

Юрий Лужков и «рогожские страхи»

Более 13 лет назад духовный центр старообрядцев, что на Рогожском, посетил тогдашний градоначальник Москвы Юрий Михайлович Лужков. Итогом его визита стала глобальная реставрация и реконструкция объектов историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», итоги которой в наши дни может видеть любой желающий.

Рогожская слобода в 2019 году. Фото: Иван Шайдоров

Однако сегодня мало кто помнит, что далеко не все рогожские прихожане были довольны начавшейся реставрацией и обвиняли Лужкова в «многоходовой» операции по передаче старообрядческих храмов Рогожского Московской Патриархии. Поскольку историческая память современного человека весьма коротка, мы публикуем два документа, связанные с визитом Ю. М. Лужкова на Рогожское и нестроениями, которые возникли в Рогожской общине в связи с этим событием.

Визит мэра Москвы Ю. М. Лужкова в духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви

Журнал «Вестник Митрополии» (публикуется в сокращении)

26 марта 2005 года мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви. Визит мэра столицы в духовный центр древлеправославия состоялся спустя 100 лет после исторического визита московского градоначальника Е. Н. Волкова, во время которого он и светлейший князь Дмитрий Голицын зачитали с амвона Храма Покрова Пресвятыя Богородицы долгожданный царский указ об открытии запечатанных алтарей. Тот исторический визит градоначальника был принят рогожанами и всем российским старообрядчеством со слезами и великой радостью. После того как князь Д. Голицын и градоначальник Е. Н. Волков сняли с алтарных дверей печати, они присутствовали на праздничном богослужении — полунощнице и литургии.

Нынешний визит мэра был посвящен современному состоянию архитектурного ансамбля духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви. Визит градоначальника на Рогожское был запланирован еще в начале марта, как итог первой встречи главы города и главы РПСЦ, которая состоялась в московской мэрии. Тогда же был обозначен круг предстоящих обсуждению вопросов: работы по благоустройству и организации дороги вокруг основного храма комплекса для прохождения крестного хода в период юбилейных торжеств, завершение разработки архитектурно-градостроительной концепции по реконструкции территории комплекса «Рогожская слобода», ускорение подготовки проекта распорядительного документа, посвященного передаче зданий и сооружений церковно-архитектурного ансамбля в безвозмездное и бессрочное пользование Московской Митрополии. В ходе подготовки к визиту мэра прошло около десятка совещаний разного уровня. Уточнялось состояние зданий, коммуникаций, прилегающих территорий, разного рода юридические вопросы. Участники консультаций пришли к выводу, что нынешнее состояние зданий и территорий архитектурного комплекса не соответствует современным нормам содержания подобных объектов.

7 февраля 1995 года распоряжением мэра Москвы Церкви были возвращены девять сохранившихся зданий ансамбля «Рогожская слобода» и два земельных участка общей площадью около десяти гектар. Среди них: сиротский дом, женские келлии, певчие палаты, Морозовская богадельня, дом причта, бани, богодельня Бугровых, гаражи. Предполагалось, что старообрядцы, в прошлом известные своей предпринимательской и церковной активностью, смогут сами заняться восстановлением духовного центра Церкви. Однако время показало, что ни организационных, ни финансовых возможностей, а главное — воли для этого не нашлось. За последние десять лет удалось привести в приемлемое состояние только здание бывшей поликлиники (Морозовские палаты). С другой стороны, практически полностью разрушилось здание Дома причта, в плачевном состоянии находится Сиротский дом. Главная святыня древней Рогожки — храм Рожества Христова используется как склад стройматериалов, а его алтарь как гараж для мотороллеров.

Рогожское в 2005 году

26 марта 2005 года в 12:30 мэр Москвы Юрий Лужков прибыл на территорию Рогожской слободы. Согласно древнерусскому обычаю встречи высокопоставленных лиц, митрополит Андриан (Четвергов) под колокольный звон вышел к градоначальнику. Поприветствовав Юрия Михайловича, он пригласил его к осмотру. Мэр и сопровождающие его руководители района, представители управы и специалисты осмотрели основные объекты Рогожского комплекса: храм Рожества Христова, храм Покрова Пресвятыя Богородицы, развалины Дома причта, стадион и заброшенные спортивные постройки, расположенные на месте бывших рогожских прудов. В ходе осмотра владыка Андриан и сотрудники аппарата митрополии дали соответствующие комментарии по истории, назначениию и современному состоянию тех или иных объектов. Примечательно, что еще в ходе этой своеобразной экскурсии мэр города указал на необходимость серьезного подхода к возрождению архитектурного комплекса духовного центра старообрядчества. Так, когда один из сопровождающих его чиновников предложил провести консервацию руин Дома причта, Юрий Михайлович справедливо отметил, что полумеры станут бессмысленной тратой средств.

Читать еще:  К чему снится горох сухой. К чему приснился горох во сне? Приснился Горох – что значит сон

«Необходимо полностью восстановить, возродить это здание», — заявил градоначальник.

Дом причта на Рогожском во время реконструкции

После осмотра Покровского храма в трапезной Успенской церкви-колокольни состоялось совещание, посвященное проблемам возрождения Рогожской слободы. Перед участниками мероприятия выступили: главный архитектор Москвы А. В. Кузьмин, который отметил значимость Рогожского как церковно-архитектурного ансамбля в градостроительной концепции всей Москвы; управляющий делами Митрополии протоиерей Евгений Чунин, который остановился на проблемах и трудностях в вопросах возрождения ансамбля; префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов, который поведал о возможных предложениях в части путей решения обозначенных проблем. Затем слово взял мэр Москвы Юрий Лужков. Он попросил присутствующих наметить более конкретную программу действий, озвучить цифры предполагаемых материальных затрат и сроки проведения тех или иных работ. Специалисты обозначили основные этапы предполагаемых работ и установили следующие задачи:

  1. Территорию бывшего стадиона в сезон 2005 года освободить от занимаемых строений, не используемых церковью.
  2. Учитывая предложения по восстановлению пруда, в кратчайшие сроки провести гидрологическое обследование территории ансамбля «Рогожская слобода».
  3. В качестве первоочередных работ провести инженерные обследования фундаментов здания «Дома причта» и выполнить проектную документацию по его восстановлению.
  4. Выполнить недостающую проектную документацию по восстановлению храма Рожества Христова с учетом завершения реставрационных работ в строительный сезон 2005–2006 года.
  5. Ликвидировать сквозной транспортный проезд через территорию комплекса Рогожская слобода;
  6. Обеспечить вывод частных гаражей с территории комплекса «Рогожская слобода».
  7. Возвести архитектурную ограду вокруг территории ансамбля.

Руководитель Информационно-издательского отдела иерей Алексей Лопатин, управляющий делами Московской митрополии протоиерей Евгений Чунин, председатель Рогожской общины А. Ю. Рябцев, мэр Москвы Ю. М. Лужков, чиновник московской мэрии, митрополит Андриан (Четвергов)

По окончании делового совещания Юрию Михайловичу была преподнесена уникальная гравюра. На изображении, подготовленном специалистами информационно-издательского отдела Митрополии РПСЦ, изображена панорама архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» в начале XX века. Перед отъездом Юрий Михайлович дал краткое интервью телевидению и прессе. Градоначальник поздравил христиан-старообрядцев с приближающимся столетним юбилеем установления свободы вероисповедания в России и распечатыванием алтарей храмов Рогожского кладбища. Мэр заявил, что посещение духовного центра российского древлеправославия произвело на него неизгладимое впечатление, и «старообрядческий кремль», как выразился Лужков, должен стать одним из самых привлекательных уголков столицы.

«Визит мэра в духовный центр старообрядчества стал знаковым явлением», — так оценивают произошедшее ведущие общественные и религиозные наблюдатели. Это событие стало признанием общественного статуса Русской Православной старообрядческой Церкви, ее культурных и исторических заслуг, признаком усиления ее духовного влияния. Аналитики уверены, что не последнюю роль в этих процессах сыграла современная позиция церковного священноначалия РПСЦ и лично Предстоятеля Церкви митрополита Андриана, а также новая информационная политика, направленная на установление открытых и доверительных отношений между Церковью и российским обществом. «Большое количество интервью, публикаций и материалов в СМИ, медленно, но верно рассеивают стереотипы о старообрядцах», — подчеркивают эксперты фонда «Политика и религия», «Из малоизвестной фольклорной группы старообрядческая Церковь сегодня превращается в объект устойчивого интереса и уважительного внимания. Если дело так пойдет и дальше, то уже через несколько лет можно будет говорить о появление серьезной духовной альтернативы».

Многочисленные представители СМИ. Рогожское, 2005 год

Другие источники отмечают, что во время реализации проекта возрождения Рогожского максимальное внимание будет уделено координации действий муниципальных структур со специалистами старообрядческой Церкви. «Можно представить, что «рогожцы» возьмут на себя разработку художественного плана и определение тех областей, где староверы будут иметь безусловный приоритет, — пишет портал Кредо.ру, — можно предположить, что мэрия будет согласовывать все шаги с руководством РПСЦ».

Через несколько дней московский градоначальник Юрий Михайлович Лужков подписал первые документы, договоренность о которых была достигнута во время посещения духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви.

Комментарий от редакции «Русской веры»:

Однако далеко не все рогожские прихожане были довольны визитом мэра и процессом начавшейся реставрации. Среди членов общины и прихожан распространялись разного рода письма, проходили встречи и собрания, на которых мэр Москвы обвинялся ни много ни мало в попытке передачи старообрядческого архитектурного комплекса Русской Православной Церкви. На полном серьезе обсуждалась версия, что Лужков собрался отремонтировать объекты Рогожского «под ключ», чтобы затем передать их лично патриарху Алексию (Редигеру). Разоблачители этой «многоходовки» указывали и на другие «прегрешения». Говорилось, что во время визита Лужкова звонили колокола, а в храмы были допущены бритые мужчины.

Сегодня, спустя 13 лет, когда нет в живых ни патриарха Алексия, ни самого Юрия Михайловича, а возрожденные здания радуют и старообрядцев, и гостей Рогожского кладбища, эти обвинения кажутся нелепыми и смехотворными. Однако тогда, в 2005 году, они грозили перерасти в серьезные нестроения вокруг Рогожской общины. Эти подозрения и обвинения распространялись настолько активно, что им был посвящен ряд публикаций в церковных и светских изданиях. Одна из таких заметок была помещена в специальном выпуске интернет журнала «Церковные вести» от 6 апреля 2005 года, который издавала группа священнослужителей Русской Православной старообрядческой Церкви.

Посещение Мэра Москвы – комментарий

Интернет журнал «Церковные вести» от 6 апреля 2005 года

Посещение Московского мэра обнажило некоторые наши внутренние проблемы. Пришлось заметить: некоторых «радетелей о благочестии», в основном из недавних или молодых рогожан, прямо-таки возмущает, что старообрядческая Церковь стала тесно контактировать со светской властью. Кто-то считает, что Юрия Лужкова принимали со слишком большими почестями:

Почему это вдруг, когда Юрий Лужков встречался с нашим митрополитом, раздался колокольный звон?

Читать еще:  Житие святой преподобномученицы великой княгини елизаветы. Заха́рия Праведный, отец Иоа́нна Предтечи

Кого-то откровенно беспокоит «потаенная опасность» возможных последствий визита мэра Москвы:

Ведь неспроста Ю. М. Лужков обещает помощь? Наверное, хочет обхитрить нас? А потом что-нибудь этакое потребует взамен!

Так кто же кого собирается перехитрить? И какое скрытое «коварство» может заключаться в подобных массированных акциях финансовой и строительной помощи? — Когда в 1995 году Ю. М. Лужков «подарил» в пользование Церкви девять зданий и десять гектаров территории — он, конечно, тоже действовал «коварно и расчетливо». В самом деле: выселить с насиженных мест и разместить в центре Москвы десяток организаций, чтобы освободить и передать нам все эти объекты, а потом еще предложить помощь в сотни миллионов рублей на восстановление зданий «Рогожской слободы» и благоукрашение наших храмов — это, конечно, «большое коварство» и «тонкий расчет» с его стороны… Правда ведь? Или нет?

А, может, хитрит-то вовсе и не Юрий Лужков? Может, наоборот, это мы разучились воспринимать происходящие в жизни процессы просто и непосредственно? И пытаемся своим лукавым взглядом усмотреть коварство там, где его вовсе и нет? И невдомек некоторым из нашей братии, что «расчет» у известного градоначальника хотя и присутствует, но заключается этот расчет в том, чтобы привести еще один захламленный уголок московской земли в то состояние, когда и сами его обитатели, то есть мы, старообрядцы, будут довольны, и все остальные — окрестные жители и приезжие увидят благолепие этого архитектурного ансамбля. Вот тогда и мэр будет чувствовать удовлетворение от своей деятельности. Или нам уже непонятно и недоступно столь непосредственное объяснение чьих-то действий? И как бы нам теперь не перехитрить самих себя и не остаться снова у разбитого корыта, как это не раз было в прошедшие десятилетия!

Что же до колокольного звона. Видать, так редко бывают в наших храмах градоначальники, что многие уже и забыли, и отвыкли от того традиционного для христиан почтения к властям предержащим, которое заповедано нам самим Господом: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». (1 послание Петра 2:13–17).

Раньше-то не то, что с колоколами — и с хлебом-солью, и с пением, а то и с Крестным ходом могли бы градоначальника встречать. А сегодня цедим сквозь зубы в адрес мэра разные нелепости и считаем, что это и есть благочестие! Короче: хотя это и удивительно, но факт: отрадное для всех событие вовсе не всеми рогожанами положительно воспринято. Так что вполне возможно, что объясняться придется еще и в дальнейшем. Таковы будни Рогожской жизни.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Владимир Путин посетил Духовный центр российских старообрядцев в Рогожской слободе в Москве

Историко-архитектурный ансамбль Рогожской слободы в Москве посетил Владимир Путин. Визит главы российского государства в Духовный центр старообрядческой общины стал первым за 350 лет. Его уже называют историческим. О чем говорил президент со священниками и какие экспонаты показали староверы главе государства?

Как и столетия назад, центральную подвесную люстру – паникадило – священники зажигают вручную, от свечи. Староверы не приемлют в церкви электрического света. Здесь по-прежнему крестятся не тремя, а двумя перстами, и считают большим грехом бритье бороды – вмешательством в человеческий облик, данный богом. Кажется, время здесь остановилось. Но Рогожская слобода – не просто музейный комплекс под открытым небом, но и Духовный центр российских старообрядцев.

Община староверов появилась в Рогожской слободе почти 250 лет назад, во времена Екатерины Великой. Со временем здесь были построены храмы, больницы, своя семинария. Жизнь здесь угасла после Октябрьской революции, храмы были закрыты и переоборудованы в общежития и столовые. Библиотека с ценнейшими книгами была национализирована.

Возрождение Духовного центра приходится на начало нашего века. Началась реставрация храмов. Заново отстроены несколько зданий.

Президента встречают колокольным звоном. В сопровождении главы старообрядческой церкви митрополита Корнилия Владимир Путин осмотрел выставку древних икон и церковных книг. В Рождественском храме собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о старообрядческой культуре.

Жемчужина коллекции – Евангелие начала XVII века. Большинство текстов вручную прописаны золотом, а переплет – из золотой парчи. Многие богатые купцы и промышленники – Морозовы, Рябушинские, Рахмановы – были старообрядцами и не скупились на пожертвования.

Президент посетил и Покровский собор – кафедральный храм старообрядческой общины. Здесь находится рака с мощами и старинные иконы, в их числе и лик Спаса кисти Андрея Рублева. Владимир Путин задержался, чтобы послушать церковный хор, а затем пообщался и сфотографировался с певчими.

1 июня митрополит Корнилий отмечает День ангела. Президент подарил ему редкое издания жития Николая-Чудотворца. И получил ответный подарок – икону Святой Троицы.

«Это древняя икона, намолена у старообрядцев, Святая Троица, чтобы она Вас хранила. Она несет мир, любовь, чтоб был и в наших душах, и в нашем государстве. Хотел бы еще сказать: впервые за историю старообрядчества, 350 лет как раз в этом году отмечаем, этому Центру 250 лет, впервые глава Русского государства посещает Старообрядческий духовный центр, за что мы Вам очень благодарны», – сказал митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.

В 2017 году ровно 350 лет церковному расколу в России, когда староверы, не принявшие реформу патриарха Никона,были приравнены к еретикам и подверглись гонениям. Но все это время сохраняли верность Российскому государству.

«Хочу выразить надежду на то, что старообрядцы, как и в прежние времена, будут рядом с народом, с государством Российским. Старообрядцев всегда отличала любовь к Отечеству, особое отношение к труду, к семье», – отметил Владимир Путин.

Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили реконструкцию архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» и говорили также об организации помощи соотечественникам, которые возвращаются в Россию из-за рубежа.

Источники:

http://mir24.tv/news/16162613/rogozhskaya-sloboda-centr-russkogo-staroobryadchestva
http://ruvera.ru/articles/luzkov_rogozkie_strahi
http://www.1tv.ru/n/326262

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: