Рисунок на тему житие сергия радонежского. Русские художники — о преподобном Сергии Радонежском

Содержание

Рисунок на тему житие сергия радонежского. Русские художники — о преподобном Сергии Радонежском

Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России.

Игумен земли Русской — так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя. Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. Монах — образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре. Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские — родители Преподобного — привили сыну веру и любовь к Богу. От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты. Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее — таково имя Преподобного в миру — обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников.

О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.

Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого. Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Среди его картин немало работ на церковную тематику. Но совершенно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Это признавал и сам Михаил Николаевич. Его величайший шедевр — «Видение отроку Варфоломею».

Эта картина — не просто веха в творчестве великого русского художника, это веха его жизненного пути. Михаил Николаевич однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Картина рассказывает о чуде, когда по молитве старца отроку Варфоломею открылась книжная мудрость, и он стал читать. Тяжело было юному сердцу переносить строгие укоры учителя и насмешки сверстников, видевших, что Варфоломею не дается книжная премудрость. Но гораздо сильнее отрока печалило то, что он не может сам читать Слово Господне. И вот, после встречи со святым старцем, он получил исполнение того, о чем горячо молился.

Вглядимся еще раз в фигуру смиренного отрока — молитвенная поза, благоговение перед старцем-схимником, кротость и упование на Бога. Таким Преподобный оставался всю свою жизнь. Тот же исполненный смирения отрок предстает перед нами и на других работах М.Н. Нестерова: «Юность преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Труды преподобного Сергия».

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные — ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

А вот Преподобный за работой вместе с братией монастыря. Он не хотел выделяться среди других и всегда сам подавал пример послушания и строгости монашеской жизни. Когда братия просили его стать игуменом, он ответил: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!».

Наравне с другими авва Сергий выполнял монастырские работы, сам строил деревянные келии, таскал и пилил бревна, носил воду, пек хлеб и готовил пищу, шил одежду. Всегда он ходил в одной и той же одежде, в любую погоду — в зной и в холод. Он смирял свое тело, но дух его возрастал все больше и больше.

Таким представлял Сергиеву обитель Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933): деревянный храм, кельи, монастырские послушания. Может быть, один из трудящихся монахов — сам Радонежский игумен?

М.Н. Нестеров и А.М. Васнецов — имена этих русских художников известны всем. Но дело, начатое ими, продолжается и сейчас. Житие преподобного Сергия вдохновляет наших современников. Замечательная картина, рассказывающая о чуде воскрешения умершего мальчика, принадлежит кисти Натальи Климовой.

Крестьянин везет тяжело больного сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но мальчик умирает… Картина передает сам момент чуда — воздетые в молитве руки старца, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.

Читать еще:  Чаю воскресения мертвых и жизни будущего. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века

Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» — однажды услышал во время молитвы Преподобный. После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Но вновь вернемся в прошлое. Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской…

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом — воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный — Крест Христов — в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде… Тот же сюжет у современного нам автора — священника Сергия Симакова.

Картина «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» — Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов-богатырей Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков — монашеские ризы и твердая вера в Бога.

Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его жизненный путь — от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он — Игумен земли Русской, то все мы — его верные чада, внимающие его словам. Жизнь преподобного Сергия — это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим — к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

Русские художники – о преподобном Сергии Радонежском

8 октября Русская Православная Церковь вспоминает святого Сергия, Игумена земли Русской

Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России.

Игумен земли Русской – так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя. Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. Монах – образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре. Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские – родители Преподобного – привили сыну веру и любовь к Богу. От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты. Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее – таково имя Преподобного в миру – обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников.

О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.

Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого. Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Среди его картин немало работ на церковную тематику. Но совершенно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Это признавал и сам Михаил Николаевич. Его величайший шедевр – «Видение отроку Варфоломею».

Эта картина – не просто веха в творчестве великого русского художника, это веха его жизненного пути. Михаил Николаевич однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

Картина рассказывает о чуде, когда по молитве старца отроку Варфоломею открылась книжная мудрость, и он стал читать. Тяжело было юному сердцу переносить строгие укоры учителя и насмешки сверстников, видевших, что Варфоломею не дается книжная премудрость. Но гораздо сильнее отрока печалило то, что он не может сам читать Слово Господне. И вот, после встречи со святым старцем, он получил исполнение того, о чем горячо молился.

Вглядимся еще раз в фигуру смиренного отрока – молитвенная поза, благоговение перед старцем-схимником, кротость и упование на Бога. Таким Преподобный оставался всю свою жизнь. Тот же исполненный смирения отрок предстает перед нами и на других работах М.Н. Нестерова: «Юность преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Труды преподобного Сергия».

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные – ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

А вот Преподобный за работой вместе с братией монастыря. Он не хотел выделяться среди других и всегда сам подавал пример послушания и строгости монашеской жизни. Когда братия просили его стать игуменом, он ответил: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!».

Читать еще:  К чему снится сон в котором. Сонник сон, к чему снится сон, во сне сон

Наравне с другими авва Сергий выполнял монастырские работы, сам строил деревянные келии, таскал и пилил бревна, носил воду, пек хлеб и готовил пищу, шил одежду. Всегда он ходил в одной и той же одежде, в любую погоду – в зной и в холод. Он смирял свое тело, но дух его возрастал все больше и больше.

Таким представлял Сергиеву обитель Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933): деревянный храм, кельи, монастырские послушания. Может быть, один из трудящихся монахов – сам Радонежский игумен?

М.Н. Нестеров и А.М. Васнецов – имена этих русских художников известны всем. Но дело, начатое ими, продолжается и сейчас. Житие преподобного Сергия вдохновляет наших современников. Замечательная картина, рассказывающая о чуде воскрешения умершего мальчика, принадлежит кисти Натальи Климовой.

Крестьянин везет тяжело больного сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но мальчик умирает. Картина передает сам момент чуда – воздетые в молитве руки старца, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.

Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» – однажды услышал во время молитвы Преподобный. После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы – это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Но вновь вернемся в прошлое. Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской.

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», – слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом – воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный – Крест Христов – в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде. Тот же сюжет у современного нам автора – священника Сергия Симакова.

Картина «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» – Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов-богатырей Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков – монашеские ризы и твердая вера в Бога.

Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его жизненный путь – от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он – Игумен земли Русской, то все мы – его верные чада, внимающие его словам. Жизнь преподобного Сергия – это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим – к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

Datalife Engine Demo

Это было в XIV веке. В семье боярина Кирилла и его жены Марии родился мальчик Варфоломей. У него было два брата — Степан и Петр.

С детства Варфоломей мечтал стать монахом, возможно потому, что не давалась мальчику учеба. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Оставалось одно: молиться, просить Бога о помощи.

И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он увидел на поляне монаха с длинной белой бородой. Монах ласково подозвал к себе мальчика, и мальчик, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде.

Варфоломей пригласил старца домой, где ему предложили угощение. После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать.

— Да я же говорил, что не умею читать! — чуть не заплакал мальчик.

— Теперь умеешь. Читай!

Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он. читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.

А Святой Сергий считается покровителем школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает.

Шли годы. Когда родители умерли, Варфоломей вместе со старшим братом Степаном удалились в леса, чтобы жить там по-монашески. Среди лесов на холме Маковец срубили себе избушку и рядом маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой.

Трудно было братьям жить в дремучем лесу — страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной жизни и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Одиночество длилось около четырех года. Дни были заполнены трудами: вырубал лес под огород, возделывал его.

Появился у нашего отшельника товарищ. Целый год приходил к нему большой медведь и пустынник делился с ним хлебом.

В 23 года Варфоломей принял монашеский постриг. Это свершилось 7 октября. Сейчас это день памяти святого мученика Сергия. При пострижении Варфоломей получает новое имя – Сергий. С этим именем он и войдёт в историю как великий русский святой — Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Он решил посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.

Постепенно к Сергию потянулись, новые люди. Построили кельи, поставили большой забор для защиты от зверей — получился монастырь.

А какой монастырь без игумена? Попросили Сергия. Сергий, став игуменом, оставался тихим, кротким, работящим. Всё делал сам: молол муку и пёк просфоры, кроил и шил одежду, рубил дрова, ходил к источнику за водой. А одежда на нем была прежняя: старенькая, вся в заплатах. Он себя не выделял и между людьми не делал разницы. И простого крестьянина, и знатного князя привечал и любил одинаково. А за это и его все любили и почитали.

Читать еще:  Почему девочек не заносят. Почему нельзя заходить в алтарь? Почему в алтарь вносят только мальчиков

Много забот Сергий уделял составлению библиотеки. Книги не только переписывались в монастыре, но и покупались. Так с самого основания Сергиева Лавра стала очагом обширной литературной деятельности.

«Чудо для Церкви нормально. …Церковь пропитана чудесами Божиими. Чудесами исцеления, и вразумления, и наказания, и поднятия со дна погибели. Творит чудеса Бог, но являет их через чудотворцев», – говорил священник Даниил Сысоев. Таким чудотворцем был и Сергий Радонежский.

В монастыре часто голодали, однажды братия зароптала, а Сергий призвал их взглянуть на птиц, которых питает Отец Небесный. Не успел он договорить, как в ворота монастыря постучали, кто-то привёз много хлеба. Отслужив молебен, сели за трапезу и удивились, что хлебы тёплые. Тёплыми они оставались и на второй и на третий день. И пищу братия стали получать в изобилии.

Воду в монастырь приходилось носить издалека. Сергий пошёл в овраг перед монастырём, преклонил колена, помолился. И внезапно на этом месте забил источник, бьёт он и поныне.

По молитвам святого исцелялись многочисленные больные.

Многие годы Русь жила под гнетом монголо-татар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. А согласия в русских князьях не было. Они часто воевали друг с другом. Сергий видел своё предназначение в освобождении Руси от ордынского ига. Он помог князьям помириться и объединиться. Московский князь Дмитрий решил дать бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить благословения на бой с татарами. А бой предстоял страшный — татарский предводитель Мамай собрал огромное войско.

Опустела Святая Русь, и мужчины, и юноши — все пошли на поле Куликово. И приказал тогда Дмитрий своему войску переправиться на правый берег Дона, а мосты разрушить, чтобы пути для отступления не было. Или умрем, или победим!

Вот подошло войско татарское, и было оно в четыре раза больше русского. Вышел вперед татарский богатырь Челубей. Татары и говорят:

— Кто хочет сразиться с нашим великаном?

Все молчат: страшно!

И вышел тогда богатырь-монах Александр Пересвет, посланный Сергием. Противники сблизились, ударили друг друга тяжёлыми копьями и упали замертво. И началась страшная, жестокая битва. Погибло великое множество воинов. Но Русь одолела врага. Это было 7 сентября 1380 года. За эту победную битву князя Дмитрия стали звать Донским.

Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. Разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Стали называть его Троице-Сергиевым, а потом еще и лаврой. Более 40 обителей было основано Сергием и его учениками:

Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392года, а через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. В 1919 году мощи Сергия Радонежского подверглись вскрытию и до 1946 года находились в музее, а затем были возвращены церкви.

Святой не оставил ни одного сочинения, ни одной строки, кроме слов завещания – пребывать в православной вере, сохранять чистоту душевную и телесную, довольствоваться имеющимся, вместо славы в жизни ожидать награды от Бога, – но его жизнь и деяния неотъемлемы от судьбы Руси. И спустя 700 лет о нём помнят, ему молятся и ощущают его присутствие.

Дни памяти Преподобного Сергия Радонежского православной церковью:

25 сентября (8 октября) — преставление; 5 (18) июля — обретение мощей; 6 (19) июля — Собор Радонежских святых; 24 августа (6 сентября) – явление Богородицы преподобному Сергию.

Шумейко, К. Жизнь и завещание преподобного Сергия / Карина Шумейко // Тайны и преступления. – 2014. – № 4. – С. 21–32. – (Пути Господни).

[Репродукции картин русских и российских художников] [Электронный ресурс] // Режим доступа: images.yandeks.ru> Житие Сергия Радонежского в картинках – Загл. с экрана.

1. Атрощенко, О. «Раскалённый убор православия : Преподобный Сергий Радонежский и тема святости в живописи Михаила Нестерова / Ольга Атрошенко // Родина. – 2014. – № 5. – С. 98–103.

2. Борисов, Н. Выбор / Николай Борисов // Наука и религия. – 2014. – № 1. – С. 6–11; № 2. – С. 9–10. – (К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского).

3. Борисов, Н. Негасимая свеча / Николай Борисов // Наука и религия. – 2014. – № 5. – С. 6–7. – (К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского).

4. Борисов, Н. Эпоха Преподобного Сергия / Николай Борисов // Родина. – 2014. – № 5. – С. 4–8. – (Современные размышления).

5. Данилевский, И. Как Сергий Радонежский стал героем Куликовской битвы / Игорь Данилевский // Родина. – 2014. – № 5. – С. 4–8. – (Наше исследование).

6. Духанина, А. Житие и почитание Сергия Радонежского / Александра Духанина // Родина. – 2014. – № 5. – С. 69–71. – (Устои).

7. Заховаева, А. Вскрытие мощей : взгляд из толпы / Анна Заховаева // Родина. – 2014. – № 5. – С. 109.

8. Иртенина, Н. Стефан, брат Сергия / Наталья Иртенина / Наука и религия. – 2014. – № 3. – С. 24–29. – (Мир православия).

9. Кузьмин, А. Судьба прижизненная и посмертная : участь родственников преподобного Сергия Радонежского в XIVв. – первой половине XVI века / Андрей Кузьмин // Родина. – 2014. – № 5. – С. 77–81. – (Традиции).

10. Лобачёв, В. Преобразователь / Валерий Лобачёв // Наука и религия. – 2014. – № 5. – С. 2–5. – (К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского).

11. [Молодые годы ростовского боярина Варфоломея Кирилловича; Заметки к судьбе Варфоломея-Сергия ] / Юрий Селезнёв, Владимир Кучкин // Родина. – 2014. – № 5. – С. 22–32. – (Начала).

12. «Отечеству нашему пресветлый светилиниче». К 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского : [список житийных и богослужебных материалов; исторических работ; художественных произведений; книг для детей; книг по искусству ] // Мир библиографии. – 2014. – № 1. – С. 29–37. – (История в лицах и документах).

13. Почекаев, Р. «А поможет ти Бог и Святая Троица» : почему Сергий Радонежский призывал на борьбу с Ордой? / Роман Почекаев // Родина. – 2014. – № 5. – С. 54–56. – (Подробности).

14. Свокс, А. «Великий общинник и подвижник из «иерархии света» : Преподобный Сергий Радонежский в жизни и творчестве Николая Рериха / Анастасия Свокс // Родина. – 2014. – № 5. – С. 104–105.

15. Сергию Радонежскому 700 : специальный проект // Родина. – 2014. – № 5.

16. Федорец, А. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Васильевича Нестерова / Анна Федорец // Наш современник. – 2012 – № 5. – С. 274–281.

17. Фирсов, С. Русский параклет / Сергей Фирсов // Звезда.– 2012. – № 9. – С. 114–131.

Источники:

http://eparhia-saratov.ru/articles/russkie-khudozhniki-o-prepodobnom-sergii-radonezhskom
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/10/09/russkie_hudozhniki_o_prepodobnom_sergii_radonezhskom
http://www.ziranov.ru/up/index.php?newsid=696

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: