Римская католическая. Римско-католический кафедральный собор

Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии

памятник архитектуры (федеральный)

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги). Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13; ближайшие станции метро — Краснопресненская и Улица 1905 года. В соборе проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языке и латыни, а также проводятся встречи молодежи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».

Содержание

История

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России.

Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу — Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

Архитектура

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

Читать еще:  Когда можно сидеть во время вечернего богослужения. Можно ли сидеть во время богослужения

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Алтарь

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зеленым мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

Колокола

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

До закрытия собора в 1938 г.

До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Св. Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — баллюстрадой.

Читать еще:  Евдоким сокращенное имя. Влияние имени на бизнес

В боковых нефах собора так же стояли скамьи, так как боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин — левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Орган

Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.

История органа

Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве — дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органнный концерт дал Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории — Алексей Паршин.

В 2009 году планируется установка недостающего 32-футового регистра Principal bass 32`

Римско-католический кафедральный собор

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготический собор в Москве, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счету московский католический храм, построенный до революции 1917 года, один из трех действующих в настоящее время католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги.

Римско-католический кафедральный собор

В соборе служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также тридентские мессы и мессы по армянскому обряду. Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации, благотворительные концерты органной, церковной и классической музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра».

Рядовые богослужения в соборе обычно сопровождаются пением кантора с органным аккомпанементом. В настоящее время в соборе имеется швейцарский духовой орган «Kuhn» (73/IV/P), который используется в воскресенье, праздники и на концертах, а также два электронных цифровых органа — «Rodgers» 68/III/P на хорах и «Viscount» III/P неподалеку от пресвитерия. Цифровые органы имеются также в хоровом классе и часовне в крипте собора.

Воскресное богослужение на русском языке сопровождается пением непрофессионального Литургического хора, а в торжественных праздничных богослужениях принимает участие «Ex Oriente Lux» — профессиональный Академический хор при соборе.

Римско-католический кафедральный собор

В стенах собора для отечественных органистов и студентов проводятся мастер-классы, которые давали такие выдающиеся органисты как Жак ван Оортмерссен (Нидерланды), Винфрид Бёниг (Германия), Хуан Парадель Соле (Ватикан) и другие. С 2009 года в рамках музыкально-образовательного проекта благотворительного фонда «Искусство добра» на территории собора проходит курс «Западноевропейская духовная музыка» с обучением григорианскому хоралу и вокалу, игре на органе и органной импровизации.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.catedra.ru/

Aфиша — Римско-католический кафедральный собор

Крещенский вечер в соборе

Римско-католический кафедральный собор

18 января 2020 в 20:00

18–01–2020 СБ 20.00 Крещенский вечер в соборе Праздник Крещения Господня идет вслед за Рождеством, и поэтому крещенские настроения в соборе еще близки рождественским. Этот концерт собрал в себе лучшее… Подробнее 18–01–2020 СБ 20.00 Крещенский вечер в соборе Праздник Крещения Господня идет вслед за Рождеством, и поэтому крещенские настроения в соборе еще близки рождественским. Этот концерт собрал в себе лучшее из адвентских и рождественских мелодий в обработке композиторов-классиков из Германии, Франции и Италии. Хоральные прелюдии И. С. Баха и Д. Букстехуде, а также французские ноэли и мотеты прозвучат в исполнении органа и вокального ансамбля старинной музыки. Выступают: Вокальный ансамбль старинной музыки «ДОМ МУЗ» Художественный руководитель – Тимур Мусаев Лауреат международного конкурса Татьяна Андрианова (орган) В программе: Г. Шютц, Д. Букстехуде, И. С. Бах, Ж.-Ф. Дандриё, Л.-К. Дакен, К. Бальбатр, П. А. Йон и др. Свернуть

Читать еще:  К чему снится замужней женщине другой мужчина. К чему снится красивый мужчина замужней женщине, есть ли опасность? Видеть Выходить замуж во сне

«Бах и ВАСН». Играет Даниэль Зарецкий (орган)

Римско-католический кафедральный собор

22 января 2020 в 20:00

22.01.2020 СР 20:00 «Бах и ВАСН». Играет Даниэль Зарецкий (орган) Концерт заслуженного артиста России, Даниэля Зарецкого посвящен И. С. Баху, а также его музыкальным «портретам» пера композиторов-романтиков: Р. Подробнее 22.01.2020 СР 20:00 «Бах и ВАСН». Играет Даниэль Зарецкий (орган) Концерт заслуженного артиста России, Даниэля Зарецкого посвящен И. С. Баху, а также его музыкальным «портретам» пера композиторов-романтиков: Р. Шумана и Ф. Листа. Почему слово «портрет» взято в кавычки? Дело в том, что фамилия «Бах» музыкальна. Ее можно сыграть, ведь из четырех латинских букв BACH соответствует названию ноты.Этот удивительный факт не раз послужил вдохновением для авторов музыки, которые таким образом, не только отдали дань уважения великому Мастеру, но и сотворили новые интересные сочинения. Выступают: Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (орган) В программе: И. С. Бах, Р. Шуман, Ф. Лист Свернуть

Хоббит. И огонь, и вода

Римско-католический кафедральный собор

25 января 2020 в 14:00

25.01.2020 СБ 14.00 Хоббит. И огонь, и вода Продолжение серии концертов «Хоббит». Знаменитое произведение Толкина оживает в музыке и слове под сводами неоготического собора и в сердцах слушателей. Подробнее 25.01.2020 СБ 14.00 Хоббит. И огонь, и вода Продолжение серии концертов «Хоббит». Знаменитое произведение Толкина оживает в музыке и слове под сводами неоготического собора и в сердцах слушателей. выступают: Актриса театра и кино Ингеборга Любомирская (художественное слово, вокал, перкуссия) Лауреат международных конкурсов Антон Котиков (саксофон, дудук, висл, кларнет) Лауреат всероссийского и международного конкурсов Мария Моисеева (орган) Лауреаты международных конкурсов Мария Кулакова (арфа) Мария Камышева (ударные) Наталия Калиничева (скрипка) Лидия Миллер (песочная анимация) В программе: А. Вивальди, М. Мусоргский, Р. Вагнер, Р. Шуман, К. Орф, Эния, А. Котиков и др. Свернуть

Кельтские и креольские фантазии: этноджаз

Римско-католический кафедральный собор

26 января 2020 в 21:45

26–01–2020 ВС 21.45 Кельтские и креольские фантазии: этноджаз Братья Ивановы хорошо известны прежде всего как джазовые музыканты, но свою славу они заслужили как раз смелыми выходами за границы стилей… Подробнее 26–01–2020 ВС 21.45 Кельтские и креольские фантазии: этноджаз Братья Ивановы хорошо известны прежде всего как джазовые музыканты, но свою славу они заслужили как раз смелыми выходами за границы стилей и жанров. Их проекты всегда неакадемичны в самом лучшем смысле этого слова, они мастерски «разрушают» границы жанров, создавая свой неповторимый музыкальный стиль. На этот раз известные музыканты вместе с хором и струнным квартетом исполняют композиции Карла Дженкинса, посвященные обычаям кельтских народов, их мифам и легендам, а также «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса. Но все проекты Михаила и Андрея Ивановых так или иначе связаны с искусством импровизации, и в этом концерте она конечно же будет. Кельтские и креольские мелодии встретятся и прозвучат вместе в удивительном мире этноджаза. Выступают: Заслуженные артисты России, лауреаты премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (2010), лауреаты премии Правительства РФ в области культуры (2013) Михаил Иванов (фортепиано) Андрей Иванов (контрабас) Лауреат международных и всероссийских конкурсов Александр Бруни (флейта) Лауреат международных и всероссийских конкурсов Роман Зорькин (акустическая гитара) Лауреат премии Президента РФ Полина Орбах (джазовый вокал) Алина Яровая (сопрано) Лауреат всероссийских конкурсов Денис Швытов (саксофон) Лауреат международного и всероссийского конкурсов Дмитрий Власенко (перкуссия) Сергей Шамов (литавры, кахон) Титулярная органистка римско-католического кафедрального собора в Москве Марина Омельченко (орган) Квартет имени А. А. Алябьева Заслуженный артист Московской области Илья Ткаченко (первая скрипка) Заслуженная артистка Московской области Светлана Нор (вторая скрипка) Заслуженный работник культуры России Андрей Коваль (альт, художественный руководитель) Заслуженный артист Московской области Владимир Нор (виолончель) Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова Художественный руководитель и главный дирижер – Николай Азаров В программе: К. Дженкинс, А. Рамирес, М. и А. Ивановы Свернуть

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1122197
http://kudamoscow.ru/place/rimsko-katolicheskii-kafedralnyi-sobor/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: