Религиозное учение молокан. По молоканским сёлам Закавказья

Сайт Союза Духовных Христиан Молокан

“Слово Твое — светильник ноге моей и стезе моей” Пс. 118:105

МОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ МОЛОКАНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Я не очень разбираюсь в тонкостях различных направлений молоканского движения, и вообще раскольничества в России. Да у меня и нет необходимости в этом разбираться. Занимаясь выяснением своего происхождения, я ознакомился с различными материалами по истории молоканского движения. Основываясь на своём жизненном опыте и истории моего родного молоканского села Алты-Агач в Азербайджане, у меня сложился определённый взгляд на проблему молоканских переселенцев в Закавказье

Молоканское движение, зародившееся в России во второй половине 18 века, получило бурное развитие в 19 веке. По сведениям Н.Ф.Кудинова (Вестник духовных христиан молокан,1928) в начале 20 века в России насчитывалось более миллиона молокан.

В 19 веке Россия была крепостнической, крестьянская масса испытывала угнетение и унижение. Народ готов был к бунту. В православных кругах началось диссидентство. Появились проповедники, иначе толкующие священные книги. Как правило, это были образованные для того времени люди, глубоко верующие, страстные проповедники. Крестьяне в то время были сплошь неграмотными, в тонкостях толкования библии не разбирались. Но у них было недовольство образом жизни, зачастую они не получали помощи в решении различных жизненных вопросов от церковных священнослужителей, не могли добиться справедливого решения в спорных делах, а иногда и несли незаслуженные наказания. Поэтому, когда появились проповедники, несколько иначе объясняющие смысл бытия, они с радостью восприняли их учение и стали их последователями. В частности, молоканское учение проповедовало равенство людей, отрицало эксплуатацию, угнетение человека человеком. В конце 18 – начале 19 веков в России начался массовый уход крестьян из православия в молоканство. Естественно, это вызывало глубокую озабоченность Святейшего Синода и Царского Правительства.

При Екатерине II молокан вместе с духоборами массово выселяли на южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.

При царе Александре I в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. В центральных регионах России молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае I по просьбе Святейшего Синода началось изгнание молокан на дальние окраины, больше в Закавказье.

Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Первая цель, несомненно, была достигнута: сектантское движение в Центральной России постепенно приуменьшилось. А вот вторая задача, по мнению известного журналиста и историка В.Л. Величко (Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы. С. Петербург, 1904), по вине государственных администраций выполнялась бездарно. Русским переселенцам не оказывалась необходимая помощь и не всегда защищались их интересы, а в некоторых случаях даже оказывалось притеснение. Молоканские переселенцы, испытавшие большие трудности при переселении и освоении необжитых мест, продолжали испытывать притеснения со стороны местных администраций, возглавляемых чиновниками православного вероисповедания.

По данным Д.И. Исмаил-Заде (Русское крестьянство в Закавказье. М.,1982) к началу 1880 годов русское население в Закавказье составляло 104919 человек (2,4%), в 1897 году – 221633 человека. Русские поселения в Закавказье образовались в Тифлисской губернии, в Карской области ( в 1921 году отошедшей к Турции), в Эриванской, Елисаветпольской и Бакинской губерниях.

Мои предки в 30-ых годах 19 века были поселены в северо-восточной части Бакинской губернии, на территории современного Азербайджана. А я стал коренным жителем этих мест уже в пятом поколении. Для моего поколения эти места, обжитые нашими предками, стали родиной. Моё родное село Алты-Агач, образованное моими предками в 1834 году, было первым поселением молокан на территории Азербайджана. К концу 19 века на территории Азербайджана возникло 27 русских сектантских сёл. Из них в СВ Азербайджане образовалось десять поселений молокан постоянного толка: Алты-Агач (1834 год), Хильмили (1840), Чухур-Юрт (1843), Маразы Русские (1843), Джабаны (1844), Астраханка (1849), Молоканская слободка в Баку (1865), Марьевка (1870), Владимировка (1890), Наримановка (1890).

Если до революции русское население в Закавказье увеличивалось, то в Советское время оно начало уменьшаться. Так, по данным переписи русское население в Азербайджане в 1939 году составляло 530 тысяч человек (16,5%), в 1959 году — 501,3 тысяч, в 1979 году – 475.3 тысяч, в 1989 году – 392,3 тысяч, в 1999 году –141,7 тысяч. В настоящее время в Азербайджане проживают порядка 20 тысяч русских, и сохраняется тенденция дальнейшего их уменьшения. В молоканских сёлах русских практически не осталось. Так, в моём родном селе Алты-Агач, где до Отечественной войны проживало около 4 тысяч русских, в настоящее время доживают всего человек 20.

В молоканских сёлах в Закавказье жизнь в общинах до 30-ых годов 20 века проходила без нарушений молоканских традиций. Почти в каждой семье кто-то посещал собрания, соблюдались посты, отмечались религиозные праздники, исполнялись гражданские обряды

В 30-ых годах жизнь в молоканских общинах изменилась коренным образом. Общины как таковые продолжали существовать, но их деятельность существенно ограничивалась. На активистов общин оказывалось давление со стороны госорганов и общественных организаций. В некоторых случаях проводились репрессивные мероприятия – лишения голоса на выборах, аресты. Моего дедушку Якова Степановича за активную религиозную деятельность одно время лишали голоса на выборах, а в1937 году репрессировали. В семьях ещё продолжали соблюдать молоканские порядки, но зачастую это делали скрытно. Религиозные праздники, особенно пасху, всёже праздновали в каждой семье. Несмотря на активную антирелигиозную пропаганду, население придерживалось молоканских порядков. Хоронили и поминали покойников обязательно по молоканскому обряду. А бракосочетание молодых уже многие проводили без венчания. Значительно сократилась посещаемость молоканских собраний, хотя в прошлом она была массовой. Детям в школах прививали антирелигиозные убеждения. Многие, особенно молодёжь, стали далеки от религии, хотя продолжали соблюдать молоканские традиции. В порядке вещей стали смешанные браки, с лицами другой национальности или иного вероисповедания. Молоканская молодёжь стала получать образование, уходила жить в города. Им уже скучно было жить только интересами общины, они приобщались к современной цивилизации.

Читать еще:  Тит лукреций кар. Философ тит лукреций кар

Во второй половине 20 века молоканские общины в Закавказье продолжали действовать, но активное участие в их деятельности принимали в основном лица пожилого возраста. Многие перестали строго соблюдать молоканские порядки. Община уже не могла строго контролировать поведение своих членов. Участились случаи перехода молокан в другие секты, чаще в баптисты. Молодёжь молоканского происхождения, общаясь с православными, не редко принимала крещение. Негативным для молоканского движения был дефицит молодых лидеров с современным образованием. Отрицательным явлением для молоканских общин стало увеличение в их сёлах жителей местных национальностей, которые зачастую были административными руководителями и управляли жизнью села.

События конца 20 века коренным образом изменили положение русских поселенцев в Закавказье. Произошёл развал интернационального Советского Союза, в национальных республиках возобладали националистические настроения. Начался вынужденный массовый выезд русского населения из национальных республик. В настоящее время из них выехало до 90 процентов русского населения. Таким образом, молокане, вынужденно поселённые в начале 19 века в Закавказье, в конце 20 века стали вынужденными переселенцами из Закавказья.

Вынужденное переселение молокан из Закавказья в конце 20 века произошло из всех регионов их поселения. Из Карской области Турции в 20-х годах 20 века в Россию переселилось 10 тысяч молокан, в 1961 году выехало 1539 человек. Переселенцы были определены на жительство на Северном Кавказе. Из союзных республик Закавказья отток молоканского населения начался в послевоенное время. Это в основном было связано с тем, что молоканские общины в сёлах не могли контролировать свою молодёжь. Молодые люди, как правило, отошли от религии и приобщались к светскому образу жизни. Многие стали получать высшее образование, становились квалифицированными специалистами и уходили жить в города. Зачастую они выезжали за пределы своих республик, где у них было больше возможностей для карьерного роста. Отношение к молоканам в республиках, в общем-то, было лояльным. Их уже признавали за местных жителей. В местных СМИ их зачастую называли «уважаемыми людьми». Эти заявления, вероятно, были искренними, так как молокане всегда были в дружественных отношениях с местным населением. К тому же они считались хорошими добросовестными специалистами во всех сферах хозяйственной и общественной жизни. Но всёже они находились не в равном положении с местным населением. Их редко выдвигали на руководящие должности, в лучшем случае им доверяли быть успешными замами и исполнителями под начальством местных руководителей. Люди старшего поколения с этим мирились, а молодёжь не хотела себе такого будущего. Она понимала, что у неё здесь нет надёжных перспектив. Поэтому в послевоенное время начался отток молоканской молодёжи из республик Закавказья в Россию и Украину. Со временем этот процесс усилился. Такая эмиграция происходила в советское время, когда девизом было интернациональное братство народов. Положение русских, в том числе и молокан в Закавказье существенно ухудшилось после развала Советского Союза, когда активизировались националистические силы. Молоканам стало ясно, что у них в этих республиках нет никакого будущего. Им не хотелось покидать ставшими родными за несколько поколений обжитые ими места их жительства. Но иного выхода не было, и они вынуждены были массово выезжать из республик, главным образом в Россию и Украину. В Азербайджане из ранее многочисленных молоканских поселений к настоящему времени фактически сохранилось одно село Ивановка в Исмаиллинском районе. В остальных молоканских сёлах остались доживать по несколько десятков человек пожилого возраста, которым не на что и некуда было переезжать. В Армении более-менее молоканское население сохранилось в двух сёлах – Фиолетово и Лермонтово. Положение молоканских сёл в Грузии по свидетельству Е. Барановой (Немногочисленные колонии русских на Кавказе переживают трудные времена. «Весть», №3, 2009) на примере молоканского села Ульяновка находится в критическом состоянии. Несмотря на то, что многие молоканские сёла были основаны и созданы молоканами, теперешние власти поспешили их переименовать на национальный лад.

После массового переселения молокан в республиках Закавказья ещё продолжают действовать малочисленные молоканские общины, в которых состоят лица преклонного возраста.

Вынужденные переселенцы, молокане из Закавказья рассеялись почти по всем областям России и Восточной Украины. К примеру, мои близкие родственники в настоящее время проживают в Москве, Владимире, Ярославле, Волгограде, Ростове, Ставропольском крае, Киеве, Мариуполе. Наиболее компактно молоканские переселенцы поселились в Ставропольском и Краснодарском краях, где даже образовали действующие в настоящее время молоканские общины. Зачастую эти общины не зарегистрированы, просто люди собираются вместе по религиозным праздникам на моления. Фактически в каждом населённом пункте, где поселились переселенцы из Закавказья, группа пожилых молокан образуют миниобщины, деятельность которых заключается в проведении собраний по религиозным праздникам и похоронах соотечественников по молоканским традициям. Молодёжь в этих мероприятиях принимает пассивное участие, в основном для поддержки своих старших в семье. В городе Артёмовске Донецкой области, где я проживаю после переселения в 90-ых годах, оказалось человек двадцать переселенцев из молоканских сёл СВ Азербайджана – Хильмиллей, Чухур-Юрта, Алты-Агача, Марьевки. Большинство было из Хильмиллей. Старшее поколение организовало проведение собраний по религиозным праздникам и даже по воскресеньям. Молодёжь участия не принимала. Все очень дружно участвовали при похоронах и поминках своих земляков по молоканским традициям. Я очень благодарен был нашей общине за участие в похоронах и поминаниях моих престарелых родителей, которые желали, чтобы их похоронили по молоканскому обряду. К сожалению, многих активистов из старшего поколения уже не стало, а некоторые стали немощными, и общие собрания стали проводиться редко. Примерно такое же положение и во многих других населённых пунктах России и Украины, где поселились молоканские переселенцы из Закавказья.

В 1991 году в России был создан Союз общин Духовных Христиан Молокан, призванный объединять разрозненные молоканские общины. Духовным центром молокан-переселенцев из Закавказья в настоящее время стала молоканская община в селе Кочубеевском Ставропольского края.

В молоканском движении в настоящее время выделяются две основные группы: молокане, участвующие в жизни молоканских общин, и молокане по происхождению, отошедшие от религии. Молокан, участвующих в религиозной деятельности относительно немного, это в основном люди пожилого возраста. А молокан по происхождению много, но они рассеяны по всему миру. Как правило, они с уважением относятся к традициям молоканских общин, хотя сами не участвуют в их деятельности. Трудно назвать точную цифру, но, вероятно, количество молокан, рассеянных по всему миру (Россия, Украина, Закавказье, США, Канада, Австралия и др.), не менее миллиона. Называлась цифра 300 тысяч ( М. Поздняев. Двести лет без места. 2005). Скорее всего, эта цифра соответствует количеству молокан, участвующих в жизни действующих общин.

Читать еще:  Магия кристаллов - красивый путь к исполнению ваших желаний. Как выбрать кристалл

Молоканство

Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских.

Содержание

Основы веры

Духовные христиане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии,

  1. признают поклонение Богу только в духе и истине[Иоан.4:23],
  2. не признавая видимых икон, считают человека Божьей иконой (сотворенным по образу Божьему),
  3. не признают святых,
  4. не имеют церковной иерархии, клира,
  5. не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят, не соблюдают православных постов,
  6. иногда отказываются от службы в армии и т. д.

История

Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, ИЗ АКТОВ, собранных Кавказской Археографической комиссией (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 г.

1. Историческое изложение. Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.

Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утвержденное мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

2. Различие расколов. В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники. Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства.

МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ. В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно. В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка. Прибывали в Хельмилли: в 1840—352; 1841 — 12; в 1842 — 3; в 1843 — 14; в 1844 — 17 человек.

БЛАГОУСТРОЙСТВО. В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО. Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Шиваском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче — 90 руб.; в Топчи — 120 руб. без канцелярских припасов. Школ в раскольничьих селениях нет.

Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ. Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.

Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тыс. человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день.

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинного района Ростовской области. Там и в наше время есть активные молоканские организации [1] .

Молокане в Америке

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад). На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 5 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

При поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.

Молокане

Молока́не — течение духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Как религиозное течение близки к евангельскому протестантизму. Во второй половине XIX и начале XX веков стали своеобразной “питательной средой” для распространения баптизма, особенно в южнороссийских губерниях, на Кавказе, в Закавказье, а также Дальнем Востоке.

Читать еще:  Заговор на обидчика на расстоянии. Заговоры и ритуалы для наказания своего обидчика

Содержание

Особенности вероучения

В отличие от духоборов (другой разновидности духовных христиан), молокане высоко чтили Библию. При этом многие места из Священного Писания они толковали аллегорически [1] . В результате молокане отвергали внешние формы поклонения и церковные таинства, включая крещение и причастие, которые понимали также аллегорически.

Название

Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2) [2] .

История

Время формирования молоканского движения достоверно неизвестно. Даже серьезные источники называют разное время. Так в словаре “Христианство” (1994) датой называются 60-70-е года XVIII века [3] . Справочник “Современная религиозная жизнь России” (2003) называет рубеж XVII-XVIII веков [4] .

Ряд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее – от беспоповцев [5] . Историк баптизма М. С. Каретникова, считает, что духовные христиане вышли из секты Божьих людей – “первой секты на почве православия” и вполне правомочны вести свою историю от 1666 года – года Великого раскола [6] .

По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) – следствие проповеди иностранца. В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал “Солнце” опубликовал серию “Очерков истории русского протестантского религиозного движения” А. К. Дубового. Там говорилось:

“Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества. Пришел туда (в Охочее) – один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих. По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, – в последствии разделившаяся на два течения – духоборцев и молокан.

Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.

Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям”. [7]

Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX – начале XX века на территории Российской империи значительная часть молоканства влилась в русский баптизм, схожий с молоканством по вероучению, но имевший более проработанное и структурированное богословие. Основное отличие молокан от баптистов заключалось в небуквальном “духовном” понимании крещения и Вечери. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.

В первые десятилетия распространения баптизма в России именно молоканство наряду со штундизмом являлись основной “питательной средой” для роста баптизма. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села – Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви. Значительная часть пионеров российского баптизма являлись выходцами из молокан.

Численность

По сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, собранным через губернаторов, к 1 января 1912 года общее количество “сектантов” в России составляло 399.565 человек. молокане-“воскресники” стали самыми многочисленными из них (около 133.935 человек), обойдя по численности баптистов (штундистов) (около 115 тысяч человек), меннонитов (около 36 тысяч человек) и евангельских христиан-прохановцев (около 31 тысячи человек). В то же время рост численности баптистов почти десятикратно превышал молоканский: если за период 1905 – 1911 годов в молоканство из православия перешло 2.875 человек, то в баптизм – 28.144 [8] .

Вероучительные документы

У молокан не было общепринятого признаваемого вероучительного документа, ибо, как писалось в журнале “Духовный христианин”, молоканский «фундамент – есть внутренняя свобода совести; у нас нет никакого св. синода, который имел бы право составлять по баллотировке для нас правила вероучения (катехизис), выработанное на съезде по большинству голосов, а не какие либо другие катехизисы, составленные другими братьями» [9] . В то же время попытки выработать вероучение предпринимались не раз.

  • Пашацкий И. А. “Истинное христианское учение или вероисповедание духовных христиан”, 1862 [10]
  • Шевелев Н. А. “Вероисповедание духовных христиан, обыкновенно называемых молоканами”, Женева, 1865 [11]

Богословы

Периодика

  • Журнал “Духовный Христианин” (1905-1917)
  • Журнал “Молоканин” (1910-1911)
  • Журнал “Молоканский вестник” (1906)
  • Журнал “Молоканский прогресс” (1906)
  • Журнал “Вестник духовных христиан–молокан” (1926-1929, позднее нерегулярно)
  • Журнал “Сектантский вестник” (1913-1914)
  • Журнал “Солнце” (1938-1934)

В настоящее время

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации [12] .

Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году.

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения [13] .

Источники:

http://xn--d1aqnr.xn--p1ai/moj-vzglyad-na-istoriyu-molokanskix-pereselencev-zakavkazya/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1044020
http://baptistru.info/index.php/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: