Ребет лев. Что означает «Ребе»? Десять фактов о Махарале из Праги

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272—5369 /1512—1609/ гг.) — выдающийся законоучитель, мыслитель и кабалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.

Происходил из рода царя Давида.

Появился на свет в ночь Песаха, в час пасхального седера — в городе Познани, столице Великой Польши. В Польшу его отец, р. Бецалель, бежал от преследований из немецкого города Вормса.

В тридцать два года, когда период ученичества был завершен, Маараль женился на Перл из Праги, с которой был обручен еще в годы юности.

В 5313 /1553/ году он стал раввином г. Никольсбурга (ныне Брно), столицы Моравии, а затем и раввином всей обширной Моравии.

В 5333 /1573/ году, после двадцати лет, проведенных в Никольсбурге, Маараль переехал в Прагу и основал там дом учения (так называемый «Клойз»), в котором преподавал многочисленным ученикам. Он отстаивал такую систему образования, при которой ученики сначала в совершенстве изучали Писание, затем — все разделы Мишны, и только после этого приступали к изучению Талмуда. Особое внимание в его системе уделялось изучению Мишны — он основал особое товарищество, Хеврат мишнайот, в котором ежедневно изучали главу Мишны (в последующих поколениях подобные товарищества были созданы в большинстве общин Восточной Европы).

В Праге Маараль работал над своими первыми книгами. В 5338 /1578/ году в пражской типографии был напечатан его комментарий на Пятикнижие, названный Гур арье (Львенок): в этой книге подвергнут углубленному анализу классический комментарий Раши на Тору. В этом своеобразном «комментарии на комментарий» уже проявились, как бы в зародыше, основные темы и идеи его будущих книг.

Там же, в Праге, была написана и книга Гвурот Ашем (Свершения Всевышнего), повествующая об исходе евреев из Египта. Центральная тема книги — осознание особой роли народа Израиля в истории человечества и особой близости евреев к Всевышнему. Маараль неоднократно подчеркивает: именно евреи «называются сыновьями Всевышнего», Его «первенцами».

Мысли, изложенные в этой книге — да и во всех последующих — Маараль обильно черпает из источников кабалы, однако, как правило, он облекает кабалистические идеи в одежды философских размышлений и логических построений. Особый раздел книги содержит комментарий на Пасхальную агаду, а также законы проведения пасхального седера. Впервые книга Гвурот Ашем была издана в 5342 /1582/ году в Кракове, без указания имени автора.

В 5344 /1584/ году Маараля пригласили на должность раввина в город Познань — место его рождения. Но уже два года спустя он возвратился в Прагу, где оставались ученики, а также семьи его детей, и продолжил свои занятия в «Клойзе».

Наиболее выдающимся из его учеников этого периода был р. Йом-Тов Геллер, написавший впоследствии знаменитый комментарий на Мишну под названием Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това), — в этом сочинении нашли отражение и уроки Маараля в «Клойзе».

В 5349 /1589/ году, во время своего второго пребывания в Праге, Маараль работал над комментарием к этическому трактату Авот, входящему в состав Мишны. В этой книге, получившей название Дерех ахаим (Путь жизни), гармонично сочетаются подходы философии и кабалы, а также содержится множество тонких этических наблюдений.

Наряду с углубленным постижением письменной и устной Торы, Маараль на протяжении всей жизни основательно изучал целый ряд наук: математику, астрономию, естествознание, географию и историю — поскольку считал, что «еврею разрешено и даже следует изучать астрономию и другие науки». Не случайно один из ближайших учеников Маараля р. Давид Ганз стал блистательным историком и выдающимся астрономом.

Существует немало свидетельств, что Маараль был великим знатоком практической кабалы.

Рассказывается, что он обладал исключительным ясновидением. Когда из Британского музея были похищены драгоценные камни хошена (нагрудника первосвященника иерусалимского Храма — эта реликвия была вывезена в Лондон из Рима), Маараль, находившийся тогда в Праге, на огромном расстоянии «заметил» пропажу, а затем, не покидая своего города, телепатическим воздействием заставил вора вернуть похищенное (Арье шебахохмей Праг, с. 147).

Согласно другому преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований (Сарей амеа 3:12).

Сохранились свидетельства, что спустя полтора века после смерти Маараля созданный им Голем все еще находился в своей комнатушке на чердачном этаже пражской Альтнойешуль (Старо-новой синагоги). Последним, кто видел там Голема, был выдающийся законоучитель р. Йехезкель Ландо (Ноде бийеуда), ставший главным раввином Праги в 5515 /1755/ году, — он распорядился, чтобы более никто не посещал Йоселе, и дальнейшая судьба Голема неизвестна (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Читать еще:  Бог здоровья у славян. Языческие славянские боги

Свои кабалистические знания Маараль передал своему ученику р. Элияу Лоанцу из Вормса, прозванному Элияу Бааль-Шем.

В третий день месяца адар 5352 /1592/ года король Богемии Рудольф II пригласил Маараля на аудиенцию — предполагают, что монарх, увлеченный алхимией и другими оккультными науками, рассчитывал получить от Маараля ключи к ряду секретов магии. Летописцы сообщают, что беседа продолжалась полтора часа, и король оказал еврейскому мудрецу особый почет.

Через два месяца после этой аудиенции, в начале месяца ияр 5352 /1592/ года, Маараль прибыл в Познань — его вновь избрали раввином города; на этот раз он стал главным раввином всей Великой Польши.

В Познани он завершил работу над книгой Нетивот олам (Пути мира), продолжившей этическую тему его комментария на трактат Авот — но теперь Маараль обратился к более частному материалу, подвергнув пристальному анализу нравственное положение своего поколения. Книга вышла из печати в 5355 /1595/ году.

В 5358 /1598/ году Маараль снова возвратился в Прагу, и на этот раз окончательно. Несмотря на то, что и раньше он был общепризнанным духовным главой пражских евреев, лишь теперь, в возрасте восьмидесяти шести лет, он впервые стал официальным раввином города.

Именно в этот, последний пражский период, Маараль опубликовал пять книг, наиболее полно выражающих его кредо.

В 5359 /1599/ году в венецианской типографии был издан трактат Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), повествующий о великой и вечной ценности Торы и ее заповедей. В книге описан многовековой процесс «принятия Торы», началом которого было Синайское откровение. Особый раздел посвящен законам, связанным с написанием свитка Торы, формой букв и «корон», которыми венчаются буквы.

Следующая книга, Беэр агола (Родник для изгнанных), стала как бы второй частью трактата Тиферет Исраэль. Она посвящена рассказу об Устной Торе и, в особенности, о Талмуде: Маараль разъясняет многие высказывания мудрецов и предания, связанные с этой темой.

В трактате Нецах Исраэль (Вечный Б-г Израиля) повествуется о разрушении Первого, а затем и Второго Храма, о тяготах изгнания и конечном избавлении народа Израиля в дни Машиаха.

В книге Ор хадаш (Новый свет), посвященной празднику Пурим, Маараль исследует текст Мегилат Эстер (Свитка Эстер) и талмудический трактат Мегила, в котором изложены законы и обычаи этого праздника.

В книге Нер мицва (Заповедная свеча) рассказывается о чудесах Хануки: победе над греческими захватчиками и знаменитом чуде с кувшинчиком масла. Именно в этой книге Маараль впечатляюще изображает «четыре царства»: Вавилон, Персию, Грецию и Рим — четыре могучих империи, порабощавших народ Израиля на протяжении его истории.

В каждом из этих произведений содержится множество интереснейших исторических и политических заметок и комментариев.

Маараль удостоился долголетия, достигнув возраста девяноста семи лет. Он скончался в Праге восемнадцатого элуля 5369 /1609/ года. Спустя год покинула этот мир и его жена Перл.

Потомками Маараля были многие знаменитые еврейские мудрецы, в том числе и духовные лидеры движения Хабад — р. Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе), р. Дов-Бер из Любавичей (Адмор аэмцаи) и р. Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек).

В 5720 /1960/ году по старинным рукописям были впервые изданы Хидушей агадот — аналитические заметки Маараля, позволяющие постичь сокровенный смысл значительной части преданий и притч Талмуда.

9 фактов о Маарале, которые должен знать каждый еврей

Рабби Йеуда бен Бецалель Лёв (1512 1 –1609), более известный как Маараль из Праги ( М орейну хаР ав Л ёв («Наш учитель рабби Лёв») (1) считается одним из передовых талмудистов, каббалистов и философов всех времен. Его учения оказали большое влияние на еврейских мыслителей и философию.

1. Его рождение спасло евреев от кровавого навета

Маараль родился во время пасхального седера, в ночь 15 числа месяца Нисан.( 2) Это была эпоха кровавых наветов (антисемитские лживые утверждения о том, что евреи похищают и убивают христианских младенцев, чтобы использовать их кровь при выпечке мацы). По преданию, когда мать рабби Йеуды начала рожать прямо во время седера, гости выбежали, чтобы позвать акушерку. В это же самое время какой-то нееврей шел по еврейскому кварталу с мешком, в котором лежал мертвый младенец, с надеждой незаметно подложить его евреям и сразу же сообщить о «преступлении» властям. Когда гости выбежали из дома, чтобы звать акушерку, преступник в темноте не понял, что происходит, и подумал, что эти евреи кричат из-за него и сейчас же попытаются его поймать, поэтому попытался убежать. Ночной сторож, увидев, что кто-то бежит, держа в руках мешок, а за ним следует толпа кричащих людей, поймал преступника и таким образом сорвал попытку кровавого навета.

2. Его жена Перл была великим мыслителем

Согласно знаниям о семье рабби Йеуды, дошедшим до нас через его потомков, Перл, жена Маараля, была блестящим знатоком и исследователем Торы и Талмуда. Она помогала своему мужу написать некоторые респонсы, а также собрала, привела в порядок и отредактировала его многочисленные литературные произведения.

Как упоминается в еврейских книгах:

Теперь даже Перл могла спокойно сидеть и учиться. Каждый день у нее был урок с мужем, и они не только изучали Талмуд и еврейские законы( 3) вместе, но еще и этику и метафизику. Она говорила о себе, что с тех пор, как ей исполнилось восемь лет, ни дня не прошло, что она не уделяла учебе как минимум пять часов. После того, как Перл вышла замуж за Маараля и стала свидетелем того, что многие люди отправили ему галахические вопросы, именно она зачитывала эти письма ему, а затем записывала его ответы. Она привела в порядок и отредактировала все литературные произведения Маараля. Сообщается, что, как минимум, в восьми местах она обнаружила ошибки в том, что писал ее муж,, и это были ошибки в цитатах мудрецов или комментарий Раши . . .( 4)

3. Он считал, что в Големе нет ничего особенного

Пожалуй, самый известный из многих рассказов о Маарале связан с его созданием Голема – некоего гуманоида из глины, который был оживлен благодаря глубоким каббалистическим познаниям рабби Йеуды и использованию им одного из сильнейших Божественных Имен. Голем был создан ради защиты евреев, которые в тот период подвергались постоянным преследованиям.

Читать еще:  Заговоры и обряды на освященный мак. Заговор на мак

Вообще, говоря об истории Голема, интересно отметить, что сам Маараль не чувствовал, что создание Голема было чем-то необыкновенным. В конце концов, Талмуд описывает, как каждую пятницу рабби Ханина и рабби Ошая использовали мистический труд Сефер Йецира (Книга Творения), чтобы создавать теленка, которого они собирались есть в Шаббат. Маараль считал, что использование Сефер Йецира, содержащую те Божественные Имена, через которые Всевышний сотворил мир, было таким же обычным действием, как молитва (что также может повлиять на существующую реальность и изменить ее). И хотя Махарал признавал, что это не «естественный путь» появления живого на свет, он все еще чувствовал, что «находится в рамках этого мира».( 5)

4. Он вдохновил своего пра-пра-пра-правнука

Маараль из Праги скончался 18-го Элула в 5369 году (1609 г.). И в этот же самый день, семь поколений спустя,( 6) в 5505 году (1745) родился его седьмой прямой потомок, первый хабадский ребе, рабби Шнеур Залман из Ляд. (Основатель хасидского движения рабби Исраэль Баал Шем Тов родился в тот же день в 5458 году [1698]).

На титульной странице книги Тания рабби Шнеур Залман пишет, что его работа основана «на книгах и на авторах». Упоминание рабби Шнеуром Залманом «книг» относится к произведениям его предка, Маараля (вместе с «Шней Лухот ха-Брит» рабби Йешаи ха-Леви Горовица).

5. Он отстаивал правдивость Мидраша и Агады

Если рассматривать множество работ рабби Йеуды, можно обратить внимание на его особый подход к Мидрашу и Агаде. Маараль был непреклонен в том, что каждая история, рассказанная и записанная раввинами Талмуда, правдива. Они являются частью божественной мудрости, так же как Писание или галаха, к которым относятся с уважением все евреи. И в то же время он подчеркивал, что эти истории относятся к «духовной реальности», а не к физической.

6. Он считал изгнание еврейского народа неествественным

Маараль посвятил значительную часть своих трудов изгнанию и окончательному искуплению еврейского народа в эпоху Машиаха – галуту и геуле. Как он выражался, изгнание по своей сути неестественно:

Изгнание само по себе является доказательством и явной гарантией искупления. Потому что нет никаких сомнений в том, что изгнание является изменением в природном ходе вещей и отходом от обычного распорядка. Благословенный Пресвятой поместил каждый народ в подходящем для него месте, поэтому он расположил и народ Израиля в подходящем для него месте, то есть в земле Израиля. Изгнание народа с его места – это полное изменение и нарушение этого порядка. Все, что перемещается со своего естественного места обитания за его пределы, не может оставаться в том месте, которое для него не является естественным. Наоборот, ему необходимо вернуться в свое естественное место. Потому что, если оно останется в неестественном для себя месте, то неестественное станет естественным. Но ведь невозможно, чтобы неестественное стало естественным. Приведем пример: это похоже на попытку заставить огонь льнуть к земле, тогда как в его природе заложено стремиться вверх, или как попытка удержать в воздухе некую твердую материю, когда ее естественное состояние – стремиться к падению на землю. Если бы вы могли достичь этого, тогда вы сделали неестественное естественным.( 7)

7. Он придавал отдельный глобальный смысл Исходу из Египта

Известная работа Маараля касается вопроса о праздновании Песаха во время изгнания и преследований.

Как еврейский народ в средние века мог праздновать Исход из Египта, если тогда он был погружен в горькую тьму галута и преследований, включающих в себя массовые убийства, клевету, кровавые наветы, инквизицию и гонения?

Он объясняет, что Исход был не просто общественно-политическим событием, когда рабам вдруг было разрешено массово покинуть страну и начать строить собственную жизнь. Это была также некое экзистенциальное изменение, в котором обретение свободы было «связано» с самой психикой народа. Благодаря Божественному освобождению от египетского рабства был создан новый тип человека: индивидуум, который никогда не смог бы мирно жить в угнетении и всегда бы жаждал свободы. Исход из Египта изменил душу человечества, наделив ее неотъемлемым стремлением к свободе и врожденным отвращением к подчинению.( 8)

8. Он был главным раввином Староновой синагоги

Синагога Маараля в Праге, известная как Староновая синагога, была построена в последней трети XIII века и является старейшей действующей синагогой в Европе. Нацисты, желающие использовать ее в качестве музея, не уничтожили в Праге ни эту синагогу, ни все остальные. Говорят, что тело Голема было спрятано на чердаке этой синагоги, и потому запрещено кому-либо подниматься туда.

Читать еще:  Ахмад значение имени характер и судьба. История происхождения и толкование имени ахмад

В общине Староновой синагоги существует множество уникальных обычаев, введенных еще самим Мааралем – на стене внутри можно найти их перечисление. Одним из таких обычаев, например, является повторение 92 псалма дважды (вместо одного раза) в пятницу вечером во время кабалат шабат.

9. Он учил, что существует несколько уровней истины

Согласно подходу Махарала, каждая деталь Торы и Талмуда точна, даже это кажущаяся случайной метафора.

Например, когда Талмуд говорит нам, что рост Моше Рабейну составлял 10 локтей (приблизительно 5 метров), рабби Йеуда объясняет, что настоящий, истинный Моше был ростов 5 метров. Не тот Моше, которого видели люди – они видели лишь физическую оболочку Моше Рабейну, поскольку он был человеком, а потому родился в обычном теле в нашем физическом мире. Но Моше был особенным целостным в духовном плане человеком, а десять – это число целостности завершенности, поэтому рост Моше должен был быть именно 10 локтей. Конечно, пишет Маараль, все, что происходит в духовном мире, могло быть соответствующим образом отражено и в мире физическом, а потому вполне, вероятно, что Моше Рабейну и физически был выше среднего человека.( 9)

Махараль из Праги

крупнейший раввин и галахический авторитет, мыслитель и учёный в XVI веке

Йехуда Лива (Лёв, Лев, Леб) бен Бецалель (рабби Лёв, известен как “, Махараль ми-Праг) (1512 (?), Познань — 17 сентября 1609, Прага) — крупнейший раввин и галахический авторитет, мыслитель и учёный в XVI веке. Обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы, но и в области многих светских наук, в особенности в математике. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге .

Вступление

Мыслитель и мистик Йехуда Лёв бен Бецалель из Праги был уважаемым человеком — согласно преданиям, советов раввина, причём как в религиозных, так и в светских вопросах, искал сам Рудольф II, правитель Священной Римской империи. Возможно, слухи о его близких отношениях с рабби преувеличены, но так или иначе — эти двое часто общались, у императора даже был колокол, якобы созданный бен Бецалелем с помощью каббалистических сил.

Раввин, также известный как Махараль из Праги, считается одним из главных авторитетов иудаизма, его вклад в религиозную философию просто неоценим, однако легенда гласит, что бен Бецалель занимался не только умозрительными теологическими концепциями — применив свои знания Каббалы и сверхъестественные способности, он создал голема.

Во времена Рудольфа II пражские евреи подвергались гонениям — их обвиняли в похищениях и убийствах христианских младенцев с целью использования их крови в иудаистских ритуалах. Чтобы обезопасить еврейский народ от преследования, ребе создал голема по имени Йозеф, который, становясь невидимым, патрулировал улицы Праги и даже мог поднимать мёртвых на защиту евреев. В конце концов, голем вышел из-под контроля и начал убивать мирных жителей, поэтому бен Бецалель был вынужден прикончить его самого — вместо слова «эмет» (в пер. с иврита — «истина»), давшего голему жизнь, раввин начертал на лбу своего детища «мет» («смерть»). Голема похоронили на чердаке Староновой синагоги, его останки и сейчас находятся там.

Биография

Родился в семье выходцев из Вормса. С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в Микулове в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином Познани и Польши, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.

Легенды о Махарале

Согласно легенде, Махараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора одним словом. После этих событий он стал личным другом императора.

Нет достоверных сведений о том, что Махараль занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского Голема — искусственного человека, который предотвращал антиеврейские выступления. Синагога и могила Махараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества.

К надгробию бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.

Наследие Махараля

Махараль широко известен благодаря своим трудам, в частности суперкомментариям к комментариям Раши на Тору, а также комментариям к апокалиптическим аггадот, работам по этике, философии и Каббале. Самый известный его труд «Нетивот олам» («Тропы мира») оказал большое влияние на последующее развитие еврейской этической мысли.

Источники:

http://toldot.ru/rabbanim/rabbanim_3337.html
http://imrey.org/10-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82/
http://www.peoplelife.ru/185572

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: