Реале антисери западная философия том 3. Антисери Д., Реале Дж

Реале антисери западная философия том 3. Антисери Д., Реале Дж

Название: Западная философия от истоков до наших дней

Авторы Джованни Реале, Дарио Антисери

Перевод С. Мальцевой

Том 2. Средневековье – PDF 14,9 Мб, отсканированные страницы, OCR
ТОО ТК “Петрополис”, 1997.—368 с.
ISBN 88-350-7271-9
ISBN 5-86708-104-4

Том 3. От Возрождения до Канта – DjVu 8,98 Мб, отсканированные страницы, OCR
С-Петербург: Пневма, 2002.- 880 с.
ISBN 5-901151-05-4

Том 4. От романтизма до наших дней – DjVu 19,1 Мб, отсканированные страницы, OCR
Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 880 с.
ISBN 88-350-7272-7
ISBN 5-86708-105-2

Книга Дж. Реале и Д. Антисери -«Западная философия от истоков до наших дней» представляет собой многотомное итальянское издание по истории философии. В нем подытожены результаты исследований европейских историков философии. Издание имеет контрольно-обучающий характер, включает в себя документы, фрагменты текстов мыслителей различных эпох, материалы справочного характера, хронологические таблицы, биографии, именной указатель. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев гуманитарного профиля, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идей.

Содержание

ТОМ I. АНТИЧНОСТЬ
Часть 1. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Часть 2. ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. Софисты, Сократ, сократики и Гиппократ
Часть 3. ПЛАТОН И ГОРИЗОНТ МЕТАФИЗИКИ
Часть 4. АРИСТОТЕЛЬ Первая систематизация знания
Часть 5. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. Кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм
Часть 6. ПОСЛЕДНЕЕ ЦВЕТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫЧЕСКОГО АНТИЧНОГО МИРА. Плотин и неоплатонизм

ТОМ II. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Часть 7. ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ
Часть 8. ПАТРИСТИКА. Разработка библейского послания и философствование в вере
Часть 9. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И РАСПАД СХОЛАСТИКИ. Разум и вера в Средневековье

ТОМ III. ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО КАНТА (НОВОЕ ВРЕМЯ: ОТ ЛЕОНАРДО ДО КАНТА)
Часть первая. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Часть вторая. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
Часть третья. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Часть четвертая. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Часть пятая. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
Часть шестая. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
Часть седьмая. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Часть восьмая. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Часть девятая. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
Часть десятая. КАНТ И ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ТОМ IV. ОТ РОМАНТИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Часть первая. РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Часть вторая. АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ
Часть третья. ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА
Часть четвертая. ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР
Часть пятая. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО
Часть шестая. ПОЗИТИВИЗМ
Часть седьмая. РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
Часть восьмая. ОТ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА – К ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
Часть девятая. ВКЛАД ИСПАНИИ В ФИЛОСОФИЮ XIX ВЕКА
Часть десятая. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА
Часть одиннадцатая. БЕРТРАН РАССЕЛ, ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
Часть двенадцатая. СПИРИТУАЛИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ, НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ И НЕОСХОЛАСТИКА
Часть тринадцатая. МАРКСИЗМ ПОСЛЕ МАРКСА И ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
Часть четырнадцатая. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В XX ВЕКЕ. ФРЕЙД, ПСИХОАНАЛИЗ И СТРУКТУРАЛИЗМ
Часть пятнадцатая. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИИ В XX ВЕКЕ
Часть шестнадцатая. ИВДИВВД, РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ. РОЛС, НОЗИК И НОВАК

Читать еще:  Бизнес гороскоп весы на январь. Работа и деловая сфера

Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта (Д. Антисери, Дж. Реале – Западная философия от истоков до наших дней), страница 6

Описание файла

Файл “Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта” внутри архива находится в папке “Д. Антисери, Дж. Реале – Западная философия от истоков до наших дней”. Текстовый-файл из архива “Д. Антисери, Дж. Реале – Западная философия от истоков до наших дней”, который расположен в категории “книги и методические указания”. Всё это находится в предмете “философия” из третьего семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр 6 страницы текстового-файла онлайн

Приведем некоторые его характерные утверждения: “Гуманизм эпохи Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались в основном не классических наук или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой. Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты, впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образование включает философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах университетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени”.

Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую, новую и что, “напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания”. Таким образом, гуманизм не представлял, как показано, “полной суммы наук итальянского Ренессанса”.

Поэтому, согласно Кристеллеру, для понимания эпохи важно, что к традиции аристотелизма, занимавшейся по преимуществу философией природы и логикой, вне Италии (по большей части в Париже и в Оксфорде) обращались издавна, в то время как в Италии только с XVI века. Кристеллер пишет, что “традиция итальянского аристотелизма началась со второй половины XIV века и не прерывалась на протяжении XV, XVI и большей части XVII века”.

Этот “ренессансный аристотелизм” выдвинул собственные методы “схоластики” (чтения и комментария текстов), но под влиянием гуманистов побуждал мыслителей-перипатетиков возвращаться к греческим текстам Аристотеля, оставлять традиции латинского средневековья и использовать труды греческих комментаторов, а также других греческих мыслителей.

Случилось так, что ученые, не понимавшие дух средневековья, отмечает Кристеллер, увидели в этом ренессансном аристотелизме что-то превосходящее изжившие себя традиции средних веков; и они выступали в пользу “гуманистов”, истинных носителей нового духа Ренессанса. Но речь идет о серьезной ошибке непонимания, потому что приговор ренессансному аристотелизму часто выносился без реального знакомства с тем, что осуждалось. Исключение может быть сделано по отношению к Помпонацци (о котором речь впереди). Поэтому, заключает Кристеллер, “число тех современных ученых, которые действительно прочитали некоторые работы итальянских аристотеликов, очень мало. Целостное изучение этой школы было осуществлено в книге Ренана об Аверроэсе и аверроизме (Averroe’s et l’averroisme, Париж, 1861), которая в свое время имела значительное влияние, но в то же время содержала много ошибок и неточностей, впоследствии повторяемых всеми”. Следует, таким образом,

Читать еще:  Гороскоп на июль месяц козерог г. Причины аллергической реакции на людей

основательно изучить вопросы итальянского аристотелизма этого периода, поскольку завязался некий узел, откуда открываются многие общие места, существующие только потому, что постоянно воспроизводятся, лишенные твердой основы, и могущие (как следствие) породить новую историческую действительность.

В заключение отметим, что гуманизм может представлять только половину феномена Возрождения, поэтому он мог быть полностью понят лишь в том случае, если рассматривать его вместе с аристотелизмом, который выразил истинные философские идеи эпохи. Кроме того, согласно Кристеллеру, художники эпохи Возрождения не стремились к достижению грандиозного идеала “творческого гения” (это скорее свойственно романтикам и мифу XIX столетия), но хотели достичь качества “ремесленников”, чье превосходство зависело не от умения предвидеть судьбы современной науки, но определялось багажом технических знаний (анатомии, перспективы, механики и т.д.), считающихся необходимыми в их искусстве. Наконец, то, что астрономия и физика сделали значительные успехи, было связано с математикой, а не с философской мыслью. Шилософы в этом смысле отставали, что традиционно объяснялось отсутствием связи между математикой и философией.

Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской закваски в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что “философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в основе философии может быть другой тип умопостроений – несистематических, открытых, проблематичных и прагматичных”. Выступая против обвинений в философском дилетантизме, которым иные ученые наделяют гуманистов, Гарэн пишет: “Гуманисты выносят приговор тому типу философии, который господствовал на протяжении четырех столетий, являясь тормозом свободной мысли. Потому гуманисты не захотели отказываться от того, чем обычно жертвуют – собственным образом мысли, – ради построения грандиозных “соборных идей”, ради большей систематизации логики и теологии, такой философии, которая сводит к “сумме” любую проблему, любой поиск в области теологии, которая заключает в заранее подготовленные рамки любые возможные варианты. В эпоху гуманизма пустая и бесполезная философия заменяется конкретными, точными исследованиями в нравственных науках (этике, политике, экономике, эстетике, логике, риторике) с выработкой своих собственных принципов вне всяких правил”.

Напротив, говорит Гарэн, внимание филологии к особым проблемам “формирует в самом деле новую философию, т.е. новый метод постановки проблемы, который не считается поэтому, как думают некоторые ученые (например, Кристеллер, чья точка зрения рассмотрена выше), второстепенным аспектом культуры Возрождения рядом с традиционной философией, но является по-настоящему эффективным философствованием”.

Одной из характеристик этого нового способа философствования является чувство истории и исторической размерности, соответствующая чуткость к объективности, осознание критической дистанции с объектом истории, знание исторических условий. Гарэн пишет: “Тогда усилиями самых мощных исследователей античной истории, которым равно близки и физика Аристотеля, и космос Птолемея, мы извлекли их трактаты из угнетающего забвения. Ясно, что ученые Оксфорда и Парижа оказались замкнутыми крепостной стеной, пока она не дала трещину не без усилий Оккама и его “бритвы”. Но только завоевание античности как средство воспитания исторического чутья, присущего гуманистам-филологам, позволило оценить эти теории для того, чтобы они стали действительностью. Эти люди создали известную культуру – результат их определенных экспериментов”.

Сущность гуманизма состоит не в том, что он обратился к прошлому, но в способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому состоит: “Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. И особенность такого отношения заключается не в простом порыве восхищения и страсти, не в более широком охвате, но в определенном историческом сознании. “Варварское” (читай: средневековое) отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. Гуманисты открывают классику потому, что отделяют, не смешивая, свое собственное от латинского. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н. э. В гуманизме не различается открытие древнего мира и открытие человека.

Читать еще:  Во сне приснилась красная икра. К чему снится икра — толкование сна по сонникам

Антисери Д., Реале Дж. – Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах [1997/2002]

Описание:
Книга Дж. Реале и Д. Антисери “Западная философия от истоков до наших дней” представляет собой многотомное издание по истории философии. Авторы в доступной форме показали процесс формирования научных идей от античности до нашего времени; суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.
В раздаче – четыре книги:
Западная философия от истоков до наших дней. Том 1: Античность (PDF + OCR)
Западная философия от истоков до наших дней. Том 2: Средневековье (PDF + OCR)
Западная философия от истоков до наших дней. Том 3: Новое время (от Возрождения до Канта) – (DjVu + OCR) – издание 2002 года
Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней (DjVu + OCR)

G. REALE / D. ANTISERI, IL pensiero occidentale dalle origini ad oggi.
© copyright by Editrice La Scuola, Brescia (Italia) 1983.

* * *
2) Вся реальность образована из двух составляющих: тел и пустоты. Существование тел доказывается самими чувствами, существова­ние же пространства и пустоты проистекает из факта движения, ибо для перемещения тел необходимо пространство. Пустота не есть небытие, а именно — пространство, “неосязаемая природа”, по выражению Эпикура. Помимо тел и пустоты ничего третьего нет, ибо немыслимо ничто другое, что бы не обладало телесным эффектом.
3) Реальность, в понимании Эпикура, бесконечна. Она бесконечна как тотальность, но бесконечны и ее составляющие: множество тел, пространство. Если бы множество тел было конечным, то они потерялись бы в бесконечном пространстве, а если бы пустота была конечной, то не смогла бы вместить бесконечные тела. Таковы аргументы против Платона и Аристотеля.
4) “Тела” бывают сложными и простыми, абсолютно неделимыми. Делимость тел до бесконечности нельзя принять, так как это, в конечном счете, означает разрешимость вещей в небытие, что, по логике Эпикура, абсурдно.
Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трем позициям:
1) Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома — фигуру, порядок и позицию. У Эпикура — это фигура, вес и величина. Различия атомов по форме чисто количественные; это не качественные формы Платона и Аристотеля. Количественные различия, по Эпикуру, достаточны для объяснения существования феноменального многообразия вещей. Так же понятие величины достаточно для объяснения движения. Формы атомов различны и множественны, но их разнообразие не бесконечно, зато число их бесконечно.
2) Второе отличие заключается в теории минимумов. Согласно Эпикуру, все атомы, от самых больших до самых маленьких, физически и онтологически неделимы. Однако, тот факт, что речь идет о телах, наделенных фигурой, значит, объемом, величиной, означает, что они должны иметь части. Очевидно, речь идет о “частях”, онтологически неделимых, а только логически и идеально выделяемых, именно потому, что атом структурно неделим. В силу того же мотива элеатов невозможно, чтобы атомы уменьшались до бесконечности, но лишь до известного предела, который Эпикур называет “минимумом”, или “единицей меры”. При этом Эпикур говорит о “минимуме” не только относительно атомов, но и относительно пространства, времени, движения и т.н. “отклонения атомов”.
3) Третье отличие касается понятия первоначального толчка. Эпикур понимает движение атомов не так, как первые атомисты,— как равное во всех направлениях; для него движение — это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести атомов. (С. 183 первого тома)

Источники:

http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/antiseri_reale_zapadnaja_filosofija_ot_istokov_do_nashikh_dnej/27-1-0-860
http://studizba.com/files/show/txt/15434-6-d-antiseri-i-dzh-reale-zapadnaya.html
http://ua-hist-books.livejournal.com/22460.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: