Равноапостольные на руси. О крестителе руси святом равноапостольном князе владимире великом

Церковь Свт. Николая Чудотворца

на станции Предпортовая

Святой равноапостольный великий князь Владимир. Креститель Руси

Язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь. Князь-завоеватель, обративший Русь к Православной вере.

Чуть более тысячи лет назад по его инициативе произошло величайшее событие – Крещение Руси.

28 июля – день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этот же день с недавних пор отмечается праздник провозглашения Христианства в качестве государственной религии в 988 году — День крещения Руси.

Князь Владимир I Святославич (ок. 960-1015) — внук великой княгини Ольги и сын великого князя Святослава Игоревича жил и правил на рубеже X-XI веков. C 970 года он княжил в Новогороде; с 978 и до смерти в 1015 году — в Киеве, столице Киевской Руси.

Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (ок. 890 — 11 июля 969), во святом крещении Елена, правившая Киевской Русью после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича, с 945 до 962 года, первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси.

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу, во многом благодаря святой княгине христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиане были в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение.

«Мы не знали, на небе ли мы или на земле, и не можем позабыть этой красоты. Знаем только одно, что там поистине пребывает Бог»

Князь Владимир имел возможность выбора, он приглашал к себе представителей разных религиозных традиций, направлял послов в разные страны и, в конце концов, сделал совершенно сознательный выбор в пользу православного христианства.

После возвращения посланцев из Константинополя и их рассказа о Божественной литургии, совершавшейся благолепно и торжественно в Константинопольском храме Святой Софии: «Мы не знали были мы на небе или на земле, такой красоты на земле мы больше нигде и никогда не видели», выбор князя пал не в пользу той или иной философской или теологической традиции, а в пользу Православия – Правомыслия. Для русского человека «правильно славить Бога» было синонимом «правильно мыслить о Боге». Духовно-эстетическая составляющая была важна.

С одной стороны здесь налицо некий политический выбор – это и выбор будущего своей страны, это и выбор, связанный с династией, с престолонаследием.

Но, в тоже время, это и очень глубокое личное обращение – для Церкви это имеет решающее значение. А то, что Церковь назвала его равноапостольным связано именно с тем, что он не просто для себя принял Христианскую веру, но что он открыл свет веры миллионам людей.

Крещение Руси

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Икона Крещения Руси

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Это событие предопределило всю последующую историю наших народов.

Даже XX век с его богоборчеством, с его восстанием против Бога и против Церкви не сумел перечеркнуть плоды того события, которое произошло более 1000 лет назад, потому что в наш, тогда еще единый народ, был заложен некий, как сейчас говорят, генетический код, который срабатывал всякий раз, когда, например, стране угрожала опасность, в том числе и когда опасность угрожала не только военная, но и цивилизационная. И даже в годы безбожия, когда в течение семидесяти лет навязывался атеизм, вера все-таки продолжала жить, а культура в значительной степени продолжала оставаться носительницей того благовестия, которое началось на наших землях с Крещения Руси.

Промыслу Божию было угодно, чтобы Русь была крещена именно в Православную веру.

Фрагмент картины «Крещение Руси», В.М. Васнецов, 1890 г.

«Я был зверь, а стал человек»

Приняв святое Крещение, жизнь князя в корне изменилась. Владимир глубоко скорбел о прежней нечистой жизни и говорил: «Господи! Был я как зверь, жил я по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!» И это были не красивые слова, а искренняя исповедь одного из первых русских христиан. До этого он убил родного брата, устраивал человеческие жертвоприношения и имел несколько сотен наложниц.

Читать еще:  Талисман тельца женщины животные. Какие камни нужны тельцу? Форма и размеры

Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве «Крещение князя Владимира», В.М. Васнецов, 1895—96 гг.

Преображение князя Владимира стало началом преображения всего народа его примеру последовали многие поколения людей с того времени до наших дней.

Владимир-христианин заботился о внутреннем благоденствии своих владений, которые прежде распространял мечом. Он не поднимал оружия на соседей, но старался жить с ними мирно. Всех своих прежних жен и наложниц он отпустил, сочетавшись христианским браком с царевной Анной.

Служение милосердия

Усвоив заветы Христовы, князь ревностно воплощал их в жизнь. Владимир проявлял заботу о бедных, больных и обездоленных. На княжеский двор отныне был открыт доступ всем бедным и нуждающимся. Владимир щедро раздавал людям еду, одежду, деньги. Он выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные нищие не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам Киева мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. Зная обо всем этом, нетрудно понять, почему он получил прозвище Владимир Красно Солнышко. Никогда еще люди на Руси не видали в князьях такой любви к своему народу. Потому и отвечали ему такой же искренней любовью, увековечив его имя этим добрым прозванием.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого князя. По воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, пелись былинные и духовные стихи.

По существу при нем на Руси было положено начало системы благотворительности, которую инициировал и поддерживал сам великий князь.

Со многими привычными страстями прошлой языческой жизни, он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним. Владимир учился христианству вместе со своим народом.

Почитание

Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с XI века. Люди прозвали его Владимир Святой, Владимир Креститель, а ласково — Владимир Красное Солнышко (такое прозвище никогда бы народ не придумал, если бы князя Владимира не любили за его доброту, за его духовную красоту и за его духовную щедрость, а все это к нему пришло благодаря крещению). Однако официально его канонизировали позже, первые достоверные сведения об этом относятся только к XIV веку.

И сегодня, 10 веков спустя, мы вспоминаем князя Владимира – это свидетельствует о том, что наследие святого князя живо, как его почитали тогда, так и почитают теперь, и мы все являемся его духовными наследниками.

Просвещение, образование и культура

Через богослужение наши предки прежде всего приобщались к Православной вере, приобщались к Богу, а также и к культуре, потому что Церковь на протяжении очень многих веков, вплоть до начала нового и новейшего времени, аккумулировала в себе все культурные богатства, которыми она щедро делилась с народом.

Князь Владимир как бесценный дар подарил Православное Христианство русскому народу. Вместе с византийскими иерархами и священниками пришло на Русь благолепное пение и богослужение, причем на понятном славянском языке, пришла та традиция церковной архитектуры, которая затем приобрела свои характерные национальные черты, и традиция византийского иконописания, которая впоследствии в творчестве выдающихся иконописцев, таких как Андрей Рублев, приобрела очень ярко выраженные русские черты.

Приняв крещение, Владимир сделался ревностным христианином, строил церкви, ставив их по тем местам, где недавно стояли кумиры языческие и приносились кровавые жертвы; рассылал священников и проповедников по городам и селам.

Владимир устроил на Руси первые школы, брал в них детей лучших граждан.

Богослужение на понятном языке содействовало успешному распространению христианства и более углубленному пониманию Слова Божия, формированию принципов святости, духовности как общенародных ценностей.

Князь Владимир подарил нам небо на земле

Подарил возможность строить храмы, участвовать в богослужении, подарил ту красоту, которую его послы увидели в Константинополе, и в этом заслуга князя Владимира не только перед Церковью, в этом заслуга перед всей нашей страной, перед всем народом, перед каждым представителем нашего народа. Мы получили в наследство тот христианский фундамент, на котором выросла вся наша культура.

Памятник Владимиру Великому (Киев) старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Один из неофициальных символов города. Высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. Скульпторы и архитекторы Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы)

Личность, канонизированная Церковью, — образец какой-либо христианской добродетели и победы над грехом. Князь Владимир явил яркий пример того, как святой смог изменить не только свою душу, но и свое время, и свою страну. Тем самым проявив значение праведников, святых не только для внутрицерковной жизни, но для судьбы целой страны и всего народа.

Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, ул. Блохина, д.26, архитектор Антонио Ринальди, годы постройки: 1766—1789 гг.

В подготовке заметки использованы материалы
журнала «Фома»
радио «Вера»
передачи «Церковь и мир» телеканала «Вести-24»

О Крестителе Руси святом равноапостольном князе Владимире Великом

Но, конечно, черные краски не следовало бы сгущать чрезмерно. Владимир был, без сомнения, и до Крещения великий князь. Для родной земли он стал рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы. Он воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь и смог присоединить к родной земле ряд территорий. Именно Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, а также покорил радимичей и балто-литовское племя ятвягов. Он одержал победу над булгарами и обложил данью Хазарию. Князь «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», – говорится о нем в летописи, а возвращаясь из похода, он устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Читать еще:  Популярные имена девочек в. Имя в судьбе человека

Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие. По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Мы были в булгарской земле и видели, как магометане молятся в своих храмах, которые они называют мечетями; в храмах их нет ничего для человека радостного, закон их нехорош. Были мы у немцев и видели в их храмах множество различных обрядов, но благолепия не видали. Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам».

По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре. Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого. Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра. Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата. Так Русь распрощалась с языческими богами.

В это время Русскую землю постигла еще напасть: вновь пришли печенеги. Святой Владимир пребывал в великой печали, что не может сам пойти против них. Своих воинов он передал верному сыну Борису, который, выйдя с войском в поход, так и не нашел печенегов: услыхав о приближении русичей, они ушли обратно в свои степи. Но равноапостольному князю Владимиру уже не суждено было узнать об этом: 15 июля 1015 года он предал свой дух Господу в любимом селе Берестовом близ Киева.

Святой равноапостольный Великий князь Владимир

Этот святой известен всему миру как креститель Руси. Только благодаря ему наш народ принял православную веру. Это – огромная заслуга с его стороны, неутомимый труд покрыл множество его прежних грехов, совершенных в язычестве. Многих смущает, что человек, считающийся святым, убивал, вступал в преступную связь и т.д. Но как сказал апостол, «любовь покроет множество грехов». А у него была любовь к русскому народу и к Богу Истинному.

Происхождение Великого князя Владимира

Князь Владимир был внебрачным сыном князя Святослава и внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Матерью его была ключница Малуша, сестра Добрыни. За грех прелюбодеяния, совершенный сыном, Ольга не взлюбила Малушу и отправила ее беременную в дальнее село Будятино, находившееся в ее волости. Там и появился на свет Владимир примерно в 960 году.

Дальнейшая жизнь Малуши неизвестна, а малолетний Владимир
был отправлен к бабушке на воспитание в Киев. Возможно, Ольга воспитывала внука
в вере и заповедях Христовых. Но основным воспитателем его был дядя – Добрыня.

Начало правления

Князем киевским после смерти Святослава стал Ярополк, его законный сын. В те годы была междоусобная борьба между сыновьями Святослава. В результате ее князь Олег был убит. Владимир в страхе бежал за море. Вернулся оттуда с войском и прогнал Ярополка.

Затем он захватил Полоцк. Владимир хотел взять в жены дочь князя Полоцкого Рогнеду. Но она отказала ему, назвав его сыном рабыни. Тогда по совету Добрыни он отомстил ей: изнасиловал ее на глазах ее родителей, а затем убил их и ее братьев. Рогнеду же насильно взял в жены. Позже она пыталась отомстить Владимиру, совершила попытку убить его. Князь успел увернуться, но пообещал прийти к ней и убить ее. Когда он пришел, то его встретил малолетний сын Рогнеды. Он еле волочил большой меч, пытаясь защитить свою мать. Владимир, рассмеявшись, ушел, оставив Рогнеду в живых.

После похода на Полоцк Владимир пошел на Киев, где прятался
Ярополк. Приказав своим воинам убить брата, а его беременную жену (бывшую
монахиню) взял себе в наложницы.

Читать еще:  Что такое хадж у мусульман? Хадж – условия и основные составляющие.

Владимир стал князем киевским в 980 году. Конечно, жизнь языческого князя была далека от заповедей Христа. Он поставил везде идолов, поклонялся им, завел множество наложниц, число которых было просто поразительным. Но душа его тяготилась этим, жаждала чего-то большего, истинного.

Принятия православия князем Владимиром

Тогда князь решил обратиться в веру, но какую именно
принять, еще не знал.

Он созвал всех
представителей вероисповедания:

Но ни одно вероисповедание ему не подходило. И только после беседы с греческим философом он остановился на православии. Князь послал своих подданных в разные храмы различных вероисповеданий. Их впечатления были поразительными после посещения греческого храма. Они ощущали себя как на небе во время службы. Тогда князь твердо решил креститься в православную веру. Этому способствовало также та мысль, что его бабушка-княгиня Ольга избрала из всех религий именно православие.

По другой версии решение принять православие возникло у князя после намерения жениться на греческой царевне Анне. Та отказалась выходить за некрещеного. Есть предание, что незадолго до крещения Владимир ослеп. Анна, услышав об этом, повелела ему быстрее принять крещение. После совершения Таинства, в котором князь принял имя Василий, зрение вернулось к нему. Поэтому в тропаре Владимир называется «вторым Павлом», если сравнивать с апостолом, который тоже ослеп перед принятием веры.

После принятия православия жизнь князя изменилась полностью. Он отпустил всех своих бывших жен и наложниц. Рогнеде было предложено выбрать мужа, но она приняла монашество.

Владимир повенчался с Анной и имел одну жену до конца своей
жизни. Он раскаялся в своих прежних грехах.

Крещение народа

Прибыв на родину, князь решил обратить в православную веру сначала своих сыновей. Затем бояр и приближенных. Для этого в Россию специально приехали священники. Они также обходили дома, призывая жителей к Таинству крещения. Кто-то соглашался, кто-то отказывался.

Тогда князь велел разрушить все идолы, изрубить или сжечь
их. Некоторых бросали в реку. Неразумный народ бежал, плача, за своими кумирами
по берегу. Владимир издал указ всему народу прийти на реку и принять крещение.
Кто откажется, да будет враг князю.

Испугавшись такого повеления, весь народ с женами и детьми прибыл утром на Днепр. Самые закоренелые язычники, нежелающие принять православие, удалились из Киева. Это был переломный момент в истории нашего государства. Произошло это в 988 году. Священники стояли в реке и крестили всех по очереди.

Перемены на Руси

После этого на Руси произошло чудесное перерождение. Начали строиться православные храмы. На горе, где раньше стоял главный идол, и приносились ему жертвы, выстроили храм в честь святого Василия, имя которого носил князь. На месте мученической кончины Федора и Иоанна построили храм Успения Пресвятой Богородицы.

Киевская митрополия стала относиться к Константинопольскому патриархату.

После крещения киевлян православие приняли в других русских
городах:

После принятия православия характер князя полностью изменился. Он стал намного добрее, покладистей. Народ стал за это его звать «Красное солнышко». После литургии князь устраивал богатые угощения для простого народа. Он перестал воевать, стал миролюбивым. Народ тоже менялся с князем вместе. По всей Руси распространялась письменность, все больше людей становились грамотными.

Чудо спасения от печенегов

Однажды Владимир чуть не погиб. Он построил новый город Василев, а на него напали печенеги. Князь спрятался под мостом и молился Богу об избавлении от врагов. В благодарность он обещал построить новый храм в честь праздника дня. Так и произошло, когда печенеги оставили его в живых, проехав мимо моста и не заметив князя. Поскольку тогда был праздник Преображения Господня, то в Василеве был построен храм в честь этого праздника.

Были построены князем другие новые города:

Правление сыновей князя

В новых городах он поставил княжить своих сыновей. Киевский престол он завещал любимому сыну Борису. Старший сын, Святополк, воспротивился воле отца и устроил заговор против него. Он был раскрыт, и Святополка было приказано заточить в темницу. Владимир решил идти войной против него, но этому помешала его кончина. После его смерти Святополк «окаянный» приведет в исполнение свой коварный план, убьет своих братьев Бориса и Глеба.

Скончался князь 28 июля (по новому стилю) 1015 года. Этот день принято считать днем памяти святого князя Владимира. Тело его было положено в Десятинной церкви. Она была разрушена монголами, саркофаги Владимира и его супруги Анны тоже были осквернены. На сей момент местонахождение мощей святого неизвестно.

Канонизация равноапостольного Великого князя Владимира

Точная дата канонизации святого неизвестна, но в четырнадцатом веке он уже почитался как святой. В 19 –м веке в Киеве был воздвигнут памятник князю. Святой Владимир почитается и в католичестве. По всей Руси и на Украине множество храмов воздвигнуто в его честь. Заслуга этого святого для русского народа велика.

Протоиерей Андрей Ткачев о равноапостольном Великом князе Владимире

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источники:

http://nikolay-chudo.cerkov.ru/2016/07/27/svyatoj-ravnoapostolnyj-velikij-knyaz-vladimir-krestitel-rusi/
http://stsl.ru/news/all/ravnoapostolnyy-knyaz-vladimir-velikiy
http://pravlife.ru/ravnoapostolnyy-vladimir/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector