Радугин философия курс лекций читать онлайн. Философия

Философия, Курс лекций, Радугин А.А., 2004

Философия, Курс лекций, Радугин А.А., 2004.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы” по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собственно историко-философским материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов, а также всех интересующихся философией.

Понятие мировоззрения и его структура.
Каждый культурный молодой человек имеет определенное представление о философии. Он может назвать некоторые имена знаменитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут не только в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертей человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Тема 1 Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
1. Понятие мировоззрение, и его структура 2. Предфилософское значение мифологии и религии 3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука
Тема 2 Философский плюрализм: причины. и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и акзистенциалъно-персоналистская концепции философии
2. Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций
Тема 3 Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит 2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит 3. Поворот к человеку — философские учения софистов
и Сократа v 4. Платон и Аристотель — систематизаторы
древнегреческой философии 5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
Тема 4 Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки 2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 4. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры,
Тема 5 Философия эпохи Возрождения
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи. Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно
Тема 6 Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики, 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода 3. Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы
Тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения
Тема 8 Эволюция британского эмпиризма конца XVII-середины XVIII ве-ка: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка 2. Субъективный идеализм Д. Беркли 3. Скептицизм Д. Юма
Тема 9 Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта 2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга 3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса. Марксистское учение о практике и истине
Тема 10 Русская религиозная философия XIX—XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
Тема 11 Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира
1. Концепция бытия — фундамент философской картины мира 2. Диалектика-материалистическая картина мироздания 3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.
Тема 12 Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики, человеческого бытия в “философской антропологии”
2. Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала 3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия
Тема 13 Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности 2. Чувственное и. рациональное познание
3. Диалектико-материалистическая теория истины.
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
Тема 14 Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»
1. Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы.)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме 4. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии научного познания»
Тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности
Тема 16 Общество и культура как предметы, философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни 2. Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби 3. Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
Тема 17 Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Рекомендуемая литература по всем темам.

Читать еще:  Увидеть во сне сломанную дверь. К чему снится дверь? Какими бывают двери

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия, Курс лекций, Радугин А.А., 2004 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Радугин А.А.. Книги онлайн

Радугин Алексей Алексеевич (р.28.03.1943) – специалист по религиоведению и истории философии; доктор философских наук, профессор. Родился в с. Верхне-Огородничево Гродненской области. Окончил философский факультет МГУ (1967), аспирантуру МГУ (1972). Зав. кафедрой философии, социологии и истории Воронежской государственного архитектурно-строительной академии. Докторская диссертации – «Современный католический иррационализм. (Критический анализ методологии основных философских школ)».

Член Международной академии наук высшей школы. В центре внимания научной деятельности Алексея Алексеевича находились методологические проблемы христианской философии и теологии. Им обоснованы положения об иррационализме как методологической основе всей христианской философии и теологии.

Радугин раскрыл своеобразие религиозно-философского иррационализма, показал, что в рамках религиозного иррационализма существует интеллектуалистская и антиинтеллектуалистская тенденции, выявил основные принципы религиозно-философского мышления: супранатурализм, сотериологизм, ревеляционизм и раскрыл их содержание, показал как иррационалистические установки христианской философии реализуются в онтологии, гносеологии, антропологии и философской истории различных школ и течений.

Книги (8)

Пособие знакомит с основами религиоведения. В нем представлены различные концепции теории религии, ее структура и функции в жизни общества и индивида, освещаются проблемы происхождения и эволюции религии. Основное внимание уделяется рассмотрению современных мировых религий.

Рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России.

В учебном пособии рассматриваются сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

Читать еще:  Какую религию исповедовали древние славяне. Общинные земледельческие культы

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на материалах современной отечественной и зарубежной литературы.

Соавтор: Радугин К.А.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Содержание дидактических единиц этих требований по социологии раскрывается через изложение основных социологических направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство социологии, начиная от основания науки и кончая современностью.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы` по циклу “Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины”.

Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью.

Автор не злоупотребляет, собственно историко – философским материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся философией.

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.

В соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины» в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.

Читать еще:  Coвмeстимoсть: Mужчинa-Близнeцы и Жeнщинa-Весы. Гороскоп Весы-Близнецы – совместимость и гармония

Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы. В данном файле представлена первая часть издания (от античности до марксизма).

Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы. В данном файле представлена вторая часть издания.

Комментарии читателей

Пиотровский Юрий / 7.10.2013 Иисус не Христос, а Лжехристос.

Философия. Курс лекций

Второе издание,
переработанное и дополненное

Рекомендовано
Государственным комитетом Российской Федерации

по высшему образованию
в качестве учебного пособия

для студентов
высших учебных заведений

Силою духа живой

одержал он победу и вышел

Он далеко за пределы ограды огненной мира

По безграничным пройдя своей мыслью и духом

Тит Лукреций Кар.
«О природе вещей», 11, 1114

Рецензенты:
кафедра философии Воронежской государственной

А. С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,

зав. кафедрой философии Воронежского государственного

фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса
«Портрет молодого человека», 1656 г.

Философия как мировоззренческая система:
ее смысл и предназначение

1. Понятие мировоззрения и его структура

2. Предфилософское значение мифологии и религии

3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

Философия и наука

Р15 Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб.
и дополн. – М.: Центр, 2004. — 336 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содер-
жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-
ется через изложение основных философских направлений, течений,
школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-
ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-
венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-
ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-
зов, а также всех интересующихся философией

ББК 87я73
(С) А. А. Радугин, 2004

Философский плюрализм: причины
и истолкования

1. Историко-философский процесс: исходные понятия

и движущие силы.

Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии

2. Сущность и предназначение философии — попытка синтеза
всех трех концепций

1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

3. Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа

Источники:

http://nashol.com/2013062172029/filosofiya-kurs-lekcii-radugin-a-a-2004.html
http://www.koob.ru/radugin/
http://www.lib100.com/philosophy/philosofuya_kurs/html/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: