Радуга в природе. Детская исследовательская работа «Откуда берётся радуга

Исследовательская работа ученицы 4 класса «Как появляется радуга?»

Исследовательская работа ученицы 4 класса. 3 место на районном конкурсе

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы 4 класса «Как появляется радуга?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вал

«Как появляется радуга?»

Выполнила: Топорова Елизавета,

обучающаяся 4 класса МБОУ СОШ с.Вал

Руководитель: Мохова Г.Г.,

учитель начальных классов

1.1. Исследование явления………………………………………. 4

1.2. Почему радуга разноцветная?………………………………. 5

1.3. Виды радуги………………. 6

1.4. Получение радуги в домашних условиях (эксперимент)…………. 7

Прошлым летом я была в гостях у бабушки в городе Владивостоке. Однажды, стоя на балконе вместе с маленькой сестрой, мы увидели радугу. Радуга была очень красивая и яркая. Сестрёнка стала спрашивать у меня, откуда она появилась и какие в радуге цвета. Я сразу не смогла ей ответить на вопросы, потому, что сама не знала точных ответов. И тогда я решила провести своё исследование. Так появилась тема моей работы.

Цель моей работы: узнать, как появляется радуга в природе и в домашних условиях.

Гипотеза: радугу можно самостоятельно получить в домашних условиях.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. узнать, что такое радуга;

2. узнать, при каких условиях в природе появляется радуга и какие бывают радуги;

3. попробовать получить радугу в домашних условиях.

В ходе работы применялись такие методы исследования, как изучение научно-познавательной литературы, просмотр видеоматериалов, проведение экспериментов, наблюдение.

Тема актуальна, потому что познавать явления окружающего мира самостоятельно при помощи опытов и экспериментов всегда полезнее и увлекательнее, чем прочитать об этом в книге. Очень важно понимать, как и почему в природе происходит то, что так завораживает наш взгляд.

1.1. История исследования явления.

Полоса — к полоске,

Желтая, зеленая, красная, синяя…

Мне сказали, будто это –

Все из солнечного света.

Если вместе их смешать,

Будет просто свет опять.
Ида Векшегонова

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Эта сияющая разнообразными красками дуга всегда интересовала первобытные народы. Они придумывали разные истории и небылицы. Например, то, что радуга раскрывается над планетой и на ней отдыхают птицы из рая и души. Есть странное поверье о том, что злая ведьма однажды украдет небесную дугу и на планете наступит засуха, которая погубит все живое.

В скандинавской мифологии радуга – это мост Биврёст, соединяющий мир людей и мир богов.

По славянским поверьям, радуга пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём. Иногда она заглатывает вместе с водою рыб и лягушек, поэтому порою они с неба падают. Появление радуги предвещало несчастье, а если человеку удастся пройти под радугой, то мужчина станет женщиной, а женщина – мужчиной.

В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, союза Бога и человека (в лице Ноя) и того, что потопа никогда больше не будет.

Первым объяснение феномена радуги дал персидский астроном Кутб ад-Дин аш-Ширази в 13 веке.

В 17 веке Марк Антоний де Доминис в своей книге описал физическую картину радуги. На основании опытных наблюдений он пришёл к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и при выходе из неё.

Исаак Ньютон в своём трактате «Оптика» дополнил теорию Декарта и де Доминиса тем, что разъяснил причины возникновения цветов радуги. В радуге при этом И. Ньютон выделял семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, индиго и фиолетовый.

В итоге учёные дают следующее объяснение этому чуду природы. Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.

Радуга так же возникает и в отражённых лучах Солнца от водной поверхности морских заливов, озёр, водопадов или больших рек. Такая радуга появляется на берегу водоёмов и выглядит необычайно красиво.

1.2. Почему радуга разноцветная

Дуги радуги разноцветные, но, чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный свет кажется нам белым, но на самом деле состоит из цветов спектра.

Капли дождя или воды играют роль призмы, которая раскладывает луч света на его частички и помогают появиться радуге.

Мы привыкли различать в радуге семь цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, но так как спектр непрерывен, то цвета плавно переходят друг в друга через множество оттенков.

Разноцветная дуга появляется от того, что луч света преломляется в капельках воды, а затем, возвращаясь к наблюдателю под углом в 42 градуса, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета.

Цвета радуги располагаются в определённом порядке, который можно легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Крот овце, жирафу, зайке гладил старые фуфайки», «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Каждая из первых букв этих слов в предложениях соответствует определённому цвету.

Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.

Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды.

Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуге расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу – хорошая примета – это к удаче, к исполнению желаний. Так что, если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.

Читать еще:  Увидеть во сне девочку в деревянной юбке. К чему снится юбка по толкованию известных сонников

Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу – красный.

Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.

Огненная радуга – это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Ещё одним необходимым условием для появления огненной радуги являются шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа, и их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло – горизонтальную дугу, как она называется в науке.

Зимняя радуга – это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.

Бывает ли радуга без дождя?

Радугу можно наблюдать и в солнечный ясный день возле водопадов, фонтанов, в саду при поливе цветов из шланга, зажав отверстие шланга пальцами, создавая водяную дымку и направляя шланг в сторону Солнца.

1.4. Получение радуги в домашних условиях

Я взяла стакан с чистой водой и лист белой бумаги

Стакан поставила на подоконник так, чтобы на него падало солнце. Затем намочила окно тёплой водой, а лист расположила на полу и стала поворачивать стакан до тех пор, пока радуга не отразилась на листе.

(получение радуги при помощи зеркала, солнца и воды)

Мне понадобилась миска с водой, в которую я положила зеркальце. Миску расположила так, чтобы солнце попало на зеркало.

Радуга отразилась на потолке комнаты.

( наблюдение радуги на диске)

Я направила луч фонарика на компьютерный диск под углом. Диск поймал луч света, и в результате преломления луча радуга появилась на диске, а на стене отразился солнечный зайчик.

(получение белого цвета из радуги на бумаге)

Точно так же, как мы разложили белый цвет на составляющие, можно из цветных составляющих получить обратно белый цвет. Если с одной стороны призмы разместить семь цветных источников света под соответствующими углами, на выходе из нее мы получим луч белого цвета.

Я взяла белый круг бумаги и раскрасила его в семь цветов радуги, а потом насадила этот круг на деревянную шпажку. И начала быстро его вращать. Вместо цветного круга мы увидели белый цвет.

Из Интернета я узнала, что наши глаза не могут на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности и для него все они сливаются в один белый цвет.

В результате своего исследования я узнала, как появляется радуга и какой она бывает. А также выяснила, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно в любое время года.

Я познакомилась со способами получения радуги в «домашних условиях» и провела эксперименты, которые прошли удачно и я могла любоваться этой красотой дома.

По полученным результатам я пришла к выводам, что:

1. причиной возникновения радуги является преломление и «распад» солнечного света в каплях воды и отражение этого света на небе или на листе;

2. получение и наблюдение радуги в домашних условиях возможно.

Список используемой литературы

1. Эмили Бомон “Загадки природы “,2015г.

2.Новая детская энциклопедия. Москва. «Росмэн», 2012г.

3. Большая книга знаний. Москва. «Росмэн», 2008г.

4. OXFORD Первая энциклопедия. Москва. «Росмэн», 2010г.

5. Всё обо всём. «Слово» АСТ. Москва, 1999г.

Детская исследовательская работа «Откуда берётся радуга?»

Елена Самонкина
Детская исследовательская работа «Откуда берётся радуга?»

Исследовательская работа

Тема: Откуда берется радуга?»

Выполнили: Багратионова Полина, Муха Лена

воспитанники подготовительной гр.

ДОУ «Оленёнок» п. Нижний Куранах

Научный руководитель: Самонкина Елена Александровна

1. Введение (Актуальность).

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

Тема относится к эмпирическим исследованиям, так как предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Предварительная работа: ознакомление детей с методами исследования, проведение тренировочного занятия.

Введение (актуальность)

Над лугом повисло» (радуга).

Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга.

Однажды, когда мы с мамой и подружкой Леной гуляли на улице, мы увидели на небе радугу. Она была такая красивая. Мы спросил у мамы: откуда радуга взялась? Мама сказала, что не знает, просто появилась на небе. Мы с Леной захотели узнать, откуда все-таки берется радуга? Сколько в ней цветов? И могут ли быть другие цвета? Мы спросили об этом у воспитательницы в детском саду. Она посоветовала нам провести исследование и все узнать самим.

Проблема: узнать, как и почему появляется радуга? Сможем сами сделать радугу?

Объект исследования: радуга.

Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях.

Цель: Выявление свойств и возможностей разных материалов, необходимых при создании радуги в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить литературу.

2. Понять особенности появления такого явления как радуга.

3. Провести экспериментальную работу с разным материалом.

4. Подготовить доклад.

Гипотеза: если мы проведем экспериментальную работу, то узнаем, почему на небе появляется радуга, какие цвета в ней бывают. А самое главное сами получим радугу в домашних условиях.

Ожидаемый результат:

• Приобретут новые знания и умения, ориентированные на развитие познавательных способностей;

• Научатся проводить опыты и эксперименты для получения радуги;

• Смогут наглядно оформить результаты своего исследования.

Этапы исследования: 1этап – проанализировать свои знания;

2 этап – сбор информации: анкетирование, изучение литературы, просмотр телепередач;

3 этап – проведение экспериментов;

Экспериментальная база исследования: подготовительная группа дс «Оленёнок»

Практическая значимость работы: Значение в том, что дети узнали много полезной информации, открыли необычные возможности получения эффекта радуги с помощью разных материалов (способов, познакомили ребят. Работу можно применять в помощь воспитателю на занятиях экологии.

Читать еще:  Именины 30 мая женские имена.

Теоретическая часть

Чтобы узнать, как провести исследование (определить последовательность действий, мы рассмотрели карточки с методами исследования. Нам надо было собрать информацию.

Сначала мы подумали, что же знаем о том откуда берется радуге?

Она бывает летом, когда идет дождь, имеет форму дуги. Мы зарисовали это явление на листочках бумаги.

Потом обратились с вопросами к воспитательнице и ребятам нашей группы. В анкетировании приняло участие 20 детей.

1. Ты видел радугу? да – 20 детей

2. Знаешь сколько цветов радуге? (какие) да -12 детей; нет – 8 детей

3. Знаешь, откуда она берется? нет – 20 детей

Чтобы узнать, как и почему появляется радуга, мы решили обратиться к нашему экологу. Для этого отправились в экологическую лабораторию, к Ольге Николаевне. И попросили ответить на вопросы: «Почему появляется радуга?» Ольга Николаевна рассказала нам: Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит их разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя и после. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается 7 цветов радуги. Их всегда семь и располагаются они по порядку. А запомнить этот порядок поможет считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Еще мы рассматривали картинки явления природы. На них радуга имеет форму дуги. В группе мы нарисовали радугу и расположили все цвета по порядку. Но оказывается радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх

А наша воспитательница (Елена Александровна) рассказала, что если бы мы рассматривали радугу, когда летим на самолете, то увидели бы, что радуга имеет форму круга.

В библиотеке дс мы (вместе с Еленой Александровной) читали и рассматривали книги, из которых узнали, что есть интересные опыты, как получить радугу самим. Мы решили попробовать провести эксперименты.

Практическая часть

Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов.

Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет.

Мы смешивали краски и нарисовали радугу.

Эксперимент 2: Радужная пленка.

Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.

Эксперимент 3: Радуга появись.

Материал: зеркало, миска с водой.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. Эксперимент 4: Радуга в пузырях.

Материал: баночка с мыльными пузырями.

Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри, в них можно увидеть радугу.

Эксперимент 5: Радуга на диске.

Материал:диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

Выводы

Радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется она, когда солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета). Цвета радуги всегда располагаются в таком порядке. Их всего семь.

Заключение

Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились рисовать радугу разными способами; рассказали детям нашей группы о нашем исследовании. Попробуйте сами провести эксперименты и получить радугу в домашних условиях.

1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педагогическое общество России, 2005г.

3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара: учебная литература, 2004г.

Оформление детского сада детскими работами из соленого теста Тема: “В гостях у сказки”. Коллективная работа детей старшей группы “Звездочка” “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” Тема:”Времена года” .Коллективная.

Проект «Радуга-дуга» “Радуга – дуга” Возрастная группа: старшая. Вид проекта: краткосрочный, творческий. Цель: Расширить и уточнить знания детей о таком природном.

Детский проект “Что за чудо дуга – радуга” (подготовительная группа”

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» – «детский сад № 36»

Детский исследовательский проект

Детский исследовательский проект

«Что за чудо дуга – радуга»

Стою и радуюсь: радуга, радуга!
Полоса – к полоске, линия – к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя…

Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.

Мне говорят, что я любопытная, а я вовсе не любопытная, а любознательная, всем интересующаяся.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Этим летом, гуляя после дождя на улице, я увидела на небе радугу. И что удивительного, ведь радуга появилась тогда, когда ярко светило солнышко. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. У меня возникли вопросы: «Что же такое радуга? Как она появляется?»

Я решила провести свое исследование и узнать тайну появления чудо – радуги.

Объект исследования: природное явление радуга.

Гипотеза: я предположила, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Цель исследования: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

▪ Узнать, что такое радуга.

▪ Выяснить условия появления радуги в природе.

▪ Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

▪ Привлечь интерес детей в группе к данному исследованию.

Подумать самостоятельно, спросить у детей и взрослых.

Изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Я провела практическое исследование и несколько опытов.

▪ подумав самостоятельно, я выяснила, что р адуга появляется после дождя в форме дуги и имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

▪ просмотрев познавательный мультфильм, используя интернет ресурсы, и посетив центральную городскую библиотеку, узнала, что такое радуга и как она образуется на небе.

▪ провела опыты в домашних условиях.

Мое предположение подтвердилось: радугу можно получить в домашних условиях, используя искусственный источник света.

В группе я познакомила детей со своим исследованием и опытами. Ребята очень заинтересовались и захотели самостоятельно провести опыты дома.

Читать еще:  Зарождение искусства и религиозных верований. Древние религии

Я провела практическое исследование и несколько опытов.

После жаркого душного дня сгустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А причина этому – солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов. Солнечные лучики преломляются в дождевых капельках и образуется разноцветное чудо – радуга.

Свое исследование я начала с опроса детей в группе. И выяснила, что большая часть ребят мало, что знает о радуге.

Я умею читать. Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала, что радуга – разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Я спросила у мамы и папы, почему разноцветную дугу на небе называют радуга. К сожалению, родители не смогли ответить на мой вопрос. Они через интернет ресурсы включили мне познавательный мультфильм, в котором говорилось, что с лово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мне помогла найти в едущий библиотекарь Центральной библиотеки Валентина Николаевна Лимонт. Она рассказала, что радуга это вовсе не волшебство природы. Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, преломляются и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Оказывается, еще в 1666 году знаменитый английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый свет – это смесь лучей разного цвета.

Причем красный всегда вверху дуги, а фиолетовый внутри.

Мы можем видеть радугу только в том случае, если будем находиться строго между солнцем и дождем.

Радугу можно наблюдать и в солнечный ясный день возле водопадов и фонтанов.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. А ведь полная радуга имеет форму круга! Если солнце стоит высоко, видно лишь небольшую ее часть. Если же солнце низко, то дуга составляет полукруг. Но полный круг радуги можно увидеть только с самолета!

Как запомнить цвета радуги?

Чтобы лучше запомнить последовательность цвета в радуге, люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» (по первым буквам слов и вспоминают цвета).

Радуга – очень загадочное явление природы. Мне стало интересно, а можно ли получить радугу в домашних условиях?

За ответом я обратилась к воспитателю и узнала, что получить радугу в домашних условиях можно разными способами. И мы решили вместе со Светланой Николаевной Аксютовой провести эти опыты.

ПОЛУЧЕНИЕ РАДУГИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Опыт 1. Искусственная радуга
Необходимый материал: Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.

В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

Необходимый материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей, фонарик.

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Вывод : Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон.

Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-диска

Необходимый материал: CD- диск, белая бумага, фонарик.

Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть

множество «радужных» узоров.

2. Возьмем диск и направим так, чтобы на него падали лучи солнечного света.

Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

Опыт 4. Как из радуги получить белый цвет.

Необходимый материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; карандаш-ось.

Делаем из карандаша ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый.

Вывод: Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

В результате исследования я выяснила:

▪ подумав самостоятельно я выяснила, что р адуга появляется после дождя в форме дуги и имеет семь цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

▪ просмотрев познавательный мультфильм, используя интернет ресурсы, и посетив центральную городскую библиотеку, узнала, что такое радуга и как она образуется на небе.

▪ провела опыты в домашних условиях.

Моё предположение подтвердилось: радугу можно получить в домашних условиях, используя искусственный источник света. Теперь я знаю, что такое радуга, когда она появляется и как образуется.

Радуга – удивительное явление природы, можно сказать чудо природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга — там можно обнаружить клад.

Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома, в любое время. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от нее тоже становится радостнее на душе.

В группе я познакомила детей со своим исследованием и опытами. Ребята очень заинтересовались и захотели самостоятельно провести опыты дома.

Знания, которые я получила в ходе исследования, помогут мне узнать, разгадать и объяснить тайну других природных явлений, сравнивать и анализировать их. В будущем я хотела бы исследовать космическое пространство (звезды, планеты).

1. Что такое радуга? И.К.Белкин // Квант. – 1984. – № 12. – 20с.

2. Искусственная радуга / В. В. Майер, Р. В. Майер // Квант. – 1988. – № 6. – 48 – 50 с.

3. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Москва -1991

4. Что такое? Кто такой?: детская энциклопедия / Составитель В. А. Аденин «Педагогика –пресс» 1992.- т.2 – 10 с.

Источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/issledovatelskaia-rabota-kak-poiavliaetsia-raduga.html
http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskaja-rabota-otkuda-ber-tsja-raduga.html
http://infourok.ru/detskiy-proekt-chto-za-chudo-duga-raduga-podgotovitelnaya-gruppa-3198300.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: