Пятое Евангелие. Туринская Плащаница – Пятое Евангелие XX века

Пятое Евангелие. Туринская Плащаница – Пятое Евангелие XX века

Туринская Плащаница – Пятое Евангелие XX века

Впервые о Погребальных Пеленах Господа упоминается в Евангелии когда апостолы, войдя в гробницу, увидели: “…одни пелены лежащие и плат, который был во главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте” (Ин 20: 6-7).

Как свидетельство Воскресения — эта Святыня сохранялась еще в первохристианской общине. В последствии она оказывается в Константинополе – столице “нового Рима”, которую император Константин стал строить на новом христианском основании.

Письменный источник Византийского периода оставил нам ризничный императорской церкви во имя Божией Матери Фаросской — Николай Месарит. Запись эта датируется 1200 г.: “Гробные пелены Христа (entathioi sindones). Они — из льна, дешевого простого материала, еще дышащие миром, возвышающиеся над тлением, так как необъятного, мертвого, обнаженного, умащенного после Страстей обдержали”.

Важнейшее свидетельство о Плащанице относится к 1204 году, когда после захвата города крестоносцами ее видел и оставил запись о ней — современник Роббер де Клари: “И среди всех прочих чудес был там еще один монастырь, который назывался именем святой девы Марии Влахернской; в этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик Нашего Господа, и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят”. Таким образом, мы получаем важное историческое свидетельство о том, что Плащаница выставлялась на всенародное поклонение по пятницам, и то, что на ней отображен образ Спасителя. Это интересно с точки зрения Литургической практики, так как можно предположить, что традиция выноса по пятницам настоящих погребальных Пелен Христа в XI –XII в.в., вошла в современную Литургическую практику Православной Церкви как чин Выноса Плащаницы на Страстную Пятницу.

Для того, чтобы верующие могли лицезреть нерукотворный Отпечаток Тела Спасителя, ткань была натянута на деревянные перекладины, след от которых был обнаружен в процессе исследований 1978 г. Интересно, что в Византийской и в Западной иконописной традиции есть образ именуемый “Муж Скорбей”. Данная иконография необычна, так как не несет повествовательный характер евангельского сюжета, в Византии и Древней Руси это праздничная икона Великой Пятницы. На Иконе – Спаситель в полный или поясной рост: “Икона Akra Tapeinosis (“Христа во гробе”) представляет собой его изображённым по пояс, стоящим в гробу, на фоне креста, со склонённой главой и закрытыми глазами, с руками, скрещенными впереди или бессильно опущенными вдоль тела, и следами ран. Образ сопровождается надписью “Царь Славы” или реже “Снятие со креста”. Положение рук, головы, надписи, креста и гроба не являлось обязательными и строго фиксированным”. Этот образ детально отражает собой отпечаток на ткани Погребальных Пелен Спасителя.

Но самое главное, с точки зрения исторического пути святыни, это то, что в свидетельстве, оставленном современникам Роббером де Клари, говориться об исчезновении Савана Господа в тринадцатом веке из Константинополя, а это косвенным образом подтверждает подлинность обретения его во Франции в XIV веке.

В середине XIV века в замке Лири неподалёку от Парижа впервые на Западе была обнародована священная реликвия, ставшая одной из главных святынь христианского мира. Её владелец, как гласит летопись, рыцарь де Шарни, объявил собравшимся, что перед ними Плащаница, в которой, согласно Евангелию, было погребено Тело распятого Иисуса Христа.

На вопросы о происхождении Пелены он отвечать категорически отказался, поэтому Ватикан смог признать ее подлинность лишь полтора столетия спустя, при воинственном папе Юлии II. К тому времени Плащаница была приобретена весьма влиятельным европейским семейством герцогов Савойских, которые в 1578 году и перенесли ее в Турин.

С тех пор история святыни расписана буквально по дням, важнейшим из которых, безусловно, следует считать 25 мая 1898 года. Тогда, перед закрытием парижской выставки, священное Полотно впервые сфотографировал адвокат Секундо Пиа, обнаруживший при обработке снимка, что на стеклянном негативе проявился четкий Лик. В научном мире родилось понятие, не утратившее своей актуальности и до сих пор — загадка Туринской Плащаницы.

«Пятое Евангелие»: Туринская плащаница

Одно из самых таинственных и обсуждаемых свидетельств земной жизни Иисуса Христа, одна из самых почитаемых христианских святынь, одна из самых спорных исторических реликвий – все это о ней, о Туринской плащанице. Как ее изучали и о чем она может рассказать современному человеку, сегодня в нашей статье.

«…и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале…»

Евангелие от Луки, 23:53

История Плащаницы

Все четверо евангелистов повествуют о том, как был погребен Господь Иисус Христос после смерти на кресте: один из Его тайных учеников – Иосиф Аримафейский – купил чистое полотно и подготовил в Гефсиманском саду пещеру для погребения. Плащаницу пропитали благовониями и маслами, как было положено у иудеев, и обернули в нее тело Господне, положив в той самой пещере (гробе). После воскресения Христова ученики Его нашли плащаницу и плат, которым было покрыто Его лицо, лежащими в пещере:

« приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» (Ин., 20:6).

Согласно преданию, дальше плащаница хранилась у апостолов и спустя время попала в Византию. Уже с IX века встречаются письменные упоминания об этой святыне.

Как и многие православные реликвии, плащаница долго хранилась в столице Византии – Константинополе. В 1202-1204 годах во время Четвертого крестового похода крестоносцы завладели городом и разграбили его, перевезя многие святыни в Европу. Так плащаница попала к католикам и сначала выставлялась для поклонения верующих в городе Лире (Франция), затем в Шамбери, а после была перевезена в итальянский город Турин, по которому и получила свое знаменитое название.

Что может рассказать нам Туринская плащаница?

Что же представляет собой Туринская плащаница? Это льняное полотно размером около четырех метров в длину и одного метра в ширину, на котором имеются золотисто-желтые отпечатки обнаженного тела истерзанного Человека.

Несмотря на древность святыни, она прекрасно сохранила на себе следы тех событий, которые были описаны в Евангелии и по которым современный человек может узнать о последних часах земной жизни Господа.

Поскольку плащаница обвивала тело Христово со всех сторон, на ней отпечаталось Его изображение во весь рост спереди и сзади. На одной стороне полотна видно образ мужчины со сложенными на груди руками и прямыми ногами, на второй стороне – этот же образ со спины. Достаточно присмотреться и увидеть черты лица, волосы, небольшую бороду и усы. Исследования подтверждают, что это изображение человека восточной расы, принадлежавшего к родовитым евреям.

Читать еще:  Молитвы на сон гряд читать. Молитва на сон грядущий короткая.

Удивительно, но плащаница запечатлела те страдания, которые претерпел Господь перед смертью: лицо Его ассиметрично из-за ран и ушибов, можно увидеть раздувшиеся брови, опухший нос, порванное правое веко, сильную припухлость на правой щеке, многочисленные кровоподтеки и запекшуюся кровь. Один глаз полностью закрыт, второй немного приоткрыт из-за травм.

Все тело Господа было покрыто ранами и увечьями. На плащанице запечатлелись приподнятые плечи и грудная клетка, которая характерна для людей, умерших от удушья (именно это этого умирали осужденные на распятие). От плеч до икр ног тело покрыто множеством ран, их не менее 98. Ученые выяснили: такие раны наносились специальными плетьми с гвоздями, гирьками или шариками на концах. Эти бичи назывались «флагрум» и широко использовались в I веке для истязания осужденных. На плащанице видно, что тело имеет широкую отметину от тяжелой перекладины на правом плече (Господь нес крест к месту казни).

На руках и ногах тела видны раны от гвоздей размером около 8 кв. мм – это в точности соответствует размерам гвоздей, которые нашла святая царица Елена при раскопках в Иерусалиме (в IV веке) и которые хранятся теперь в церкви Святого Креста. Плащаница рассказывает нам о том, что гвозди не были вбиты в ладонь, как часто изображают, но вбивались в центре запястья – именно так распинали осужденных в I столетии. Плащаница запечатлела и рану от копья, которая была нанесена римским воином под ребро Спасителя.

Все эти результаты исследований удивительно точно повторяют описания страданий Иисуса Христа на Кресте, позволяя современному человеку представить, насколько страшной, тяжелой и мучительной была смерть от распятия. И кажется промыслительным, что изучение плащаницы началось в конце XIX века, когда в мире начался спад духовности, а человеческие умы тяготеют к материальным учениям. Будто Господь хотел снова обратить людей к Себе, раскрывая тайны Туринской плащаницы, которую называют «пятым Евангелием».

Как изучали Туринскую плащаницу?

Интересно, что православные византийцы почитали плащаницу как святыню, а католики, к которым она попала в XIII веке, считали ее предметом рукотворным – работой древних мастеров. Споры о подлинности плащаницы велись давно, а потому с развитием технологий встал вопрос о ее изучении.

Первые научные исследования плащаницы начались в конце XIX века. Тогда в Париже проходила выставка религиозного искусства, на которую из Турина была доставлена святая плащаница. Фотограф Секондо Пиа сделал два фотоснимка святыни, чем положил начало ее серьезному изучению.

На одном из негативов после погружения его в проявитель стал виден позитивный портрет Господа Иисуса Христа. Лик Христа был невероятно красивым, возвышенным и благородным. Сам Пиа назвал великим чудом тот факт, что плащаница представляет собой негативное изображение.

В XX столетии изучение плащаницы продолжилось. В 1973 году доктор Макс Фрай произвел анализ пыльцы, микрочастицы которой сохранились в полотне. Оказалось, что пыльца принадлежит растениям, произрастающим на Ближнем Востоке в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря. Французские биологи Поль Виньон и Ив Делаж сделали заключение о том, что изображение тела на плащанице анатомически идеально и ни один художник не смог бы так искусно нарисовать подобное. Это еще раз подтверждает факт о нерукотворной природе плащаницы. Заключения антропологов и медицинских экспертов о ранах и увечьях на теле, положенном в плащаницу, в точности подтверждают описания страданий Иисуса Христа перед смертью. Исследования пятен крови на полотне показали, что она человеческая и относится к IV группе.

На плащанице в области глаз видны отпечатки монет – это соответствует еврейскому обычаю класть монеты на глаза усопшего. В I веке Иудея входила в состав Римской империи, а потому использовала римские денежные знаки. Ученые смогли выяснить, какая монета соприкасалась с плащаницей – это были медные монеты «лепта Пилата», которыми пользовались евреи в I столетии.

С 2005 по 2011 годы Туринскую плащаницу исследовали ученые из Итальянского Национального Агентства по новым технологиям, что позволило им сделать важные заявления.

Во-первых, ученые подтвердили, что плащаница не является подделкой и не была работой средневековых художников. Во-вторых, в ходе исследований подтвердились данные не только о смерти Господа, но и о Его воскресении. Было выявлено, что тело пролежало в плащанице двое суток, но на ней совершенно нет следов тления и разложения тела – а это настоящее чудо.

К тому же выяснилось, что плащаница была подвержена воздействию необычного света, похожего на ультрафиолетовую радиацию такой силы, которой не существует в мире и которую не способен излучать ни один из существующих источников ультрафиолетового света. Все это подтверждает чудо о воскресении Христовом.

Почитаемые копии Туринской плащаницы в России

Поскольку православные верующие особо почитают Туринскую плащаницу, в Россию были подарены несколько точных копий этой святыни. Копии делают особым образом, когда раз в два года в Турине открывают плащаницу для проведения исследований. Тогда же специалисты фотографируют изображение, а затем переносят его на натуральный хлопок, в точности соблюдая размеры и вид оригинала.

В 1997 году копия Туринской плащаницы была передана в Москву, а 7 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл освятил ее. Святыня хранится в Сретенском мужском монастыре столицы.

В 2006 году еще одну копию Туринской плащаницы преподнесли в дар Александро-Свирскому монастырю, освящение ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

В 2010 году из Международного центра изучения плащаницы в Турине точная копия была доставлена в Санкт-Петербург для Казанского кафедрального собора, где она находится и сейчас. В этом же году копию святыни получил и храм Иоанна Крестителя в Веневе (Тульская область).

В 2014 году копия Туринской плащаницы была подарена и храму священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Святая Плащаница Господня есть живое свидетельство той цены, которую Христос заплатил за наше искупление. Она напоминает нам о Крестной Жертве, без которой было бы невозможно спасение человеческого рода. Свидетелем воскресения Христа была не только плащаница, но и гроб Господень, над которым сейчас в Иерусалиме возвышается одноименный храм. Это главное место паломничества всех православных христиан. Это место, где совершилось наше спасение.

Вы можете подать записки на Пасхальную Литургию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Близится к концу Страстная Седмица и уже не за горами праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Уже виден отблеск пасхального света, и душа чувствует его приближение. Мы желаем Вам встретить воскресшего Господа радостным ликованием: «Христос воскресе из мертвых!» и всем сердцем ощутить полноту Праздника Праздников и Торжества из Торжеств!

Туринская плащаница: пятое евангелие или антиевангелие?

Туринская плащаница (ТП) на протяжении многих веков волнует умы людей — как верующих, так и неверующих. Это великая детективная история, истоки которой восходят к рубежу II и III вв. н. э., а главные события, связанные с ней, относятся к XIV в. н. э.

Осенью 1978 г. в итальянском городе Турине на всеобщее обозрение в кафедральном соборе Джованни Баттиста была выставлена реликвия: плащаница, в которую, как считают, был завернут Иисус Христос после снятия Его с креста. Демонстрация этой реликвии, известной во всем мире как Туринская плащаница, была приурочена к 400-летию ее появления в Турине. Святыня хранится высоко над алтарем, защищенная пуленепробиваемыми стеклами и системой сигнализации. Запечатанная в драгоценном ковчеге, она, как утверждают, таинственным образом несет на себе изображение распятого тела Христа. Копия Туринской плащаницы хранится в Москве, в храме Сретенского монастыря. В Москве также создан Российский центр Туринской плащаницы.

Читать еще:  Что означает фраза вашими молитвами. Объяснение вечерних молитв

История Туринской плащаницы, как свидетельствуют средства массовой информации, пунктирно прослеживается со времени правления царя Авгаря VIII в государстве Асраена (Месопотамия, бывшая частью Римской империи в эту эпоху). Тогда реликвию перенесли в столицу этого государства, Эдессу, спрятав в нише городских ворот, где она была обнаружена в VI в., и с нее сняли копии, в основном лика Христа. Первое письменное свидетельство о плащанице — в греческом тексте, где описывается так называемый монгилиум — относится к верху сложенной «ликом» вверх реликвии. В 844 г. ее (монгилиум) переносят в Константинополь, где не раз разворачивают. В 1204 г. плащаница исчезает из Константинополя, и ее история находит продолжение только в XIV в., когда она оказалась во Франции в г. Лире у рыцаря Жофрэ де Шарни.

Плащаница представляет собой единый кусок полотна размером 4,3 м х 1,1 м, на котором отпечатались два образа обнаженного мужского тела во весь рост: на одной половине со сложенными на груди руками (правая рука покойного перекрывает левую), на другой стороне — со спины. Невооруженным глазом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы и другие части тела. На плащанице видны следы крови, которые, как считают, оставили многочисленные повреждения на теле распятого — кровоподтеки на голове от шипов тернового венца; на запястьях и ступнях ног от гвоздей; на груди, спине и ногах от ударов бичей; большое кровавое пятно от раны в левом боку. По преданиям католической церкви, в которые верит и православная церковь, именно в это полотно был завернут Христос после снятия с креста.

Прежде всего возникает естественный вопрос о возрасте плащаницы. В 1988 г. от нее был отрезан кусочек размером около 7 кв. см. Образец был разделен на три части и передан в лаборатории углеродного анализа США (Аризонский университет), Англии (Оксфордский университет) и Швейцарии. Независимые определения возраста углеродным методом показали близкие результаты, позволяющие полагать, что этот возраст находится в интервале 1260—1390 гг. Однако более поздние исследования с использованием тонкой методики, где учли пожар 1532 г., в котором плащаница пострадала, показывают ее возраст ок. 2000 лет. 28 мая 1898 г. итальянский фотограф Секондо Пиа впервые сфотографировал Туринскую плащаницу. Сенсация заключалась в том, что лицо человека на негативе видится в реальном (позитивном) свете, причем четче, чем на самой плащанице и ее позитивном изображении. Компьютер восстановил лицо по отпечатку на плащанице, а художник воссоздал изображение тела по отпечатку.

Исследование Туринской плащаницы привлекло к себе внимание широкой общественности, ученых самых разных областей, как атеистов, так и верующих, от физиков до богословов! Вся совокупность полученных в этом трудоемком и обширном процессе фактов как будто свидетельствует о том, что образ на плащанице мог возникнуть тогда, когда тело Иисуса Христа в согласии с евангельским повествованием было положено в погребальную камеру. Такое изображение невозможно получить ни одним из известных современной науке способов — с этим согласны все ученые, которые проводили исследования. Значит, оно появилось сверхъестественным путем, а следовательно это чудо! Для многих по своей значимости чудо плащаницы так велико, что стало пятым евангелием — Туринскую плащаницу так и называют сейчас во всем мире. Для Католической церкви она, по выражению папы Иоанна Павла II, является важнейшей из всех реликвий в истории христианства.

Однако детальное изучение соответствующих евангельских текстов и иудейских погребальных ритуалов раскрывает ряд важных моментов, указывающих на то, что известная всем Туринская плащаница не может претендовать на роль такой реликвии. Чтобы это стало очевидным, необходимо ответить на главные вопросы: о едином куске ткани, ее виде, ее пропитке благовониями, о характере отпечатка. Принимая во внимание, что единственным критерием истины со времен первоапостольской церкви, восстановленным Реформацией, является Слово Божье, Священное Писание, а не человеческие предания.

Протестантский принцип звучит следующим образом: Sola Scriptura (только Библия) + Tota Scriptura (вся Библия). Исходя из этого не должно возникать сомнений в том, что Туринская плащаница не могла появиться как послание Бога, Его пятое евангелие, поскольку это противоречит второй заповеди (Исх. 20:4-5; Втор. 4:15). Бог дал нам свидетельство о воскресении Христа только в существующих Евангелиях (мы далее рассмотрим это). Предания же, которые Католическая и Православная церкви ставят наравне со Словом Божьим (иногда даже выше), вряд ли могут быть твердым основанием в поиске истины, в чем можно убедиться на примере Туринской плащаницы. Во всяком случае такой подход к поиску истины и принцип познания в корне противоречит Священному Писанию (см. Ис. 29:13; Мк. 7:7-9, 13; Мф. 15:3, 6; Кол. 2:8 и др.). Разнообразные реликвии (плащаницы, мощи, иконы и др.) не являлись принадлежностью раннехристианской церкви и распространились в мире лишь после IX в., когда чистота веры стала теряться и официально было разрешено иконопочитание.

Возникает вопрос, для чего нужна Туринская плащаница? Каково ее происхождение и действительное предназначение?

Прежде всего о значении слова плащаница: греч. — «ткань (льняная)». В синоптических Евангелиях (у Матфея, Марка и Луки) для обозначения плащаницы используется греч. слово «синдон» (которое происходит от евр. слова, обозначающего «полотно»). Термин «пелены» в Евангелии от Иоанна и в Лк. 24:12 — это греч. «отонион». Слово «отонион» происходит от «отоне» — тонкое полотно или тонкая ткань — и иногда обозначает кусок полотна для перевязки или просто перевязку. Кроме того, и это очень важно, в Ин. 11:44 использовано третье слово для «пелен» — «кейриа» — узкая полоска ткани, обвязка. Все эти три слова в греческом означают прежде всего «ткань», «полотно» (льняное, а не хлопковое), а затем и все сделанное из этой ткани, в том числе погребальные пелены или полотнище, т. е. эти слова являются практически синонимами, а тем самым «плащаница» и «пелены» представляют собой одно и то же.

Теперь обратимся к свидетельству Евангелий. Изучение библейских текстов (Мф. 27:59; Мк. 15:46; Лк. 23:53 и Лк. 24:12) показывает, что евангелисты писали со слов других и для разных категорий читателей: Матфей — для евреев; Марк — для римлян; Лука — для греков, сообщая им общие сведения. В данном случае о погребении Христа. В их рассказах встречаются несоответствия (например, Мк. 16:1 — женщины купили ароматы для помазания в воскресение; Лк. 23:56 — женщины приготовили благовония в пятницу и др.). Хотя эти противоречия кажущиеся, поскольку они связаны с определением времени Пасхи (совпадение или несовпадение ее с церемониальной субботой и недельной субботой — но это другая тема), в целом ясно, что евангелисты сами не были очевидцами захоронения тела Христа! Единственным свидетелем, очевидцем событий из евангелистов, был Иоанн, который в своем Евангелии уделил очень много внимания деталям погребения Христа. Эти свидетельства оказались чрезвычайно важными и связанными с самой сердцевиной христианской вести — с чудом Воскресения Христа. Иоанн говорит о самом себе: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин. 19:35). Если другие евангелисты упоминают в качестве участников погребения Иисуса трех свидетелей — Иосифа, Марию и Марию Магдалину, то у Иоанна говорится еще об одном очевидце — Никодиме, а позднее появляется Петр.

Читать еще:  Что сеем здесь – то и пожнем по смерти. Вера в бога и смысл человеческой жизни

Вот как описывает Иоанн (19:38-40) погребение Иисуса: «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста [32,7 кг — прим. авт]. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». Как же «обыкновенно» погребали иудеи? Обратимся к описанию воскресения Лазаря (Ин. 11:44), которое выступает в Евангелии прообразом погребения Иисуса: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами [множ. число от «кейриа» — повязки для оборачивания покойного, полосы ткани, напоминающие широкие бинты — прим. авт.], и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет».

Тот факт, что благовония для пропитывания пелен были в жидком виде (хотя приводится их вес в фунтах и литрах — рим. фунт равен 327 г, а греч. литр равен рим. фунту), косвенно удостоверяется свидетельством самого Иисуса о помазании Его ног Марией, которое описывается в Ин. 12:3-7: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего». Для погребения же Иисуса было использовано, как сказано, около 32,7 кг — такое же количество благовоний предназначалось для помазания царей. Современные иудеи сохранили эти обычаи и тоже пропитывают пелены (полосы ткани) благовонным маслом, оборачивая их вокруг тела усопшего и возлагая платок на его лицо.

Обратимся к ключевому тексту — Ин. 20:4-8. По воскресении Иисуса Иоанн приходит к Его гробнице: «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не пошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие и плат [греч. «сударион» — платок, который клали на лицо покойного — прим. авт.], который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Иоанн и Петр видят в гробнице, что «пелены лежали нетронутыми» (букв. с теми же складками!) и платок лежал, сложенный отдельно. Таким образом, речь не идет о едином полотнище ткани, плащанице. Здесь интересно также отметить, насколько глубоким было проникновение Иоанна (любимый ученик — это, конечно, сам Иоанн) в суть произошедшего, — в греческом эта глубина передается разными глаголами, тогда как в синодальном переводе встречается один глагол «видеть». Если Петр просто «видит» [глагол теамай — зреть, смотреть; от этого корня происходит слово — «театр»], то Иоанн: 1) в ст. 5 — увидел («блепей»), т. е. узрел, открыл, окинул взором и понял; 2) в ст. 8 — увидел («эйден», от глагола «хорао»), т. е. постиг более глубоко. Таким образом, он посмотрел, понял, поверил и написал нам, чтобы и мы подключили свой разум, поняли, запомнили и передали его свидетельство другим.

Итак, евангельское повествование обращает наше внимание на такие важные особенности, которые не позволяют рассматривать Туринскую плащаницу как подлинное погребальное полотно, в которое было завернуто тело Иисуса. Там присутствуют пелены и платок, в большом количестве пропитанные жидкими благовониями, следов которых на ТП почему-то не сохранилось, зато обнаружена пыльца местных растений, не входивших в состав благовоний. Предположение о сухих благовониях в данном случае не соответствует библейским свидетельствам. Доводы некоторых исследователей, что при погребении Иисуса не было возможности исполнить обряд полностью, что Иосиф потратил много времени на покупку плащаницы, обмывание тела и т. д., представляются несостоятельными, поскольку такой богатый человек, как Иосиф, мог многое поручить своим слугам. Кстати говоря, обмывание тела должно было бы способствовать тому, чтобы плащаница не несла на себе таких обильных следов крови — их вообще могло не остаться. Но вопреки этому изображение человека отпечаталось на ней с множеством следов крови. И, что еще немаловажно, оно даже не показывает никаких искажений пропорций тела, неизбежно возникающих вследствие процедуры погребения. Информация об обмывании тела Иисуса как неотъемлемом элементе погребального обряда содержится в апокрифическом Евангелии Петра (Новозаветные апокрифы, СПб, Амфора, пункт 6: «Иудеи же радовались и отдали тело Его Иосифу для погребения. Он же взял [тело], обмыл и обвил полотняным покровом и положил в гробницу».)

Важно отметить и другие моменты. В Туринской плащанице, по утверждению исследователей, наряду с льняными вплетены и хлопковые нити, что не соответствует библейскому описанию торжественных одежд ветхозаветных священников (например, в книге Исход), подтвержденному и Новым Заветом.

Учитывая все это, еще раз зададимся вопросом о подобного рода реликвиях. Для чего нужна Туринская плащаница? Характер ее происхождения — сверхъестественный, то есть это несомненное чудо, но кем сотворено это чудо? Может ли Бог быть автором чуда, ставшего неразрешимой загадкой и неясным намеком на пятое евангелие? Зачем Богу творить чудо, которое противоречит второй заповеди (Исх. 20:4-5; Втор. 4:15), если мы знаем, что Бог не меняет Свои заповеди. Недоумение вызывает и оставленное нам как духовное наследство изображение нагого Бога, что само по себе кощунственно, немыслимо с библейских позиций (Быт. 9:22, Лев. 18:7-17).

К каким же выводам можно прийти на основании вышеизложенного. Известно, что сатана хочет обмануть как можно большее число людей. Его возможность творить чудеса подтверждается в Библии (см. 2 Кор. 11:14; Мф. 24:24; Отк. 13:13 и др.), особенно в последнее для земной истории время, перед Вторым пришествием Христа. Сатана выбрал для этого самую сердцевину христианской истины: чудо Воскресения Христова, заменив его своим чудом. И это ему удается, когда полагаются не на Слово-Христос (как сказано в Евангелии от Иоанна), а на человеческие предания, что губительно, так как может трагически сказаться на судьбе человека в вечности.

И вот вопрос, который довольно прозрачен: не для того ли сотворено чудо Туринской плащаницы сатаной, чтобы обмануть атеистов, интеллигенцию и прельстить в том числе глубоко верующих, «если возможно и избранных» (Мф. 24:24). Так или иначе под воздействие этого чудесного явления могут попасть все, кто не опирается на Слово Божье как на единственный критерий истины, и вместо того чтобы постигать Священное Писание тратит силы своего интеллекта на исследование «реликвий».

Источники:

http://kotovsk-istok.com.ua/vzglyad/person/question-dushi/68-vera-i-neverie/519-turinskaya-plaschanica.html
http://media.elitsy.ru/otvety/pjatoe-evangelie-turinskaja-plashhanica/
http://www.invictory.com/library-old/post-7721-history.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: