Психология как эмпирическая наука. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)

Становление и развитие эмпирической психологии как науки

Начала эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Локка, Гоббса, Декарта и Бэкона. С середины 19 в. выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами Вундта, Тичнера, Джеймса, Брентано, Челпанова.

Основные вопросы этого направления:

  • 1. Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания, складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний вне полученного опыта. Опыт понимается как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Локка:
  • 1. механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта;
  • 2. собственные акты ума (акт обобщения, например).

В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у Вундта). Единственным, адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа – речи, мифов, обычаев и т.п.). Таким образом, складывается эмпирическая психология, как опытное знание, о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д.). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще Лейбницем: невозможность представления души как «чистой доски». В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть, нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также Лейбниц признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, а требует апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции). Также он не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию (если только явления сознания представляют из себя предмет исследования, то вся психика сводится к сознательному, что и подчеркивал Локк, и в несогласии с этим величие Фрейда). Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного (начало 18 в. «Новый опыт о человеческом разумении») на основе общего закона о непрерывности, который Лейбниц распространял на всю Вселенную.

С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание – несознание и т.д.).

У Выготского в «кризисе» сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.

Одновременно с эмпирическим подходом возникла психофизическая проблема.

Естественно – научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).

Ланге раньше Выготского описал кризис в психологии в «Борьбе воззрений в современной психологии», где говорит о двух ликах психологии – один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы), другой – к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).

Виндельбанд (неокантианство) противополагает науки естественные (и психологию в том числе) или причинно-объяснительные наукам историческим или описательным. Таим образом в конце 19 в. обращается к методологии (во времена расцвета работы Вундта). Риккет есть область природы и область истории, включающее понятие ценности. Т. Липпс в пределах психической жизни различает объективные содержания (данные мне ощущения, восприятия) и субъективные (мои – акты, стремления, чувствования). Лосский построил свою волюнтаристическую психологию на этом различении. Таким образом, КИ и ЕН являются двумя фундаментальными установками в психологии отражающие результат всего ее развития.

Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции – физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли – проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в «Системе логики» разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама «наука – естественная наука» и других пониманий быть не может.

Читать еще:  Самый коварный знак зодиака. Близнецы и Скорпионы

Факты из истории психологии, подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии:

1. Психология развивалась под сильным развитием естественных наук. Преобразование предметной области исследований (душа, явление сознание, поведение, деятельности) происходило в значительной степени под влиянием естественных наук. Например, Вундт, перешел от понятия психологии как науки о внутреннем опыте к пониманию психологии как науки о непосредственном опыте, так как усмотрел опасность противопоставления внутреннего и внешнего опыта и соответствующих наук в том, что психология изолирует себя из научного сообщества (которое изучает природу с помощью научных процедур, а не субъективных методов). «Нет двух форм опыта, а есть единый опыт нераздельного субъекта-объекта (позже у Рубинштейна)». Поэтому возможны две формы изучения: 1. абстракция от субъекта и изучение объекта в поле естествознания, 2. изучать объект, данный субъекту (что объект вызывает в субъекте – чувства, мысли и т.д.). Тогда есть науки о непосредственном опыте (психологии), и есть об опосредствованном (естественные). Но так как опыт один, то методы сложившиеся в других науках вполне адекватны полю психологии (эксперимент, наблюдение). Главная заслуга Вундта в том, что он ввел эксперимент (постулируя единство методов научного изучения опыта). Этот переход был связан с пониманием ситуации в естествознании.

Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст.

С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов). О месте экспериментального метода в психологии.

С введением эксперимента психология превратилась в самостоятельную науку (личность – эксперименты Дембо по вызыванию гнева в школе Левина, творчество – Вертгеймер, психическое развитие – Лейпцигская школа (психология диффузных переживаний; психическое развитие как изменение изначально целостных образований, их преобразование и т.д.); 2. в КИ концепции Выготского исследовались ВПФ с точки зрения их образования в онтогенезе, в актуалгенезе). Таким образом, ЕН экспериментальная парадигма оказалась усвоенной психологией. Особое место здесь занимают эксперименты в гештальт психологии (преобразование эксперимента к психической реальности: если раньше изучались эффекты воздействия на объект, то у Левина ситуация преобразовалась во взаимодействие экспериментатора с испытуемым.).

КИ ориентация: описательная и понимающая психология Дильтея и Шпрангера, ведущая свое начало от французской социологической школы. Однако, необходимость не просто понимания существования субъекта в условиях культуры, а включение этого факта в сферу психологического исследования, привела к противопоставлению объяснения и описания. Возник вопрос о цели и значении объяснения (предвосхищение явлений, их формирование, искусственное получение и т.д.) и предложено было вернуться назад к феноменам.

Сюда же относится французская концепция, а гуманистическая психология или логотерапия Франкла ориентирована на КИ парадигму.

Деятельностный подход сочетает в себе и ЕН и КИ.

Итак по структуре вопроса: асссоцианизм, бихевиоризм (являющийся оборотной стороной ассоцианизма, так как там идет речь об установлении связей не между элементами сознания, а между поведенческими актами), рефлексология (идущая от Бехтерева).

Историческая оценка этих ориентаций.

В ассоцианизме ассоциация есть фундаментальное явление психической жизни как и реакция на стимул в бихевиоризме. Однако это не является полным описанием, но тем не менее оценить эти направления можно по смыканию психологии с практикой (еще в 18 в.)

Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)

/Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. С._Пб., Питер, 2006, с.77-82/.

Понятие «опытная наука» впервые прозвучало в XIII в. в работах ан­глийского мыслителя доктора Роджера Бэкона. Он же ввел двоякое представление о самом опыте. Один вид опыта — это приобретаемый с помощью «внешних чувств». В частности, он писал о том, что «земные вещи» мы узнаем с помощью зрения, а, например, небесные тела на­блюдаем с помощью специально изготовленных для этого инструмен­тов; от других сведущих людей мы узнаем о тех местах, где нас не было. Но есть и другой опыт — духовный; в этом опыте ум идет по пути по­знания, обретая «внутреннее озарение», не ограничиваемое ощущени­ями. Духовные предметы познаются и через их «телесные следствия», и рационально — умом.

Таким образом, уже в докартезианскую эпоху прозвучало представ­ление о связи опытного (эмпирического) познания и рационального. Следующий великий англичанин с той же фамилией — Фрэнсис Бэ­кон — развил учение об опыте, введя представление о его опосредство­вании орудиями: как орудия направляют движение руки, «так умствен­ные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Но «идолы» ума и мешают познанию (психологам хорошо известна его концепция четырех типов заблуждений), ум должен от них освобождаться. Зани­маясь наукой, человек является, по Бэкону, обычно или эмпириком, или догматиком. Эмпирики только собирают данные (и довольствуются со­бранным), в то время как рационалисты, подобно пауку, воспроизводят нечто из себя самих. Третьим путем был бы путь пчелы, собирающей нектар, но перерабатывающей его. Дело философии — не исследование начал вещей или абстракция от природы, а осмысление извлекаемого с помощью опыта материала посредством категорий — «средних аксиом». В каждой науке такие аксиомы будут своими.

То есть в концепции Бэкона речь идет не о психологическом знании как таковом, а о необходимости соединения опытного и рационально­го в познании, противопоставляемом схоластике. Через 35 лет после рождения Ф. Бэкона в мир войдет другой мыслитель — француз Рене Декарт, также не связавший себя служением в университетах, но дав­ший классическую парадигму в разведении движений тела и души — академическую формулировку психофизической проблемы. Он завер­шит отождествление категорий души и сознания. Но пока в работах Бэкона психология — в рамках философии — перестает быть наукой о душе. Бэкон вводит индуктивную логику в законы познания. Он пред­полагает также возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений, причем в эмпирической установке на то, «как они есть». Критерий отделения таковых от организмических дал поз­же—в первой половине XVII в. — Декарт.

Читать еще:  Сильнейшая молитва от завистников. Молитвы от врагов и злых людей

С одной стороны, он последовательно «рационализировал» пред­ставление о человеке (в его телесной сущности) в своем учение о ре­флексе, отказавшись от идеи ума (или души) как обеспечивающего движение тела. С другой — он ввел отождествление души и сознания, сделав эмпирическую данность мышления конечным критерием пси­хического. В качестве мышления у него выступила вся совокупность непосредственно воспринимаемого, т. е. это и ощущения, и чувства, и мысли — все, что осознается. Он продолжил эмпирическую линию в изучении сознания. Таким образом, в рамках философского зна­ния различным образом представленные рационализм и эмпиризм не были изначально разведены по разным «этажам» познания. У Де­карта — при решении им психофизической проблемы — появился даже специальный орган их взаимодействия (шишковидная железа). Мышление свойственно именно душе (духовной субстанции). А стра­сти, имеющие как телесную, так и душевную сторону, побеждаются интеллектуально (в соответствии с гипотезой взаимодействия души и тела).

Последующий этап развития эмпиризма, направлявший психоло­гию в более автономную область (но все еще в рамках теории позна­ния), — это учение Дж. Локка, ориентирующегося в целом на матери­ализм и занятие естественными науками.

Локк также различал два вида опыта, исходящего из ощущений и восприятия действий нашего ума (т. е. рефлексии). Оба вида опыта лежат в основе возникновения идей, и нет в сознании ничего, что не прошло бы первоначально через призму опыта. Ощущение пассивно, мышление — наиболее активно; сложные идеи образуются из простых работой разума — операциями сравнения, абстрагирования и обобще­ния. Идеи — это элементы сознания; они не врожденны; их же соотно­шение аналогично законам ньютоновской механики. Признание актив­ности разума (происхождение свойств которого не обсуждается) делает картину эмпирического познания в целом довольно противоречивой и подготавливает противоположную позицию — рационалистической традиции в представлении сознания.

Главное, что предуготовил Локк, введя понятие ассоциации, — почву для последующего выделения собственно психологической науки из рамок философского знания — ассоциативной психологии. Но само понятие ассоциации связано у Локка с представлением о случайности и «неестественном» характере возникновения этой связи. Основную же роль в закономерной душевной жизни играет соединение идей дея­тельностью разума.

На основной труд Локка «Опыт о человеческом разумении» немец­кий философ, языковед, физик и математик Г. В. Лейбниц (1646-1716) ответил «Новым опытом о человеческом разумении», дискутируя с ним по следующим направлениям. Идее души как tabula rasa противопо­ставляется идея наделенности души общими категориями, невыводи­мыми из опыта. Механистическому пониманию сознания — последо­вательный идеалистический рационализм: «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума».

Монада выступила термином, закрепившим представление о внут­реннем законе любой вещи, или лежащей в ее основе субстанции. Душа, как экран, отображает внешне накладывающееся изображение, но име­ет свои «складки» — врожденные особенности. Активность сознания также строится по внутреннему закону — стремлению достигнуть цель­ного восприятия. Среди них могут быть и так называемые малые вос­приятия, не поддающиеся сознательному различению. Эту линию су­ществования бессознательной психической деятельности можно затем продолжить к другим учениям немецкоязычных исследователей — Г. Гельмгольца, 3. Фрейда. Но здесь мы этого делать не станем, по­скольку очерчиваем иной круг вопросов возникновения двух основа­ний психологического анализа — эмпирически и рационально ориен­тированных психологии.

Термины эмпирической и рациональной психологии ввел немец­кий философ Христиан Вольф (1679-1754). В 1732 г., т. е. уже после картезианской постановки психофизической проблемы, вышла его книга «Рациональная психология». В обосновании им эмпирической и рациональной психологии как двух самостоятельных дисциплин речь шла на самом деле об апелляции к одному и тому же типу опы­та — основанному даже не на самонаблюдении, а на подтверждении отдельными (извлекаемыми из опыта субъективных представлений) случаями сугубо умозрительных и в этом смысле теоретических по­строений как основы психологического знания. Важно, что при этом речь шла не о выделении психологии в отдельную опытную науку, тем более не о претензии на «душеведение», а о систематизации философского знания вокруг психологии как философской дисцип­лины.

Итак, выделение X. Вольфом представления о теоретической психо­логии прозвучало не в противопоставлении эмпирического, т. е. опыт­ного, и теоретического знания, а в связи с направленностью на ее выде­ление как центральной части философии. Не помышляя о выделении психологии из философии, он дал первое систематическое изложение психологии в Новое время, понимая в качестве ее предмета душу, а точ­нее, силу представлений, в которой находит выражение активность со­знания.

Из 64 томов его работ на немецком и латыни два были посвящены психологии: «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая пси­хология» (1734). Популярность термина «психология» сделала ее на вре­мя центральной философской дисциплиной, что попытался затем огра­ничить И. Кант. В качестве теоретической психологии Вольф обосновал такую, которая строится как логическая конструкция, имеющая произ­вольный (теоретический) характер. Но важно учесть, что в то время со­отношение теоретического и эмпирического мыслилось иным образом, чем в последующей научной картине мира.

Читать еще:  О родившихся 14 октября. Здоровье и болезни

Вольф разделил: 1) науки рациональные теоретические (куда и во­шла рациональная психология) и рациональные практические, а также 2) науки эмпирические теоретические (эмпирическая психология, те­леология, догматическая физика) и науки эмпирические практические (технология и экспериментальная физика). То есть любая психология в этой системе — теоретическая. И предметом для обеих психологии ста­ла «природа» души.

Эмпирическая психология в качестве теоретической науки проти­вопоставлена указанным практическим, т. е. опытным, наукам и рас­сматривается как «опытная» только в одном аспекте — как наука, даю­щая представление о том, что происходит в человеческой душе. Она не предполагает рациональной психологии, а служит для проверки и под­тверждения того, что априорно развивает психолбгия рациональная. Рациональная же психология в начале эпохи Нового времени, несмотря на оппозицию Локка—Лейбница, в качестве общего закона движений души постулировала закон ассоциаций. Движение представлений в концепции Вольфа и предполагалось по закону ассоциаций. Это об­щая часть названных двух теоретических психологии (рациональной и эмпирической). Самонаблюдение не выступило еще методом систе­матической интроспекции, а поставляло (как и память) лишь приме­ры для демонстрации тех или иных положений. Оно было призвано выполнять функцию проверки соответствия теоретических построе­ний опыту, т. е. не было источником эмпирического материала: «. было достаточно отдельных примеров, которые бы подтвердили “жизнен­ную правду” созданной картины (“сцепления психологических поня­тий”). Далее менялись принципы, определяющие “сцепления”, но не традиция» [Мазилов, 2003, с. 60].

Таким образом, превалирование теоретической психологии над лю­быми другими уже присутствовало в самом начале истории ее станов­ления. Причем именно в качестве философской основы и мира теорий (рациональная психология), и мира эмпирии, понятого как общий уро­вень знания с телеологией и догматической физикой (а отнюдь не в связи с построением науки Нового времени). Уже это ставит пробле­му: видимо, дело не в том, возможна ли единая метапсихологическая Дисциплина, а в том, какой мыслится эта теоретическая психология.

Рационализм и эмпиризм направляли не только выделение предме­та психологии (в рамках ее становления), но и развитие представле­ний о ее методах. Выделившись в качестве науки о сознании, психоло­гия задала в качестве основного (адекватного предмету изучения) метод интроспекции. В его рамках работали как психологи, ориентированные на эмпиризм в понимании оснований сознания (например, Вундт), так и психологи, стоящие на позициях рационализма (напри­мер, представители вюрцбуржской школы мышления).

эмпирическая психология

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое “эмпирическая психология” в других словарях:

Эмпирическая психология — психология, основанная на опыте и противопоставляемая рациональной психологии, основанной на умозрении. Получила развитие в русле английского эмпиризма в Великобритании 18 19 вв. (Д. Гартли, Джеймс Милль, Джон Ст. Милль, А. Бэн, Г.… … Большая советская энциклопедия

Психология — наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе , в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Психология — (от Психо. и . Логия) наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей… … Большая советская энциклопедия

Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия

Большая пятёрка (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большая пятёрка (значения). Большая пятёрка – диспозициональная (от англ. disposition предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком … Википедия

Трансперсональная психология (II) (transpersonal psychology II) — Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей … Психологическая энциклопедия

Валидность (психология) — Валидность (англ. validity) мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.… … Википедия

Источники:

http://studwood.ru/1916364/psihologiya/stanovlenie_razvitie_empiricheskoy_psihologii_nauki
http://studopedia.ru/9_174670_ratsionalnaya-i-empiricheskaya-psihologiya-v-istorii-stanovleniya-psihologii-kak-nauki.html
http://psychology.academic.ru/3523/%D1%8D%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: