Псаломщик богослужебные указания на год октябрь. Богослужебные указания всегда под рукой

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Архив

Богослужебные указания за 15 января 2020 года

Среда. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма Саро́вского.

Свт. Сильве́стра, папы Римского. Прав. Иулиани́и Ла́заревской, Му́ромской.

Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы прп. Серафима Саровского в соединении со службой предпразднства Богоявления.

Примечание. Служба свт. Сильвестра, папы Римского, может быть перенесена на повечерие24.

На великой вечерне25 «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 1-й – 5 (на ряду 6 стихир, одна из них опускается). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рных собо́ри…», «И ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Гряде́т ко Иорда́ну Христо́с…» (см. в службе свт. Сильвестра).

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне26 стихиры предпразднства, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й (см. в службе свт. Сильвестра, со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Серафи́ме…», «И ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…» (см. в службе свт. Сильвестра).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. » (см. в службе свт. Сильвестра).

После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата27. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст28.

На малом повечерии поем29 трипеснец и двупеснец предпразднства (этого дня), глас 2-й. На повечерие может быть перенесена служба30 свт. Сильвестра, папы Римского (2 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не. » (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й (см. в службе свт. Сильвестра).

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра)31.

Полиелей. Величание преподобного и избра́нный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства (по выбору, см. в службе свт. Сильвестра по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Серафима…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии…».

Каноны: предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра), глас 2-й: «Непроходи́мое волня́щееся мо́ре…», со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона – глас 6-й и глас 8-й) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Неви́димый Бо́же…» (см. в службе свт. Сильвестра).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра). «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6-й – 4 (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 8-й – 4 (со своими припевами; припевы см. на стиховне вечера: 1-й – «Честна́ пред Го́сподем. », 2-й – «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода. »; первая стихира – дважды)32. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, и́ноков…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вся земля́…» (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. » (см. в службе свт. Сильвестра).

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки чередуются: на 1-м и 6-м часах – предпразднства, на 3-м и 9-м часах – преподобного.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом)33, и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме34 Господском – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

Читать еще:  Правильное расположение кровати по фен шуй. Как должна стоять кровать в спальне по фен шуй: расположение и стороны света

I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак предпразднства. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного35.

Поется «Достойно есть. ».

24 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

25 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

26 Если в честь прп. Серафима Саровского совершается всенощное бдение:

На литии – стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.

На стиховне – стихиры предпразднства. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.

По Трисвятом – тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).

27 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.

28 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.

29 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.

30 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 26 февраля, вторник 2-й седмицы Великого поста.

31 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства.

32 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства.

33 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18.

34 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

35 Рядовые чтения 2, 3 и 5 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района

Богослужебные указания на завтра

Богослужебные указания за 16 января 2020 года

Четверг. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 12-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́. ».

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)36. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не. » (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко А́нгел. », и о кондаке мученика, глас 4-й: «Все́ю любо́вию. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

Читать еще:  Лунный календарь благоприятных дней на январь.

По 9-й песни – светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются37. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда́ из Иа́кова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Зако́на Испо́лнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец38: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме39 Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак предпразднства, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика.

Апостол и Евангелие – мученика.

Поется «Достойно есть. ».

36 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий. глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

37 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

38 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).

39 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 15 января 2020 г.

2. Среда. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафима Саровского.

Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы прп. Серафима Саровского в соединении со службой предпразднства Богоявления.

Примечание. Служба свт. Сильвестра, папы Римского, может быть перенесена на повечерие 1 .

На великой вечерне 2 «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 1-й – 5 (на ряду 6 стихир, одна из них опускается). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Приидите, верных собори…», «И ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану Христос…» (см. в службе свт. Сильвестра).

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне 3 стихиры предпразднства, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й (см. в службе свт. Сильвестра, со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Серафиме…», «И ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси вернии…» (см. в службе свт. Сильвестра).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…» (см. в службе свт. Сильвестра).

После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата 4 . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, по милуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст 5 .

На малом повечерии поем 6 трипеснец и двупеснец предпразднства (этого дня), глас 2-й. На повечерие может быть перенесена служба 7 свт. Сильвестра, папы Римского (2 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й (см. в службе свт. Сильвестра).

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра) 8 .

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства (по выбору, см. в службе свт. Сильвестра по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Серафима…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, вернии…».

Каноны: предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра), глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море…», со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона – глас 6-й и глас 8-й) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Читать еще:  Все родительские субботы в году. История и обычаи празднования родительского дня

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Невидимый Боже…» (см. в службе свт. Сильвестра).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра). «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6-й – 4 (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 8-й – 4 (со своими припевами; припевы см. на стиховне вечера: 1-й – «Честна пред Господем…», 2-й – «Блажен муж, бояйся Господа…»; первая стихира – дважды) 9 . «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приидите, иноков…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вся земля…» (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…» (см. в службе свт. Сильвестра).

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки чередуются: на 1-м и 6-м часах – предпразднства, на 3-м и 9-м часах – преподобного.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) 10 , и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме 11 Господском – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I . Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

II . Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак предпразднства. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного 12 .

Поется «Достойно есть…».

1 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

2 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

3 Если в честь прп. Серафима Саровского совершается всенощное бдение:

На литии – стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.

На стиховне – стихиры предпразднства. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.

По Трисвятом – тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).

4 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.

5 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.

6 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.

7 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 26 февраля, вторник 2-й седмицы Великого поста.

8 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства.

9 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства.

10 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III . С. 18.

11 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

12 Рядовые чтения 2, 3 и 5 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/bu/
http://ust-kuda.cerkov.ru/bogosluzhebnye-ukazaniya-na-zavtra/
http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: