Протопоп аввакум был современником царя. Смотреть что такое “Протопоп Аввакум” в других словарях

Протопоп Аввакум

Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Содержание

Жизнь

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как сторонник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Поволожского в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то по крайней мере не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.

В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».

В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в городе Пустозёрске.

Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Богословие

Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством.

Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая иноку спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.

Исследователи обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала повод новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», а его неосторожные выражения не были приняты старообрядцами. Ряд исследователей, в частности, Н. М. Никольский и Е. А. Розенков, говорят о недостаточной осведомлённости Аввакума в вопросах православной догматики. Так, смущение вызывает фраза из письма, в которой Аввакум обещал последовавшему этому призыву, что он узрит «трёх царей».

См. также

Ссылки

  • О трёх исповедницах слово плачевное
  • Житие протопопа Аввакума им самим написанное
  • Аввакум Петрович «Житие… Челобитные царю. Письма боярыне Морозовой» факсимильное воспроизведение парижского издания 1951 года. Библиотека ImWerden
  • Аввакум в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»
  • Священнопротопоп АВВАКУМ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Протопоп Аввакум” в других словарях:

АВВАКУМ — (Аввакум Петрович) (1620, с. Григорово Нижегородской губ. 14.04.1682, Пустозерск) один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре. В возрасте 21 г. был рукоположен в диаконы, а в 1643 или 1644 г.… … Русская Философия. Энциклопедия

Аввакум Петрович — первый по времени и талантливейший из расколоучителей писателей, противников нововведений патриарха Никона, протопоп гор. Юрьевца Поволжского; род., как видно из его автобиографии, в 1615 или 1616 г., сожжен в Пустозерске, в срубе, 1 апреля 1681… … Большая биографическая энциклопедия

Аввакум Петров — В Википедии есть статьи о других людях с именем Аввакум. Аввакум Петров … Википедия

Аввакум Петров — (около 1620, село Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда — 1682, Пустозерский острог), один из основателей старообрядчества, протопоп, писатель. Из священников. С 1642 дьякон, с 1644 священник села Лопатищи Нижегородского уезда.… … Москва (энциклопедия)

Аввакум Петров — (1620 или 1621, с. Григорово Нижегородской губ. – 1682, казнён в Пустозёрске), глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. Св. Аввакум Когда в 1653 г. Никон начал реформу церкви, протопоп Аввакум выступил … Литературная энциклопедия

Аввакум — Петрович (1620 или 1621 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646 1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» (См. Кружок… … Большая советская энциклопедия

Читать еще:  Текст песни дева премал - Gayatri Mantra. Гаятри-мантра в исполнении Дэвы Премал

Аввакум Петрович — (1620 или 1621 82) протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. Сын сел. священника, дьякон и священник сел. прихода в Нижегородском у. Изгнан из прихода после столкновения с начальниками , в 1646 47 в Москве, сблизился с Кружком… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АВВАКУМ — Петрович (1620 или 1621 14.IV.1682) протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. в 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646 47, находясь в Москве, был связан с… … Советская историческая энциклопедия

протопоп — ПРОТОПОП, а, м То же, что протоиерей. Протопоп Аввакум глава и идеолог русского раскола, писатель, проповедник и ревнитель православия … Толковый словарь русских существительных

Аввакум Петрович — Аввакум Петров Современная старообрядческая икона. Иконописец Ирина Никольская родился 1620 или 1621 умер … Википедия

Протопоп Аввакум

Биография

Протопоп Аввакум – личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи.

Протопоп Аввакум

Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником. Вельможи и паства, придерживавшиеся свободных нравов, ненавидели сурового попа за обличения. Священника избивали, бросали в застенки без еды и одежды, ссылали в суровую Сибирь, но дух и убеждения Аввакума не сломал никто – ни цари, ни вельможи.

Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

Детство и юность

Аввакум Петрович Петров родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев была мама. Мария (позже постриглась в монахини и получила имя Марфа) воспитала Аввакума в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

Памятник протопопу Аввакуму

Отец – потомственный приходской священник – умер, когда сыну исполнилось 15 лет. По словам Аввакума, отец любил выпить, что и послужило причиной ранней смерти.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы.

Жизнь и учения

Через 2 года Аввакуму доверили церковный приход в Лопатинцах – селе Нижегородской губернии. Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги.

Однажды на исповедь к Аввакуму пришла юная блудница. По церковным канонам она детально описала грехи, и если разум не покинул священника, то плоть взбунтовалась. Чтобы усмирить ее, поп после исповеди простер ладонь над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, чье уважение к священнику удвоилось, потянулись к Аввакуму.

Священнический крест протопопа Аввакума

За праведные поступки и строжайшее следование законам православия Аввакуму присвоили титул протоиерея – протопопа. Слух о суровом батюшке, отличавшемся крайней набожностью, разнесся по округе. К нему пошли толпы верующих за советом и благословением.

Протопоп Аввакум прославился как экзорцист. К нему приводили душевнобольных и сумасшедших, в которых вселился нечистый дух. Часто священник оставлял их «на лечение» в своем доме.

Благословение от протопопа Аввакума называли счастьем и нищие, и богачи. Однажды воевода Василий Шереметев, путешествовавший по Волге на судне, пожелал увидеть прославленного батюшку. Священника доставили на корабль, и после душеспасительной беседы воевода попросил благословения для юного отпрыска. Матвея Шереметева вывели к протопопу Аввакуму, но тот, увидев «блудоносный» вид парня (тот брил бороду), отказался осенить крестным знамением.

«Житие» протопопа Аввакума

Взбешенный вельможа приказал бросить Аввакума в реку, и тому чудом удалось спасти жизнь – вовремя подоспели рыбаки.

Аскет и противник всяких развлечений, Аввакум приходил в неистовство, видя в Лопатинцах праздношатающуюся публику. Когда в село пришли циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп бросился на веселую компанию с кулаками. Циркачей избил, бубны и домры поломал, одного медведя ушиб, а второй сбежал в поле.

Протопоп Аввакум не боялся заступаться за бедных, сирых и убогих. Когда вдова пожаловалась, что вельможа отнял у нее дочь, священник, не задумываясь, заступился. Вельможа избил Аввакума Петровича до полусмерти и разорил дом.

Мученичество Аввакума

Недолго прослужил протопоп Аввакум и в Юрьевце-Повольском, куда его перевели из села Лопатинцы. Крутой нрав проповедника и тут стал причиной конфликтов с прихожанами, не желавшими придерживаться старых канонов и не внимавшими наставлениям пастыря. Аввакума били батогами и топтали, угрожали ему и семье. Старообрядец в 1651 году бежал в Москву.

В столице протопоп Аввакум, современник царя, подружился с монаршим духовником и будущим Патриархом Никоном. При тогдашнем Патриархе Иосифе священник участвовал в книгоиздательстве. Когда отлучался по делам церковным протопоп Казанского собора Иоанн, в доме которого остановился Аввакум, священник его подменял.

Вскоре дружба с Никоном переросла во вражду: православная философия Аввакума основывалась на вере старого образца, а Патриарх Никон, занявший место скончавшегося Иосифа, взялся реформировать церковь. В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, тогда как Аввакум ратовал за древнерусские православные. Протопоп Аввакум обратился к царю с челобитной, где критиковал Никона и греческие обряды.

Протопоп Аввакум с царем

Осенью 1653 года старообрядец подвергся гонениям – его сослали в Андроников монастырь. В сыром подвале Аввакум просидел без еды трое суток, но не покорился. Никон приказал расстричь бунтаря, но царь не позволил, заменив лишение сана ссылкой в Тобольск.

В Тобольске протопоп Аввакум продолжил агитацию и критику никонианства, за что его сослали в Забайкалье. Там проповедник раскритиковал хозяина края – Нерчинского воеводу Пашкова. Тот избил Аввакума и на зиму посадил в острог.

Весной бунтаря определили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. В этой тяжелой дороге умерли двое маленьких сыновей Аввакума. В 1663 году протопоп вернулся в Москву, куда позвал царь. Причиной неожиданной милости стала опала Никона. Монарх предложил старообрядцу стать духовником, но тот отказался, не видя в царе приверженности старым канонам православия.

Путешествие Аввакума по Сибири

Вскоре протопоп Аввакум, и не подумавший унять необузданный нрав и желание говорить все, что думает, без оглядки на последствия нажил новых врагов. Старообрядец категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя, а не тремя перстами, выступал за 8-конечный крест. Через год милость государя сменилась на гнев и бунтаря сослали в Архангельскую область.

В 1666 году Аввакум Петрович снова появился в Москве на суде над Никоном. После страшных скитаний от него ждали покорности, но проповедник стоял на своем. Церковный суд отлучил Аввакума от церкви и отнял священную степень, вызвав у того гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви.

Протопоп Аввакум в тюрьме

Год страстотерпца держали в монастыре под Калугой, но он не сломался. Тогда Аввакума сослали в Пустозерск, в Заполярье. В срубе, наполовину погруженном в промерзшую землю, священник томился долгих 14 лет. Проповедовать не бросил: не имея возможности говорить с последователями, духовный вождь рассылал по стране через верных людей послания. Так появилось знаменитое «Житие», позже названное первой художественной автобиографией.

Богомольцы потоком шли к проповеднику, которого называли святым. От него уходили, пряча письма в посохах. Высказывания оратора сохранились благодаря этим тайным посланиям.

Личная жизнь

Имя знаменитого старообрядца связывают с двумя женщинами – Феодосией Морозовой, знакомой современникам как боярыня Морозова, и женой Настасьей Марковной.

Первая – духовная ученица протопопа Аввакума, как и он, пострадавшая за веру и несгибаемость. Ее – неистовую, с горящими огнем глазами – изобразил Василий Суриков. Как и духовный наставник, Морозова погибла, не желая менять убеждения.

Боярыня Морозова

Вторая – верная супруга, родившая мужу девятерых детей. Чистоту брачных уз пара поддерживала всю жизнь. Как и Аввакум, Настасья исповедовала старообрядчество. Они обвенчались по нынешним меркам юными: мужу исполнилось 17, жене 14 лет. Родом из одного селенья, оба из обедневших семей, наполовину сироты.

Жили супруги, как предписывал Домострой: будущий проповедник женился на девушке по указанию матери. Но брак освящала любовь: жена безропотно следовала за мужем в ссылки и скитания. В Сибири, по дороге к месту ссылки в Тобольск, не выдержав суровых условий, умерли двое малолетних сыновей.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Аввакум Петрович видел в жене идеал православной женщины и называл Настасью «помощницей ко спасению». Настасья Марковна стала примером для жен декабристов, каторжников и всех ссыльных, для женщин, отрекшихся от спокойной и благоустроенной жизни и последовавших за мужьями.

Читать еще:  Хороший ли муж весы. Гороскоп совместимости для пары мужчина-Весы — женщина-Весы: крепкий, страстный, денежный союз

В книге «Наказание без преступления» Александр Авдеенко вспомнил дошедшую до современников историю, характеризующую отношения пары. Измученная очередной ссылкой Настасья спросила мужа, долго ли ей мучиться, на что священник ответил:

– Марковна! До самой смерти.
– Добро, Петрович, ино еще побредем».

Ответ женщины стал своего рода девизом всех жен, разделивших тяжкую судьбу мужей. Анастасия Марковна умерла раньше супруга. Кончину второй половинки муж пережил тяжко: ушла главная опора, советница и друг.

Смерть

После кончины царя Алексея Михайловича трон занял сын Федор Алексеевич, благочестивый и впечатлительный. Мятежный Аввакум, рассчитывая, что сумеет отвратить монарха от ненавистного греческого обряда, написал ему письмо. Рассказал, что видел сон о батюшке Алексее Михайловиче, горящем в адском пламени за то, что принял никонианское учение.

Протопоп не рассчитал, что Федор осерчает и обвинит его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. Современник царя был жестоко наказан. В 1682 году старообрядца со сподвижниками Епифанием, Лазарем и Федором казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.

Сожжение протопопа Аввакума

Протопоп Аввакум знал о готовящейся казни, раздал книги и скудное имущество, надел белую рубаху. Примечательно, что огонь он считал очищающим и неоднократно призывал к самосожжениям. От огня умер и сам.

Казнь состоялась в пятницу Страстной седмицы. По дошедшим сведениям, когда пламя взметнулось в небо, Аввакум поднял руку с двуперстием и воскликнул:

«Православные! Коли таким крестом будете молиться – во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет!».

Интересные факты

  • Аввакума называют родоначальником вольного слова, исповедальной прозы и образной словесности. Ему приписывают 43 сочинения, среди которых «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований». Наиболее известное произведение – «Житие», перевод книг которого популярен и сегодня.
  • Протопоп Аввакум – герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала – реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
  • Старообрядца называют первым проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. В годы пика его популярности количество массовых самосожжений увеличивалось. В начале 1687 года в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда – больше 1000.

Протопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконах

  • Старообрядческие иконы, которым поклонялся Аввакум, отличаются обилием надписей на полях, темными ликами. В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.
  • В текстах Аввакума содержались высказывания, которые называют «пророческими». По-особому звучала в годы революции и гражданской войны цитата из Аввакума: «Выпросил у Бога светлую Россию Сатана, да очервлянит ее кровью мученической».
  • М. Пришвин в своих лекциях в «народном университете» трактовал Григория Распутина как «орудие мести протопопа Аввакума» дому Романовых.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово в конце XX века был установлен памятник Аввакуму.

Протопоп Аввакум: еретик, раскольник и проповедник, сожженный на костре.

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂

Одной из самых интересных и ярких личностей отечественной истории является протопоп Аввакум . Он с самого раннего детства был приучен к аскетическому образу жизни и стремился к святости, испытывая искреннее отвращение ко всему мирскому. В народ он прослыл как святой и чудотворец.

Напомним, что значимым звеном в отечественной истории XVII века является церковный раскол, который случился благодаря церковным реформам, учиненным патриархом Никоном. Церковная реформа патриарха Никона должна была устранить разночтения, имеющиеся в церковных книгах, а также ликвидировать разницу в реализации тех или иных церковных обрядов. Реформа была необходима. С реформой был согласен и протопоп Аввакум. Однако.

Многие стали задаваться вопросом – что именно следует брать за основу проведения реформы? Следует переводить на старославянский язык византийские богослужебные книги, которые были сделаны до падения Константинополя в 1453 году, или же следует переводить на старославянский язык греческие тексты (в том числе и те, которые были исправлены после падения Царьграда).

Патриарх Никон решил в качестве образца взять греческие книги. Следует отметить, что в новых переводах имелись разночтения с древними. Собственно, этот жест патриарха и стал формальной причиной церковного раскола.

Говоря о церковной реформе патриарх Никола следует отметить, что самым. пожалуй, значимым нововведением следует признать:

  • замену крещения двумя пальцами на троеперстие;
  • произнесение славословия Богу “аллилуйя” три раза, а не два как было ранее;
  • движение аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против.

Собственно, изменения, проведенные в ходе церковной реформы, касались не самого существа православия, а его обрядовой части. Однако люди решились объединяться против нововведений патриарха Никона. Их претензии касались не только “новой веры”, но и роста государственного и помещичьего гнета, возрастания роли иностранцев и пр. Все это казалось людям несоответствующим той традиции “правды”, которая была ранее.

Собственно, сам раскол начался с того, что патриархом Никоном было принято решение во всех церквях Москвы запретить двоеперстие. Плюс ко всему, им были приглашены из Киева ученые монахи, которые должны были исправить церковные книги. Среди приглашенных числились Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и др. Таким образом, в ходе действий патриарха Никона рушилось все то, что было привычным. Раскол коснулся не только самой церкви, но и общества.

Против патриарха Никона и его реформ выступили “боголюбцы” (или как ещё иначе их называют “ревнители благочестия”). Лидером “боголюбцев” был Стефан Вонифатьев. Также отмечалась активность со стороны Казанской церкви Красной площади, а именно её настоятеля Ивана Неронова, протопопов Даниила из Костромы, Логгина из Мурома, темниковского Даниила, а также юрьевского Аввакума. Отметим, что Никон сам входил в данное общество и именно поэтому они его поддержали при избрании в патриархи.

“Ревнители благочестия” считали, что в первую очередь следует навести порядок в церкви, необходимо искоренить равнодушие среди мирского населения в отношении к службам, проводимых в храмах, необходимо проводить проповеди. Они искренне верили в том, что исправление богослужебных книг следует проводить не по греческим рукописям, а по старинным русским. Они крайне настороженно реагировали на все то, что являлось иноземным, поскольку полагали, что происходит проникновение западной культуры и её пороков на Русь.

“Боголюбцы”, заметив первые действия патриарх Никона, разочаровались в нем и в его староверии. Негодование в отношении замены двоеперстия на троеперстие было повсеместным. Никон стал выставляться в обществе как “латынник” и предтеча антихриста.

«Всяк бо, крестяся тремя персты, кланяется первому зверю папежу и второму русскому, творя их волю, а не божию, или рещи: кланяется и жертвует душою тайно антихристу и самому дияволу. В ней же бе, шепоти, тайна сокровенная: зверь и лжепророк, сиречь: змий — диявол, а зверь — царь лукавый, а лжепророк — папеж римский и прочий подобии им». Протопоп Аввакум.

Также протопоп Аввакум осудил “аллилуйю”, произносимую не два, а три раза, и иные реформы патриарх Никона, суть которых заключалась в согласовании русского богослужения с практиками иных православных церквей.

«Ох, ох, бедная Русь! Чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?» Протопоп Аввакум.

Мнение Аввакума было поддержано Стафаном Вонифатьевым и Иваном Нероновым. Имея практику проповеди, они выставляли патриарх Никона как жестокого и честолюбивого искателя власти, который стремится замучить всех верных православных христиан.

Никон, зная порицание, направленное в его сторону, весьма хладнокровно и расчетливо решил убрать со своего пути и пути проведения церковных реформ тех, кто был недоволен. Одним из первых, кто подвергся опале, стал Стефан Вонифатьев. Он был подстрижен в монахи и вскоре умер в Иверском монастыре. После опалы Вонифатьева Иван Неронов был осужден за оскорбление личности патриарха. Иван Неронов простился с жизнью, будучи после опалы архимандритом Переяславско-Залесского монастыря.

Однако самой суровой участи удостоился протопоп Аввакум. В сентябре 1653 года он был отправлен в ссылку в Тобольск, после которого он был переведен в Восточную Сибирь. О днях ссылки Аввакум в своем “Житие” пишет следующее:

«Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: „Долго ль, протопоп, сего мучения будет?“ И я ей сказал: „Марковна, до самыя до смерти“. Она же против: „Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь“» . Протопоп Аввакум

Однако “мучения” Аввакума были прерваны в 1661 году. Царь Алексей Михайлович Романовы, по прозвищу “Тишайший”, позволил протопопу вернуться в Москву. Эта новость была с воодушевлением воспринята Аввакумом, поскольку он решил, что сам царь настроен против Никона и его реформ. на самом деле ситуация складывалась довольно-таки сложно и противоречиво.

Читать еще:  Во сколько начинается служба на рождество. Рождественская литургия: внутренний смысл и особенности служения

Патриарх Никон, не удовлетворяясь второй ролью в государстве, пытался фактически выйти из подчинения светской власти. Он стремился показать свою главенствующую роль не только над церковными людьми, но и над всеми жителями Руси. Естественно, подобная прыть патриарха обеспокоила бояр и высшее духовенство. Они стали выступать против реформ Никона, даже несмотря на то, что их поддерживал Алексей Михайлович. Однако вскоре и в отношениях Никона и Алексея Михайловича “пробежала черная кошка”.

Никон, будучи мало осведомленный в интригах, не представлял, что Алексей Михайлович вскоре изменит к нему благостное отношение. Он полагал, что его положение незыблемо и ничто не может его пошатнуть. Алексей Михайлович изъявил неудовольствие поведением и действиями патриарх. В ответ на этот жест патриарх Никон 11 июля 1658 года после свершения службы в Успенском соборе объявил собравшимся о том, что он решил покинуть свой пост и удалиться в Воскресенский монастырь. Подобным жестом Никон рассчитывал на то, что царь все-таки вернет к нему расположение, однако он не учитывал влияние на Алексея Михайловича со стороны бояр-старообрядцев.

Осознав свой жест в Успенском соборе как ошибочный, Никон пытался вернуть назад. Однако все осложнилось. Поскольку зависимость русской церкви от светской власти становилась установившимся фактом, выход из подобного положения целиком и полностью зависел от царя. его воли и решения. Алексей Михайлович, стоит сказать, колебался. И в этот момент его окружение смогло вернуть в Москву протопопа Аввакума и иных членов кружка “ревнителей благочестия”. Аввакум, не помышляя и не зная о подобных интригах вокруг царя, искренне верил, что староверие победило над иноземными попытками сломить русскую церковь.

«Я чаял живучи на востоке в смертех многих, тишину здесь в Москве быти, а ныне увидал церковь паче и прежняго смущенну». Протопоп Аввакум.

Аввакум решил действовать весьма решительно. Он бесконечно писал Алексею Михайловичу челобитные, в которых указывал протест в отношении “никонианства”, а также самого Никона. Алексей же Михайлович напрямую не высказывал своего отношения к данным челобитным. Он решил умалить Аввакума и в качестве уступок, призванных усмирить радикальные чаяния протопопа, предложил ему место царского духовника, а также справщика в Печатном дворе. Плюс ко всему, боярин Родион Стрешнев пытался уговорить Аввакума отказаться от своих проповедей, направленных против церкви. Отказаться хотя бы на время до проведения собора, на котором можно было обсудить вопрос относительно Никона и его отрицательного влияния.

Аввакум был весьма тронут вниманием Алексея Михайловича. Он надеялся, что именно ему было поручено царем исправление книг. Однако подобный поворот событий совершенно не понравился староверам, который стали уговаривать Аввакума не оставлять проповедей. Аввакум поддался уговорам и стал как и прежде изобличать духовенство Никона, представляя их в своих проповедях не иначе как отщепенцы и униаты.

«Они не церковные чада, а диаволя» . Протопоп Аввакум.

29 августа 1664 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ о ссылке протопопа Аввакума в Пустозерский острог. Однако и в нем Аввакум надолго не задержался. Уже в феврале 1666 года, поскольку открывался новый церковный собор, Аввакум был привезен в Москву. Его вновь склоняли к признанию новой церкви, однако Аввакум теперь не соглашался на уговоры. В результате, протопоп Аввакум был расстрижен и проклят как еретик.

После признания Аввакума как проклятого еретика он, равно как и другие раскольники. был отправлен и заключен в Угрешский монастырь, после которого он был переведен в Пафнутьев-Боровский монастырь.

«Беречь накрепко с великим опасением, чтобы он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть» . Инструкция данная игумену Пафнутьев-боровского монастыря в отношении содержания протопопа Аввакума.

Тем временем в Москву в апреле 1667 года прибыли вселенские патриархи. Никон был низложен патриаршеством ещё 12 декабря 1666 года, поэтому патриархи на съезде стали заниматься никем иным, как Аввакумом. Он был доставлен в Москву 17 июля 1667 года. Патриархи принялись вновь и вновь склонять опального протопопа к признанию нововведений церковных, однако он продолжал отказываться, несмотря на уговоры.

“Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, — да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна. Посилите вы, а я полежу”. Протопоп Аввакум в обращении к вселенским патриархам на соборе 1667 года.

В августе 1667 года протопоп Аввакум был вывезен в Пустозерск, в котором уже находилась его семья и иные раскольники, которые не смирились с реформами Никона. Именно в Пустозерске Аввакум стал разрабатывать свои учения. Суть его учений заключалась в старине, в той современной ему действительности, которая ему виделась и которая противоречила тенденциям эпохи и самого Русского государства. Ведь именно в это время Московская Русь стала перестраиваться на другие духовные начала, сближая своими действиями общехристианскую, западноевропейскую и православные традиции.

Тем не менее, учения Аввакума имело большое влияние на ту часть крестьянства, которая, испытывая воздействие усиливающегося крепостничества, превращалась в холопов и рабов. Именно они стали выступать за те порядки, традиции и привилегии, которые были ранее. Они отвергали все преобразования, которая делала церковь. Крестьянские толпы уходили в глухие леса и болота, покидая те места, которые веками были насижены их семьями. Они ушли на Север и в Зауралье, не боясь преследований и анафем.

Отмечается. что стало увеличиваться количество самосожжений массового характера. Люди гибли сотнями и тысячами, не смирясь с церковными реформами. Примером служит ситуация, разразившаяся в начале 1687 года, когда в Палеостровском монастыре в результате массового самосожжения погибло около двух тысяч человека. Или же. например, 9 августа 1687 года в г. Березове Олонецкого уезда предали себя огню приблизительно тысяча человек. Подобных ситуаций в то время было великое множество.

Что же касается Аввакума, то он поощрял подобные свершения.

“Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут”. “Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли”. “Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, — Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память”. Протопоп Аввакум в “Послании к некоему Сергию”.

Отметим, что на период 1675 – 1695 гг. зафиксировано порядка 35 самосожжений массового характера. Во время этих самосожжений погибло порядка 20000 человек.

Можно говорить о том, что Аввакума следует считать буквально-таки первым проповедником, который приветствовал массовые суициды в религиозной практике. Неудивительно, что он считался еретиком.

Алексей Михайлович умер и на престоле оказался его сын – Федор Алексеевич. Аввакум решил в 1681 году отправить послание новому царю,в котором говорилось о раздражении к церкви и всему духовенству.

«А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю» . «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, — слышал я от Спаса; то ему за свою правду. Иноземцы, что знают, что ведено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали». Протопоп Аввакум в послании к царю Федору Алексеевичу.

Федор Алексеевич не относился с сочувствием в отношении раскольников, как его отец. Послание протопопа Аввакума было им воспринято как угроза власти. угроза царства, угроза лично его особе. Что же касается окружения царского, то в нем практически не осталось тех лиц, которые благожелательно относились к опальному протопопу. Царский двор Федора Алексеевича состоял из “киевских нехаев” – ученых-монахов, лидером которых являлся Симеон Полоцкий.

За ругань в отношении царского дома было принято решение сжечь протопопа Аввакума, равно как и трех его подельников.

15 апреля 1682 года протопоп Аввакум был предан огню. Он был сожжен на костре. Подробности данной казни малым образом известны. можно говорить лишь только о том, что за ней наблюдало большое количество народа.

Подписаться на канал Вы можете здесь .

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1108776
http://24smi.org/celebrity/32379-protopop-avvakum.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d385f9589a5de00ae1e497b/5d8b1939fe289100b1193495

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: