Протоиерей Николай Погребняк. Живоносный источник

НИКОЛАЙ (ПОГРЕБНЯК)

В миру Погребняк Святослав Владимирович, родился 15 мая 1950 года в городе Москве в потомственной семье врача.

В 1967 году окончил среднюю школу № 820 и поступил в 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, где учился до 1971 года (полного курса не закончил).

В 1971-1973 годах работал в Государственной Третьяковской галерее.

В 1972 году поступил на подготовительные курсы в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где посещал лекции на искусствоведческом отделении исторического факультета.

В 1973 году поступил в Московский полиграфический институт (факультет редактирования печатных изданий), который закончил в 1978 году по специальности “Книговедение”.

В 1974-1981 годах работал в Московском доме книги в должности заведующего отделом общественно-политической литературы.

С 1975 году работал в редакции “Журнала Московской Патриархии” под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина).

В 1976 году женился, в том же году родилась дочь Софья.

6 ноября 1979 года принял крещение с наречением имени Николай.

В июле 1981 года перешёл на постоянную работу в редакцию “Журнала Московской Патриархии”, где до 1990 года работал в должности заведующего справочно-библиографическим отделом (библиотекой ИО МП).

25 февраля 1990 года рукоположен в сан диакона епископом Можайским Григорием (Чирковым), определён к храму Святой Троицы города Люберцы Московской области.

27 августа [1] 1990 года рукоположен в сан иерея тем же архиереем.

До 1992 года служил в Троицком храме города Люберцы.

23 июля 1992 года назначен настоятелем Преображенского храма города Балашихи Московской области.

С 1997 года – член редакционной коллегии журнала “Московские епархиальные ведомости”.

21 июля 1998 года назначен благочинным церквей Балашихинского округа Московской епархии.

В 1998-2004 годах – секретарь комиссии по издательской деятельности Московской епархии.

В 2000 году возведён в сан протоиерея.

12 августа 2003 года поручено окормление прихода Иверского храма в деревне Абрамцево Балашихинского района Московской области [2] (27 августа 2004 года деревня вошла в черту города Балашихи, как квартал [3]). Впоследствии стал настоятелем этого храма.

С 12 октября 2004 по 3 августа 2016 года являлся председателем отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии [4].

22 марта 2006 года назначен по совместительству настоятелем Михаило-Архангельского храма города Балашихи Московской области [5].

24 мая того же года назначен по совместительству настоятелем Никольской церкви при Военно-техническом университете Спецстроя России города Балашихи Московской области [6].

17 декабря 2007 года назначен настоятелем церкви мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии деревни Федурново Балашихинского района Московской области с оставлением в прежней должности [7].

В 2009 году овдовел.

До 13 января 2010 года являлся настоятелем храма Феодора (Ушакова) города Железнодорожного Московской области [8].

С 31 марта 2011 по 29 июля 2016 года являлся пресс-секретарём Московской епархии [9].

28 сентября 2011 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского [10]. Постриг в Крестовом храме Преображения Господня Московского Новодевичьего женского монастыря совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков).

5 октября того же года был избран епископом Балашихинским, викарием Московской епархии, для помощи митрополиту Крутицкому Ювеналию.

12 октября того же года освобождён от обязанностей настоятеля Никольского храма города Балашихи, Иверского храма деревни Абрамцево и храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии деревни Федурново Балашихинского района Московской области.

3 декабря 2011 года был наречён, а 1 января 2012 года – хиротонисан во епископа Балашихинского, викария Московской епархии. Хиротонию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя города Москвы возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков); архиепископы Можайский Григорий (Чирков), Истринский Арсений (Епифанов); епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон (Недосекин), Серпуховской Роман (Гаврилов), Солнечногорский Сергий (Чашин), Воскресенский Савва (Михеев).

С 12 марта 2013 года – член епархиального совета Московской епархии по должности викария [11].

6 августа 2013 года назначен заместителем председателя новоучреждённого редакционного совета журнала “Московские епархиальные ведомости” [12].

22 октября того же года назначен председателем новосозданной комиссии Московской епархии по культуре [13].

С 11 сентября 2014 [14] по 18 декабря 2015 года [15] являлся настоятелем храма преподобного Саввы Сторожевского города Балашихи Московской области, с оставлением в прежних должностях.

29 июля 2016 года назначен председателем отдела Московской епархии по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью [16].

22 декабря того же года назначен настоятелем Князь-Владимирского храма города Балашихи Московской области [17].

Читать еще:  Лунный календарь и любовь. Любовь и лунный календарь

6 марта 2017 года был освобождён от обязанностей благочинного церквей Балашихинского округа, согласно поданному прошению по состоянию здоровья, с выражением сердечной благодарности за понесённые труды, с оставлением в прежних должностях [18].

В сентябре того же года назначен исполняющим обязанности руководителя и главного редактора Издательства Московской Патриархии, а 19 октября утверждён в должности главного редактора Издательства Московской Патриархии [19].

18 октября 2017 года был назначен на должность главного редактора “Журнала Московской Патриархии”.

23 октября того же года был освобождён от обязанностей председателя отдела Московской епархии по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью [20] и от обязанностей председателя комиссии по культуре Московской епархии [21].

28 ноября 2017 года был направлен в непосредственное каноническое ведение патриарха Московского и всея Руси, без изменения титула, в связи с назначением в Издательство Московской Патриархии [22].

1 марта 2018 года был освобождён от должности настоятеля Балашихинского Князь-Владимирского храма [23].

Сочинения

  • Слово при наречении во епископа Балашихинского, викария Московской епархии, официальный сайт Московского Патриархата, 3 декабря 2011:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/1799681.html

Награды

  • набедренник (1992)
  • камилавка (1994)
  • орден св. Владимира III степени (1996)
  • наперсный крест (1997)
  • грамота благодарственная (1998)
  • орден прп. Сергия Радонежского III степени (2000)
  • грамота патриаршая (2003)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского III степени (2005)
  • палица (2005)
  • грамота Благодарственная (2007)
  • орден свт. Иннокентия Московского III степени (2008)
  • медаль “1020-лет Крещения Руси” (2008)
  • наперсный крест с украшениями (2009)
  • медаль “За усердное служение” I степени (2010)
  • грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования (2010)
  • медаль “В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года” (2012)
  • патриарший знак 700-летие преподобного Сергия Радонежского (2014)
  • орден Петра Великого II степени (награда общественная, наградного комитета РФ) (2006)

Вифлеемские младенцы

Христос волхвы спасе, пастыри созва,
младенец множества показа мученики.
Великий канон, песнь 6-я

Н а миниатюре Евангелия XVII в. из собрания библиотеки МГУ, изображающей переход через Чермное море, есть интересная деталь: «яко по суху пешешествующие» израильтяне везут на повозке, в которую запряжена пара ослов, своих малолетних детей. Дети постарше идут рядом, позади — их матери. Они только что вышли на берег, на котором видны покрытые растительностью холмы. Пророк Моисей простер руку свою к морю, и вода возвратилась и покрыла всадников всего войска фараонова (Исх. 14:28). Израильские женщины в восторге воздевают руки, у одной из них в руках тимпан, — это сестра Моисея Мариам; И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15:21). Спаслись, вывели из «египетского зла» своих детей — эту, казалось бы, невыполнимую задачу Сам Господь помог решить, — вот она уже решена!

Но вот еще одна миниатюра: на ней изображены события, происходившие через тринадцать веков после исхода Израиля из Египта. Это миниатюра из Евангелия-апракос 1693 г. из собрания Археографической комиссии (Библиотека Академии Наук в СПб). На троне изображен царь Ирод, он отдает своим воинам приказ начать карательную операцию. И вот уже льется кровь невинных младенцев. Не «дщерь Вавилоня окаянная», а Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Как они могли, эти воины?! Ведь не наемников посылал Ирод, а потомков тех, кто по велению Божию уходил когда-то из Египта и выводил оттуда своих чад.

Тема избиения младенцев в церковном искусстве известна с древнейших времен. Из сочинений священномучеников Иринея Лионского и Киприана Карфагенского следует, что уже при их жизни (вторая половина II — начало III вв.) Вифлеемские младенцы почитались святыми. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. Память избиенных в Вифлееме младенцев в богослужебных книгах появляется в V в. Песнопения на день убиения младенцев принадлежат преподобному Андрею Критскому (†712).

Евангельское описание (Мф. 2:16—18) избиения младенцев содержит мало подробностей: Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов. Тогда сбылось реченное пророком Иеремией, который говорит: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног.

То, что впоследствии нашло отражение в церковном изобразительном искусстве, нашло свое воплощение в драматичном описании святителя Григория Нисского (†394):

«Как изобразить палача, с обнаженным мечом стоящего над младенцем: взгляд его суров и дышит убийством, речь его страшна; одной рукой он тащит к себе младенца, другой простирает меч, между тем мать с другой стороны влечет свое дитя к себе и подставляет собственную выю острию меча». Святитель описывает далее стенания и вопли родителей, ужас детей, прижимающихся к груди матерей и получающих смертельные удары в утробу; иной палач одним ударом пронзает младенца и мать, иной отторгает младенца от груди матери.

Читать еще:  Гороскоп людей родившихся 2 марта. День победы в сражении при Адуа

Избиение младенцев в мозаике римского храма Санта Мария Маджоре

Древнейшие изображения избиения Вифлеемских младенцев можно видеть в мозаиках римского храма Санта Мария Маджоре (432—440 гг.), иллюстрированных рукописях VI в. — сирийском Евангелии Рабулы (Флоренция, Библиотека Лауренциана), кодексе Григория Богослова (Национальная библиотека в Париже). Здесь во всех случаях изображен царь Ирод, сидящий на троне и отдающий приказание об уничтожении младенцев: «Скверноубийства кровьми Ирод оскверняется: Владыку бо всех, Бога и Царя, убити покушаяся, на отроки неистовствует и свирепствует люте» (Канон святых младенцев, песнь 5-я).

В ранних памятниках показано начало трагедии: палачи только собираются исполнять приказание, но позднее в композиции появляются не только страшные подробности детоубийства: иродовы палачи (как и святитель Григорий Нисский, не станем назвать их «воинами») пронзают младенцев копьями и мечами, держа их за волосы или за ноги; пытаются защитить своих чад матери.

Позднее появляется еще одна важная деталь: убиение праведного священника Захарии, отца Иоанна Предтечи, и бегство св. Елисаветы с младенцем: «Священства одеждою обложен, премудре. мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче» (тропарь пророка Захарии).

По-видимому, с VI—VII вв. сюжет избиения младенцев встречается в храмовой росписи достаточно часто. В так называемой Красной церкви в Перуштице (в окрестностях Пловдива, Болгария) сохранились фрагменты фресок, в которых можно опознать сюжеты поклонения волхвов, бегства в Египет и избиения младенцев. В последнем случае сохранилась фигура царя Ирода, укрывающаяся в скале от убийц праведная Елисавета, а также сцена убиения пророка Захарии.

В уникальном собрании икон монастыря св. Екатерины на Синае в числе небольших икон, предназначенных, видимо, для келейной молитвы, есть центральная часть триптиха с изображением Рождества Христова, бегства в Египет, бегства Елисаветы в пустыню и избиения младенцев.

Со временем композиция Рождества Христова в храмовой росписи значительно усложняется; к ней присоединяются дополнительные эпизоды. В росписях 70-х годов XIII в. (к сожалению, сохранившихся фрагментарно) монастыря Градац, построенного по обету женой сербского короля Уроша I Еленой, Рождество Христово содержит эпизоды прибытия, поклонения и возвращения волхвов, бегства в Египет и избиения младенцев.

В мозаиках XIV в. баптистерия Венецианского собора Сан-Марко представлены сцены, изображающие волхвов перед царем Иродом, поклонение волхвов Младенцу Христу, бегство в Египет и избиение Вифлеемских младенцев.

В русской иконописи сюжет избиения младенцев получает развитие во второй половине XVI и XVII вв. в связи со стремлением к подробному иллюстрированию всех деталей Евангельского текста. На иконах Рождества Христова в композицию вводятся дополнительные сцены: «Бегство в Египет», «Сон волхвов», «Избиение младенцев», «Плач жен».

Икона XVI века,
содержащая сцену
избиения Вифлеемских
младенцев

Икона Рождества Христова второй половины XVI в., происходящая из Холмогор (ныне в Третьяковской галерее), имеет сложную композицию, разделенную на пять поясов. Действие начинается с путешествия волхвов: «волсви едут взыскати Отроча» ко «граду Иерусалиму», возле которого их встречают «стражи градные». В следующей сцене с волхвами беседует сидящий на престоле царь Ирод; рядом с ним — телохранитель с обнаженным мечом и щитом. Затем — путешествие волхвов: «волсви едут от Ирода царя по звезде». В нижней части композиции вновь изображен царь Ирод, обнаживший меч и приказывающий «избивати младенцы»; рядом, справа и слева — сцены избиения; по краям изображены плачущие матери. Еще один ряд композиции представлен сценами: «Елисавета бежа в гору», «Иосифу во сне явися ангел» и «Бегство в Египет». В последнем эпизоде Богоматерь с Богомладенцем едет на коне, а за Ней с котомкой идет отрок Иаков, брат Божий. Еще одна особенность композиции — в центральной части иконы, где находится собственно сюжет Рождества, изображены удаляющиеся от пещеры волхвы: «волсви ведет ангел инеем путем во страну их».

Создание столь сложной композиции иконы Рождества Христова, по-видимому, связано с хождением на Синай купца Василия Позднякова в 1588 г. Поздняков запомнил и описал «заморские святыни», что и нашло столь интересный живописный отклик в купеческих Холмогорах.

Для русских иконописцев, конечно, источником вдохновения были святыни Святой Афонской Горы. Например, фреска XV в. соборного храма монастыря Ставроникита в композиции «Избиение младенцев» содержит многие детали, воспроизведенные русскими иконописцами в иконах Рождества Христова. Такой образ второй половины XVI в. из Сольвычегодска довольно подробно воспроизводит сцены избиения младенцев, которые могли видеть русские паломники.

В XVI в. сцены, связанные с Рождеством Христовым, появляются не только на иконах этого праздника, но и в других композициях. Например, на иконе Благовещения с 24 клеймами акафиста (первой половины XVI в., из Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, ныне в Ярославском художественном музее-заповеднике) представлены 5 клейм, связанных с Рождеством Христовым (соответственно, иллюстрирующие акафист с 4 икоса по 6-й), в том числе «Бегство в Египет».

Читать еще:  Почему разгорелся конфликт вокруг Telegram. Конфликт между патриархом никоном и царём алексеем михайловичем

Ярославская икона
Рождества Христова, XVII в.

Ярославская икона Рождества Христова середины XVII в. содержит сложную, насыщенную многими подробностями, композицию избиения младенцев. Часть эпизодов в ней помещена в архитектурные рамочки, разбивающие композицию и делающие ее более выразительной.

Наши Четии Минеи представляют картину избиения младенцев также довольно подробно: «Овии мечем посекаеми, овии же о камень разбиваеми, овии о землю ударяеми и ногами попираеми, инии руками удавляеми, друзии растерзаеми и раздираеми, инии прободаеми, и инии полма пресецаеми. матереем плачущим, власы терзающим, одежды на себе и плоть свою издирающим».

Поздние храмовые росписи, при большей живописности, приобретают некоторую декоративность, из них уходит то ощущение страшной трагедии, которая была присуща ранним миниатюрам, иконам и фрескам избиения младенцев. Между тем трагизм описанной в Евангелии от Матфея истории избиения Вифлеемских младенцев достоин того, чтобы стать частью православного сознания христиан XXI столетия. Ведь иродово преступление и через двадцать веков постоянно воспроизводится.

В своей борьбе против греха детоубийства Церковь сегодня может приводить в пример то, как на протяжении всего своего существования осуждала она этот иродов грех, боролась с ним своей молитвой, богослужением, своей иконописью. Ведь вновь и вновь Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.

Храм «Живоносный Источник» в Царицыне и его история

Богата Москва православными храмами и монастырями. Издревле плыл над ней малиновый звон их колоколов. Со всей необъятной Руси шли паломники, чтобы поклониться мощам святых угодников и излить перед чудотворными иконами свои печали. А уж таких икон послал Господь в Белокаменную великое множество. В их честь строились и освящались храмы. Один из них — храм «Живоносный Источник» в Царицыне. О нём наш рассказ.

Святой источник

Но прежде всего, несколько слов о самом Живоносном Источнике, в честь которого написана икона и освящён храм. Предание говорит, что в V веке вблизи Константинополя находилась роща, посвящённая Пресвятой Богородице. В роще был чудотворный источник. Сама Пречистая Дева указала людям место, где найти его, и повелела благочестивым людям приходить к нему и по вере получать исцеление от болезней. Среди исцелившихся были и простые люди, и императоры. В благодарность за явленные чудеса вначале заключили источник в каменный круг, а позже воздвигли рядом с ним каменную церковь. Всем, кто обращался к ней с верою и молитвой, Богородица посылала исцеление.

Первая деревянная церковь

Тот участок, где сейчас находится храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, получил своё название лишь в 1775 году, при Екатерине II, а прежде там находилась усадьба Чёрная грязь. В 1680 году её хозяином стал князь А.С.Голицын. Он и его родные отстроили заново обветшавшую усадьбу и возвели деревянную церковь. Но наступили времена стрелецких бунтов, и попали в опалу все сторонники царевны Софьи, в том числе и род Голицыных. Усадьбу отобрали, и она перешла в казну.

Каменный храм «Живоносный Источник» в Царицыне

В 1713 году царь Пётр I подарил её выдающемуся государственному деятелю Д.К.Кантемиру, который построил на месте деревянной церкви новую каменную. Со временем она неоднократно перестраивалась наследниками и долгие годы служила их родовой усыпальницей. Следующей владелицей усадьбы стала императрица Екатерина II, купившая её у семьи Кантемиров. Она поручила архитектору Баженову перестроить весь ансамбль зданий и заменила неблагозвучное название Чёрная грязь на Царицыно. Отныне здесь размещалась одна из её летних резиденций.

На протяжении своей истории храм «Живоносный Источник» в Царицыне неоднократно перестраивался и подновлялся. Иногда это делалось на средства богатых жертвователей, иногда на сборы простых прихожан. Печальная судьба постигла его в 1939 году. Богоборческие власти придумали подходящий повод и закрыли храм. Историческому памятнику, шедевру архитектуры нашли иное применение. Вначале в нём помещалась трансформаторная будка, затем типография и, наконец, деревообрабатывающей цех. В результате вибрации от работы его оборудования значительные повреждения были нанесены и стенам здания, и их росписи.

Возвращение здания храма прихожанам

В 1990 году храм «Живоносный Источник» в Царицыне вновь был возвращён верующим. Под руководством настоятеля, протоиерея Георгия Бреева, началось его восстановление. Чтобы придать храму первоначальный вид, пользовались документами, сохранившимися среди описи усадьбы Царицыно, и воспоминаниями старых прихожан.

В настоящее время приходская жизнь храма включает в себя самые разнообразные аспекты. Кроме того что здесь проводятся ежедневные богослужения, к услугам верующих богатая церковная библиотека. Посещают её как учащиеся православной школы, так и все желающие. На базе воскресной школы организована группа поддержки лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также поддержки их православных общин. Храм «Живоносного Источника» в Царицыно широко известен организацией паломнических поездок и благотворительных консультаций, которые проводят юристы и психологи.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/19293.html
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4524
http://nlo-mir.ru/religia/43199-hram-zhivonosnyj-istochnik.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: