Протоиерей Николай Агафонов: Молитва алтарника (Святочный рассказ). Протоиерей Николай Агафонов

Читать онлайн «Преодоление земного притяжения»

Автор Агафонов Николай Викторович (протоиерей)

Annotation

Герои рассказов этой книги — генералы и солдаты, архиереи и семинаристы, монахи и ученые, комиссары и крестьяне.

Эти рассказы не просто житейские истории, а наполненные комедийными и драматическими событиями судьбы людей. Смешное и грустное здесь тесно соседствуют, в своем сплетении порождая захватывающий сюжет повествования, потому-то книга читается на одном дыхании.

Несомненно одно: рассказы читаются легко, а вот расставаться с их героями трудно.

Протоиерей Николай Агафонов

Красное Крещение (Рассказ-быль)

Победа над смертью

«На реках вавилонских…»

Погиб при исполнении (Некриминальная история)

Утешение в старости

Вика с Безымянки

Путешествие в Антимир (Научно-фантастический рассказ)

Оборотень (Святочный рассказ)

Молитва алтарника (Святочный рассказ)

Командировка в иную реальность

Отчего курица спятила с ума?

Штрихи к портрету архиепископа Пимена

Как я поступал в Духовную семинарию

Я отпускаю его с миром

Мы очень друг другу нужны

По щучьему велению

Чаю воскресения мертвых

Очень важный поступок

Протоиерей Николай Агафонов

Преодоление земного притяжения

От автора

Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации. Оно идет с нами рядом, дышит нам прямо в затылок. Но мы не чувствуем Его, ибо наши чувства притупились бесчисленными соблазнами века сего. Оно забегает вперед и заглядывает прямо в глаза.

Но мы в упор не видим, так как ослеплены своим ложным величием, величием человека, могущего горы переставлять без всякой веры, лишь с помощью бездушного технического прогресса. А если иногда мы это Чудесное увидим, то спешим обойти Его стороной, сделать вид, что не заметили, так как в тайнике своего существа догадываемся, что хлопот с Ним не оберешься. На подсознательном уровне мы понимаем, что, приняв Это Чудесное как реальность нашей жизни, мы должны изменить и свою жизнь. Расстаться со всем привычным и уютным. А вот это-то тяжелее всего.

Современного человека почему-то более интересуют бесконечные глубины холодного космоса, чем глубины собственной бессмертной души. Его волнует вопрос, есть ли условия для каких-нибудь форм биологической жизни на Марсе, но при этом он не задает себе вопросы, есть ли жизнь после смерти, а если есть, то какие условия этой жизни?

Для того чтобы выйти в открытый космос, летательному аппарату необходимо преодолеть земное притяжение. Человек научился преодолевать это притяжение, сжигая первую, вторую, а затем и третью ступени ракетоносителя.

Но еще задолго до начала эры космонавтики Церковь научила человека преодолевать греховное притяжение, выводя его к высотам Царства Небесного. Для этого также необходимы три ступени: вера, надежда и любовь.

Герои моих рассказов в разной степени, но все же пытаются преодолеть притяжение греха, а уж как это у них получается — судить вам, мои дорогие читатели.

Протоиерей Николай Агафонов.

Красное Крещение (Рассказ-быль)

Отец Петр встал коленями на половичок, постланный на льду у самого края проруби, и, погрузив в нее большой медный крест, осипшим голосом затянул:

— Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…

Тут же молодой звонкий голос пономаря Степана подхватил:

— Троическое явися поклонение…

Вместе с ними запели Крещенский тропарь крестьяне села Покровка, толпившиеся вокруг купели, вырубленной в виде креста. К моменту погружения креста вода успела затянуться тонкой корочкой льда, так как январь 1920 года выдался морозный. Но тяжелый крест, с хрустом проломив хрустальную преграду, продолжая в движении сокрушать хрупкие льдинки, чертил в холодной темной воде себе же подобное изображение.

Во время пения слов «И Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение…» Никифор Крынин, сунув руку за пазуху, вынул белого голубя и подбросил его вверх, прихлопнув ладонями. Голубь, вспорхнув, сделал круг над прорубью, полетел к небу. Крестьяне провожали голубя восторженными, по-детски обрадованными взглядами, как будто в самом деле в этом голубе увидели Святого Духа. Как только закончился молебен и отец Петр развернулся с крестным ходом, чтобы вернуться в церковь, толпа весело загомонила, бабы застучали ведрами и бидонами, а мужики пошли ко второй проруби, вырубленной в метрах двадцати выше по течению, чтобы окунуться в Иордань. Речка Пряда в этот день преобразилась в Иордань, протекающую за тысячи верст отсюда, в далекой и такой близкой для каждого русского сердца Палестине.

Пономарь Степан, подбежав к отцу Петру, сконфуженно зашептал:

— Батюшка, благословите меня в Иордань погрузиться.

— Да куда тебе, Степка, ты же простывший.

— В Иордани благодатной и вылечусь от хвори, — с уверенностью произнес Степан. В глазах его светилась мольба, и отец Петр махнул рукой:

Подул восточный ветер. Снежная поземка, шевеля сухим камышом, стала заметать следы крестного хода. Когда подошли к церкви, белое марево застило уже все кругом, так что ни села, ни речки внизу разглядеть было невозможно.

Отец Петр с Никифором и певчими, обметя валенки в сенях и охлопав полушубок от снега, ввалились в избу и сразу запели тропарь Крещению. Батюшка, пройдя по дому, окропил все углы крещенской водой. Затем сели за стол почтить святой праздник трапезой. Прибежавший следом Степан, помолившись на образа, присел на краешек лавки у стола. Вначале все молча вкушали пищу, но после двух-трех здравиц завели оживленную беседу. Никифор мрачно молвил:

— Слышал я, у красных их главный, Лениным вроде кличут, объявил продразверстку, так она у них называется.

— Что это такое? — заинтересовались мужики.

— «Прод» — это означает продукты, ну, знамо дело, что самый главный продукт — это хлеб, вот они его и будут «разверстывать», в городах-то жрать нечего. — Что значит «разверстывать»? — взволновались мужики, интуитивно чувствуя в этом слове уже что-то угрожающее.

— Означает это, что весь хлебушек у мужиков отнимать будут.

— А если я, к примеру, не захочу отдавать? — горячился Савватий. — У самого семеро по лавкам — чем кормить буду? Семенным хлебом, что ли? А чем тогда весной сеять?

Читать еще:  Приснилось нло в небе. Толкование сна нло в сонниках

— Да тебя и не спросят, хочешь или не хочешь, семенной заберут, все подчистую, — тяжко вздохнул Никифор. — Против рожна не попрешь, они с оружием.

— Спрятать хлеб, — понизив голос, предложил Кондрат.

— Потому и «разверстка», что развернут твои половицы, залезут в погреба, вскопают амбары, а найдут припрятанное — и расстреляют, у них за этим дело не станет.

— Сегодня-то вряд ли они приедут — праздник, а завтра надо все же спрятать хлеб, — убежденно сказал Савватий.

— Это для нас праздник, а для них, супостатов, праздник — это когда можно пограбить да поозоровать над православным людом. Но сегодня, думаю, вряд ли, вон метель какая играет, — подытожил встревоживший мужиков разговор Никифор.

Тихо сидевшая до этого матушка Авдотья, жена отца Петра, всхлипнула и жалобно проговорила:

— От них, иродов безбожных, всего можно ожидать, говорят, что в первую очередь монахов да священников убивают, а куда я с девятью детишками мал мала меньше? — и матушка снова всхлипнула.

— Да вы посмотрите только на нее, уже живьем хоронит, — осерчал отец Петр. — Ну что ты выдумываешь, я че, в революцию, что ли, их лезу. Службу правлю по уставу — вот и всех делов. Они же тоже, чай, люди неглупые.

— Ой, батюшка, не скажи, — вступила в разговор просфорница, солдатская вдова Нюрка Востроглазова. — Давеча странница одна у меня ночевала да такую страсть рассказала, что не приведи Господи.

Все сидевшие за столом повернулись к ней послушать, что за страсть такая. Ободренная таким вниманием, Нюрка продолжала:

— В соседней губернии, в Царицынском уезде, есть большое село названием Цаца. В этом селе церковь, в которой служат два священника: один старый уже — настоятель, другой помоложе и детишек у него куча, не хуже как у нашего отца Петра. Дошел до сельчан тех слух, что скачет к ним отряд из Буденновской конницы. А командует отрядом тем Григорий Буйнов. Молва об этом Буйнове шла нехорошая, что особенно он лютует над священниками и церковными людьми. Передали это батюшке-настоятелю и предложили ему уехать из села от греха подальше. А он говорит: «Стар я от врагов Божиих бегать, да и власы главы моей седой все изочтены Господом. Если будет Его Святая воля — пострадаю, но не как наемник, а как пастырь, который овец своих должен от волков защищать». Молодой священник быстро собрался: жену, детишек, скарб на телегу кое-какой покидал — и в степь. Но не избег мученического венца: его Господь прямо на отряд Гришки вывел, и тут же порубили их сабельками. А как к селу подскакали ироды окаянные, к ним навстречу в белом облачении с крестом вышел батюшка-настоятель. Подлетает к нему на коне Григорий, как рубанет саблей со всего плеча, так рука-то, в которой крест держал, отлетела от батюшки. Развернул коня и рубанул во второй раз. Залилась белая риза кровью алой. Когда хоронили батюшку, то руку его в гроб вместе с крестом положили, так как не могли крест из длани батюшкиной вынуть. А за день до этого одной блаженной в их селе сон снился. Видит она батюшку в белых ризах, а рука в отдалении на воздусе с крестом. Когда рассказала сон людям, никто не мог понять, почему рука отдельно от тела.

— Ужасная кончина, — сокрушенно вздохнул отец Петр и перекрестился. — Не приведи, Господи.

Степка, тоже перекрестившись, прошептал: — Блаженная кончина, — и, задумавшись, загрустил.

Вспомнил, как ему, маленькому мальчику, мама по вечерам читала жития святых, в основном это были мученики или преподобные. Он, затаив дыхание, слушал и мысленно переносился во дворцы императоров-язычников и становился рядом с му-чениками. Как-то и он спросил маму:

— А можно нам тоже пойти во дворец к императору и сказать ему, что мы «христиане», пусть мучает.

— Глупенький, наш император сам христианин и царствует на страх врагам Божиим. Мученики были давно, но и сейчас есть место для подвигов во имя Христа. Например, подвижники в монастырях, — и читала ему о преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском.

Воображение Степки переносило его в дремучие леса к святым кротким подвижникам, и он вместе с ними строил из деревьев храм, молитвой отгонял .

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
статья по литературе (6 класс) по теме

Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен учителям, интересующимся православным направлением современной русской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Е.А. Белозерова (Волгоград)

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

В последние годы стала возрождаться творческая традиция святочного рассказа. Ей посвящены работы Е.В. Душечкиной (Душечкина1995:228), Х. Барана (Баран1993:284-328), О.Н. Калениченко (Калениченко2009:63) и других литературоведов. Современные исследователи говорят об этом жанре примерно так: «Святочные рассказы – это произведения, в которых изображались события, имевшие дело на святках». «Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования» (Безбородкина http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat ). В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается одно из определений этого жанра: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье» (Православная 1992 , 10-12).

Счастливое рождественское чудо пришло к герою рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Автор, известный духовный писатель, искренне верит, что чудеса в нашей жизни есть, надо только постараться их увидеть. « Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его, – пишет Н. Агафонов в предисловии к сборнику повестей и рассказов «Преодоление земного притяжения». — Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации. (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Действие рассказа происходит в рождественский сочельник, когда вся земля готовится к главному чуду – явлению Божественного Младенца Христа. Ждут праздника настоятель собора с протодьяконом и сетуют на отсутствие снега:

«- Что за наваждение в этом году, ни снежинки. Как подумаю, что завтра Рождество, а снега нет, так никакого праздничного настроения.

— Правда твоя, — поддакивал ему настоятель собора, — в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Читать еще:  Сон найти золотую цепочку с иконкой. К чему снится золотая цепочка по соннику

Ждет праздника и алтарник Валерка – сирота, слабый умом, взятый на работу в собор из сострадания. На его робкое предложение помолиться о даровании «снежка» «настоятель повертел вслед ему пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:

— Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах, как Дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Валерка не просто верит в чудо, а в горячей молитве просит Пресвятую Богородицу пред ее иконой «Скоропослушнице» сотворить это чудо: «…Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон — добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снегу нет к Рождеству. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царица моя Преблагая. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

В словах Валерки столько детской чистоты и веры, столько искренней горячей любви к Богу и людям, что ни одно сердце не способно устоять перед его слезной просьбой – тем более сердце Той, которая является Матерью и Заступницей всего рода христианского.

Писатель обращается к художественным возможностям изображения мира через эмоционально-психологическое восприятие героя. Подобный способ изображения нередко использовали писатели-классики. Например, в святочном рассказе Н.Г. Михайловского «Дворец Дима» «такой способ изображения становится определяющим» (Калениченко 2009:63). Монолог героя занимает центральное место в произведении Н. Агафонова, чем определяется название рассказа. Автор изображает нравственную борьбу в душе героя, в результате которой юноша отказывается от любимого лакомства – мороженого крем-брюле, чтобы на все подаренные отцом протодьяконом деньги купить свечей и поставить их к иконе «Скоропослушнице». Это его жертва во имя любви к ближнему — а значит, любви к Богу.

В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен, и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося привычные слова молитв, мы делаем это механически, не вдумываясь в их смысл. Уста говорят, а ум и сердце отсутствуют. Герои рассказа — отец настоятель и отец протодьякон — не исключение, ведь они тоже люди. А уборщицу к тому же раздражает поведение «ненормального» Валерки, который молится в «неурочный час». Женщина, стараясь о внешнем благолепии храма, забывает главное: молиться можно везде и всегда . «Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», — сказано в Евангелии (Лк: 18,17). А Валерка, несмотря на свой девятнадцатилетний возраст, разумом и душой – ребенок, и его молитва оказалась услышанной.

«Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалилась из подъездов и домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

— Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

— Снежок — это хорошо, — ответил настоятель, — вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя » (Агафонов Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya). Действительно, прав писатель, говоря: « Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org). И только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф: 5, 8).

Развивая лучшие традиции русской литературы, писатель по-новому освящает тему «маленького человека». Бедный сирота в начале рассказа вызывает жалость и сострадание: «Настоятель пожалел его, — куда он, такой убогий? — и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб не даром ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище — Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и бестолковостью» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org).

В кульминационной части произведения отношение читателя к главному герою меняется: алтарник словно вырастает в наших глазах (даже имя его «Валерка» автор заменяет почтительным «Валерий»), и приходит понимание, что молитвами таких внешне незаметных людей, но исполненных горячей веры, испокон века держится Русская земля. Это о них сказано: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк: 9, 48).

Библия// Российское библейское общество: Москва,1995.

Агафонов Н. Молитва алтарника [Электронный ресурс]/ Н. Агафонов. -http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya

Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / /Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. — М., 1993. С. 284-328.

Безбородкина Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов [Электронный ресурс]/ Е.С. Безбородкина. — http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е.В. Душечкина. — СПб. 1995. С. 228.

Калениченко О.Н. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского / О.Н. Калениченко // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях. Ч. 2/ — Михайловка, 2009. С. 63.

Статья по литературе на тему «Чудо детской веры в святочном рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Е.А. Белозерова (Волгоград)

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

В последние годы стала возрождаться творческая традиция святочного рассказа. Ей посвящены работы Е.В. Душечкиной (Душечкина1995:228), Х. Барана (Баран1993:284-328), О.Н. Калениченко (Калениченко2009:63) и других литературоведов. Современные исследователи говорят об этом жанре примерно так: «Святочные рассказы – это произведения, в которых изображались события, имевшие дело на святках». «Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования» (Безбородкина http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat ). В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается одно из определений этого жанра: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье» (Православная 1992 , 10-12).

Счастливое рождественское чудо пришло к герою рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Автор, известный духовный писатель, искренне верит, что чудеса в нашей жизни есть, надо только постараться их увидеть. « Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его, – пишет Н. Агафонов в предисловии к сборнику повестей и рассказов «Преодоление земного притяжения». — Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации. (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Читать еще:  Православие что такое псалтирь. Порядок чтения псалтири по усопшим

Действие рассказа происходит в рождественский сочельник, когда вся земля готовится к главному чуду – явлению Божественного Младенца Христа. Ждут праздника настоятель собора с протодьяконом и сетуют на отсутствие снега:

«- Что за наваждение в этом году, ни снежинки. Как подумаю, что завтра Рождество, а снега нет, так никакого праздничного настроения.

— Правда твоя, — поддакивал ему настоятель собора, — в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Ждет праздника и алтарник Валерка – сирота, слабый умом, взятый на работу в собор из сострадания. На его робкое предложение помолиться о даровании «снежка» «настоятель повертел вслед ему пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:

— Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах, как Дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Валерка не просто верит в чудо, а в горячей молитве просит Пресвятую Богородицу пред ее иконой «Скоропослушнице» сотворить это чудо: «…Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон — добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снегу нет к Рождеству. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царица моя Преблагая. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

В словах Валерки столько детской чистоты и веры, столько искренней горячей любви к Богу и людям, что ни одно сердце не способно устоять перед его слезной просьбой – тем более сердце Той, которая является Матерью и Заступницей всего рода христианского.

Писатель обращается к художественным возможностям изображения мира через эмоционально-психологическое восприятие героя. Подобный способ изображения нередко использовали писатели-классики. Например, в святочном рассказе Н.Г. Михайловского «Дворец Дима» «такой способ изображения становится определяющим» (Калениченко 2009:63). Монолог героя занимает центральное место в произведении Н. Агафонова, чем определяется название рассказа. Автор изображает нравственную борьбу в душе героя, в результате которой юноша отказывается от любимого лакомства – мороженого крем-брюле, чтобы на все подаренные отцом протодьяконом деньги купить свечей и поставить их к иконе «Скоропослушнице». Это его жертва во имя любви к ближнему — а значит, любви к Богу.

В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен, и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося привычные слова молитв, мы делаем это механически, не вдумываясь в их смысл. Уста говорят, а ум и сердце отсутствуют. Герои рассказа — отец настоятель и отец протодьякон — не исключение, ведь они тоже люди. А уборщицу к тому же раздражает поведение «ненормального» Валерки, который молится в «неурочный час». Женщина, стараясь о внешнем благолепии храма, забывает главное: молиться можно везде и всегда . «Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», — сказано в Евангелии (Лк: 18,17). А Валерка, несмотря на свой девятнадцатилетний возраст, разумом и душой – ребенок, и его молитва оказалась услышанной.

«Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалилась из подъездов и домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

— Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

— Снежок — это хорошо, — ответил настоятель, — вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя » (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya). Действительно, прав писатель, говоря: « Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org). И только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф: 5, 8).

Развивая лучшие традиции русской литературы, писатель по-новому освящает тему «маленького человека». Бедный сирота в начале рассказа вызывает жалость и сострадание: «Настоятель пожалел его, — куда он, такой убогий? — и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб не даром ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище — Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и бестолковостью» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org).

В кульминационной части произведения отношение читателя к главному герою меняется: алтарник словно вырастает в наших глазах (даже имя его «Валерка» автор заменяет почтительным «Валерий»), и приходит понимание, что молитвами таких внешне незаметных людей, но исполненных горячей веры, испокон века держится Русская земля. Это о них сказано: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк: 9, 48).

Библия// Российское библейское общество: Москва,1995.

Агафонов Н. Молитва алтарника [Электронный ресурс]/ Н. Агафонов. — http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya

Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / /Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. — М., 1993. С. 284-328.

Безбородкина Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов [Электронный ресурс]/ Е.С. Безбородкина. — http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е.В. Душечкина. — СПб. 1995. С. 228.

Калениченко О.Н. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского / О.Н. Калениченко // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях. Ч. 2/ — Михайловка, 2009. С. 63.

Источники:

http://knigogid.ru/books/146089-preodolenie-zemnogo-prityazheniya/toread
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/21/chudo-detskoy-very-v-svyatochnom-rasskaze-n-agafonova-molitva
http://infourok.ru/statya-po-literature-na-temu-chudo-detskoy-veri-v-svyatochnom-rasskaze-n-agafonova-molitva-altarnika-1696293.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector