Протоиерей копейкин. Протоиерей Кирилл Копейкин

Протоиерей Кирилл Копейкин: “Я обрел то, что всю жизнь искал!”

ПРОТОИЕРЕЙ Кирилл Копейкин — выпускник физического факультета СПбГУ, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, с 1996 года возглавляет приход храма святых Апостолов Петра и Павла при СПбГУ.

Вскоре после юбилейной конференции о. Кирилл дал интервью нашей газете.

Меня Господь к этому вел

— Отец Кирилл, как вы решились так резко изменить свою судьбу — от науки прийти к религии и стать священником?
— Такое ощущение, как будто не я сам судьбу изменил, а так было предусмотрено. У меня с детства главная задача в жизни была — узнать истину, поэтому я стал заниматься физикой. Когда я уже учился на физическом факультете, я понял, что это не тот путь, который приводит к познанию истины. Я стал искать чего-то другого. Уже учась в аспирантуре, переехал на новую квартиру, которая была расположена недалеко от Александро-Невской Лавры. Помню, что была мысль: хорошо, что рядом с Лаврой — будет в Семинарию близко ходить. Я удивился этой мысли, потому что тогда еще не было в моих планах туда поступать. Получается, меня действительно Господь к этому вел и привел.

— Что повлияло на принятие окончательного решения?
— Решение посвятить себя Церкви пришло после столкновения со смертью. Умер мой отец сравнительно молодым, ему 55 лет было всего. Я помню, как после его смерти я целый день езжу туда-сюда — в морг, на кладбище, оформляю все. На другой день просыпаюсь, и первая мысль была такая: жить нужно так, чтобы сохранилось после смерти то, ради чего ты жил. Вслед за этим сразу пришло понимание, что нужно стать священником. Это как будто подсказка была. Такая радость наполнила душу! И потом, когда я окончил Семинарию, стал священником, у меня было ощущение такое, что я нашел истину, обрел то, что всю жизнь искал в других областях, к чему всегда стремился.

— Вы часто ощущаете присутствие Бога в вашей жизни?
— Бог присутствует практически постоянно. Мне кажется, переживание близости к Богу — это ощущение смысла происходящего. Не то, что нарушается естественный смысл вещей, а когда ты понимаешь: то, что происходит, — это осмысленно.

Вера должна пройти испытания

— Как вы считаете, молодой человек должен сам прийти к Богу или нужно помочь ему в этом?
— Это у всех по-разному получается, но я думаю, что-то становится нашим тогда, когда оно выстрадано. Чтобы вера стала действительно глубокой, она должна пройти некоторые испытания. Тогда человек будет ее хранить, и вера его станет хранить.

— В чем проявляется истинная вера?
— Слово «вера» буквально означает «верность», верность Богу. И она подразумевает определенные отношения между Богом и человеком. Эти отношения не всегда бывают осознанными. Самое главное — это не внешнее исполнение обрядов, а хранение верности Богу даже в обыденной жизни.

— Бывают ситуации, когда у верующего умирает родственник, далекий от религии, и он переживает: что будет с душой его близкого, ушедшего в мир иной без покаяния?
— Я не думаю, что для такого человека Царство Небесное закрыто. По-разному бывает. Может быть, человек вырос в такой среде, что веру просто не смог обрести. Например, мой отец был воспитан в коммунистическое время, и понятно, что он не был верующим, по крайней мере, большую часть своей жизни. Он был очень хорошим человеком — добрым, отзывчивым, честно работал и крестился незадолго до своей смерти. Я думаю, что Бог примет таких людей, хотя тот путь, которым они восходят, для нас неведом. Все литургические песнопения говорят о том, что Христос разрушил запоры ада. Если раньше, независимо от того, как человек жил, был грешником или праведником, путь на Небеса для него был закрыт, то после смерти и воскресения Христа путь посмертного восхождения оказался открыт для всех.

Физика как попытка узнать нечто о Боге

— Физик Макс Планк говорил: «Для верующих Бог находится в начале пути, для физика — в конце». Вы согласны с этим?
— Дело в том, что физика изначально возникла как попытка узнать нечто о Боге через рассмотрение Его творений. И в средние века физика называлась естественной теологией. Считалось, что раз Бог сотворил этот мир (а это было для всех людей очевидно), то, значит, Он, если можно так выразиться, оставляет отпечатки Своих пальцев на творениях, и, изучая законы мироздания, можно сказать нечто о Творце этих законов. Позднее физика забыла об этой исходной закономерности, но, мне кажется, в скрытом виде это осталось. Интересно, что когда мы проводили круглый стол священнослужителей-выпускников Университета, то большинство присутствующих было физиками.

— Как ученый секретарь Духовной Академии какие вы видите тенденции в церковной жизни?
— Хорошо, что растет образовательный уровень у духовенства. В советское время усиленно насаждался образ священника невежественного, простеца. Это делалось намеренно, чтобы человека от Церкви отодвинуть. Сегодня меня радует, что очень хорошие ребята поступают в Семинарию. Многие люди с высшим образованием. Соединение светского и духовного образования позволяет нынешним священнослужителям отвечать на вопрошания людей.

— Вы возглавляете созданный в Университете Научно-богословский центр междисциплинарных исследований. Какова его основная цель?
— Когда-то Церковь была единственным сакральным институтом цивилизации. Она претендовала на то, что обладает истиной, знает, куда вести народ. После эпохи Возрождения Церковь эту функцию утратила. Оказалось, что далеко не всегда она могла ответить на вопросы своего времени. Позднее эти функции перешли к науке. Сегодня, в эпоху постмодерна, и наука начинает утрачивать функции своей сакральности. Все меньше становится фундаментальной науки, все больше технологий. Мне кажется, что такое сопряжение — с одной стороны — достижений науки, объективного знания, с другой стороны — той духовной энергии, которая дается верой в Бога, — может оказаться полезным и для науки, и для Церкви.

— Как вы оцениваете заявление группы известных ученых, выступающих против усиления влияния Церкви на жизнь общества?
— Меня всегда поражало, что люди, очень умные и замечательно разбирающиеся в своей профессиональной области, могут быть совершенно невежественными в сфере духовной. Здесь печальное наследие советского прошлого, когда человеку внушали, что он не должен ни о чем задумываться, не должен думать о своей душе, должен только, как винтик, исполнять определенные функции в этом государстве.

Церковь учит жить, исходя из осознания своей конечности в этом мире, и понимать, что за этой конечностью наступит другое, бесконечное существование. И каким оно будет, зависит от того, как мы в этой жизни жили.

Читать еще:  Как поздравить мужчину овна с днем рождения. Поздравления с днем рождения овну

Ощущение родного дома

— Считается, что дети острее чувствуют Бога. Как это было у вас в детстве?
— Я был крещен в младенчестве. Мы всей семьей ходили на Пасху регулярно в церковь, хотя родители тогда были неверующие, одна бабушка была верующей. В храме я ощущал удивительную теплоту, запах воска, ладана, потрескивание свечей. Потом это как-то забылось, потому что в школе я только физикой интересовался, математикой. А когда в студенческие годы стал снова приходить в церковь, было такое узнавание, ощущение родного дома. Я чувствовал благодать. В том храме, куда ходил в детстве, я потом был псаломщиком какое-то время и именно там получил благословение поступать в Семинарию.

— Какое значение вы придаете паломническим поездкам?
— Это прихожане предложили ездить в паломнические поездки, чтобы по-настоящему там подружиться. Действительно, так произошло. Года два назад мы стали ездить по Ленинградской области. Когда уже все храмы вокруг практически объездили, совершили поездку в Иерусалим, в Константинополе были. Если Бог даст, после Пасхи съездим в Рим. И, конечно, для всех нас это не только расширение кругозора, но и возможность узнать друг друга. Мы сдружились, стали единым целым. Апостол Павел сказал, что Церковь — Тело Христово. Вот мы это почти буквально ощущаем.

Человек может прийти к Богу только свободно

— Отец Кирилл, что для вас главное в общении с молодежью, когда вы несете ей Слово Божие?
— Нельзя никому ничего навязывать. Человек может прийти к Богу только свободно. Мы должны предоставлять людям свободу выбора, но сво бода подразумевает и наличие возможности прийти к Богу. Задача заключается в том, чтобы у человека, по крайней мере, была возможность услышать о Боге, прийти в храм. К сожалению, когда я был молодым, этой возможности у людей почти не было.

— Так ли все безнадежно с нравственностью современной молодежи, как утверждают сейчас СМИ?
— Молодость — это время поиска и освоения того, что есть в душе, а в ней есть и отрицательные качества. И так получается, что в юности люди осваивают эту темную сторону своей души. Может быть, это плохо, но, если человек не поймет эту темную сторону — то, что она есть и с ней надо справляться, — тогда, будучи неосознанной, она может просто его захватить. Это еще хуже.

— С какого возраста лучше начинать говорить детям о Боге?
— Можно с любого возраста. Мы детям передаем свое ощущение мира. И если я верующий человек, то это мое мироощущение проявляется во всем. Если я буду говорить ребенку о Боге и при этом совершать гадости, то ребенок воспримет не то, что я ему скажу, а что реально есть во мне. Митрополит Антоний рассказывал такую историю. Он встретился с человеком, который в советское время вырос и о Боге ничего не слышал. Человек был замечательный и как-то по-евангельски жил. Когда митрополит стал спрашивать, в чем дело, он узнал, что родители этого человека были верующими, но тогда шли 30-е годы и ребенку нельзя было говорить о Боге. Они старались жить по-евангельски, при этом даже не употребляя слова «Бог». И ребенок вырос хорошим, верующим человеком, потому что он был воспитан в правильной атмосфере.

— Как вы считаете, должно ли вестись преподавание основ православной культуры в школах?
— До революции Закон Божий преподавали всюду, это являлось обязательным. Когда перед Поместным собором 17—18 годов было так называемое Соборное присутствие, архиереям рассылали письма с вопросами, в частности, о преподавании Закона Божия. Интересно, что большинство архиереев было против обязательного присутствия этого предмета. Они видели, что реально это воспитывает атеистов. Ситуация напоминает то, что в советское время было, когда у нас преподавался научный коммунизм. В результате человек либо становился циником, либо полностью от всего этого отвращался. Мне кажется, что насильственным это не должно быть, но свободу выбора и возможность услышать Слово Божие мы должны людям предоставить.

Все не случайно!

— Какой путь начертан для нашей страны на Небесах?
— Я думаю, что каждый народ, если он существует на свете, для чего-то избран Богом. Когда говорят «Святая Русь», как-то подразумевают, что раз она святая, то все уже предречено, все и так будет хорошо. А ведь особая избранность означает и особую ответственность.

— Отец Кирилл, чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?
— Важно, чтобы мы чувствовали смысл всего происходящего, что все осмысленно, не случайно. Осознание того, что Божий промысел есть, даже если мы до конца не понимаем сам промысел, — оно дает нам силы переносить многое.

Беседу вела
Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии
протоиерея Кирилла Копейкина

Страница

Храм Свв. Апп. Петра и Павла при СПбГУ

Информация

Другое

Действия

110 записей Предложить новость

Дорогие братья и сестры! Уважаемые прихожане и гости, друзья и сочувствующие – все, кто любит оба наших храма при Санкт-Петербургском государственном университете – домовую церковь святых апостолов Петра и Павла на Университетской Показать полностью… набережной и храм святой мученицы Татьяны на 6 линии ВО с их уютом и гостеприимством, просветительской деятельностью.
Содержание наших двух церквей целиком наша/ваша ответственность, так как никаких внешних или дополнительных дотаций и финансирования у храмов нет.
Если у Вас есть желание внести свою посильную лепту, выразить свою поддержку нашим храмам в виде пожертвования – будем очень благодарны!
Банковские реквизиты для перечисления пожертвований:
Православная местная религиозная организация Приход храма святых апостолов Петра и Павла на Университетской наб. г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии
ИНН 7801192674
КПП 780101001
р/с 407 038 104 551 300 992 10
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК 0440 30 653
к/с 301 018 105 0000 0000 653 (пробелы для облегчения набора)

Следует обязательно указать: «Пожертвование. НДС не облагается»

С Праздником Обрезания Господня!
Праздник Обрезания Господня не только напоминает нам о том, как пришедший в этот мир Бог счел необходимым для себя принять все те требования, которые на протяжении уже многих веков предъявляла Показать полностью… по Его же благословению Ветхозаветная Церковь ко всем иудеям.
Проповедь протоиерея Георгия Мтрофанова.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Обрезания Господня не только напоминает нам о том, как пришедший в этот мир Бог счел необходимым для себя принять все те требования, которые на протяжении уже многих веков предъявляла по Его же благословению Ветхозаветная Церковь ко всем иудеям.

Да, это было важно для Спасителя изначально явить себя в этом мире как человека, и не просто как человека, а человека, принадлежащего вполне определенному периоду истории, к вполне определенному народу, к вполне определенной культурной и религиозной традиции. Перед нами полнота человеческой жизни во Христе начинается уже, по сути дела, с Его младенчества.

Он не пытался отбросить все то, что создавало человечество на пути своего искания Бога. Он пытался показать человеку необходимость не жертвовать ничем из того лучшего, что было когда-либо создано им, ибо все то лучшее, что было создано человеком, конечно же, было богоугодным делом, в том числе, и традиция ветхозаветного благочестия. Не угодными Богу они становились только тогда, когда человек начинал видеть в них самоцель, когда обряд, когда традиция становилась своеобразным духовным самоистуканом и, по сути дела, представляла собой разновидность идолослужения, когда вместо веры и поклонения живому Богу, поклонялись мертвому обряду. Но обрезание тогда, когда Христос вступил в этот мир, еще не стало таковым, а было естественным проявлением религиозного благочестия.

Читать еще:  К чему снится ураганный ветер и дождь. К чему снится ураган во сне для женщины, сильный ветер - сонник

И все же сегодня хотелось бы обратить ваше внимание не на этот важный аспект праздника Обрезания, хотелось бы задуматься вместе с вами вот над чем. Евангелие почти ничего не рассказывает нам о жизни Христа до того момента, когда Он вышел на проповедь, когда это уже был зрелый по человеческим меркам мужчина, способный повести за собой людей.

Есть праздник Рождества, со всеми известными вам откровениями о Боге и искушениями в этом мире его земных родителей, и есть Его выход на проповедь.

А вот праздник Обрезания позволяет нам задуматься над тем, чем же должна была являться жизнь Христа в период, когда Он был еще ребенком, жизнь, сокрытая от нас, конечно же, не случайно. Как не случайно получилось так, что сегодня, в день праздника Обрезания, когда у нас произойдет наш первый, усилиями детей организованный Рождественский праздник, мы должны будем вспомнить о другом ребенке. Не о наших детях, не о детях наших близких, а о ребенке Христе.

Мы все знаем, как тяжело поднимать любого ребенка, и умного, и глупого, и хорошего, и плохого, и здорового, и больного. Воспитание любого ребенка — это настоящий крест для родителей. Конечно, в этом крестоношении есть и радость, но это всегда очень трудно.

И вот сегодня приоткрывается перед нами в Евангельском чтении история воспитания людьми Бога. Вдумаемся в это: люди воспитывают Бога; Бога, облаченного в такую хрупкую, в такую уязвимую, детскую плоть; Бога, который, воплотившись в человека, еще не стал взрослым человеком; Бога, который вверен именно этим людям. Здесь все парадоксально, здесь все невместимо в наши привычные представления о жизни. Здесь есть какая-то поразительная тайна Святого Семейства; тайна, в которую заключено первое тридцатилетие жизни Спасителя.

И, тем не менее, сегодняшний эпизод из младенческой жизни Христа не может не удивлять. Действительно, коль скоро перед нами уже не просто прошедший через посвящение в ветхозаветную церковную жизнь через обрезание младенец Иисус, коль скоро в сегодняшнем Евангельском чтении перед нами предстает отрок-Иисус, подросток, как поразительно человечно Он показан в этот единственный раз.

Мы видим непослушного сына, который, вопреки благословению своих родителей, отправившихся вместе с ним в Иерусалим, оставляет их, убегает от них, заставляя их переживать, заставляя их скорбеть, причем, не так, как переживаем и скорбим мы о наших детях, когда они куда-то деваются. Ведь, действительно, величие Святого Семейства, уникальность его заключалась в том, что Пресвятой Богородице и праведному Иосифу был вверен не просто младенец, а Богомладеиец, не просто отрок, а Божественный Отрок, Тот Самый Мессия, Который спасет мир.

Можно представить, как они были в тот момент испуганы, потрясены, тем более, что ведь с младенчества они знали, что этот мир только и норовит уничтожить их младенца. И, тем не менее, зная все это, подросток Иисус оставляет их. Вскоре родители находят Его в Иерусалиме. Конечно, с человеческой точки зрения, ничего страшного не случилось. Сын оставил своих родителей не для того, чтобы пойти на какое-то торжище, предаваться каким-то развлечениям. Он беседовал со священниками, беседовал с учителями народа, поражая их своим умом. Но, вместе с тем, Он явил для всех, и прежде всего, для Своих родителей одно из очень важных для всех родителей откровение.

Ребенок дается родителям не как их безусловная собственность, ребенок через родителей творится Богом. И каждому ребенку предназначен его особый путь. И задача родителя — не попытаться повести ребенка по тому пути, по которому, как кажется им, он должен идти, как часто бывает сейчас: пусть ребенок пойдет по тому пути, по которому шли мы, только дальше, чем мы. Но нужно увидеть, угадать в ребенке то предназначение, которое дает ему Бог, и постараться сделать все, чтобы именно это предназначение и было им исполнено, даже в случаях, когда исполнение этого Божественного предназначения может быть чревато для родителей печалью, скорбью, в каком- то смысле потерей ребенка, когда он перестает быть просто родительским чадом, а становится человеком, идущим каким-то своим путем.

Это очень сложная проблема всех родителей и всех детей. Действительно, Иисус показывает Своим родителям, что Он не их. Он всем свидетельствует о том, что любой ребенок — это не только ребенок. Это творение Божие, возвещающее Божественное откровение.

Поэтому нам, христианам, следует быть родителями, продолжающими именно эту данную от Бога Святому Семейству «воспитательно-педагогическую линию», в которой бы проявилось, может быть, самое главное: благоговейное отношение родителя к своему ребенку. Это ведь не синоним безумной любви, не синоним эгоистического самоутверждения родителей этого ребенка, это нечто другое. Благоговейное отношение к ребенку предполагает восприятие в нем Бога через тот образ, который дан Богом именно этому ребенку.

И именно в этот праздник Господь наш Иисус Христос указывает на то, что мы, в том числе и так называемые «православные родители», чаще всего, безусловно, игнорируем. Ибо нам проще кроить ребенка по своему образу и подобию. Причем здесь имеет место часто большое лукавство: мы-то, будучи взрослыми людьми, понимаем, что мы такие, какие мы есть несовершенные, но пусть будет ребенок наш такой, как мы, но только без наших недостатков, но обязательно такой, как мы.

Может быть, один из главных выводов праздника Обрезания, имеющих отношение именно к нам, родителям, заключается в том, чтобы мы были готовы к ситуации, когда наш ребенок делает какой-то свой, очень важный жизненный выбор, реализует себя так, как указывает ему Бог. Чтобы мы, не всегда ведая волю Божию, были готовы принять этот выбор, может быть, со скорбью, с болью, со страхом, но принять, уповая на то, что исполнение воли Божией нашим ребенком, даже если это кажется нам неправильным по каким-то причинам, непонятным, в конечном итоге и будет созидать нашего ребенка в гораздо большей степени, чем навязанная ему нами наша родительская воля, не просвещенная светом Божественного Промысла.

Я понимаю, что сейчас, может быть, не столько разрешил вопросы, сколько поставил вопросы, вопросы, которые я пытаюсь и сам разрешать, будучи родителем, вопросы, которые всем нам приходилось и приходится разрешать даже тогда, когда они тоже становятся взрослыми и подчас идут не теми путями, которые мы приготовили им.

Но праздник Обрезания, рассказывающий нам о ребенке-Христе, Евангельское чтение этого праздника, рассказывающее о том, как отрок-Иисус проявил вот это внешнее непослушание родителям, на самом деле, указывает нам только на одно. Не всегда детское непослушание есть грех, есть вызов Богу.

Читать еще:  Как узнать что на человеке порча. Как самостоятельно определить наличие порчи и сглаза

Иногда детское непослушание является вызовом нам, родителям, но именно потому, что через это непослушание Господь указывает нам на наш родительский долг. И в истории с оставлением Иисусом своих родителей, во имя уже тогда начинавшейся Его проповеди, открывается нам эта очень важная истина. Мы должны быть ответственны не только за то, чтобы дети наши были одеты, накормлены, образованны, воспитаны, но еще и, прежде всего, должны быть ответственны за то, чтобы не помешать, а помочь нашим детям идти тем путем, который приуготовил для них Господь, даже если этот путь покажется очень трудным для нас, их родителей.

Протоиерей Кирилл Копейкин: Какую боль не объясняет физика

Протоиерей Кирилл Копейкин о связи физики и богословия, взаимоотношениях науки и религии, движущих силах околорелигиозной полемики и собственном пути к вере.

Физика как естественное богословие

Многие священники пришли в Церковь из физики. Я считаю, что это не случайность, а закономерность. Дело в том, что изначально физика возникла как естественное богословие, как способ познать Бога через учение о творении.

Средневековый аналог современной физики — это естественная этология, то есть узрение следов Творца в твари. Мне кажется, что в скрытом виде это и сегодня существует в физике. И я знаю, что действительно для многих изучение физики становится началом пути к Богу.

Протоиерей Кирилл Копейкин

Лично для меня сама по себе физика не стала тем, что заставило поверить в Бога. Хотя, надо сказать, что открытия физики в XX столетии опровергли наивные материалистические представления об устроении мироздания.

Мы увидели, что человек оказался включенным в картину мира, и мир в значительной степени зависим от человека. То есть, в мире нет такой, условно говоря, тяжелой материальности, представление о которой возникает из школьного курса физики. А моя вера в первую очередь связана с личностным экзистенциальным опытом.

Мальчик, которому больно

Я был воспитан в обычной советской среде, и жизнь внешне складывалась очень успешно. Я был хороший мальчик, отличник, учился в физико-математической спецшколе. Потом поступил на физмат, попал на кафедру теории физики элементарных частиц, куда сложно было попасть. Но при этом внутри меня все время было ощущение какой-то душевной боли, которая непонятно с чем была связана.

Я пытался ее заглушить, но что бы я ни делал, эта боль не проходила. Я пытался применять разные способы, например, занимался то йогой, то туризмом. На некоторое время это отвлекало, но по-настоящему боль не проходила.

В поисках способов избавиться от этой боли я стал заходить в Церковь. И вдруг совершенно неожиданно для меня там мне стало легче. Так постепенно я стал ходить в Церковь, хотя это было не просто, потому что Церковь казалась чем-то слишком простым, близким скорее для бабушек. То есть к вере меня привело переживание общения с Богом через Церковь, которое питает мою душу и избавляет от боли.

Единственное, ради чего стоит жить

Решение стать священником произошло в результате соприкосновения со смертью. Есть такие замечательные слова, что явления безальтернативные для нас как бы не существуют. Если я только живу, и у меня нет опыта смерти, то я не понимаю, что такое жизнь. Когда мы дышим, то не замечаем сладости дыхания, пока не задержим дыхание.

И вот через опыт соприкосновения со смертью моего отца, который умер достаточно рано, я понял, что единственное, ради чего стоит жить — это то, что остается с нами и за пределами этого мира. Тогда именно и пришло осознание, что надо быть священником. И через несколько месяцев после смерти отца я подал прошение о поступлении в семинарию.

Атмосфера свободы

Когда я учился в университете, меня никто не преследовал за веру. На физфаке была настолько свободная атмосфера, что каждый мог верить, во что угодно и обладать совершенно любыми взглядами на мир. Это абсолютно никого не удивляло. Более свободного мира, чем был среди физиков, я просто не знаю.

Может быть, со стороны администрации могли быть какие-либо репрессии. Был случай, когда у нас выгнали студентов и преподавателей, узнав, что они в Церковь ходят. Их обвинили в создании религиозно-мистической секты. Но в своей среде я с такими проблемами не сталкивался.

Сейчас у нас в Петербургском университете существует праздник — день физика. До сих пор на него приезжают люди даже с других факультетов, если им удается попасть на него, потому что это не просто. И все говорят, что это самый хороший университетский праздник, так как такой атмосферы свободы и доверительности нигде больше нет.

Фото: Лавчо, photosight.ru

Темные силы в полемике

Порой возникают ситуации, когда священник, освещая с богословской точки зрения тот или иной аспект жизни, касается каких-либо научных вопросов, и это вызывает неприятие у специалистов в этой области. Есть мнение, что подобная реакция прямо провоцируется темными силами.

Я бы не стал говорить про темные силы. Здесь есть вполне понятные и естественные причины, которые заключаются в следующем. Действительно, с одной стороны, предтеча современной физики — естественная средневековая этология. С другой стороны, новая европейская наука возникла как «богословие книги природы», противостоящее богословию откровения.

В христианской традиции существовало представление о двух книгах, которые даны Богом человеку. С одной стороны, это Библия, которая повествует о замысле Создателя. С другой стороны — это «книга природы», которая говорит об обычаях Творца.

И если в эпоху средневековья акцент делался на первой книге — на откровении, и именно исходя из Библии, понималась природа, то пафос новой европейской науки как раз состоял в том, чтобы на первое место поставить книгу Творца — природу, прочитать ее и решить те две главные задачи, которые, с точки зрения науки, не смогла решить Церковь.

Первая задача — это преодоление такого последствия грехопадения, как необходимость добывать хлеб свой в поте лица. И вторая задача — это преодоление разноязычия, попытка обрести единый общий язык, тот адамов язык, которым он обладал в раю, которым он нарекал имена твари. В значительной степени науке удалось решить эти две задачи, поэтому, собственно, она и существует в оппозиции к Церкви. Наука претендует на то, что именно она обладает истиной.

Вера необходима науке

Самая большая проблема науки заключается в том, что в научную картину мира не удается включить личность, потому что личность не ухватываема объективными методами познания.

В то, что другой обладает личностью, я могу только верить. Свою личность я чувствую, но откуда я знаю, что другой человек тоже личность? Это только акт моей веры. И мне кажется, что вера необходима науке для того, чтобы личность оказалась включена в картину мироздания.

Источники:

http://vzov.ru/2007/12/15.html
http://vk.com/public88946449
http://www.pravmir.ru/protoierej-kirill-kopejkin-vera-neobxodima-nauke-1/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: