Протоиерей Димитрий Дудко: О вере и своей жизни. Наши земляки

Содержание

Протоиерей Димитрий Дудко: О вере и своей жизни

Источник:

Предлагаем прослушать запись беседы с протоиереем Димитрием Дудко. Формат записи mp3, объем 14,05MB. Файл можно скачать или прослушать потоковое аудио

Священник Дмитрий Дудко родился 24 февраля 1922 года в деревне Зарбуда Брянской области в семье крестьянина.

В 1937 году, когда Дмитрию было всего 15 лет, власти арестовывают его отца за отказ вступить в колхоз. Мать остается с тремя маленькими детьми фактически без средств к существованию и возможности получить их. Кое-как перебиваясь, семья доживает до 1941 года и сразу попадает «из огня да в полымя» — в фашистскую оккупацию, длившуюся почти два года. В 1943 году, после отхода немцев, Дмитрия призывают в Красную Армию и слабого, необученного сразу направляют на фронт. Через год, после ранения и тяжелого воспаления в связи с болезнью тифом, его комиссуют из армии.

В 1945 году Дмитрий поступает в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1947 году его переводят в Московскую духовную академию. Однако уже через полгода, 20 января 1948 года, его арестовывают и осуждают по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Лишь через восемь с половиной лет, в 1956 году, его освобождают из заключения и с большими проволочками восстанавливают слушателем академии, которую он заканчивает в 1960 году. После окончания его рукополагают в священники и назначают служить в московский храм Петра и Павла, который, однако, в 1963 году был взорван, явив собой очередную жертву новой волны оголтелых гонений на религию со стороны якобы «обновленной» власти под водительством Хрущева. Отца Димитрия переводят в храм Святителя Николая, что на Преображенском кладбище.

В 1973 году о. Димитрию вообще запрещают служить «за нарушение церковной дисциплины», ибо он, перешагнув рамки дозволенного, «затеял беседы с народом». Но спустя четыре месяца запрещение было снято, и он был направлен священником в Орехово-Зуевский район Московской области в храм Великомученика Никиты. Спустя некоторое время о. Димитрий попадает в автомобильную катастрофу, в результате чего у него оказываются перебитыми в коленях обе ноги, задето легкое. Приговор врач гласил: на ноги больше не встанет, в лучшем случае — костыли, о службе больше нечего и думать. Тем не менее после «чудесного» (по его словам) излечения уже через пять месяцев о. Димитрий приступает к службе в храме СмоленскоТребневской иконы Божией Матери в с. Гребнево Московской области. Через пять лет, 15 января 1980 года, его опять арестовывают и уже по «обновленной» 70 ст. УК РСФСР обвиняют в антисоветской деятельности. То был пик брежневско-андроповского витка спиралевидного развития развитого социализма, объявленного застоем — ни больше ни меньше. Одно в этом «классическом» опреде лении не вызывает сомнения: не было застоя в изощренности издевательств и пыток над душами людей, не застоялся страх в сознании десятков миллионов людей. При аресте у о. Димитрия канула в небытие годами собранная большая личная библиотека. Среди конфискованного — последняя рукопись работы «Каким языком говорить с современным миром», так и не возвращенная до сих пор… Полтора месяца о. Димитрий не разговаривал со следователями вообще, пять месяцев просидел в следственном изоляторе КГБ, и лишь через год и пять месяцев дело было прекращено и закрыто.

Так или иначе, но в сентябре 1980 года о. Димитрий начал служить в храме Владимирской Иконы Божией Матери в селе Виноградове Московской области. Спустя четыре года, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, скитаниям его суждено было продолжиться: то ли боясь возможных «контактов» с иностранцами, то ли обучась превентивным «прозрениям» грядущих желаний «светских» властей, церковные власти отправили его сельским священником в село Черкизово (4 часа езды), где он и служил по сей день.

Деятельность о. Димитрия очень многогранна: он и священник, и духовник очень большого числа духовных чад, и организатор постоянных христианских чтений и собеседований, обществ трезвости, и вдумчивый проповедник и писатель. Значительный духовный опыт, огромный опыт общения с людьми о. Димитрий запечатлел во множестве изданных и неизданных работ. Имя его очень известно на Западе: восемь его книг издано там и переведено на многие языки. Сами названия этих книг говорят о многом: «О нашем уповании. Беседы», «Верю, Господи», «Воскресные собеседования», «Вовремя и не вовремя», «Враг внутри», «Премудростью вонмем», «Потерянная драхма», «Литургия на Русской Земле».

«России сегодняшней недостаёт такого священника и проповедника!»

В 15-ю годовщину со дня кончины о.Димитрия Дудко его духовный сын Александр Огородников размышляет о личности своего духовника

Пятнадцать лет минуло с того дня, как не стало отца Димитрия — народного батюшки» — священника и писателя, философа-самородка, духовника многих и многих страждущих; людей разных слоёв нашего общества, разных талантов и призваний, среди которых — немало интересных и весьма необычных судеб. За свою долгую жизнь этот «старик с душой ребёнка» преуспел и как пастырь добрый, и как поводырь во «тьме века сего», и как учитель. Поэтому напрасными были терзающие его в конце жизни сомнения: «Умирать не страшно, но страшно другое. Как я предстану пред Господом, ведь лицом к лицу. Как ответ дам за прожитую жизнь и за всех вас?»

Читать еще:  Православные братства. Братства, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь

Этот светлый, излучающий любовь человек, состоялся как удивительно цельная личность, став не только ярким явлением Православной Церкви двадцатого века (для кого-то «камнем преткновения»), но и целой эпохой Русской истории. Ровесник СССР, переживший лихолетье, прошедший испытание войной и темницей, славой и позором, видевший взлёты и падения, вкусивший горечь предательства и наветов, он не озлобился, не возроптал, не утратил искренней веры в Бога. Тюрьма и гонения не сломили его, страдания научили истинному смирению. А самое тяжкое испытание, выпадающее на долю христианина, — клевета от своих сделало необычайно мудрым. «Не судить, а пытаться понять, молиться за своих обидчиков и гонителей, возлюбить грешников», — стало с тех пор правилом «блаженного» батюшки. Избавившийся от тщеславных помыслов, бессребреник Дудко неустанно повторял: «Царство Небесное — единственная реальность. Ищите Царство Божие и правды Его, и всё остальное приложится вам».

Будучи по природе своей человеком робким и немощным, Свыше он был наделён огромной внутренней силой и мужеством. А в последние годы — даром прозорливости. От общения с отцом Димитрием становилось тепло и радостно на душе, его проповеди никого не оставляли равнодушным, а огонь его веры зажигал сердца. «Много званых да мало избранных», — любил повторять отец Димитрий. И выискивал этих «избранных», открывая новые имена и таланты, призывал к служению, пробуждал делателей на ниве Господней. Ведь каждому даётся свой талант, нужно только разглядеть его и использовать в согласии с Промыслом Божьим.

Дерзайте, подбадривал он нас, наставляя и благословляя. «Нивы побелели. Дел много, а делателей мало», — разумных, добрых, понимающих, любящих. А как делать? Батюшка пояснял: «Делать нужно не для этого мира, для того. Не для славы — для Бога. Только в таком случае дела приобретут значение». Причём «делать дело Божие в любых условиях и не унывать».

«Никогда не думай о том, какое время да нужно ли это? Ты делай дело, к которому призван. Не твоя забота, что получится. Чувствуешь призвание — делай, а всё остальное Бог устроит».

Он призывал всех возлюбить правду и трезвиться. Недаром одним из любимых его детищ стало «Общество трезвости». Он очень ценил «беседы» в читальных залах библиотек и проводил их, пока хватало сил. А что такое «трезвость»? Это ведь не только избавление от пагубного порока и соответствующий образ жизни, но и готовность в любой момент предстать пред Творцом и Судией. Не зря сказано: в чём застану, в том и сужу. К тому же, предостерегал отец Димитрий: «От восторженности надо избавляться. Восторженность в деле Божьем — большая опасность. Надо быть трезвым. Сейчас пьянство во всём, в том числе и в поиске Бога. Пожалуй, это самое опасное пьянство».

«Беседы» с какого-то момента приобрели для него особую значимость. Вот что писал он по этому поводу: «А вообще, я задался целью пробудить веру в народе, подтолкнуть на делание Божие. Отсюда будет и возрождение наше, конкретнее — возрождение России. ».

Мне выпала честь не только познакомиться с батюшкой Димитрием и стать его духовным сыном, но и войти в близкий круг. Эта встреча круто изменила всю мою жизнь, не сразу, конечно, но бесповоротно. Именно он заставил меня не лениться, не стесняться писать, поверить в собственные возможности и рекомендовал к приёму в Союз писателей России.

«Ты многого пока не знаешь, не можешь ответить на некоторые вопросы, — говорил священник, — но у тебя особый взгляд на вещи, чутьё, и ты умеешь задавать глубокие вопросы».

Никому из обращавшихся к нему отец Димитрий не отказывал в помощи. Его советы и вразумление в моменты сомнений и тягостных раздумий дорогого стоили. Его, зачастую парадоксальный, взгляд на происходящее, способность разрешать, казалось бы, неразрешимое, готовность разделить ответственность, а то и вообще всё взять на себя, были просто безценными.

«Невозможное человеку возможно Богу», — увещевал он. «Тупики только в головах». То есть выход найдётся всегда, но не в бесконечности, а в вечности, а дорогу одолеет идущий.

Мне не раз довелось приводить к нему необычных людей в сложное для них время. И каждый потом с благодарностью вспоминал общение с батюшкой, его участие в их судьбе. Озвучу, как пример, только два имени из начала 2000-х. Это ставший впоследствии главой Войсковой Православной Миссии и советником Первоиерарха Зарубежной Церкви Игорь Евгеньевич Смыков и талантливый русский художник, ученик Ильи Глазунова, Валентин Борисович Новиков.

«Счастье — это когда тебя понимают», — написал в своём сочинении герой культового советского фильма о школьниках «Доживём до понедельника». В этом смысле человек я несчастный потому, что до сих пор меня мало кто понимает. Но, как мне думается, счастье — это когда тебе доверяют. В этом смысле я человек счастливый потому, что мне доверял сам отец Димитрий (ставший к тому времени живой легендой).

Да, несомненно, не хватает нам его! Да что там нам, России сегодняшней недостаёт такого священника и проповедника! И не стали, к сожалению, его наследники (те тридцать священников, которых он благословил на служение) — «коллективным Дудко». И хоть имя его не забыто, не звучит оно подобающим образом. Живы духовные чада батюшки, есть группа почитателей памяти Дудко, созданы сайты в Интернете. Но этого мало и всё не то, о чем мечтал, чего ожидал отец Димитрий. Немного грустно от этого, но и радостно оттого, что есть у нас на Небесах такой заступник и молитвенник пред Богом! Остальное зависит от нас самих, от того, станем ли действительно достойными продолжателями дела Дудко, исполнителями его чаяний и заветов. К примеру, таких наставлений: «Ни на что не обращая внимания, будем православными на деле. Поменьше полемики, шумихи, побольше дела. С нами Бог — это наша вера!».

Но «Бог-то Бог, да сам не будь плох. На первый взгляд в этой фразе мудрость: Бог помогает тому, кто делает. Помогать бездельнику — делать ещё хуже. Так что — за дело! С Богом!»

Читать еще:  Что значит смирение. Преподобный Исаак Сирин

«А что делать? — Жить и бороться. Держаться Церкви, надеяться на вечность. Другого пути нет и быть не может».

Или: «Те, кто боятся страданий, хотят устроиться по-земному. Но что такое устроиться по-земному? Это жить для смерти. Всё смерть заберёт, богатство — ничто. Страдающий прозревает и, видя Бога, верит в вечное блаженство, поэтому и не боится страданий».

И вот ещё: «Думают, что у нас дни благоденствия, и молятся поэтому, как в дни благоденствия, вяло и рассеяно. Отсюда и тать в нощи. Вор подкрадывается — бодрствуйте! Бдите, идёт всенощное бдение на Руси».

Не показное благочестие, а глубокая, внутренняя вера, следование не букве, а духу Священного Писания и всё покрывающая любовь отличали отца Димитрия. Его «сердечное православие» российские «книжники» и злопыхатели окрестили «розовым христианством» (до него такой «чести» удостоился любимый автор отца Димитрия, русский писатель-пророк Ф.М.Достоевский). Ну что ж, им, обладателям холодных сердец, представителям рассудочной — «головной» — веры, адвокатам мамоны и противникам примирения «красных» и «белых», наверное, видней. Но нам не нужно их слушать, не нужно обращать внимание, как не обращают внимание на облаявших их собак идущие к большой цели Путники. А нужно идти, идти вослед за проповедником Бога Живого, за «кричащей совестью России» (так назвал отца Димитрия в своё время «американец с русским сердцем», иеромонах Серафим (Роуз)). Внимая его наставлениям и предостережениям.

«Русский человек очень доверчив, — писал о.Димитрий, — не пора ли ему посомневаться, вернее, испытывать духов: от Бога ли они? Ибо многие пришли как будто от Бога, но Его ли они?»

«На мир мы должны смотреть глазами не политиков, даже делая политическое дело, а глазами христиан. Тогда всё станет понятным и по своим местам».

«Не слушатели входят в Царство Божие, а делающие добрые дела. Просто слушатели часто являются фарисеями».

«Каждый из нас — работник в винограднике Божьем, и получать должны то, что Бог нам даёт, а не то, что мы требуем по своей зависти. Не завидовать другому — это выполнить своё предназначение». И так далее.

К концу жизненного пути, когда сузился круг общения, на мир отец Димитрий смотрел всё больше из «окна домового храма», и пришла пора подводить итоги, он вдруг засомневался: «Думаю, что я не духовник. в лучшем случае наставник, советник, и то в лучшем случае. А во всех случаях я, наверно, грешнее всех тех, кто у меня исповедуется».

И ещё из откровений священника: «Те, которые хотят остаться со мной, для тех я не снимаю с себя обязанности, и буду делать всё по силе возможности. Учитывая все обстоятельства, я должен сказать, что духовничество у меня не получилось. Так что мои повторения: я один из окормляемых — остаются в силе. Духовник у нас один — Дух Святой. Он ведёт нас.

Как же я должен себя назвать? Поскольку всё время плохо-хорошо я окормлял. Я по своей природе не духовник, если образно выразиться — сторож. Бить тревогу, видя опасность. Я так и буду делать в дальнейшем».

А вот, на мой взгляд, главное: «А вообще я должен сказать, что, вообще-то, ответственность с себя я не снимаю. Я несу так или иначе ответственность за всех, кто так или иначе сталкивались со мной» («Жизнь и проповедь»).

И тут возникает вопрос: а готовы ли мы, каждый из нас, нести ответственность за то, что так или иначе «сталкивались» с отошедшим в иной мир «сторожем», памятуя о том, что ничего случайного в этой жизни не бывает? Не задумывались? А готовы ли откликнуться на его призыв: «Мужайтесь, будьте воинами! Ныне настало время величайшей битвы»? А вопросы эти отнюдь не риторические.

Как-то батюшка Димитрий обмолвился: духовник, мол, может быть только один. То есть раз и навсегда! К тому же для нас, верующих христиан, непреложно утверждение: у Бога все живы! Это, опять же, не просто какие-то красивые слова, но мало кто об этом всерьёз задумывается. Здесь хочется привести рассуждение отца Димитрия по поводу безвременной кончины писателя Петра Паламарчука:

«За многое он брался, многое хотел понять и посоветовать читателям не быть равнодушными к своей истории и к своей святыне.

Он мог жёстко критиковать даже по такой проблеме, как еврейство в России. Его книги появлялись нередко, статьи, исследования его можно было встретить во многих журналах и газетах, даже второстепенных. Он ничем не пренебрегал.

И теперь что же, умер? Больше ничего не напишет?

Он поможет нам оттуда!

Ушёл туда он не для того, чтоб ничего не делать, а больше делать. Царство ему Небесное!»

От себя дерзну добавить: сейчас не иных духовников искать себе нужно, а жить и делать так, как учил «человек Божий» Димитрий!

Не раз приходилось мне слышать: ну что ты носишься со своим Дудко? Есть другие, не хуже и тому подобное. Что на это ответить? Возможно, и есть, но мне что-то не встретились. А может, если они и есть, то не про мою честь? Посему продолжу жить и действовать сообразно наставлениям «простеца», именовавшего себя всего лишь «сторожем»; не приспосабливаясь, предпочтя и впредь смотреть на этот мир через «розовые очки» отца Дудко, нежели выглядывать из «душегреек» обласканных властью «старцев».

Приведу ещё две цитаты из книг священника Димитрия:

«Обычно мы думаем и желаем, чтоб всё было благополучно, но в мире греха не может быть благополучно. Надо научиться слушать Христа, а не предателей. А если мы ищем наслаждения, то, значит, мы слушаем предателей, они продают всё святое за земную выгоду».

«Оказалось, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Соединение веры и богатства — путь к антихристу. Соединение неверия и веры — путь ко Христу, проверенный опытом жизни. Антихрист придет из среды верующих богачей. Христос всегда на стороне бедных и заблудших».

Закончу свою реплику такой выдержкой из молитвы отца Димитрия в домовом храме:

Читать еще:  Есть ли мне демон тест. Тест: Какой ты демон

«Господи, я поставлен, наверно, всей моей жизнью молиться в своём домовом храме за нашу бедную страну, за наш измученный народ. Жалею я его! Жалость съедает меня.

Прости всем им их отступления от Тебя и развращения, направь нас на верный путь, покажи нам, в чём наше истинное назначение и помоги нам выполнить нашу русскую миссию, по пророчеству нашего писателя Достоевского, сказать новое слово всему миру. (. ) Помоги России и русским людям выдержать все испытания, болезни, скорби, непонимание, гонения и не унывать, и не отчаиваться. Дай, Господи, чтоб Твой свет Христов всегда сиял в России и просвещал всех нас до скончания веков. Аминь».

Александр Огородников, публицист, член Союза писателей России.

Дмитрий Дудко ЗА БРАТЬЕВ ПО ВЕРЕ

Дмитрий Дудко ЗА БРАТЬЕВ ПО ВЕРЕ

Дорогие братья и сестры, читатели газеты «Завтра» и все страдающие в нашей стране, не желающие примириться с действиями Антихриста, который стремится омрачить нашу Пасху, посылая бомбы на страдающую Югославию — это же и на нас — с кощунственной надписью: вот как мы поздравляем вас с праздником.

Напрасно тщатся поработители — они никого не могут поработить, только себя загоняют в тупик. Мы же, наконец, окончательно начинаем прозревать, что нам с ними не по пути, с развращенными и озлобленными, у нас есть путь свой, и мы должны по нему идти.

Идет война не Америки-Запада с Востоком-Югославией, идет война протестантов с православием. Война тех, кто не принимает крест Христов, Его голгофские страдания, и думает, что спасение — в мамоне-бизнесе, идоле на глиняных ногах.

Посмотрим на Югославию обнадеженными светлыми глазами, как сама она, погибая под мрачными бомбами Антихриста, просветленно смотрит на все, и едина в своем стремлении к Царству Небесному.

Солнце встает с востока, а не с запада. На западе закатывается солнце. Христос — с небес, а не с земли, с ее тленной мамоной, Его сила совершается в нашей немощи, и мы, погибающие, жалеем своих поработителей: безумные, в сию ночь душу от вас возьмут, кому все достанется? Не думайте, что на страданиях народных вы будете радоваться — радуются только плачущие. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Горе озлобленным, в их победе вечный плач только начинается. Обнимем же, братья, друг друга и простим все ненавидящим нас.

Христос воскресе. В наши дни Его Воскресение более заметно, чем когда-либо, и заметно, как Антихрист, набирая силу, побеждается дыханием уст Христовых.

священник Дмитрий ДУДКО, духовник газеты “Завтра”

Похожие главы из других книг

О РЕВНОСТИ ПО УМУ, НО НЕ ПО СЕРДЦУ священник Дмитрий Дудко

О РЕВНОСТИ ПО УМУ, НО НЕ ПО СЕРДЦУ священник Дмитрий Дудко Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.К Римл. 10,3В газете “Завтра” N 24 (185), духовником которой я состою, опубликовано письмо

Священник Дмитрий Дудко ЧЕМУ УЧИТ ВРЕМЯ

Священник Дмитрий Дудко ЧЕМУ УЧИТ ВРЕМЯ 1. ПОЧЕМУ НЕ ВЫЯВЛЯЮТСЯ ИСКУСНЫЕ? Должны быть и разделения среди вас, дабы выявлялись искусные… В процессе достижения вечной гармонии все должно быть: и революции, и контрреволюции, — такова страшная земная действительность. Но она

отец Дмитрий Дудко С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

отец Дмитрий Дудко С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Отметив Новый год и встречая Рождество Христово, хочется сказать, что мы, живущие в наше время, как бы оказались выброшенными из него и находимся вне пространства и времени, и трудно разобраться в чем-либо. Время, в которое мы

Священник Дмитрий Дудко ПРАВЕДНИК ДОСТОЕВСКИЙ

Священник Дмитрий Дудко ПРАВЕДНИК ДОСТОЕВСКИЙ Прошло уже довольно много времени, пора бы успокоиться, а я никак не успокаиваюсь. Дело в том, что я прочел в журнале «Русский дом» мнение уважаемого протоиерея Александра Шаргунова по поводу канонизации

о.Дмитрий Дудко КАНОНИЗАЦИЯ КЛАССИКИ

о.Дмитрий Дудко КАНОНИЗАЦИЯ КЛАССИКИ Видимо, неслучайно в моё сердце запала мысль канонизировать Достоевского. Она появилась от вопроса, заданного журналу «Русский дом»: не пора ли канонизировать Достоевского? Тогда его слова, обосновывает читатель, будут

Священник Дм.Дудко ПРОВОКАЦИЯ

Священник Дм.Дудко ПРОВОКАЦИЯ Это уже второй случай с патриархом Алексием II. Первый был в синагоге. — Это же что, — кипятился один поэт, подойдя ко мне с рассерженным видом. — Не случайно у него и фамилия Редигер. Значит, еврейская? Христианство не одно, что иудаизм.

Священник Дмитрий Дудко РОССИЯ, СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ.

Священник Дмитрий Дудко РОССИЯ, СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. ДВУХТЫСЯЧНЫЙ ГОД мы будем встречать по-особому. Это не просто Новый год от Рождества Христова, хотя исчисление перепутано: Новый год вроде бы исчисляется от Рождества Христова, на самом же деле Новый год, по-видимости, сам

Духовник газеты «Завтра», священник Дмитрий Дудко ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Духовник газеты «Завтра», священник Дмитрий Дудко ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Христос воскрес! В самый трудный момент нашей жизни. Страна повержена, на ее теле кровоточат раны Христовы. «Полно, да воскрес ли Христос? — усомнятся малодушные, — страна в руинах, весь мир против нас.» Но

Священник Дмитрий Дудко, духовник газеты “Завтра” “ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ. ”

Священник Дмитрий Дудко __

ЗОВ БРАТЬЕВ

ЗОВ БРАТЬЕВ «Донские Ведомости», № 103. 3/16 мая 1919. С. 1[28]Из-за плотины красных, которая разделяет нас, казаков верхних юртов, от родимых углов, покинутых нами в неравной борьбе, в стужу и холод, долетели до нас страшные вести, доносятся раздирающие стоны матерей и детей,

По вере и воздалось

По вере и воздалось По вере и воздалось В текущем году провиденциально сошлись три культурно-исторических юбилея: 200-летие победы русского оружия в Отечественной войне, смерть первопрестольного митрополита Платона (Левшина) и 275-летие со дня его же рождения. Жизнь этого

Священник Дмитрий Дудко, духовник газеты “Завтра” НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ!

о. Дмитрий Дудко: «ХРИСТОС ПРИШЁЛ СПАСАТЬ ГРЕШНИКОВ» (К 80-летию священника Дмитрия ДУДКО, духовника газеты “Завтра”. Многая лета, отче! Беседа с Владимиром БОНДАРЕНКО)

Как рассказать о вере?

Дмитрий Ольшанский Упрям в вере своей

Дмитрий Ольшанский Упрям в вере своей Ко дню рождения наркомвоенмора

Источники:

http://www.pravmir.ru/protoierej-dimitrij-dudko-o-vere-i-svoej-zhizni/
http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/28/rossii_segodnyashnej_nedostayot_takogo_svyawennika_i_propovednika
http://public.wikireading.ru/147598

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×