Протоиерей Александр Степанов: Трудные подростки. Е

Протоиерей Андрей Копейкин встретился с трудновоспитуемыми подростками

24 октября руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саранской епархии протоиерей Андрей Копейкин был приглашен на встречу с трудновоспитуемыми подростками в саранскую общеобразовательную школу №18. По словам заместителя директора по воспитательной работе Натальи Шаманаевой, с каждым годом увеличивается количество детей переходного возраста, для которых характерны те или иные отклонения от норм общественного поведения: кто-то ворует, кто-то грубит и срывает уроки, а кто-то попадает в преступную среду и начинает употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому проблема трудных подростков, организация работы с ними в стенах общеобразовательной школы и за ее пределами – одна из сложнейших проблем современной педагогики. К сожалению, нелегко учителю в рамках действующего законодательства изменить положение вещей в лучшую сторону.

«В идеальном варианте необходимо, чтобы в каждом классе велась постоянная воспитательная работа с участием священнослужителей. Души так называемых пропащих подростков остаются безнадзорными, и их некому лечить: родители зарабатывают деньги, в храм не ходят, а в школе до сих пор существуют противоречивые мнения по поводу воспитания подрастающего поколения. Первый вопрос, возникающий у педагога при желании пригласить на классный час священнослужителя: разрешат ли родители своим детям общаться с батюшкой? Дело в том, что в современных школах обучаются подростки из разных социальных слоев и разного вероисповедания. Но это опять-таки отговорка взрослых, потому что проблема трудновоспитуемых учащихся – одна из центральных педагогических проблем, важность которой становится особенно очевидной в период духовно-нравственного кризиса всего российского общества», — говорит Наталья Шаманаева.

Протоиерей Андрей Копейкин начал разговор с семиклассниками с показательного сравнения. Гиперактивные мальчишки сидели за партами и кривлялись, смеялись, хотели выглядеть хозяевами положения. Многие из них первый раз общались со священнослужителем.

Вызывающее поведение и желание произвести впечатление на незнакомых гостей открывают тайны семейной среды, в которой находятся трудные подростки. Как правило, они растут без отцов или их родители пьянствуют, а воспитанием этих брошенных детей занимается улица. Отец Андрей Копейкин рассказал подросткам об их ровесниках, выбравших иной жизненный путь. Сейчас по всей России открыты кадетские казачьи классы, в которых ребята обучаются не только общеобразовательным дисциплинам, но и проходят азы военной подготовки. И это не игры, а настоящая мужская школа по воспитанию патриотов своей страны. Из таких же несмышленых мальчишек вырастают герои и порядочные мужчины.

«А когда приходишь в обычную школу и видишь хулиганов, которые очень хорошо знают свои права, но не выполняют свои обязанности и могут обидеть педагогов, совершить преступление, всегда возникает вопрос: вы сами задумываетесь, что будете делать дальше? Кадеты учатся, чтобы выйти из школы культурными людьми, готовыми встать на защиту России. А вы, находящиеся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, сможете себя ощутить полноценной личностью?» — спросил протоиерей Андрей Копейкин.

Разумеется, в современном мире подростку намного труднее ориентироваться. Это объясняется обильным потоком информации, которая льется на ребенка отовсюду. Он может узнать что угодно через интернет и телевидение. Дети начинают себя чувствовать еще более развитыми и, соответственно, более взрослыми.

По словам батюшки, в такой пограничной ситуации подросток может совершить неверный поступок и сформирует по отношению к себе недоверие общества. Маска веселого и озорного ребенка в конце концов станет маской неудачника по жизни.

«У нас уже было потерянное поколение 90-х годов, когда на страну обрушился негативный поток западной информации о вымышленной счастливой жизни без Бога и исторических традиций. Либерализм погубил молодежь. Только треть выпускников школ осталась наплаву, а остальные погибли в военных конфликтах, от наркотиков и криминального разгула. Нужна ли вам такая перспектива?» — сказал протоиерей Андрей Копейкин.

В последнее время в России насаждается западная система ювенальной юстиции, которая основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей. Это чаще всего приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом, сказывается негативно на воспитании учащихся.

В 2013 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил свою позицию по данному вопросу. В документе сказано: «Рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, является результатом нравственной дезориентации общества. Необходима жесткая позиция государства по ограничению пропаганды насилия, греховных развлечений, идеологии потребительства, по активизации воспитательной работы совместно с Церковью, СМИ, институтами гражданского общества среди несовершеннолетних с целью формирования духовно-нравственной и патриотической программы развития молодого поколения. При этом следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию несовершеннолетних и их ресоциализацию.

Существует необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем».

Так как же нужно менять педагогическую систему, чтобы она не допускала превращения подростка в преступника? Пока многие педагоги затрудняются дать четкий и полный ответ.

По словам протоиерея Андрея Копейкина, сегодня общество увлеклось ювенальной юстицией и фактически забыло о том, что уже никто не занимается воспитанием наших детей.

По окончании встречи батюшка пожелал трудновоспитуемым подросткам проявить смелость и посмотреть на себя в зеркало:

«Господь во время Таинства Крещения за каждым человеком закрепляет ангела-хранителя. Я хочу всем вам пожелать, чтобы у вашего ангела-хранителя хватило сил вас уберечь. И это не надо никогда списывать на какую-то удачу, потому что мы живем по воле Божией. Мы, взрослые, должны молиться, чтобы ангел выпросил у Бога милостыню для каждого из вас. Господь долготерпелив и многомилостив, но в жизни наступает такой момент, когда человек доходит до точки невозврата: распадается семья, появляются страшные болезни. Обычно про таких говорят: «Его наказал Бог!» Но виноваты в этом мы сами, а не Бог. И люди, лишившись всего и сломленные горем, приходят в храм со словами: «Батюшка, мне нужна ваша помощь!» Поэтому, дорогие ребята, не забывайте, что вы свою жизнь творите сами и к вам будут относиться точно так же, как вы сегодня относитесь к другим людям», — сказал протоиерей Андрей Копейкин.

Читать еще:  Черное и белое духовенство в православии. Чем белое духовенство отличается от чёрного

Прозвенел звонок, ученики сделали еще один, пока маленький, шажок навстречу взрослой жизни. Услышали ли они батюшку? Время покажет.

Сериал Трудные подростки

  • Жанры : Драма
  • Год создания : 2019
  • Режиссёр : Рустам Ильясов
  • Премьера в интернете : 24 октября 2019, More.TV
  • Количество серий : 8
  • Страна : Россия
  • Продолжительность : 25 мин.

Актёры и команда 7

Фото 32

Видео 9

Сериал Трудные подростки

«Трудные подростки» — российский сериал от режиссера Рустама Ильясова («Вакантна жизнь шеф-повара») с Никитой Волковым и Александром Лыковым в главных ролях, первый оригинальный проект онлайн-сервиса more.tv

Сюжет

Некогда известный и успешный футболист Антон Ковалев (Никита Волков) выходит на свободу после двух лет тюремного заключения. За решетку он попал за пьяную драку в кафе. Этот инцидент поставил точку на его удачной карьере, а ведь до происшествия он был капитаном сборной России.

Теперь Антон далеко не пример для подражания, люди отвернулись от него, о сборной можно забыть. Единственный, кто не бросает горе-футболиста, это руководитель центра трудных подростков Герман (Александр Лыков), у которого когда-то воспитывался Антон. Он предлагает ему работу — подготовить воспитанников центра к их локальной «Олимпиаде». Ковалев соглашается, деваться ему некуда. Однако он даже не представляет, как тяжело будет справляться с ребятами и насколько близкими они ему станут.

Интересные факты

Премьера сериала состоялась в сообществе видеосервиса в социальной сети ВКонтакте

Для Святослава Рогожина, сыгравшего одного из воспитанников центра для трудных подростков, эта роль стала дебютной

Съемочная группа

Режиссер: Рустам Ильясов

Продюсеры: Дмитрий Лунев, Борис Мокроусов и Наталья Голодова

Креативные продюсеры: Алексей Воробьев и Екатерина Матвиенко

В ролях: Никита Волков, Александр Лыков, Григорий Калинин, Вильма Кутавичюте, Виталий Андреев, Глеб Калюжный, Владимир Гарцунов, Анастасия Крылова, Тимофей Елецкий, Мила Ершова, Алёна Швиденкова, Святослав Рогожан

Научить преодолеть себя

Беседа с организатором и руководителем военно-патриотического клуба «Воскрест» протоиереем Александром Степановым

Служение Отечеству может быть разное. Есть бойцы, которые служат в спецназе «Альфа», есть бойцы на ниве журналистики, погибающие как в бою, так и в «тылу», а есть бойцы «невидимого фронта», воины, побеждающие в брани духовной на ниве Православия.

Протоиерей Александр Степанов, настоятель Благовещенского собора и храма Всех святых города Гороховец Владимирской области, – один из них. Его усилиями и содействием в 2001 году в городе Вязники была открыта православная гимназия им. преподобного Серафима Саровского, в 2002 году начал свою работу военно-патриотический лагерь «Патриот», а в Гороховце по инициативе священника с 2006 года проводятся соревнования по стрельбе среди военно-патриотических клубов, с 2005-го действует православный военно-патриотический клуб «Воскрест», а летом 2007-го организован палаточно-байдарочный туристический лагерь «Парус».

Отец Александр поделился секретами воспитания настоящего бойца и христианина.

Чем чаще видишь смерть, тем больше любишь жизнь

– Отец Александр, расскажите о своем детстве и воцерковлении.

– Я родился в селе Афона, в Новгородской области. Спустя несколько лет, когда я перешел в пятый класс, родители решили переехать. Мы поселились в городе Вязники Владимирской области, и там прошли мои юность и молодость. Мама работала начальником почты, папа – учителем труда и музыки, но не все было гладко… Мы с братом росли в сложных условиях, да и сельская жизнь в Новгородской области – это стычки между деревнями. Однако городская реальность была не менее сурова. В городе тоже дрались, только уже микрорайонами: жизнь была насыщена улицей дополна. Но когда я стал заниматься борьбой, то так увлекся, что местные разборки совсем перестали меня привлекать.

Старый священник сильнее меня?! Как так может быть? Ответ я нашел в Библии

Поскольку родители работали, то воспитывался я в основном бабушкой. Тогда в селе Афона садиков не было. В наш храм приезжали разные паломники, я слушал, о чем они говорят, впитывал в себя все это. Позднее, став старше, я повстречал протоиерея Анатолия Федорова из села Нагуево Владимирской епархии. Он всю свою жизнь посвятил Богу и людям. Батюшка помогал людям чем мог, хотя сам ходил с палочкой, будучи ветераном Великой Отечественной войны. Это меня очень сильно удивило. И я понял, что что-то в своей жизни пропустил, не заметил очень важное. И вот однажды приехал владыка митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Он оказался профессором, богословом. С этого момента я взял в руки Библию. Литература «духовная» увлекала меня давно – читал про восточные религиозные течения, изучал историю единоборств. Но узнав, что Библия – это книга всех христиан, книга, которую знает вся страна, немедля приступил к ее прочтению. И это, как-то постепенно, привело меня к священству.

Сначала я был в храме как художник: расписывал стены, помогал реставрировать. Матушка пела на клиросе. Собственно, она меня туда и привела. Вышло так: я ее привез в храм на пение и ждал, чтобы забрать ее обратно, а пока решил постоять на службе. И вот я стою, они поют, у меня спина уже ноет, ноги гудят… Думаю: «Что, этот батюшка семидесятилетний сильнее меня, что ли? У него ничего не болит?» Вот такие вопросы у меня возникли. Как так может быть? Ответы впоследствии я нашел в одной замечательной книге, которая называется Библия.

Читать еще:  Убегать во сне от кого то прятаться. Приснился сон, в котором вы от кого-то убегали: значения по сонникам

– А как вы попали в ГРУ?

– В войска специального назначения набирают людей, которые туда идут. Но у меня особая история. Я не стремился в спецназ, я был призван в военно-воздушные силы и служил в Германии, в Группе советских войск. Занимался спортом на стадионе все время, ничто мне не мешало, служил на точке. Это был 1983–1984 годы. За мной стали присматривать – Особый отдел государственного контроля (Особый отдел КГБ СССР), – заметили, что боец бегает, занимается самостоятельно. Следили несколько месяцев, потом подошли и сказали: вот так и так, у нас показательные выступления, инструкторов рукопашного боя нет. И меня откомандировали.

– Расскажите о самых трудных моментах службы. Когда приходилось обращаться к Богу.

– Во время службы в армии о Боге вспоминаешь не часто. Но бесовские силы, их присутствие чувствовали многие. Знаете, когда самолет попадает в аварию и разбивается, гибнут люди, а мы помогаем извлечь останки из самолета, то тут даже полкружки спирта не помогут – остаешься трезвым, видя все это. Чем чаще видишь смерть, тем больше любишь жизнь, скажу так. Мне нравятся слова одного из наших современников-подвижников, отца Николая Гурьянова с острова Залита, он сказал такую замечательную фразу: «Вы можете жить как угодно и творить что хотите, лишь бы на Страшном суде для вас не было неожиданностей». Вот такая интересная формула жизни. Я ею пользуюсь постоянно или, вернее сказать, пытаюсь пользоваться. К счастью, когда я служил в Германии, боевых действий открытых не было. Это единственный спецназ ГРУ, который в боевых действиях не участвовал. Спецоперации, конечно, были, но там больше смекалка солдатская работала.

В основе должна лежать любовь

– Как появился православный клуб «Воскрест»?

– Название клубу подарило спецподразделение «Альфа». «Воскрест» – это значит воскресение через крест. То есть ты можешь измениться через несение своего креста, воскреснуть для новой жизни. Помимо фундаментального курса «Основы православной культуры» мы изучаем девять дисциплин: здесь есть и альпинизм, и единоборство, и борьба, и военная, и строевая, и физическая подготовка, и плавание, и дайвинг, и парашютные прыжки. Мы специально все эти предметы спланировали. Почему мы это сделали? Ну, вот, к примеру, плавание. Ребята учатся плавать в бассейне, совершают погружение с аквалангом. Купаются дети, конечно же, все, но насколько вода опасна, большинство людей не знает. Поэтому мы предлагаем им познать свои силы в этом. Или, к примеру, альпинизм. Промышленный альпинизм может быть очень сильно востребован, но к этому не у всех есть склонность и способность. Поэтому лучше пусть они этот курс пройдут у нас. Поймут, для них это или нет. Это даст им возможность самостоятельно принимать решения в сложных условиях. К примеру, если на занятиях альпинизмом ребенок оказался наверху, то он сам должен уметь переключаться с одного устройства на другое. Так, как он это изучил внизу. Моя задача – страховать его и сделать этот шаг безопасным.

Выбор этот неспроста. И я не ставлю перед собой задачи загнать всех в семинарию; задача в том, чтобы дети стали адекватными, добрыми, любящими свою страну и смогли грамотно разбираться в суровых жизненных обстоятельствах.

Большинство воспитанников, окончивших «Воскрест», идут в военные училища. Кто-то стремится попасть в «Альфу», кто-то в семинарию поступает. В общем, детки меняются очень сильно. Тем более что у нас есть прекрасные шефы из «Альфы», которые создают замечательную программу, мы с ними согласовываем все мероприятия, которые у нас происходят. Они нам активно помогают.

Детей у нас довольно много, и перспективы развития клуба различные. Сейчас офицеры из «Альфы» помогают нам в строительстве духовно-просветительского центра. Мы о нем мечтали, и теперь мечта сбывается. И через два года, дай Бог, у нас будет свой спортзал и центр просветительский, где можно полноценно проводить занятия.

Мы как одна большая семья: старшие помогают младшим, младшие смотрят, как работают старшие

– Из каких семей приходят дети? По каким причинам? Удалось ли вам им помочь?

– К нам приходят самые разные дети, как из полных семей, так и из неполных. Занятия в клубе сложные. Они рассчитаны на возраст от 12 лет. В занятиях участвуют ребята разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие смотрят, как работают старшие, и получается одна большая семья. Из Свято-Тихоновского православного университета к нам приезжали выпускники писать работу о нашей деятельности. Они заметили, что именно в нашем клубе взаимодействие друг с другом как в семье.

Двери нашего клуба всегда открыты. Детки приходят к нам как домой и чувствуют себя здесь довольно уверенно и свободно, при соблюдении определенных рамок приличия. Мы никого не принуждаем. К примеру, пришел ребенок на занятия, позанимался какое-то время, и вдруг ему стало тяжело, и он пропал. Потом опять появился – я его не выгоняю. Он занимается какое-то время, потом начинает отпадать, и потом в конце концов его «подхватывают», и с этого момента из него получается совсем другое, нежели было. Да и ему самому нравится меняться. Человек свободен в своем выборе, одними запретами ничего не сделаешь. В основе должна лежать любовь.

Дисциплина и строевая, и армейская – это подготовка к тому, чтобы ребенок был более собранным, целеустремленным, а не разнузданным, расхлябанным. Я провожу и различные беседы и лекции по чистоте слова. Например, о вреде мата, табакокурения, винопития, игромании. Почему так? Почему нельзя? Почему можно? И за каждого ребенка мы боремся. За каждого, кто пришел к нам, мы пытаемся бороться, чтобы от дурной жизни его отвадить. Под забором упасть он всегда успеет, а вот устоять на ногах сможет не каждый. И поэтому мы будем помогать всем, кто обращается к нам.

Читать еще:  Что брать на кладбище радоницу. Радоница

– Бывают сложные дети. Как вы с ними работаете?

– В каждый набор попадают ребята, которые вот такие вот «подарки». Если объясняешь ребенку, например, какие-то приемы по самообороне, им слов бывает мало. Человек, которому 15–16 лет, пробует все «на зуб». И здесь дешевым авторитетом не отделаешься. Не получится у тебя показать – извини, и ходить не будет. Это вот такой современный подход.

У нас были ребятки, два брата-близнеца. У них на двоих было всего три глаза – один без глазика был. Дети деревенские, из сложной семьи, служить не хотели. Но у нас они такую подготовку прошли, что и в армии не проходят. Сейчас, слава Богу, здоровый трактористом трудится.

– Ваши дети тоже занимались в православном клубе «Воскрест»?

– У меня четверо своих детей и четверо приемных. И все они занимались в клубе «Воскрест». Все через него прошли. И самый младшенький сейчас тоже занимается здесь.

«Через год покрестились все!»

– Расскажите о сложных ситуациях. Часто ребятам приходится преодолевать себя?

– Каждый год таких историй море. Вот одна из них. Девочка бежит на тренировку в клуб. На пешеходном переходе ее сбивает машина. Открытый перелом ног, тазобедренный сустав ломается, от удара головой о стекло утрачена память. И при этом водитель, чтобы избежать наказания, обвиняет ее в том, что она сама налетела на машину с разбегу за пределами пешеходного перехода и ее помяла. Понимаете? Пришлось даже адвоката нанимать. И мало того, девочка ведь вырастет, а длина ног может быть разной, потому что такие переломы просто так не проходят. Мы за нее боролись целый год, чтобы каким-то образом ее восстановить. Было операций множество и процедур. Она на занятия в клубе приезжала в инвалидном кресле – мы ей помогали добираться. Детки из Дзержинска приезжали и были в шоке: девочка в инвалидном кресле занимается в спортзале! Отжимается от кресла сидя. Вот такая история.

Они были в шоке: девочка в инвалидном кресле занимается в спортзале!

Также приходили люди, исповедующие ислам. Приводили своих детей. Отдают ребенка в клуб и просят: только про Православие, пожалуйста, ничего не говорите. Принимаем. А через год покрестились все. Так что случаев разных много.

Приходят на занятия ребята, а у них плоскостопие. Родители большого значения этому не придают, но будет большая проблема с призывом в армию. А знаете, какие они вырастают в клубе? Парень подтягивается под 40 раз, кидает гранаты за 70 метров. В какие войска призывают его? В спецназ? Или в инженерные войска? Вот здесь мы работаем с военкоматом плотно. Звоним командиру: нужен вам такой человек или не нужен? Нужен. И он попадает в разведку. Такой ребенок. Несмотря на зрение или плоскостопие. Слава Богу, служат достойно. Мы даже в 45-й полк спецназа ВДВ ребят отправили, согласовав их данные с командиром. А туда просто так не призывают никого. Но дети из клуба «Воскрест» настолько хорошо себя показали, что офицеры спецназа открыли перед нами двери.

– А как сейчас чувствует себя та девочка, которую сбила машина? Ей лучше?

– Да. Тогда ей было 15, сейчас 18. И когда ее увидишь, то глазам не поверишь, что она пережила такую травму и не осталась инвалидом.

Майор спецсвязи оказался художником

– Я научился в частном порядке. Есть такие мастера, которые, как в школе, частные уроки задают. Это своего рода как подготовка для поступления в вуз. Хочешь научиться – нанимай педагога. Так и у меня было. Только я не нанимал педагога, со мной рядом просто оказался хороший тренер. Казалось, сфера спецсвязи что имеет общего с живописью? Однако майор спецсвязи, мой добрый друг, оказался заслуженным художником Российской Федерации. Я и не знал, а имя знаменитое такое – Шилов Вадим Александрович (внук Федора Шилова, советского художника-миниатюриста).

Сейчас я, конечно, подолгу кисточку не беру. У меня дети этим в основном занимаются. Да и времени не так много. Хотя иногда все-таки приходится… Есть храм, расписанный моими руками, – в нем была роспись очень сильно утрачена. Здесь уже опыт, конечно, ценный. Много икон приходилось восстанавливать.

Вот в Успенском кафедральном соборе во Владимире напротив иконы святого князя Андрея Боголюбского есть образ благоверного князя Глеба Владимирского. Это я написал ее. Икона большая: 1,90 м в высоту и 60 см в ширину. Длинная такая, вытянутая. И меня благословили ее написать, до этого ее не было. А вот другие иконы мои, для этого же храма, украли. Прямо с аналоя. Человек подходит, крестится и забирает святыню, а вместо нее ставит литографическую. Люди прикладываются и не понимают, что прежней иконы уже нет. Я несколько икон для этой церкви приготовил, а потом протодиакон Александр мне говорит: их как-то умудрились украсть. Видимо, кому-то понадобились очень сильно, не различили, новая или старинная.

– Отец Александр, что самое главное в жизни, на ваш взгляд?

– «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). И хочется еще добавить слова старца Амвросия Оптинского: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!»

Источники:

http://kirillimefody.prihod.ru/2016/10/25/protoierej-andrej-kopejkin-vstretilsya-s-trudnovospituemymi-podrostkami/
http://www.vokrug.tv/product/show/15716475621/
http://pravoslavie.ru/117209.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: