Протоиерей александр шаргунов биография. Протоиерей Александр Шаргунов

Александр Иванович Шаргунов

В современном обществе значение священника огромно, в особенности такого, который активно и правильно исполняет свои пастырские обязанности. К таковым относится протоиерей Александр Шаргунов, прошедший сложный духовный путь длинною в жизнь

Биография

Отец Александр является настоятелем храма в Пыжах г. Москвы во имя свт. Николая Чудотворца. Настоятельство накладывает на него определенные обязанности с которыми он прекрасно справляется уже не один год на радость местным прихожанам.

Но прежде чем достигнуть таких духовных высот Александр Иванович Шаргунов прошел непростой жизненный путь.

  1. Родился будущий отец Александр в Кировской области в обычном рабочем поселке с невзрачным названием Труд № 4. Произошло это накануне Нового года 31 декабря 1940 года.
  2. Шаргунов окончил в 1967 году Московский педагогический институт им. М. Тореза и отлично владеет английским и французским языками, так что с листа переводит стихи английского поэта Китса.
  3. После окончания института биография Александра Шаргунова складывалась вполне благополучно: он переводчик в Госконцерте, затем в Загранпатенте.

Уже в зрелом возрасте в 1965 году, сознательно принимает Святое Крещение и это новый поворот в биографии протоиерея Александра Шаргунова, после этого наступает новый этапом в жизни будущего священника.

Церковная деятельность

Одновременно с работой на светской службе Александр стал с 1974 года начал прислуживать на Пресне в храме Рождества Иоанна Предтечи. Это стало для него первым духовным шагом на пути к священству. В дальнейшем его судьба складывалась таким образом:

  • в 1976 году поступает в Московскую духовную семинарию сразу на 3 — й курс, заканчивает семинарию в течение года и поступает в Московскую духовную академию;
  • произошло это в 1977 году, и в этот же году Александр Шаргунов был рукоположен в сан диакона, а затем священника;
  • после этого служит в храме на Большой Ордынке «Всех скорбящих радость»;
  • в 1982 году священник Александр Шаргунов закончил академию, а с 1991 году настоятель в храме в Пыжах.

Отец Александр в 1986 году возведен в сан протоиерея, а с 1989 года преподавал в Московской духовной академии. Священник отличается упорством взглядов и своеобразным знанием догматов Церкви, которые он толкует сообразно со своими пониманиями.

Интересный факт! Сын прот. Александра Шаргунова Сергей Александрович, является членом КПРФ, а также членом Союза писателей России.

Протоиерей Александр Шаргунов сегодня

Священник Шаргунов всегда занимал активную общественную, политическую и церковную позицию. И это выражалось в участии отца Александра в различных общественных организациях и акциях.

  1. Осуждает расстрел парламента в 1993 года.
  2. Выступает как ярый монархист, но при этом симпатизирует КПРФ и его лидеру Зюганову.
  3. В 1994 году становится председателем общественной организации «За нравственное возрождение Отечества».
  4. В 2003 году был инициатором разгрома выставки «Осторожно, религия!».

Противоречивые взгляды протоиерея не раз подвергались критике со стороны православной общественности. Но отец Александр Шаргунов был упорен и последователен. Он активно выступал по радио, и является автором многочисленных книг и публикаций.

Книги Александра Шаргунова посвящены основным проблемам современного богословия и нравственным вопросам. Протоиерей отличается крайними ригористическими взглядами, что делает его очень популярным в консервативно настроенной православной среде.

В последнее время престарелого протоиерея, которому в этом году исполнилось 79 лет, мучают болезни, так в 2013 году он перенес инсульт и долго проходил реабилитацию, но теперь снова восстановился и продолжает служение, но теперь менее активен в общественной жизни, так как полностью сосредоточился на богослужебной деятельности.

Важно! Протоиерей Александр Шаргунов имеет немало наград за свою деятельность, среди них церковные ордена прп. Сергия Радонежского и свт. Макария Московского III степени, а также медаль светская «В память 850-летия Москвы».

Протоиерей александр шаргунов биография. Протоиерей Александр Шаргунов

31.12.1940, Запрещенное искусство

Шаргунов Александр, протоиерей

Протоиерей, настоятель московского Храма святителя Николая на Пыжах.

Инициатор создания и глава Комитета “За нравственное возрождение Отечества”.

Организатор многих уголовных дел против деятелей современного искусства.

Родился 31 декабря 1940 года в Кировской области.

В . поступил на факультет журналистики МГУ. Однако, по его собственным словам, за отказ от сотрудничества с КГБ его оттуда отчислили.

В 1964 поступил в МГПИ иностранных языков имени М. Тореза. В студенческие годы участвовал в работе литературно-философских кружков, занимался поэтическими переводами (например, переводил Китса). В институте познакомился со своим будущим соратником и соавтором Станиславом Красовицким (ныне священник РПЦЗ(В) Стефан Красовицкий).

В 1965 принял крещение в РПЦ МП.

После окончания инъяза КГБ не пустил Шаргунова работать техническим переводчиком за границей, а также воспрепятствовал преподаванию в аспирантуре Московской духовной академии.

Читать еще:  Как снять заговоры с мужа. Самостоятельные методы снятия приворота в домашних условиях

В 1974-1976 прислуживал в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого был протоиерей Николай Ситников. Пономарствовал одновременно с Владиславом Свешниковым. Среди прихожан храма были поэты Станислав Красовицкий, Анатолий Найман и др. Уже в то время Шаргунов считал канонизацию царской семьи спасительной для России.

В 1976 поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии, а год спустя был переведен на 1-й курс Московской духовной академии. 27 марта 1977 студент Шаргунов рукоположен в сан диакона, а 21 мая того же года – в сан священника. В 1978 перевелся на заочное обучение.

Местом служения Шаргунова стал знаменитый храм во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте” (в просторечии – “Скорбященский”) на Большой Ордынке, где почетным настоятелем был епископ Киприан (Зернов), опальный управделами Московской патриархии. Вокруг храма образовался кружок православной интеллигенции. Шаргунов проповедовал “мистический монархизм”, обличал “сергианство” и советскую власть, нарочито демонстрировал связи с зарубежными православными. Но нареканий со стороны епархиального руководства или Совета по делам религий за это не получал. Узнав о тайных молебнах Шаргунова о царской семье епископ Истринский Арсений (Епифанов), строго их воспретил.

В 1991 назначен настоятелем старинного храма во имя святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Это назначение имело “церковно-политический” характер – за храм боролась зарегистрированная по его адресу община РПЦЗ во главе с иеромонахом Тихоном (Козушиным). Шаргунов зарегистрировал “параллельную” общину и завладел храмом с нарушением закона.

В противоположность протоиерею Всеволоду Шпиллеру, в церкви которого в Кузнецах собирался “весь московский бомонд”, вокруг о. Александра собирались в основном престарелые барышни и откровенные националисты-антисемиты.

Несмотря на свою оппозиционность, в 1986 Шаргунов возведен в сан протоиерея.

С 1 сентября 1989 он – преподаватель Московской духовной академии и семинарии, несмотря на его обличения “сергианцев”. В период смены ректора Сергиевом Посаде (январь-февраль 1992), в числе прочих “московских батюшек-преподавателей” уволен из МДАиС. Но после освобождения от должности ректора епископа Филарета (Карагозина) 1 сентября 1992 восстановлен в должности преподавателя. Тогда же стал кандидатом богословия.

В феврале 1994 из Сретенского монастыря была выдворена община “кочетковцев” и ее место заняла группа монахов под руководством о. Тихона (Шевкунова). Тогда же состоялась церковная конференция “Православие и обновленчество”, с которой начались планомерные обличения “меневцев”, “кочетковцев”, а позже остальных “обновленцев”.

С этого момента основным лейтмотивом деятельности Шаргунова становится “проповедь нравственного возрождения” посредством устроения акций с осуждением рекламы (на этом поприще особенно прославился о. Владимир Переслегин, который лично срывал на улицах Москвы рекламные щиты), “попсы” и проч.

В апреле 1994 Шаргунов создал и возглавил Общественный комитет “За нравственное возрождение Отечества”. Членами комитета стали писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, певица Лиина Мкртчян и др. Заместителем председателя был священник РПЦЗ Стефан Красовицкий.

В это время состоялся его “таинственный запретный разговор”, как писал сам Шаргунов, с коммуно-патриотической общественностью. Комитет критиковал Ельцина и Патриарха Алексия II за то, что тот косвенно поддерживает “политику ельцинизма”. В соавторстве с Владимиром Переслегиным, еще одним активистом комитета, публикуется в газете “Завтра”.

Весной 1996 председатель комитета “За нравственное возрождение Отечества” подписал вместе с некоторыми священниками и деятелями науки и искусства обращение “Положить конец нравственному геноциду нашего народа!”, к которому присоединился и Зюганов, а также призвал к голосованию во время выборов президента за последнего. В ответ в прессе было опубликовано открытое письмо бывшего наставника о. Александра – протоиерея Николая Ситникова, в котором тот критикует Шаргунова за призыв поддерживать “врагов веры и Церкви”.

27 мая 1996 председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) пообещал, что поступок отца Александра не останется без последствий. Но поведение батюшки осталось безнаказанным. Епархиальное руководство на политическую позицию протоиерея не прореагировало. Некоторое время Шаргунов внедрял свою линию в Союзе православных граждан (СПГ) (первоначальное название – Православное политическое совещание). Шаргунов числился там “кем-то, вроде духовника”, пока на этом посту его не сменил Владислав Свешников.

В августе 2000 Архиерейский Собор РПЦ МП канонизировал царскую семью, что стало победой “про-зарубежнической” патриотической фракции среди духовенства, прежде всего – Шаргунова.

В 2000 Комитет Шаргунова активно поддерживал общественную кампанию против художника Олега Мавроматти, совершившего символическое самораспятие в рамках одной из своих художественных акций. В результете обвиняемый в разжигании религиозной розни художник бежал из России.

Во время эфира на радио “Радонеж” 21 января 2003 Шаргунов резко выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Его главный соратник по борьбе с “растлением”, Стефан Красовицкий, даже выступал с экстравагантными идеями о “невидимом окормлении всей России старцем-митрополитом Виталием”. Война шаргуновского комитета с “порнографией и развратом” ожесточилась и расширилась. В это время Шаргунов, его комитет и его паства довольно успешно воюют с непристойной рекламой фирм “Валль” и “Canon”, потом – против балета Малого театра “Благовещение” (в котором две танцовщицы изображают Архангела Гавриила и Деву Марию), потом – активно поддерживают “Союз православных граждан”, бойкотирующий балет “Распутин”, в котором якобы глумливо изображен Царь Николай.

Читать еще:  Религиозное сознание казачества. Классный час "православные традиции казаков"

Во время эфира на радио “Радонеж” 21 января 2003 Шаргунов резко выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Его главный соратник по борьбе с “растлением”, Стефан Красовицкий, даже выступал с экстравагантными идеями о “невидимом окормлении всей России старцем-митрополитом Виталием”.

Основная деятельность Комитета отражена в семи выпусках издания “Антихрист в Москве”. Шаргунов регулярно выступает на православном радио “Радонеж”, в журнале “Русский Дом”, является составителем шести сборников “Чудеса Царственных Мучеников”, автором многих книг.

Александр Шаргунов и запрещенное искусство

В 1998-99 комитет Шаргунова “За нравственное возрождение Отечества” организовал широкую общественную и медиа кампанию против художника Авдея-Тер-Оганьяна.

В 1999 сын Шаргунова Сергей организовал погром в галерее Гельмана, где проходила выставка Авдея Тер-Оганьяна. Участвующие казаки грозили сотрудникам галереи топорами и обещали убить Гельмана и Тер-Оганьяна.

Через день шаргуновцы напали и избили корреспондента НТВ на площадке перед Хамовническим судом, в котором должно было состояться заседание суда по делу Тер-оганьяна. Избиение корреспондента вылилось в большую драку.

В те же дни шаргуновцы пришли в редакцию газеты “Татьянин” день и требовали сообщить адрес Тер-Оганьяна, демонстрируя огнестрельное оружие.

Через несколько месяцев Тер-Оганьян был вынужден покинуть Россию.

19 января 2003 Шаргунов благославил погром выставки современного искусства “Осторожно, религия!”, организованной Сахаровским центром. О том, что именно он был инициатором погрома Шаргунов заявил в телевизионной программе и журнале “Русский дом” (№3, 2003).

Александр Шаргунов и ранее заявлял, что Церковь должна силовыми мерами бороться с растлением.

В 2003 суд оправдал погромщиков, завел уголовное дело против кураторов выставки и 2005 признал кураторов виновными, присудив крупный штраф. В ходе процесса директор центра Юрий Самодуров и председатель попечительского совета Анатолий Шабад неоднократно требовали личного присутствия в суде Шарунова, но он так и не явился. Иск Юрия Самодурова о защите деловой репутации против Шаргунова был отклонен.

В 2005 шаргуновцы участвовали в кампании против организаторов выставки современного искусства “Россия-2” Марата Гельмана и Василия Бычкова. Эта кампания окончилась победой Гельмана.

В том же году шаргуновцы грозили погромом очередной выставки Тер-Оганьяна в галерее Гельмана, а после того, как Гельман выставил в охране охрану, состоящую из сотрудников ОВД Якиманка, шаргуновцы подали заявление в прокуратуру на этих милиционеров за то, что они “не препятствовали проведению хулиганской выставки”. Стоит подчеркнуть, что галерея Гельмана является частной собственностью Марата Гельмана.

В возбуждении дела против милиции прокуратура отказала.

В 2006 шаргуновцы, при активной поддержке Роснаркоконтроля, участвовали в успешном “порнографическом” деле против издательства “Ультракультура” и его редактора Ильи Кормильцева. В результате этого тысячи книг, выпущенные издательством, были уничтожены, изъяты из библиотек и из продажи.

В том же 2006 лично Александр Шаргунов, по мнению многих журналистов, то ли в одниночку, то ли авторским коллективом тайно выступил под именем грека Никоcа Зерваса автором книги “против Гарри Поттера” – “Дети против волшебников“, вышедшей в издательстве “Лубянская площадь“. Глава этого издательства – Леонид Макуров, соучредители – ряд частных лиц и Региональная общественная организация ветеранов внешней разведки.

Сам Шаргунов пишет об этой книге так: “Книгу Зерваса можно назвать «книгой-разоблачением» и «книгой-противоядием». Он ярко показывает, как ведется война против России. На стороне врагов России лиги колдунов, «военно-воздушные силы и тренированные маги-боевики, зачарованные политики, тщательно вдохновленные писатели и профессора теологии, режиссеры, музыканты и накрепко запрограммированные журналисты». А против – самые обыкновенные дети. Но детям помогает Бог. Их делает непобедимыми «русская защита», то есть Православие. Зервас затрагивает все события, происшедшие в России, начиная с девяностых годов”.

В кампании по продвижению “сфабрикованной книги” участвовали центральные СМИ – АиФ и “Труд”. Расследования же газеты “Коммерсантъ”, доказавшей, что никакого греческого писателя Зеварса в природе не существует, а книга произведена по заказу ФСБ и РПЦ, никого не смутили.

С появлением “лжеЗеварса” тесная связь Шаргунова с ФСБ уже мало кем ставится под сомнение.

В 2007 Комитет Шаргунова выступил организатором общественной кампании против кураторов выставки современного искусства “Запретное искусство” Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева.

В результате кураторы выставки были признаны виновными по уголовной статье 282 (разжигание религиозной розни) и приговорены к штрафу. Пр этом обвинитель требовал лишить подсудимых свободы на три года.

В 2010 Шаргунов выступил с резкой критикой выставки современного искусства “Двоесловие/диалог”, проведенной в притворе храма св. Татьяна сторонниками обновления церкви.

Читать еще:  Редкие имена девочек современные. Имена для девочек редкие и красивые — какое выбрать? Самые красивые азербайджанские имена для девочек

Шаргунов, “православные боевики”, “православная правозащита” и запрещенное искусство

В 1998-1999 во время кампании против Авдея Тер-Оганьяна, инициированной шаргуновским комитетом “За нравственное возрождение отечества” и сопровождавшейся погромом выставки и массовыми избиениями, шаруновский комитет еще не обладал развитой инфраструктурой для ведения агрессивных общественных кампаний против неугодных. Погром в галерее Гельмана, за неимением лучшего, организовал при помощи казаков и прихожанок церкви сын Шаргунова Сергей. Юридической стороной дела сначала занимался соратник Шаргунова протоиерей Владимир Переслегин, в дальнейшем “общественным обвинителем” выступал Михаил Кузнецов, самый известный “православный адвокат”, соратник депутата ГД Виктора Илюхина, бывшего высокопоставленного прокурора Генпрокуратуры СССР. Постоянным партнером Кузнецова по адвокатской практике является Сергей Штин, полковником КГБ на пенсии.

В рамках кампании против Тер-Оганьяна сын Шаргунова Сергей организовал погром выставки художника в галерее Гельмана. В возбуждении уголовного дела против погромщиков Тер-Оганьяну было отказано.

В 2003 от шаргуновского комитета отпочковалась общественная юридическая инфраструктура – организация “Народная защита”, которую возглавил Владимир Сергеев, тренер боевого подразделения шаргуновской команды, легально действующей при храме в Пыжах под видом детского православного бойцового клуба “Сим победиши”.

Именно Сергеев, начинавший “алтарником” в церкви на Пыжах, был организатором погрома выставки “Осторожно, религия!” и в дальнейшем вел оргдела по участию православных в судебном процессе как выставки “Осторожно, религия!”, так и выставки “Запретное искусство-2006”. А адвокат Михаил Кузнецов добился закрытия уголовного дела на шестерых погромщиков этой выставки, отклонения иска к Шаргунову по защите чести и достоинства от руководства Сахаровского центра, требовал закрытия центра и добился осуждения его руководства по ст. 282. Все это было произведено с чудовищными процессуальными нарушениями в ведении дел.

Шаргунов, Александр Иванович

День рождения 31 декабря 1940

священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, настоятель московского Храма святителя Николая в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»

Александр Иванович Шаргунов (31 декабря 1940, посёлок Труд №4, Нагорский район, Кировская область) — священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, настоятель московского Храма святителя Николая в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества». Отец писателя Сергея Шаргунова.

Биография

В 1961 году поступил в Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза, который окончил в 1967 году (владеет свободно английским и французским языками). Занимался поэтическими переводами.

В 1965 году принял крещение.

С 1967 по 1968 год работал переводчиком в Госконцерте. С 1971 по 1975 год работал в Загранпатенте при комитете по изобретениям СССР.

С 1974 года по 1976 год прислуживал в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Именно в период пономарства в этом храме, настоятелем которого был протоиерей Николай Ситников, Александр Шаргунов окончательно определил свой дальнейший путь.

В 1976 году, сдав экзамены за 1-й и 2-й классы, был принят в 3-й класс Московской духовной семинарии. По окончании 3-го класса сдал экзамены за 4-й класс и был принят на 1-й курс академии в 1977 году.

27 марта 1977 года был рукоположён в сан диакона, а 21 мая того же года и в сан священника.

В 1978 года под давлением жизненных обстоятельств, прежде всего пастырского служения, перевёлся на заочное обучение. Служил в храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке.

В 1982 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Догмат в христианской жизни».

В 1986 году был возведён в сан протоиерея.

С 1 сентября 1989 года — преподаватель Московской духовной академии и семинарии. В эти годы он преподаёт Священное Писание и одновременно занимается активной общественной деятельностью.

Был сторонником канонизации Николая II и его семьи, критиковал «сергианство» и советскую власть.

В 1991 году назначен настоятелем старинного храма во имя святителя Николая Чудотворца в Пыжах.

1 февраля 1992 года уволен из МДАиС «в связи с пастырским служением». Однако после освобождения от должности ректора епископа Александра (Тимофеева) 1 сентября 1992 года восстановлен в должности преподавателя Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии и семинарии.

Резко обличал расстрел парламента в октябре 1993 года.

В апреле 1994 года создает Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества» и занимает в нём пост председателя (члены — писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Василий Белов, певица Лиина Мкртчян и другие общественные деятели; заместитель председателя — священник РПЦЗ (позднее РПЦЗ(В)) Стефан Красовицкий).

Выступил против канонизации Иоанна Грозного и Григория Распутина. Сторонник канонизации Евгения Родионова.

Отец Александр регулярно выступал с проповедями на православном радио «Радонеж», в журнале «Русский Дом» отвечает на письма читателей, является составителем шести сборников «Чудеса Царственных Мучеников», автором многочисленных книг.

7 апреля 2012 года удостоен права ношения митры.

Источники:

http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/aleksandr-ivanovich-shargunov.html
http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=185
http://www.peoplelife.ru/324609

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: