Прости им ибо не ведают что творят. Eвангельские проповеди

11 марта. Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят

Аудио

Читается Евангелие от Луки. Глава 23, ст. 1 – 34; 44 – 56.

Сегодня литургии не совершается, а значит, не предусматривается евангельского чтения. Поэтому у нас есть возможность разобрать подробнее евангельский отрывок, который мы слышали за Божественной литургией вчера.

1. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

2. и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7. И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

8. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

9. и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14. сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15. и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16. итак, наказав Его, отпущу.

17. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21. Но они кричали: распни, распни Его!

22. Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24. И Пилат решил быть по прошению их,

25. и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29. ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30. тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31. Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45. и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51. не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52. пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53. и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54. День тот был пятница, и наступала суббота.

55. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56. возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

(Лк. 23, 1–34; 44–56)

Преступника, осужденного на распятие, уводили из судебного зала и помещали в центр четырехугольника, по углам которого стояли четыре римских воина. После этого ему на плечи клали балку от креста или сам крест, на котором ему предстояло умереть, и вели его к месту казни; впереди него шел еще один римский воин и нес дощечку с указанием вины осужденного. Так же поступили иудеи со Христом.

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону (Лк. 23, 33). Лобное место, о котором идет речь в Евангелии, представляло собой небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима, где, по древнейшему преданию, был погребен праотец Адам.

Евангелист Лука приводит слова молитвы Господа за распинателей : Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Римские воины, конечно, не знали, что они распинают Сына Божия; иудеи же, осудившие на смерть Господа, до такой степени были ослеплены своей злобой, что действительно не думали, что они распинают своего Мессию. Однако, такое неведение, конечно, не могло оправдать их преступления, так как они были свидетелями проповеди и чудес Спасителя. Молитва Господа являет величие Его духа и служит нам примером, чтобы и мы не мстили своим врагам, но молились за них.

Читать еще:  Видеть во сне жареное мясо шашлык. Что означает готовить и есть шашлык во сне по сонникам

Когда осужденные были распяты, воины взяли одежды Христа и по установившемуся обычаю стали делить их между собой. Борис Ильич Гладков пишет: «Верхнюю одежду Иисуса разодрали на четыре части, а нижнюю, хитон, не стали разрывать, потому что в нем не было швов, он был весь тканый; и согласились бросить о нем жребий, чтобы узнать, кому он достанется. Так и поступили. И в этом исполнилось пророчество Давида: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21, 19)».

По замечанию евангелиста смерти Господа на Кресте предшествовала тьма, покрывшая землю: Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце (Лк. 23, 44–45). Это было чудесное знамение, которое указывало на поразительное и необычайное событие – смерть возлюбленного Сына Божия. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Видимо, эта тьма последовала вслед за глумлениями и насмешками над распятым Господом; она же и прекратила эти глумления, вызвав то настроение в народе, о котором повествует Лука: И весь народ, сошедший на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Вслед за этим Господь громким голосом возгласил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Голова Его наклонилась, и Он, предав Свой дух, умер. Александр Павлович Лопухин поясняет: «Только один евангелист Лука приводит это восклицание Христа, представляющее собой повторение, в несколько измененном виде, слов 30-го псалма: В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6). Господь умирает с полным сознанием, и Сам предает Свой дух Богу, так как совершил все Ему порученное дело искупления».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, как умирающий Спаситель молит о Своих врагах, погибающих от собственной жестокости и бессердечия, прося Небесного Отца о помиловании и прощении безумцев. Стремясь спасти человека, вернуть его к Богу, Христос молит о тех, кто пока еще не знает раскаяния. Тем самым Он подает и нам пример высокой молитвы за обижающих нас. Примем же этот завет Господа всей душой, ибо исполнение его и есть свидетельство перед миром о том, что мы – христиане. Помогай нам в этом Господь!

Семь изречений Христа на Кресте

Первое изречение: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). Этими словами Иисус проявил безграничное милосердие к Своим палачам, чье жестокосердие не оттаяло даже тогда, когда Он переносил страшные муки на Кресте. Кроме того, Он изрек со скалы Голгофского холма одну установленную, но не осознанную истину, а именно: творящие зло никогда не понимают, что делают. Убивая праведника, себя убивают, а его прославляют. Преступая Закон Божий, они не видят незримо спускающегося на них жернова, который сокрушит их. Гневя Бога, они не видят своих лиц, постепенно превращающихся в звериные морды. Объятые злобой, они никогда не ведают, что творят.

Второе изречение: “истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23:43). Эти слова обращены к раскаявшемуся разбойнику на кресте. Очень утешительное слово для грешников, которые каются хотя бы в самую последнюю минуту. Милость Божия безгранична. Господь исполняет Свою миссию даже на Кресте. До последнего Своего вздоха Он спасает всех, кто имеет хоть малейшую волю к спасению.

Третье изречение: “Жено! се, сын Твой” (Ин. 19:26). Так сказал Господь Своей Святой Матери, стоявшей под Крестом с “распятой” душой. А апостолу Иоанну Он сказал: “се, Матерь твоя” (Ин. 19:27). В этих словах Его сыновняя забота, обязательная для всякого по отношению к родителям. Ибо Бог дал людям заповедь: “Почитай отца твоего и мать твою” (Исх. 20:12), и Сам исполняет ее до последнего часа.

Четвертое изречение: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46) Эти слова говорят не только о немощи человеческой, но и о прозорливости Господа. Ибо человек страдает, но под болью человеческой сокрыта одна тайна. Только эти слова смогли разрушить ересь, спустя несколько веков потрясшую Церковь: она ложно учила, что на Кресте страдало Божество. А между тем вечный Сын Божий для того и вочеловечился, чтобы и телом, и душой пострадать за людей и умереть за них как человек. Ибо, если во Христе пострадало Божество, – значит, Божество во Христе и умерло. А это невозможно. Вдумайтесь как можно глубже в эти великие и страшные слова: “Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”

Пятое изречение: “Жажду” (Ин. 19:28). Его Кровь излилась. От этого – жажда. Солнце с запада било Ему в лицо и, усугубляя Его страдания, страшно пекло. Естественно, что Он жаждал, но, Господи, чего воистину Ты жаждал: воды или любви? Жаждал ли ты как человек или как Бог, или как и человек и Бог? Вот он, римский легионер, давший Тебе пропитанную уксусом губку. Капля “милосердия”, которую Ты получил от людей за три часа мук на Кресте! Этот римский воин каким-то образом несколько смягчает грех Пилата, грех Римской империи по отношению к Тебе, пусть даже это был уксус. За то разрушишь Ты Римскую империю, но на ее месте создашь новую.

Шестое изречение: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк. 23:46). Это означает, что Сын предает дух Свой в руки Отца Своего. Чтобы знали все, что пришел Он от Отца, а не по Своей воле, как обвиняли Его евреи. Но слова эти были сказаны, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые пустословят по поводу переселения душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте все эти фантазии и посмотрите, куда идет дух умершего праведника: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”.

Седьмое изречение: “Совершилось!” (Ин. 19:30). Это не значит, что жизнь заканчивается. Нет! Это значит, что завершилась Его миссия искупления и спасения рода человеческого, что “совершилось” было освящено кровью и смертью, Божественным деянием одного истинного Мессии людского. Завершились страдания, но жизнь только начинается. Закончилась трагедия, но страшного не произошло. За сим следует последнее величественное дело – победа над смертью, воскресение и слава.

Всю вину за ссоры мы должны брать на себя

Как следует просить прощения? Надо ли прощать обидчика, даже если он сам не просил у нас прощения? Об этом мы беседуем с архимандритом Иовом (Гумеровым).

Притча о двух должниках Фото: Православие.Ru

Читать еще:  Как подготовиться к исповеди и причастию? Как исповедоваться в первый раз? Отвечают священники Андрей Ткачев и Андрей Конанос. Для чего нужно и что это такое причастие в церкви: правила таинства

– Отец Иов, должен ли человек, который меня обидел, обязательно предварительно попросить у меня прощения, чтобы я мог его простить, или нет?

– Нет. Прощать всех, кто нанес нам обиду и не просит при этом прощения, заповедано нам Спасителем. Господь в Нагорной проповеди призвал нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44). Речь идет о людях, причиняющих нам зло, которые проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Заповедь не только предписывает нам прощать их, но даже благотворить и молиться за них.

Если человек не простил ближнему, то он не имеет права произносить эту молитву, потому что говорит неправду

Христианин всегда должен помнить и исполнять этот духовный закон, установленный Богом. Мы только тогда в покаянии получаем прощение грехов, когда сами простили всех, кто вольно или невольно причинил нам зло. Каждый день неоднократно мы произносим молитву Господню «Отче наш». Если человек не простил ближнему, то он не имеет права произносить эту молитву, потому что говорит неправду. В «Прологе» имеется рассказ:

«Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. В церкви никого не было из богомольцев; служил сам Патриарх, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню ‟Отче наш”, запел ее и святитель; но на словах ‟хлеб наш насущный даждь нам днесь” он вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: ‟и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”. Тут святитель сказал ему: ‟Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?” Эти слова так поразили вельможу, что он, весь в слезах, бросился к ногам Архипастыря и воскликнул: ‟Все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой». И в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды» (протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях на каждый день года. Апрель. 2-й день).

Каждый, кто не прощает своему обидчику, уподобляется тому рабу, которому господин простил десять тысяч талантов, а он не простил совсем небольшую сумму своему должнику – сто динариев (Мф. 18, 23–35). Необходимо заметить, раб не просил простить ему долг, а только хотел отсрочки («потерпи на мне, и все тебе заплачу» – Мф. 18, 26). Господин в ответ на эту просьбу явил великую милость – простил весь долг.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами перед Богом и проступками ближних по отношению к нам».

Господь Спаситель не только дал нам заповедь прощать тем, кто причинил нам зло, но и Сам явил высочайший пример абсолютного незлобия: Он, умирая на кресте, просил Бога Отца о прощении распинавших Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Известно, что распинавшие Его не просили прощения.

Господь Спаситель явил высочайший пример абсолютного незлобия

– Люди часто говорят, что если мы будем всё прощать, то это подтолкнет обидчиков к вседозволенности. Грубый и злой человек вообще распояшется от своей безнаказанности.

– Здесь мы должны применять не человеческую логику, а верить в действие духовного закона: если мы прощаем причинившего нам зло обидчика, который даже и не думает просить у нас прощения, то Господь, видя наше смирение, подаёт всесильную помощь. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6).

Приведу пример. Святитель Тихон Задонский призывал всех мириться и сам старался всех мирить. Узнав, что двое монахов из братии не хотят мириться, он оставлял все свои труды и шёл к ним. И пока он их не примирял, не уходил. Однажды он приехал к знакомому помещику. У того был в гостях дворянин-вольнодумец. Возник спор о вере. Гость вышел из себя и ударил святителя Тихона. Тот тут же пал на колени и стал просить прощения: «Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». Это была не просто кротость святого, но подвиг смирения. Совершилось чудо. Споривший гость сам упал на колени, умоляя со слезами простить его. Благодать коснулась его сердца. Он изменил свою жизнь и стал верующим человеком.

Когда мы думаем, что обидчику нужно дать отпор, чтобы зло не осталось безнаказанным, мы тем самым показываем, что остаёмся в пределах только человеческих отношений, забывая, что в нашей жизни действует Бог. Когда произошла ссора и потерян мир, человеку больно и горько от произошедшего. Он должен усиленно молить Господа о примирении: «Господи, примири меня с . (с моим мужем, или женой, другом или знакомым)». Когда он молит Господа о примирении, он должен всю вину взять на себя. Тогда придет всесильная Божия помощь.

В искушениях мы должны видеть две стороны. Одна порождена нашим падшим естеством. Все мы наследники адамова падения. Наше естество повреждено. Отсюда постоянно рождаются нестроения между людьми, скорби, столкновения, ссоры. А другая сторона состоит в том, что Господь, попуская эти нестроения, задает нам духовные уроки, чтобы мы учились добродетелям. Бог может нас от всего избавить, но тогда мы никогда не победим наши страсти и не научимся ни одной добродетели.

– Но тут опять-таки могут возразить, что объективно в ссоре всегда у кого-то вина больше, а у кого-то меньше. Почему же кто-то один должен брать всю вину на себя?

– Мы потому в молитве о примирении должны всю вину брать на себя: «Господи, прости меня, я виноват. Проявил нечуткость, неуступчивость, неразумие». И когда Господь увидит, что мы говорим это искренне и от всей души, тогда Божественная благодать будет действовать на душу этого человека и примирит его с нами.

Архимандрит Иов (Гумеров)

– Но что значит «взять всю вину на себя»? Ведь он тоже виноват, как минимум в том, что не сдержался. Я могу признать, что и он согрешил, или вообще не должен этого признавать?

Читать еще:  Стефания имя значение православное или нет. Значение имени: Стефания

– Наша цель ведь не в протокольном определении степени вины каждого. Это делают в судах, когда приводят обвиняемого и начинают разбирать дело. В духовной жизни не так. Наша цель – достигнуть мира и этим исполнить важнейшую новозаветную заповедь. Вновь приведу пример. В монастыре, где игуменом был преподобный Кирилл Белозерский, был насельник монастыря по имени Феодор. Плененный демонами, он так возненавидел своего настоятеля, что не мог даже смотреть на него. Феодор решил уйти из обители. Перед уходом пришел в келлию настоятеля. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Любовь и смирение святого освободили несчастного от бесовского плена. Былая ненависть ушла. Он остался в монастыре и жил спокойно.

Примирение дает человеку особую радость, потому что всякая обида, неприязнь, потеря мира вызывает у человека горечь. И ради этой радости человеку нетрудно взять всю вину на себя.

– То есть мы не должны как бы стремиться установить в человеческих отношениях истину (плоско на самом деле понимаемую)? Как бы выяснить ситуацию и рассчитать, кто больше виноват, а кто меньше?

– Мы прощаем всех, потому что Господь простил нам несравнимо больше. Вспомним еще раз притчу о немилосердном должнике. Он должен был господину десять тысяч талантов, а его знакомый, которого он отказался простить, – всего сто динариев.

Мы должны всех прощать, потому что сами мы великие должники перед Богом

Мы должны всех прощать, потому что сами мы великие должники перед Богом. И Бог нас прощает. Его великодушие бесконечно превосходит человеческие понятия и представления. Мы грешим постоянно. Даже на Исповеди мы чаще всего называем лишь малую часть грехов. Это – верхушка айсберга. Приведу рассказ из «Древнего патерика»:

«Однажды было собрание в скиту. Братия говорили о грехопадении брата. Но авва Пиор молчал. Потом, встав, он вышел и, взяв мешок, наполнил его песком и нес за спиною. Насыпав также немного песку в корзину, нес ее перед собою. Отцы спрашивали его: что бы это значило? Он отвечал: этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи, их много, но я оставил их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это – немногие грехи брата моего; они пред глазами моими, и я смущаюсь ими, осуждая брата. Но не следовало бы так делать! А лучше бы мне свои грехи носить перед собою, скорбеть о них и умолять Бога о помиловании себя. Отцы, выслушав сие, сказали: поистине – это есть путь спасения!»

– Если позволите, еще один каверзный вопрос. Даже Господь говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). А если ведают, что творят? Как же прощать сознательно делаемое зло, сознательное причинение горя?

– Нет, они и правда не ведают, что творят, потому что духовно ослеплены. Да, они знают, что, например, в результате их действий прольётся кровь, но не понимают, что совершают великое зло. Человек ссорится, оскорбляет – и при этом не ведает, что творит. Не ведает, как он травмирует свою душу, особенно если он совершает смертные грехи, например, прелюбодеяние. Он не понимает при этом, что семья – это пожизненный союз, который можно было сделать счастливым: наполнить радостями, воспитать детей и вместе идти к спасению.

Так и вольнодумец, перед которым упал на колени Тихон Задонский, был в плену неверия. Он не понимал, что распространяет духовную отраву и больше всего вредит себе. В зависимости от того, как мы ведём себя, таков будет и результат. Когда у человека добродушный настрой, и он ко всему и ко всем относится благодушно, то ему везде сопутствует мир. Когда этого нет, то происходят столкновение споры, обиды и ссоры

– Но разве все-таки нет случаев, когда простить нельзя? Например, супружеская измена. Церковь признает ее основанием для расторжения брака. Разве человек не имеет права не простить в этом случае?

– Прощать всех, кто причинил нам зло, повелевает нам евангельская заповедь. Она не содержит каких-либо исключений. Если мы вновь обратимся к примерам, то увидим, на какую духовную высоту может подняться человек, для которого христианство стало спасительным учением о вечном блаженстве. Великий князь Сергей Александрович был убит 4 февраля 1905 г. за свои православно-патриотические убеждения. Тело было растерзано бомбой. Супруга его, преподобномученица Великая княгиня Елисавета, с великим самообладанием собирала по частям его останки. 7 февраля 1905 года (через три дня на четвертый) в канцелярии арестного дома Пятницкой части она встретилась с убийцей. Привезла ему икону и простила его.

Даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо

О супружеской измене. Господь запрещает разводиться, «кроме вины прелюбодеяния» (Мф. 5, 32). Супружеская измена – тяжелый смертный грех. Он разрушает семью, которая является самым тесным жизненным союзом: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Милосердный Господь дает лишь право на развод, зная, что не каждая пострадавшая (или пострадавший) сможет найти необходимые духовные и душевные силы спокойно продолжать прежнюю семейную жизнь. Однако восстановление семьи возможно. Примеры мне известны. Надо решительно сказать, что даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо. «Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешения ваши» (Мф. 6, 14). Преподобный Максим Исповедник писал: «Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то» (Главы о любви). Святой апостол Стефан простил побивавших его камнями иудеев: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 60).

«Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 19.7).

Источники:

http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-evangelie-vmeste-s-tserkovyu-11-marta-2016g
http://www.pravmir.ru/sem-izrecheniy-hrista-na-kreste/
http://pravoslavie.ru/120445.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: