Проповедь – первенец из умерших. Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых)

П. В. Добросельский

Приложение 9

Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых)

Святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа первенцем из умерших (1 Кор. 15: 20), первенцем из мертвых (Кол. 1: 18; Откр. 1: 5). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три — из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея — ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И три случая воскрешения — из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44). Кроме того, в Мф. 27: 50-53 говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах. Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его»(1 Кор. 15: 22, 23). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.

Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 1, 11). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, то есть — телами воскресения. Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле — первенцем из умерших, а Енох и Илия не видели смерти.

Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших

В Священном Писании Иисус Христос назван: первенцем из умерших (1); первенцем из оживших (2); начатком (3); первенцем из мертвых (3); восставшим первым из мертвых (4). В православных молитвах говорится: «. сотвори державу мышцею Своею Господь, поправ смертию смерть. Первенец мертвых бысть. » (5) (Третьего гласа Стихиры на Господи воззвах. Тропарь)

Вместе с этим, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три – из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея – ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И три случая воскрешения – из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44). Кроме того, также говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27: 50-53).

Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах (6). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20: 19, 20); «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 26-28).

«Тело Богочеловека, после Его воскресения, уже принадлежавшее горнему миру, могло быть и видимым, и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотью и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердые земные вещества, как дух» (свт. Игнатий (Брянчанинов) (3: 371, 372).

«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление, и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу, но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения. » (преп. Иоанн Дамаскин) (4: 270).

Читать еще:  С днем рождения начальнице. Поздравления с днем рождения женщине руководителю от коллектива

Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 1, 11). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха (7) и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, т. е. – телами воскресения.

Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. ИБО СПАСИТЕЛЬ БЫЛ ПЕРВЫМ ВОСКРЕСШИМ ИЗ МЕРТВЫХ В БЕССМЕРТНОМ ТЕЛЕ – ПЕРВЕНЦЕМ ИЗ УМЕРШИХ. А ЕНОХ И ИЛИЯ НЕ ВИДЕЛИ СМЕРТИ.

(1) «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15: 20).

(2) «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22, 23).

(3) «Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. » (1 Кол. 1: 18); «благодать вам и мир. от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1: 4, 5).

(4) «. Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деян. 26: 23).

(5) Перевод на русский язык: «. Господь проявил мощь руки Своей: смертью победил смерть, сделался Перворожденным из мертвых. »* (1: 254).

* «Т. е. первым воскрес из мертвых» (1: 421).

(6) «Воскресение мертвых по учению Церкви последует со вторым пришествием И. Христа, Который сказал: “мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавшее, оживут”. Воскресение мертвых, по учению ап. Павла, произойдет во мгновенье ока; Бог Своею силою воскресит мертвых нетленными; а тело воскресшего, не будет по своему существу таким как при жизни; оно будет нетленно, духовно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питье, ни в одежде, ни в брачных связях и отношениях, оно будет легко, светоносно, подобно воскресшему телу Спасителя» (2: 560).

(7) «Сыновья Сифа – это “сыны Божии”, они призывают имя Иеговы и один из них Енох, “ходил пред Богом” и был, может быть, с телом взят Богом в рай» (В. Н. Лосский) (5: 257).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Молитвы и песнопения православного молитвослова / пер., примеч. Н. Нахимова. Изд. испр. и доп. – К.: Пролог, 2003

2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. – Т. 1. – Изд-во П. П. Сойкина. 1992.

3. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. – М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.

4. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Ладья, 2000.

5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. – М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. – 1991. – (Религиозно-философская серия).

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

“Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин (Мал. IV, 6), и обратят сердца отцов к детям, т. е. синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов, и будут убиты антихристом (Апок, XI, 3).” (Прп. Иоанн Дамаскин).http://goo.gl/BRuiJ8

1) Статья, как это следует из её названия и текста, посвящена не вопросу о том, умерли или нет Илия и Енох, а совсем другому вопросу: «Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших». В конце статьи делается вывод о том, что даже ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ о возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа не противоречит первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле — ПЕРВЕНЦЕМ ИЗ УМЕРШИХ. А Енох и Илия не видели смерти (до Воскресения Христа, как это следует из контекста статьи. Ведь иначе, с учётом указанного предположения, они были бы первенцами!). В связи с изложенным, приведённая цитата не имеет отношения к теме статьи. 2) Однако данный вопрос является интересным. Поэтому привожу толкования (Откр. 11: 3), представленные Введенским мужским ставропигиальным монастырем «Оптина Пустынь»: «Есть два события в Библии, которые остались неразъясненными: это – именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть oбщий удел всего человечества (Евр 9: 27)? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? [Comel a Lapid, Krementz] Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личностью прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Cирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кеcap)» (А. П. Лопухин); «Многие из учителей думали, что сии два свидетеля, Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. – Облечетем во вретище они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников (Захар, гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел. (свт. Андрей Кисарийский)»; «Из Писаний мы научены, что есть два пришествия Христа и Спасителя. При этом первое по плоти было бесславным ради того, чтобы Он показал Себя уничиженным. Тогда как второе Его пришествие возвещено во славе, так как явится Он с небес с могуществом и ангелами и славою Отца. Первое Его пришествие имело предтечею Иоанна Крестителя; второе, когда он придет во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова…» (сщмч. Ипполит Римский); «Многие считают, что [два свидетеля] – это, вместе с Илией, Елисей или Моисей – но каждый из них мертв. О смерти же Иеремии ничего не извест-но. Через всех древних авторов наши сообщают, что это – Иеремия. Ведь и само Слово, полученное им, свиде¬тельствует, говоря: прежде нежели Я образовал тебя во чреве матери твоей, Я познал тебя и пророком для народов поставил тебя (Иер 1:5). У язычников же он не был пророком, и потому, по каждому из двух пророчеств, что Бог обещал, с необходимостью этим обладает и исполняет – то есть чтобы Иеремия был пророком у язычников» (Викторин Петавийский); «…В предании Церкви господствует древнее учение, что после Илии Фесвитянина придет Енох, предваряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что творимые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику. О них теперь рассказывает видение, что они пророчествовали столько дней, используя или некое таинственное число, или то, которое действительно будет. Они будут делать это, будучи облечены во вретище. Ибо будут оплакивать непослушание тех людей» (Экумений); «Прежде сказано: тебе надлежит опять пророчествовать (Откр 10:11). А здесь: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать. Ибо там Он говорит об Иоанне, а здесь о двух свидетелях -то есть Церковь двумя Заветами проповедует и пророчествует…» (Примасий).

Читать еще:  Себе на благо ибо на. Размышления над Евангелием от Матфея

1. Re: Почему Иисус Христос назван первенцем из умерших

Проповедь – Первенец из умерших

Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, утверждая их в спасающей вере, в вере в воскресение.

Воскресение Господа Иисуса — это краеугольный камень нашего спасения, и, утверждаясь на нём верой, мы укрепляемся в нашем спасении и становимся способными свидетельствовать об этой спасающей вере и другим.

«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Господь здесь назван первенцем из умерших. Вы никогда не задумывались о том, почему? Я имею в виду тот факт, что некоторые люди воскресали ведь прежде Иисуса. Уже в Ветхом Завете было, по крайней мере, три случая воскресения из мёртвых: пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы (3 Цар. 17:17-24), пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (4Цар. 4:18-37) и один человек воскрес, коснувшись костей Елисея, когда погребавшие бросили его в гроб пророка (2Цар. 13:20-21). В Новом Завете раньше Иисуса воскресли, по меньшей мере, трое: дочь начальника синагоги (Мк. 5:38-42), Лазарь (Ин. 11:42-44) и сын наинской вдовы (Лк. 7:11-15). Почему же тогда наш Господь называется первенцем из умерших? Конечно, в Слове Божьем ошибки нет, просто нам надо что-то поправить в нашем понимании.

Чтобы понять, в чём тут дело, подумаем о том, что изменилось у Господа, когда Он воскрес из мёртвых, и что произойдёт с теми, кто воскреснет в конце времён. Воскреснет их тело, потому что дух наш уже вошёл в воскресение (Еф. 2:5-6; Рим. 6:5; Кол. 2:12; 3:1), уже рождён свыше (1Пет. 1:3,23), уже усыновлён (Рим. 8:15-16). Поэтому в связи с воскресением Господа поговорим о Его теле: что с Ним произошло и каким оно стало?

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (Кор. 15:42-44).

Итак, тело воскресшего Господа отличают четыре особенности: 1. нетление, 2. слава, 3. сила, 4. это тело духовное. Давайте об этом и порассуждаем, и тогда нам откроется, почему всё-таки Господь является первенцем из умерших.

Сначала хочу упомянуть о том, что во всех случаях воскресения, происходивших до воскресения Христа, это было не то воскресение, которого мы все ожидаем. Не удивляйтесь такому утверждению. Почему это так? Да потому, что, хотя там все умершие и вернулись из царства смерти, но у них ещё не было того нового тела, которое получил Господь Иисус и которое Он приготовил для нас. То воскресение, которое пережил Лазарь или сын наинской вдовы, скорее можно назвать совершенным восстановлением или всесторонним божественным исцелением, потому что оно ещё не было окончательной победой над смертью; все, вкусившие его, впоследствии всё-таки умерли.

Каким же стало тело воскресшего Господа? Во-первых, нетленным. Что это значит? «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31). Это слова из Псалма 15, прозвучавшие в проповеди Апостола Петра в день Пятидесятницы. Когда воскрес из мёртвых Лазарь, то его тело ещё не стало нетленным, но тело Иисуса стало нетленным. Над нетленным телом смерть уже не имеет никакой власти. Нетленное тело уже не подлежит физическому распаду, оно не стареет, не болеет и не умирает.

Читать еще:  Житие бытие притча или жизнь такая, какая она есть. Житие - бытие

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор. 15:50-54).

Первое, что отличает нетленное тело, — это победа над смертью. Законы смерти уже не влияют на такое тело. Однако этого нельзя сказать ни о ком из тех, кто воскрес до Иисуса Христа. Например, Лазарь после своего воскресения всё равно должен был умереть. Но воскресший Иисус получил тело нетленное, которое уже не подвержено воздействию смерти. Против такого тела смерть бессильна.

Вторая особенность нетленного тела — это право наследования Царствия Божьего (1Кор. 15:50).

Итак, мы видим, что новое тело Христа было, во-первых, нетленным, что даёт победу над смертью и право наследовать вечное царство.

2. «Сеется в уничижении, восстаёт в славе» (1Кор. 15:43). Что значит «в славе»?

«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор. 15:40).

Воскреснуть в славе — это значит получить небесное тело. Почему такое тело называется славным, а наше земное тело уничижённым? Слава — это не только сияние, но ещё и избавление от позора, а позор и уничижение на этой земле наши тела испытывают по причине греха. Новое, небесное тело освободится от этого позора, оно безгрешно и поэтому называется славным. Это первая характеристика славного тела, вполне понятная для нас.

Вторая характеристика прославленного тела может оказаться для нас неожиданностью. Апостол Павел говорит в одном из посланий, что «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия » (1Кор. 11:7).

Славное тело — это тело, полностью подобное телу Иисуса Христа. Оно даёт человеку возможность быть восстановленным, совершенным образом Божьим. Вот что значит воскреснуть во славе.

В-третьих, Господь воскрес в силе (1Кор. 15:43). Что здесь имеется в виду? Сила — это отсутствие всякой немощи. Но что такое немощь? Немощь — это болезни. Что же сделает Господь с нашими немощами?

«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

Вот что значит воскреснуть в силе. Никакие болезни, никакие немощи, никакие скорби уже не смогут взять верх над человеком. Сила Божья будет побеждать и победит в таком теле.

В-четвёртых, это будет тело духовное: «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1Кор. 15:44). Тело духовное свободно от ограничений плоти, свободно от физических законов, например, от закона земного притяжения, и от других земных ограничений. Вы помните, что воскресший Иисус вошёл в горницу и стал посреди учеников, когда двери были заперты. В Своём прежнем теле, в теле душевном, Он так не делал ни разу. В новом теле Он неожиданно появляется и неожиданно исчезает. Для Него нет никаких преград. Значит, духовное тело не связано никакими физическими законами, оно живёт по законам духа. Не менее важна и другая его особенность: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Каждому ясно, что наше физическое тело бывает очень строптивым и непокорным. В нём живёт грех. Для нас самая большая проблема — это справиться со своей плотью. Но новое тело будет совершенно и абсолютно подвластно нашему духу. Вторая характеристика духовного тела — это полнейшая гармония тела и духа. Представьте только, что тогда не будет никаких противоречий, никакой внутренней борьбы. Это тело будет послушно одной только нашей мысли или малейшему движению сердца. Жить в таком теле означает полноту блаженства. Вот, в каком теле воскрес наш Господь.

В заключение хочется сказать нечто практически ценное и весьма отрадное для каждого христианина.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23).

Если Христос — Первенец из умерших, то это значит, что надо чётко отличать Его воскресение от всех, предшествовавших ему. Но этого ещё мало. Мы видим, какое славное, сильное, нетленное, духовное тело получил Иисус. Обладать таким телом — это ни с чем не сравнимое блаженство. Но для нас очень важно следующее: первенец — это тот, кто стоит на первом месте в ряду последующих за ним; первенцем нельзя назвать единственного. Единородный Сын Божий посредством Своей смерти и воскресения создал Себе семью, Церковь, приобрёл Себе братьев и сестёр. Он стал нашим старшим, первородным братом, а мы, которые стремимся наследовать это воскресение, по милости Божьей, получим точно такое же тело.

Дорогие, мы можем вполне присоединиться к словам христианской песни: «Стоит смиряться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать». Конечно, все вы хорошо наставлены в вопросах учения. Но Апостол Пётр учил напоминанием возбуждать наш чистый смысл (2Петр. 3:1). Это афиняне любили всегда говорить и слушать что-то новенькое (Деян. 17:21), а для нас всё, что касается Иисуса Христа, и особенно Его воскресение, — это всегда самая отрадная весть, которая оживляет наш дух, животворит нашу душу, укрепляет нашу веру. Это та весть, которая наполняет Церковь и ещё многих приведёт в собрание святых. Да будет слава нашему Господу, Отцу, и Сыну, и Духу Святому! Аминь.

Источники:

http://mstud.org/library/d/dobroselsky/22.html
http://ruskline.ru/analitika/2016/05/10/pochemu_iisus_hristos_nazvan_pervencem_iz_umershih/
http://domostroitel.org.ru/propovedi/pervenets-iz-umershikh

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: