Произведения а ф лосева. Философское мировоззрение алексея лосева

Идеал-реалистический символизм» А.Ф. Лосева

Выдающийся русский ученый и философ, «последний классический мыслитель» Алексей Федорович Лосев (1893-1988) – младший современник и последний представитель русской философии Серебряного века. Первые его работы по философии и музыке начинают появляться в печати с 1916 года. Но уже в период с 1927 по 1930 г. в свет выходят книги, возвестившие о существовании выдающегося мыслителя: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Этими работами автор не только «вызвал огонь на себя», не проявляя никакого желания и намерения приспособиться к господствовавшей идеологии, но и откровенно следует принципам философского идеализма, прямо характеризуя марксистскую идеологию как «коммунистическую мифологию», выявляя при этом все ее противоречия.

Только после длительного перерыва он публикует свои новые работы, среди которых «Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и лирика)»(1954), «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957), «Гомер» (1960), «История античной эстетики (ранняя классика)» (1963), «история эстетических категорий» (в соавторстве, 1965), «Введение в общую теорию языковых моделей» (1968), «Проблема символа и реалистическое искусство» (1976), «Эстетика Возрождения» (1978), «Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию» (1982).

Продолжая традиции «метафизики всеединства» Вл. Соловьева, А.Ф. Лосев в своих философских воззрениях органически сочетает феноменологический метод, обоснованный Э. Гуссерлем, с диалектическим методом, имеющим свои истоки у Платона, неоплатоников и в дальнейшем развиваемый Шеллингом и Гегелем. Обладая высочайшей философской эрудицией и культурой, А.Ф. Лосев актуализирует античную философию и учитывает достижения русской философии, особенно Вл. Соловьева, феноменологии и неокантианства для постановки и решения коренных проблем лингвистики, математики, логики, музыки, эстетики, мифологии и самой истории философии, прежде всего античной. Наряду с Вл. Соловьевым, Н.О. Лосским, С.Л. Франком, он является системно мыслящим философом.

Ключевым понятием философии А.Ф. Лосева является «эйдос», в котором для него Платон соединяется с Э. Гуссерлем, а диалектика с феноменологией. Согласно определению самого философа, эйдос – «сущность вещи и лик ее», «смысл ее», «предметная сущность», «умственно осязаемый зрак вещи»[197], явленная сущность[198].

Эйдос – это ключевое, но не начальное понятие философии А.Ф. Лосева. Начальное понятие – это «Перво-единое», которое подобно неоплатоновскому понятию «Единое» и «Всеединству» Вл. Соловьева. Для А.Ф. Лосева же «Перво-единое», в сущности, есть Бог, хотя он называет Бога Богом только в конце «Диалектики мифа». Из «Перво-единого» проистекает все остальное, прежде всего «эйдос», причем проистекает согласно законам диалектики. Именно диалектика, по мнению философа, способна преодолеть недостаток феноменологии Э. Гуссерля, которая ограничивается лишь раскрытием смысла предмета, видением предмета в его эйдосе, «останавливается на статическом фиксировании статически данного смысла вещи»[199]. Феноменология необходима как «до-теоретическое описание», в качестве «первоначального знания вещи как определенной осмысленности», но подлинное философское рассмотрение дается только диалектикой.

Под диалектикой же, в соответствии с классической философской традицией, он понимает развитие как переход в свою противоположность, как движение через противоречие к последующему синтезу. Основной закон диалектики формулируется им следующим образом: «всякое диалектическое определение совершается через противопоставление иному и последующий синтез с ним»[200].

Руководствуясь такой диалектикой, А.Ф. Лосев не ограничивает мир идеальным эйдосом. Идеальное предполагает существование «иного» – материального. Однако неприятие им материализма вызвано отнюдь не отрицанием материального. Философ сам признает это существование, но отрицает материалистическую философию, поскольку она, вопреки диалектике, будто бы совершенно отрицает «идеальный мир». В «Философии имени» он рисует картину мира с точки зрения «материалистической мифологии»: «мир, в котором отсутствует сознание и душа, ибо все это – лишь одна из многочисленных функций материи наряду с электричеством и теплотой ; мир, в котором мы – лишь незаметная песчинка, никому не нужная и затерявшаяся в бездне и пучине таких же песчинок, как и наша земля мир, в котором все смертно и ничтожно, но велико будущее человечества, воздвигаемое как механистическая и бездушная вселенная, на вселенском кладбище людей, превратившихся в мешки с червяками, где единственной нашей целью должно быть твердое и неукоснительное движение вперед против души, сознания, религии и проч. дурмана, мир-труп, которому обязаны мы служить верой и правдой и отдать свою жизнь во имя общего…»[201].

А.Ф. Лосев не принимает «т.н. диалектический материализм, кладущий в основу бытия материю», поскольку «материи, в смысле категории, принадлежит роль совершенно такая же, как и идее», и «особый идеальный мир есть д и а л е к т и ч е с к а я необходимость»[202]. Здесь он выступает против абсолютной противоположности идеализма и философского материализма. Образцом для него в этом отношении является Вл. Соловьев, мировоззрение которого характеризуется А.Ф. Лосевым и как идеализм, и как материализм, утверждающий красоту материи.

Для мировоззрения А.Ф. Лосева показательным является понимание чуда. Для него чудо не есть «вмешательство высшей Силы или высших сил», по его мнению, «чудо вовсе не есть нарушение законов природы. Не нарушение законов природы есть чудо, а, наоборот, установление и оправдание, их осмысление»[203].

Философия А.Ф. Лосева носит символический характер, поскольку для него мир – это система выражений: Перво-единое как сущность выражена в эйдосе, эйдос – в мифе, миф – в символе, символ – в личности, личность – в энергии сущности, энергия сущности – в имени. Но «символ» – это не только элемент системы, он еще и принцип ее образования, поскольку само «выражение есть символ». Следовательно, символ как выражение «есть соотнесенность смысла с инобытием»[204]. Поэтому А.Ф. Лосев символически трактует и миф, и искусство, и личность, и имя.

В начале прошлого века символизм был влиятельным художественно-философским течением в России, поэтому сам по себе он еще не свидетельствует об оригинальности концепции А.Ф. Лосева. Но, пожалуй, ни у кого из представителей этого направления символическая философия не имела такого глубокого философско-теоретического обоснования, как у А.Ф. Лосева. Он мечтает конкретизировать эту философию, проведя ее через различные области знания, однако исполнить этот замысел ему не удается по причинам от философии далеким. Но то, что им было сделано в области истории философии, эстетики, мифологии, лингвистики, не только не утратило своего значения, но и обрело новую актуальность в связи с развитием семиотики и аксиологии.

Хотя А.Ф. Лосев и не писал специальных богословских произведений, его философские труды обладают значительными теологическими потенциями. Он следует православной доктрине энергетизма, согласно которой сотворенный Богом мир причастен Богу не по сущности, а по энергии. Противостоя разгулу вульгарного атеизма, автор «Диалектики мифа» с отчаянной смелостью отстаивает принципы и обряды православия в его исконно-традиционных формах. В конце этой работы он даже набрасывает проект «Абсолютной мифологии», реализация которого могла бы превратить его автора в православного богослова, опирающегося на богатство всей философской культуры. Однако А.Ф. Лосев не стал богословом, хотя, несомненно, продолжал быть православным христианином, не афишируя своей религиозности.

Лосев, Алексей Фёдорович

Содержание

Биография

В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

Читать еще:  К чему снятся народные гуляния. К чему снится Гулянка? Доход или разбитые надежды

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены [1] [2] .

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, А. Ф. Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист» [3] .

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в ХХ веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.

Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего [3] .

После смерти Сталина у Лосева опять появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии [4] .

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Д. С. Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Лосев писал также монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978) [4] .

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные ученые, философы, деятели искусства. Среди исследователей более старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Правительство вело двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного [1] .

В 1980-х годах тяжело больной Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие [1] .

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

А. Ф. Лосев был практически слепым и различал только свет и тьму. Наряду с другими учёными он является примером того, как при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся результатов. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Скончался 24 мая 1988. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сохранение наследия

В Москве на улице Арбат, дом 33 работает библиотека истории русской философии и культуры«Дом А. Ф. Лосева». Работу по сохранению творческого наследия философа руководит сотрудница и последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи.

23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.

Крупные сочинения: монографии, учебники, повести

  • Исследования по философии и психологии мышления. Написано в 1915—1919 гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999.
  • Философия имени. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Античный космос и современная наука. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927.
  • Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928.
  • Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929.
  • Очерки античного символизма и мифологии. Т.1 [2-й том не был создан]. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930.
  • Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997) [5] .
  • Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров [6] ). 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001.
  • Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты [7] .
  • Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933.
  • [Встреча]: Повесть. Название дано А. А. Тахо-Годи. Написана в 1933.
  • Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.
  • Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933—1934. 1-е изд.: Москва. 1993. № 4-8.
  • Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.
  • Диалектические основы математики. Написано к 1936 г. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999.
  • Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков, М.: Фолио, Эксмо, 2005.
  • Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
  • Жизнь: Повесть. Написана не ранее лета 1942. [8] .
  • Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии. 1-е изд.: Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 72. Вып. 3. М.: МПГИ им. Ленина, 1953.
  • (Совм. с А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Греческая трагедия. 1-е изд.: М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953.
  • Эстетическая терминология ранней греческой литературы. 1-е изд: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МПГИ им. Ленина, 1954. С. 37-262.
  • Введение в античную мифологию. 1-е изд.: Ученые записки Сталинабадского Государственного педагогического института. Филологическая серия. Сталинабад: СГПИ, 1954. Вып. 5. С. 193—306.
  • Античная мифология в её историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957.
  • Гомер. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1960.
  • Античная музыкальная эстетика. 1-е изд.: М.: Музгиз, 1960.
  • Введение в общую теорию языковых моделей. 1-е изд.: М.: МГПИ им. Ленина, 1968.
  • История античной эстетики. Ранняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1963.
  • (Совм. с В. П. Шестаковым). История эстетических категорий. 1-е изд.: М.: Искусство, 1965.
  • История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд.: М.: Искусство, 1968.
  • Проблема Вагнера в прошлом и настоящем. 1-е изд.: Вопросы эстетики. М., 1968. Вып. 8. С. 67-196.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи, А. А. Сонкиной, Н. А. Тимофеевой, Н. М. Черемухиной). Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973.
  • (Совм. с М. А. Тахо-Годи). Эстетика природы: Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. Написано в 1970- гг. [9] 1-е изд: Киев, Collegium, 1998.
  • История античной эстетики. Высокая классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1974.
  • История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975.
  • Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976.
  • Античная философия истории. 1-е изд.: М.: Наука, 1977.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи) Платон. Жизнеописание. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1977. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».
  • Эстетика Возрождения. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978.
  • История античной эстетики. Ранний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1979.
  • Эллинистически-римская эстетика. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1979.
  • История античной эстетики. Поздний эллинизм. 1-е изд.: М.: Искусство, 1980.
  • Диоген Лаэрций — историк античной философии. 1-е изд.: М.: Наука, 1981.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи) Аристотель. Жизни и смысл. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1982. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель».
  • Вл. Соловьев. [Основная часть работы — большие фрагменты из создававшейся параллельно объемной монографии «Владимир Соловьев и его время»]. 1-е изд.: М.: Мысль, 1983.
  • История античной эстетики. Последние века. 1-е изд.: М.: Искусство, 1988.
  • Дерзание духа. 1-е изд.: М.: Политиздат, 1988.
  • История античной философии: в конспективном изложении. 1-е изд.: М.: Мысль, 1989.
  • Владимир Соловьев и его время. 1-е изд.: М.: Прогресс, 1990.
  • История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.
  • (Совм. с А. А. Тахо-Годи). Боги и герои Древней Греции. 1-е изд.: М.: Слово, 2002.
Читать еще:  Поведение женщины телец в любви и отношениях. Женщина-Телец: характеристика, основные черты, подходящий партнер

Важнейшие статьи

  • Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология
  • Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16—17 июня 1909)
  • Г. С. Сковорода в истории русской культуры
  • Двенадцать тезисов об античной культуре
  • Диалектика творческого акта
  • [Дополнения к «Диалектике мифа»], в том числе «Миф — развёрнутое магическое имя»
  • Имяславие / перевод: с немецкого А. Г. Вашестова
  • Имяславие и платонизм
  • Критические заметки о буржуазной математической логике
  • Первозданная Сущность
  • Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы
  • Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского
  • Средневековая диалектика
  • Творческий путь Владимира Соловьева
  • Философия культуры
  • Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984)
  • Эстетика природы
  • Эстетическая терминология Платона

Основные сборники произведений Лосева

В данном разделе перечислены наиболее значимые сборники с текстами Лосева.

  • Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. («Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа»)
  • Страсть к диалектике. М.: Сов. писатель, 1990. («В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний)», «Русская философия», «Жизненный путь Вл. Соловьева», «Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева», «Мировоззрение Скрябина», «Письма из неволи (1930—1933)»)
  • Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991. («Диалектика мифа» и др.)
  • Бытие. имя. Космос. М.: Мысль, 1993. («Эрос у Платона», «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Вещь и имя»)
  • Жизнь: Повести, рассказы, письма. Спб.: Издательство АО «Комплект», 1993.
  • Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. («Платон. Жизнеописание», «Аристотель. Жизнь и смысл»)
  • Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. («Диалектика мифа», «Миф — развернутое магическое имя», «Первозданная сущность», «Самое Само», «Критика платонизма у Аристотеля», «Диалектика числа у Платона»)
  • Словарь античной философии. М.: Мир идей; Акрон, 1995. (Статьи, написанные для 4-го и 5-го томов «Философской Энциклопедии»)
  • Форма. Стиль. выражение. М.: Мысль, 1996. (Статьи)
  • Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. («Античная мифология в её историческом развитии», «Теогония и космогония»)
  • Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. («Диалектические основы математики», «О методе бесконечно малых в логике», «Некоторые элементарные размышления к вопросу о логических исчислениях бесконечно малых», «математика и диалектика»)
  • Имя. СПб.: Алетейа, 1997. («Вещи и имя» и др.)
  • Мне было 19 лет: Дневники, письма, проза. М.: Русские словари, 1997.
  • Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999. («Исследования по философии и психологии мышления», статьи)
  • Самое само. М.: Эксмо-Пресс, 1999. («Философия имени», «Диалектика мифа», «Самое само»)
  • Я сослан в XX век. М.: Время, 2002. (Повести и рассказы)
  • Высший синтез. М.: ЧеРо,, 2005. (Статьи 1910—1920-х годов)
  • Лосев А. Ф., Лосева В. М. Радость на веки: Переписка лагерных времен. М.: Русский путь, 2005. (Письма, стихи)
  • Алексей Федорович Лосев: Из творческого наследия, современники о мыслителе. М.: Русский мир, 2007.
  • Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Спб.: Алетейя, 2007. (Статьи)
  • Вещь и имя. Самое само. М.: Издательство Олега Абышко, 2008.
  • Имяславие. Ареопагитский корпус. М.: Изд-во Олега Абышко, 2009. (Статьи)

Философское мировоззрение Алексея Лосева

Лосева называли последним русским философом эпохи Серебряного века.

А.Ф. Лосева считают учёным энциклопедического типа, редкостного для науки XX в., основанной на дифференцированности разных научных областей. Однако его энциклопедизм не результат формальной эрудиции и механического соединения отдельных научных областей. Его философские воззрения корнями уходят в философию всеединства Владимира Соловьёва. Ещё юношей он написал работу “Высший синтез как счастье и ведение”, в которой утверждал единение науки, философии, религии, искусства и морали. Целостное восприятие мира сохранялось у него всю жизнь.

Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.), мыслитель, философ, историк философии и эстетики. Родился в Новочеркасске, где окончил гимназию, в которой находился храм в честь святых Кирилла и Мефодия — покровителей философии и филологии. Учился на отделении философии и классической филологии историко-филологического факультета Московского университета. В 1919 г. Лосева избирают профессором классической филологии Нижегородского университета, а затем действительным членом Академии художественных наук и профессором Государственного университета музыкальных наук. В начале 1920-х гг. расширяется круг философских интересов и общений Лосева: психологическое общество при Московском университете, религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, философский кружок имени Лопатина, Вольная академия духовной культуры, включая таких деятелей русского религиозного возрождения, как В.И. Иванов, H.A. Бердяев, П.А. Флоренский и других. С 1922 по 1929 г. Лосев преподавал эстетику в Московской консерватории, где общался с преподававшими там же известными музыкантами и математиками М.Ф. Гнесиным и С.Г. Нейгаузом, H.H. Лузиным и Д.Ф. Егоровым. Именно в это время у него выходит в свет цикл философских сочинений: “Античный космос и современная наука”, “Музыка как предмет логики”, “Философия имени”, “Диалектика числа у Плотина”, “Диалектика художественной формы”, “Критика платонизма у Аристотеля”, “Очерки античного символизма”, знаменитая “Диалектика мифа”. Русская эмиграция воспринимала выход книг Лосева как свидетельство великой жизни духа, ещё живой даже в советской России. В английском журнале Journal of Philosophical Studies в обзоре русской философии в 1931 г. N. Duddington сообщила “плохие вести” о философе Лосеве, “которым могла бы гордиться Россия”: за свои глубокие метафизические труды, объявленные контрреволюционными, “он сослан в северную Сибирь”. Действительно, после выхода “Диалектики мифа” в 1930 г. появились публикации Л.М. Кагановича, М. Горького и других авторов с её резкой критикой, в которых философ характеризовался как мракобес, реакционер, черносотенец и монархист. Кроме этого он был осуждён на XVI партсъезде ВКП (б) Кагановичем как классовый враг, а 18 апреля 1930 г. арестован и приговорён к 10 годам лагерей; его супругу арестовали спустя два месяца, приговорив к 5 годам лагерей. Заключение Лосев отбывал на Свири и Беломорстрое, однако раскаяния за свои философские суждения не испытывал. В 1932 г. он писал из лагеря жене: “В те годы я стихийно рос как философ и трудно было (да и нужно ли?) держать себя в обручах советской цензуры”. “Я задыхался от невозможности выразиться и высказаться”. “Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветающую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности”. В 1933 г. в связи с завершением строительства Беломорканала по инвалидности (Лосев почти ослеп) он был освобождён и восстановлен в гражданских правах со снятием судимости. Однако ЦК ВКП(б) наложил запрет на его занятия философией, разрешив лишь античную эстетику и мифологию, вдобавок к этому его просто нигде не печатали. Он переводил Платона, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла, Николая Кузанского, преподавал античную литературу, принимал экзамены в провинции, иногда в Москве. В 1941 г. в его дом на Воздвиженке 13, где он жил, попала фугасная бомба, дом был полностью разрушен. С философского факультета МГУ, где в 1942-1944 гг. Лосев был профессором, защитив по совокупности трудов в 1943 г. докторскую диссертацию по филологии, он был уволен по доносу, как идеалист. Принятый в МГПИ на филологический факультет, он проработал там до последних дней. Печатать А.Ф. Лосева стали лишь после смерти Сталина. В списке его трудов более 800 позиций, из них более 40 — монографии. Делом жизни Лосева явилось новое “восьмикнижие” — VIII томов в 10 книгах “История античной эстетики” (1963-1994 гг.), из которых тома с I по VI удостоены в 1996 г. Государственной премии Российской Федерации. Труды по эстетике включают также “Эстетику возрождения” (1978 г., 1982 г., 1998 г.) и “Эллинистически-римскую эстетику 1-11 вв. н.э.” (1979 г., 2002 г.). Кроме этих трудов можно отметить “Проблему символа и реалистическое искусство”, “Владимир Соловьёв и его время”. Частично сохранился архив, из которого сегодня печатаются новые материалы. В 1995 г. из Центрального архива ФСБ РФ в него переданы изъятые при аресте рукописи — 2350 страниц.

Читать еще:  Значение имени игорь павлов. Значение имени Игорь

Алексей Фёдорович был физически крепким человеком, но после пожара на даче философа Александра Георгиевича Спиркина 12 августа 1986 г., где он много лет жил, встречался с друзьями и трудился, сильно сдал и к прежней активности не вернулся. Умер А.Ф. Лосев в День памяти святых Кирилла и Мефодия два года спустя, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Дом на Арбате, где он провёл 50 лет своей 94-летней жизни, является памятником истории культуры, на нём прикреплена памятная охранная доска: “Дом А.Ф. Лосева”. Здесь находится открытая в 2004 г. Государственная библиотека истории русской философии и культуры, а в 2006 г. во дворе дома по постановлению правительства Москвы был открыт памятник Алексею Фёдоровичу Лосеву. Периодически научная и философская общественность проводят чтения, посвященные А.Ф. Лосеву, а в год 20-летия со дня смерти философа его вспоминали не только в России, но и во Франции. В Париже в течение 2008 г. проходил семинар, посвященный лосевской “Диалектике мифа”, организованный парижской ассоциацией памяти Владимира Соловьёва, осенью в Бордо прошла международная научная конференция “Творческое наследие А.Ф. Лосева в контексте европейской культуры”.

Философское мировоззрение А. Лосева формировалось также на основе учения Платона. Первой публикацией, излагающей концепцию платонизма, была статья “Эрос у Платона” (1916 г.). Сквозь призму платонизма он воспринимал самые различные проявления мировой и отечественной культуры: музыку и математику; всё богатство взглядов Ф. Достоевского и Вл. Соловьёва, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, Ф. Ницше и А. Бергсона, П. Наторпа и Э. Кассирера; физические теории X. Лоренца и А. Эйнштейна.

Основная философская мысль А. Лосева выражена в его главной работе — “Философия имени”. В ней он сделал своеобразный синтез феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского “Парменида”, Лосев положил в основание преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив её в универсальную диалектику. “Феноменология имени” генетически была связана со спорами об имеславии начала XX в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа природы “имени” или “слова” (67 категорий). Для А. Лосева имя было особым местом встречи “смысла” человеческой мысли и имманентного “смысла” предметного бытия. Он утверждал, что всё в мире, включая и неживую природу, есть смысл и потому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружение смысла. Имя в своём законченном выражении понималось как “идея”, улавливающая и очерчивающая “эйдос”, существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя приобретает, когда охватывает и сокровенный “мистический” слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадала с диалектикой самосознания бытия и философией вообще, так как имя, понятое онтологически, являлось вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.

В своих философских работах, до запрета ЦК ВКП(б) заниматься философией, А. Лосев отрицательно относился к противопоставлению идеализма и материализма. Главная философская мысль — единство идеи и материи, духа и материи, бытия и сознания. Идея одухотворяет материю, материя создаёт плоть идеи, так сказать овеществляет дух. В своих поздних работах он предпринял попытку в определённой мере сблизить своё философское учение с марксизмом, но органического синтеза не получилось, потому что оказалось невозможным совместить стиль чистого философствования с жестко идеологизированной системой марксизма тех лет.

В 1950—1980-х гг. А. Лосев вновь попытался обратиться к философии мифа, языка и символа. Это мы можем констатировать только как факт, потому как его лингвофилософские воззрения ещё недостаточно изучены. Крупный лингвист и логик, профессор Йельского университета США Себастьян Шаумян считал, что “закон полисемии Лосева есть самое важное открытие со времени 1930-х годов. “. К концу жизни А.Ф. Лосев получил возможность вернуться к русской философии. Он издал небольшую, но имевшую огромный резонанс первую книгу о Владимире Соловьёве за всё время Советской власти, правда она была запрещена в больших городах СССР и отправлена в отдалённые районы Севера страны, Средней Азии и Дальнего Востока. А. Лосев считал Вл. Соловьёва своим учителем и перед смертью закончил большой том “Владимир Соловьёв и его время”.

В целом философское наследие А.Ф. Лосева представляет кладезь мыслей фундаментального значения, долгое время находившихся под советским запретом или просто, по партийному указу “сверху”, замалчивавшихся. Основу его составляют онтология, частично аксиология, а также история философии и эстетики.

Источники:

http://studopedia.ru/9_161781_ideal-realisticheskiy-simvolizm-af-loseva.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10337
http://studme.org/1767092117741/filosofiya/filosofskoe_mirovozzrenie_alekseya_loseva

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: